Научная статья на тему 'СИМУЛЬТАННЫЙ ХРОНОТОП В РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ПРОЗЕ 50-80 гг. ХХ ВЕКА'

СИМУЛЬТАННЫЙ ХРОНОТОП В РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ПРОЗЕ 50-80 гг. ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
256
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ПРОЗА 50-80 ГГ. ХХ В. / СИМУЛЬТАННОСТЬ / ХРОНОТОП / ДИСКРЕТНОСТЬ / МОНТАЖ / RUSSIAN CHILDREN'S PROSE IN 1950-1980 YEARS / SIMULTANEITY / CHRONOTOP / DISCRETION / MONTAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Челюканова О. Н.

В статье рассматривается специфика художественного пространства и времени произведений русской детской прозы 50-80 гг. ХХ века. Своеобразие хронотопа, при котором художественное время становится универсальным, позволяет спроецировать эмоционально-событийный ряд на любую историческую эпоху, можно назвать симультанным. Хронотоп, воссоздающий одновременно несколько пространственновременных пластов, или симультанный хронотоп отличительная черта многих произведений детской прозы 50-80 гг. ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULTANEOUS CHRONOTOP IN RUSSIAN CHILDREN'S PROSE IN 1950-1980 YEARS OF THE

The article represents specific character of space and time in Russian children's prose in 1950-1980 years of the ХХ th century. Originality of the chronotop making time of prose universal and able to project emotions and events info any historical epos can be called simultaneous. The chronotop that simultaneously creates several lagans of emotions and events (simultaneous chronotop) is a distinctive feature of many works of Russian children's prose in 1950-1980 years of the ХХ th century.

Текст научной работы на тему «СИМУЛЬТАННЫЙ ХРОНОТОП В РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ПРОЗЕ 50-80 гг. ХХ ВЕКА»

Библиографический список

1. Достоевский, Ф.М. Собр. соч.: В 12 т. - М., 1982. - Т. 2

2.Буланов, А.М. «Ум» и «сердце» в русской классике. Соотношение рационального и эмоционального в творчестве А.И. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. - Саратов, 1992.

3. Вересаев, В.В. Живая жизнь: О Достоевском и Л. Толстом: Апполон и Дионис (О Ницше). - М., 1991.

4. Безносов, В.Г. «Смогу ли уверовать?». - СПб., 1993.

5. Вересаев, В.В. Живая жизнь: О Достоевском и Л. Толстом: Апполон и Дионис (О Ницше). - М., 1991.

Статья поступила в редакцию 12.11.09

УДК 882.09-93(09)

О.Н. Челюканова, канд. филол. наук, доц. АГПИ, г. Арзамас, докторант кафедры русской и зарубежной литературы РУДН, Email: olga_ribakova@fromru.com

СИМУЛЬТАННЫЙ ХРОНОТОП В РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ПРОЗЕ 50-80 гг. ХХ ВЕКА

В статье рассматривается специфика художественного пространства и времени произведений русской детской прозы 50-80 гг. ХХ века. Своеобразие хронотопа, при котором художественное время становится универсальным, позволяет спроецировать эмоционально-событийный ряд на любую историческую эпоху, можно назвать симультанным. Хронотоп, воссоздающий одновременно несколько пространственновременных пластов, или симультанный хронотоп - отличительная черта многих произведений детской прозы 50-80 гг. ХХ века.

Ключевые слова: русская детская проза 50-80 гг. ХХ в., симультанность, хронотоп, дискретность, монтаж.

Под симультанностью (от лат. 8Ішиі - в одно и то же время) в искусстве понимают практическую одновременность протекания каких-либо процессов [1, с. 167]. Современными исследователями симультанность воспринимается как общее свойство искусства создавать эффект дополнительных образов. Симультанность проявляется на разных уровнях организации художественного произведения: на уровне

образов, проблематики, идейного содержания, сюжета, композиции.

Идея симультанности в хронотопе художественного произведения витала в мировой философской мысли во второй половине ХХ века. «С 1970-х, пишет Г.-У. Гумбрехт, -и возникла постмодернистская концепция сложного Настоящего симультанностей - как альтернатива «историцистской» теории времени и представлению об истории как о последовательности (точнее — как альтернатива теории одной-единственной последовательности периодов, представленной в рамках одного-единственного господствующего исторического нарратива) [2, с. 55-57]. Своеобразие хронотопа, при котором художественное время становится универсальным, позволяет спроецировать эмоционально-событийный ряд на любую историческую эпоху, можно назвать симультанным. Хронотоп, воссоздающий одновременно несколько пространственновременных пластов, или симультанный хронотоп -отличительная черта многих произведений детской прозы 5080 гг. ХХ века. Например, герой романа В. Медведева «Свадебный марш» Алик, вступивший в бой против несправедливости, мыслит себя в контексте истории, одновременно во множестве временных координат. Позируя для картины художника Гронского «Генерал Раевский благословляет своих сыновей на бой», Алик ощущает себя не только персонажем картины - сыном Раевского, а воплощением всех сыновей, которых взрослые благословляют на «бои», ощущает себя солдатом времен Отечественной войны 1812 года.

Алик видит себя на своем поле боя «симультанно» («есть такая средневековая живопись - симультанная, это когда на одной картине изображается вся жизнь человека, с его рождения до самой смерти. Себя я тоже увидел симультанно, но как-то так не в пространстве боя, а как бы во времени» (поясняет Медведев) [3, с. 54]). Только такой взгляд на свою жизнь позволяет вернее оценить прошлое и настоящее, яснее представить будущее.

«Симультанный» хронотоп присущ и многим произведениям В. Крапивина. Его интеллектуальнотеоретическое обоснование дает юный барабанщик Валерка (фантастическая повесть «В ночь большого прилива»): «Говорят, что время - это вроде струн, которые звучат то

вместе, то вразнобой. А иногда - как бусы, которые могут рассыпаться. Или как запутанная петля - бежит то вперед, то обратно, только мы не замечаем. Петлю, говорят, можно рассечь и пробиться через сотни лет...» [4, с. 102]. Так была создана крапивинская Вселенная, продуманная автором до мелочей. Вселенная со своей историей, географией, со своей астрономией и религией, где достоверность обыденного уживается со сказкой, научное - с волшебным и мистическим, а обычные, знакомые нам животные - с вымышленными существами (шкыдлы, чуки, ржавые ведьмы).

Художественное пространство фантастического цикла «В глубине Великого Кристалла» специфично: это особое

симультанное время-пространство, в котором "ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте", в котором соседствуют настоящее, прошлое и будущее, далекие миры, в котором даже космос вплетен в узел симультанного хронотопа. Это пространство не предназначалось для измерения расстояний, но служило скорее целям соизмерения: в основе концепции некоторых карт лежит идея общечеловеческого Гуманизма.

Хронотоп цикла не застывший, но энергийный и функциональный, поскольку требует от героев Крапивина быть не пассивными зрителями, объектами информации, но активными участниками, становящимися в процессе некоего действа частью всего сотворенного пространства, всей Священной истории. В основе цикла - вымышленный образ мироздания, имеющий крайне сложную структуру, включающий в себя параллельные миры и разные времена. Из-за сложности параллельных миров и временных потоков трудно говорить о внутренней хронологии цикла, тем более что даже события излагаются не последовательно, а по логике развития авторской мысли. Место действия тоже определить довольно сложно. В двух словах - это Великий Кристалл, Вселенная. Цикл насыщен жанровыми приметами сказки. Чудеса в фантастическом мире крапивинских произведений происходят на каждом шагу. Чудесное и магическое, заклинания и волшебные существа - неотъемлемая часть той реальности, в которой живут и действуют герои.

Симультанность хронотопа детской прозы 50-80 гг. ХХ века определяет такую специфику художественного пространства, как мозаичность, пространство и время кажутся смонтированными, нарезанными из ряда отрывков. Такая особенность симультанного хронотопа близка концепции монтажа как культурологического принципа построения, принадлежащей С.М. Эйзенштейну [5, с. 557]. Вяч. Иванов вслед за Эйзенштейном определяет монтаж как «такой принцип построения любых сообщений (знаков, текстов и т. п.) культуры, который состоит в соположении в предельно близком пространстве-времени (хронотопе, по Бахтину) хотя

бы двух (или сколь угодно большего числа) отличающихся друг от друга по денотатам или структуре изображений, самих предметов (или их названий, описаний и любых других словесных и иных знаковых соответствий) или же целых сцен (в этом последнем случае обычно опредмечиваемых)» [6, с. 119]. По В.Е. Хализеву, монтаж представляет собой "способ построения литературного произведения, при котором преобладает прерывность (дискретность) изображения, его "разбитость" на фрагменты". . И его функция понимается как разыв непрерывности коммуникации, констатация случайных связей между фактами, обыгрывание диссонансов, интеллектуализация произведения фрагментаризация мира и разрушение связей между предметами» [7, с. 276]. Дискретное изображение - основа композиционной специфики

произведений Крапивина. Пространственно-временные пласты его повестей причудливо сплетаются, формируя разорванное на фрагменты, но тем не менее целостное онтологическое содержание.

Космизм - значимая составляющая крапивинской

онтологии. В его произведениях космос живет, дышит, наделяется чертами одушевленного существа. В повести «Голубятня на желтой поляне» интересен образ

одушевленной Галактики [8]. Живая галактика появляется на страницах «Голубятни.», когда мальчишки в Старогорске из трех капелек крови, «движенья», «полета» и «праздничного огня» создали вечную искорку, которая оказалась маленькой галактикой.

Вселенная тоже живая, она предстает целостным организмом, существующим в собственных пространственновременных координатах: «Какая разница? Модель вселенной и мальчик... Может быть, это одно и тоже .», - говорит герой повести «Белый шарик матроса Вильсона» [9, с. 279]. И действительно, для реальности этого мироздания нет разницы между звездой и ребенком, галактикой и ребенком, Вселенной и ребенком. И то, и другое одинаково важно для автора. Не зря детство в произведениях цикла столь могущественно, что свободно «дирижирует» временами и пространствами.

В структуре симультанного хронотопа произведений Крапивина наряду с общечеловеческими понятиями времени важную роль играют категории, указывающие на индивидуально-человеческое протекание времени -«детство», «юность», «взрослость», «старость». Сказочнофантастический мир Крапивина содержит черты, указывающие на то, что жизнь ребенка ничуть не проще, не легче жизни взрослого. Он переживает в жизни не меньше и защищен гораздо слабее. Взрослый мир для него слишком жесток и хранит в себе много опасностей. Поэтому, чтобы защитить этого маленького человека, научить его защищаться самому и защищать других от жестокого и несправедливого мира, созданного взрослыми, Крапивин помещает своих героев в вымышленный мир.

В «Колыбельной для брата» идея симультанного времени находит воплощение в образе колыбельной. Так, Кирилл в отдельные моменты персонифицирует в себе определяющие особенности колыбельной, которая настойчиво звучит в его душе («Он сейчас словно целиком состоял из песни» [10, с. 75], а ее живительные токи незримо отдаются в сердцах окружающих, в их сознании и жизненных перипетиях. Своими поступками герой вносит гармонию в духовный мир окружающих: помогает попавшему в

материальную зависимость от хулигана Дыбы и его банды однокласснику Чирку; вместе со своими друзьями отправляется в непогоду на паруснике, рискуя собственной жизнью, спасать оказавшихся под угрозой затопления туристов с детьми.

По Бахтину, "в литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым;

пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени сюжета истории.

Приметы времени раскрываются в пространстве и

пространство осмысливается, измеряется временем. Этим перечислением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп. Хронотоп как формальносодержательная категория (в значительной мере) и образ человека в литературе; этот образ существенно хронотопичен" [11, с. 447].

Для психологии эта характеристика имеет не меньшее значение, чем для искусства. Хронотоп невозможен вне смыслового измерения. Если время - это 4-е измерение, то смысл - 5-е (или первое?!). Не только в литературе, но и в реальной жизни у человека бывают состояния "абсолютной временной интенсивности", прообразом которой может быть закон развертывания числового ряда (Г.Г. Шпет). К идее фиксированной точки интенсивности пришел М. К. Мамардашвили. Он называл ее: Punctum Cartesianum,

"абсолютный зазор", "мгновениедление", "вечное мгновение", "мир чудовищной актуальности". Имеются и другие названия: "точки на пороге", "вневременное зияние", точки кризисов, переломов и катастроф, когда миг по своему значению приравнивается к "биллиону лет", т.е. утрачивает временную ограниченность (Бахтин). Учет подобных характеристик позволяет придать хронотопу энергийное измерение [12].

Произведения А. Алексина представляют собой прекрасный пример симультанного хронотопа. Автор постоянно акцентирует внимание на несоответствии реального и психологического времени. В «Безумной Евдокии» реальное время составляет не более часа, а герой всего за несколько секунд успевает вспомнить шестнадцать лет - от знакомства с женой Надюшей и истории рождения дочери до ее теперешнего возраста. «Я вспомнил обо всем этом. А они трое так и стояли за порогом. Мне казалось, что они стоят уже очень давно. Но прошли всего лишь минуты, потому что передача «С добрым утром!» была в полном разгаре» [13, с. 21].

В повести «Третий в пятом ряду» героиня вспоминает несколько десятилетий своей жизни за несколько секунд, во время тяжелой операции внучки. Болезнь внучки Елизаветы для нее - пороговый момент, который заставляет ее переосмыслить свое отношение к Ване Белову, и воспоминания о бывшем ученике дают ей надежду на благополучный исход. Само имя - Иван Сергеевич Белов -наделяется доброй силой человека, неустанно и деятельно творящего добро. Хирург, оперирующий Елизавету, оказывается однофамильцем ученика Веры Матвеевны, и она начинает пересматривать свое отношение к нему. («С высоты своего несчастья я вдруг разглядела Ванины проступки в истинном свете» [13, с. 73].

Героиня понимает, что добрые чудаки делают мир светлее. «На благородных фанатиках, чем бы они ни занимались, держится мир. И лишать таких людей фанатизма - все равно что плеснуть водой на костер.» [13, с. 74]. Пережив несчастье, она осознает, что нравственный компас в жизни у каждого свой, и нельзя подчиняться чужим ориентирам, чтобы не потерять свои собственные.

Лейтмотивом, скрепляющим художественную ткань рассказа и формирующим единство и цельность хронотопа, является фраза «На круглых часах было семь минут третьего» [13, с. 73]. Читатель воспринимает остановившееся время как абсолютную реальность, обоснованную психологически и онтологически, ведь в это время решается судьба девочки, врачи пытаются спасти ее жизнь. И не случайно несколько секунд тянутся для героини столько же, сколько вся прошлая жизнь. Часы с застывшими стрелками - символ времени, повелевающего человеком. И лишь в финале, после того как операция закончена и Елизавета спасена, героиня понимает, что часы просто стоят. Онтологическая аллегория создает сильнейшее эмоциональное напряжение, передает его читателю как нечто вещественное, транслирует его энергетику, - и когда напряжение спадает, аллегория сразу утрачивает свой смысл и превращается в обычную бытовую деталь.

Основу хронотопа составляет сформировавшийся симультанный образ, лишенный координаты времени. В нем есть недосказанность, вызывающая напряжение, заставляющая его развернуться в протяженное во времени и пространстве действие. Энергия возможного развертывания образа накоплена при его формировании. Начальная фаза действия ориентирована на хронос: взрывным образом преодолевается покой и запускается время; следующая фаза больше ориентирована на преодоление пространства.

В. Железников сквозь призму симультанного хронотопа исследует феномен чудачества. Место действия - старый русский городок на берегу Оки, где-то между Калугой и Серпуховым, а время триедино: прошлое прорастает сквозь настоящее и предвещает будущее. Временная симультанность в повести «Чучело» находит свое воплощение в образе картин [14]. Прошлое материализовано в образах-символах дома, его окон, комнат, четырех балконов, картин, старого пальто.

Неизбежная часть симультанного хронотопа детских произведений 50-80 гг. ХХ века - пауза, представляющая собой активный покой - дление, место свободного выбора

следующего шага. Сукцессивное действие вновь свертывается в пространственный симультанный образ, в котором содержание приобретает вид формы, что допускает игру форм, оперирование и манипулирование ими.

Это происходит в масштабах деятельности, действия и движения (Н.А. Бернштейн [15], Н.Д. Гордеева [16]). Конечно, возникновение точек "абсолютной временной интенсивности" непредсказуемо, как непредсказуемо всякое событие. В человеческой жизни они возникают, когда сходятся пространство, время, смысл и энергия.

Лишь поднявшись над потоком времени человек может, если не познать, то хотя бы осознать Вечность или сковать время, т. е. превратить его в пространство, держать его при помощи мысли. Занимая такую позицию наблюдения, глядя на него сверху, человек оказывается на вершине светового конуса, его посещает откровение, озарение. У героев детской прозы 50-80 гг. ХХ века в результате такого озарения возникает новое представление о Вселенной, точнее, - он создает новую Вселенную: микрокосм становится

макрокосмом.

Библиографический список

1. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005.

2. Гумбрехт, Х.-У. «Современная история» в настоящем меняющегося хронотопа // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 74.

3. Медведев, В.В. Свадебный марш: Избранное. - М.: Молодая гвардия, 1983.

4. Крапивин, В.П. Собрание сочинений в 29 кн. В ночь большого прилива: Фантастические повести. - М.: ЗАО Изд-во Центрополиграф, 2000. -Кн. 6.

5. Эйзенштейн, С. М. Избр. произведения. - М.: Искусство, 1964.

6. Иванов, Вяч. Вс. Монтаж как принцип построения в культуре первой половины ХХ в. // Монтаж. Литература, Искусство, Театр, Кино. - М.:

Просвещение, 1988.

7. Хализев, В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школ, 1999.

8. Крапивин, В. П. Голубятня на жёлтой поляне: Роман-трилогия / Вступ. ст. С. Казанцева - 2-е изд., испр. - М.: Дет. лит., 1988.

9. Крапивин, В. Белый шарик Матроса Вильсона. - Св.: Средне-Урал. кн. изд-во, 1993.

10. Крапивин, В.Колыбельная для брата. - Св.: Средне-Урал. кн. изд-во, 1980.

11. Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975.

12. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Олма-пресс, 2004.

13. Алексин, А.Г. Избранное: В 2-х т. - М.: Мол.гвардия, 1989.

14. Железников, В.К. Чучело: Повесть. - М.: Дрофа - Плюс, 2008

15. Бернштейн, Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1947.

16. Гордеева, Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. - М.: Тривола, 1995.

Статья поступила в редакцию 12.11.09

УДК 811

Ю.А. Курдин, канд. филол. наук, доц., АГПИ им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, E-mail: ilyusha5@pisem.net

ПОДВИЖНИКИ НАРОДОВЕДЕНИЯ

В статье предлагается обзор собирательской и исследовательской деятельности видных этнографов и фольклористов Нижегородской губернии второй половины XIX века П.И. Мельникова-Печерского и А.С. Гациского.

В научный оборот вводится новое, малоизвестное имя - Андрея Васильевича Карпова, плодотворно работавшего на ниве отечествоведения, но не получившего надлежащей оценки до настоящего времени.

Ключевые слова: традиционная культура, фольклористика, народоведение, этнография, народные песни.

В современном научном обороте подзабыты термины «родиноведение», «народоведение», «народознание». Между тем, в XIX веке они были на слуху и обозначали широкое общественное движение в России по изучению жизни, быта и культуры населяющих ее народов. Внести свою лепту в народоведение стремились выдающиеся ученые и писатели, чиновники и священники, в большинстве своём

неравнодушные к Отечеству. Научный синкретизм,

характерный для XVIII XIX столетий, требовал от исследователей народной жизни прочных знаний по экономике, статистике, этнографии и филологии, поэтому труды известных и безымянных народознатцев являют собой не только неисчерпаемую кладезь мудрости, но и непреходящую научную ценность для современных историков-краеведов, этнографов, фольклористов и

этнолингвистов.

Перед всеобщим увлечением «народностью» не устояли и выдающиеся русские писатели, отдавшие дань изучению

жизни и быта различных сословий и состояний. Нередко литераторы, удачно сочетавшие писательское ремесло со служебными обязанностями, оставляли роскошный суетный Санкт-Петербург и переселялись в провинцию, поближе к героям своих произведений. Именно так поступил в 40-е годы XIX века Владимир Иванович Даль, переехавший в Нижний Новгород в звании действительного статского советника. По петровской «Табели о рангах» это был высокий гражданский чин IV класса, равный воинскому званию генерал-майора [1, с. 53-54]. Не случайно, по отзывам современников, в губернии сложилось своеобразное «двоевластие», ведь по своему служебному положению В.И. Даль почти не уступал губернатору князю М.А. Урусову.1

Выдающийся знаток народных говоров и непревзойденный лексикограф В. И. Даль явился инициатором изучения этнографии, фольклора и языка полиэтнического населения Нижегородской губернии. Среди самых активных помощников составителя «Пословиц русского народа» и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.