Научная статья на тему 'Симметрия и асимметрия смыслового пространства концептуальной оппозиции 'холод тепло/жар''

Симметрия и асимметрия смыслового пространства концептуальной оппозиции 'холод тепло/жар' Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
460
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ / СМЫСЛОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / СИММЕТРИЯ / АСИММЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зубкова Екатерина Владимировна

В статье даётся авторская трактовка термина 'концептуальная оппозиция'; с использованием методики лингвоконцептологии исследуется смысловое пространство концептов 'холод' и 'тепло/жар' в русской языковой картине мира, а также отношения симметрии и асимметрии в смысловом пространстве данных концептов и формируемой ими концептуальной оппозиции 'холод тепло/жар'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Симметрия и асимметрия смыслового пространства концептуальной оппозиции 'холод тепло/жар'»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 43 (181).

Филология. Искусствоведение. Вып. 39. С. 64-68.

СИММЕТРИЯ И АСИММЕТРИЯ СМЫСЛОВОГО ПРОСТРАНСТВА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОППОЗИЦИИ ‘ХОЛОД - ТЕПЛО/ЖАР’

В статье даётся авторская трактовка термина ‘концептуальная оппозиция’; с использованием методики лингвоконцептологии исследуется смысловое пространство концептов ‘холод ’ и ‘тепло/жар ’ в русской языковой картине мира, а также отношения симметрии и асимметрии в смысловом пространстве данных концептов и формируемой ими концептуальной оппозиции ‘холод - тепло/жар’.

Ключевые слова: концепт, концептуальная оппозиция, смысловое пространство, симме-

трия, асимметрия.

Лингвоконцептология является одним из наиболее активно развивающихся направлений лингвистики. Соединяя лингвокогнити-вистские и лингвокультурологические позиции, лингвоконцептология понимает концепт как многомерное ментальное образование, включающее понятийное, ценностное, этимологическое, культурное измерения. Задача лингвоконцептологии заключается в «исследовании структуры и специфических свойств концептов как ментальных сущностей» [1. С. 79].

Одной из малоизученных и перспективных областей исследования концептов нам представляется применение метода симметрии-асимметрии в исследовании смысловой структуры концепта. Отметим, что познавательные методы общей теории симметрии применяются в таких областях языкознания, как структурная лингвистика, семантика, сопоставительное языкознание, синергетическая и гендерная лингвистика, исследования дискурса и концептуальной картины мира. Современная общенаучная трактовка предполагает единство и противоположность симметрии и асимметрии [8. С. 14], взаимосвязь данных категорий с покоем системы (симметрия) и её движением, развитием (асимметрия) [12. С. 18].

На наш взгляд, метод симметрии-асимметрии может успешно применяться в исследовании смысловой структуры концептов, в частности, концептуальных оппозиций, какой является и избранная нами в качестве объекта изучения пара концептов ‘холод’ и ‘тепло/жар’. Термин ‘концептуальная оппозиция’ основан на категории бинарной оппозиции [7. С. 8] и отражает, с одной стороны, то, что два входящих в неё концепта являются

отдельными и самостоятельными, а с другой стороны, то, что на их основе формируется ментальное образование более высокого порядка.

То есть концепт сам по себе является системой - сложным ментальным образованием, при этом два концепта-оппозита вместе образуют более сложную систему - концептуальную оппозицию. Поэтому необходимо чётко разделять исследование структуры и свойств концепта и концептуальной оппозиции. В данной работе мы исследуем отношения симметрии-асимметрии на обоих уровнях: на концептуальном и на концептуальнооппозиционном .

Смысловой анализ концептов-оппозитов ‘холод’ и ‘тепло/жар’ был проведён нами на внеязыковом и языковом уровнях.

Внеязыковой уровень анализа включает: 1) трактовку холода и тепла как физических явлений, выявление их влияния на мир живой и неживой природы; 2) выявление символических значений понятий холода и тепла в системе универсальных образов (архетипов), отражённых в мировой мифологии.

Противоположные понятия ‘холод’ и ‘тепло’ относятся к общему понятию температуры; эти понятия определяются не сами по себе, а в их взаимосвязи. Явление тепла связано с более интенсивным движением частиц, холода - с менее интенсивным. В физическом мире температурные явления связаны с воздействием: нагреванием и охлаждением тел. Таким образом, в неживой природе понятие температуры связано прежде всего с явлениями движения и воздействия.

В науках о живой природе термодинамические процессы также играют важную роль. Для организма существуют температурные

рамки, за пределами которых ему грозит снижение активности и смерть. В живой природе явления тепла и холода связаны с воздействием, оказываемым ими на живые организмы, с жизнью и смертью, а также с промежуточным состоянием - спячкой или оцепенением.

Кроме роли явлений холода и тепла в объективном мире, нас интересует также место, которое представления о тепле и холоде занимают в универсальной картине мира, то есть сфере архетипов. Мифы различных народов связывают образы холода и жара с рождением вселенной и её концом, с загробным миром, адом и наказанием, а также с течением времени. В сфере универсальных образов оппозиция ‘холод - жар’ связана со следующими мотивами и значениями: ход времени, рождение и конец вселенной, смерть и загробный мир, наказание и страдание.

Анализ концептов на языковом уровне осуществлялся по традиционной методике, активно используемой в исследовании концептов [3. С. 271]. Данная методика предполагает анализ определений ключевого слова (базовой репрезентации), лексических парадигм (синонимы, антонимы, гиперонимы, лексико-семантические поля), деривационного поля, паремий и фразеологизмов, включающих лексические репрезентации концепта. Кроме того, нами был включён анализ этимологии основных репрезентантов в той степени, в которой это необходимо для выявления исторически заданных, потенциальных смыслов концепта.

В результате анализа нами были выделены следующие смыслы, входящие в смысловое пространство концепта ‘холод’ в русской языковой картине мира.

Смысл ‘воздействие’ отражает свойство холода как физического явления воздействовать на живые организмы и на неодушевлённые предметы различным образом: изменение физических свойств (замерзание воды), разрушение (металла), изменение температуры, замедление процессов живых организмов и приведение их в состояние спячки или болезни, вплоть до смерти. Это же свойство холода переосмысляется в переносных значениях: замедление абстрактных процессов («заморозка цен»), в том числе широко реализуется в сфере внутренней жизни человека, его сознания и чувств (приведение человека в спокойное состояние, внушение человеку чувства враждебности, пустоты, волнения,

страха: «охладить пыл», <хладнокровие», «холодный приём», «ледяное презрение», «кровь стынет в жилах», «холодный расчёт»). На этих переносных значениях формируются смыслы ‘жестокость’, ‘равнодушие’, ‘спокойствие’, ‘рациональность’, ‘страх’, ‘душевный дискомфорт’, ‘волнение’, ‘пассивность’, ‘отсутствие движения’, ‘сон’.

Агрессивное воздействие холода переосмысляется в языке и переносится из сферы физических ощущений в область духовного мира человека, порождая смыслы ‘боль’, ‘страдание’ (душевное страдание, порождаемое чьей-то холодностью, равнодушием, жестокостью, собственной душевной пустотой и одиночеством; отвращение - негативное переживание физиологического, эстетического или морального характера), «невзгоды», «беда» («где голодно, там и холодно», «стужа да нужа - нет того хуже»). Во фразеологизме «за вороток, да и на холодок» вновь реализуется отмеченный нами на уровне универсальных образов смысл ‘наказание’.

Способность холода стимулировать активность человека («мороз не велик, а стоять не велит»), работать или двигаться, чтобы не замёрзнуть, переосмысляется и порождает смысл ‘активность’. Связь холодного начала (наряду с горячим) с космогоническими и эсхатологическими представлениями формирует смысл ‘начало и конец’. На основе связи температурных явлений со временем (процесс остывания нагретого тела) формируется смысл ‘ход времени’, в котором холод связывается с большим промежутком времени («след простыл», «ещё место не остыло»).

В отличие от концепта ‘холод’, смыслы которого формируются в основном вокруг значений базового репрезентанта - лексемы ‘холод’, концепт ‘тепло/жар’ можно назвать «двухъядерным», так как его смыслы формируются вокруг значений двух базовых репрезентантов - лексем ‘тепло’ и ‘жар’. Смысловое пространство, образованное вокруг лексем ‘тепло’, ‘тёплый’, ‘греть’, связано с прямым значением - комфортной температурой, на уровне переносных значений оно переносится в сферу психологического мира человека, его жизненных обстоятельств. С другой стороны, большая часть значений, содержащихся в смысловом поле лексем ‘жар’, ‘жаркий’, ‘палить’, ‘жечь’, связана с дискомфортом, неприятными ощущениями, также переосмысляемыми в различных сферах. Как

показал анализ, это разграничение «приятного, комфортного» тепла и «вызывающего дискомфорт» жара существенно для концепта и отмечается на различных языковых уровнях.

Итак, положительная, «добрая» роль тепла отражена в таких смыслах концепта, как ‘добрые чувства’ и ‘добрые отношения’ («душевное тепло», «любовь греет», «тёплый приём»), ‘польза’, ‘добро’, ‘благополучие’, ‘безбедная жизнь’ («Где хлебно и тепло, там и жить добро», «тёплое местечко», «В закроме зерно - на душе тепло»), а также смыслы ‘жизнь’, ‘здоровье’, ‘благоприятное воздействие’, отражающие воздействие тепла в живой природе («Солнце пригреет - всё поспеет», «Держи голову в холоде, а ноги в тепле»).

жение’, ‘усердие’ сформированы путём переосмысления физической связи температуры и движения: «горячая страда», «жаркий спор», «Плотника не шуба греет, а топор». Эта же связь с движением переносится и в область душевных переживаний, эмоций (етой'о

- двигаю) и образует смыслы ‘страсть’, ‘возбуждение’: «жаркие объятия», «под горячую руку», «горячая голова», «вспыльчивость».

Смыслы, выявленные нами в результате анализа концептов ‘холод’ и ‘тепло/жар’ на внеязыковом и языковом уровнях, позволяют нам построить смысловую модель данных концептов и концептуальной оппозиции в целом и выявить их симметричный либо асимметричный характер. Представим концептуальную оппозицию как структуру, содержа-

Таблица 1

Структура смыслового пространства концептуальной оппозиции ‘холод - тепло/жар’ (плюсом отмечены реализованные смыслы в данной области)

Область потенциальных смыслов Концепт-оппозит ‘холод’ Концепт-оппозит ‘тепло/жар’

Мир природы + +

Жизненные обстоятельства + +

Характер действий, деятельности + +

Межличностные отношения + +

Душевное состояние + +

Состояние покоя/возбуждения + +

Ход времени, движение + +

Характер воздействия + +

Отрицательное воздействие жара отражено в следующих смыслах концепта: ‘недобрые чувства’, ‘страдание’, ‘душевный дискомфорт’ («жгучий стыд», «Клевета что уголь

- не обожжёт, так замарает»), ‘вред’, ‘разрушительное воздействие’ («мороз жжёт», «опалённое войной детство», «Кто огня не бережётся, тот скоро обожжётся»), ‘наказание’ («задать жару, «всыпать горячих»), ‘беда’, ‘невзгоды’ («из огня да в полымя», «Одна беда не угасла, как другая загорелась», «горячее времечко»).

Однако концепт имеет и нейтральные смыслы, не связанные с переосмыслением положительного или отрицательного воздействия тепла и жара. Это смысл ‘ход времени’ (в смысловом пространстве концепта ‘тепло/ жар’ он относится к короткому промежутку времени): «по горячим следам», «Куй железо, пока горячо». Смыслы ‘активность’, ‘дви-

щую ряд ячеек, каждая из которых соответствует определённой области потенциальных смыслов (табл. 1). В зависимости от того, реализуются ли потенциальные смыслы в обоих концептах-оппозитах или только в одном из них, структура приобретает симметричный или асимметричный характер. Например, в области потенциальных смыслов ‘душевное состояние’ происходит реализация смыслов и в концепте ‘холод’, и в концепте ‘тепло/жар’, поэтому в данной области наблюдается внутренняя симметрия концептуальной оппозиции.

Таким образом, в каждой из восьми областей потенциальных смыслов они оказались реализованными для обоих концептов. Это позволяет сделать вывод о внутренней симметрии концептуальной оппозиции. Такой тип симметрии называется зеркальной: проведя воображаемую ось между противоположны-

ми концептами внутри концептуальной оппозиции, мы увидим, что слева и справа от оси будут закрашенные ячейки (то есть реализованные смыслы) для всех восьми областей потенциальных смыслов (см. рис. 1).

Рис. 1. Симметрия концептуальной оппозиции ‘холод - тепло/жар’

Однако, в то время как концептуальной оппозиции присуща, как мы выяснили, внутренняя симметрия, структура самих концептов-оппозитов, напротив, асимметрична. Эта асимметрия связана с наличием внутри кон-

цепта противоположных смыслов, но не во всех областях потенциальных смыслов, а в некоторых из них. Так, в четырёх из восьми областях потенциальных смыслов концепта ‘холод’ реализованы противоположные смыслы (‘активность, работа’ и ‘пассивность, лень’, ‘волнение, потрясение’ и ‘спокойствие, трезвость’, ‘удовольствие’ и ‘душевный дискомфорт’). В концепте ‘тепло/жар’ противоположные смыслы реализованы в шести областях из восьми (см. табл. 2).

Это позволяет нам говорить о наличии зеркальной асимметрии в смысловой структуре концептов ‘холод’ и ‘тепло/жар’ (рис. 2).

Как же объяснить симметричную структуру концептуальной оппозиции и асимметричную структуру входящих в неё концептов? На наш взгляд, асимметрия на концептуальном уровне говорит о том, что концепт является неуравновешенной системой, обладающей внутренней динамикой, потенциалом разви-

Область потенциальных смыслов Реализованные смыслы концепта ‘холод’ Реализованные смыслы концепта ‘тепло/жар’

Мир природы Разрушительное воздействие, сон, пассивность, смерть Благоприятное воздействие здоровье, жизнь Разрушительное воздействие, смерть

Жизненные обстоятельства Беда, невзгоды, страдания, наказание Благополучие, уют, безбедная жизнь Беда, невзгоды, страдания, наказание

Характер действий, деятельности Активность, работа Пассивность, лень, отдых Активность, работа, усердие

Межличностные отношения Вражда, жестокость, неприязнь, равнодушие Любовь, ласка, приязнь, дружба Злоба, неприязнь

Душевное состояние Душевный дискомфорт, пустота, страх, отчаяние, страдание Удовольствие, приятное времяпрепровождение Душевный комфорт, радость, надежда Страдание, злость, стыд

Состояние покоя/ возбуждения Волнение, потрясение Спокойствие, трезвость Возбуждение, страсть

Ход времени, движение Медленное движение, отсутствие движения, долгий промежуток времени, начало и конец Быстрое движение, короткий промежуток времени, начало и конец

Характер воздействия Разрушение, вред, боль Польза, добро Разрушение, вред, боль

Рис. 2. Внутренняя асимметрия концептов ‘холод’ (слева) и ‘тепло/жар’ (справа).

тия. Действительно, в контексте современного представления о самоорганизации систем нарушение симметрии (асимметрия) понимается как момент перехода системы из состояния покоя в состояние движения: «...выпадение любых элементов симметрии не означает исчезновения симметрии вообще, а указывает лишь на необходимость выявления её новых форм, и следует придать особое значение исчезнувшим элементам симметрии объекта, так как для творения нового явления “необходимо, чтобы некоторые элементы симметрии отсутствовали”» [12. С. 18; 4. С. 101]. В связи с этим представляет интерес исследование концептов ‘холод’ и ‘тепло/жар’ в речи, где, возможно, и реализуются потенциальные смыслы, не реализованные на языковом уровне.

С другой стороны, концептуальная оппозиция как структура более высокого порядка, чем входящие в неё концепты, является уравновешенной системой. Действительно, общее представление о холоде и тепле в их противоположности и взаимосвязи - одно из основных понятий, связанных со всеми сферами жизни и познания: с жизнью физического и биологического мира, психологическим миром человека, космогоническими, эсхатологическими и религиозными представлениями. Как мы отмечали ранее, исследование одного из концептов невозможно без упоминания другого, начиная от толкования словарных определений и заканчивая анализом фразеологии. Поэтому нам представляется логичным, что любой смысл, реализованный в какой-либо области одного концепта, будет также реализован в этой же области концепта-оппозита.

Таким образом, мы делаем вывод, с одной стороны, об асимметричном характере концептов ‘холод’ и ‘тепло/жар’, свидетельствующем об их динамической неуравновешенности и наличии потенциала для развития, и, с другой стороны, о симметричном характере концептуальной оппозиции ‘холод - тепло/ жар’, свидетельствующем о её динамической уравновешенности как сложившейся ментальной структуры.

Список литературы

1. Воркачев, С. Г. Методологические осно-

вания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3 : Аспекты метакоммуникативной деятельности.

Воронеж, 2002. С. 79-95.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М. : Рус. яз., 1978.

3. Крючкова, Н. В. Методы изучения концептов // Русская и сопоставительная филология : состояние и перспективы : междунар. науч. конф., посв. 200-летию Казан. ун-та (Казань, 4-6 окт. 2004 г.) : тр. и материалы / под общ. ред. К. Р. Галиуллина. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2004. С. 271-272.

4. Кюри, П. О симметрии в физических явлениях // Кюри, П. Избранные труды. М., 1966. 400 с.

5. Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М. : Совет. энцикл., 1991. 736 с.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 57000 слов / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стер. М. : Рус. яз., 1989. 750 с.

7. Пономарёва, Е. Ю. Концептуальная оппозиция «жизнь - смерть» в поэтическом дискурсе (на материале поэзии Д. Томаса и В. Брюсова) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2008. 21 с.

8. Сонин, А. С. Постижение совершенства : (Симметрия, асимметрия, дисимметрия, антисимметрия). М. : Знание, 1987. 208 с.

9. Телия, В. Н. Русская фразеология : (Семантический, прагматический, культурологический аспекты). М., 1996. 284 с.

10. Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Совет. энцикл. : ОГИЗ : Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940.816 с.

11. Фелицина, В. П. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения : лингвострановед. слов / В. П. Фелицина, Ю. Е. Прохоров ; Ин-т рус. яз. им.

A. С. Пушкина ; под ред. Е. М. Верещагина,

B. Г. Костомарова. М. : Рус. яз., 1979. 240 с.

12. Ягафарова, Х. Н. Симметрия и самоорганизация : от античной натурфилософии к современной науке : автореф. дис. . канд. филос. наук. Уфа, 2008. 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.