ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2024-90-96 УДК 614.2
симуляционное обучение:
ключевой элемент профессиональной
подготовки медицинских работников в контексте аккредитации
Т.Б. Свиридова 1 : , Р.Г. Макиев 2
1 Филиал федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве, г. Москва, Россия;
2 Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Россия.
http://orcid.org/0000-0002-9918-5118; http://orcid.org/0000-0002-2180-6885.
И Автор для корреспонденции: Свиридова Т.Б.
АННОТАЦИЯ
В статье показана значимость симуляционного обучения при подготовке к процедуре первичной специализированной аккредитации медицинских специалистов.
Введение. Симуляционное обучение набирает свою популярность и постепенно становится одним из самых важных инструментов в медицинском образовании. Оно не только повышает качество обучения, но и делает его более конкурентоспособным. Благодаря отработке профессиональных навыков, в том числе по принятию решений, по заранее симулированным сценариям, слушатели и практикующие медицинские работники (врачи, фельдшеры, медицинские сестры) получают не только мотивацию, но и интерес к овладению практическими навыками. В дальнейшем они смогут применять эти навыки в своей профессиональной деятельности. Обучение в симулированных условиях также позволяет медицинским работникам подготовится к процедуре аккредитации (первичной, первично-специализированной).
Целью данной статьи является описание опыта применения симуляцинного обучения в подготовке слушателей дополнительного профессионального образования (ДПО) на кафедре (управления сестринской деятельностью) филиала Военно-медицинской академии в г. Москве к процедуре первичной специализированной аккредитации (ПСА).
Материалы и методы. Мы проанализировали результаты проведения процедуры первичной специализированной аккредитации по специальности «лечебное дело» и «сестринское дело» слушателей, которые проходили обучение на кафедре (управления сестринской деятельностью) в филиале Военно-медицинской академии в г. Москве в период с сентября 2021 г. по декабрь 2023 г. и все практические навыки отрабатывали в симулированных условиях.
Результаты. Анализ итоговых таблиц с результатами прохождения процедуры аккредитации медицинских сестер и фельдшеров позволяют сделать вывод, что все обучающиеся в симуляционном центре успешно прошли процедуру аккредитации, тренировочные занятия обеспечивают слушателям высокий уровень подготовки, необходимый для успешного прохождения аккредитации.
Выводы. Симуляционное обучение является неотъемлемой частью современных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации для медицинских работников. Это мощный инструмент, который помогает подготовить профессиональных медицинских работников к реалиям современной практической деятельности. Студенты и слушатели, прошедшие такое обучение, демонстрируют более высокий уровень знаний, умений и навыков, чем те, кто получает традиционное образование.
Ключевые слова: симуляционное обучение, профессиональная подготовка, симуляционное оборудование, первично-специализированная аккредитация, организация здравоохранения.
Для цитирования: Свиридова Т.Б., Макиев Р.Г. Симуляционное обучение: ключевой элемент профессиональной подготовки медицинских работников в контексте аккредитации. Менеджер здравоохранения. 2024; 7:90-96. DOI: 10.21045/1811-01852024-90-96
© Свиридова Т.Б, Макиев Р.Г., 2024 г.
Менеджер
здравоохранения /
Мападег №7
2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2024
Введение
различные сферы деятельности человека, включая образование и медицину, все больше проникают цифровые технологии, в том числе виртуальные, позволяющие моделировать заранее созданные ситуации. Сегодня подобное виртуальное моделирование (симулирование) ситуаций активно применяется и хорошо зарекомендовало себя в обучении. Особенно важное место занимает симуляционное обучение в современном медицинском образовании. Медицинские работники, студенты и слушатели имеют возможность пользоваться различными техническими средствами обучения: фантомами, муляжами, тренажерами и виртуальными симуляторами. Эти инструменты дают возможность им моделировать различные процессы, клинические ситуации и другие аспекты профессиональной деятельностью с высокой точностью, что, в свою очередь, позволяет им отрабатывать необходимые навыки с максимальной приближённостью к реальным масштабам, усилиям, ощущениям обратной связи и пр.
Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами. Симуляционное обучение позволяет медицинским работникам совершенствовать навыки и принимать решения в контролируемой среде, что снижает риск ошибок при работе с реальными пациентами. Слушатели и медицинские работники могут обучаться и совершенствоваться в условиях, максимально приближенных к реальным, при этом не подвергая пациентов опасности, а также проходить подготовку к процедуре первичной и первично-специализированной аккредитации, что определяет их допуск к медицинской деятельности.
Целью данной статьи является описание опыта применения симуляцинного обучения в подготовке слушателей ДПО на кафедре (управления сестринской деятельностью) филиала Военно-медицинской академии в г. Москве к процедуре первично-специализированной аккредитации.
□сновная часть
Введение симуляционного обучения в образовательные программы является необходимым и актуальным обучающим компонентом. По мнению Редненко В.В., «Симуляционное обучение позволяет студентам и медицинским работникам практиковать навыки и решать клинические сценарии в контролируемой и безопасной среде, что способствует повышению качества медицинской помощи и безопасности для пациентов» [1].
Необходимо определиться с понятием «симуляционное обучение», по мнению Найговзиной Н.Б., «...это технология обучения и оценки профессиональных компетенций, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы» [2].
Для успешного освоения обучающимися необходимых компетенций Сафронова Т.Н. предлагает применение технологии симуляционного обучения, где «.симуляционное обучение - это интерактивный вид деятельности через погружение в среду путем воссоздания реальной клинической ситуации. Симуляционное обучение представляет собой активный процесс, в ходе которого обучающийся связывает теоретические знания и практические навыки» [3].
Полянская Н.А. с соавторами в своей статье пишет, что практики и работодатели говорят о недостаточном уровне овладения клиническими навыками у выпускников медицинских образовательных учреждений. Руководители учебных заведений, включая медицинские училища, колледжи и высшие учебные заведения, также отмечают эту проблему. Обучение медицинским процедурам является сложной задачей, особенно учитывая потенциальную опасность, которую несут инвазивные манипуляции. Из-за высокого риска, связанного с инвазив-ными методами лечения, процесс обучения и освоения этих навыков требует особого внимания. В этом ракурсе симуляционное обучение ценится за способность создавать приближенные к реальности условия и снижать реальный риск для пациентов. Сложные элементы медицинских процедур могут многократно повторяться, и у обучающихся формируется компетентность благодаря возможности повторять и отрабатывать практический навык, а затем в безлопастной среде делать соответствующие выводы [4].
В этой связи образовательные организации стали интенсивно внедрять в программы обучения симуляционные модули или циклы, которые реализуются в симуляционных центрах (классах). Симу-ляционный центр - это инновационный комплекс, предназначенный для доклинической подготовки медицинских работников [5]. Он ориентирован на практическую деятельность и включает использование симуляционного оборудования. Внутри центра создаются условия, позволяющие воспроизвести различные клинические ситуации. Это помогает студентам, слушателям и ординаторам научиться принимать решения в различных ситуациях, как
С
#хс
№7 Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
обычных, так и нестандартных. Воспроизводя условия, которые могут встретиться им в будущей профессиональной деятельности, медицинские работники получают ценный опыт и уверенность в своих профессиональных навыках.
В 2019 г. филиал Военно-медицинской академии в г. Москве открыл симуляционный центр, который используется для отработки практических навыков медицинскими работниками (ординаторами, врачами, фельдшерами, медицинскими сёстра-ми, санитарными инструкторами). В данном центре создана специальная инфраструктура, которая предназначена для эффективной симуляции различных медицинских ситуаций.
Следует отметить, что подготовка специалистов для военной медицины особенно часто встречается с трудностями при отработке профессиональных навыков оказания медицинской помощи в условиях максимально приближенных к реальным, в том числе в период проведения военных операций. Отработка способности принимать оптимальные клинические решения и выполнять манипуляции в специально смоделированных условиях, позволяют заранее, до момента, когда военный медик окажется в ситуации, не позволяющей рассчитывать на помощь коллег, научиться правильно организовывать и осуществлять процесс медицинской помощи.
По нашему мнению, симуляционное обучение не может полностью заменить клиническое обучение, но может быть использовано в дополнение к нему. Такое обучение предоставляет возможность исполнить компоненты, которые не могут быть реализованы в клинических условиях из-за организационных, технических и юридических ограничений. Этические причины также играют важную роль в решении данного вопроса.
В свете аккредитации медицинских специалистов отработка практических навыков в симуляци-онном центре приобретает особую важность. Изучение медицинского оборудования, тренировка на реалистичных манекенах и симуляторах позволяют медицинским сотрудникам улучшить свои навыки и повысить качество предоставляемой медицинской помощи. Первичная специализированная аккредитация для медицинских сестер и фельдшеров после прохождения профессиональной переподготовки стала необходима в 2020 году.
Мы в своем исследовании изучали группы профессиональной переподготовки специалистов со средним профессиональным образованием по
специальностям «сестринское дело» и «лечебное дело», которые прошли процедуру первично-специализированной аккредитации.
Для определения владения слушателями практическими навыками в соответствии с требованиями профессионального стандарта проводится процедура аккредитации, которая состоит из этапов: тестирование, объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), решение ситуационных задач (кейсов).
При проведении первичной специализированной аккредитации специалистов со средним медицинским образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации по специальности «сестринское дело» необходимо освоить и выполнить определенный перечень практических навыков (внутримышечное введение лекарственного препарата в ягодичную мышцу, внутривенное введение лекарственного препарата (струйно), взятие крови из периферической вены с помощью вакуумной системы, постановка очистительной клизмы, базовая сердечно-легочная реанимация, измерение артериального давления на периферических артериях, проведение электрокардиографии и др.).
Отработка этих навыков является обязательной при прохождении профессиональной переподготовки по специальностям «сестринское дело» и «лечебное дело», они входят в профессиональный модуль учебной программы. Все эти навыки слушатели отрабатывают до автоматизма в условиях симуляционного центра филиала Военно-медицинской академии.
В рамках исследования мы проанализировали результаты проведения процедуры первично-специализированной аккредитации по специальности «лечебное дело» и «сестринское дело» слушателей, которые проходили обучение на кафедре (управления сестринской деятельностью) и все практические навыки отрабатывали в симулированных условиях.
В таблице 1 отражены результаты прохождения процедуры первично-специализированной аккредитации по специальности «лечебное дело».
Общее количество слушателей за 3 года составили 50 человек. Успешно прошли 1-й этап аккредитации 50 человек: из них 46 слушателей завершили ПСА с первой попытки, остальные 3 слушателя прошли аккредитацию со второй попытки, и только 1 человек воспользовался третьей попыткой. Это позволило оценить процент успешного прохождения каждого этапа и выявить потенциальные проблемные моменты на определенных этапах
Менеджер
здравоохранения /
Мапедег № 7
2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2024
Таблица 1
Результаты прохождения процедуры первично-специализированной аккредитации по специальности «лечебное дело»
Годы Всего 1 Этап (тестирование) 2 этап (практический навык) 3 этап (решение ситуационных задач) Итог
слушателей 1 п 2п 3п 1 п 2п 3п 1 п 2п 3п
2021 21 19 2 0 21 0 0 21 0 0 21
2022 20 18 1 1 20 0 0 19 1 0 20
2023 9 9 0 0 9 0 0 7 1 1 9
ИТОГО 50 46 3 1 50 0 0 47 2 1 50
(рис. 1). В процентном соотношении результаты прохождения процедуры первично-специализированной аккредитации по специальности «лечебное дело» распределились следующим образом: 92% прошли ПСА с первой попытки, для 6% понадобилась вторая попытка, 2% слушателей завершили первый этап только с третьей попытки.
Мы проанализировали результаты неуспешного прохождения каждого этапа и определили, что 4 слушателя не смогли пройти тестирование с 1-й попытки, со второй попытки прошли еще 3 слушателя, и 1 слушатель смог пройти ПСА только с 3-й попытки.
Второй этап ПСА (практические навыки) все слушатели прошли с первой попытки. Это говорит о качественной подготовке и отработке навыков, доведённой до автоматизма в условиях симуляционного центра.
Третий этап ПСА (решение ситуационных задач) успешно прошли с первой попытки 47 человек, 2 человека прошли со второй попытки, и только один человек воспользовался третьей попыткой.
В процентном отношении результаты прохождения третьего этапа (решение ситуационных задач)
процедуры первично-специализированной аккредитации по специальности «лечебное дело» распределились следующим образом: 92% прошли ПСА с первой попытки, для 6% слушателей понадобилась вторая попытка, 2% слушателей завершили первый этап только с третьей попытки (рис. 2).
В итоге все 50 слушателей по специальности «лечебное дело» успешно прошли процедуру аккредитации и получили допуск к осуществлению практической деятельности.
Мы также изучили результаты прохождения процедуры первично-специализированной аккредитации по специальности «сестринское дело» (таблица 2.)
Общее количество слушателей за 3 года составило 197 человек. Мы провели оценку успешного прохождения 1-го этапа аккредитации: из 197 слушателей 195 успешно завершили ПСА с первой попытки, остальные 2 слушателя прошли аккредитацию со второй попытки. Это позволило оценить процент успешного прохождения первого этапа аккредитации: 99% слушателей прошли процедуру ПСА с первой попытки, и 1% слушателей воспользовался второй попыткой (рис. 3).
Рис. 1. Процент успешного прохождения 1-го этапа ПСА по специальности «лечебное дело»
Рис. 2. Процент успешного прохождения 3-го этапа ПСА по специальности «лечебное дело»
->
Таблица 2
Результаты прохождения процедуры первично-специализированной аккредитации по специальности «сестринское дело»
Годы Всего 1 Этап (тестирование) 2 этап практически навык) Итог
слушателей 1 п 2п 3п 1 п 2п 3п
2021 59 58 1 0 57 1 0 59
2022 75 74 1 0 75 1 0 75
2023 63 63 0 0 63 0 0 63
ИТОГО 197 195 2 0 195 2 0 197
Рис. 3. Процент успешного прохождения 1-го этапа ПСА по специальности «сестринское дело»
Второй этап ПСА (практический навык) прошли 195 человек с первой попытки, и 2 человека прошли со второй попытки. В процентном отношении слушатели распределились следующим образом: 99% слушателей прошли процедуру ПСА с первой попытки, и 1% слушателей воспользовался второй попыткой (рис. 4).
Результаты
В итоге, все 197 слушателей успешно прошли первично-специализированную аккредитацию и получили допуск к практической деятельности.
Анализируя итоги таблиц с результатами прохождения процедуры аккредитации медицинских сестер и фельдшеров, данные позволяют сделать вывод, что все слушатели, которые проходили обучение в симуляционном центре, успешно прошли процедуру аккредитации. В результате проведения тренировочных занятий в симуляционном центре слушатели достигают максимальной подготовки для прохождения процедуры аккредитации.
Значимость симуляционного обучения в системе подготовки медицинских специалистов филиала ВМедА проявляется в нескольких аспектах.
Рис. 4. Процент успешного прохождения 2-го этапа ПСА по специальности «сестринское дело»
Во-первых, симуляционное обучение позволяет максимально приблизить обучающихся к реальным клиническим ситуациям. Вместо теоретического изучения в обычных учебных аудиториях, слушатели имеют возможность практически совершенствовать свои знания и навыки в симулированных условиях.
Во-вторых, симуляционное обучение способствует развитию командного взаимодействия и принятия решений в экстренных ситуациях. Слушатели во время обучения на практическом занятии работают вместе в командах, симулируя различные сценарии, и тренируются в принятии оперативных решений и координации определенных действий.
В-третьих, симуляционное обучение позволяет оценить эффективность и результативность применяемых методик и процедур. На основе анализа этих данных, преподаватели могут вносить корректировки в программы обучения и улучшать подготовку слушателей.
Таким образом, отработка практических навыков в симуляционном центре является важным фактором, способствующим прохождению процедуры аккредитации и получению допуска к медицинской
деятельности. Она позволяет слушателям развивать и улучшать свои навыки на практике, а также повышать уверенность и готовность к работе в реальной медицинской среде.
Заключение
Внедрение симуляционного обучения в профессиональную подготовку медицинских работников и систему дополнительного профессионального образования становится важным элементом в совершенствовании медицинской помощи.
Системы, которые создают искусственные модели профессиональной деятельности, могут быть эффективными для обучения студентов-медиков и молодых медицинских специалистов, а также активно использоваться в системе дополнительного профессионального образования организаторов здравоохранения и медицинских работников, которые успешно продолжают трудиться на медицинских должностях. Благодаря работе с макетами и «цифровыми двойниками» они получают бесценный опыт, максимально соответствующий реальному медицинскому процессу.
Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии финансирования при проведении исследования. Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи
Вклад авторов. Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors. The authors contributed equally to this article.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Редненко В.В. Симуляционные тренинги в медицине: пособие. / Щастный А.Т., Редненко В.В., Ко-невалова Н.Ю., Артюшевская В.С. и др. - Витебск, ВГМУ: 2022 - 173 с.
2. Найговзина Н.Б. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении / Н.Б. Найговзина [и др.] // Виртуальные технологии в медицине: науч. - практич. журн. - 2013. - № 1 (9). - С. 8.
3. Софронова Т.Н. Симуляционное обучение как современная технология обучения практическим навыкам оказания неотложной помощи // Медицинское образование и ВУЗовская наука. 2018. № 2 (12). С. 66-69.
4. Полянская Н.А, Гетман Н.А., Павлинова Е.Б., Котенко Е.Н., Савченко О.А. Симуляционное обучение как фактор формирования клинических навыков // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 6.; URL: https://saence-education.ru/ru/artide/view?id=31204 (Дата обращения: 04.11.2023).
5. Пасечник И.Н., Скобелев Е.И., Волкова Н.Н., Сальников П.С. Симуляционные технологии в анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2014; (12):4—11.
«КС
REFERENCES
1. Rednenko V.V. Simulation training in medicine: a manual. / Shchastny A.T., Rednenko V.V., Konevalova N.Yu., Artyushevskaya V.S. et al. - Vitebsk, VSMU: 2022. - 173 p.
2. Naigovzina N.B. The All-Russian system of simulation training, testing and certification in healthcare / N.B. Naigovzina [et al.] // Virtual technologies in medicine: scientific and practical journal. - 2013. -№ 1 (9). - P. 8.
3. Sofronova T.N. Simulation training as a modern technology for teaching practical skills in emergency care // Medical education and university science. 2018. No. 2 (12). P. 66-69
4. Polyanskaya N.A., Hetman N.A., Pavlinova E.B., Kotenko E.N., Savchenko O.A. Simulation training as a factor in the formation of clinical skills // Modern problems of science and education. - 2021. - No. 6.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31204 (Accessed: 04.11.2023).
5. Pasechnik I.N., Skobelev E.I, Volkova N.N, Salnikov P.S. Simulation technologies in anesthesiology, intensive care and intensive care. Surgery. The magazine named after N. I . Pirogov. 2014; (12):4—11.
№ 7 Manager
2024 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
о
8
ORIGINAL PAPER
SIMULATION TRAINING: A KEY ELEMENT OF THE PROFESSIONAL TRAINING OF MEDICAL PROFESSIONALS IN THE CONTExT OF ACCREDITATION
T.B. Sviridova 1 R.G. Makiev 2
1 The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the Ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow, Moscow, Russia;
2 Federal State Budgetary Military Educational Institution of Higher Education «Kirov military medical academy» of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, Russia.
El Corresponding author: Sviridova T.B.
ANNOTATION
The article shows the importance of simulation training in preparation for the procedure of primary specialized accreditation of medical specialists.
Introduction. Simulation training is gaining popularity, and is gradually becoming one of the most important tools in medical education. It not only improves the quality of education, but also makes it more competitive. Due to the development of professional skills, including decision-making, according to pre-simulated scenarios, students and practicing medical professionals (doctors, paramedics, nurses) receive not only motivation, but also interest in mastering practical skills. In the future, they will be able to apply these skills in their professional activities. Training in simulated conditions also allows medical professionals to prepare for the accreditation procedure (primary, primary specialized). The purpose of this article is to describe the experience of using simulation training in the preparation of students of additional professional education (DPO) at the Department of Nursing Management of the branch of the Military Medical Academy in Moscow for the procedure of primary specialized accreditation (PSA).
Materials and methods. We analyzed the results of the procedure of primary specialized accreditation in the specialty «medical care» and «nursing» of students who were trained at the department (nursing management) at the branch of the Military Medical Academy in Moscow in the period from September 2021 to December 2023 and practiced all practical skills in simulated conditions. Results. The analysis of the final tables with the results of the accreditation procedure for nurses and paramedics allows us to conclude that all students in the simulation center have successfully passed the accreditation procedure, training sessions provide students with a high level of training necessary for successful accreditation.
Conclusions. Simulation training is an integral part of modern professional retraining and advanced training programs for medical professionals. It is a powerful tool that helps to prepare professional medical professionals for the realities of modern practice. Students and trainees who have completed such training demonstrate a higher level of knowledge, skills and abilities than those who receive traditional education.
Keywords: simulation training, professional training, simulation equipment, primary specialized accreditation, healthcare organization. For citation: Sviridova T.B., Makiev R.G. Simulation training: a key element of professional training of medical workers in the context of accreditation. Manager Zdravookhranenia. 2024; 7:90-96. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-90-96
t
зЯо
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Свиридова Татьяна Борисовна - к-т эконом. наук, доцент, заведующая кафедрой (управления сестринской деятельностью) филиала федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации в г. Москве, г. Москва, Россия. Tatyana B. Sviridova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department (Nursing Management) The branch of the Federal state budgetary military educational institution of higher education «Kirov military medical academy» of the ministry of defense of the Russian Federation in the city of Moscow, Moscow, Russia. E-mail: t-sviridova@mail.ru
Макиев Руслан Гайозович - д-р мед. наук, доцент, заместитель начальника Федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации по учебной работе, г. Москва, Россия.
Ruslan G. Makiev - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Federal State Budgetary Military Educational Institution of Higher Education «Kirov military medical academy « of the Ministry of Defense of the Russian Federation for Academic Affairs, Moscow, Russia. E-mail: moro5555@yandex.ru
Менеджер
здравоохранения /
Maneger № 7
ZdrevoochrBnenÍB 2024