Т.С. Касаткина, студент
Научный руководитель — О.А. Светлова, доцент Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки
T. Kasatkina, student
Scientific advisor O. Svetlova, Associate Professor Novosibirsk State Glinka Conservatoire
Первая русская концертная симфония Д.С. Бортнянского:
трактовка жанра
The first Russian concert symphony D.S. Bortnyansky: genre interpretation
Статья посвящена рассмотрению Концертной симфонии Д.С. Бортнянского как первого в России произведения в этом жанре, созданного известным русским композитором, в контексте развития отечественной симфонической музыки XVIII в. В результате сравнительного анализа сочинения Д.С. Бортнянского с образцами итальянских мастеров Л. Боккерини и Д. Саммартини выявлены композиционные, тембровые и тематические особенности, доказывающие, с одной стороны, явную корреляцию с западноевропейской классической традицией и, в то же время, собственное прочтение модели с привнесением некоторых национальных черт.
Ключевые слова: Д.С. Бортнянский, концертная симфония, русская музыка XVIII в., русская композиторская школа
The article is devoted to the consideration of the Concert Symphony by D.S. Bortnyansky as Russian's first works in this genre created by the famous Russian composer in the context of the development national symphonic music of the XVIII century. A comparative analysis of the works by D. S. Bortnyansky with samples by the Italian masters L. Boccherini, D. Sammartini revealed the compositional, timbre and thematic features, which prove, on the one hand, an explicit correlation with the Western European classical tradition and on the other hand, own reading of the model with the introduction of some national features.
Keywords: D.S. Bortniansky, concert symphony, Russian music of the 18th century, Russian composer school
Последняя треть XVIII в. в истории отечественной музыки ознаменована возникновением первой русской композиторской школы. Наступает расцвет светской музыкальной культуры, подготовленный всем предшествующим развитием музыкально-общественной жизни. Выдвигается группа талантливых композиторов, завоевавших известность не только в России, но и за рубежом, среди которых Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825).
В существующих исследованиях о Д. Бортнянском представлено главным образом его хоровое и оперное наследие, отдельного исследования об ор-
кестровой музыке нет, за исключением статьи А. Галкиной [2]. Тем не менее, это одно из важных направлений творчества композитора в контексте развития отечественной симфонической музыки XVIII в. В качестве материала для исследования взята Концертная симфония В^иг (1790). Цель работы — выявление особенностей Концертной симфонии Д. Бортнянского относительно образцов этого жанра в западноевропейской традиции — осуществляется путём решения следующих задач: дать исторический обзор развития инструментальной музыки в России в XVIII в.; представить истоки и признаки жанра концертной симфонии; рассмотреть произведение Д. Бортнянского в сравнении с сочинениями итальянских композиторов, представителей раннего симфонического стиля Л. Боккерини (1743-1805) и Д. Саммартини (1700/1701-1775). Историко-теоретической базой послужили работы Б.В. Асафьева [1], К.Н. Еки-мовой [3], Ю. Келдыша [4; 6], В. Ливановой [7], М. Рыцаревой [8; 9], Н. Симаковой [10], Н.Ф. Финдейзена [11], Я. Штелина [12], с также статьи из энциклопедических изданий [5; 13; 14].
Уникальность Концертной симфонии заключается в том, что это первый образец данного циклического инструментального жанра в творчестве русского композитора, подготовленного Концертом и двумя квинтетами. До Д. Бортнянского инструментальную музыку сочиняли жившие в России итальянские композиторы и скрипачи-виртуозы Дж. Верокаи (в 1731-1738 гг.), Л. Ма-донис (с 1733 г. более 30 лет). В 1738 г. в типографии петербургской Академии наук были напечатаны циклы из 12 сонат для скрипки с басом Дж. Верокаи и Л. Мадониса. В 1765 г. изданы шесть сонат для клавесина В. Манфредини с посвящением Екатерине II. Я. Штелин упоминает о шести симфониях Д. Далольо, созданных в Париже, но часто исполняющихся в России. Все эти сочинения мог слышать Д. Бортнянский. Более того, значительное влияние на его творчество оказало обучение в Италии (1769-1779). Он создал оперы, ориентируясь на итальянскую модель, а при сочинении Концертной симфонии мог использовать в качестве образцов произведения популярных итальянских композиторов 60-70-х гг. Л. Боккерини и Д. Саммартини.
История создания Концертной симфонии связана со службой Д. Бортнянского с 1783 г. при дворе великого князя Павла, будущего императора Павла I. В его обязанности входила организация музыкального досуга и уроки игры на музыкальных инструментах. Именно для своих высокопоставленных учеников «композитор писал все свои камерно-инструментальные произведения, в том числе Концертную симфонию, которая посвящена жене князя Павла, будущей императрице Марии Фёдоровне» [3, с. 7]. В 1781-1782 гг. императрица с супругом совершили путешествие по Европе с посещением культурных центров. М. Рыцарева полагает, что под впечатлением от новых веяний в европейской музыкальной культуре Мария Фёдоровна заказала Д. Бортнянскому произведение в жанре концертной симфонии [8].
Концертная симфония Д. Бортнянского демонстрирует типичные признаки этого жанра, пограничного между концертом и симфонией. Для него
Т.С. Касаткина, О.А. Светлова. Первая русская концертная симфония
Д.С. Бортнянского: трактовка жанра_
характерен небольшой инструментальный состав, при этом не фиксированный, а избираемый композитором в зависимости от имеющегося инструментария. Так, концертные симфонии Л. Боккерини и Я. Стамица написаны для оркестра парного состава, Д. Саммартини — для струнного оркестра, Й. Гайдна и В. Моцарта — для струнного оркестра с солирующими инструментами. У Д. Бортнянского это септет: клавесин, две скрипки, арфа, виола да гамба, фагот и виолончель, т.е. инструменты, которые были при дворе в его распоряжении.
Исследователи сходятся во мнении, что жанр концертной симфонии родствен concerto grosso и сольному концерту своей циклической композицией и особой ролью групп солирующих инструментов. В сочинении Д. Бортнянского все инструменты выступают на паритетных правах с чётким функциональным распределением (солирующие, аккомпанирующие, basso-continuo). Клавиру, скрипке и виоле отводятся выразительные соло в 1 и 3 частях, между ними часто создаётся диалог на всех этапах развития. Партия фагота выделяется во 2 части, где он ведёт певучую задушевную мелодию. Другие инструменты, не смотря на их поддерживающую роль, в отдельных фрагментах дублируют солирующие тембры. Арфа практически не имеет самостоятельной мелодической линии, она аккомпанирует, часто дублирует или арпеджирует аккордовую фактуру клавира. Виолончели и фаготу поручена линия баса. Вся композиция строится на чередовании туттийных эпизодов (например, главная, заключительная партии и разработка 1 части, рефрен 3 части) и фрагментов с солирующей скрипкой (начало побочной темы 1 части, основная тема 2 части), фаготом (основная и серединная темы 2 части), клавесином (заключительная тема 1 части), или же диалогом инструментов (2 часть, эпизоды 3 части), подобным ансамблям в операх Д. Бортнянского. Сольные виртуозные каденции, свойственные жанру концерта, отсутствуют.
Концертная симфония, как правило, состоит из трёх (как концерт), иногда из четырёх (как сонатно-симфонический цикл) частей, первая из которых открывается оркестровой экспозицией тем в сонатной форме, последняя часть пишется в форме рондо. В ней преобладает жизнерадостное настроение и по дивертисментному характеру она близка к концерту, нежели к симфонии. Представим в виде таблицы произведения Д. Борнянского, Л. Боккерини (С-dur, op. 7) и Д. Саммартини (A-dur, op. 60) (Таблица 1).
П w w
В трёх произведениях темы главных партий первых частей, построенные на общих формах движения по устойчивым ступеням лада, определяют позитивный тон всей симфонии. Для них характерен остинатный ритм шестнадцатых у струнной группы, задающий активную пульсацию. У Д. Бортнянского мелодия движется от первой к пятой ступени с опеванием тоники, что создаёт уверенную декламацию. Побочные темы построены по принципу производного контраста, они песенные, лёгкие и полётные, что создаётся обилием украшений, реверансами и повторностью мотивов. В выборе тембров наблю-
дается интересная закономерность: начало побочных тем поручено скрипке, которая подчёркивает изысканный лирический образ, а затем тема звучит в диалоге с другими инструментами. В завершении экспозиции Д. Бортнянский и Л. Боккерини дают заключительную тему солирующим инструментам, эта связка позволяет посредством секвенций плавно перейти к разработочному разделу.
Таблица 1 . Сравнение циклических композиций
Части Концертная Concerto Симфония
цикла шмфония Д. Бортнянского Л. Боккерини Д. Саммартини
1 часть Allegro maestoso В-dur Allegro C-dur Allegro moderato A-dur
Сонатная форма Сонатная форма Сонатная форма
2 часть Larghetto Es-dur Adagio c-moll Allegrino a-moll
Сложная 3-частная Сложная 3-частная Простая 3-частная форма
форма форма
3 часть Allegretto В-dur Allegro vivace assai C-dur Allegro Briliante A-dur
Рондо Рондо Рондо
При развитии основного материала в разработке композиторы создают оживлённый «разговор» между солирующими инструментами и оркестром без эффекта концертной соревновательности. В симфонии Д. Бортнянского в процессе этого диалога происходит уход в лирическую сферу, побочная тема окрашена минором, придающим интонациям грустно-мечтательный характер. Репризы трёх симфоний открываются темами главных партий без изменений. Побочная тема у Д. Бортянского по сравнению с экспозицией более воодушевлённая, благодаря ритмическому родству с главной темой. Сольный эпизод в партии клавесина сменяется взволнованной мелодией и неустойчивой гармонией, снова создавая кратковременный контраст перед кодой, которая возвращает и подчёркивает позитивный настрой.
При сравнении вторых частей обращает на себя внимание выбор Д. Бортнянским жанра сицилианы с подчёркнуто лирико-пасторальной образностью и явными признаками сентименталистского стиля. Финалы выдержаны в жанровом ключе, при этом 3 часть симфонии русского композитора отличается от итальянских образцов вариационным методом развития тема-тизма рефрена и двух эпизодов.
Анализ тематического материала произведения Д. Бортнянского позволяет говорить о проникновении в западноевропейскую жанровую модель национального начала. Оно присутствует в виде отдельных интонационных оборотов и ритма, по мнению А. Галкиной, чаще всего близкого ритму украинского казачка [2, с. 95], приёма варьирования и вариационного развития тематизма (например, в побочной и заключительной темах 1 части, развитии темы 2 части, темы рефрена и эпизодов в финале), без применения цитирования народных мелодий.
Т.С. Касаткина, О.А. Светлова. Первая русская концертная симфония
Д.С. Бортнянского: трактовка жанра_
Таким образом, в основу своей композиции Д. Бортнянский взял модель итальянской концертной симфонии, и создал зрелое сочинение, типичное для раннего классического европейского стиля. Но как справедливо отметил Б. Асафьев, «подражание, как деятельность, не всегда достойна порицания, если она деятельность, а не слепое мёртвое следование данным образцам» [1, с. 27]. Русский композитор существенно обогатил жанр концертной симфонии, привнеся в него национальные черты, и тем самым открыл пути для дальнейшего развития русской симфонической музыки в XIX в.
Список литературы
1. Асафьев Б.В. Об исследовании русской музыки XVIII века и двух операх Бортнянского // Б.В. Асафьев. Избранные труды. Том 4. Избранные работы о русской музыкальной культуре и зарубежной музыке — М.: Академия наук СССР, 1955. С. 25-34.
2. Галкина А. О симфонизме Бортнянского // Советская музыка. — № 10. — М.: Советский композитор, 1973. С. 92-96.
3. Екимова К.Н. Концертная симфония: из истории жанра // Вестник Краснодарского государственного института культуры. — № 4(8). — 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnikkguki.esrae.ru/pdf/2016/4(8)/171.pdf (дата обращения: 30.10.17).
4. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. — М.: Наука, 1965. — 463 с.
5. Келдыш. Ю.В. Бортнянский Дмитрий Степанович // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. — Т. 1. — М.: Советская энциклопедия: Советский композитор. С. 544-545.
6. Келдыш. Ю.В., Левашова. О.Е. История русской музыки. — Т.2, Ч.1. XVIII век. — М.: Музыка, 1984 — 334 с.
7. Ливанова Т.Н. Очерки и материалы по истории русской музыки. — М.: Искусство, 1938. — 370 с.
8. Рыцарева М. Композитор Бортнянский. Жизнь и творчество. — Л.: Музыка, 1979. — 256 с.
9. Рыцарева М. Русская музыка XVIII века. — М.: Знание, 1987. — 128 с.
10. Симакова Н. К вопросу о разновидностях жанра симфонии // Вопросы музыкальной формы. — Вып. 2. — М.: Музыка, 1972. С. 271-278.
11. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки России с древнейших времён до конца XVIII века. — Том II. — Л.: Государственное издательство Москва, 1929. — 181 с.
12. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. — СПб.: Союз художников, 2002. — 320 с.
13. Ямпольский И.М. Концертная симфония // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. — Т. 2. — М.: Советская энциклопедия: Советский композитор. — С. 929.
14. Brook B., Gribenski J. Symphonie concertante // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. — London, 2000 [CD].
References
1. Asaf'yev B.V. Ob issledovanii russkoy muzyki XVIII veka i dvukh ope-rakh Bortnyanskogo [About study of Russian music of the XVIII century and two operas of Bortnyansky]. Moscow, 1955.
2. Galkina A. O simfonizme Bortnyanskogo [On the symphonism of Bortnyansky]. Moscow, 1973.
3. Yekimova K.N. Kontsertnaya simfoniya: iz istorii zhanra [Concert symphony: from history of the genre]. Avialable at: http://vestnikkguki.esrae.ru/pdf/2016/-4(8)/171.pdf.
4. Keldysh Yu. Russkaya muzyka XVIII veka [Russian music of the XVIII century]. Moscow, 1965.
5. Keldysh. Yu.V. Bortnyanskiy Dmitriy Stepanovich. Muzykal'naya entsi-klopediya [Musical encyclopedia]: Moscow,: 1982. Pp. 544-545.
6. Keldysh. YU.V., Levashova. O.Ye. Istoriya russkoy muzyki. — T. 2, Ch.1. XVIII vek [History of Russian music. — Vol. 2, Part 1. XVIII century.]. Moscow, 1984.
7. Livanova T.N. Ocherki i materialy po istorii russkoy muzyki [Essays and materials on the history of Russian music.]. Moscow, 1938.
8. Rytsareva M. Kompozitor Bortnyanskiy. Zhizn' i tvorchestvo [Composer Bortnyansky. Life and art.]. Leningrad, 1979.
9. Rytsareva M. Russkaya muzyka XVIII veka [Russian music of the 18th century]. Moscow, 1987.
10. Simakova N. K voprosu o raznovidnostyakh zhanra simfonii [On the Question of the Varieties of the Symphony Genre]. Moscow, 1972. Pp. 271-278.
11. Findeyzen N. Ocherki po istorii muzyki Rossii s drevneyshikh vremen do kontsa XVIII veka [Essays on the history of Russian music from ancient times to the end of the XVIII century]. Leningrad, 1929.
12. Shtelin YA. Muzyka i balet v Rossii XVIII veka [Music and Ballet in Russia of the XVIII Century]. Saint-Petersburg, 2002.
13. Yampol'skiy I.M. Kontsertnaya simfoniya. Muzykal'naya entsiklopediya [Concert Symphony. Musical encyclopedia]: Moscow,: 1982. P. 929.
14. Brook B., Gribenski J. Symphonie concertante. The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, 2000 [CD].
Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 18.01.2019