Научная статья на тему 'Симметрия и ассимметрия в художественной графике'

Симметрия и ассимметрия в художественной графике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
асимметрия / геометричные фигуры / неизменность структуры / симметрия / композиция / художественная графика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмуд Маъруфович Бадиев, Дилдора Махмудовна Бадиева

В художественной графике сегодня под ним понимают соответствие частей одной композиции, которое включает массу предметов, их расположение, соотношение объемов, света и тени и т.д. Статья о соответствие асимметрии, асимметрия это отсутствие какой-либо соразмерности в пределах композиции. Неизменность структуры, свойств, формы материального объекта относительно его преобразований (т. е. изменений ряда физических условий) симметрия это свойство геометричных фигур к отображению. Асимметрия это свойство геометричных фигур не способных к отображению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Симметрия и ассимметрия в художественной графике»

Симметрия и ассимметрия в художественной графике

Махмуд Маъруфович Бадиев Бухарский педагогический институт при Бухарском государственном

университете Дилдора Махмудовна Бадиева Бухарский государственный университет

Аннотация: В художественной графике сегодня под ним понимают соответствие частей одной композиции, которое включает массу предметов, их расположение, соотношение объемов, света и тени и т.д. Статья о соответствие асимметрии, асимметрия - это отсутствие какой-либо соразмерности в пределах композиции. Неизменность структуры, свойств, формы материального объекта относительно его преобразований (т. е. изменений ряда физических условий) симметрия - это свойство геометричных фигур к отображению. Асимметрия - это свойство геометричных фигур не способных к отображению.

Ключевые слова: асимметрия, геометричные фигуры, неизменность структуры, симметрия, композиция, художественная графика

Symmetry and asymmetry in art graphics

Mahmud Marufovich Badiev Bukhara Pedagogical Institute at Bukhara State University

Dildora Makhmudovna Badieva Bukhara State University

Abstract: In art graphics today, it is understood as the correspondence of parts of one composition, which includes a lot of objects, their location, the ratio of volumes, light and shadow, etc. An article on matching asymmetry, asymmetry is the absence of any proportion within a composition. The invariance of the structure, properties, form of a material object with respect to its transformations (i.e., changes in a number of physical conditions) symmetry is a property of geometric shapes for display. Asymmetry is a property of geometric figures that are not capable of being displayed.

Keywords: asymmetry, geometric figures, invariance of the structure, symmetry, composition, art graphics

Симметрия - основополагающий принцип самоорганизации материальных форм в природе и формообразования в искусстве. Отсутствие или нарушение

симметрии называется асимметрией или диссимметрией. в симметричной композиции все части уравновешены, симметричны. Асимметрия это -отсутствие или нарушение симметрии. Симметрия, это когда части рисунка или какого - то предмета как бы зеркально отражаются, т.е. левая и правая половинки одинаковы. Линия, которая делит наш предмет пополам, называется осью симметрии.

Симметрия - это соразмерность, пропорциональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от центра. Говоря проще, если обе части от центра одинаковы, то это симметрия. Ось симметрии фигуры - это прямая, которая делит фигуру на две симметричные части.

Асимметрия представляет собой числовое отображение степени отклонения графика распределения показателей от симметричного графика распределения. Если асимметрия больше 0, то чаще в распределении встречаются значения меньше среднего. Такая асимметрия называется положительной или левосторонней.

Симметрия (др. -греч. - «соразмерность») - закономерное расположение подобных (одинаковых) частей тела или форм живого организма, совокупности живых организмов относительно центра или оси симметрии. Симметрия в природе нужна, чтобы сохранять устойчивость.

Асимметрия это - отсутствие симметрии. Но это вовсе не значит, что при этом может отсутствовать и равновесие композиции. Формы - их характер, размеры, расположение в пространстве должны быть подчинены зрительному равновесию. Если симметричная форма воспринимается легко и сразу, то асимметричная читается постепенно.

Композиция это - творческий процесс создания произведения искусства, от замысла до его завершения, и это комплекс средств раскрытия содержания произведения, основанный на законах, правилах и приемах, служащих выразительному решению замысла. В композиции имеют огромное значение: масса предметов, их зрительный вес, размещение на плоскости, с распределением предметов в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени. А также выразительность силуэтов, ритмические чередования линий и пятен, способы передачи пространства и точка зрения в композиции, распределение светотени, цвет и колорит картины, формат и размер произведения, композиционный центр, равновесие картины, контрасты в композиции, ритм композиции.

Выделяют несколько композиционных приемов, таких как - центр, он бывает двух видов, смысловой и композиционный; применение золотого сечения; ритм; статика и динамика; симметрия и асимметрия. Помимо композиционных приемов существуют и другие законы композиции - это закон

целостности; закон жизненности; закон контрастов; закон подчиненности; закон воздействия. Наравне с этим выделяют виды композиции: фронтальная или плоская, одним словом, это витраж, фреска или картина; объемная скульптура или архитектура; глубинно-пространственная, одним словом, пространство, формированное из пространства, предметов и расстояний между ними, например архитектурный ансамбль.

Категория композиции рассматривается как пространственно-временное творчество. Содержание картины определяет всю живопись, таким образом, сюжет, облекающий в "плоть" тему, является первым этапом работы над произведением. Сюжет должен обладать характерными чертами, точно передающими смысл темы.

Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий. В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины.

Симметричные композиции - статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены. В асимметричной композиции расположение объектов может быть самым разнообразным в зависимости от сюжета и замысла произведения, левая и правая половины не уравновешены.

Равновесие. Равновесие это - такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой. Равновесие строится на расположении основных масс, от организации композиции, от пластического и ритмического построения композиции, от цветовых, тональных и фактурных отношений между собой и целом.

Симметрия в искусстве берет свое начало из реальности, изобилующей симметрично устроенными формами. Для симметричной композиции характерна уравновешенность ее частей по массам, цвету, форме и тону. В симметричных композициях одна часть зеркальна похожа на другую и есть ярко выраженный центр, он как правило совпадает с геометрическим центром картины. Для любой симметричной композиции основой служит плоскость ее размещения. Она в основном и определяет применение тех или иных выразительных средств. Однако существуют иллюзии восприятия композиции симметричных фигур, основаны они на особенностях механизма обработки визуальных впечатлений мозгом: прямоугольник, расположенный на длинной стороне к линии горизонта, кажется тяжелым, устойчивым. В то же время расположение на короткой стороне придает фигуре легкость, подвижность.

Одинаковые по величине фигуры кажутся разными в силу игры света: белые формы на темном фоне всегда выглядят больше своих черных копий. Ограничивающие горизонтальные линии как бы расширяют пространство, в то время как вертикальные - удлиняют его. Выше перечислены только самые распространенные иллюзии, которые следует учитывать при построении симметричной композиции из геометрических фигур.

Существуют композиции центростремительные и центробежные. Первые оформлены таким образом, чтобы взгляд зрителя возвращался к середине картины. Такие работы обрамлены полями, которые являются четким обозначением границ. Предполагаемое же домысливание сюжета картины свидетельствует о центробежности, или открытой композиции. Симметричная декоративная композиция, скорее всего, будет замкнутой, ведь ее цель -украшение пространства. В этом случае как раз подходят устойчивость, замкнутость, спокойствие, уравновешенность. Но законы действуют как на плоскости, так и в объемном исполнении. Динамика и статика для передачи движения и покоя художник использует все доступные средства: цвет, ритм, фактуру, линии, фигуры. В статике расположение элементов в композиции, составляет у зрителя впечатление неподвижности, равновесности, незыблемости. Характерные черты таких построений: отчетливо прослеживается использование структуры плоскости при составлении композиционных групп благодаря определенному порядку построения. Предметы для составления сюжета выбираются похожие по основным параметрам: форме, фактуре и т.д. Используется «мягкая» тональная гамма с избеганием резких контрастов. Динамика в композиции передается при помощи обратных методов. Таким образом, согласованные между собой элементы оставляют впечатление внутренней напряженности, стремления к движению или даже направленный рывок. Например, симметричная композиция из прямоугольников может источать незыблемое спокойствие, что достигается при помощи выш описанных методов. Но достаточно внести немного цветового разнообразия (симметрия перестанет быть строгой) - и те же прямоугольники уже доносят до зрителя иную информацию: напряжение, ожидание. Появление динамики в композиции способно вывести ее в другую организационную реальность. Поэтому асимметрия не обозначает отсутствие упорядоченности в композиции это - свободный порядок (всего лишь немного небольшое отступление от симметрии). Здесь не требуется строгого подбора элементов по тону, фактуре, объему, весу. Красота составляющих подчеркивается их непохожестью и расположением по отношению друг к другу. Однако именно в таких композициях особое внимание опытный художник уделяет

сбалансированности, поскольку именно она является свидетельством грамотного выстраивания целостности образа.

Использованная литература

1. Д.М. Бадиева, & М.Х,. Муродова. Чизмачиликдан укувчилар билимининг тахлили. "Pedagogik mahorat" ilmiy-nazariy va metodik jurnal. 2022, № 5, 139-146.

2. ММ Бадиев, ТР Собиров, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Анализ обратных задач в начертательной геометрии. Наука и образование сегодня, 76-77

3. ММ Авлиякулов, ТР Собиров, ММ Бадиев, СС Азимов. Общие законы композиции в резьбе по дереву. European science, 32-34

4. ТР Собиров, ММ Бадиев, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Об общественном положении зодчих и архитекторов среднего и ближнего востока в IX-XV веках. European science, 59-62

5. ММ Бадиев. Сталактиты в архитектуре средней азии. Academy, 53-55

6. ММ Бадиев. Features of architectural elements. E-Conference Globe, 93-95

7. ММ Бадиев. Элементы гиперсетей и их взаимопринадлежность. Polish science journal 9 (3), c.70-73

8. SU Sobirova, MM Badiev, AR Shukurov, AS Aminov. Scientific and methodical basis of organization and teaching of drawing lessons in general secondary schools. Journal of Contemporary Issues in Business and Government Vol 27 (2)

9. ММ Бадиев. Методика обучения древнеегипетского чертежа в Узбекистане. Science and Education 2 (12), 840-846.

10. ММ Бадиев. Дискретные модели разнотолщинных и составных безмоментных оболочек. 05.01.01.

11. Теория точных изображений междисциплинарная наука об общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах

12. СКЭ Кумуш, ММ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796-801

13. ММ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796801

14. MM Badiev, MF Olimova. Stages of development of applied arts in the Republic of Uzbekistan and development.

15. Д.М. Бадиева. Живописная техника импрессионизма в эпоху барокко. Science and Education. Volume 5 Issue 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.