ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 348
DOI: 10.24411/2618-8120-2021-3-15-24
А. Н. Кондратьева
Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия, e-mail: annaalyakina@yandex.ru
КАНОНИЧЕСКИЕ ЮРИСТЫ КАК СУБЪЕКТЫ РЕЛИГИОЗНОГО
НОРМОТВОРЧЕСТВА6
Религиозное нормотворчество в различные исторические периоды обладало особыми специфическими чертами. Канонические юристы на Западе традиционно входили и по сей день входят в число ключевых экспертов, которые помогают епископу в его пастырской роли, а также влияют на процесс трансформации социальных норм и практик. В современных условиях каноническая юриспруденция приобретает новое значение в нормотворческом процессе. Есть несколько современных церковно-государственных проблем, заслуживающих особого внимания со стороны канонистов: аборты и контрацепция, а также их влияние на католическое общество, однополые браки, вопросы права на жизнь и смерть, статус благотворительных организаций и их вклад в развитие общества, а также множество иных вопросов. Канонические юристы уже много веков прорабатывают нормы брачного права. В данной статье на примере правовой ситуации, связанной с установлением «ошибки в личности» с целью признания брака недействительным, автор доказывает, что канонические юристы сыграли огромную роль в механизме нормативного регулирования данного вопроса и выработке норм об условиях действительности брака.
Ключевые слова: средневековое каноническое право, религиозное нормотворчество, покаянная практика, канонические юристы, «Decretum Gratiani», согласие супругов, ошибка в личности.
A. N. Kondratyeva
The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia,
e-mail: annaalyakina@yandex.ru
CANONICAL LAWYERS AS SUBJECTS OF RELIGIOUS NORM-MAKING
6 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 19-011-00082).
Religious norm-making in different historical periods had special specific features. Canonical jurists in the West have traditionally been and still are among the key experts who help the bishop in his pastoral role, as well as influence the process of transforming social norms and practices. In modern conditions, canonical jurisprudence acquires a new meaning in the norm-making process. There are several contemporary church-state issues that deserve special attention from the canonists: abortion and contraception, as well as their impact on Catholic society, same-sex marriage, issues of the right to life and death, the status of charitable organizations and their contribution to the development of society, as well as many other questions. Canonical lawyers have been working on the norms of marriage law for many centuries. In this article, using the example of a legal situation related to the establishment of a «mistake in personality» in order to invalidate a marriage, the author proves that canonical lawyers played a huge role in the mechanism of normative regulation of this issue and the development of norms on the conditions for the validity of marriage.
Key-words: medieval canon law, religious norm-making, penitential practice, canon lawyers, «Decretum Gratiani», consent of spouses, error in personality.
Введение
Эпоха Средневековья стала показательным примером того, как трансформировался процесс нормотворчества. В XII столетии серьезным изменениям начинает подвергаться субъектный состав нормотворцев. Именно тогда, когда первые университеты в Болонье, Павии и Пизе стали готовить не только светских, но и канонических юристов, со всех концов Италии все желающие получить юридическое образование стали стекаться в крупные города. К концу XV столетия юристы пользовались уважением, имели самое большое число последователей и непререкаемый авторитет. Возьмем лишь один пример из Пизанского университета: в официальных списках университета можно найти данные о том, что с 1472 по 1525 год было всего тринадцать назначений по богословию и более трехсот (!) назначений на лекции по каноническому праву и еще больше - по гражданскому праву [4].
С самого начала юридическая практика постепенно приближалась к высокой степени профессионализации, и к началу XIII века юристы подошли к «порогу новой профессиональной идентичности», идентичности, которая была сформирована и глубоко проработана факультетами гражданского и канонического права первых европейских университетов.
Романисты и канонисты с неподдельным интересом изучали законы друг друга, заимствовали доктрины и разделяли общий диалектический метод обучения. Оба эти понятия средневековые специалисты часто называли utrumque ius («оба закона») или ius commune («общее право»), и к началу XIII века ученые в университетах относились к ним как к образующим единую систему.
Канонические юристы вплоть до сегодняшнего дня являются одними из ключевых экспертов, помогающих епископу в его пастырской роли. В
современных условиях специалист в области канонического права - это не просто консультант, а, как и много столетий назад - активный участник религиозного нормотворчества.
Методы
При анализе роли канонических юристов в контексте средневекового и современного канонического права на различных этапах исследования были использованы общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция, индукция, системный подход и др.). Наряду с общенаучными методами, проведенное исследование базируется на специальных методах историко-правовой науки, а именно: конкретно-исторический (портретный), историко-проблемный, контекстный и нормативно-ценностный методы. Применение данного методологического инструментария позволило установить, что болонский монах Грациан в своем юридическом трактате обосновал «дефекты согласия», которые приводили к недействительности брака. Это правило с определенными трансформациями применяется и сегодня благодаря активному участию канонических юристов в нормотворческой и правоприменительной деятельности.
Результаты и обсуждение
После варварских нашествий в VI веке профессия юриста, которая процветала во времена Римской империи, исчезла. В процессе рассуждений о религиозном нормотворчестве и его субъектах, становится понятно, что вплоть до начала XI столетия роль как светских, так и канонических юристов в механизме создания норм была сведена к минимуму. Процесс создания и применения норм религиозного права в общем и целом являлся сферой Церкви и духовенства, которые занимались толкованием Св. Писания исключительно с теологических позиций.
Однако, профессиональные юристы снова появились в Западной Европе около 700 лет спустя, когда начинается активная рецепция римского права, появляются первые университеты, а церковные соборы и органы государственной власти начали налагать ряд этических обязательств на тех, кто занимается юридической практикой.
Деятельность профессиональных преподавателей права на юридических факультетах университетов становится одним из самых популярных занятий, а города, где были университеты с юридическими факультетами, стали наполняться активными и амбициозными молодыми людьми со всей Европы. Как справедливо отмечает в своем исследовании профессор Дж. Брандэйдж, «возобновление интереса к римскому праву в сочетании с подъемом канонического права западной церкви вызвало серию консолидаций в юридической профессии. Появились новые юридические процедуры, и стало необходимо формальное обучение юристов, чтобы они могли заниматься юридической практикой в реорганизованных церковных судах» [1].
Примечателен тот факт, что в континентальной Европе в Средние века функции адвоката и консультативные функции юрисконсульта были объединены в одном термине «адвокат», а термин «юрисконсульт» применялся
только к учителям права и профессорам-правоведам. Светский закон в этот период предполагал, что стороны должны участвовать в судебных процессах лично. Так, французский закон гласил, что «никто во Франции не может являться поверенным, кроме короля». Но церковные суды следовали римской практике и разрешили представительство в судебных процессах.
Большее развитие церковной юрисдикции по сравнению с юрисдикцией светских судов современные ученые связывают с тем, что у большей части народов Европы просто не было импульса расти, так как римское право на тот момент находилось в упадке и не было столь популярным, чтобы стать образцом для построения перспективных правовых систем. В это же время право Церкви набирало обороты: появляется СоИесйо Dionysiana, ставшее основным собранием канонических законов в Западной церкви в течение первого тысячелетия.
Позднее СоИесйо Dionysiana было расширено в форме СоИесйо Dюnysiam-Hadriana при Папе Адриане I (VIII век) и отправлено Карлу Великому. Можно сказать, что это собрание является основой Корпуса канонического права или закона церкви, который разделил сферу действия закона светского и церковного, вплоть до Реформации. Уже к началу XI века у каждого епископа был свой суд. Каждая церковная провинция имела свой апелляционный суд перед архиепископом или митрополитом. Также апелляции подавались в Рим, как в римской практике - к императору, и Папа становился верховным законодателем и судьей в церковных делах, как император - в светских. Брачные споры, завещательные дела, вопросы добросовестности, диффамация, моральное возмещение, исправление клеветника на благо его души, а также вопросы, касающиеся поведения и дисциплины духовенства, попало в юрисдикцию этих трибуналов.
После XII века изучение римского права в университетах и распространение права из университетов в суды постепенно уступило по своему статусу императорскому закону. Однако, и по сей день ученая степень доктора права (то есть преподавателя гражданского и канонического права) свидетельствует о двух системах координат, которые преобладали в Средние века.
Стоит объективно признать, что расцвет юридической профессии, безусловно, оказал влияние на трансформацию социальных норм и практик. Если раньше толкованием норм канонического права, которое выступало одним из ключевых регуляторов общественных отношений, занимались теологи и богословы, а практика применения этих норм сказывалась стихийно и трансформировалась под воздействием покаянных практик, то с развитием юриспруденции все изменилось. Покаянная традиция постепенно утратила свое влияние на процесс трансформации религиозных норм, а юридическая практика применения норм в церковных судах стала доминантом в этом процессе. Таким образом, произошел процесс «юридизации» канонического права.
Труд Иоанна Грациана «СопсоМапйа discordantum сапопит» («Согласование несогласованных канонов») или «Декрет Грациана» [2], как он
более известен в отечественной науке, является важнейшим памятником средневекового канонического права Западной Европы. Ценность данного источника заключалась не только в том, что он регулировал различные сферы жизнедеятельности средневекового общества, но и в том, что Грациан стал первым канонистом, который отказался от рассмотрения теологических вопросов, и сосредоточил свое внимание только на правовых аспектах церковной жизни. Собственно, именно по этим причинам Грациан вполне обоснованно назван «Отцом канонического права» [7] и фактически - первым каноническим юристом, деятельность которого повлияла на механизм религиозного нормотворчества в эпоху Средневековья на Западе.
На важность личности и творчества Грациана указывают и подходы к периодизации развития канонического права. Множество исследований по каноническому праву придерживаются следующей периодизации:
1) период, предшествующий Грациану, или т.н. «дограциановская эпоха» развития канонического права (I-XII вв.);
2) период классического канонического права или «грациановская эпоха» (1140-1563 гг.);
3) период после Тридентского Собора, т.е. «посттридентская эпоха» канонического права (1563-1869);
4) период великих кодификаций права в Латинской Церкви (1917 г. и 1983 г.) и Восточной Церкви (1990 г.) [9].
Некоторые ученые утверждают, что историческое развитие канонического права можно разделить на четыре основных периода:
1) так называемый ius antiquum, соответствующий источникам первого тысячелетия Церкви;
2) ius novum, соответствующий времени, охватывающему произведения Грациана-монаха вплоть до Совета Трента (1545 г. -1563 г.);
3) ius novissimum, исторический период, характеризующийся каноническим законом, на который влияли конкретные принципы отцов Церкви в ответ на лютеранские теории;
4) ius codificatum, или, скорее, период великой кодификации церковного права. Этот промежуток времени связан с обнародованием первого Кодекса для Латинской Церкви Бенедикта XVI в 1917 году, вплоть до 1983 года, когда он был отменен в пользу действующего Кодекса, введенного Иоанном Павлом II, и до обнародования Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium в 1990 году [6].
Исходя из имеющихся подходов к периодизации, мы можем сделать вывод о том, что «Декрет Грациана» стал неким пограничным моментом в развитии канонического права, заложив совершенно новые подходы к роли Церкви и канонических юристов в средневековом обществе как активных субъектов нормотворчества.
Важным достижением Грациана как канонического юриста является то, что он перевел покаяние из теологии в плоскость канонического права, используя метод казуистики. Специалисты того времени быстро уяснили, что
казус хорошо подходит для практического обучения в быстро меняющейся социальной среде. С одной стороны, казус выступал как превосходное учебное устройство и хорошо подходил для практического образования, необходимого духовнику, сталкивающемуся с множеством незнакомых проблем. С другой стороны, казус был жизненно важен для развития нравственной доктрины в том плане, что хорошо отражал встречающиеся в пастырском опыте проблемы, которые требовали дальнейших уточнений церковного учения.
В рамках своей работы Грациан включал различные религиозные тексты и некоторые положения из римского права, в которых рассматривались вопросы, связанные как с решением конкретных дел, так и уточняющие роль священнослужителей в ведении этих дел. Сам Грациан не комментировал каждый включенный текст, но, когда он это сделал, его комментарии или высказывания были весьма поучительны и использовались в процессе практического разрешения споров. Кроме того, первые глоссаторы «Декрета Грациана» часто предлагали свой собственный анализ и понимание как текстов, так и высказываний Грациана относительно них. Взгляды Грациана и глоссаторов вместе дают возможность понять, какую роль играли епископ и соборные каноны в процессе религиозного нормотворчества в XII и начале XIII веков [5].
Вопросы семьи и брака были центральными для канонической юриспруденции. Грациан был ученым-правоведом с богословским образованием, который твердо отстаивал первенство естественного закона над человеческим законодательством, и при рассмотрении вопроса о недействительности брака он опирался на положения естественно-правовой теории. В С. 29 во второй части своего трактата Грациан обсуждает случай невесты, которая по ошибке вышла замуж не за того мужчину. Ситуация усложняется тем, что мужчина оказался не свободным человеком, а рабом. Женщина, которая выразила свое согласие на брак, думала, что ее будущий супруг является благородным аристократом, однако, в последующем выясняется, что ее обманули. Она оспаривает этот брак и желает вступить в брак с человеком, за которого она изначально согласилась выйти замуж. Грациан при рассмотрении данной ситуации исходит из того, что брак был заключен по согласию, а значит - он действительный. Однако далее канонист уточняет, что фактически женщина не согласилась, так как она сделала ошибку. Затем он объясняет, что существует четыре вида ошибок, и что только две из них делают брак недействительным. Это «ошибка в личности» (Платон или Вергилий) и «ошибка условия» (свободный или несвободный). Существуют также «ошибка состояния» (богатый или бедный) и «ошибка качества» (целомудренная или не являющаяся таковой), которые не отменяют согласия. Грациан приводит несколько примеров таких ошибок, как в контексте брака, так и в других случаях.
Далее Грациан акцентирует внимание на «ошибке условия». Женщина в описанной ситуации допустила ошибку не только в отношении личности человека, за которого она вышла замуж, но и в том, что считала его свободным человеком, в то время как на самом деле он был несвободным. Ссылаясь на Св. Писание Грациан говорит о том, что несвободные люди могут вступать в брак.
Затем он объясняет, что свободный человек, который вступает в брак с несвободным человеком, ошибочно считая его свободным, может развестись. Затем Грациан указал, что в случае с другими дефектами брак сохранялся. Так, если женщина или мужчина вступают в брак и уверены, что их супруг богат/беден, а на самом деле это не так, то это не приводит к недействительности брака. Даже если мужчина женился на женщине, которую он считал целомудренной и благочестивой, а затем обнаружил, что его невеста таковой не является, это не давало ему права быть освобожденным от брачных обязательств.
В последние несколько лет в западной литературе возник новый интерес к вопросу «дефектов согласия» в силу ошибки в контексте нормотворческих процессов. Этот интерес возник после двух примечательных судебных решений. Так, апелляционным судом г. Сенса о признании брака недействительным в декабре 1968 года было установлено, что католик 35 лет вступил в гражданский брак, у пары родились двое детей. Десять лет спустя он отказался от своих детей и его гражданской супруги. После Второй мировой войны его признали виновным в совершении ряда преступлений, и он был приговорен к 12 годам принудительного труда и конфискации имущества за сотрудничество с врагом. Однако, в возрасте 58 лет под вымышленным именем и выдавая себя за племянника высокопоставленного правительственного чиновника, доктора медицины и члена факультета Католического университета Левена, он вступил в канонический брак с гражданкой Колетт с обязательной церемониальной процедурой в церкви. Брак оказался неудачным, и Колетт добилась отмены гражданско-правового акта во Франции на том основании, что она была полностью обманута насчет личности Эдвардса, и что она никогда бы не вышла за него замуж, если бы знала правду. Затем она выиграла свое дело в церковном Трибунале на том же основании - «ошибка в отношении лица». Трибунал принял утвердительное решение, аргументируя это принципами Св. Альфонса: брак был недействительным из-за ошибки, поскольку согласие истца было прямо и главным образом касалось лица, который: холост, доктор медицины, с хорошей репутацией и т. д. Апелляционный суд Сенса также признал этот брак недействительным на основании ошибки в отношении личности человека [8].
Второй случай, заставивший задуматься о концепции «ошибки в личности человека», произошел в Бразилии [3]. Истица повторно подала иск о признании брака недействительным на основании ошибки в личности. Как выяснилось, супруг истицы обманным путем скрывал сведения о своем предыдущем светском браке и наличии трех детей. Суд первой инстанции признал недействительным этот брак на основании ошибки в качестве личности. Апелляционный суд это решение отменил в той части, насколько оно касалось первоначальных оснований ошибки, но обнаружил недействительность из-за неспособности ответчика выполнить самое важное -верность в браке. Затем дело попало в Священную Римскую Роту. Рота
признала недействительным этот брак по тем же основаниям, что и суд первой инстанции, т. е. «ошибка в личности».
В отношении таких «ошибок» с юридической точки зрения и по сей день остаются некоторые практические проблемы.
Во-первых, должен ли истец доказывать, что ошибка была вызвана путем мошенничества? По этому поводу современные канонические юристы утверждают, что ответ должен быть отрицательным. Сама ошибка вызывает недействительность, так как согласие отсутствует. Однако доказательство мошенничества помогает установить наличие ошибки. Если установлено, что одна сторона умышленно пыталась ввести другую в заблуждение, суду будет легче принять решение.
Во-вторых, в случае ошибки должно быть доказано, что истец не вступил бы в брак, если бы правда была известна изначально? Безусловно, если бы тот, кто заблуждается, вступал бы в брак в любом случае, даже если бы вся правда была известна ему изначально, то брак будет действительным, потому что ошибка не будет касаться основных свойств личности, а лишь отдельных ее качеств.
В делах, которые были приведены в качестве примеров выше по тексту, речь шла именно о незнании основных фактов о личности. Истцы не вступили бы в брак, если бы изначально знали истинную характеристику свойств личности.
В связи с этим, возникает третий вопрос: должно ли качество, связанное с ошибкой, быть тем, что признано обществом в целом как делающее человека недостойным для вступления в брак с истцом? В одном из обращений к Судьям Священной Римской Роты юристы призывали к применению правил справедливости при вынесении судебного решения. Однако, канонические юристы должны быть максимально осмотрительны при формулировке концепций «ошибки в личности» с целью правильного формирования социальных норм и практик, что повышает их социальную ответственность перед обществом и укрепляет статус в качестве субъектов религиозного нормотворчества.
Заключение
Приведенные выше примеры наглядно подтверждают, что ряд правовых проблем, имевших место в Средние века, нашли разрешение в канонической юриспруденции благодаря деятельности канонических адвокатов. Однако и по сей день эти проблемы актуальны для современного общества, и для их решения не хватает юристов, которые воспитаны в духе религиозного права. Средневековые истоки юридической профессии доказывают, что религиозный компонент в деятельности юриста позволял им рассматривать дела немного под другим углом и формировать правоприменительную практику в разрезе моральных ценностей, сформированных религией.
Мировоззрение типичного западноевропейского юриста в университетах XII-XVI вв. в значительной мере определялось религиозной картиной мира. Религия позволяла им фокусироваться на вопросах смысла жизни.
Канонические юристы в отличие от юристов светских проводили время в размышлениях о том, какое поведение разрешает или запрещает их религиозная традиция. Религия для них - это гораздо больше, чем источник моральных дилемм; она обеспечивает рамки, в пределах которых многие люди живут в своей повседневной жизни. Более широкие религиозные убеждения повлияют на выбор, который делают юристы в отношении своей профессиональной жизни. Таким образом, именно канонические юристы с их особым взглядом на правовые процессы, способны принять такие решения и выработать такие правовые конструкции, которые будут исключать моральные дилеммы, что практически невозможно в деятельности светских юристов.
Благодарность
Исследование проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-011-00082 «Нормотворчество в морали, праве, религии»).
Библиографический список
1. Брандейдж, Дж. А. Средневековые истоки юридической профессии: канонисты, гражданские лица и суды. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2008.
2. Decretum Gratiani (Kirchenrechtssammlung). URL: https://geschichte.digitale-sammlungen.de/decretum-gratiani/online/angebot (дата обращения: 04.10.2021).
3. Diritto Ecclesiastico, Ann. LXXXI (1970). Fasc. II, pp. 2-22.
4. Gilmore, M. P. «The Lawyers and the Church in the Italian Renaissance». Rice Institute Pamphlet - Rice University Studies, 46, no. 4 (1960) Rice University: https://hdl.handle.net/1911/62825 (дата обращения: 12.08.2021).
5. Gregory, S. M. Jurisdiction and the Cathedral Chapter: Gratian and the Decretists. In: Corporate Jurisdiction, Academic Heresy, and Fraternal Correction at the University of Paris, 1200-1400. Рр. 103-128.
6. Nacci, M. Ius Proprium ac Nativum: Brief Reflections on the Historical Evolution of the Sources of Canon Law // History Research. 2016. Vol. 6. No. 2. Рр. 101-115.
7. Pennington, K. The Biography of Gratian, the Father of Canon Law // Villanova Law Review. 2014. Vol. 59. Issue. 4. Art. 5. Рр. 679-708.
8. Reinhardt, M. J. Error as to the Quality of the Person in Canon Law // Catholic lawyer. 1974. No. 1. Vol. 20. Рр. 44-59.
9. Stickler, A. M. Historia iuris canonici latini. Institutiones Academicae, 4.
References
1. Brandeydzh Dz. A. Srednevekovyye istoki yuridicheskoy professii: kanonisty, grazhdanskiye litsa i sudy (The Medieval Origins of the Legal Profession: Canonists, Civilians, and the Courts). Chikago: Izdatel'stvo Chikagskogo universiteta, 2008.
2. Decretum Gratiani (Kirchenrechtssammlung). URL: https://geschichte.digitale-sammlungen.de/decretum-gratiani/online/angebot (data obrashcheniya: 04.10.2021).
3. Diritto Ecclesiastico, Ann. LXXXI (1970). Fasc. II, str. 2-22.
4. Gilmor M. P. «The Lawyers and the Church in the Italian Renaissance». Rice Institute Pamphlet - Rice University Studies, 46, no. 4 (1960) Rice University: https://hdl.handle.net/1911/62825 (data obrashcheniya: 12.08.2021).
5. Gregori S. M. Jurisdiction and the Cathedral Chapter: Gratian and the Decretists. In: Corporate Jurisdiction, Academic Heresy, and Fraternal Correction at the University of Paris, 1200-1400. Pp. 103-128.
6. Nacci M. Ius Proprium ac Nativum: Brief Reflections on the Historical Evolution of the Sources of Canon Law // History Research. 2016. Vol. 6. No. 2. Pp. 101-115.
7. Pennington K. The Biography of Gratian, the Father of Canon Law // Villanova Law Review. 2014. Vol. 59. Issue. 4. Art. 5. Pp. 679-708.
8. Reinhardt M. J. Error as to the Quality of the Person in Canon Law // Catholic lawyer. 1974. No. 1. Vol. 20. Pp. 44-59.
9. Stickler A. M. Historia iuris canonici latini. Institutiones Academicae, 4.
Сведения об авторе
Кондратьева Анна Николаевна - кандидат юридических наук, преподаватель Колледжа Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Область научных интересов: средневековое каноническое право Западной Европы, правовое регулирование личных отношений, религиозное нормотворчество. Автор более 40 научных и учебно-методических работ. E-mail: annaalyakina@yandex.ru
About the author
Kondratyeva Anna Nikolaevna - PhD in Law, Lecturer at the College of the Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia. Research interests: medieval canon law of Western Europe, legal regulation of personal relations, religious norm-making. Author of over 40 scientific and educational works. E-mail: annaalyakina@yandex.ru