Научная статья на тему 'Симфонические путешествия Романа Матсова. Памяти учителя'

Симфонические путешествия Романа Матсова. Памяти учителя Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Роман Матсов / дирижер / Саратов / консерватория / симфонический оркестр. / Roman Matsov / conductor / Saratov / Conservatoire / symphony orchestra.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кан Татьяна Иосифовна

Статья посвящена творческой деятельности выдающегося дирижера XX века народного артиста Эстонии Романа Вольдемаровича Матсова, тесно связанной с симфоническими коллективами Эстонии и России. Его гастроли по необъятным просторам нашей страны как музыканта-просветителя оказали огромное влияние на развитие симфонической культуры многих российских нестоличных городов. Автор приводит малоизвестные факты биографии дирижера, эксклюзивные материалы о неординарной репетиционной работе Матсова с оркестрантами и солистами. На основе собранных автором мемуарных материалов, личной переписки, интервью выдающихся музыкантов освещается концертная деятельность дирижера в Москве, Саратове, Нижнем Новгороде, Одессе, его вклад в становление молодых оркестров Тольятти и Майкопа. В статье использован личный опыт многолетнего оркестрового общения Т. И. Кан, выступавшей с дирижёром Романом Матсовым в разных городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symphonic Travels of Roman Matsov.in the Memory of the Teacher

The article is devoted to the creative activity of an outstanding XX century conductor, People's Artist of Estonia Roman Voldemarovich Matsov that is closely connected with the symphony orchestras of Estonia and Russia. His tours of Russia as a musician and educator had a huge impact on the development of the symphonic culture in many non-capital Russian cities. The author tells about little-known facts of the conductor's biography and Matsov's extraordinary way of rehearsing orchestras and soloists. Basing on the author's memoires, personal correspondence and interviews with outstanding musicians, the author highlights the conductor's concert activities in Moscow, Saratov, Nizhny Novgorod, and Odessa, as well as his contribution to the formation of young orchestras in Tolyatti and Maykop. The author uses personal experience of long orchestral work with conductor Roman Matsov in different cities.

Текст научной работы на тему «Симфонические путешествия Романа Матсова. Памяти учителя»

Кан Татьяна Иосифовна, заслуженная артистка РФ, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Kan Tatyana Iosifovna, Honored Artist of the Russian Federation, Professor of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: t.i.kan@mail.ru

СИМФОНИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ РОМАНА МАТСОВА. ПАМЯТИ УЧИТЕЛЯ

Статья посвящена творческой деятельности выдающегося дирижера XX века народного артиста Эстонии Романа Воль-демаровича Матсова, тесно связанной с симфоническими коллективами Эстонии и России. Его гастроли по необъятным просторам нашей страны как музыканта-просветителя оказали огромное влияние на развитие симфонической культуры многих российских нестоличных городов. Автор приводит малоизвестные факты биографии дирижера, эксклюзивные материалы о неординарной репетиционной работе Матсова с оркестрантами и солистами. На основе собранных автором мемуарных материалов, личной переписки, интервью выдающихся музыкантов освещается концертная деятельность дирижера в Москве, Саратове, Нижнем Новгороде, Одессе, его вклад в становление молодых оркестров Тольятти и Майкопа. В статье использован личный опыт многолетнего оркестрового общения Т. И. Кан, выступавшей с дирижёром Романом Матсовым в разных городах.

Ключевые слова: Роман Матсов, дирижер, Саратов, консерватория, симфонический оркестр.

SYMPHONIC TRAVELS OF ROMAN MATSOV. IN THE MEMORY OF THE TEACHER

The article is devoted to the creative activity of an outstanding XX century conductor, People's Artist of Estonia Roman Volde-marovich Matsov that is closely connected with the symphony orchestras of Estonia and Russia. His tours of Russia as a musician and educator had a huge impact on the development of the symphonic culture in many non-capital Russian cities. The author tells about little-known facts of the conductor's biography and Matsov's extraordinary way of rehearsing orchestras and soloists. Basing on the author's memoires, personal correspondence and interviews with outstanding musicians, the author highlights the conductor's concert activities in Moscow, Saratov, Nizhny Novgorod, and Odessa, as well as his contribution to the formation of young orchestras in Tolyatti and Maykop. The author uses personal experience of long orchestral work with conductor Roman Matsov in different cities.

Key words: Roman Matsov, conductor, Saratov, Conservatoire, symphony orchestra.

Жизнь и судьба выдающегося эстонского музыканта Романа Матсова полна драматических событий, связанных с историческими бурями, вместившими революцию 1917 года, Вторую мировую войну, вхождение Эстонии в состав Советского Союза в 1940 году, создание нового эстонского государства в марте 1990 года [2-5]. Но самый решительный поворот, изменивший траекторию всей будущей деятельности молодого человека, случился в 1941 году, когда 24-летний Роман Матсов добровольцем ушёл защищать блокадный Ленинград, в окружении под Урицком был тяжело ранен и едва не лишился правой руки. Весь трагизм случившегося особенно осознаётся по мере изучения этапов профессионального взросления эстонского юноши, блестяще окончившего как скрипач и пианист Таллиннскую консерваторию, а затем аспирантуру Ленинградской консерватории. Годы учения прошли в общении не только с эстонскими педагогами, но и с дирижировавшими в Таллинне Игорем Стравинским и Александром Глазуновым, с выдающимися музыкантами — Вальтером Гизекингом и Георгом Кулленкампфом в Берлине, Дмитрием Шостаковичем и Самарием Савшинским в Ленинграде. По семейному преданию, незаурядный исполнительский дар Романа Матсова стал известен Сергею Васильевичу Рахманинову, который даже дал согласие заниматься с ним. Эстонский культурный фонд

начал собирать средства на поездку в Америку в конце тридцатых годов, но судьба сулила иное.

Эта биографическая преамбула освещает все последующие этапы профессионального служения музыканта. После ранения руки о карьере концертирующего инструменталиста пришлось забыть, но после госпиталей, в 1943 году Матсову было предложено стать руководителем Эстонского художественного ансамбля, эвакуированного в Ярославль. Так, самостоятельно, не получив ни одного урока по дирижированию, Роман Вольдемарович вступил на симфонический путь. По окончании войны, в 1946 году он принял участие во Всесоюзном смотре-конкурсе дирижёров, разделив второе место со своим прибалтийским другом Арвидом Янсонсом, одним из известнейших советских дирижёров.

Звание лауреата открывало новые возможности. Об этом вспоминает композитор Лидия Аустер — выпускница Московской консерватории и аспирантуры в классе В. Я. Шебалина, с 1948 по 1984 годы художественный руководитель Эстонского радио и телевидения: «Когда меня пригласили на должность художественного руководителя, я вскоре предложила художественному совету назначить Романа Матсова главным дирижёром симфонического оркестра Эстонского радио. Думаю, что я была права. Оглядываясь назад, становится ясно, что Матсов, находясь на должно-

сти главного дирижера, решительно поднял уровень и престиж нашего симфонического оркестра, значительно повысил мастерство оркестрантов. По-моему, методы работы Матсова совершенно одинаковы с методами Мравинского. Я бы сказала, что в пятидесятые годы репертуар нашего оркестра по сравнению с другими оркестрами Советского Союза и даже Москвы, был намного более передовым и смелым в области новой музыки. Помнится, что одной из первых серьезных задач была подготовка к декаде 1955 года. Матсов решил привезти в Москву Восьмую симфонию Шостаковича, которая тогда была в опале, никто не решался ее играть. Теперь мы все знаем, что тогдашние критерии оценки искусства не были правильными, но тогда они были в силе. Но Матсов был выше их, он действовал по-своему. Восьмая симфония произвела фурор, это же была ее премьера в Москве! Уважаю Матсова за его смелость»1.

Смелость, как одна из главных составляющих характера Романа Вольдемаровича, проявлялась не только в выборе современного репертуара, но и в тех жизненно важных поступках, когда требовалось мужество защитить несправедливо гонимых музыкантов, а подчас и саму великую духовную музыку Баха, Генделя, Гайдна, Бетховена.

Первые десятилетия работы на посту главного дирижера Эстонского радио были наполнены общением со многими выдающимися советскими музыкантами. На афишах Романа Матсова в лучших концертных залах Москвы, Ленинграда, Прибалтики, в таллиннских и гастрольных программах сияют имена Эмиля Гилель-са, Давида Ойстраха, Марии Гринберг, Якова Флиера, Мстислава Ростроповича, ярких эстонских певцов Георга Отса и Тийта Куузика (фото 1). Известно, что наиболее доверительные и плодотворные отношения связывали Романа Вольдемаровича с Марией Вениаминовной Юдиной, особенно в те годы, когда она подверглась наибольшим гонениям. Об этом свидетельствует их многолетняя переписка, а также многие интервью самого Матсова. Одна из бесед 1996 года с выдающимся публицистом, биографом Юдиной, Анатолием Михайловичем Кузнецовым приоткрывает некоторые моменты репетиционного общения дирижера с этими великими солистами:

«А. К. Такая солистка, как Мария Вениаминовна Юдина, сотрудничество с которой, мы знаем, составило целую полосу в Вашей жизни, как она играла на репетиции?

Р. М. Мы с Марией Вениаминовной до первой репетиции обо всем договаривались. Она мне говорила: "Роман Вольдемарович, здесь нужно двинуть темп, а здесь Вы не гоните" и так далее. Все ясно и понятно. А когда в день концерта утром она не играла, то вечером играла так, что от каждого эпизода, от каждой фразы дыхание в груди спирало от восторга... Юдина!

А. К. С другими солистами было так же?

Р. М. Как правило, так же. С Эмилем Григорьевичем Гилельсом обо всем договаривались до первой

Фото 1. Афиша концерта в Таллинне Р. Матсова и Э. Гилельса [1957]. Из архива Н. Матсов-Эванс _

26

№ г. Концертные МП „Эстония"

К 40-М тин/ великого Октября

СИМФОНИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ

Ис11плии1гл1. сммфомичесним орнсстр Эстоисмог® Радио

РОМАН

ДИРИЖЕР

МАТСОВ

о о л и о т

ЭМИЛЬ

ГИЛЕЛЬС

в ПРО! РА М>ИР.

■ «мфоииа М Ь

к«нмг#1 М 3 М» форкпмИО С

' мшчикоД И>сн,

репетиции. И с Давидом Федоровичем Ойстрахом. <...> С кем мы не сговаривались специально, так сказать, ради "спортивного интереса", так это с Мстиславом Ростроповичем. Я репетировал с оркестром отдельно от него, а на концерте мы просто смотрели — чувствуем или не чувствуем друг друга. Чувствовали. Никакого напряжения я с ним не испытывал. У Ростроповича очень логичная и хорошая пропорция в движении музыкального материала.

А. К. Какое впечатление М. В. Юдина произвела на Вас в первый раз?

Р. М. Это было в 50-е годы. Играли мы Пятый концерт Бетховена. Мария Вениаминовна произвела на меня ошеломляющее впечатление. Она на меня всегда производила такое впечатление. Всегда! Вот было время — мы с ней столько сыграли всякого разного.

А. К. Её интеллектуальное начало всегда ощущалось?

Р. М. О! О! О! Это было главное, что влекло меня к ней. И никакого произвола, каприза, вольностей. Все глубоко продуманное» [6, с. 76-77].

В этих восторженных воспоминаниях, как в зеркале, отражены собственные художественные позиции Романа Матсова, в искусстве которого гармонично сочеталось все глубоко продуманное со стихийной изменчивостью живого чувства.

Начало шестидесятых годов прошлого века — период

1 Из личного архива Натали-Эрминэ Матсов-Эванс.

88

всё более интенсивных гастролей эстонского дирижёра. Его маршруты прочерчены от Львова до Магадана, от Одессы до Хабаровска, от Воронежа до Красноярска, Ташкента и Баку. В сезон 1962-1963 года Роман Вольдемарович впервые выступает с оркестром Саратовской филармонии по приглашению главного дирижёра Натана Григорьевича Факторовича. Саратовским страницам в симфонических путешествиях Романа Матсова принадлежит особое место. Город на Волге привлёк его насыщенной культурной панорамой того времени, одной из старейших консерваторий России, оперным театром, Радищевским художественным музеем, университетом. И, конечно, прекрасной публикой, восторженно принявшей и полюбившей эстонского музыканта на долгие годы, кругом близких по духу консерваторских друзей, особенно — яркой личностью профессора Семёна Соломоновича Бендицкого. Первые саратовские программы Романа Матсова заинтересовывали сочинениями Хиндемита, Бернстайна, Шёнберга, Малера, выдающимися солистами. Назову имена особенно для меня памятные — Мстислав Ростропович, Белла Давидович, Тийт Куузик, несколько позднее — молодые лауреаты конкурса имени Чайковского Григорий Соколов, Дмитрий Алексеев, вскоре получившие мировое признание (фото 2).

Фото 2. Афиша концерта в Колонном зале Дома Союзов в Москве Р. Матсова и М. Ростроповича (1960). Из архива Н. Матсов-Эванс

ВСЕСОЮ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ С-

НОЛОННЫЙ ЗАЛ ДОМА СОЮЗОВ

И. БРАМС Первая симфония С. ПРОКОФЬЕВ - Симфония-концерт для виолончели с оркестром Эуген КАПП - Фрашенты из балета „Калевипоэг"

I

ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТ

ВСЕСОЮЗНОГО РДДИО И ТЕЛЕВИДЕН1/

ДИРИЖЕР — Заслуженны! МШТ 3

РОМАН

МАТСОВ

СОЛИСТ - Заслуженный арткт РСФСР

МСТИСЛАВ

РОСТРОПОВИЧ

а оипя ПцЧрублен

Гастроли сезона 1973-1974 года открывают эпоху многообразного творческого сотрудничества с нашим вузом, увенчавшегося в 2001 году избранием народного артиста Эстонии Романа Вольдемаровича Матсова первым Почётным профессором Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова. В рамках данной статьи прежде всего хотелось бы вспомнить о редкой для гастролирующего дирижёра инициативе. Матсов стал первым гостем столь высокого артистического уровня, пригласившим в свои филармонические программы не менее

пятнадцати консерваторских педагогов как солистов. За профессором С. С. Бендицким, успешно исполнившим Второй фортепианный концерт Листа, в разные годы последовали его ученики — молодые педагоги кафедры специального фортепиано, а также струнники и вокалисты. Известно, что в отличие от штатных филармонических солистов, вузовским профессорам редко выпадает возможность играть с оркестром. Поэтому чаще всего в их репертуаре преобладают сольные и камерные программы. Возможность предконцертного общения с таким большим музыкантом и совместного выступления с ним для каждого осталась важным исполнительским событием.

В книжечке блестящих афоризмов «В классе рояля» петербургского профессора Н. Е. Перельмана есть важное перечисление педагогических задач: «уроки педализации, уроки аппликатуры,уроки восхищения». Ещё в студенческие годы, в день первой репетиции Романа Вольдемаровича Матсова с оркестром Саратовской филармонии, сидя за роялем в дальнем углу сцены, я получила первый урок восхищения — и от музицирования, и от необычной манеры общения эстонского маэстро с музыкантами. А на концерте, отыграв свою «партию арфы» в первом отделении, перешла в зал послушать Шестую симфонию Чайковского. И это был не менее важный урок, восхитивший преображённым звучанием филармонического оркестра, трагической силой исполнительского замысла дирижёра.

Лет через десять, когда Матсов снова приехал в Саратов, я с удвоенным интересом посещала все его репетиции и концерты. Апрель 1974 года ознаменовался сюрпризом. Я получила от Романа Вольдемаровича письмо, содержавшее приглашение исполнить Концерт Моцарта для двух клавиров с оркестром и пожеланием «найти себе партнёра по душе». Им стал мой коллега и друг Анатолий Скрипай, один из лучших саратовских пианистов, с которым мы трижды сыграли этот изумительный опус в зале филармонии. Моцартовский шедевр, в те годы редко исполняемый, мог украсить любую программу. Скорее всего именно поэтому через пару лет Роман Вольдемарович удостоил нас особой чести — пригласил на гастроли в Ростов, Таганрог и Майкоп (фото 3).

Гастрольная жизнь, на первый взгляд, представляется праздничной. Такой её видит неискушённый слушатель, такой она иногда кажется тем музыкантам, кто не испытал всех особенностей этой работы. Преодолевать часовые пояса и сбой биологических ритмов в дальних перелётах, превозмогать непредсказуемые сюрпризы погоды, в кратчайшие часы успеть породниться с новым инструментом (пианистам в первую очередь), привыкнуть к акустике концертного зала — задача не из лёгких. В мемуарах известных филармонических солистов можно прочесть о том, как им приходилось иногда прямо с поезда, на первой утренней репетиции с оркестром играть не то сочинение, которое было согласовано заранее, а совершенно другое, ошибочно заявленное в афише по вине нерадивой администра-

89

Фото 3. Р. Матсов на сцене Большого зала Саратовской консерватории. Из архива автора

Фото 4. Афиша концерта в Томске Р. Матсова и В. Троппа (1972). Из архива Н. Матсов-Эванс

ции. Гастрольная практика таких организаций, как «Росконцерт», «Союзконцерт» полвека назад зачастую так планировала встречу солиста и дирижера, что они впервые знакомились друг с другом на первой репетиции. И эта ситуация, пожалуй, самая трудная: добиться взаимопонимания и ансамблевого единства в сложнейшем сочетании — оркестр, дирижер, солист.

О таком непредвиденном знакомстве с Романом Матсовым, состоявшемся в 1972 году, недавно рассказал мне выдающийся музыкант Владимир Тропп: «Когда "Росконцерт" направил меня в Томск, я даже не знал, с кем буду играть. Так было принято тогда. Мы встретились на репетиции. Как музыкант он сразу произвел на меня огромное впечатление. Как он аккомпанировал мне Второй концерт Рахманинова замечательно, чувствовал меня абсолютно! Это был единый изумительный организм. И потом я почувствовал, что это такой большой интересный, глубочайший музыкант, не похожий на многих наших дирижеров. В нем сочеталась и старая культура, и западная современная — мне все это было страшно интересно. Вечером из-за разницы во времени не спалось, мы пошли гулять по ночному городу (ни души на улице!), разговаривали, и вот это было самое интересное. Я очень интересовался жизнью Рахманинова и особенно — педагогической стороной его деятельности, тогда совершенно неизвестной. Матсов рассказал мне одну вещь, которая меня потрясла, вдохновила и сыграла большую роль — о том, что Рахманинов согласился его учить. Для меня это было очень важно, потому что считалось, что Рахманинов ненавидит педагогику, что он плохой педагог, что у него были плохие ученики. Потом я с Романом Вольдемарови-чем дружил, в Москве ходил на его концерты, слушал в Большом зале симфонии Бетховена. Однажды мы с ним встретились в Саратове, он пришел на мой сольный концерт, это было большое счастье для меня»2 (фото 4).

ТОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ФИЛАРМОНИЯ

ЗДЛ ОБЛЛЕНТОРИЯ

50-летию образования СССР посвящается

16-17

3-й концерт из цикла .Русская классика н мушка народов СССР"

РУССКАЯ НЛАССИКД И МУЗЫКА РЕШЕНИИ СОВЕТСКОЙ ПРИБАЛТИКИ

ИЛЬЗЕС - Вторая симфония ДАРМНШ - Вальс

В программе

РАХМАНИНОВ - Втаро* (ИЖЦ«7 до фв»тсаь>но; зристои ЧАЙКОВСКИЙ - Увертирд-фмтыяя „Ромео ■ «цшеп*

Нмм» * Я чк.

томский симфоничесний оркестр

ДИРНЖГР - мролт* аргж ! Зпокко* ССР

Ромен МДТСОВ

Co.UK! - .иурмт жаиунаролжи и конкурс!

Владимир ТРОПП

бшпты предают(.«

В замечательном рассказе Владимира Мануиловича Троппа я услышала эхо многих событийных встреч с эстонским маэстро, оставивших долгий след в памяти известных музыкантов. Особенно интересны, на мой взгляд, впечатления коллег-дирижеров о репетициях. Так, например, Фуат Мансуров в одной из передач московского радио рассказал: «Я помню репетиции Романа Матсова в нашем Казанском оркестре, помню в Саратове (мы там совпадали иногда). Мне всегда нравились репетиции Матсова по своему содержанию и по своей какой-то наполненности, адресности, толковости. Его глубокое знание венской классики и технологии оркестра очень ценно. Мне понравилась его исключительная деликатность в отношении к людям и в работе с оркестром. Знаю, что многие эстонские дирижеры, если они всерьез относились к своей профессии, учились у Матсова, перенимали ту старую школу, которой сегодня многие пренебрегают. Могу сказать, что Роман Матсов — редкое явление в нашей действительности, в нашей школе»з.

Художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Нижегородской филармонии Александр Скульский поделился своими мыслями о встречах с Матсовым: «Познакомился я с Романом Вольдемаровичем в дни его выступления в городе Горьком 26 и 27 апреля 1975 года в Кремлевском концертном зале (новый в то время зал — это имеет значение). Самой интересной с точки зрения дирижерской работы была Четвертая симфония Брамса. Что особенно вызвало симпатии оркестра, ну и мои, конечно, это репетиция дирижера со струнниками — подробная, квалифицированная работа знатока. Оркестр к тому времени даже тосковал по такой подробной руководящей струнной

2 Владимир Мануилович Тропп — заслуженный деятель искусств РФ, профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой специального фортепиано Российской академии музыки имени Гнесиных. Из беседы Т. И. Кан с В. М. Троппом, ноябрь 2019 года.

3 Фуат Шакирович Мансуров — народный артист России, Казахстана и Татарстана, профессор, дирижер Большого театра, главный дирижер и художественный руководитель Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. Фрагмент передачи «Планета музыки» на радио «Орфей» от 23.12.2005.

90

работе. С приездом Матсова он её получил. В другом концерте (23 апреля 1977 года) Второй фортепианный концерт Брамса играл с ним Григорий Соколов, оценивший своё отношение к Матсову очень радостно и очень позитивно. Успех Матсова в нашем городе был абсолютно стабильный, абсолютно надёжный, несомненный и каждый его приезд подтверждал своеобразие личности настоящего большого дирижёра-профессионала. Воспоминания о Матсове самые лучшие, незамутнённые»4.

«Репетиция — любовь моя» — название книги великого режиссёра Анатолия Эфроса — очень точно определяет важнейшую часть работы Романа Матсова с оркестрами разного уровня, которую мне посчастливилось наблюдать как приглашённой солистке и в Саратове, и во многих других городах. В этих симфонических путешествиях именно репетиции невероятно обогатили моё исполнительское и педагогическое мышление, позволили продлить радость ученичества в общении с выдающимся музыкантом. Мне представилась возможность обрести совершенно иной опыт взаимодействия дирижёра и солиста, не похожий на общепринятые филармонические традиции. Так, например, незадолго до первого совместного выступления в Хабаровске, Роман Вольдемарович прислал из Таллинна карманную партитуру Концерта Моцарта с-то11, № 24, тщательно размеченную лигатурой, динамической ретушью, образными ремарками, в партии клавира в том числе. Ознакомление с такой партитурой сразу давало ключ к замыслу дирижёра, к единому пониманию одного из самых трагических фортепианных концертов. Приведу одну из вдохновивших меня фраз: «Моцарт один, при свечах, без парика, в слезах...». Особенно интересной, предопределившей в дальнейшем стилистическую целостность совместного исполнения многих клавирных концертов Баха, Моцарта, Бетховена, была запечат-лённая в партитуре изысканная культура штрихов, фразировки, темповых соотношений, безупречно оберегаемая таким знатоком барочной и венской классики, как Роман Матсов. Но самое неожиданное заключалось в том, что дирижёр поручил мне перенести эти штрихи из его партитуры в партии первых пультов струнных и духовых групп. Кропотливая работа не прошла даром, неоценимо способствуя новому слышанию всей оркестровой фактуры по вертикали и горизонтали, внятному ансамблевому диалогу с солирующими голосами. Этот навык, как известный всем дирижёрам застольный этап, позволяющий плодотворно использовать время репетиций, очень пригодился мне в консерваторских классах специального фортепиано и камерного ансамбля.

Трудно представить сегодня концертную практику и учебный процесс вне информационных технологий, так изменивших нашу профессиональную жизнь. В те давние годы, когда даже скромные магнитофоны были в новинку, гастрольное общение с Романом Вольдема-ровичем позволило освоить, в подражание учителю, привычку записывать свою игру до, и во время репети-

ций, ставшую необходимым зеркалом, возможностью откорректировать исполнительские опечатки. Сам маэстро в неподъёмных гастрольных кофрах всегда возил большой магнитофон «Грюндик» с роскошной акустической начинкой и полный комплект оркестровых голосов, собственноручно отретушированных. В этом он, как мне кажется, неукоснительно следовал примеру своего кумира, великого Вильгельма Фуртвенглера. То, что некоторыми дирижёрами нового поколения иронически воспринималось как «штрихомания» или чудачество, на самом деле редкий пример самоуважения, профессиональной дисциплины, ответственности, в старину именуемое благочестивым служением искусству. Однажды, на вопрос, стоит ли не щадя себя, работать заполночь над многократно исполнявшимися партитурами, Роман Вольдемарович ответил: «А я не хочу портить себе удовольствие на сцене». На восторженные отзывы после концертов, Матсов откликался так: «Теперь я должен подумать, как сделать это произведение ещё более впечатляющим». И часто, возвращаясь со сцены в артистическую, первым делом спрашивал: «Не скучно ли было?».

Почти каждый выезд на гастроли был для меня испытанием на прочность. В 1992 году приглашение в Одессу было связано с необходимостью заменить внезапно заболевшего эстонского пианиста. Роман Вольдемарович позвонил и предложил играть кла-вирный концерт Баха d-moll. На мою смущённую фразу о том, что этот концерт я никогда не играла, но со студентами проходила, дирижёр ответил так: «Ганс фон Бюлов выучил Первый концерт Чайковского в поезде, а Вы живёте в XX веке!». Отступать было невозможно, чтобы не подвести маэстро, не потерять его доверия. До концерта оставалось несколько дней, два из которых я провела с клавиром в руках в поездах до Москвы и Одессы, третий был посвящён репетиции. Интересна неожиданная деталь этого выступления. Солирующий рояль на сцене расположился внутри оркестра, а сам Роман Вольдемарович — на своём подиуме за клавесином, дирижируя и поддерживая свежей барочной краской гармоническую фактуру. Воодушевлённая таким художественным эффектом, я перестала волноваться, чувствуя себя как за каменной стеной. Барочный стиль, которому никогда не изменял эстонский мастер, был на высоте. Ещё более неожиданным испытанием, а точнее — важнейшим симфоническим уроком я обязана своему учителю.

О непредвиденном исполнении Тройного концерта Баха, почти в духе «Прощальной» симфонии Гайдна, вспоминает Татьяна Калягина, директор Тольят-тинского симфонического оркестра: «В зале Музыкальной гимназии звучит ля минорный Концерт И. С. Баха для клавира, флейты и скрипки с оркестром, прекрасное сочинение, которое мы не раз исполняли с разными составами солистов. За роялем Татьяна Кан. Где-то к середине первой части дирижёр кладёт палоч-

4 Александр Михайлович Скульский — народный артист РФ, профессор. Из беседы Т. И. Кан с А. М. Скульским от 23.02.2020.

ку на пульт, не спеша спускается с подиума, потом по ступенькам со сцены и... присоединяется к публике уже в качестве слушателя. Лица солистов и оркестрантов почти не изменились, всё такие же возвышенно-сосредоточенные, только заметно увеличилась и как-то эмоционально наполнилась амплитуда движений пианистки — профессора Татьяны Иосифовны Кан. Вот оно — "дирижёрское начало". После успешного концерта на наш вопрос, что случилось, и почему он ушёл, Роман Вольдемарович невозмутимо ответил: "Вы так хорошо подготовились и прекрасно играли, что я почувствовал себя лишним". Непредсказуемый Матсов!»5. От себя добавлю, что подобный сценарий не был согласован заранее. Уход дирижёра сразу наэлектризовал оркестр, солистов и публику. Мне внезапно пришлось взять на себя дирижёрские функции. Но самой эффектной оказалась последняя мизансцена: когда оркестр встал, под аплодисменты публики Роман Вольдемарович, как ни в чём ни бывало, поднялся из зала на сцену и вручил каждому солисту цветы и коробочку конфет. Моими замечательными партнёрами были концертмейстеры Тольяттинского оркестра Ульяна Голикова (скрипка) и Павел Игонин (флейта). На тот же вопрос — что случилось? — я получила совсем другой, по-доброму лукавый ответ: «Я пошёл в зал послушать, не скучно ли вы играете». Там, где мне иногда казалось, что Матсов рискует, скорее всего, он следовал точному расчёту. Снова, как и в Одессе, напомнил молодому оркестру и публике барочную традицию: кто сидит за клавиром, тот и дирижёр. В каждом из двенадцати городов, в которых довелось выступать с Романом Вольдемаровичем, будь то Хабаровск, Львов или Ростов, Кишинёв, Казань, меня не покидало чувство новизны и неповторимости музицирования с вдохновенным дирижёром. Бесценным было общение с маэстро вне репетиций — непременное посещение музеев, достопримечательностей, театров, беседы, поражавшие парадоксальными мыслями «одержимого и переполненного стихией искусства человека» (фото 5).

Последнее десятилетие жизни Романа Матсова отмечено сотрудничеством с молодыми симфоническими коллективами Майкопа и Тольятти.

Музыкальная культура этих городов тесно связана с Саратовской консерваторией, курировавшей музыкальные училища с момента их возникновения, помогавшей в период становления педагогическими кадрами, методическими и концертными «десантами», воспитавшей десятки выпускников этих учебных заведений. Вступив, по его словам, в королевский возраст, Роман Вольдемарович с неостывающим воодушевлением опекает новорожденный профессиональный оркестр, впервые созданный в Майкопе выпускником Саратовской консерватории, пианистом Адамом Асхадовичем Ханаху, первым Министром культуры Республики Адыгеи. Познакомившись с главным дирижёром молодого оркестра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фото 5. Концерт студенческого оркестра Саратовской консерватории в Художественном музее имени А. Радищева (1999), Т. Кан, Р. Матсов. Из личного архива автора

Тольяттинской филармонии Алексеем Павловичем Воронцовым, даёт согласие стать его руководителем в аспирантуре Таллиннской Академии музыки и театра. Когда однажды журналисты спросили дирижёра, почему он предпочитает открывшимся после падения Берлинской стены европейским гастролям работу с этими городами, я услышала, как Роман Вольдемарович ответил: «В Европе всё уже давно построено, а здесь столько предстоит сделать!»

О том, какой долгий след оставил этот неповторимый музыкант и человек в музыкальной жизни новых симфонических пространств, свидетельствуют воспоминания тех, кому посчастливилось сотрудничать с Романом Матсовым почти тридцать лет тому назад.

Евгений Прасолов — ректор Тольяттинской консерватории: «Огромным событием для музыкантов и всех жителей города Тольятти стал в 1997 году приезд выдающегося музыканта, дирижера Романа Вольде-маровича Матсова. Для тольяттинских музыкантов он был интересен не только концертами, но самое главное — тем, что провел здесь огромнейшую и важнейшую работу с симфоническим оркестром Тольяттинской филармонии, который практически только начинал свою профессиональную деятельность. Его репетиции с артистами оркестра — это вершина музыкантского, педагогического и творческого мастерства, которые так необходимы были для молодого начинающего оркестра. На протяжении последующих нескольких лет Р. В. Матсов постоянно приезжал в Тольятти — эти гастроли были настоящими Праздниками музыкального искусства, которые во многом сформировали и помогли рождению симфонического оркестра тольяттинской филармонии, как профессионального коллектива»6.

Ещё один фрагмент воспоминаний директора оркестра Татьяны Калягиной: «С дирижёром Романом Вольдемаровичем Матсовым я знакомилась дважды, с разницей в 20 лет. Первый раз в 1978 году в Горьком,

5 Из письма Татьяны Николаевны Калягиной к Т. И. Кан.

6 Прасолов Евгений Николаевич — заслуженный деятель искусств РФ, профессор, кандидат искусствоведения, в 1997 году

директор Тольяттинской филармонии. Из письма Е. Н. Прасолова к Т. И. Кан, июнь 2020 года.

92

где я училась в классе Ильи Зиновьевича Фридмана. Матсов давал концерт с симфоническим оркестром Горьковской филармонии, на его репетиции сбегались студенты консерватории, пропуская лекции и даже занятия по специальности. И на дневных репетициях Романа Матсова слушателей было не меньше, чем на репетициях тогда уже очень известного, молодого и харизматичного Юрия Темирканова. Роман Вольде-марович подчинял оркестр и слушателей своеобразной логикой трактовки, полным погружением в звучащую структуру музыкальной ткани, минимализмом дирижерского жеста в сочетании с высочайшим эмоциональным накалом. Проходит лет двадцать, и мы вновь встречаемся уже в Тольяттинской филармонии, где к тому времени мы с супругом, заслуженным артистом России Алексеем Воронцовым, создали Симфонический оркестр и 25 лет его вели. Представила нас друг другу профессор Саратовской консерватории Татьяна Иосифовна Кан, которая стала "крестной мамой" наших долгих творческих отношений. <...> Как только Роман Вольдемарович появлялся в Филармонии, все окружающие, начиная с вахтеров и рабочих сцены, попадали в орбиту его обаяния: концертный отдел, реклама, артисты оркестра — все. И меня не удивляло, что на его репетициях, открытых для всех желающих, я часто встречала соседа по подъезду, конструктора АвтоВАЗа. Вот такой это был человек — удивительный, многоопытный и парадоксальный. Он старался помочь в нашем обширном симфоническом хозяйстве, чем только мог, от ремонта и покупки музыкальных инструментов до хождения по высоким кабинетам. <...> Вся жизнь Романа Матсова была беззаветным служением искусству, желанием найти то высшее духовное содержание музыки, которое делает нас всех добрее, умнее, отзывчивее и мудрее. Сам того не сознавая, одним своим высоким профессионализмом, благородством и трудолюбием он воспитывал нас и делал лучше»7 (фото 6).

Признаюсь, воспоминания о гастролях в Майкопе мне особенно дороги. Окончив Саратовскую консерваторию, «по распределению», как тогда было принято, я приехала в гостеприимную Адыгею. Здесь моя педагогическая летопись началась. от Адама — моего первого выпускника, талантливейшего строителя музыкальной культуры республики8.

О первых концертах созданного им в содружестве с Р. В. Матсовым Симфонического оркестра Министерства культуры Республики Адыгея вспоминает один из оркестрантов, в те годы молодой скрипач Аркадий Хуснияров: «В течение нескольких сезонов Роман Вольдемарович провел огромную работу по формированию репертуара оркестра, воспитанию молодых музыкантов, многие из которых только что окончили консерватории, поиска своего звучания, произношения. Благодаря

Фото 6. После концерта в Тольятти (1998). Слева направо: главный дирижер оркестра А. Воронцов, Т. Кан,

кропотливой работе маэстро с оркестровыми партиями еще до репетиции (в каждой партии он размечал штрихи, аппликатуру, дыхание, раздельную динамику), молодой оркестр приучался к высокой и сложной культуре музицирования, формировал собственный исполнительский почерк. В репертуарной политике Матсов сразу сделал ставку на высочайшие образцы симфонической музыки. Для молодого оркестра это был вызов, шанс показать свою профессиональную состоятельность и артистическую зрелость. Четвертая и Шестая симфонии, увертюра "1812 год" Чайковского, симфонии Брукнера, Бетховена, Шостаковича — вот неполный список симфонических полотен, которые оркестр с молодым энтузиазмом сыграл под руководством маэстро. Роман Вольдемарович на долгие годы задал для оркестра высокую художественную планку интерпретаций, требовательность к достойному качеству исполнения»9.

Интересны воспоминания известного ученого, ав-

7 Из письма Т. Н. Калягиной к Т. И. Кан, июнь 2020 года.

8 Адам Асхадович Ханаху — первый адыгейский профессиональный пианист, первый министр культуры, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея, заслуженный работник культуры России.

9 Хуснияров Аркадий Шарифханович — заслуженный артист Республики Адыгея, художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Государственной филармонии Республики Адыгея. Из письма

тора-составителя книги «Адам Ханаху Предназначение» [1] Руслана Ханаху10: «В апреле 1977 года Роман Вольдемарович Матсов по приглашению моего брата Адама Асхадовича Ханаху, который в ту пору был директором Майкопского училища искусств, приезжал в наш город вместе с пианистами Анатолием Скрипаем и Татьяной Кан исполнять Концерт Моцарта для двух клавиров со студенческим оркестром училища. После концерта он посетил дом нашего отца. Наш отец, Ханаху Асхад Биляович и Роман Вольдемарович были ровесники. Оба прошли фронт, повидали и испытали в жизни многое. Они долго о многом беседовали. Благодаря рассказам Адама, Роман Вольдемарович в нашей семье уже был легендой. А после встречи с ним отец сказал: "С таким человеком я бы пошел в разведку". В этой оценке фронтовика было огромное доверие кудивительному человеку, во внешности и поведении которого при первой же встрече четко просматривались благородство, интеллект, сдержанность, такт, надежность.

В мае 1980 года под управлением Матсова состоялось исполнение Концерта Баха для двух клавиров с оркестром училища, но уже в ансамбле Татьяны Кан с Адамом Ханаху, её первым адыгейским студентом. Спустя десятилетие моему брату удалось при горячем участии эстонского гостя реализовать смелый проект — создать в Майкопе профессиональный филармонический коллектив. 18 декабря 1993 года во Дворце искусств, на концерте-презентации Симфонического оркестра министерства культуры Республики Адыгея символически прозвучала знаменитая Фантазия Бетховена для фортепиано, хора и оркестра. За дирижерским пультом стоял приглашённый художественный руководитель — народный артист Эстонии, профессор Роман Вольдемарович Матсов, а за роялем сидел Адам Асхадович Ханаху, министр культуры Республики Адыгея. Перед концертом Роман Вольдемарович встречался с местными журналистами и на вопрос: "Каким Вы видите будущее оркестра?", ответил: "Зерно, посеянное нами, должно дать богатые всходы. Оркестр имеет большое будущее, свой завтрашний день, но если мы не будем заниматься социальными проблемами артистов оркестра, то надежды будут напрасными".

Все тревоги и страхи Романа Вольдемаровича за материальное и творческое будущее оркестра мгновенно снимались с повестки дня министром культуры и правительством республики. Все приглашенные в оркестр музыканты были обеспечены квартирами и необходимыми инструментами для оркестра. Роман Вольдемарович вложил всю мощь своего таланта, энергии в становление Симфонического оркестра министерства культуры Республики Адыгея. Бывало так, что иногда ему не выплачивали командировочные расходы, так как не было денег в бюджете республики, да их не было в то

время и в российском бюджете. В таких случаях расходы брал на себя Адам Асхадович из личных средств. Но Роман Вольдемарович никогда не сетовал на трудности, не требовал для себя бонусов и привилегий. Таким я запомнил на всю жизнь Романа Вольдемаровича»11 (фото 7).

Фото 7. После концерта в Майкопе (апрель 1977 г.). Слева направо: А. Скрипай, А. Ханаху, Р. Матсов, Т. Кан. Из архива автора

Трогательный отклик я получила в письме Игоря Головатенко, в юности — концертмейстера группы виолончелей оркестра Саратовской консерватории, бравшего у Матсова первые уроки дирижирования: «Роман Вольдемарович был выдающимся явлением в исполнительстве ХХ века. Он навсегда останется в сердце тех, кто общался с ним, кто имел счастье с ним музицировать. Наверное, он сам, будучи Дон Кихотом от искусства, сумел передать мне благоговейное отношение и трепет к Музыке. Насколько я помню, никто больше такими подлинно человеческими свойствами не обладал. Благородство и самоотвержение — основные качества, которые я в нем запомнил. По крайней мере, он научил меня отделять хорошее от плохого в нашем деле. Точнее, истину от самолюбования»^.

Не только музыкальным талантом, своим одухотворённым обликом, изысканным воспитанием, непоказной скромностью Роман Матсов покорял сердца людей всех возрастов. Однажды на его концерте мне довелось подслушать реплику «устами младенца». Девятилетний мальчик, впервые попавший в наш консерваторский зал, увидев царственно спускавшегося со сцены дирижёра, восторженно произнёс: «От него веет чем-то необыкновенным!»

Начавшись в Ярославле, на Волге, симфонические путешествия Романа Матсова по России волею судьбы завершились в Саратовской консерватории. В феврале 2001 года на сцене Большого зала он дирижировал

А. Ш. Хусниярова к Т. И. Кан, июнь 2020 года.

10 Ханаху Руслан Асхадович — доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Адыгея.

11 Из беседы Т. И. Кан с Р. А. Ханаху, май 2020 года.

12 Головатенко Игорь Александрович — заслуженный артист России, обладатель премии «Casta Diva», ведущий солист Большого театра России. Из письма И. А. Головатенко к Т. И. Кан, ноябрь 2019 г.

94

студенческим оркестром, солист — ректор Анатолий Скрипай. Этот вечер вошёл в историю. Народный артист Эстонии Роман Вольдемарович Матсов был провозглашён первым Почётным профессором нашего вуза.

Такому удивительному музыканту, подлинному артисту, незабываемому человеку на редкость удалось «Так жить, чтобы в конце концов / Привлечь к себе любовь пространства, / Услышать будущего зов»13.

Литература

1. Адам Ханаху. Предназначение. Майкоп: Качество, 2006. 303 с.

2. Кан Т. И. Дыхание музыки. Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова, 2012. 189 с.

3. Кан Т. И. Роман Матсов — первый Почетный профессор Саратовской консерватории // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 2 (8). С. 88-95.

4. Кан Т. И. Рыцари музыкальной культуры Кавказа //

Наследие веков. 2018. № 4. С. 48-61.

5. Кан Т. И. Симфонический посол Эстонии // Вестник культуры Министерства культуры Саратовской области. 2012. Май.

6. Кузнецов А. М. Роман Матсов // Невельский сборник: статьи, воспоминания. Вып. 13. По материалам Четырнадцатых Невельских Бахтинских чтений (1-4 июля 2007 г.). СПб.: «Акрополь», 2008. С. 68-80.

References

1. Adam Hanahu. Prednaznachenie [Adam Hanahu. Destination]. Majkop: Kachestvo, 2006. 303 p.

2. Kan T. I. Dyhanie muzyki [Breath of music]. Saratov: Sara-tovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova, 2012. 189 p.

3. Kan T. I. Roman Matsov — pervyj Pochetnyj professor Sara-tovskoj konservatorii [Roman Matsov — first Honorary Professor of the Saratov Conservatory] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2020. № 2 (8). Pp. 88-95.

4. Kan T. I. Rycari muzykal'noj kul'tury Kavkaza [Knights of mu-

sical culture of the Caucasus] // Nasledie vekov [Legacy ofthe ages]. 2018. № 4. Pp. 48-61.

5. Kan T. I. Simfonicheskij posol Estonii [Symphony Ambassador of Estonia] // Vestnik kul'tury Ministerstva kul'tury Saratovskoj oblasti [Bulletin of culture of the Ministry of culture of the Saratov region]. 2012. Maj.

6. KuznecovA. M. Roman Matsov [Roman Matsov] // Nevel'skij sbornik: stat'i, vospominaniya. Vyp. 13 [Nevel's collection of articles, memories. Issue 13]. Po materialam CHetyrnadcatyh Nevel'skih Bahtinskih chtenij (1-4 iyulya 2007 g.). SPb.: «Akropol'», 2008. Pp. 68-80.

Информация об авторе

Татьяна Иосифовна Кан E-mail: t.i.kan@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1

Information about the author

Tatiana Iosifovna Kan E-mail: t.i.kan@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, Kirova Av., 1

13 Автор выражает большую признательность Натали-Эрминэ Матсов за предоставленные архивные материалы, а также всем, кто в письмах и беседах поделился для этой публикации своими воспоминаниями о Романе Вольдемаровиче Матсове.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.