Научная статья на тему 'СИМФОНИЯ-КОНЦЕРТ О. ПРОСТИТОВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЖАНРА'

СИМФОНИЯ-КОНЦЕРТ О. ПРОСТИТОВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЖАНРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / СИМФОНИЯ-КОНЦЕРТ / ТВОРЧЕСТВО / КОМПОЗИТОР / СИМФОНИЯ / КОНЦЕРТ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА / GENRE / SYMPHONIC MUSIC / SYMPHONY CONCERT / CREATIVITY / COMPOSER / SYMPHONY / CONCERT / MUSICAL FORM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Екимова К.Н., Шак Т.Ф.

В статье рассматривается произведение О. Проститова с точки зрения синтеза жанров симфонии и концерта, обогащенных современными средствами музыкальной выразительности и принципами формообразования. Доказывается, что при сохранении драматургической концепции, особенностей формообразования, характерных для жанра симфонии, произведение обогащается приемами концертности. Отсюда обилие сольных эпизодов, наличие каденции баяна, инструмента нетипичного для данного жанра и введенного в связи с посвящением В. Золотареву. Черты индивидуального стиля актуализируются через особенности тематизма и тональную систему, где О. Проститов, используя основную тональность, развивает ее средствами сериальной техники. Личный взгляд автора, отсылки к стилю В. Золотарева, опора на традиции дают понимание того, что анализируемое произведение представляет собой современный образец синтетического жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMPHONY-CONCERT BY O. PROSTITOV IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE GENRE

The article considers the work of O. Prostitov from the point of view of the synthesis genres of symphony and concert, enriched by modern means of musical expressiveness and the principles of shaping. It is proved that while preserving the dramatic concept, the peculiarities of morphogenesis characteristic of the symphony genre, the work is enriched with concert techniques - an abundance of solo episodes, the presence of a cadence of the button accordion, an instrument not typical of this genre and introduced in connection with the dedication to V. Zolotarev. The features of the individual composer’s style are actualized through the thematic features and the tonal system, where O. Prostitov, using the main tonality, develops it using serial technology. The author’s personal view, references to the style of V. Zolotarev, reliance on traditions give an understanding that the analyzed work is a modern example of the synthetic genre.

Текст научной работы на тему «СИМФОНИЯ-КОНЦЕРТ О. ПРОСТИТОВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЖАНРА»

"Культурная жизнь Юга России" 48 ;

№ 2 (77), 2020

УДК 78

К.Н. ЕКИМОВА, Т.Ф. ШАК

СИМФОНИЯ-КОНЦЕРТ О. ПРОСТИТОВА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЖАНРА

Екимова Карина Николаевна, аспирант, преподаватель отделения среднего профессинального образования Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), belokurova_89@mail.ru

Шак Татьяна Федоровна, доктор искусствоведения, доцент, завкафедрой музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), shaktat@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается произведение О. Проститова с точки зрения синтеза жанров симфонии и концерта, обогащенных современными средствами музыкальной выразительности и принципами формообразования. Доказывается, что при сохранении драматургической концепции, особенностей формообразования, характерных для жанра симфонии, произведение обогащается приемами концертности. Отсюда обилие сольных эпизодов, наличие каденции баяна, инструмента нетипичного для данного жанра и введенного в связи с посвящением В. Золотареву. Черты индивидуального стиля актуализируются через особенности тематизма и тональную систему, где О. Прости-тов, используя основную тональность, развивает ее средствами сериальной техники. Личный взгляд автора, отсылки к стилю В. Золотарева, опора на традиции дают понимание того, что анализируемое произведение представляет собой современный образец синтетического жанра. Ключевые слова: жанр, симфоническая музыка, симфония-концерт, творчество, композитор, симфония, концерт, музыкальная форма.

UDC 78

K.N. YEKIMOVA, T.F. SHAK

SYMPHONY-CONCERT BY O. PROSTITOV IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE GENRE

Ekimova Karina Nikolaevna, Graduate Student, Teacher of the Department of Secondary Professional Education of the Krasnodar State Institute of Culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), belokurova_89@mail.ru.

Shak Tatyana Fedorovna, Doctor of Sciences in Art Criticism, Associate Professor, Head of the Department of Musicology, Compositions and Methods of Music Education of the Krasnodar State Institute of Culture (33, im. 40-letiya Pobedy st., Krasnodar), shaktat@yandex.ru

Abstract. The article considers the work of O. Prostitov from the point of view of the synthesis genres of symphony and concert, enriched by modern means of musical expressiveness and the principles of shaping. It is proved that while preserving the dramatic concept, the peculiarities of morphogenesis characteristic of the symphony genre, the work is enriched with concert techniques - an abundance of solo episodes, the presence of a cadence of the button accordion, an instrument not typical of this genre and introduced in connection with the dedication to V. Zolotarev. The features of the individual composer's style are actualized through the thematic features and the tonal system, where O. Prostitov, using the main tonality, develops it using serial technology. The author's personal view, references to the style of V. Zolotarev, reliance on traditions give an understanding that the analyzed work is a modern example of the synthetic genre.

Keywords, genre, symphonic music, symphony concert, creativity, composer, symphony, concert, musical form.

Творческий диапазон композитора О.Л. Проститова насчитывает более сорока произведений, написанных в разных жанрах академической музыки, важное место среди которых занимают сочинения для симфонического оркестра. Интерес композитора к симфонической музыке стал сквозной линией на протяжении всего творчества (первое про-

изведение, Симфония № 1, написана в 1979 г.). Размышляя о судьбе жанра симфонии и всей современной симфонической музыкой в целом, М. Арановский отмечает: «...возникла кризисная ситуация, ставшая исходной точкой всего последующего развития симфонии в 60-х и 70-х годах - этого грандиозного симфонического эксперимента» [1]. Несмотря на своеобразный кризис, наметившийся в симфонической музыке на рубеже XX-XXI вв., О. Проститов обращается к сложным по концепции, драматургии и музыкальному языку произведениям симфонического жанра.

Среди традиционных жанров симфоний (4 симфонии, среди которых 1 программная) и сольных инструментальных концертов (4 инструментальных концерта для фортепиано и скрипки) Олегом Проститовым было написано два произведения смешанного жанра. Это Симфония-концерт для готово-выборного баяна, струнного оркестра и ударных, посвященный памяти Владислава Золотарева (1983) и Концерт-симфония «Кубань» для оркестра русских народных инструментов, посвященный оркестру «Виртуозы Кубани» (2011).

Цель статьи - анализ Симфонии-концерта О. Проститова для готово-выборного баяна, струнного оркестра и ударных памяти В. Золотарева в контексте особенностей музыкального языка композитора и смешения жанров концерта и симфонии как одной из тенденций развития современной симфонической музыки.

Симфония-концерт для баяна памяти В. Золотарева написана композитором в один год с Симфонией № 2, также имеющей посвящение И. Стравинскому. Говоря о том, что музыкальный язык композитора формировался на основе творчества предшественников, можно отметить тяготение Проститова в раннем периоде творчества к конструктивным и сонорным идеям Стравинского, Скрябина, Шостаковича, которые композитор продолжает развивать и обогащать личными средствами в своих симфонических произведениях [2]. Симфония-концерт для баяна была написана по просьбе известного баяниста Ефима Ефимовича Юриста (был первым исполнителем симфонии-концерта) и посвящена Владиславу Золотареву1, в связи с увлечением О. Проститовым его творчеством, с которым он познакомился еще в юношеские годы во время обучения в Ленинградской консерватории.

Партитура Симфонии-концерта была опубликована в 1984 году в г. Красноярске. Произведение написано в 3 частях: Allegro - Lento - Allegro, где все части исполняются attaca. Выбор сольного инструмента Олегом Проститовым обусловлен тем, что баян был главным в творчестве В. Золотарева.

Внешнее трехчастное строение сонатно-симфонического цикла по структурно-семантическому наполнению симфонии-концерта соответствует основной идее и концепции жанра симфонии. Данное произведение предстает перед нами как «инвариант» жанра симфонии [1].

Первая часть (Homo agens) - написана в быстром темпе, трансформированной сонатной форме со вступлением и каденцией солиста. В развитии материала преобладает разработочность, дробность и дискретность структур. В основе части лежат две основные темы, на которых строится материал.

Открывается произведение мощным сонорным созвучием практически у всех инструментов, включая баян на два форте, к которым уже во втором такте подключаются три там-тама с шагом восьмыми длительностями и коробочкой в пунктирном ритме - это тема вступления, которая является лейттемой всего произведения. Далее в партии баяна - появляется основная тема, которая на фоне шага восьмыми в басу повторяет мелодический оборот, создающий впечатление ускоряющейся механической машины. Последующее развитие тематизма происходит за счет наслоения на нее лейт-

1 Владислав Золотарев (1942-1975) - известный отечественный композитор-баянист, который был одним из первых авторов, кто в своих симфонических произведениях приравнял баян по значимости к таким сольным инструментам, как скрипка и фортепиано.

"Культурная жизнь Юга России" 50 -

№ 2 (77), 2020

темы вступления, уплотнения фактуры, ускорения движения более короткими длительностями и усилением динамики. Постепенное исключение струнных от самых низких по диапазону к высоким, затихание динамики и замирание за счет залигованных аккордов у баяна и вибрафона приводит к каденции солиста. Каденция основана на развитии элементов и темы вступления и основной темы части.

Вторая часть (Homo sapiens) выдержана в медленном темпе Largo, имеет модифицированную трехчастную форму с развивающейся серединой. Все основные характерные средства выразительности и темы заимствованы композитором из первой части произведения. В целом вторая часть мыслится как продолжение первой, но в медленном темпе. Появляется поступательное восходящее и нисходящее движение по ступеням хроматической гаммы умеренными четвертными длительностями, словно спокойное размышление на фоне произошедшего отзвука из предыдущей первой части. В третьей четверти второй части на четырех форте звучит нисходящее, затем восходящее глиссандо на фоне кластеров и в сопровождении поступенно хроматического движения вниз у струнных, что символизирует о наступлении динамической кульминации. На фоне залигованного аккорда у контрабаса появляется поступенно поднимающаяся четвертными тема размышления, взятая из начала второй части, после которой звучит тихий аккорд с разрешением на два такта.

Третья часть согласно структурно-семантическому соответствию симфонии сочетает в себе традиционные третью (Homo ludens) и четвертую (Homo communius) части. Форма третьей части трактуется как рондо-соната в традиционном быстром темпе Allegro с преобладанием дискретности и разработочности. Финал произведения - активный итог, выдержанный постоянным движением восьмыми и шестнадцатыми длительностями, развитием мотивов лейттемы и основной темы всей симфонии-концерта, преимущественно на два форте. Последнее проведение варианта лейттемы знаменует большую коду, набирающую мощь движения, динамики и плотности фактуры, которое завершает симфонию-концерт на нисходящем глиссандо у баяна и форшлагом у других инструментов на три форте.

В симфонии-концерте автор придает особое значение ритмической группе - восьмая и две шестнадцатых, пунктирному ритму и шагу восьмых длительностей в группе ударных инструментов (ритм, составляющий основу траурных или похоронных маршей). Сонорные созвучия, хроматика, включенные в музыкальное полотно, особенно во время tutti, создают впечатление мощной враждебности, страха и паники. Но, несмотря на насыщение Проститовым гармонии хроматическими аккордами, альтерацией, функциональной инверсией, следует отметить, что музыка написана на основе тонально-сериальной системы, где композитор, используя массив главной тональности как ядро, развивает его средствами сериальной техники [3].

Основываясь на анализе Симфонии-концерта для баяна Олега Леонидовича Про-ститова, следует подытожить, что от жанра симфонии композитор взял основное драматургическое строение и структурно-семантическое наполнение:

Часть 1 часть 2 часть 3 часть

Концепция Homo agens Homo sapiens Homo ludens + Homo communius

Темп Allegro Largo Allegro

Форма Сонатная форма Сложная трехчастная с разработочной серединой Рондо-соната

Взаимодействие сольного инструмента с оркестром, введение каденции баяна в сонатную форму первой части, камерный состав произведения создают черты сольного инструментального концерта. Все это в сочетании с традициями, заложенными

композиторами предшествующих эпох, личный взгляд автора, стилевыми параметрами его музыкального языка, отсылками к Концертной симфонии №1 В. Золотарева [4] дает нам понимание того, что Симфония-концерт Олега Проститова не что иное, как произведение, представляющее собой синтез жанров симфонии и концерта.

Литература

1. Арановский М.Г. Симфонические искания: проблемы жанра симфонии в советской музыке. 1960-1975 гг. Л., 1979. 286 с.

2. Музыкальная культура Сибири. Персоналия: Проститов. Очерк. URL: http:// www. media-nsglinka. ru/index.php?r=mcspersona/view&id=3 5 0

3. Холопов Ю.Н. Гармония. Теоретический курс. СПб., 2003. 544 с.

4. Екимова К.Н. Концертная симфония №1 Владислава Золотарева как пример нового видения жанра // Музыка в пространстве медиакультуры: сборник статей по материалам Пятой Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2018.

References

1. Aranovskiy M.G. Simfonicheskie iskaniya: problemy zhanra simfonii v sovetskoj muzyke. 1960-1975 gg. [Symphonic searches: problems of the Symphony genre in Soviet music. The years 1960-1975]. Leningrad, 1979. 286 p.

2. Muzykalnaya kultura Sibiri. Personaliya: Prostitov. Ocherk [Musical culture of Siberia. Personalia: Prostitov. Essay.] URL: http://www.media-nsglinka.ru/index.php?r=mcspersona/ view&id=350

3. Kholopov Yu.N. Garmoniya. Teoreticheskij kurs [Harmony. Theoretical course]. Saint Petersburg, 2003. 544 p.

4. Ekimova K.N. Vladislav Zolotarev's Concert Symphony № 1 as an example of a new vision of the genre // Music in the space of media culture: a collection of articles based on the materials of the Fifth International scientific and practical conference. Krasnodar, 2018.

УДК 7.038.6

Н.А. КУРИЛОВА

ОБРАЗ ВОЛКА В АВТОРСКОЙ МИФОЛОГИИ А. ГНУТОВА (НА ПРИМЕРЕ ГРАФИКИ 2010-х гг.)

Курилова Наталья Антоновна, научный сотрудник отдела современного искусства Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, аспирант Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова (Саратов, пр-т им. Кирова, 1), nevangelista@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются графические произведения 2010-х годов современного саратовского художника Александра Гнутова (псевд. Александр Гнутов-Баюн, р. 1976). В исследовании впервые анализируется образ волка в его авторской мифологии, выявляются средства его художественной выразительности (графичность рисунка, декоративность, обобщенность образов, влияние визуальности традиционных культур и актуальных художественных практик). Выясняется, почему представитель современного искусства обращается к мифологии древних народов (прежде всего к скандинавской и славянской). Обосновывается вывод о том, что образ волка в творчестве А. Гнутова связан с различными мифологическими мотивами (тотем воина, Фенрир, миф о Рагнарёке, Гери и Фреки, Симаргл) и русскими народными сказками (Серый Волк), а его графика концептуальна по своей природе.

Ключевые слова: современное искусство, современное искусство Саратова, Александр Гнутов, авторская мифология, графика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.