Научная статья на тему 'Некоторые дискуссионные вопросы создания "Concordantia discordantum canonum" Иоанна Грациана'

Некоторые дискуссионные вопросы создания "Concordantia discordantum canonum" Иоанна Грациана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СONCORDANTIA DISCORDANTUM CANONUM" / "DECRETUM GRATIANI" / ИОАНН ГРАЦИАН / СРЕДНЕВЕКОВОЕ КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО / РИМСКОЕ ПРАВО / GRATIAN / MEDIEVAL CANON LAW / ROMAN LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кондратьева Анна Николаевна

В современной историко-правовой науке отсутствует единый взгляд на историю создания важнейшего источника средневекового канонического права Западной Европы «Сoncordantia discordantum canonum» или, как он более известен в отечественной науке «Decretum Gratiani». Ряд ученых высказывает сомнение в подлинности дошедших до нас рукописей, а так же в том, что автором данного трактата является болонский монах Грациан. По-прежнему остаются нерешенными вопрос о том, когда точно началась работа над источником и почему ранние рукописи содержательно отличаются от более поздних рукописей? И кто действительно является автором более поздней версии «Сoncordantia discordantum canonum»: более мудрый и взрослый Грациан или совершенно другой человек? Автор считает, что доказательства, которые имеются на данный момент, более наталкивают нас к первому выводу. Для того, чтобы поиск ответов на поставленные вопросы был более продуктивным, необходимо, чтобы ученые, интересующиеся указанной проблематикой, получили доступ к тексту «Decretum Gratiani», который на самом деле изучали и читали в средневековых университетах и использовался в средневековых церковных судах, включая «paleae» и обычную глоссу. Фотографическое переиздание рукописи «Decretum Gratiani» XV века обеспечило бы такой доступ, чем бы значительно расширило возможности научного сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кондратьева Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME DISCUSSION QUESTIONS OF CREATION "CONCORDANTIA DISCORDANTUM CANONUM" OF GRATIAN’S

In modern historical and legal science there is no single view on the history of the creation of the most important source of medieval canon law in Western Europe «Сoncordantia discordantum canonum» or, as it is more known in the domestic science «Decretum Gratiani». A number of scientists express doubt that the author of this treatise is the Bologna monk Gratian, his authorship, as well as the authenticity of the manuscripts that have come down to us. Still unresolved is the question of when exactly did Gratian begin work on the source, and why are early manuscripts meaningfully different from later manuscripts? And who really is the author of the later version of «Сoncordantia discordantum canonum»: a wiser and more mature Gratian or a completely different person? The author believes that the evidence that is available at the moment, more lead us to the first conclusion. In order to search for answers to the questions posed more productively, it is necessary that scholars interested in these issues get access to the text «Decretum Gratiani», which was actually studied and read in medieval universities and used in medieval church courts, including «paleae» аnd the usual gloss. A photographic reissue of the 15th century Decretum Gratiani manuscript would provide such access, which would greatly expand the capabilities of the scientific community.

Текст научной работы на тему «Некоторые дискуссионные вопросы создания "Concordantia discordantum canonum" Иоанна Грациана»

УДК 348

А. Н. Кондратьева

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия,

e-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ «CONCORDANTIA DISCORDANTUM CANONUM»

ИОАННА ГРАЦИАНА

В современной историко-правовой науке отсутствует единый взгляд на историю создания важнейшего источника средневекового канонического права Западной Европы «Сoncordantia discordantum canonum» или, как он более известен в отечественной науке «Decretum Gratiani». Ряд ученых высказывает сомнение в подлинности дошедших до нас рукописей, а так же в том, что автором данного трактата является болонский монах Грациан. По-прежнему остаются нерешенными вопрос о том, когда точно началась работа над источником и почему ранние рукописи содержательно отличаются от более поздних рукописей? И кто действительно является автором более поздней версии «Сoncordantia discordantum canonum»: более мудрый и взрослый Грациан или совершенно другой человек? Автор считает, что доказательства, которые имеются на данный момент, более наталкивают нас к первому выводу. Для того, чтобы поиск ответов на поставленные вопросы был более продуктивным, необходимо, чтобы ученые, интересующиеся указанной проблематикой, получили доступ к тексту «Decretum Gratiani», который на самом деле изучали и читали в средневековых университетах и использовался в средневековых церковных судах, включая «paleae» и обычную глоссу. Фотографическое переиздание рукописи «Decretum Gratiani» XV века обеспечило бы такой доступ, чем бы значительно расширило возможности научного сообщества.

Ключевые слова: «Сопсо^и^ discordantum canonum», «Decretum Gratiani», Иоанн Грациан, средневековое каноническое право, римское право.

A. N. Kondratyeva

The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia,

e-mail: [email protected]

SOME DISCUSSION QUESTIONS OF CREATION «CONCORDANTIA DISCORDANTUM CANONUM» OF GRATIAN'S

In modern historical and legal science there is no single view on the history of the creation of the most important source of medieval canon law in Western Europe «сопсо^и^ discordantum canonum» or, as it is more known in the domestic science «Decretum Gratiani». A number of scientists express doubt that the author of

41

this treatise is the Bologna monk Gratian, his authorship, as well as the authenticity of the manuscripts that have come down to us. Still unresolved is the question of when exactly did Gratian begin work on the source, and why are early manuscripts meaningfully different from later manuscripts? And who really is the author of the later version of «Сoncordantia discordantum canonum»: a wiser and more mature Gratian or a completely different person? The author believes that the evidence that is available at the moment, more lead us to the first conclusion. In order to search for answers to the questions posed more productively, it is necessary that scholars interested in these issues get access to the text «Decretum Gratiani», which was actually studied and read in medieval universities and used in medieval church courts, including «paleae» а^ the usual gloss. A photographic reissue of the 15th century Decretum Gratiani manuscript would provide such access, which would greatly expand the capabilities of the scientific community.

Key-words: «Сoncordantia discordantum canonum», «Decretum Gratiani», Gratian, medieval canon law, Roman law.

Введение

Труд Иоанна Грациана «Concordantia discordantum canonum» («Согласование несогласованных канонов») или «Decretum Gratiani» («Decretum»), как он более известен в отечественной науке, является важнейшим памятником средневекового канонического права Западной Европы. Его ценность заключалась не только в том, что он регулировал различные сферы жизнедеятельности средневекового общества, но и в том, что именно его создатель Грациан стал первым канонистом, который отказался от рассмотрения теологических вопросов, и сосредоточил свое внимание только на правовых аспектах церковной жизни. Наряду с этим, трактат «Concordantia discordantum canonum» внес большой вклад в процесс рецепции римского права, задав направление развития канонической юриспруденции и обусловив её легалистический характер, что в свою очередь способствовало формированию ius commune (общего права). Собственно, именно по этим причинам Грациан вполне обоснованно назван «Отцом канонического права» [15].

Работа Грациана на сегодняшний день достаточно активно обсуждается западными специалистами [8; 9; 11; 23] и фрагментарно анализируется отечественными учеными [1; 3; 4; 5; 6]. Исследование специальной литературы подвело автора к выводу, что в современном научном знании отсутствует единый взгляд на историю создания данного источника, ряд ученых высказывает сомнение в его авторстве, а также в подлинности дошедших до нас рукописей. Таким образом, возник своеобразный исторический парадокс: документ, который устранял противоречия в праве, сам стал причиной разногласий в историко-правовой науке.

Методы

Используя исторический метод, а также метод анализа исследований, проведенных европейскими и американскими специалистами в области

42

канонического права [8; 10; 11; 13; 15; 22], автор установил, что «Decretum Gratiani» был создан не в один момент. Эта была долгая и кропотливая работа, которая наглядно демонстрирует, что обращаться к Грациану исключительно как богослову, вероятно, так же неправильно, как квалифицировать его исключительно как юриста-адвоката. Анализ истории создания «Concordantia discordantum canonum» позволяет отследить не просто ход развития мысли Грациана, а проливает свет на то, как эволюционировала и изменилась политика папства в отношении брака, евреев, инакомыслия, покаяния, церковных обязанностей, монашеской жизни и процессуальных норм в период между 1130 г. и обнародованием «Liber Extra» в 1245 г.

Результаты и обсуждение

Во-первых, жаркие споры среди западных специалистов вызывает личность самого создателя источника. Так, один из исследователей канонического права Джон Т. Нунан в начале своего классического очерка о биографии Отца канонического права спросил: «Кто такой Грациан и кем он являлся?» [13]. Далее Джон отмечает, что Грациан: во-первых, был автором «Concordantia discordantum canonum»; во-вторых, был учителем в Болонье, и в-третьих, был монахом ордена камальдулов в монастыре Св. Феликса и Набора в Болонье, с чем солидарны и другие специалисты [2; 7]. Однако, чем глубже Джон Т. Нунан прорабатывает данный вопрос, тем больше он начинает сомневаться: а был ли Грациан тем, за кого его принято выдавать уже много лет, и он ли вообще «согласовал несогласованные каноны»?

Современный западный исследователь труда Грациана профессор средневековой истории Йельского университета А. Винрот, рассуждая по этому поводу, говорит, что «достаточно необычно выглядит тот факт, что, составив свой труд, Грациан, в отличие от большинства своих предшественников и преемников, не написал предисловие, которое могло бы стать ключом к его биографии» [22]. Действительно, ни сам Грациан, ни его ближайшие преемники (Паукапалея, Роландус, Руфинус и Стивен Турне) не написали в своих комментариях ничего личного о Грациане, а некоторые даже не упоминали его имя [18]. Если учесть, что уже в то время в предисловиях к комментариям того или иного трактата традиционно указывалась информация о том, кто, когда и чей труд они прокомментировали, мы склоняемся к выводу о том, что комментаторы владели лишь общей информацией о Грациане и просто не знали ничего конкретного о его личности. Это неудивительно, учитывая, что самые старые рукописи исследуемого источника были анонимными [10; 23]. Таким образом, в середине двенадцатого века сложилась необычная ситуация: «Concordantia discordantum canonum» был очень знаменитым источником, а вот сам Грациан как личность - был неизвестен.

По указанной причине вторая половина двенадцатого столетия прошла под эгидой поиска сведений о самом Грациане. Поэтому преподаватели права в университетах начали восполнять пробелы той информацией, которая, по их мнению, казалась правдоподобной. Возможно, некоторые из них знали правду,

но пока мы не сможем найти независимые подтверждения, то не сможем сделать достоверный вывод.

Так, один парижский преподаватель права сказал своим ученикам, что Грациан был епископом. В связи с этим ученые посчитали необходимым найти независимое свидетельство данного факта. В результате длительного и детального анализ всех записей в некрологии Сиены А. Винрот, а также ислледователь-энтузиаст творчества Грациана из Кьюзи Франческо Реи на основании палеографической экспертизы установили, что заключение некрологии Сиены, где указывается на епископа Грациана, умершего 10 августа 1245 года было датировано ошибочно, и по факту относится к промежутку времени между 1136 и 1160 гг. Другими словами, некролог Сиенны показывает, что жил некий епископ Грациан из Кьюзи примерно в то же время, что и канонист Грациан, который известен нам как автор «Concordantia discordantum canonum» [16]. По мнению А. Винрота, он стал епископом вскоре после его появления в Венеции в 1143 году, а умер 10 августа в 1144 или 1145 годах. Подобное мнение вполне логично, так как столь непродолжительное его нахождение в качестве епископа, действительно могло быть ошибочно зафиксировано в некрологах под другими датами. Примечательно, что жители Кьюзи никогда не сомневались, что Грациан связан с их городом и очень гордятся этим.

Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день западная наука в качестве достоверных фактов о личности Грациана воспринимает лишь две вещи: то, что Грациан является автором хотя бы некоторых версий «Decretum» и то, что он был в Венеции в 1143 году вместе с двумя другими болонскими юристами - магистром Волфредом и магистром Мойзисом. Однако, теперь, благодаря исследованиям А. Винрота и Ф. Реи у нас появился третий очень вероятный факт: Грациан умер 10 августа в качестве епископа Кьюзи, однако год смерти установить точно, по-прежнему не удалось.

Во-вторых, дискуссионным является вопрос о том, а один ли Грациан работал над текстом «Concordantia discordantum canonum». Еще в 1983 году профессор Школы права в Гарвардском университете Г. Берман высказал предположение о том, что «Decretum» является неким составным явлением и что работал над текстом, возможно, не только болонский монах Грациан [17].

С 1996 года наблюдается повышенный интерес к анализу всех найденных на тот момент рукописей трактата, в результате изучения которых Карлос Ларрайнцар, который выделяет четыре этапа в развитии текста Грациана, три из которых он идентифицирует с конкретными рукописями, и он датирует их, по мнению современных медиевистов, абсолютно точно:

1142 - 1146 Excerpa (Библиотека Монастыря Святого Галла);

1148 Concordia Fd (Флоренция, Центральная Национальная

Библиотека);

1150 Decretum Fd (Флоренция, post correctionem);

1155 - 1165 Paleae [9].

Исследование этих, а также других обнаруженных рукописей позволило ученым сделать вывод, что «Concordantia discordantum canonum» был составлен в два этапа. Более ранняя версия (исследователи называют её «Gratain 1») представляет собой работу, которая выполнена в мозаичной форме (т.е. когда разъяснение одной правовой ситуации плавно приводит к анализу другой) и опирается, в отличие от более поздней версии, на другой набор источников. Более поздние версии «Decretum» («Gratian 2») практически в два раза больше по объему, и что самое интересное - воззрения автора по многим правовым вопросам отличаются от идей, отраженных в более ранних рукописях. Так, профессора Ж. Веркмайстер и А. Винрот попытались продемонстрировать, что Грациан изменил свое мнение о примате супружеского согласия в брачном праве [23]. Обосновывая данную позицию, они указали, что в ранней версии концепция супружеского согласия была более однородной, последовательной и опиралась в первую очередь на позиции, отраженные в покаянных книгах и папских декреталиях. В более же поздней версии Грациан обосновывает свою позицию с опорой на римское право, чего ранее он не делал [11; 19]. Германский канонист Р. Вайганд, проанализировав данный вопрос в каждой из рукописей, пришел к аналогичным выводам [20].

Примечателен и тот факт, что «Gratian 2» содержит выдержки, взятые непосредственно из «Corpus Juris Civilis», тогда как ранняя версия не демонстрирует существенного знакомства с римской юриспруденцией, а воспринимает римский закон через варварские правды, в частности Вестготскую правду, Салическую правду и др. Эти различия привели А. Винрота к выводу, что римский закон не был так развит к 1140 году, как думали ранее ученые.

Профессор Католического университета Америки К. Пенингтон посвятил несколько своих трудов доказательству того, что политико-правовые взгляды Грациана действительно претерпевали определенные изменения. В частности, он заметил, что каноны, устанавливающие правовой статус евреев в Сент-Галльской рукописи отсутствуют вообще. Грациан рассматривал статус евреев лишь в последней, более распространенной версии «Decretum» [14].

Наличие нескольких рукописей, значительно отличающихся друг от друга по воззрениям относительно важнейших институтов средневекового права, а также обнаруженные специалистами «подчистки» и поправки к тексту канонов в «Gratian 1» спровоцировали появление тезиса о том, что Грациан не был автором более поздних рукописей, т.е. «Gratian 1» и «Gratian 2» принадлежат перу разных людей. Однако, если детально взглянуть на содержание канонов в различных вариантах рукописей, что и проделали А. Винрот, П. Ландау, А. Ларсон, К. Пенингтон и другие специалисты, то более логичным представляется вывод о том, что автор «Gratian 1» являлся скорее активным церковником, нежели юристом, который занимался повседневными делами Церкви, но при все этом активно интересовался каноническим законом. Учитывая то, что именно в этот период наблюдается развитие юридического образования в Европе, то не вызывает удивления тот момент, что автор

45

«Югайап 2» - это профессиональный юрист, но при всем при этом, этот человек не перестал быть теологом и духовным практиком. И это вовсе не свидетельство того, что авторство ранних и более поздних рукописей принадлежит разным людям. В условиях активизации юридической науки в тот период, наоборот, вполне логично, что взгляды Грациана подвергались изменениям. Это, по нашему мнению, доказывает лишь то, что «Сопсогёапйа discordantum сапопит» - это продукт эволюции политико-правовых мыслей Грациана, а не то, что указанный трактат создавали разные люди.

В-третьих, что касается вопроса о времени создания «ЮесгеШт», то в конце 90-х годов прошлого столетия учеными было обнаружено решение Сиенского суда от 1150 года, которое однозначно доказывает, что «Югайап 2», был известен к тому времени. Основываясь на том, что более поздний вариант «СопсоМапйа discordantum сапопит» содержит многочисленные каноны со Второго Латеранского собора 1139 года, мы можем быть уверены, что он был создан в 1140-х годах. Что же касается даты создания ранней рукописи (т.е. «Югайап 1»), то мы можем сказать, что ни одна из существующих ныне точек зрения не нашла достоверных доказательств.

Чаще всего ссылаются на версию, согласно которой работа над первой рукописью началась уже в 1120-х гг. [23]. Однако, и здесь не обходится без нестыковок: в ранних рукописях содержится одна, очень краткая ссылка на решение Второго Латеранского собора 1139 года (О. 63 d.p.c.34). С другой стороны, текст не содержит материалов, датированных позже 1119 года. Это оставляет достаточно большой простор для различных толкований. Французский канонист Ж. Веркмайстер и уже неоднократно упомянутый нами профессор К. Пеннингтон убеждены, что, например, самый ранний текст трактата был написан около 1120-х годов и позже интерполирован с единственной ссылкой на Латеранский собор. Профессора Р. Вейганд, К. Ларрайнцар и А. Винрот считают, что опасно строить гипотезу об интерполяции, и настаивают на том, что текст, который сохранился в рукописях, не мог быть закончен до 1139 года.

Однако, ученые готовы признать, что Грациан мог начать работать над «ЮесгеШт» даже задолго до 1139 года [9; 20]. В частности, К. Пеннигтон склонен полагать, что Грациан начал преподавать в 1120-х годах. Соответственно, по его мнению, рукопись, сохранившаяся в Сент-Галле, является самым ранним свидетельством преподавательской деятельности Грациана, и, в свою очередь, другие рукописи, обнаруженные Винротом и Ларрайнцаром свидетельствуют о том, что ранняя версия «ЮесгеШт» была широко распространена уже в 1130-х годах [15].

Таким образом, приведенные выше суждения относительно даты создания источника, по мнению автора в очередной раз доказывают, что «ЮесгеШт» не был составлен в один момент. Скорее всего, это была работа, которая развивалась с течением времени. Она началась с преподавательской карьеры Грациана в 1120-х годах и продолжалась благодаря исправлениям

известных декретистов даже после того, как «Decretum» уже был распространен и активно применялся Церковью.

Заключение

Благодаря скрупулезным исследованиям западных медиевистов, сегодня мы знаем о «Concordantia discordantum canonum» и его создателе гораздо больше, чем 20 лет назад. Уже не опровергается тот факт, что исследуемый источник не был составлен в один момент. Мы склонны полагать, что работа над текстом началась в период преподавательской карьеры Грациана в 1120-х годах и нашла отражение в виде первых рукописей («Gratain 1»), которые сохранились случайно в Библиотеке Монастыря Святого Галла. В отличие от ранних рукописей в более поздних текстах («Gratian 2») содержатся многочисленные каноны со Второго Латеранского собора 1139 года, что свидетельствует о его создании в 1140-х гг.

«Gratian 1» является более последовательной и аналитической работой. В свою очередь «Gratian 2» - это более громоздкий трактат, который уделяет много внимания папскому первенству и власти, а также содержит множество повторяющихся канонов. Однако, самое главное различие кроется в том, что более поздняя версия «Concordantia discordantum canonum» включает в себя римские выдержки, взятые непосредственно из «Corpus Juris Civilis», тогда как ранняя редакция не демонстрирует существенного знакомства с римской юриспруденцией и все ссылки на римское право делаются через варварские правды. Данный факт приводит нас к выводу, что римский закон не был так развит к 1140 году, как думали ранее ученые. Таким образом, анализ рукописей «Concordantia discordantum canonum» позволяет не просто отследить эволюцию правовой мысли его создателя, но и позволяет доказать, что усиленное изучение римского права в первых европейских университетах значительно повлияло на регламентацию важнейших правовых институтов. Именно через эволюцию «Concordantia discordantum canonum» Грациана сегодня мы можем увидеть, как менялась политика папства в отношении брака, евреев, инакомыслия, покаяния, церковных обязанностей, монашеской жизни и процессуальных норм в период между 1130 г. и обнародованием «Liber Extra» в 1245 г.

Относительно же самого Грациана, был ли он богословом или он был юристом, то методология его работы наглядно демонстрирует, что обращаться к нему исключительно как богослову, вероятно, так же неправильно, как квалифицировать его исключительно как юриста-адвоката. Однако тот факт, что он часто использует Библию в качестве отправной точки для своих собственных размышлений и, таким образом, продвигает развитие права, говорит в пользу богословского базового подхода Грациана.

Для того, чтобы дальнейшие исследования позволили ученым открывать все новые факты об исследуемом источнике и его авторе необходимо обнародовать рукопись, находящуюся в Библиотеке Св. Галла, а также, чтобы специалисты, интересующиеся указанной проблематикой, получили доступ к тексту «Decretum», который на самом деле изучали и читали в средневековых

47

университетах и использовался в средневековых церковных судах, включая «paleae» и обычную глоссу. А фотографическое переиздание рукописи «Decretum» XV века обеспечило бы такой доступ, чем бы значительно расширило возможности научного сообщества.

Библиографический список

1. Калинина Е.В., Каракулян Э.А., Романовская В.Б. Очерки истории религиозной и светской политико-правовой мысли : монография / под общ. ред. Е.В. Калининой. М. : Юрлитинформ, 2017. 232 с.

2. Ларсон A. Грациан «О покаянии», канон IV Латеранского собора «Все обоего пола» (Omnis Utriusque) и каноники: защита и надзор за совестью индивида // Verbum. 2016. № 18. С. 59-71.

3. Марей А.В. К осмыслению феномена рецепции римского права: формирование ius commune в Западной Европе в XII-XIV вв. // Государство и право. 2012. № 5. С. 96-102.

4. Полдников Д.Ю. Причины формирования общего понятия договора в правовой науке Западной Европы (XII - XVI вв.) // Вопросы правоведения.

2015. № 6. С. 322-342.

5. Сальников М.В. Западная традиция права: политико-правовые ценности и идеалы // Мир политики и социологии. 2013. № 10. С. 170-191.

6. Царьков И.И. Системообразующие факторы христианского нормотворчества // Вестник ВУиТ. 2015. № 2. С. 292-310.

7. Eichbauer M. From Gratian's Concordia discordantium canonum to Gratian's Decretum: The Evolution from Teaching Text to Comprehensive Code of Canon Law : a Dissertation Doctor of Philosophy. Washington, D.C., 2010. 377 р.

8. Landau P. Gratian and the Decretum Gratiani // The History of Canon Law in the Classical Period, 1140 - 1234: From Gratian to the Decretals of Pope Gregory IX, eds. Wilfried Hartmann and Kenneth Pennington. Washington, D.C. : The Catholic University of America Press, 2008. Рр. 49-52.

9. Larrainzar C. La formación del Decreto de Graciano por etapas // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung, 2001. Pp. 67-83.

10. Larrainzar C. Notas Sobre Las Introducciones In Prima Parte Agitur y Hoc Opus Inscribitur // Medieval Church Law and the Origins of the Western Legal Tradition : A Tribute to Kenneth Pennington, edited by Wolfgang P. Müller and Mary E. Sommar. Washington D.C. : The Catholic University of America Press, 2006. Pp. 134-153.

11. Larson A. Gratian's Tractatus de penitentia: A New Latin Edition with English Translation. Washington D.C. : The Catholic University of America Press,

2016. 311 р.

12. Nardi P. Fonti canoniche in una sentenza senese del 1150 // «Studia Gratiana». 1998. Vol. 29. Pp. 661-670

13. Noonan J.T. Gratian Slept Here: The Changing Identity of the Father of the Systematic Study of Canon Law. Traditio 35, 1979. 487 р.

48

14. Pennington K. Gratian and the Jews // Bulletin of Medieval Canon Law. 2014. Vol. 31. Pp. 111-124.

15. Pennington K. The Biography of Gratian, the Father of Canon Law // Villanova Law Review. 2014. Vol. 59. Iss. 4. Art. 5. Pp. 679-708.

16. Reali F. Magister Gratianus e le origini del diritto civile europeo, in Graziano da Chiusi e la sua opera. Edizioni Lui, 2009. 244 p.

17. Reid Charles J. Tradition in Revolution: Harold J. Berman and the Historical Understanding of the Papacy // Rechtsgeschichte Legal History. 2013. Vol. 21. 219-223.

18. Schulte F. J. Die Summa des Paucapalea über das Decretum Gratiani. Giessen, 1890. 312 s.

19. Wei John C. Gratian the Theologian. Washington D.C. : The Catholic University of America Press, 2016. 355 p.

20. Weigand R. Chancen und Probleme einer baldigen kritischen Edition der ersten Redaktion des Dekrets Gratians // Bulletin of Medieval Canon Law. 1998. Vol. 23. Pp. 53-75.

21. Werckmeister J. Le mariage. Décret de Gratien (causes 27 à 36). Paris: Cerf, 2011. 413 s.

22. Winroth A. Recent Work on the Making of Gratian's Decretum // Bulletin of Medieval Canon Law. 2008. Vol. 26. Pp. 56-71.

23. Winroth A. The Making of Gratian's Decretum. New York : Cambridge University Press, 2004. 266 p.

References

1. Kalinina Ye.V., Karakulyan E.A., Romanovskaya V.B. Ocherki istorii religioznoy i svetskoy politiko-pravovoy mysli: monografiya / pod obshch. red. Ye.V. Kalininoy (Essays on the history of religious and secular political and legal thought: monograph). M. : Yurlitinform, 2017. 232 s.

2. Larson A. Gratsian «O pokayanii», kanon I.V. Lateranskogo sobora «Vse oboye pola» (Omnis Utriusque) i kanoniki: zashchita i nadzor za sovest'yu individa (Gratian's De penitentia, Lateran iv's omnis utriusque, and the canonists: protection and oversight for the individual conscience) // Verbum (Verbum). 2016. № 18. S. 59-71.

3. Marey A.V. K osmysleniyu fenomena retseptov rimskogo prava: formirovaniye ius commune v Zapadnoy Yevrope v XII-XIV vv. (The Phenomenon of the Reception of Roman Law: a Formation of Ius Commune in Western Europe of XII-XIV cent.) // Gosudarstvo i pravo (State and Law). 2012. № 5. S. 96-102.

4. Poldnikov D.YU. Prichiny formirovaniya obshchego ponyatiya dogovora v pravovoy nauke Zapadnoy Yevropy (XII - XVI vv.) (Origins of general concept of contract in Western European legal science (12th to 16th centuries)) // Voprosy pravovedeniya (Law issues). 2015. № 6. S. 322-342.

5. Sal'nikov M.V. Zapadnaya traditsiya prava: politiko-pravovyye tsennosti i idealy (Western tradition of law: political-and-legal values and ideals) // Mir politiki i sotsiologii (The world of politics and sociology). 2013 g. № 10. S. 170-191.

49

6. Tsar'kov I.I. Sistemoobrazuyushchiye faktory khristianskogo normotvorchestva (The backbone factors of christian rulemaking) // Vestnik VUiT (Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatishchev). 2015. № 2. S. 292-310.

7. Eichbauer M. From Gratian's Concordia discordantium canonum to Gratian's Decretum: The Evolution from Teaching Text to Comprehensive Code of Canon Law : a Dissertation Doctor of Philosophy. Washington, D.C., 2010. 377 p.

8. Landau P. Gratian and the Decretum Gratiani // The History of Canon Law in the Classical Period, 1140 - 1234: From Gratian to the Decretals of Pope Gregory IX, eds. Wilfried Hartmann and Kenneth Pennington. Washington, D.C. : The Catholic University of America Press, 2008. Pp. 49-52.

9. Larrainzar C. La formación del Decreto de Graciano por etapas // Zeitschrift der Savigny-Stiftung für Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung, 2001. Pp. 67-83.

10. Larrainzar C. Notas Sobre Las Introducciones In Prima Parte Agitur y Hoc Opus Inscribitur // Medieval Church Law and the Origins of the Western Legal Tradition : A Tribute to Kenneth Pennington, edited by Wolfgang P. Müller and Mary E. Sommar. Washington D.C. : The Catholic University of America Press, 2006. Pp. 134-153.

11. Larson A. Gratian's Tractatus de penitentia: A New Latin Edition with English Translation. Washington D.C. : The Catholic University of America Press, 2016. 311 p.

12. Nardi P. Fonti canoniche in una sentenza senese del 1150 // «Studia Gratiana». 1998. Vol. 29. Pp. 661-670

13. Noonan J.T. Gratian Slept Here: The Changing Identity of the Father of the Systematic Study of Canon Law. Traditio 35, 1979. 487 p.

14. Pennington K. Gratian and the Jews // Bulletin of Medieval Canon Law. 2014. Vol. 31. Pp. 111-124.

15. Pennington K. The Biography of Gratian, the Father of Canon Law // Villanova Law Review. 2014. Vol. 59. Iss. 4. Art. 5. Pp. 679-708.

16. Reali F. Magister Gratianus e le origini del diritto civile europeo, in Graziano da Chiusi e la sua opera. Edizioni Lui, 2009. 244 p.

17. Reid Charles J. Tradition in Revolution: Harold J. Berman and the Historical Understanding of the Papacy // Rechtsgeschichte Legal History. 2013. Vol. 21. 219-223.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Schulte F. J. Die Summa des Paucapalea über das Decretum Gratiani. Giessen, 1890. 312 s.

19. Wei John C. Gratian the Theologian. Washington D.C. : The Catholic University of America Press, 2016. 355 p.

20. Weigand R. Chancen und Probleme einer baldigen kritischen Edition der ersten Redaktion des Dekrets Gratians // Bulletin of Medieval Canon Law. 1998. Vol. 23. Pp. 53-75.

21. Werckmeister J. Le mariage. Décret de Gratien (causes 27 à 36). Paris: Cerf, 2011. 413 s.

22. Winroth A. Recent Work on the Making of Gratian's Decretum // Bulletin of Medieval Canon Law. 2008. Vol. 26. Рр. 56-71.

23. Winroth A. The Making of Gratian's Decretum. New York : Cambridge University Press, 2004. 266 р.

Сведения об авторе:

Кондратьева Анна Николаевна - преподаватель Колледжа Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Область научных интересов: каноническое право западной Европы. Автор более 20 научных и учебно-методических работ. Тел.: 8 987 996 75 72; E-mail: [email protected]

About the author:

Kondratyeva Anna Nikolaevna - Lecturer at the College of the Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia. Research interests: canon law of Western Europe. Author of more than 20 scientific and educational works. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.