Научная статья на тему 'СИМОНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕНЕВОЙ КОРРУПЦИИ В ПОЗДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

СИМОНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕНЕВОЙ КОРРУПЦИИ В ПОЗДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Средневековье / Римско-католическая церковь / коррупция / симония / Тридентский собор / Middle Ages / Roman Catholic Church / corruption / simony / The Council of Trent

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондратьева Анна Николаевна, Исайкина Алиса Александровна

Коррупция являлась широко распространенным явлением в средневековом обществе и была свойственна не только светским институтам, но и присутствовала на всех уровнях церковной иерархии. Такие понятия, как «стремление узурпировать власть», «симония», «продажа индульгенций» и «непотизм», тесно связаны с историей Церкви в Средневековье. В конце XIV – начале XV столетия наблюдается повышенный интерес со стороны философов, богословов и юристов к такому феномену, как симония. Отчасти это было обусловлено желанием инициировать реформы в Римско-католической церкви. Средневековые мыслители и основоположники Реформации в своих работах доказывают, что симония проникла на все уровни Церкви и должна быть пресечена строгими нормами канонического закона, предписывающими отстранять «симонических» епископов и священников. Осудить симонию не только доктринально, но и юридически удалось лишь на Тридентском соборе в 1545-1563 гг., где был введен ряд важных положений по искоренению церковной коррупции. Эти меры внесли большой вклад в борьбу с симонией, заложив основы для реформирования католической церкви на Западе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMONY AS A MANIFESTATION OF SHADOW CORRUPTION IN THE LATE MIDDLE AGES: HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS

Corruption was a widespread phenomenon in medieval society and was characteristic not only of secular institutions, but was also present at all levels of the church hierarchy. Concepts such as «the desire to usurp power», «simony», «selling indulgences» and «nepotism» are closely related to the history of the Church in the Middle Ages. There is an increased interest on the part of philosophers, theologians and lawyers in such a phenomenon as simony at the end of the 14th beginning of the 15th century. In part, this was due to the desire to initiate reforms in the Roman Catholic Church. Medieval thinkers and founders of the Reformation in their works prove that simony has penetrated all levels of the Church and must be suppressed by the strict norms of canon law, which require the removal of «simonious» bishops and priests. It was possible to condemn simony not only doctrinally, but also legally, only at the Council of Trent in 1545-1563, where a number of important provisions were introduced to eradicate church corruption. These measures made a great contribution to the fight against simony, laying the foundation for the reform of the Catholic Church in the West.

Текст научной работы на тему «СИМОНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕНЕВОЙ КОРРУПЦИИ В ПОЗДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

УДК 348

DOI: 10.24412/2713-1033-2023-4-63-70

А. Н. Кондратьева

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия, e-mail: annaalyakina@yandex.ru

А. А. Исайкина

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»,

Саранск, Россия, e-mail: alisa.isaykina@bk.ru

СИМОНИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕНЕВОЙ КОРРУПЦИИ В ПОЗДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Коррупция являлась широко распространенным явлением в средневековом обществе и была свойственна не только светским институтам, но и присутствовала на всех уровнях церковной иерархии. Такие понятия, как «стремление узурпировать власть», «симония», «продажа индульгенций» и «непотизм», тесно связаны с историей Церкви в Средневековье.

В конце XIV - начале XV столетия наблюдается повышенный интерес со стороны философов, богословов и юристов к такому феномену, как симония. Отчасти это было обусловлено желанием инициировать реформы в Римско-католической церкви. Средневековые мыслители и основоположники Реформации в своих работах доказывают, что симония проникла на все уровни Церкви и должна быть пресечена строгими нормами канонического закона, предписывающими отстранять «симонических» епископов и священников.

Осудить симонию не только доктринально, но и юридически удалось лишь на Тридентском соборе в 1545-1563 гг., где был введен ряд важных положений по искоренению церковной коррупции. Эти меры внесли большой вклад в борьбу с симонией, заложив основы для реформирования католической церкви на Западе.

Ключевые слова: Средневековье, Римско-католическая церковь, коррупция, симония, Тридентский собор

A. N. Kondratieva

Mid-Volga Institute (branch) of All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Saransk, Russia, e-mail: annaalyakina@yandex.ru

A. A. Isaykina

Mid-Volga Institute (branch) of All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Saransk, Russia, e-mail: alisa.isaykina@bk.ru

SIMONY AS A MANIFESTATION OF SHADOW CORRUPTION IN THE LATE MIDDLE AGES: HISTORICAL AND LEGAL ANALYSIS

Corruption was a widespread phenomenon in medieval society and was characteristic not only of secular institutions, but was also present at all levels of the church hierarchy. Concepts such as «the desire to usurp power», «simony», «selling indulgences» and «nepotism» are closely related to the history of the Church in the Middle Ages.

There is an increased interest on the part of philosophers, theologians and lawyers in such a phenomenon as simony at the end of the 14th - beginning of the 15th century. In part, this was due to the desire to initiate reforms in the Roman Catholic Church. Medieval thinkers and founders of the Reformation in their works prove that simony has penetrated all levels of the Church and must be suppressed by the strict norms of canon law, which require the removal of «simonious» bishops and priests.

It was possible to condemn simony not only doctrinally, but also legally, only at the Council of Trent in 1545-1563, where a number of important provisions were introduced to eradicate church corruption. These measures made a great contribution to the fight against simony, laying the foundation for the reform of the Catholic Church in the West.

Keywords: Middle Ages, Roman Catholic Church, corruption, simony, The Council of Trent

Введение

Начало такого периода европейской истории, как Средневековье, связывают с падением Западной Римской империи, а окончание - с Реформацией. В качестве отличительных признаков Средневековья фигурируют «сеньориальная система, сословный строй, корпоративизм, доминирующее положение католической церкви» [Европейское Средневековье, 2018: 4]. Основной миссией Католической церкви объявлялись евангелизация и спасение: она должна была стать инструментом Божьей работы в мире, сосредоточенным на спасительной и освобождающей миссии Иисуса Христа. Однако, несмотря на эту важную социальную миссию, католическая церковь, как и многие другие социально-политические институты Средневековья, была поражена коррупцией.

В современном понимании термин «коррупция (от лат. «corrumpere» -«растлевать», лат. «corruptio» - «подкуп, продажность; порча, искажение, разложение; растление») обычно обозначает злоупотребление служебным положением в личных целях - использование должностным лицом своих властных полномочий и прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, которые противоречат законодательству и моральным устоям общества»1.

1 Коррупция // Азбука Веры. URL: https://azbyka.ru/korrupcija (дата обращения: 14.11.2023).

В церковном (каноническом) праве коррупцию определяли несколько иначе: как «обольщение, соблазн дьявола» [Букреев, 2015: 108], т.е. акцент делался на греховной природе коррупции. При этом в каноническом праве рассматривалась особая форма коррупции, уникальная именно для института церкви, которая получила название «симония». Данное исследование посвящено проявлениям симонии в период позднего Средневековья в Римско-католической церкви.

Методы

В работе использовались как общие методы научного исследования, так и специальные историко-юридические методы. В частности, генетический метод позволил уточнить сущность такого феномена, как симония, уяснить его место в системе типов отступлений от веры с точки зрения средневековых мыслителей. Историко-правовой сравнительный метод способствовал анализу идей основоположников реформации; выявлено, что Ян Гус, Джон Уиклиф и Джироламо Савонарола придерживались схожих взглядов на пагубное воздействие симонии для общества. Эволюционный метод позволил доказать, что осудить симонию и признать ее преступлением удалось лишь на Тридентском соборе в 1545-1563 гг.

Результаты и обсуждение

Первые письменные доказательства существования церковной коррупции содержатся в книге «Новозаветные Деяния Апостолов», где сама коррупция обозначается как «симония», а те, кто совершают подобного рода деяния - как «симониаты» [Brinker, 2010].

Термин происходит от имени самаритянского волхва Симона, который пытался выкупить Дар Божий. Он предложил святым апостолам Петру и Иоанну деньги за священство. В ответ на непозволительное предложение последовал гневный упрек апостола Петра: «серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8:20) [Толковая Библия, 2009: 85].

Реформаторы эпохи Средневековья использовали это утверждение, чтобы положить конец симонии. Английский философ-схоласт и богослов Джон Уиклиф полагал, что наиболее известны три типа ереси: симония, отступничество и богохульство. В своем трактате «О симонии» Уиклиф говорит о том, что «... пастырь должен быть свят, настолько силен во всех видах добродетели, что предпочел бы оставить всякое человеческое общение, все временные вещи этого мира, даже саму земную жизнь, прежде чем греховно отступить от истины Христовой» [Spinka, 2006: 32].

Аналогичной позиции придерживался и Ян Гус, который описывал феномен симонии через несколько десятков лет после Уиклифа. В своей работе Гус отмечал: «Итак, те, кто принимают деньги для назначения епископов или священников, или для предоставления других бенефиций, являются последователями Иеровоама» [Spinka, 2006: 208]. Гус, как и Уиклиф,

рассматривал симонию как нарушение библейского предписания, следовательно, как греховное поведение. В нескольких случаях в трактате Гуса отмечается, что папа, архиепископы и епископы не упрекают тех, кто занимает должности, практикуя взяточничество и симонию. Гус снова апеллирует к Ветхому Завету (на этот раз цитируя пророка Елисея): «Увы! Сколько таких грехов совершают Папа, епископы и приходские священники, которые не наказывают, подобно Елисею, своих слуг за этот грех, а разделяют с ними материальные блага и грехи!» [Spinka, 2006: 208]. Гус полагал, что церковные власти обязаны наказывать подчиненных клириков, если будут выдвинуты обвинения во взяточничестве, симонии или каком-либо превышении полномочий.

Взгляды Яна Гуса и Джона Уиклифа разделял итальянский религиозный и политический деятель Джироламо Савонарола. Начиная с 1493 года, Савонарола активно выступал против злоупотреблений в механизме организации церковной жизни. Он ставил под сомнение не авторитет представителей духовенства, а достоинство тех, кто стоял во главе христианской религии. В частности, Савонарола утверждал, что папа Александр VI использовал коррупционные схемы при вступлении в должность, и, соответственно, не имел права носить соответствующий титул. В 1513 году на Латеранском соборе была подтверждена булла папы Юлия II «Cum tam divino» 1505 года, где он осудил симонию, указав, что применение подобных средств делает недействительным избрание любого лица, включая самого папу. Ситуация, произошедшая с Александром VI, стала причиной ужесточения позиции теологов того времени по отношению к симонии [Davies, 2014].

Тем не менее, несмотря на предпринятые попытки, не было создано никакой эффективной системы для защиты от таких ситуаций. Таким образом, воплотить идею в жизнь оказалось гораздо труднее, чем обозначить саму проблему. Впрочем, и по сей день вопросы противодействия симонии не теряют своей актуальности для католической церкви на Западе.

При этом необходимо отметить, что симония запрещается как древними церковными канонами, так и нормами действующего Кодекса канонического права католической церкви 1983 года. Так, согласно 29-му Апостольскому правилу «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит: да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, как Симон волхв Петром» [Каноны или Книга правил, 2016: 9]. Аналогичная норма, требующая наказания и для того, кто принимает в клир за деньги, и для того, кто покупает должность, принята Шестым Вселенским собором (речь идет о правиле 22) [Каноны или Книга правил, 2016: 45]. Отцы Седьмого Вселенского собора в пятом правиле повторили эту норму, сославшись на более древние Апостольское правило и второе правило Четвертого Вселенского собора [Каноны или Книга правил, 2016: 67-68]. Согласно действующему Кодексу, «Предоставление должности, совершенное посредством симонии, несостоятельно в силу самого права» (§ 3. Кан. 149) [Кодекс канонического права, 2007: 93].

В исследованиях по каноническому праву отмечается, что симония предполагает не только продажу и приобретение церковных должностей [West, 2022], но и возможности торговли церковными таинствами и священнодействиями. Кроме того, эта практика заключалась в торговле индульгенциями и бенефициями. Люди с низкой квалификацией получали церковные должности, тем самым обогащая казну феодала или короля, и окупали вложения за счет доходов, полученных от бенефициаров. В контрактах часто подробно описывались взаимоотношения с вновь назначенными на церковную должность, где они обязались платить своему лорду ежегодный процент от полученных ими доходов после вступления в сан.

Священники зачастую были коррумпированными и в большинстве случаев оставались при своих должностях только благодаря влиянию и благосклонности покровителя из числа очень знатных людей. При этом отношение прихожан часто было крайне негативным. Дж. Г. Коултон «...цитирует переписку некоего епископа Гийома ле Мэра из Анже: «К священству относятся бесчисленные презренные люди низкого образа жизни, совершенно недостойные в учености и нравственности, от отвратительной жизни которых и пагубного невежества возникают вечные скандалы, миряне начинают презирать церковные таинства, а священников считать мерзкими» [Mark, 2019].

Впрочем, коррумпированы были и высшие церковные чины, которые, чтобы не быть изобличенными, покрывали нарушения подчиненных. Пример такого рода описан в уникальной и изобилующей подробностями «Хронике Ланеркоста»1, составленной в 1271 г. в Ланеркосте - монастыре, основанном Робертом де Во в период между 1165 и 1174 гг. В книге повествуется о некоем распутном викарии, который имел наложниц и не раскаивался в том образе жизни, который вел. Когда епископ, объезжавший епархию с проверкой, принял решение о необходимости отлучения викария, тот обвинил в своих бедах наложницу, но она решила проблему, сообщив епископу, что знает о том, что и последний живет с женщиной. В результате епископ уехал, так и не наказав викария [Chronicon de Lanercost].

Такого рода ситуации были нередки, что объясняет возникновение ранних протестных движений, как, например, в Клюни в X веке, а также расцвет цистерцианского монашеского ордена и нищенствующих орденов (в первую очередь, францисканцев). В некоторых случаях люди, возражавшие против политики Церкви, присоединялись к альтернативным религиозным группам и пытались мирно жить в своих общинах. Наиболее известными были катары, проживавшие в Южной Франции. Они, несмотря на то, что поддерживали контакты с католиками, обладали собственной системой верований, ритуалами и проводили собственные службы. Следовательно, одним из последствий симонии можно считать распространение ересей.

1 Средневековая анонимная хроника на латинском языке, описывающая события Северной Англии и Шотландии в 1201-1346 годах. Была создана в августинском монастыре Ланеркост.

Недовольство симонией считается одной из важнейших предпосылок возникновения Реформации. Идеологи Реформации призывали отказаться от папства, канонов, индульгенций и ряда иных привычных церковных практик и институтов. При этом состоялся и передел церковного имущества. Во многих европейских странах переход в протестантизм сопровождался передачей имущества от католической церкви - протестантам или светской власти. Такой передел собственности имел революционный характер и, безусловно, послужил сигналом для католической церкви о необходимости борьбы с различными проявлениями коррупции.

Окончательно удалось осудить симонию и признать ее преступлением лишь на Тридентском соборе в 1545-1563 гг., где был введен ряд важных положений по искоренению церковной коррупции.

Во-первых, собор предписал, чтобы любой клирик, который будет пытаться купить или продать таинства, незамедлительно лишался должности и духовного звания.

Во-вторых, за каждой епархией закреплялся специальный инспектор, который должен был следить за церковными учреждениями и докладывать о нарушителях, т.е. сформировалась система внутреннего контроля.

В-третьих, была назначена специальная группа епископов, которые проверяли, как принятые меры реализуются на практике, т.е. система надзора. В полномочия этой группы также входила разработка стратегий по борьбе с симонией.

Все эти меры, принятые на Тридентском соборе, внесли большой вклад в борьбу с симонией, заложив основы для реформирования католической церкви на Западе. Таким образом, копившееся годами общественное недовольство событиями, происходящими в церковной среде, а также их подробное теологическое обоснование и осуждение предшественниками Реформации выступили одной из первопричин, которые привели к принятию важнейших политических и правовых решений на Тридентском соборе.

Заключение

Коррупция была широко распространена в католической церкви, особенно в период позднего Средневековья, и, очевидно, присутствовала на всех уровнях церковной иерархии, принимая разнообразные формы. Такие понятия, как «симония», «продажа индульгенций», «непотизм», тесно связаны с церковной историей.

Однако, в целом, католической церкви следует отдать должное за попытки, предпринятые в борьбе с коррупцией. Изменение фундаментальных ценностей, внедрение системы подотчетности, массовые выступления и народные недовольства указаны в качестве ключевых методов, которые христиане использовали в борьбе с симонией. К сожалению, несмотря на все принятые меры, до настоящего времени не удалось полностью искоренить симонию, и, возможно, уроки Средневековья вновь будут полезны в вопросах противодействия коррупции в церковной среде.

Список литературы (References)

1. Букреев И.В. К вопросу об истории возникновения коррупции // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 3-4(8). С. 108-109.

Bukreev I.V. (2015) K voprosu ob istorii vozniknoveniya korruptsii (Some aspects of the history of corruption origin). National Association of Scientists. No. 3-4(8). Р. 108-109. (In Russ.)

2. Европейское Средневековье: монархия, церковь, человек: учебно-методическое пособие / сост. Н.Ш. Каркозашвили. Ярославль: ЯрГУ, 2018.

European Middle Ages: Monarchy, Church, Person (2018). Yaroslavl: YarSU Publ. (In Russ.)

3. Каноны или Книга правил святых апостол, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отец. Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2016.

Canons or the Book of Rules of the Holy Apostles, Holy Councils, Ecumenical and Local, and Holy Fathers (2016). Minsk: Bratstvo v chest' svyatogo Arkhistratiga Mikhaila Publ. (In Russ.)

4. Кодекс канонического права. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2007.

Code of Canon Law (2007). Moscow: Institute of Philosophy, Theology and History of St. Thomas Publ. (In Russ.)

5. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина. В 7-ми т. Изд. 4-е. М.: ДАРЪ, 2009. Т. VII: Деяния; Соборные послания; Откровения Иоанна Богослова.

The Explanatory Bible, or Commentaries on all the books of the Holy Scriptures of the Old and New Testaments, ed. by A.P. Lopukhin. In 7 volumes (2009). Moscow: DAR. Vol. VII: Acts of the Apostles; The Epistles; The Revelation of St. John. (In Russ.)

6. Brinker A.M. (2010) Heresy and Simony: John Wyclif and Jan Hus Compared. Dissertations, Theses, and Masters Projects. William & Mary. Paper 1539626625. URL: https://scholarworks.wm.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=5873 &context=etd (accessed 12.11.2023).

7. Chronicon de Lanercost M.CC.I. - MCCCXLVI: e codice cottoniano nunc primum typis mandatum (1839). Ed. by Stevenson J. Edinburgi: Bannatyne Club, 1839. URL: https://archive.org/details/chronicondelaner00stevuoft/chronicondelane r00stevuoft/ (accessed 14.11.2023).

8. Davies M. (2014) Girolamo Savonarola: Excommunicated Saint? URL: https://remnantnewspaper.com/web/index.php/articles/item/358-girolamo-savonarola -excommunicated-saint (accessed 16.11.2023).

9. Mark J.J. (2019). The Medieval Church. URL: https://www.worldhistory.org/Medieval_Church/#: ~:text=The%20Priesthood%20incl udes%20innumerable%20contemptible,hold%20the%20priests%20as%20%5Bvile% 5D (accessed 14.11.2023).

10. Spinka M. (2006) Advocates of Reform, From Wyclif to Erasmus. Louisville, KY: Westminster John Knox Press.

11. West Ch. (2022) The Simony Crisis of the Eleventh Century and the 'Letter of Guido'. The Journal of Ecclesiastical History. Vol. 73. Issue 2. P. 229-253. DOI: https://doi.org/10.1017/S0022046921000063.

Сведения об авторах

Кондратьева Анна Николаевна - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории, истории государства и права, социально-экономических дисциплин Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Область научных интересов: религиозное нормотворчество, каноническое право Западной Европы, историко-правовой анализ института семьи и семейных ценностей. Автор более 50 научных и учебно-методических работ.

E-mail: annaalyakina@yandex.ru

Исайкина Алиса Александровна - студент Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). E-mail: alisa.isaykina@bk.ru

About the authors

Kondratyeva Anna Nikolaevna - Candidate of Law Sciences, Senior Lecturer of the Department of Theory, History of State and Law, social and economic disciplines of the Mid-Volga Institute (branch) of All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia). Research interests: religious rule-making, canon law of Western Europe, historical and legal analysis of the institution of family and family values. Author has more than 50 scientific and educational works. E-mail: annaalyakina@yandex.ru

Isaykina Alisa Aleksandrovna - student of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia). E-mail: alisa.isaykina@bk.ru

Поступила 17.11.2023; одобрена после рецензирования 25.12.2023; принята к публикации 29.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.