Научная статья на тему 'Инновационные образовательные технологии в непрерывном медицинском образовании врачей'

Инновационные образовательные технологии в непрерывном медицинском образовании врачей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
205
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные образовательные технологии в непрерывном медицинском образовании врачей»

ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ «ИННОВАЦИОННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ»

МОСКВА, 26-27 СЕНТЯБРЯ 2013 г.

Егорова И.А.1, Шевченко С.Б.1, Куличенко В.П.1, Казаков В.Ф.2, Турзин П.С.2 Инновационные образовательные технологии в непрерывном медицинском образовании врачей

1Главное медицинское управление Управления делами Президента Российской Федерации, Москва 2ФГБУ«Учебно-научный медицинский центр» Управления делами Президента Российской Федерации, Москва

Здоровье граждан в значительной степени определяется качеством оказываемой им медицинской помощи, которое в свою очередь в немалой степени зависит от уровня квалификации медицинских кадров, характеризующей успешность выполнения ими профессиональной деятельности.

В настоящее время сформирован новый подход к непрерывному медицинскому образованию врачей (НМО), заключающийся в органичном сочетании послевузовского, дополнительного профессионального и самостоятельного образования в целенаправленном процессе повышения уровня последипломного образования, как в теоретическом, так и в практическом плане. Этот процесс должен не прекращаться на протяжении всей жизни врача, помогая ему оставаться хорошим специалистом, ежегодно повышающим свою квалификацию.

Приказами Минздравсоцразвития России от 05.12.2011 № 1475н и № 1476н регламентированы федеральные государственные требования к структуре основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования (ординатура) и (интернатура). Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н утверждены порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам. Приказом Минобрнауки России от 16.03.2011 № 1365 регламентированы федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

В связи с этим в ФГБУ «Учебно-научный медицинский центр» Управления делами Президента Российской Федерации (ФГБУ УНМЦ) разработан и реализован комплекс современных образовательных медицинских технологий, направленных на совершенствование системы послевузовского и дополнительного профессионального образования медицинских работников подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации медицинских организаций, включающий:

1) Технологии электронного обучения с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Для этого в 2012 г. создана Электронная медицинская библиотека, фонд которой составляет около 200 полнотекстовых электронных материалов и около 100 авторских страниц. Пополняется электронная медицинская библиотека научными, методическими и учебными материалами кафедрами ФГБУ УНМЦ, а также за счет приобретения электронных версий книг через библиотечный коллектор. Организована подписка на доступ к электронной библиотеке «Консультант врача» («ГЭОТАР-Медиа»). Читателям предоставлена возможность создания паролей для дистанционного доступа к электронной библиотеке. В читальном зале предоставлен доступ пользователей к электронной библиотеке с организацией компьютеризированных рабочих мест, подключенных к сети Интернет.

2) Дистанционные образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии с обучающимися. Сформирован комплекс технических средств, позволяющих использовать дис-

1541 Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013

блок МОИПР 2 2013лл<М 154 25.12.2013 18:08:10

Тезисы конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине»

Москва, 26-27 сентября 2013 г.

танционные образовательные технологии при всех формах получения послевузовского и дополнительного профессионального образования (в процессе проведения различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля и промежуточной аттестации) сотрудников подведомственных медицинских организаций, расположенных как в городе Москве, так и в различных регионах страны.

3) Симуляционные образовательные технологии.

На базе ФГБУ «УНМЦ» в 2010 г, основываясь на ключевые принципы передового международного опыта создан и успешно функционирует учебный научно-практический «Центр инновационной стоматологии» для централизованного методического обеспечения непрерывного профессионального обучения и инновационного развития стоматологической службы.

На базе ФГБУ УНМЦ в 2011 г. создан и эффективно функционирует первый в стране муль-тидисциплинарный «Медицинский аттестационно-симуляционный центр», оборудованный комплексами с высокой степенью реалистичности, позволяющий обеспечить современное системное виртуальное обучение по формированию профессиональных практических, коммуникативных и деонтологических умений и навыков у медицинских работников, а также их аттестацию без необходимости присутствия пациентов. При виртуальном обучении используется общемировой опыт и применяются перспективные образовательные концепции и уникальные медиатехнологии.

4) Сетевую форму реализации образовательных программ в виде практической подготовки лиц, получающих профессиональное образование в ФГБУ УНМЦ, путем осуществления ими медицинской деятельности в подведомственных, оснащенных самым современным оборудованием, медицинских организациях, являющихся клиническими базами кафедр.

Применение новых образовательных технологий, соответствующих реальным потребностям практической медицины и обеспечивающих объективные оценки их применения, в процессе непрерывного медицинского образования работников подведомственных медицинских учреждений, приводит к значительному повышению их квалификации и уверенности в собственных силах, для того чтобы применять полученные знания, умения и навыки в клинической практике.

Шестак Н.В.

Симуляционные технологии в непрерывном медицинском образовании при реализации концепции конвергентности

ГБОУДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, Москва

В основе новой системы организации науки и образования лежит концепция конвергентности. Понятие «convergence» (конвергенция) переводится как «схождение в одной точке». В современном тезаурусе «конвергенция» трактуется как объединение, взаимопроникновение наук и технологий. Причиной такого взаимопроникновения можно считать появление информационных технологий, которые применяются во всех отраслях науки, производства, культуры.

Симуляционные обучающие технологии в медицине являются непременной частью современной образовательной среды, отвечающей требованиям инновационности при формировании компетентного врача. Роль симуляционных обучающих технологий проявляется не только в приобретении мастерства без риска для пациента и в объективной оценке выполняемых манипуляций, но и в обеспечении конвергентного эффекта в процессе создания образовательной среды, так как они применяются в рамках междисципли-

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 [155]

блок_МОИПР_2_2013.шМ 155

25.12.2013 18:08:10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.