Научная статья на тему '"СИМФОНИЧЕСКАЯ РАПСОДИЯ" Х. ТУРИНЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РЕПЕРТУАРЕ. К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ'

"СИМФОНИЧЕСКАЯ РАПСОДИЯ" Х. ТУРИНЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РЕПЕРТУАРЕ. К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПАНСКАЯ МУЗЫКА / ХОАКИН ТУРИНА / СИМФОНИЧЕСКАЯ РАПСОДИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сорокина Яна Юрьевна

Автор статьи привлекает внимание к малоизвестному в педагогическом репертуаре сочинению испанского композитора Хоакина Турины «Испанская рапсодия» для фортепиано с оркестром. Приводятся краткие исполнительские и методические комментарии, которые могут быть использованы в практической работе над этим произведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"SYMPHONIC RHAPSODY" FOR PIANO AND STRING ORCHESTRA BY JOAQUIN TURINA IN THE PEDAGOGICAL REPERTOIRE. TO THE PROBLEM STATEMENT

The author of the article draws the attention to a little known in the pedagogical repertoire work by a Spanish composer Joaquin Turina. The article provides brief performing and methodical comments, which may be used in the process of practical work on this composition.

Текст научной работы на тему «"СИМФОНИЧЕСКАЯ РАПСОДИЯ" Х. ТУРИНЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ РЕПЕРТУАРЕ. К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ»

Сорокина Яна Юрьевна

старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: [email protected]

Автор статьи привлекает внимание к малоизвестному в педагогическом репертуаре сочинению испанского композитора Хоакина Турины «Испанская рапсодия» для фортепиано с оркестром. Приводятся краткие исполнительские и методические комментарии, которые могут быть использованы в практической работе над этим произведением. Ключевые слова: испанская музыка, Хоакин Турина, симфоническая рапсодия, методические комментарии

«Симфоническая рапсодия» для фортепиано с оркестром испанского композитора Хоакина Турины (1882-1949) относится к числу малоизвестных в России произведений1. Краткое (не более десяти минут звучания) и яркое по музыкальному материалу, оно

«Симфоническая рапсодия» Х. Турины в педагогическом репертуаре. К постановке проблемы

способно не только развить молодого пианиста как исполнителя, познакомить с техникой и стилистикой музыки первой половины ХХ века, но и полнить его репертуар эффектным концертным номером. Кроме того, это произведение дает представление о романтических жанрах для фортепиано с оркестром, ставших альтернативой концерту, и может стать переходным этапом от изучения классико-романтической стилистики к интерпретации музыки позднего романтизма и импрессионизма. Тем более, что в концертном репертуаре для фортепиано с оркестром импрессионизм представлен очень скромно (в основном концертами Равеля). Музыка Рапсодии в некотором смысле — шаг к импрессионизму.

Обратиться к этому сочинению автора данной статьи заставила потребность в обновлении учебного репертуара. Несмотря на кажущуюся безграничность фортепианной литературы, педагогический репертуар всегда испытывает известный «голод», поскольку ограничен рамками проверенного круга сочинений.

Эта проблема не нова, о ней сетовал еще один из авторитетнейших музыкальных советских педагогов Лев Баренбойм: «В большинстве своем педагоги опасаются ходить по нехоженой репертуарной дороге» [1, 145]. Эти опасения Баренбойм объясняет следующим образом: «Даже самым опытным преподавателям не всегда удается предвидеть, как

прозвучит произведение, какие технические трудности (настоящие и мнимые) могут возникнуть в процессе его освоения» [там же, 145]. Еще одной причиной узости круга изучаемых и исполняемых произведений может быть стремление современных пианистов играть только хорошо известную музыку как средство приобретения популярности у публики.

Таким образом, многие интересные сочинения остаются 45 «за бортом» и педагогического, и исполнительского репертуара. Например, в Нижнем Новгороде на момент написания статьи ни разу не исполнялся Концерт cis-то11 для фортепиано с оркестром Ф. Пуленка — музыка, давно вошедшая в золотой фонд классической фортепианной литературы. И если в отношении западноевропейских композиторов этот случай — скорее исключение, то среди репертуарных сочинений для фортепиано с оркестром испанская национальная школа, например, практически не представлена. Концертный репертуар в основном ограничивается несколькими популярными сочинениями. Это вдвойне удивительно, учитывая давние симпатии русской культуры к образам Испании. «Испанская тема» характерна для творчества Глинки, Римского-Корсакова, Даргомыжского. Для них это страна взрывных эмоций и яркого колорита, которых так недостает на заснеженных равнинах России.

Говоря об испанской национальной композиторской школе,

обычно упоминают лишь трех самых значительных ее представителей — это Альбенис, Гранадос, де Фалья. Появление этих ярких дарований обусловлено следующими событиями. Возникновение новых национальных композиторских школ характерно для XIX века, собственно образование национальных государств и инспирировало этот процесс, ставший одним из самых заметных явлений эпохи романтизма. В Испании он начался во второй половине 80-х годов и возглавил его «испанский Вагнер» Филипе Пе-дрель, опубликовавший манифест «За нашу новую музыку» 46 («Рог nuestra música») в 1890 году. Хоакин Турина — представитель второй волны, так называемой новой испанской музыкальной школы. Он продолжал традиции движения за национальное возрождение под названием «Ренасимьенто».

Турина родился в Севилье, там же он начал музыкальные занятия, продолженные затем в Мадридской консерватории в классе фортепиано Хосе Траго, у которого ранее учился Мануэль де Фалья. С 1905 по 1914 год Турина, как и большинство молодых испанских музыкантов, совершенствует свое мастерство в Париже. Там он встречается и сближается со своими соотечественниками — Альбенисом и Гранадосом, Нином, Виньесом и де Фальей, много музицирует с ними, принимает участие в спорах о путях развития новой испанской музыки. В Париже состоялось знакомство с М. Равелем и другими французскими музыкантами. Но особенно важным для Турины было общение с Венсаном д'Энди, у которого он занимался в Shcola cantorum.

Под его руководством он прошел строгую академическую школу.

Турина активно проявлял себя в музыкальном искусстве как композитор, исполнитель, педагог и критик. С 1914 года он работает в Мадриде, где становится одним из создателей «Мадридского квинтета» и его пианистом. Влияние пианизма на творчество музыканта очевидно: основательную часть его сочинений составляют произведения для фортепиано или с участием фортепиано, которое становится для композитора» наиболее прямым способом музыкального выражения» [8, 269]. Как «концертирующий пианист высокого класса он прекрасно представлял себе технические и выразительные возможности инструмента» [2, 77]. «Именно в этой жанровой области его творческий вклад в историю испанской музыки наиболее значителен, а стиль индивидуален и современен» [2, 80].

Музыка Турины национальна по тематике и языку, тем не менее ему, как верному ученику Венсана д'Энди, близок дух академического романтизма. Это сказывается и в его гармоническом мышлении, и в выборе жанров. Так, например, жанр рапсодии, соединяющий свободу формообразования, фольклорные истоки тематизма и образ певца-импровизатора, воплощающего дух национальных легенд, оказывается весьма востребованным композиторами-романтиками. Однако рапсодии Листа и Брамса написаны для фортепиано соло, а Дворжак, Глазунов и Равель создают образцы этого жанра для оркестра. «Симфоническая рапсодия» ор. 66 Турины относится к редкой разновидности рапсодии для фортепиано с

оркестром наряду с «Рапсодией на тему Паганини» Рахманинова и «Блюзовой рапсодией» Гершвина.

Называя свой опус рапсодией, Турина стремится подчеркнуть свободу формы и импровизаци-онность развития произведения. В драматургии этого сочинения нет конфликта, борьбы, трансформации образов. Симфоническое развитие трактуется не как столкновение, конфликт, а основывается на контрастах. Основное содержание Рапсодии — красота и ее самостоятельное бытие. Такой тип драматургии вносит дополнительную сложность для солиста. Его задача — динамично выстроить импровизационную форму.

В авторском комментарии к Рапсодии «Tratado de composicion musical» дается четкое представление о композиции сочинения [5, 138-139]. Турина делит Рапсодию на две части — Andante и Allegro. Этим разделам предшествует типичное для жанра рапсодии красочное театральное вступление (т. 1-20). Оно построено на полном «напряженной выразительности» диалоге оркестра и солиста. Его начинает оркестр своеобразным ритмическим оборотом. Изложенный секстаккордами мотив с элементами фригийского лада звучит несколько архаично, отсылая слушателя к истокам жанра. Вступление солиста (т. 7-10) — яркая каденция, характерная для начальных тактов многих фортепианных концертов (например, концерт № 1 С. Рахманинова, концерт Э. Грига). Колокольное звучание фортепиано в разных регистрах создает ощущение открытого пространства. Параллельное движение аккордами довольно

трудно технически, его можно поучить октавами, чтобы почувствовать «топографию» рисунка. Как в этом, достаточно трудном фрагменте, так и во всем сочинении автор не предлагает никаких аппликатурных решений. Для чистоты и надежности исполнения этих аккордов наиболее оптимальной представляется аппликатура с чередованием 4-5 пальцев в верхнем голосе правой руки.

Движение секстолями (т. 7-8) предлагаем начать шире, постепенно ускоряясь к 3-й секстоли. Это accelerando не выписано, но вполне соответствует импровизационному духу начала Рапсодии. Следует обратить внимание на ямбический полетный затакт в конце реплики фортепиано, который в ученическом исполнении зачастую звучит как триоль (т. 9-10). На нежное звучание струнных в высоком регистре рояль вновь отвечает неожиданным subito forte, которое не следует смягчать, усиливая контраст диалога (т. 10-12). В тактах 14-15 необходимо услышать восходящую линию октавных басов. Очередная реплика солиста приводит к кульминации вступления. Аккордовую последовательность лучше сыграть легато, ясно показывая мелодическую линию верхнего голоса. В среднем голосе аккордов левой руки для достижения более окрашенной и насыщенной звучности предлагаем использовать аппликатуру с чередованием 2-3 пальцев (т. 19).

Таким образом, вступление сразу позволяет показать пианистические способности и артистизм солиста, его взаимодействие с оркестром.

В Andante (т. 24-89) «экспонируется несколько мелодических

элементов. Один из них, в ритме марша, приводит к модуляции в As-dur, где появляется новая мелодическая фраза. Затем происходит модуляция в C-dur и E-dur, где еще один элемент появляется в партии скрипок [9, 138].

Первый раздел Andante начинается дуэтом солиста и оркестра, полным гармонии и неги. Пианист должен чутко прислушиваться к мягкому тембру струнных, добиваясь гармоничного звучания. Мелодическими «вздохи» рояля словно окутаны пассажами, напоминающими звучание аккомпанирующей арфы. Нелегко добиться легкой, завораживающей звучности в исполнении позиций, выписанных 32-ми длительностями (т. 25-26)2. В новом мелодическом элементе (т. 31-36) солисту необходимо уловить покачивающийся ритм интонаций томления. Требуется подключить фантазию, почувствовать свободу, чтобы не повторить в интонационном отношении одинаковые мотивы (т. 31-32). Обращают на себя внимание быстрые гаммообразные пассажи, которые должны быть сыграны мягко и приглушенно, подражая тембру духовых (т. 33-34). Такой прием звукоиз-влечения в гаммах необычен для рояля и требует слегка вытянутых пальцев и свободной руки.

Третий элемент Andante в ритме марша заканчивается на неустойчивой доминантовой гармонии, что подчеркивает его национальное своеобразие. В испанской (андалузской) музыке «доминанта является как бы "центром притяжения" интонационного развития. К этому "центру" нередко устремляются два тетрахорда — снизу и сверху, доминантовый тон их объединяет» [4, 435]. Именно таков гармо-

нический профиль большинства тем Рапсодии.

Завершается раздел новой каденцией солиста (т. 45-54), виртуозные элементы которой заставляют вспомнить французскую школу Турины, а хрустальная звучность вызывает ассоциации с пьесой Равеля «Игра воды». Для достижения максимального legato и выровненно-сти звучания при движении вниз двойными нотами (т. 50) предлагается следующая аппликатура:

5 3 5 3 5 4 5

2 1 2 1 3 1 2

После каденции мелодические элементы Andante проводятся вновь в слегка варьированном виде, образуя двухчастную форму. Неузнаваемо в новом динамическом воплощении pianissimo звучит маршевый мотив у оркестра. Излюбленный импрессионистами прием противопоставления регистров придает звучанию воздушность. В гармоническом завершении — вновь характерное неустойчивое окончание на доминанте с пониженной квинтой (т. 85-86).

Переход к Allegro открывается неожиданно острой, сухой звучностью унисонов фортепиано, которая наслаивается на затухающую реплику оркестра, вновь создавая иллюзию много-слойности звукового пространства. Смена темпо-ритма происходит внезапно, усиливая эффект импровизационности. В мелодии обыгрывается незатейливый мотив в узком диапазоне, а функция ритма становится первостепенной. Этот эпизод требует от солиста безупречной ритмической точности, отчетливого звучания каждой восьмой в разных

47

фактурных вариантах (репетиции, октавы, унисоны, двойные ноты).

Подвижное Allegro (т. 120— 257) написано в сонатной форме. Оркестр и солист поочередно проводят главную тему Es-dur в характере живого темпераментного народного танца. Звучание здесь яркое, мощное, жизнерадостное. Фактурный элемент в фортепианной партии (т. 133— 135) напоминает звучание испанской гитары. Для придания гармонии большей терпкости предлагаем исполнителю сместить акценты на вторую и пятую восьмые такта.

В связующем эпизоде 48 (т. 138-148) оркестр и солист находятся в сложном ритмическом взаимодействии. Нерегулярно акцентная ритмика, смещающая чередование сильных и слабых долей, характерна для испанской народной музыки, но необычна для европейского слуха и требует от солиста особой пластики. Тема побочной партии B-dur (т. 149-167) удивляет своей самобытностью. В ее основе полный трогательной нежности диалог фортепиано и скрипичного соло. В сложной пятиголосной фактуре перед исполнителем стоит задача сохранить светлую окраску мелодии. Тонкий юмор сквозит в смене начального звука мелодии с b на h в варьированном повторе темы (т. 153). Тема сложна и в ритмическом отношении. «Размер 6/8 и размер 3/4 меняется, вследствие чего акценты все время переносятся не на 1-ю и 4-ю восьмую, а на 1-ю и 3-ю» [8, 229].

Компактная разработка основана на главной теме. В смене тональностей и ладовых характеристик ощущается близость к богатому хроматическими по-

следовательностями гармоническому письму в стиле С. Франка. «Тональный план из доминанты к F-dur ведет к Des-dur и дальше к Ges-dur и E-dur. Последний трактуется как тональность второй низкой («неаполитанской») ступени по отношению к основному Es-dur, с которого начинается реприза» [9, 139].

В репризе (т. 221-256) побочная тема Es-dur звучит в партии скрипок. Аккомпанирующее фортепиано расширяет возможности струнного оркестра, имитируя барабан, кастаньеты, ксилофон. Этот прием усиливает национальный колорит. Ломаные октавы (т. 243-246) в необычном регистровом изложении могут представлять определенную техническую трудность. Их можно поучить обычными октавами в нужном ритме3.

В коде (т. 257-277) обратим внимание на заключительное апофеозное звучание темы побочной партии. Темп здесь чуть спокойнее, торжественнее. Репетиционное изложение фанфарных аккордов у фортепиано в несколько видоизмененном виде повторяет ритм вступления. Полновесная насыщенная звучность требует крепких пальцев, опоры на сильную долю, использования веса не только руки, но и корпуса. Чтобы облегчить понимание ок-тавного пассажа (т. 264), необходимо сгруппировать его по пять шестнадцатых (с-es-f-g-b). Такая группировка придаст пассажу нужную скорость и бравурность. Нарастание звучности в коде продолжается до последнего аккорда tutti у оркестра и fff у фортепиано. Здесь важно добиться именно постепенного сгescendo, не теряя полноты и мягкости тона. В заключительных тактах Рапсодии фортепиано имитирует

радостный колокольный перезвон. В партии оркестра — знакомая ритмическая фигура, которая становится своеобразным лейтритмом Рапсодии. Она подводит оптимистичный итог и скрепляет форму. Необходимо привлечь внимание пианиста к повторяющимся элементам в мелодии, ритме, гармонии, добиваясь цельности исполнения.

Подводя итог всему сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что освоение «Симфонической рапсодии» Хоакина Турины в рамках педагогического репертуара представляется чрезвычайно полезным.

Характерные испанские ладовые обороты, красочный романтический тональный план и неожиданные модуляции помогают развивать гармонический слух. Звукоподражательные приемы (имитация гитарных пассажей, кастаньет, барабана, кларнета), колористические регистровые решения в Рапсодии ориентируют на поиск соответствующих тембровых характеристик. Частое использование необычных ритмических сочетаний, полиметрии обостряет чувство ритма. Исполнение Рапсодии требует решения и множества технических задач, поскольку в этом сочинении задействованы практически все виды фортепианной техники. Не менее важным для пианиста является необходимость разбудить фантазию: все повторяющиеся фразы и элементы фактуры предполагают смену агогики, интонации, колорита. Кроме того, характерная для позднего романтизма свободная форма этого сочинения развивает артистизм, навык взаимодействия с оркестром. Исполнение «Симфонической

рапсодии» — это прекрасная возможность и познакомиться с музыкой Испании, интерес к которой глубоко укоренен в русской культурной традиции, и обогатить свой репертуар ярким, «незаигранным» концертным произведением.

Примечания

1 Наиболее известная запись этого сочинения сделана в 1983 году Лондонским симфоническим оркестром под управлением Энрике Батиса и солистом Франком Вибаутом» [10].

2 Видный отечественный педагог, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Евгений Яковлевич Либерман дает следующие советы для работы над позициями: «Принципиально важным является следующее: при смене позиций рука (кисть) должна передвинуться на все ноты следующей позиции; при этом движение кисти, оставаясь гибким и мягким, ведет пальцы к их клавишам наиболее

прямым путем...При позиционной игре очень большое значение имеет взятие последнего звука перед сменой позиций. Он берется легким самостоятельным движением пальца. Нажим руки на последнюю клавишу вреден и может отяжелить перелет на новую позицию» [6, 50]. 3 Евгений Либерман советует: «...распространенным способом является чередование игры обычных и ломаных октав. Оно позволяет ощутить сильную долю как основную опору в игре ломаных октав. Вообще, главное в них — не давать волю пальцам, а играть, пользуясь вращательным движением предплечья» [6, 117].

Литература

1. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1969. 288 с.

2. История зарубежной музыки: учебное пособие / сост. и общ. ред. Н. А. Гавриловой. М.: Музыка, 2007. 576 с.

3. Грубер И. Музыкальная культура Испании XV-XVII веков // Грубер И. История музыкальной культуры. Т. 2. Ч. 1. М., 1953. С. 339-406.

4. Друскин М. История зарубежной музыки. Вып. 4: Вторая половина XIX века. 6-е изд. М.: Музыка, 1983. 528 с.

5. Кузнецов К. Из истории испанской музыки // Советская музыка. 1936. № 11. С. 49-56.

6. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. Изд. 3-е. М.: Фигаро, 1996. 133 с.

7. Мартынов И. Музыка Испании. М.: Советский композитор, 1977. 354 с.

8. Оссовский А. Очерк истории испанской музыкальной куль- 49 туры // Оссовский А. Избранные статьи, воспоминания. Л., 1961. С.227-288.

9. Joaquin Turina. Tratado de composición musical. Vol. II. Madrid, 1950. 242 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://classic-online.ru/ (дата обращения: 05.07.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.