Научная статья на тему 'Архиепископ Пимен в истории культуры'

Архиепископ Пимен в истории культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пимен (Д. Е. Хмелевской) / музыкальная культура Саратова / Саратовская епархия. / Archbishop Pimen (D. E. Khmelevsky) / musical culture of Saratov / Saratov diocese.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кан Татьяна Иосифовна

Статья посвящена светлой памяти архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена (Д. Е. Хмелевского), в последние годы служения — архиепископа Саратовского и Вольского. Незаурядная личность этого выдающегося духовного пастыря запечатлена во многих публикациях и документальных фильмах, прежде всего — в его собственных многолетних дневниках, изданных в Саратовской епархии в 2008 и 2014 гг. Данная работа освещает важную часть жизни владыки Пимена — широкий круг дружеского общения с известными людьми науки, искусства, его неутомимую просветительскую деятельность,горячий интерес ко всему новому в литературе, музыке, технике.Воспоминания о встречах с владыкой Пименом вписаны в события культурной жизни нашего города. Об этом также свидетельствуют фотографии из личного архива автора, публикуемые впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archbishop Pimen in the History of Culture

The article is dedicated to the bright memory of Archbishop Pimen of Saratov and Volgograd (D. E. Khmelevsky), who in the last years of his ministry was Archbishop of Saratov and Volsk. The remarkable personality of the outstanding spiritual pastor is captured in many publications and documentaries, primarily in his own lifelong diaries published in the Saratov Diocese in 2008 and 2014. The article highlights a wide circle of Archbishop Pimen’s friendly communication with famous people of science and art, his tireless educational activities and keen interest in literature, music, technology. Memories of meetings with Vladyka Pimen are closely connected with the events of Saratov cultural life. The article is illustrated with photographs from the author's personal archive, published for the first time.

Текст научной работы на тему «Архиепископ Пимен в истории культуры»

Кан Татьяна Иосифовна, заслуженная артистка РФ, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Kan Tatyana Iosifovna, Honored Artist of the Russian Federation, Professor of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: t.i.kan@mail.ru

АРХИЕПИСКОП ПИМЕН В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена светлой памяти архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена (Д. Е. Хмелевского), в последние годы служения — архиепископа Саратовского и Вольского. Незаурядная личность этого выдающегося духовного пастыря запечатлена во многих публикациях и документальных фильмах, прежде всего — в его собственных многолетних дневниках, изданных в Саратовской епархии в 2008 и 2014 гг. Данная работа освещает важную часть жизни владыки Пимена — широкий круг дружеского общения с известными людьми науки, искусства, его неутомимую просветительскую деятельность, горячий интерес ко всему новому в литературе, музыке, технике. Воспоминания о встречах с владыкой Пименом вписаны в события культурной жизни нашего города. Об этом также свидетельствуют фотографии из личного архива автора, публикуемые впервые.

Ключевые слова: архиепископ Пимен (Д. Е. Хмелевской), музыкальная культура Саратова, Саратовская епархия.

ARCHBISHOP PIMEN IN THE HISTORY OF CULTURE

The article is dedicated to the bright memory of Archbishop Pimen of Saratov and Volgograd (D. E. Khmelevsky), who in the last years of his ministry was Archbishop of Saratov and Volsk. The remarkable personality of the outstanding spiritual pastor is captured in many publications and documentaries, primarily in his own lifelong diaries published in the Saratov Diocese in 2008 and 2014. The article highlights a wide circle of Archbishop Pimen's friendly communication with famous people of science and art, his tireless educational activities and keen interest in literature, music, technology. Memories of meetings with Vladyka Pimen are closely connected with the events of Saratov cultural life. The article is illustrated with photographs from the author's personal archive, published for the first time.

Key word: Archbishop Pimen (D. E. Khmelevsky), musical culture of Saratov, Saratov diocese.

Судьба подарила мне немало встреч с выдающимися людьми. Незабываемое общение с архиепископом Саратовским и Волгоградским Пименом, начавшееся в 1973 г. и продлившееся до его безвременной кончины в декабре 1993 г., хранится в моей душе среди самых ярких, содержательных впечатлений жизни. Время, словно увеличительное стекло, каждому воспоминанию об этом великом человеке придаёт всё большую значимость. Позволю себе в этих коротких заметках называть Его так, как я обращалась к нему при жизни, Дмитрием Евгеньевичем.

Известно, каким знатоком искусства был архиепископ Пимен. Но музыка, как мне кажется, занимала в его душе особое место. Владыку часто можно было встретить в оперном театре, на симфонических вечерах в филармонии. О многом говорит его уникальная домашняя фонотека, которой он очень гордился. В своих дневниках Ференц Лист однажды написал: «Моя матушка была прекрасным музыкантом. Она умела хорошо слушать музыку» [5, с. 133]. По этому определению Дмитрий Евгеньевич был именно таким прекрасным музыкантом, вкусу, эрудиции, любознательности которого могли позавидовать иные профессионалы.

Впервые об архиепископе Пимене я услышала в семье своих близких друзей, которые были давно с ним знакомы. Это был университетский физик Андрей Антонович Терехов и его супруга Регина Васильевна Воейкова, преподаватель Музыкального училища, с которой мы провели студенческие годы в фортепианном классе

профессора С. С. Бендицкого. Однажды они привели меня в загадочный дом на Первомайской, 27, где всё радовало, было необычным: величавый облик Владыки, певучие интонации его голоса, искреннее радушие, уют небольших скромных комнат. На стене гостиной — фотография Дмитрия Евгеньевича и его друга Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Наверху редкий автограф: «Брату Диме от брата Славы». В этом доме дышалось легко, удивительно спокойно.

Среди многих даров, которыми обмениваются друзья, самым драгоценным мне представляется расширение круга родственных по духу людей, дарение человека человеку. Так случилась череда счастливых дружеских знакомств: Андрей Терехов представил меня Владыке Пимену, а я познакомила его семью с выдающимся эстонским дирижёром Романом Матсовым, который вскоре стал большим другом и Дмитрия Евгеньевича, и Андрея (фото 1).

В одном из писем великой пианистки Марии Юдиной к Роману Матсову есть замечательная мысль: «Что есть дружба? Верность до гроба и обмен духовными дарами» [3, с. 89]. Именно таким духовным притяжением были наполнены два десятилетия общения выдающегося пастыря и выдающегося музыканта. Записи в опубликованных «Дневниках» архиепископа Пимена свидетельствуют о первых встречах. Владыка пишет: «1973 г., 30 ноября. Был в филармонии. Дирижировал Роман Вольдемарович Матсов. Назавтра он посетил мой дом, и мы беседовали о музыке, о культуре, о Боге» [1,

Фото 1. Владыка Пимен, А. А. Терехов, Р. В. Матсов

Фото 2. Вл. Пимен, Р. Матсов, А. Терехов. 24.10.82

с. 374]. В том же концертном сезоне, но уже в пасхальные дни 1974 г. Роман Матсов дирижировал в Саратовской филармонии двумя грандиозными программами: 16 апреля звучал «Реквием» Моцарта, а 17 апреля — Девятая симфония Бетховена. Об этих концертах также есть запись в «Дневниках».

Сотрудничество с филармонией позволяло мне узнавать о предстоящих в нашем городе гастролях известных дирижёров и солистов и заранее сообщать Дмитрию Евгеньевичу о датах и программах симфонических вечеров. Иногда он приглашал музыкантов поужинать после концерта, а меня — сопровождать их. Надо помнить, что тогда, в семидесятые-восьмидесятые годы, следовало тщательно скрывать от окружающих подобное общение, поэтому поздние визиты к владыке Пимену были овеяны покровом таинственности. Машина с неизменным Иваном Павловичем за рулём дожидалась в каком-нибудь укромном уголке возле «Липок»1. Если концерт был в консерватории, то путь до машины гости проходили пешком в своих концертных облачениях, что тоже придавало некую торжественность предстоящей встрече. Сохранились фотографии, запечатлевшие Романа Вольдемаровича Матсова во фраке на дружеском ужине вместе с Андреем Тереховым (фото 2). Как-то Дмитрий Евгеньевич, улыбаясь, заметил, что, приглашая гостей, всегда предварительно обдумывает, кого с кем позвать. В этом сказывалась его особая деликатность. Мне не раз посчастливилось быть молчаливым свидетелем захватывающих бесед этих искренних друзей (фото 3).

Однажды Владыка принимал после концерта прекрасную гостью — великую скрипачку Лиану Исакадзе, невероятно жизнерадостную и остроумную. Вместе с ней пришли дирижёр Леонид Корчмар с супругой Инной и я. Мне запомнился заключительный аккорд этого приятного вечера. Дмитрий Евгеньевич вручил Лиане Александровне раритетную пластинку с редким фото на суперобложке: сидя в известной йоговской позе, музицируют два великих музыканта — скрипач

Фото 3. Архиепископ Пимен, Р. Матсов, Т. Кан

Иегуди Менухин и Рави Шанкар, один из самых известных исполнителей традиционной индийской музыки. Напомню, что в те годы такие пластинки можно было найти только в дальних странах.

Талант одаривать подарками у Дмитрия Евгеньевича был удивительный. Трудно сказать, когда он больше радовался — в минуты получения скромных даров от гостей или, наоборот, вручая свои заблаговременно приготовленные сюрпризы. Эти моменты были всегда оригинально инсценированы и вызывали у присутствующих детский восторг. Один такой сюжет связан с гастролями Владимира Спивакова, на концерт которого с «Виртуозами Москвы» владыка Пимен был, разумеется, заранее приглашён. Согласовывая по телефону время вечернего визита, я сказала Дмитрию Евгеньевичу о случайном совпадении: именно во время выступления «Виртуозов» в Большом зале Саратовской консерватории по Центральному телевидению, единственному каналу в советское время, будет транслироваться запись сольного концерта Владимира Спивакова с пианистом Борисом Бехтеревым из Большого зала Московской кон-

1 «Липки» — старинный парк в Саратове рядом с филармонией и консерваторией.

8

серватории. И добавила, как он сожалеет, что не сможет посмотреть. Опуская все другие подробности этой встречи, расскажу только о самом удивительном эпизоде. Когда мы пришли с Владимиром Теодоровичем, после первых приветствий Дмитрий Евгеньевич предложил нам посидеть в маленькой гостиной и... включил телевизор. К изумлению гостя, он увидел себя играющим в Большом зале Московской консерватории. Лукаво улыбаясь, Дмитрий Евгеньевич достал из новенького видеомагнитофона кассету и вручил её Спивакову. Вот это был подарок! Как всегда, новую аппаратуру владыка Пимен приобретал одним из первых в Саратове. Очевидно, пока мы все были в консерватории, Иван Павлович записал трансляцию. В следующий приезд Владимир Спиваков привёз ответный подарок: запись американского фильма о Христе.

О столь же неожиданном подарке, полученном от Дмитрия Евгеньевича, расскажу подробнее. Вместе с Анатолием Скрипаем, одним из лучших пианистов Саратова, мы играли Концерт Моцарта для двух фортепиано с оркестром 13 и 14 апреля 1974 г. в абонементных программах народного артиста Эстонии Романа Матсова. Для филармонической публики, пришедшей через день послушать «Реквием» Моцарта 16 апреля, удивительным стало включение в программу Двойного концерта Моцарта, не заявленного в афише. По филармонической традиции того времени «Реквием» всегда был концертом в одном отделении. Но, по замыслу дирижёра, праздничный дух этого клавирного состязания позволил острее прочувствовать трагическое предсмертное сочинение великого венского классика. Не скрою, что и для нас, исполнителей, участие в таком редком вечере стало сюрпризом (об этом подробнее см.: [2, с. 90]). Вскоре позвонил Дмитрий Евгеньевич, предложив встретиться с ним у входа в магазин «Культтовары», куда он наведывался в предвкушении новинок радиоаппаратуры. Поздоровавшись, он протянул мне маленькую магнитофонную кассету BASF, большую редкость по тем временам. Дома с изумлением услышала я запись нашего исполнения Концерта Моцарта. Храню её, как и подаренные Владыкой в разные годы Библию, роскошный юбилейный Календарь, изданный к 1000-летию Крещения Руси, многие редкие пластинки. Я знала, что Владыка очень любил Бетховена. Однажды он попросил принести ноты известной фортепианной пьесы «К Элизе», а когда мне удалось подарить ему впервые изданный на русском языке двухтомник «Письма Бетховена», он воскликнул: «Такого подарка я ещё никогда не получал!»

Как известно, без подарка не уходил никто из гостей Дмитрия Евгеньевича. Наконец, после моей очередной попытки вручить небольшой сувенир, он шутливо произнёс: «Ну, однако, пора остановиться, а то у нас так и будет Perpetuum mobile!». К ценным реликвиям многолетнего общения относятся и его фотография с английской королевой (фото 4), и собственноручно написанные поздравительные письма Дмитрия Евгеньевича, которые он присылал ко всем праздникам,

как православным, так и государственным. Когда несколько открыток пришло с машинописным текстом, но рукописной подписью, Дмитрий Евгеньевич, как бы оправдываясь, сообщил по телефону, что получает к праздникам до 600 писем и не успевает на них отвечать (фото 5).

Фото 4. Встреча с Королевой-матерью Елизаветой в Англии

Фото 5. Письмо архиепископа Пимена к Т. Кан

€« ем. /

ятягъян« 13«ü-e о"«-'«

кГгц^ь? V 7-е* а*,

8 сбою Y0-^ е

и и е f hr** И ■О «t -о Ччэ -

ytyvиц Ь ja-r ро -

Оо СГЧ ОТ соуиу

Öcеп'Зс, /Ьс^ /Зс с ¿чЪегг с

(ск HVK^ _ с коч-^ы)

Ранним утром 12 декабря 1993 г., в день прощания, я поехала в Свято-Троицкий собор. В троллейбусе моими попутчицами, как я поняла, были прихожанки. Они трогательно отзывались о покойном Владыке,

9

о его доброте, благородстве, милосердии. Мне было так отрадно услышать в этот скорбный час непоказную любовь незнакомых людей. Во время службы храм был переполнен, как и площадь перед входом. Запомнился момент, когда над головами людей поплыл передаваемый из рук в руки огромный букет алых роз и сопровождавший его тихий шёпот: «От Ростроповича». Как свидетельствуют ежедневные записи Дмитрия Евгеньевича в его «Дневниках», многие визиты таких музыкантов, как М. Ростропович, Р. Матсов, Л. Исакадзе, В. Берлинский, В. Спиваков, продолжались затем в многолетнем общении уже в Москве, Таллинне.

«Жизнь после жизни» Дмитрия Евгеньевича Хме-левского продлевается во многих событиях научной и культурной жизни Саратова. Примером могут служить ежегодные «Межрегиональные образовательные Пименовские чтения», вечера памяти Владыки Пимена в концертных и музейных залах. 10 декабря 1998 г. при поддержке директора Радищевского музея Галины Михайловны Кормакулиной мне удалось организовать концерт «Се — человек», посвященный светлой памяти архиепископа Пимена. Этот вечер прошёл в рамках авторского цикла «Час музицирования в Радищевском музее». Все участники концерта — профессора консерватории: пианисты Наталья и Валентин Ханецкие, скрипачи Валентин Шувалов и Геннадий Кузьмин, альтист Эдуард Гавриленков, виолончелист Александр Соломатин, гобоист Владимир Скляренко, солистка Саратовской оперы Анастасия Тарасова; особое место в программе принадлежало поэту, лауреату многих литературных премий, Светлане Кековой, читавшей свои стихи. Исполнением фортепианной пьесы Глинки «Вариации на тему русской песни "Среди долины ровныя"» я открывала программу, памятуя о том, что Владыка Пимен, как и композитор, тоже родился в Смоленске. Моими партнёрами в других сочинениях были солистка филармонии Наталья Муштакова, Валентин Шувалов и молодой бас Павел Кудинов, в то время студент консерватории, а теперь солист многих европейских оперных театров. Вместе с ним мы завершили программу исполнением романса Чайковского «Благословляю вас, леса», столь созвучного мироощущению Дмитрия Евгеньевича. Напомню, что владыка Пимен был частым посетителем Радищевского музея, был хорошо знаком с директором Тамарой Викторовной Гродсковой. Именно ей впоследствии Владимир Спиваков вручил в дар музею экспонат из своей личной коллекции. Вот как он вспоминает об этом в одном из интервью: «Я был дружен с владыкой Пименом, в миру — Дмитрием Евгеньевичем Хмелевским. Когда я оказывался в Саратове, всегда приезжал к нему в гости, а он приходил на мои концерты и помогал молитвой. После того как не стало владыки Пимена, я увидел в Париже замечательную картину "Печальная муза" незаслуженно забытого ныне художника Валентина Юстицкого. Женский портрет, написанный крупными вольными мазками. Прекрасная вещь, на уровне Борисова-Мусатова! Я решил подарить её Саратовскому музею имени Радищева в память о вла-

дыке Пимене. Образ "Печальной музы" совпал с моим отношением к смерти, к уходу из жизни. Как сказал Паскаль, "жизнь — это воспоминание об одном мимолётном дне, проведённом в гостях"» [4, с. 87]. Следует заметить, что в каждом своём саратовском концерте Владимир Спиваков одно из исполняемых сочинений посвящает памяти архиепископа Пимена.

В 2003 г. по благословению епископа Лонгина в Саратове начались торжественные акты, посвящённые памяти архиепископа Пимена. Назову лишь те, в которых я имела честь принимать участие. 10 декабря 2003 г., в десятую годовщину памяти, в переполненном Большом зале консерватории состоялся торжественный вечер. На сцене впервые был установлен большой прижизненный портрет архиепископа Пимена (художник Илья Глазунов) (фото 6). Этот портрет нравился Дмитрию Евгеньевичу, он часто дарил фотокопию своим друзьям. Проникновенные вступительные речи сменились не менее проникновенной музыкой. Известная клавир-ная «Фантазия ре-минор» Моцарта, по духу близкая некоторым трагическим страницам «Реквиема», была выбрана мной для выступления не случайно. Волновалась, но это состояние было особое...

Фото 6. Портрет архиепископа Пимена, художник И. Глазунов

15 декабря 2003 г. ещё одно музыкальное приношение светлой памяти Владыки Пимена состоялось

в Саратовском музее краеведения. Афиша озаглавлена стихотворной строчкой изумительного поэта Светланы Кековой: «И радости нашей никто не отнимет у нас». Этот дуэтный камерный вечер был одухотворён прекрасными стихами Светланы Васильевны в её неповторимом исполнении, великой музыкой Баха, Моцарта, Глинки, Чайковского, которую я мысленно адресовала Дмитрию Евгеньевичу, играя на стареньком рояле.

Недавно мне удалось заново посмотреть телевизионный фильм «Владыка Пимен» (ГТРК «Саратов», 2003). Масштаб личности архиепископа осознаётся в превосходно смонтированных исторических документах, прекрасных фотографиях молодого владыки, видеозаписях, запечатлевших его живую страстную речь. Поражает круг общения архиепископа — от королевских особ до выдающихся учёных, композиторов, художников, писателей. Один из интереснейших моментов фильма — воспоминания Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Но получить интервью великого музыканта в 2003 г. оказалось совсем непросто. Татьяна Зорина — превосходный журналист, сценарист, одна из главных участниц создания фильма, в телефонном разговоре со мной посетовала: «Как жаль, что невозможно найти Ростроповича, он так редко бывает в России». Мой ответ, как в сказке, придал всем последующим событиям необходимое ускорение: «Татьяна Викторовна! Мне точно известно, что Ростропович 30 ноября даёт мастер-класс в Петербургской консерватории!» Всё, что произошло дальше, напоминает своеобразный киносюжет. Татьяне Зориной удалось виртуозно, в два-три дня, найти в Петербурге надёжных коллег, прорвавшихся с камерой в консерваторию. Они успели записать фрагмент мастер-класса, после которого толпа журналистов стала осаждать уставшего профессора, наотрез отказавшегося общаться с прессой. И тогда раздался отчаянный возглас: «Маэстро, для саратовского телевидения — о Владыке Пимене!» Согласие дать интервью было незамедлительным и единственным в тот вечер. Об этом я узнала от Татьяны Викторовны, когда работа над фильмом была успешно завершена. Как трогательно звучат в фильме (и по смыслу, и по интонации) заключительные слова Мстислава Ростроповича о своём друге: «Это человек, который во многом укрепил меня в моей вере, в религии. Я на всю жизнь запомню эту дружбу, которая согрела мою жизнь» (фото 7).

Фото 7. Архиепископ Пимен и М. Ростропович

Более всего в фильме впечатляют цитаты проповедей Владыки, фрагменты его интервью, устремлённые в будущее мысли человека-созидателя, свято уверенного — чтобы обрести достойную жизнь, народу нужно искусство, просвещение. Владыка говорит: «Я как священнослужитель забочусь о том, чтобы наше общество было здоровым, чтобы оно было высоконравственным, чтобы у нас в стране культура была на высоком уровне и чтобы люди жили духовной жизнью». Как вдохновенно звучит голос архиепископа в другом кадре: «У каждого человека есть его маленькая родина, т. е. его родили в какой-то маленькой деревне, потом у нас есть большего масштаба родина — наша страна. А почему мы не хотим раздвинуть дальше рамки? Ведь это такой маленький шарик. Почему мы не чувствуем, что наша родина — вот этот земной шар». Эта открытость миру восхищает, призывает к человеческому братству, подобно великому девизу в финале Девятой симфонии Бетховена: «Обнимитесь, миллионы!»

Имя архиепископа Пимена навсегда вписано в историю культуры, в золотую книгу памяти о выдающихся деятелях науки, искусства, просвещения. Все, кому посчастливилось знать, видеть, слышать этого великого человека, могут повторить: «И радости нашей никто не отнимет у нас».

Литература

1. Архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелев-ской). Дневники. В 2-х ч. Ч. 1: 1965-1984. Саратов: Изд. Саратовской митрополии, 2014. 710 с.

2. Кан Т. Р. Матсов — первый почётный профессор Саратовской консерватории // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2020. № 2 (8). С. 88-95.

3. «Творческие пути теснейшим образом переплетены с нравственными». Письма М. В. Юдиной Р. В. Матсову / Пу-

бликация, комментарии и примечания Марка Матсова // Знамя. 1996. № 9. С. 78-93.

4. Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова. Каталог выставки. М.: Музей русского импрессионизма, 2017. 176 с.

5.ХанкишЯ. Если бы Лист вел дневник. / Пер. с нем. М. Погани. Будапешт: Изд-во Корвина, 1965. 190 с.

11

References

1. Arhiepiskop Saratovskij i Vol'skij Pimen (Hmelevskoj). Dnevniki. V 2-h ch. CH. 1: 1965-1984 [Archbishop Pimen of Saratov and Volsk (Khmelevsky). Diaries. In 2 vol. Vol. 1: 1965-1984]. Saratov: Izd. Saratovskoj mitropolii, 2014. 710 p.

2. Kan T. R. Matsov — pervyj pochyotny professor Saratovskoj konservatorii [R. Matsov as the first honorary Professor of the Saratov Conservatoire] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2020. № 2 (8). P. 88-95.

3. «Tvorcheskie puti tesnejshim obrazom perepleteny s nrav-

stvennymi». Pis'ma M. V. Yudinoj R. V. Matsovu [«Creative paths are closely intertwined with moral ones». Letters of M. V. Yudina to R. V. Matsov]. Publikatsiya, kommentarii i primechaniya Marka Matsova // Znamya. 1996. № 9. P. 78-93.

4. Uvlecheniya. Lichnaya kollektsiya Vladimira Spivakova. Katalog vystavki [Hobbies. Vladimir Spivakov's personal collection. Exhibition catalogue]. M.: Muzej russkogo impressionizma, 2017. 176 p.

5. Hankish Ya. Esli by List vel dnevnik... [If Liszt had kept a diary.]. Per. s nem. M. Pogani. Budapesht: Izd-vo Korvina, 1965. 190 p.

Информация об авторе

Татьяна Иосифовна Кан E-mail: t.i.kan@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект им. Петра Столыпина, дом 1

Information about the author

Tatiana losifovna Kan E-mail: t.i.kan@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.