УДК 348
А. Н. Кондратьева
Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия,
e-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ РИМСКОГО ПРАВА НА НОРМОТВОРЧЕСТВО РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ЭПОХУ КЛАССИЧЕСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ «CONCORDANTIA DISCORDANTUM
CANONUM» ИОАННА ГРАЦИАНА)1
В данной статье автор рассуждает о взаимовлиянии и взаимодействии римского и канонического права Римско-католической Церкви в эпоху классического средневековья. Анализ применения римского права в «Concordantia discordantum canonum» Грациана позволил сделать вывод о наличии двоякого отношения к великому наследию Римской Империи. Несмотря на то, что трактат считается показателем жизнеспособности римского права, Грациан старается аргументировать свою позицию с опорой преимущественно на церковные источники права с целью укрепления позиций Римско-католической Церкви и обоснования примата папской власти.
Ключевые слова: «Сoncordantia discordantum canonum», нормотворчество, средневековое каноническое право, Римско-католическая Церковь, римское право.
A. N. Kondratyeva
The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia,
e-mail: [email protected]
INFLUENCE OF ROMAN LAW TO RULE-MAKING THE ROMAN CATHOLIC CHURCH IN THE ERA OF THE CLASSICAL MIDDLE AGES (ON THE EXAMPLE OF «CONCORDANTIA DISCORDANTUM CANONUM»)
In this article, the author discusses the mutual influence and interaction of the Roman and canonical law of the Roman Catholic Church in the era of the classical Middle Ages. Analysis of the use of Roman law in the «Concordantia discordantum canonum» of Gratian allowed to conclude that there is a dual relationship to the great heritage of the Roman Empire. Despite the fact that the treatise is considered to be an indicator of the viability of Roman law, Gratian tries to argue his position based
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00082.
mainly on church sources of law in order to strengthen the position of the Roman Catholic Church and substantiate the primacy of papal authority.
Key-words: «Concordantia discordantum canonum», rulemaking, medieval canon law, Roman Catholic Church, Roman law.
Введение
В современных историко-правовых исследованиях отмечается, что одним из наиболее важных факторов, влияющих на нормотворчество Римско-католической Церкви с древнейших времен, было римское право [4; 7; 9; 13 и др.]. Данное влияние очевидно и прослеживается уже в самой церковной терминологии, что является следствием использования одного и того же языка - латыни.
Не только теоретическая составляющая, но и практика применения канонического закона также была вдохновлена идеями римского права: управление Церковью осуществлялось на тех же принципах, что и управление Империей; церковный процесс был смоделирован по образу процесса в римском праве, а документы, изданные Папой, были столь же влиятельны, как и нормативные акты Императора [9].
Однако, если римское право представляло собой стройную систему, то Римская католическая Церковь к XI столетию столкнулась с тем, что источники канонического права были чрезвычайно разнообразны, сложны в использовании и противоречивы по отношению друг к другу. Чтобы разрешить сложившуюся проблему, нужно было гораздо больше, чем просто разработать новую обширную коллекцию (что к тому моменту уже неоднократно предпринималось). При сложившихся обстоятельствах необходимо было выстроить источники в иерархическую систему и дать четкие ответы на вопросы, актуальные для канонического права соответствующей эпохи. Далеко не последнюю роль в этом вопросе сыграло возрождающееся в Западной Европе римское право, хотя отношение самой Церкви к нему было весьма неоднозначным.
Методы
Применяя историко-правовой сравнительный метод, а также метод анализа исследований, проведенных европейскими и американскими медиевистами [8; 11; 13 и др.], автор установил, что римское право выступало одним из основных источников, на которые опирался Грациан при подготовке «Concordantia discordantum canonum» (в отечественной литературе чаще именуется «Decretum Gratiani»). В тоже время в научном сообществе существует множество разных теорий относительно отношения Грациана к римскому праву, а также относительно влияния права Юстиниана на нормотворчество Римско-католической Церкви в целом.
Результаты и обсуждение
Особую популярность в правовом пространстве Западной Европы «Decretum Gratiani» приобрел не только потому, что он регулировал различные сферы жизнедеятельности средневекового общества, но и потому, что именно
33
его создатель Грациан стал первым канонистом, который отказался от рассмотрения только теологических вопросов, и сосредоточил свое внимание и на правовых аспектах церковной жизни. Собственно, именно по этой причине эта частная коллекция стала основным инструментом для Церкви в процессе создания и применения канонического права.
Считается, что к числу основных факторов, которые повлияли на процесс создания и форму трактата Грациана относится возрождающееся в начале XI столетия римское право [3; 13]. Оно стало дополнительным источником канонического права в тех случаях, когда закон Церкви был не в состоянии детализировать те или иные аспекты деятельности средневекового общества.
Активное изучение римского права в Университете Болоньи и создание Ирнерием и его учениками глосс к Кодексу Юстиниана послужили своего рода, катализатором для аналогичных процессов в области канонического права. Преподавание римского права было весьма динамичным процессом, и традиционно сводилось к дискуссии по конкретному правовому казусу между профессором и студентами с целью проверить понимание прочитанного текста и умение использовать вновь приобретенные знания [2]. Аналогичный подход к изложению материала отражен в работе Грациана, а в последующем - и в механизме преподавания канонического права в европейских университетах.
Несмотря на взаимовлияние и взаимодействие указанных правовых систем друг на друга, возникала проблема соотношения между этими правопорядками, каждый из которых был уникальным. В первой четвери XII столетия римское право стало восприниматься как общепризнанный идеал, образец, неподвластный времени и созданный самыми выдающимися юристами. Однако, признание авторитета римского права, вызвало некоторую обеспокоенность у Церкви, что привело к скептицизму канонического права по отношению к римскому [4]. Конечно, Церковь не перестала использовать римские законы, но стала рассматривать их как более низкие по отношению к церковным. Тем не менее, обе системы остались в близких отношениях и канонисты долгое время «эксплуатировали» римские законы в своих целях.
Грациан использовал римское законодательство, однако интересно понять каким же образом он относился к римскому праву, так как в западной литературе по этому вопросу единство взглядов отсутствует.
В одной из своих статей автор уже говорил о том, что «Сопсогёапйа discordantum сапопит» был составлен в два этапа. Более ранняя версия (исследователи называют её «Gratain 1») представляет собой работу, которая выполнена в мозаичной форме (т.е. когда разъяснение одной правовой ситуации плавно приводит к анализу другой) и опирается, в отличие от более поздней версии, на другой набор источников. Более поздние версии <ЮесгеШт» (<^гайап 2») практически в два раза больше по объему, и что самое интересное - воззрения автора по многим правовым вопросам отличаются от идей, отраженных в более ранних рукописях [1].
Несмотря на некоторые различия, как в ранних, так и в более поздних версиях трактата римское право признается Грацианом юридически
34
обязательным по отношению к Церкви в ограниченной степени. Согласно тексту «СопсоМапйа discordantum сапопит» имперские акты могут быть признаны там, где они не противоречат папским указам и распоряжениям. Данная позиция демонстрирует еще одну общую черту канонического и римского права: обе системы можно назвать мягкими нормативными системами.
Возвращаясь к вопросу об отношении Грациана к римскому праву, хотелось бы указать, что как более ранние, так и более поздние версии его трактата преимущественно содержат ссылки на нормы римского права не непосредственно из свода Юстиниана, а цитируют их через варварские правды или церковные источники. Так, в С. 2, ё. 3 например, фигурируют выводы из Кодекса Феодосия, а в работе Грациан приводит их под авторством ранних римских пап [10]. Сложившаяся ситуации порождает вопрос: если Грациан обладал определенными знаниями о римском праве, тогда почему он не использует книги Юстиниана напрямую? Это связано с нежеланием или неспособностью Грациана?
В научном сообществе существует несколько теорий по этому поводу. Так, профессор А. Ветулани предположил, что Грациан был сторонником Папы Пасхалия II и придерживался его позиции относительно воздержания от римского права, то есть права императорского. С. Ходоров отчасти разделяет позицию А. Ветулани и полагает, что отказ Грациана от прямого использования римского права связан с желанием отстоять примат папской власти [6]. Однако, детальнее всех данный вопрос проработал профессор средневековой истории Йельского университета А. Винрот. Чтобы понять обозначенную проблему, он начал изучать интеллектуальный климат, в котором жил и работал Грациан. Выводы ученого были неожиданными: многое из того, что обычно говорят о преподавании римского права в начале XII века, опирается на скудные доказательства. К примеру, практически нет трудов, которые однозначно можно было бы присвоить Ирнерию (умер после 1125 г.), несмотря на его репутацию как выдающегося преподавателя римского права. В свою очередь то, что было найдено - свидетельствует лишь о зачаточном состоянии работ по изучению и преподаванию римского права в исследуемый период [12]. В итоге, А. Винрот пришел к выводу, что преподавание римского права в Западной Европе на тот момент развивалось гораздо медленнее, чем обычно думают.
Исходя из сказанного, возможно несколько объяснений того, почему Грациан отказался от прямого использования римских законов. Это могло быть: а) элементарно не владение римским правом на необходимом уровне; б) политические и/или духовные убеждения Грациана либо в) желание аргументировать свою позицию с опорой только на канонические источники права с целью показать независимость и верховенство церковной власти. К сожалению, современная наука не располагает точными ответами на этот вопрос, однако имеющиеся данные позволяют нам сформулировать некоторые соображения по указанной проблематике.
Заключение
Не вызывает сомнений тот факт, что благодаря влиянию римского права каноническое право получает свое развитие. Важнейший памятник средневекового канонического права «СопсоМапйа discordantum сапопит» подтверждает этот факт, так как римское право оказало воздействие, как на форму, так и на содержание этой работы. Однако, отношение самого Грациана к римскому праву весьма неоднозначно, что наталкивает современных ученых на более глубокое осмысление состояния римского права в первой половине XII столетия.
Формулируя позицию по вопросу о применении римского права в работе Грациана, автор статьи хотел бы отметить, что в XI - XII вв. одной из ключевых задач Римско-католической Церкви являлось обоснование верховенства ее власти. Вполне естественно, что Грациан, который являлся монахом, не мог обойти этот момент в своей работе.
Если идти по пути А. Винрота и оценивать климат, в котором работал Грациан, то будет логично предположить, что «СопсоМапйа discordantum сапопит» в ранней редакции показывает зарождающееся использование римского права, когда Грациан еще был слабо знаком с ним. Из этого вытекает важный вывод о том, что преподавание римского права в Западной Европе на тот момент развивалось гораздо медленнее, чем принято считать. Более же поздние рукописи доказывают, что применение римского закона постепенно становится более явным, однако, при формулировании ответов на некоторые вопросы, Грациан намеренно отказывается от ссылок на римское право. Это, по нашему мнению, обусловлено уже другими причинами: по ряду дел Грациан принципиально аргументировал свою позицию с опорой только на канонические источники права с целью показать независимость и верховенство церковной власти.
Данная позиция логична и вписывается в политико-правовую реальность западноевропейского классического средневековья: если в начале Средних веков изучение римского права одобрялось и поощрялось, то в последующем позиция Римско-католической Церкви относительно римского права все более ужесточалась. Полагая, что римский закон потенциально опасен и посягает на монополию церковной власти в разрешении ряда юридических вопросов (семья и брак, наследование, правовой статус путешествующих и пр.) на Реймсском соборе монахам в 1131 г. было строго запрещено изучение римского права. В 1220 г. Папа Гонорий велел прекратить преподавание римского права в Париже и его окрестностях.
Исходя из сказанного, мы можем констатировать, что сохранившиеся рукописи «ЮесгеШт Gratiani» не просто позволяют оценить эволюцию мысли Грациана, но и наглядно демонстрируют то, как возрожденное римское право прошло свой путь от повсеместного применения до строжайшего его запрета на некоторых территориях в целях сохранения верховенства власти Римско-католической Церкви.
Библиографический список
1. Кондратьева А. Н. Некоторые дискуссионные вопросы создания «Concordantia discordantum canonum» Иоанна Грациана // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2018. № 2 (2). С. 4.
2. Романовская В. Б., Романовская Л. Р. Религия и право в политической жизни средневековой Европы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. Т. 20. № 4. С. 172-174.
3. Alexandrowicz P. Powstanie Dekretu Gracjana jako przyklad zywotnosci prawa rzymskiego // Adam Mickiewicz University Law Review. 2014. № 3. S. 24-35.
4. D^binski A. Church and Roman Law. Katolicki Uniwersytet Lubelski, KUL, 2010. 210 s.
5. Landau P. Gratian and the Decretum Gratiani // The History of Canon Law in the Classical Period, 1140 - 1234: From Gratian to the Decretals of Pope Gregory IX, eds. Wilfried Hartmann and Kenneth Pennington. Washington, D.C. : The Catholic University of America Press, 2008. Рр. 49-52.
6. Metz R. A propos des travaux de M. Adam Vetulani, Revue de droit canonique. 1957. Рр. 62-85.
7. Pennington K. Gratian and the Jews // Bulletin of Medieval Canon Law. 2014. Vol. 31. Рр. 111-124.
8. Pennington K. The Biography of Gratian, the Father of Canon Law // Villanova Law Review. 2014. Vol. 59. Iss. 4. Art. 5. Рр. 679-708.
9. Rainer M. Das Römische Recht in Europa. Wien, Universität Salzburg, 2012. 415 s.
10. Wei John C. Gratian the Theologian. Washington D.C. : The Catholic University of America Press, 2016. 355 р.
11. Weigand R. Chancen und Probleme einer baldigen kritischen Edition der ersten Redaktion des Dekrets Gratians // Bulletin of Medieval Canon Law. 1998. Vol. 23. Рр. 53-75.
12. Winroth A. Roman Law in Gratian and the Panormia // Bishops, Texts and the Use of Canon Law around 1100. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. Рр. 183-190.
13. Winroth A. The Making of Gratian's Decretum. New York : Cambridge University Press, 2004. 266 р.
References
1. Kondrat'yeva A. N. Nekotoryye diskussionnyye voprosy sozdaniya «Concordantia discordantum canonum» Ioanna Gratsiana (Some discussion questions of creation «Concordantia discordantum canonum» of Gratian's) // Gumanitarnyye i politiko-pravovyye issledovaniya (Humanitarian and political-low studies). 2018. № 2 (2). S. 4.
2. Romanovskaya V. B., Romanovskaya, L. R. Religiya i pravo v politicheskoy zhizni srednevekovoy Yevropy (Religion and law in the political life of medieval Europe) // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova (Vestnik of Kostroma State University). 2014. T. 20. № 4. S. 172-174.
37
3. Alexandrowicz P. Powstanie Dekretu Gracjana jako przyklad zywotnosci prawa rzymskiego // Adam Mickiewicz University Law Review. 2014. № 3. S. 2435.
4. D^binski A. Church and Roman Law. Katolicki Uniwersytet Lubelski, KUL, 2010. 210 s.
5. Landau P. Gratian and the Decretum Gratiani // The History of Canon Law in the Classical Period, 1140-1234: From Gratian to the Decretals of Pope Gregory IX, eds. Wilfried Hartmann and Kenneth Pennington. Washington, D.C. : The Catholic University of America Press, 2008. Рр. 49-52.
6. Metz R. A propos des travaux de M. Adam Vetulani, Revue de droit canonique. 1957. Рр. 62-85.
7. Pennington K. Gratian and the Jews // Bulletin of Medieval Canon Law. 2014. Vol. 31. Рр. 111-124.
8. Pennington K. The Biography of Gratian, the Father of Canon Law // Villanova Law Review. 2014. Vol. 59. Iss. 4. Art. 5. Рр. 679-708.
9. Rainer M. Das Römische Recht in Europa. Wien, Universität Salzburg, 2012. 415 s.
10. Wei John C. Gratian the Theologian. Washington D.C. : The Catholic University of America Press, 2016. 355 р.
11. Weigand R. Chancen und Probleme einer baldigen kritischen Edition der ersten Redaktion des Dekrets Gratians // Bulletin of Medieval Canon Law. 1998. Vol. 23. Рр. 53-75.
12. Winroth A. Roman Law in Gratian and the Panormia // Bishops, Texts and the Use of Canon Law around 1100. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. Рр. 183-190.
13. Winroth A. The Making of Gratian's Decretum. New York : Cambridge University Press, 2004. 266 р.
Сведения об авторе
Кондратьева Анна Николаевна - преподаватель Колледжа Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Область научных интересов: средневековое каноническое право западной Европы. Автор более 20 научных и учебно-методических работ.
Тел.: 8 987 996 75 72;
E-mail: [email protected]
About the author
Kondratyeva Anna Nikolaevna - Lecturer at the College of the Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia. Research interests: medieval canon law of western Europe. Author of more than 20 scientific and educational works.
E-mail: [email protected]