Научная статья на тему 'Симптоматология и профилактика криминальных форм обращения с детьми'

Симптоматология и профилактика криминальных форм обращения с детьми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ВОСПИТАНИЕ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ИЗБИЕНИЕ / CHILDREN / UPBRINGING / CHILD ABUSE / BEATING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Доскин Валерий Анатольевич

Рассматриваются исторические корни жестокого обращения с детьми. Подчеркивается, что в настоящее время частота применения телесных наказаний в российских семьях колеблется от 55 до 95 %. Ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет систематически подвергаются избиению в семье. Для 200 тыс детей истязания заканчиваются смертью, для 2 тыс мальчиков и девочек самоубийством. Детально рассматривается симптоматология и профилактика различных форм криминального обращения с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Доскин Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symptomatology and prevention of criminal forms of child treatment

The paper presents the pooled experience of teenand youth-friendly clinics set up in Russia in the framework of the Initiative of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation and the UN Children's Fund (UNICEF), the principles governing their activities, and the background of establishment of new clinics. It gives information on experience in interacting teenand youth-friendly clinics in the Commonwealth of Independent States countries in the context of improvement of professional qualification in specialists. The paper is intended for physicians, health administrators, public and municipal authorities of the subjects of the Russian Federation, who are engaged in the organizational and methodical provision of sociomedical care to teenagers and young people.

Текст научной работы на тему «Симптоматология и профилактика криминальных форм обращения с детьми»

Симптоматология и профилактика криминальных форм обращения с детьми

В.А. Доскин

Symptomatology and prevention of criminal forms of child treatment

V.A. Doskin

Российский государственный медицинский университет, Москва; Санкт-Петербургская академия последипломного образования; Московский НИИ педиатрии и детской хирургии; Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Москва

Рассматриваются исторические корни жестокого обращения с детьми. Подчеркивается, что в настоящее время частота применения телесных наказаний в российских семьях колеблется от 55 до 95 %. Ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет систематически подвергаются избиению в семье. Для 200 тыс детей истязания заканчиваются смертью, для 2 тыс мальчиков и девочек — самоубийством. Детально рассматривается симптоматология и профилактика различных форм криминального обращения с детьми.

Ключевые слова: дети, воспитание, жестокое обращение, избиение.

The paper presents the pooled experience of teen- and youth-friendly clinics set up in Russia in the framework of the Initiative of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation and the UN Children's Fund (UNICEF), the principles governing their activities, and the background of establishment of new clinics. It gives information on experience in interacting teen- and youth-friendly clinics in the Commonwealth of Independent States countries in the context of improvement of professional qualification in specialists. The paper is intended for physicians, health administrators, public and municipal authorities of the subjects of the Russian Federation, who are engaged in the organizational and methodical provision of sociomedical care to teenagers and young people.

Key words: children, upbringing, child abuse, beating.

Немилосердное отношение к детям имеет глубокие исторические корни. Например, известно, что розга пришла в российскую школу раньше, чем азбука и букварь. Физические наказания в старину считались одним из самых эффективных способов воспитания. Наказания розгой не могли избежать даже самые высокие особы. Так, наставник маленького Николая I, граф М. И. Ламсдорф постоянно истязал будущего императора, а иногда бил его головой об стену Зимнего дворца так, что тот не раз лишался чувств. Помимо наказания розгами, учеников били кнутом, ремнем, плетью, нагайкой, палкой, китовым усом, связкой павлиньих перьев и еще пятнадцатью предметами. В былые времена телесные наказания детей широко применялись и в других странах. Особенно распространенной эта мера «воспитания» была в «старой» Англии. К плате за обучение необходимо было добавлять полгинеи за розги. Не так

© В.А. Доскин, 2010

Ros Vestn Perinatol Pediat 2010; 6:116-120

Адрес для корреспонденции: Доскин Валерий Анатольевич — засл. деятель науки РФ, д.м.н., проф., зав. кафедрой поликлинической педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования 123836 Москва, ул. Баррикадная, дом 2/1

давно историки опубликовали дневники немецкого учителя, практиковавшего в середине XVIII века, который за 21 год своей педагогической деятельности назначил 912 тысяч палочных ударов, 121 тысячу ударов плетью, 136 тысяч ударов линейкой и 10 тысяч ударов ... собственной рукой. В феодальной России во времена правления Екатерины II телесные наказания в школах не разрешались. После ее смерти эти запреты были забыты. И только законом от 17 апреля 1863 г. битье учеников было окончательно запрещено.

Можно бесконечно перечислять исторические факты, убеждаясь, что жестокое отношение к детям не исчезало ни на один день. Эти черные страницы истории, наверное, были всегда. Поэтому проблема жестокого отношения к детям заслуживает пристального анализа и общественного обсуждения.

Недавно в одном из американских изданий была опубликована статья, где авторы поставили цель изучить отношение семейных врачей и педиатров к телесным наказаниям детей. Было опрошено 800 семейных врачей и 400 педиатров. Оказалось, что 70 % семейных врачей и 59% педиатров поддерживают применение телесного наказания. При этом на своих приемах данную проблему затрагивают в беседах с родителями 90 % педиатров

и 52% семейных врачей. Подобных исследований среди наших соотечественников не проводилось.

Частота применения телесных наказаний в российских семьях колеблется от 55 до 95%. В России, по данным Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Госдумы РФ, ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет систематически подвергаются избиению в семье. Так называемый феномен «жестокого обращения с детьми» не нов, его изучают и врачи, и педагоги, и психологи, и юристы, и общественные деятели. Однако, к сожалению, число избитых детей не уменьшается. Почти во всех странах растет количество случаев бесчеловечного обращения с детьми и, как бы в ответ на это, среди подростков увеличивается количество самоубийств. Общая статистика такова: мальчиков избивают в 3 раза чаще, чем девочек, 60% пострадавших — дошкольники и 40% — школьники.

Избиению или «неадекватному» уходу довольно часто подвергаются дети-инвалиды. Это одна из самых уязвимых и беззащитных категорий детей. Их страдания долгие годы могут оказываться скрытыми для окружающих.

Случаи безжалостного обращения с детьми родители и воспитатели обычно скрывают, а врачи оставляют их незамеченными. Если выстроить в ряд различные виды домашнего насилия, то складывается такая печальная картина:

— битье по лицу, голове и т. д.;

— привязывание к стулу, кровати и другим крупным предметам;

— запирание в темной комнате, чулане;

— лишение пищи и питья;

— принуждение к длительным неудобным позам (стояние на одной ноге, сидение на корточках и т. п.);

— стояние на коленях на полу, где предварительно насыпается горох, гречка и т. п.;

— различные пытки детей (тушение об ребенка зажженных сигарет, удары электрическим током, зажигание перед лицом спичек и т. п.);

— принуждение к пьянству, курению и другим пагубным пристрастиям;

— различные виды сексуального насилия;

— постоянное запугивание детей (страх во всех его видах);

— изощренные виды жестокости (удушение, порезы, уколы, клизмы и др.).

Физическое истязание детей может иметь различную природу. Оно бывает и «вынужденным» — родители или воспитатели, не справляясь с ребенком, невольно прибегают к различным угрозам и избиению.

Жестокость может носить случайный характер. Ребенка, не желая того, не рассчитав силы, сильно ударили или неудачно «пошутили», но при этом не заметили его боль и обиду. Нередко жестокость носит следы тяжелого психического заболевания взрослых.

В литературе есть работы, указывающие на непо-

средственную связь между алкоголизмом родителей и детским травматизмом. Так, у детей, матери которых имели алкогольные проблемы, риск серьезных травм, в том числе в результате бесчеловечного обращения, в 2,1 раза выше, чем у детей непьющих матерей. В семьях, где оба родителя страдают алкоголизмом, этот риск увеличивается почти в 3 раза.

И, наконец, так называемая семейная эстафета жестокосердия. Она передается из одного поколения в другое и является своеобразным «эталоном» внутрисемейных отношений. Иногда и сами дети провоцируют жестокость взрослых. В этом случае одна агрессия накладывается на другую, а проигравшей стороной все равно остается ребенок.

Дети, подвергшиеся жестокому обращению или истязанию, нуждаются в долговременной, хорошо продуманной реабилитации. Эта работа имеет несколько направлений.

Во-первых, социальные мероприятия. Как известно, уровень цивилизованности и гуманизма общества определяется, прежде всего, отношением общества к детям. Для преодоления гуманистического кризиса и защиты подрастающего поколения должны быть мобилизованы все государственные и общественные ресурсы. Сошлемся, например, на опыт США. В 80—90-е годы прошлого столетия Американский конгресс выпускал ежегодно от 10 до 30 различных постановлений и законов, которые сопровождались выделением больших дополнительных средств для защиты детей и семьи. В 1988 г. конгресс США принял закон «О предупреждении насилия над детьми, усыновлении и службе семьи». Был создан Национальный центр по проблеме насилия над детьми и их безнадзорности. Специальная научная группа определила основные направления исследований в этой области, она распределяла гранты под программы «выявления и пресечения случаев насилия над детьми». Для привлечения внимания общества к проблеме защиты детей конгресс в 1988 г. объявил месячник «Америка любит своих детей». «Америка — обратился конгресс к народу, — должна показать свою любовь к детям, чаще обнимать детей, улыбаться им, говорить добрые слова». В кабинетах многих директоров школ, прямо на их столах появились таблички, обращенные к приходящим в школу родителям: «Вы обнимали сегодня своих детей?». В США появились такие организации, как «Ассоциация помощи детям США», «Национальная ассоциация предупреждения насилия над детьми», союз «Покончим с насилием молодого поколения» и многие другие.

Во-вторых, работа с родителями и воспитателями (учителями). Они должны знать, что жестокое обращение с ребенком отдалит его от семьи и окружающего коллектива, будет причиной агрессии по отношению к сверстникам, а в дальнейшем послужит причиной разлада в будущей семье и избиения своих

детей. «Битые дети» отстают в развитии, часто болеют и очень редко получают полноценное образование. Как правило, их удел — неквалифицированный труд и алкоголизм. Все это должны знать родители и воспитатели (учителя), поднимающие руку на ребенка.

Семьи, где избивают детей, должны находиться под постоянным патронажем правоохранительных, социальных и медицинских служб. Чем больше внимания оказывается семье, тем меньше проявления агрессии будет у взрослых. Такая простая мера, как частое посещение кризисных семей участковыми милиционерами, социальными и медицинскими работниками, исключает случаи хронического истя-

зания ребенка и почти в 60% случаев оздоравлива-ет климат семьи. В действующем законодательстве Российской Федерации выделены 4 категории детей, которые нуждаются в особом внимании общества (см. таблицу).

Третье направление — работа с врачами. Педиатры, детские хирурги, травматологи и другие специалисты должны хорошо знать клинику жестокого обращения с детьми. Ведь они часто первыми обнаруживают избитых детей. Врачи призваны оказывать и медицинскую, и психологическую помощь несчастным жертвам родительской агрессии. К числу различных повреждений, имеющих природу физиче-

Таблица. Категории детей, нуждающихся в постоянном социальном сопровождениит (по Румянцеву А.Г. и соавт., 2004)

Категории детей и семей

Признаки семьи

Параметры, по которым врач должен анализировать семейную ситуацию и поведение ребенка

Дети, нуждающиеся в опеке и попечительстве

Безнадзорные

Дети, находящиеся в социально опасном положении

Семья, находящаяся в социально опасном положении

Дети, у которых умерли родители и нет усыновителей

1. Семья, где единственный родитель занят полный рабочий день

2. Семья, где оба родителя заняты полный рабочий день

3. Семья, где единственный родитель злоупотребляет спиртным

4. Семья, где оба родителя злоупотребляют спиртным

5. Семья, где единственный родитель не способен передвигаться

6. Семья, где два родителя не способны передвигаться

7. Семья, где один из родителей не способен передвигаться, а второй занят полный рабочий день

8. Семья, где один из родителей не способен передвигаться, а второй злоупотребляет спиртным

9. Семья, где один из родителей занят полный рабочий день, а второй злоупотребляет спиртным

10. Семья, где родители без объективных причин не занимаются ребенком

1. Безнадзорные, совершившие правонарушение

2. Безнадзорные, проживающие в антисанитарных условиях

1. Семья, где ребенок подвергается жестокому обращению

2. Семья, где ребенок совершил правонарушение

3. Семья, где родители вовлекают ребенка в пьянство

4. Семья, где родители вовлекают ребенка в употребление наркотиков

5. Семья, где родители вовлекают ребенка в попрошайничество

1. Времяпрепровождение ребенка

2. Условия жизни

1. Состав семьи

2. Рабочий день взрослых

3. Проживают ли в семье бабушки и дедушки

4. Пьют ли родители

5. Инвалидность, связанная с ограничением передвижения

6. Посещает ли ребенок секции, кружки; если да, то кто его отводит или он делает это самостоятельно

7. Если ребенок заболел и ему необходимо каждый день посещать поликлинику, кто его туда отводит, или он делает это самостоятельно

8. До которого часа ребенок гуляет и с кем

9. С кем проживает ребенок

1. Употребляет ли ребенок спиртное

2. Употребляет ли ребенок наркотики

3. Состоит ли ребенок на учете в милиции

4. Часто ли ребенок приходит в школу без тетрадей

5. Часто ли ребенок приходит в школу грязным

6. Голоден ли ребенок

7. Жилищные условия

1. Приходит ли ребенок в детский сад или школу со следами физического насилия

2. Часто ли ребенок дерется

3. Пьет ли ребенок в присутствии родителей

4. Употребляет ли ребенок наркотики в присутствии родителей

5. Занимается ли ребенок попрошайничеством

ского насилия, обычно относятся все виды избиения (в том числе кулаками и ногами), встряхивания, воздействия обжигающими и колющими предметами, переломы костей, царапины, ожоги, повреждения глаз, травмы внутренних органов и др.

Различные виды жестокости могут проявляться в своеобразных формах. Чаще всего — это невыполнение родительского долга или обязанностей воспитателя (в детских интернатных учреждениях). Результаты врачебного осмотра могут свидетельствовать о следующих нарушениях:

— ребенок заметно отстает в росте и массе тела по сравнению со сверстниками;

— носит одежду, не соответствующую погоде;

— не имеет безопасного и благополучного в санитарном отношении жилья;

— лишен необходимой медицинской, в частности стоматологической помощи;

— ребенок сообщает, что дома нет человека, который бы о нем заботился;

— ребенок болен или травмирован и при этом не получает адекватного лечения;

— состояние ребенка не отвечает требованиям гигиены (педикулез, неприятный запах от тела и др.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ребенок оставлен без присмотра или присмотр за ним недостаточен;

— объяснения родителей или воспитателей (учителей) не соответствуют характеру повреждения;

— ребенок дает неправдоподобные объяснения по поводу повреждений;

— ребенок сообщает, что повреждение ему нанес один из родителей (воспитателей, учителей);

— ребенок боится идти домой (в детский сад, школу) или просит разрешения остаться в школе, в детском саду, в больнице, дома.

Обо всех случаях насилия над детьми медицинские работники должны сообщать руководителю лечебно-профилактического учреждения и в органы внутренних дел. Необходимо также подробно записать рассказ ребенка и результаты его осмотра. При этом врач не должен делать неразборчивые записи и допускать вольное сокращение слов. Отсутствие подробного описания телесных повреждений или объективной клинической симптоматики черепно-мозговой травмы затрудняет последующие заключения судебно-медицинского эксперта и помогает виновнику трагедии избежать справедливого возмездия. Медицинские работники должны замечать и объективно квалифицировать и косвенные признаки жестокого обращения с ребенком. Внимание врача к этим явлениям часто останавливает нерадивых «воспитателей» в выборе методов наказания ребенка.

Пострадавший всегда нуждается в помощи и поддержке взрослых. Нельзя скрывать случившееся; любое насилие над ребенком, как и его сокрытие — это нарушение прав и интересов детей. Если ребенок

остался без родительского попечения или в семье с ним жестоко обращаются, педиатр должен обратиться в органы опеки и попечительства, а также сообщить об этом в ближайшее отделение милиции. В ряду срочных реабилитационных мер при подозрении на жестокое обращение показана срочная госпитализация детей для их защиты и лечения.

В настоящее время прослеживается тенденция к обеспечению семьи необходимыми средствами, чтобы родители могли лучше заботиться о ребенке. Его стремятся забрать из дома или лишить родителей только в качестве последней меры, когда жестокое обращение имело тяжелые последствия, а предыдущие меры не оказывали воздействия. Как показывает опыт, после принятия различных социальных и психологических мер большая часть родителей начинают обеспечивать необходимый уход за своими детьми.

Среди реабилитационных мероприятий центральное место занимает психологическая работа с родителями, воспитателями, учителями. Пытаясь решить дисциплинарные проблемы детей, родители (учителя, воспитатели) обычно совершают множество различных ошибок. Среди них психологи выделяют 10 самых плохих способов воспитания:

1. Физическое оскорбление. Побои, подзатыльники, пинки, пощечины и другие физические воздействия, унизительные и оскорбительные для ребенка. Не исключено, что жестокое обращение, испытанное в детстве, во взрослой жизни выльется в избиение женщины, изнасилования и другие правонарушения. Родители, воспитатели и врачи должны внушать всем, что применение физической силы к детям не дает ничего хорошего.

2. Принуждение. Оно тесно связано с физическим насилием и применяется, когда ребенок не подчиняется уговорам сделать что-либо, и родители (воспитатели, учителя), не утруждая себя поисками разумного выхода из такой ситуации, бранятся или наказывают ребенка. Взрослые принуждением могут добиться своего, но успех, связанный с насилием, будет шатким и сомнительным. Дети начинают избегать мучителей, злятся на них, испытывают перед ними страх, сами очень страдают от этого. Родители (воспитатели, учителя), которые применяют силу и принуждение в воспитательных целях, часто жалуются, что дети совершают подлые поступки, и не хотят понимать, что такое поведение — закономерный результат бездумного подчинения ребенка воле взрослого.

3. Крик. Многие взрослые считают, что повышение тона голоса добавляет их словам весомости. Родители (воспитатели, учителя) склонны думать, что крик помогает им добиться послушания от детей. Крик может помочь лишь в ситуации, когда дети готовы подчиниться, только бы взрослые утихли. Однако малыши, на которых часто повышают голос, становятся беспокойными, неуверенными в своих силах

или учатся игнорировать окружающих людей.

4. Требование немедленного подчинения. Тесно связано с принуждением и часто выражается криком. Между тем не следует думать, что из детей, которыми всегда и во всем руководят, получатся самостоятельные и независимые люди.

5. Ворчание. Из всех недопустимых приемов воспитания, используемых родителями (воспитателями, учителями), ворчание менее всего эффективно.

6. Нотации и советы. Большинство детей и подростков не воспринимают поучение взрослых или не задумываются над ними. Как правило, все хотят жить своим умом, так что родители, расточая советы, впустую тратят время и энергию, заставляя детей поступать так, как хотят взрослые. Совет нужен тогда, когда его спрашивают. Каждый ребенок чувствует, что многих ошибок можно избежать, если вовремя прислушаться к советам старших. Но дети хотят делать свои собственные ошибки, следуя истине, что чужой опыт еще никого не научил.

7. Вымещение злобы на детях. Родители и воспитатели часто бывают раздражительны от того, что дети огорчают их неожиданными поступками или не оправдывают доверия. Когда дети оказываются причиной горьких разочарований, когда житейские проблемы, затруднительные ситуации или обстоятельства, связанные с особой напряженностью, выбивают взрослых из привычной колеи, они срываются на детей, обрушивая на них шквал критики и наказаний, их ругают без всякой меры по малейшему поводу. Некоторые слова взрослых, которые они говорят сгоряча, чтобы выплеснуть свою злобу или раздражение, вредят детям и их чувству собственного достоинства.

8. Посрамление и унижение. Эти методы не должны входить в перечень применяемых воспитательных приемов, если родители и воспитатели хотят, чтобы дети имели устойчивую психику и полноценное чувство собственного достоинства.

9. Подлавливание. Довольно распространенный прием у властных и чрезмерно требовательных родителей и воспитателей. Зная наверняка, что ребенок не может жить по определенным правилам, они тем не менее требуют от детей следования им. Они понимают, что ребенок обманет или постарается ускользнуть от ответственности. А когда это случается, взрослые набрасываются на детей и наказывают их за ложь или попытку вывернуться.

10. Преувеличение вины. Чувство вины, также как и ответственность за совершенный поступок, необходимо для большинства людей; без него вряд ли можно представить порядочного человека и законопослушного гражданина. Однако некоторые ро-

дители и воспитатели мастерски заставляют детей почувствовать себя провинившимися, при этом чувство вины уродует душу ребенка, делает его настороженным, лишает независимости и способности вести себя легко, искренне, непосредственно и свободно. Часто в нездоровой обстановке, где употребляют алкоголь и наркотики, взрослые навязывают вину за свое состояние детям. В подобных ситуациях дети страдают от необходимости заботиться о таких взрослых и от невозможности изменить сложившуюся ситуацию.

Врачи всеми доступными способами должны убеждать родителей, что нет ни одного правильного способа наказания ребенка, но зато существует множество неправильных. Если без наказания обойтись нельзя, то его целью должно стать объяснение ребенку неправильности его поведения. Наказание должно соответствовать случившемуся, быть относительно кратким, по возможности следовать сразу за проступком. Можно на некоторое время запретить ребенку дело (например, игру), занимаясь которым он совершил проступок, или на некоторое время лишить ребенка каких-либо привилегий. Чтобы малыш выполнял все просьбы и требования взрослых, необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Устанавливайте ясные правила — они необходимы детям, чтобы точно знать, чего от них хотят.

2. Выбирайте подходящий прием управления поведением.

3. Прекратите использовать неэффективные, а часто и пагубные методы воспитания.

4. Давайте только одно указание в каждом конкретном случае.

5. Произносите требование только один раз.

6. Давайте детям достаточно времени для выполнения требований.

7. Шире используйте позитивные дисциплинарные приемы.

8. Не требуйте слишком много.

Ребенок, подвергшийся жестокому обращению, должен в дальнейшем получить максимальное количество тепла и заботы от взрослых. Необходимо создать для него комфортные условия существования, организовав любимые занятия, обеспечив достаточным количеством игрушек, спортивных снарядов и т. п.

В заключение еще раз подчеркнем — жестокое обращение с детьми безнравственно, неконструктивно и бесперспективно. Бесчеловечное обращение с детьми — это проблема воспроизводства жестокости в обществе. Жестокость не привносится извне, она произрастает изнутри.

Поступила 27.09.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.