Научная статья на тему 'ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЗАПРЕТА АБОРТА В КАНОНИЧЕСКОМ ПРАВЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ X-XIII ВВ.'

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЗАПРЕТА АБОРТА В КАНОНИЧЕСКОМ ПРАВЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ X-XIII ВВ. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
каноническое право / «одушевленный» и «неодушевленный» плод / покаянная практика / Иво Шартрский / Иоанн Грациан / Фома Аквинский / canon law / «animate» and «inanimate» fetus / penitential practice / Ivo of Chartres / John Gratian / Thomas Aquinas

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондратьева Анна Николаевна

В период до конца X столетия на католическом Западе аборт на любой стадии беременности являлся смертным грехом, но не во всех концепциях воспринимался как преступление против жизни. В результате анализа источников канонического права XI-XIII вв. автор приходит к выводу о том, что в исследуемый период происходит изменение подходов к регламентации ответственности за аборт. «Декрет», подготовленный церковным юристом Грацианом, гласил: «Не является убийцей тот, кто делает аборт до того, как душа войдет в тело» (т.е., не наступит стадия «одушевления» плода). Концепция «одушевления» плода являлась новацией средневекового права и серьезно влияла на правоприменительную практику, так как римское право, а также ранние германские правовые документы (Вестготская, Салическая и Баварская Правды) запрещали аборт под угрозой суровых наказаний. Однако, в течение XIII столетия последователи Грациана в каноническом праве все же достигли единства в том смысле, что вход бессмертной души происходит уже в момент зачатия, и тем самым умерщвление сформировавшегося эмбриона на самых ранних стадиях необходимо понимать как убийство с точки зрения уголовного канонического права. Таким образом, начиная с XIII века осуществление аборта на любой стадии понималось как преступление против жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кондратьева Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE PROHIBITION OF ABORTION IN CANONICAL LAW OF WESTERN EUROPE X-XIII CENTURIES

In the period up to the end of the 10th century in the Catholic West, abortion at any stage of pregnancy was a mortal sin, but not in all approaches was perceived as a crime against life. As a result of the analysis of the sources of canon law of the 11th-13th centuries, the author comes to the conclusion that in the period under study there is a change in approaches to the regulation of liability for abortion. The «Decretum», prepared by the church lawyer Gratian, said: «He who has an abortion before the soul enters the body is not a murderer» (i.e., the stage of «animating» the fetus does not come). The concept of «animating» the fetus was an innovation of medieval law and seriously influenced law enforcement practice, since Roman law, as well as early German legal documents (Vigthothic, Salic and Bavarian Pravda) prohibited abortion under the threat of severe penalties. However, during the 13th century, the followers of Gratian in canon law nevertheless achieved unity in the sense that the entrance of the immortal soul occurs already at the moment of conception, and thus the killing of the formed embryo in the earliest stages must be understood as murder from the point of view of criminal canon law. Thus, since the 13th century, abortion at any stage has been understood as a crime against life.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЗАПРЕТА АБОРТА В КАНОНИЧЕСКОМ ПРАВЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ X-XIII ВВ.»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 348

DOI: 10.24411/2618-8120-2022-3-34-41

А. Н. Кондратьева

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»,

Саранск, Россия, e-mail: annaalyakina@yandex.ru

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЗАПРЕТА АБОРТА В

КАНОНИЧЕСКОМ ПРАВЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ X-XIII ВВ.4

В период до конца X столетия на католическом Западе аборт на любой стадии беременности являлся смертным грехом, но не во всех концепциях воспринимался как преступление против жизни. В результате анализа источников канонического права XI-XIII вв. автор приходит к выводу о том, что в исследуемый период происходит изменение подходов к регламентации ответственности за аборт. «Декрет», подготовленный церковным юристом Грацианом, гласил: «Не является убийцей тот, кто делает аборт до того, как душа войдет в тело» (т.е., не наступит стадия «одушевления» плода).

Концепция «одушевления» плода являлась новацией средневекового права и серьезно влияла на правоприменительную практику, так как римское право, а также ранние германские правовые документы (Вестготская, Салическая и Баварская Правды) запрещали аборт под угрозой суровых наказаний. Однако, в течение XIII столетия последователи Грациана в каноническом праве все же достигли единства в том смысле, что вход бессмертной души происходит уже в момент зачатия, и тем самым умерщвление сформировавшегося эмбриона на самых ранних стадиях необходимо понимать как убийство с точки зрения уголовного канонического права. Таким образом, начиная с XIII века осуществление аборта на любой стадии понималось как преступление против жизни.

Ключевые слова: каноническое право, «одушевленный» и «неодушевленный» плод, покаянная практика, Иво Шартрский, Иоанн Грациан, Фома Аквинский.

4 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках конкурса на лучшие научные проекты фундаментальных исследований по теме «Теология в контексте междисциплинарных научных исследований» (проект № 21-011-44239 «Нормативные измерения христианских канонов: традиции и динамика»).

A. N. Kondratyeva

Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia)»,

Saransk, Russia, e-mail: annaalyakina@yandex.ru

LEGAL REGULATION OF THE PROHIBITION OF ABORTION IN

CANONICAL LAW OF WESTERN EUROPE X-XIII CENTURIES

In the period up to the end of the 10th century in the Catholic West, abortion at any stage of pregnancy was a mortal sin, but not in all approaches was perceived as a crime against life. As a result of the analysis of the sources of canon law of the 11th-13th centuries, the author comes to the conclusion that in the period under study there is a change in approaches to the regulation of liability for abortion. The «Decretum», prepared by the church lawyer Gratian, said: «He who has an abortion before the soul enters the body is not a murderer» (i.e., the stage of «animating» the fetus does not come).

The concept of «animating» the fetus was an innovation of medieval law and seriously influenced law enforcement practice, since Roman law, as well as early German legal documents (Vigthothic, Salic and Bavarian Pravda) prohibited abortion under the threat of severe penalties. However, during the 13th century, the followers of Gratian in canon law nevertheless achieved unity in the sense that the entrance of the immortal soul occurs already at the moment of conception, and thus the killing of the formed embryo in the earliest stages must be understood as murder from the point of view of criminal canon law. Thus, since the 13th century, abortion at any stage has been understood as a crime against life.

Keywords: canon law, «animate» and «inanimate» fetus, penitential practice, Ivo of Chartres, John Gratian, Thomas Aquinas.

Введение

Отношение общества к абортам на протяжении всей истории человечества менялось. Изменения происходили по причине развития научного знания в области медицины, трансформации законодательства и возникновения различных гражданских инициатив. На формирование позиции относительно абортов сильнейшее влияние традиционно оказывали и оказывают по сей день религиозные воззрения.

В 2019 году, выступая на конференции «Да - жизни!» в Риме, Папа Франциск заметил: «Каждый ребенок, рождающийся в утробе женщины, -подарок» [2]. На встрече с епископами США в январе 2020 года Папа Франциск заявил: «Защита нерожденной жизни является высшим приоритетом в современной социальной и политической сферах!» [1]. Католическая церковь полагает, что любое действие, направленное преимущественно на причинение вреда жизни, в том числе, такие действия, как убийство и эвтаназия, противоречат моральному закону и поэтому считаются незаконными с точки

зрения Церкви. Катехизис подтверждает это учение, отмечая, что Церковь всегда учила тому, что прямой аборт морально неприемлем.

С I века Церковь утверждала, что всякое действие против зарождающейся человеческой жизни представляет собой моральное зло. Аборт, задуманный либо как цель, либо как средство, является серьезным противоречием моральному закону. С появлением «Decretum» болонского монаха Грациана происходит юридизация запрета абортов на любой стадии, несмотря на то, что в данном документе проводилось различие между ранним и поздним абортом в рамках рассуждений по уголовному делу об убийстве. Трактат Грациана впервые поднял вопрос о том, что уничтожение человеческого зародыша может представлять собой убийство, и это позволяет требовать применения карательных мер, обычно применяемых к убийству.

Под влиянием христианской морали и законов в XV, XVI, XVII веках аборт как медицинская операция практически исчезает из врачебной деятельности.

Методы

Для рассмотрения вопроса о криминализации абортов в эпоху Средневековья на различных этапах исследования были использованы как общенаучные (системный подход, анализ, синтез, дедукция, индукция и др.), так и специальные методы: нормативно-ценностный, конкретно-исторический, историко-проблемный и др.

Применение комплекса методов позволило установить, что в средневековых источниках канонического права использовались термины «одушевленный» и «неодушевленный» плод, что до определенного момента позволяло сохранять грань между абортом-грехом и абортом-преступлением. Однако, в XIII столетии эта грань стирается, и аборт на любой стадии становится преступлением.

Результаты и обсуждение

С древнейших времен прерывание беременности ассоциировалось с женщинами, которые вели аморальный образ жизни и осуждались не столько из-за того, что происходило прекращение жизни плода, сколько из-за большой опасности для здоровья женщины.

С усилением влияния христианства на Западе аборты были решительно осуждены на VI Соборе в Константинополе. В эпоху Средних веков Церковь активно участвовала в формировании законодательства и влияла на деятельность судов. Это позволяло Церкви влиять на правотворческий процесс и отражать религиозные взгляды, в том числе, на сексуальное поведение.

Об абортах много говорили не только в церковных документах, но и в Покаянных книгах. До популяризации покаянных канонов, наказания, связанные с грехом аборта, были задокументированы каноническим законодательством. Решения Синода Анкиры и Синода Эльвиры регламентировали наказания, которые предусматривали отлучение лица, совершившего аборт, от веры на всю жизнь либо на десять лет.

В период активного применения Покаянных книг (VШ-X вв.) санкции за различные грехи отличались в зависимости от территории и сложившейся

покаянной практики [7, р. 74]. Например, «Покаяние» Феодора Кентерберийского гласило, что наказание за аборт плода до 40 дней составляет один год. Однако, если аборт происходит через 40 дней, наказание составляет три года [8]. Ирландские Покаянные книги гласили, что если женщина совершит аборт после того, как плод закрепится в утробе матери, то она будет нести покаяние три с половиной года. Если сформирована плоть - семь лет. Если в плоть вошла душа - женщину ожидает четырнадцатилетняя епитимья [11, р. 167].

Однако, несмотря на то, что покаянная практика различала аборты, сделанные до и после одушевления плода, в текстах прямо не указано, когда считалось, что одушевление произошло.

В дальнейшем подробное каноническое обоснование абортивных практик попытался осуществить Иво Шартрский (ок. 1040 - 1115 гг.) который считался самым важным канонистом дограциановской эпохи [9]. В своем обсуждении абортов Иво цитирует положения Соборов Анкиры и Лериды, канонистов Мартина Браги и Августина. Примечательно, что он не опирается на покаянные документы. Это говорит о том, что к этому времени официальное каноническое право на Западе имело приоритет над местными покаянными сборниками [6, р. 56-57]. Иво из Шартра полагал, что аборт на любой стадии является тяжким грехом, но квалифицировать его как убийство можно только после одушевления плода [7, р. 87].

«Отец науки канонического права» Иоанн Грациан в своем известном трактате «ЮесгеШт Gratiani» (ок. 1140 г.) продолжил древнюю церковную традицию безоговорочного осуждения абортов на любой стадии. Однако, фактически именно в его работе впервые происходит юридическое обоснование различия между ранним и поздним абортом на основе рассуждения по уголовному делу об убийстве.

Как и Иво Шартрский, Грациан цитирует Августина, чтобы отличить одушевленный зародыш от неодушевленного в рамках уголовного дела об убийстве. В своем обсуждении абортов Грациан выдвигает два вопроса. Во-первых, ссылаясь на Августина, Грациан подтверждает, что супружеские пары, использующие противозачаточные препараты, действуют в нарушение церковных законов о браке, так как основная цель заключения брачного союза -это рождение детей. Во-вторых, он говорит об аборте в контексте убийства. Осуждая аборт на всех стадиях, Грациан приходит к выводу о том, что как убийство по каноническому закону может квалифицироваться только тот аборт, который осуществлен по отношению к одушевленному плоду. Однако авторского определения «одушевление» (или «оживление») он не приводит [4].

Для обоснования «одушевленности» плода Грациан цитирует святого Августина и Святого Иеронима. Обращался он и к Аристотелю, считавшему, что жизнь человека начинается на каком-то определенном этапе внутриутробного развития, когда произошло «одушевление» или «оживление». Аристотель отождествлял это время с наблюдаемым движением. Он полагал, что в случае с детьми мужского пола это происходит «на правой стороне утробы и примерно

на сороковой день», а если женского, то «на левой стороне в районе девяностого дня» [5]. Таким образом, Грациан, используя идеи Аристотеля, предложил различать fetus inanimatus и fetus animatus - неодушевленный и одушевленный плод. Наказание назначалось за убийство одушевленного плода, который отличали от неодушевленного по такому признаку, как первое шевеление [3].

Основывая свою позицию на работах таких канонистов, как Иво Шартрский, Августин и Иероним, Грациан утверждает: «Не является убийцей тот, кто совершает аборт до того, как душа окажется в теле» [10]. Следуя логике болонского монаха Грациана, аборт «неодушевленного» плода будет являться тяжким грехом, но не будет преступлением.

Чуть позднее, уже в годы нахождения у власти, Папа Григорий IX (11481241 гг.) приказал Раймунду из Пеньяфорта собрать все папские декреты, не опубликованные до этого времени, и привести их в систематическую форму. Декреталии Папы Григория IX 1234 г. содержали два факта по исследуемому нами вопросу: 1) как контрацепция воспринимались все меры с целью предотвращения зачатия и последующего рождения ребенка; 2) формально поддерживался взгляд Грациана в отношении сформированного и несформированного плода, хотя и неоднозначно. Так, комментаторы Декреталий Папы пришли к выводу о том, что, хотя любой аборт является тяжким грехом, аборт несформировавшегося плода следует рассматривать как квазиубийство, то есть в некотором смысле убийство [13, p. 99].

Учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.) относительно абортов развивается в логике рассуждений Грациана. Он прямо говорит, что контрацепция является нарушением репродуктивных процессов, и, следовательно, совершается против природы.

В последующем, в течение XIII столетия последователи Грациана в каноническом праве все же достигли единства в том смысле, что физическое человеческое формирование предполагает вход бессмертной души в зачатое тело, и тем самым умерщвление сформировавшегося эмбриона уже на самых ранних стадиях необходимо понимать как убийство с точки зрения уголовного канонического права.

Таким образом, Грациан стал первым канонистом, который на уровне юридического документа обосновал убийство «одушевленного» человеческого плода как преступление с соответствующим наказанием. В. Мюллер называет Грациана первым каноническим юристом, который проводил криминализацию абортов на основе аргументов Отцов Церкви [12, p. 79]. К середине XIII столетия учение Грациана было распространено в латинском христианском мире, за исключением Англии и Германии, где юристы гораздо медленнее воспринимали новации канонической юриспруденции и более тяготели к местным законам. Юридическое восприятие аборта, которое было описано Грацианом и его последователями, было ведущим на Западе вплоть до 1490 года, когда определение аборта как преступления со всеми его современными правовыми последствиями впервые произошло в 1490 г. в Италии. Начиная с этой даты, мы можем наблюдать зарождение современного отношения к аборту как к

преступлению, наказуемому в государственном суде. Различие между «одушевленным» и «неодушевленным» плодом сохранялось на протяжении всего периода позднего Средневековья, но использовалось только в целях выбора наказаний для виновного лица.

Заключение

В результате проведенного анализа специальной литературы, нам удалось выяснить, что к Х веку в Западной Европе влияние покаянных практик на поведение мирян значительно снизилось, уступив место постепенно оформлявшейся системе канонического права.

Документы ранней Церкви мало говорили о том, как следует различать «одушевленный» и «неодушевленный плод», однако это различие обсуждалось Отцами Церкви. Именно эти обсуждения привели болонского монаха Грациана к соображению о том, какой тип юридического преступления следует рассматривать в связи с ранним абортом. Таким образом, Грациан стал первым канонистом, который на уровне юридического документа обосновал убийство «одушевленного» человеческого плода как преступление с соответствующим наказанием. В последующем, в XIII столетии декретисты все же достигли единого понимания того, что в каноническом праве умерщвление сформировавшегося эмбриона уже на самых ранних стадиях необходимо понимать как убийство.

Библиографический список

1. «Папа говорит с епископами США о проблемах защиты жизни и трансгендерной идеологии - Национальный католик Reporter». URL: https://www.ncronline.org/news/vatican/index.html (дата обращения: 12.10.2022).

2. «Папа римский сравнил аборт с «наймом киллера» на конференции против абортов - CNN». URL: https://www.cnn.com/2019/05/26/europe/pope-francis-abortions-hitman-romeintl/index.html (дата обращения: 12.10.2022).

3. Сычев А. А. Проблема аборта в православном каноническом праве // Социальные нормы и практики. 2022. № 1 (3). С. 40-53.

4. Abortion: a legal perspective / The Hon Justice Murphy An edited version of a paper for the WA Society of Jewish Jurists and Lawyers (Medico-Legal Conference). October, 2014. URL: https://www.supremecourt.wa.gov.au/_files/Abortion%20-%20A%20Legal%20 Perspective%20Murphy%20JA%2026%200ct%2014.pdf (accessed: 04.10.2022).

5. Aristotle. The History of Animals. Translated by D'Arcy Wentworth Thompson, 1994. URL: http://classics.mit.edu/Aristotle/history_anim.7.vii.html (accessed: 04.10.2022).

6. Brady M. Roman Catholic Church Teaching and Abortion: A Historical View from the Early Church to Modern Day. Waco, Texas, 2020. 108 р.

7. Connery J. Abortion: The Development of the Roman Catholic Perspective. Chicago: Loyola University Press, 1977. 336 р.

8. Early Penitentials The Canons of Theodore. URL: http://archive.org/details/EarlyPenitentialsTheCanonsOfTheodore (accessed: 01.10.2022).

9. Ghellinck J. St. Ivo of Chartres / in The Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company, 2020. URL: https://www.newadvent.org/cathen/08257a.htm_(accessed: 12.10.2022).

10. Gratian. Concordia discordantium canonum (Decretum), Ad. c8, C. XXXII, q. 2.

11. Gwynn E. J. An Irish Penitential. Eriu 7, 1914. 167 p.

12. Müller W. P. The Criminalization of Abortion in the West: Its Origins in Medieval Law. Cornell University Press, 2012. 263 p.

13. Noonan J. T. Jr. Abortion and the Catholic Church: A Summary History // «Natural Law Forum». 1967. No. P. 85-131.

References

1. «Papa govorit s yepiskopami SSHA o problemakh zashchity zhizni i transgendernoy ideologii - Natsional'nyy katolik Reporter» (Pope Speaks to US Bishops on Life Protection and Transgender Ideology Issues - National Catholic Reporter). URL: https://www.ncronline.org/news/vatican/index.html (data obrascheniya 12.10.2022).

2. «Papa rimskiy sravnil abort s «naymom killera» na konferentsii protiv abortov - CNN» (The Pope compared abortion to 'hiring a hitman' at an anti-abortion conference - CNN). URL: https://www.cnn.com/2019/05/26/europe/pope-francis-abortions-hitman-romeintl/index.html (data obrascheniya 12.10.2022).

3. Sychev A. A. Problema aborta v pravoslavnom kanonicheskom prave (The problem of abortion in Orthodox canon law) // Sotsial'nyye normy i praktiki. 2022. № 1 (3). S. 40-53.

4. Abortion: a legal perspective / The Hon Justice Murphy An edited version of a paper for the WA Society of Jewish Jurists and Lawyers (Medico-Legal Conference). October, 2014. URL: https://www.supremecourt.wa.gov.au/_files/Abortion%20-%20A%20Legal%20 Perspective%20Murphy%20JA%2026%200ct%2014.pdf (accessed: 04.10.2022).

5. Aristotle. The History of Animals. Translated by D'Arcy Wentworth Thompson, 1994. URL: http://classics.mit.edu/Aristotle/history_anim.7.vii.html (accessed: 04.10.2022).

6. Brady M. Roman Catholic Church Teaching and Abortion: A Historical View from the Early Church to Modern Day. Waco, Texas, 2020. 108 p.

7. Connery J. Abortion: The Development of the Roman Catholic Perspective. Chicago: Loyola University Press, 1977. 336 p.

8. Early Penitentials The Canons of Theodore. URL: http://archive.org/details/EarlyPenitentialsTheCanonsOfTheodore (accessed: 01.10.2022).

9. Ghellinck J. St. Ivo of Chartres / in The Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company, 2020. URL: https://www.newadvent.org/cathen/08257a.htm_(accessed: 12.10.2022).

10. Gratian. Concordia discordantium canonum (Decretum), Ad. c8, C. XXXII, q. 2.

11. Gwynn E. J. An Irish Penitential. Eriu 7, 1914. 167 p.

12. Müller W. P. The Criminalization of Abortion in the West: Its Origins in Medieval Law. Cornell University Press, 2012. 263 р.

13. Noonan J. T. Jr. Abortion and the Catholic Church: A Summary History // «Natural Law Forum». 1967. No. P. 85-131.

Сведения об авторе:

Кондратьева Анна Николаевна - к.ю.н., преподаватель Колледжа Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России). Область научных интересов: средневековое каноническое право Западной Европы, правовое регулирование личных отношений, религиозное нормотворчество. Автор более 50 научных и учебно-методических работ.

E-mail: annaalyakina@yandex.ru

About the author:

Kondratyeva Anna Nikolaevna - PhD in Law, Lecturer at the College of the Middle-Volga Institute (branch) of the All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Saransk, Russia. Research interests: medieval canon law of Western Europe, legal regulation of personal relations, religious norm-making. Author of over 50 scientific and educational works.

E-mail: annaalyakina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.