Научная статья на тему 'СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ'

СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
246
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / МУЗЫКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / МУЗЫКАЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ARTISTIC GYMNASTICS / MUSICAL EXERCISES / MUSICALITY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черненок Константин Николаевич, Войтус Л. В.

Общая силовая подготовленность волейболистов характеризуется комплексным развитием силы мышечных групп. Она приобретается посредством выполнения разнообразных физических упражнений в процессе общей физической подготовки и является фундаментом для специальной силовой подготовки. Правильный подбор упражнений должен обеспечивать пропорциональное развитие всех мышц или мышечных групп. Специфика соревновательной деятельности предъявляет высокие требования к развитию силовых способностей волейболистов, так как большинство приемов в волейболе по форме движений и по характеру действий относятся к группе скоростно-силовых упражнений. Исходя из этого, воспитание силы с учетом двигательной специфики спортсмена - один из значимых этапов подготовки волейболистов. Поэтому в практике давно наметилась тенденция к выделению особого направления в тренировках, в задачу которого входит воспитание силовой подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Черненок Константин Николаевич, Войтус Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRENGTH TRAINING OF YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS IN THE SCHOOL SECTION BY CIRCULAR TRAINING

The overall strength of volleyball players is characterized by the complex development of muscle group strength. It is acquired through a variety of physical exercises in the process of general physical training and is the foundation for special strength training. The right selection of exercises should ensure the proportional development of all muscles or muscle groups. The specifics of competitive activity imposes high requirements for the development of the strength of volleyball players, as most of the techniques in volleyball by the form of movements and the nature of the actions belong to the group of speed-strength exercises. On this basis, the education of strength taking into account the motor specifics of the athlete is one of the significant stages of volleyball training. Therefore, in practice, there has long been a tendency to allocate a special direction in training, the task of which is to educate strength training.

Текст научной работы на тему «СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ»

7. Chigoryaev, E.A. and Anisin, V.I. (2005), Step-by-step training in combat techniques of struggle through the analysis of emerging situations: textbook. Manual, Omsk academy of the ministry of internal affairs of Russia, Omsk.

Контактная информация: nastyg@bk.ru

Статья поступила в редакцию 22.07.2020

УДК 796.325

СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

Константин Николаевич Черненок, Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище г. Благовещенск; Леонид Владимирович Войтус, кандидат педагогических

наук, доцент, г. Благовещенск

Аннотация

Общая силовая подготовленность волейболистов характеризуется комплексным развитием силы мышечных групп. Она приобретается посредством выполнения разнообразных физических упражнений в процессе общей физической подготовки и является фундаментом для специальной силовой подготовки. Правильный подбор упражнений должен обеспечивать пропорциональное развитие всех мышц или мышечных групп. Специфика соревновательной деятельности предъявляет высокие требования к развитию силовых способностей волейболистов, так как большинство приемов в волейболе по форме движений и по характеру действий относятся к группе скоростно-силовых упражнений. Исходя из этого, воспитание силы с учетом двигательной специфики спортсмена - один из значимых этапов подготовки волейболистов. Поэтому в практике давно наметилась тенденция к выделению особого направления в тренировках, в задачу которого входит воспитание силовой подготовки.

Ключевые слова: силовые качества, силовые упражнения, учебно-тренировочные занятия, круговая тренировка, контрольная группа, экспериментальная группа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p435-437

STRENGTH TRAINING OF YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS IN THE SCHOOL SECTION BY CIRCULAR TRAINING

Konstantin Nikolaevich Chernenok, Far Eastern Higher General Arms Command School, Blagoveshchensk; Leonid Vladimirovich Voytus, the candidate of pedagogical sciences, senior

lecturer, Blagoveshchensk

Abstract

The overall strength of volleyball players is characterized by the complex development of muscle group strength. It is acquired through a variety of physical exercises in the process of general physical training and is the foundation for special strength training. The right selection of exercises should ensure the proportional development of all muscles or muscle groups. The specifics of competitive activity imposes high requirements for the development of the strength of volleyball players, as most of the techniques in volleyball by the form of movements and the nature of the actions belong to the group of speed-strength exercises. On this basis, the education of strength taking into account the motor specifics of the athlete is one of the significant stages of volleyball training. Therefore, in practice, there has long been a tendency to allocate a special direction in training, the task of which is to educate strength training.

Keywords: strength, strength exercises, training sessions, circular training, control group, experimental group.

При решении первоочередной задачи исследования, при анализе научно-методической литературы, мы определили, что возраст 14-16 лет характеризуется достаточной стабильностью и является благоприятным для развития силовых качеств.

В ходе эксперимента, контрольная группа (КГ) занималась повышением силовой подготовленности по традиционной методике с использованием общеразвивающих упражнений с преодолением собственного веса. Экспериментальная группа (ЭГ) развивала силовые качества специальными упражнениями методом круговой тренировки, что позволило максимально использовать имеющийся - спортивный инвентарь (резиновые амортизаторы, набивные мячи, гантели), увеличить интенсивность тренировочной нагрузки, локально развивать силу отдельных мышечных групп. Из многочисленных упражнений нами были выбраны упражнения, сходные по структуре с движениями волейболистов. Отличительной особенностью экспериментальной методики явилось то, что упражнения выполнялись занимающимися экспериментальной группы, самостоятельно. В пределах трех серий они самостоятельно регулировали дозировку упражнений и темп выполнения, в соответствии со своим самочувствием и состоянием. На каждой станции выполнялось одно упражнение, 2 серии, отдых между сериями составлял 30-40 сек, отдых между станциями 1 минута, проходили 2 круга, на выполнение всего комплекса уходило 20 минут. Занятия, направленные на развитие силы проводились один-два раза из 3 тренировочных занятий в недельном цикле. Комплекс упражнений выполнялся в конце основной части учебно-тренировочного занятия.

Перед началом эксперимента в обеих группах проводились тесты по общей физической подготовке. По итогам первого тестирования выяснилось, что показатели физической подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной групп не имеют статистически достоверных различий (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели силовых качеств в экспериментальной и контрольной группах до начала эксперимента._____

Тесты ЭГ КГ Разница Р

М±ш М±ш В ед. В%

1 2 3 4 5 6

Сила правой кисти (кг) 32,8±4,1 33,6±4 0,8 2,2 > 0,05

Сила левой кисти (кг) 32,7±3,5 32,3±2 0,4 1,2 > 0,05

Становая сила (кг) 96,8±11,2 90,6±10,6 6,2 6,4 > 0,05

Сгибание разгибание рук в упоре лежа (кол- во) 32,5±5 30,6±3,1 1,9 5,7 > 0,05

Прыжок с места в длину (см) 216,3±5,6 223,6±10,4 7,3 3,3 <0,05

Метание набивного мяча стоя с места (м) 8,2±0,35 8,7±0,9 0,5 5,6 > 0,05

Наклоны туловища (кол-во раз) 46,1±3,3 46,3±1,7 0,2 0,5 > 0,05

Далее, учащиеся экспериментальной группы занимались по разработанному нами комплексу упражнений круговой тренировки. Контрольная группа занималась по общепринятой программе ФГОС с изучением элементов волейбола под редакцией В.И. Ляха.

По окончании педагогического эксперимента было проведено итоговое тестирование, результаты которого были внесены в таблицу 2.

Таблица 2 - Показатели силовых качеств в экспериментальной и контрольной группах по окончанию эксперимента_

Тесты ЭГ КГ Разница Р

М ± ш М ± ш В ед. В%

Сила правой кисти (кг) 37,0 ± 4,1 35,3 ±3,8 1,7 4,4 < 0,05

Сила левой кисти (кг) 35,7 ± 3,8 33,5 ± 3,25 2,2 6,2 < 0,05

Становая сила (кг) 103,5 ± 10,9 96,6 ± 10,6 6,9 6,6 < 0,05

Сгибание разгибание рук в в упоре лежа (кол-во) 44,8 ± 4 36,0 ± 3,1 8,8 19,7 < 0,05

Прыжок в длину с места (см) 229,8 ± 0,5 229,1 ±9,3 0,7 0,3 > 0,05

Метание набивного мяча стоя с места (м) 10,8 ±0,5 9,0 ± 0,8 1,8 16,5 < 0,05

Наклоны туловища (кол-во раз) 50,1 ±2,3 49,5 ± 1,6 0,6 1,2 < 0,05

Средние показатели физической подготовки экспериментальной группы достоверно превышают результаты контрольной по показателям динамометра - на 4,4% и 6,2%, в становой силе на 6,6%, в метании набивного мяча - на 16,5%, сгибании разгибании рук в упоре лежа - на 19,7%, наклоны туловища - на 1,2%.

В прыжках в длину с места результат вырос всего лишь на 0,3%. Но нужно отметить, что использование экспериментальной методики было направлено в большей степени на повышение уровня развития силовых качеств. Незначительная разница в показателе прыжок в длину с места между группами связана с тем, что в начале эксперимента результаты экспериментальной группы в этом тесте были ниже, чем у контрольной в среднем на (3,3%). По окончании эксперимента разница между группами уже составила 0,3%, что также подтверждает эффективность экспериментальной методики для развития силовых качеств волейболистов.

Анализ итоговых результатов полученных на завершающем этапе эксперимента, показал, что в экспериментальной группе произошли существенные, достоверные изменения физической подготовленности по отношению к контрольной группе, а также значительный внутригрупповой их прирост. Экспериментальная методика позволила, занимающихся экспериментальной группы улучшить результат в силе правой кисти на 12,5%, в контрольной на 5,2% соответственно. В силе левой кисти экспериментальная группа улучшила результат на 9,2%, контрольная на 3,5% соответственно. Становая сила в экспериментальной группе составила 6,8%, в контрольной группе показатель составил 6,6%. В прыжках в длину - на 6,2%, в контрольной результат улучшился только - на 2,5%. В метании набивного мяча результат экспериментальной группы улучшился - на 31,8%, в контрольной - на 4,1%. В показателе силы рук (сгибание и разгибание рук в упоре лежа), в экспериментальной группе составил - 38,1%, а контрольной - 17,6%. Результаты в силе туловища (наклоны туловища), изменились в экспериментальной группе 8,7%, на 6,7% в контрольной группе.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что применение отягощений в процессе выполнения специальных упражнений по технике игры, позволят, одновременно развивая и повышая уровень силовых качеств волейболистов совершенствовать выполнение технических приемов, тем самым более экономично и эффективно использовать тренировочное время. А это является весьма важным именно при проведении секционных занятий, так как в условиях обучения в школе значительно меньше учебно-тренировочного времени, чем по программе ДЮСШ, для школьников исследуемого возраста.

Контактная информация: voytus61@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.07.2020

УДК 796.412.22

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Наталья Александровна Чертихина, кандидат педагогических наук, Елена Юрьевна Лалаева, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

Введение. В данной статье представлены основные разделы методики развития музыкальности в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки, а так же результаты ее внедрения. Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику развития музыкальности для юных спортсменок в художественной гимнастике. Задачи исследования: 1. Развитие музыкальных способностей у занимающихся с помощью специально разработанных заданий. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.