№ 1 (44), 2012
“Культурная жизнь Юга России” ^
СИЛЬНЫ ТРАДИЦИЕЙ
Тридцать первого января 2012 года в зале Московского Товарищества живописцев (ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 20) открылась выставка нашего земляка Бориса Коржевского и его дочери Юлии. Организаторами выступили Российская Академия Художеств, Московский союз художников и Московское Товарищество живописцев.
Читатели нашего журнала уже знакомы с некоторыми работами Бориса Георгиевича Коржевского, его живописные полотна воспроизведены на третьей странице обложки второго номера 2011 года.
Сын кубанского прозаика, погибшего в годы сталинских репрессий, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской Академии художеств, Б. Коржевский активно работал с середины двадцатого века (ушел из жизни в 2004 г.). К сожалению, его творчество до сих пор недостаточно освоено в искусствоведении. Ученик Петра Кончаловского и Игоря Грабаря, Коржев-ский никогда не примыкал ни к одной из конъюнктурных группировок своей эпохи. Творческую задачу формулировал так: «Я стремлюсь увидеть современность через призму лучших достижений художников классического искусства, в особенности Эпохи Возрождения». Не подражая классикам, он на основе великих традиций создал свой собственный, особый мир.
В работе с цветом он избирает своими ориентирами, с одной стороны, Веронезе и Эль Греко, с другой - Сезанна и Моне.
Любители живописи хорошо помнят цикл его работ, посвященных В. Маяковскому, его любимому поэту. Живописцу удалось постичь сложный художественный мир русского авангарда. В то же время, работая над образом поэта, свой взгляд он устремил в глубины Эпохи Ренессанса: в полотнах «Мистерия Буфф!!!», «Маяковский идущий» образ поэта напоминает скульптурные изваяния Лоренцо Медичи, изображения с фресок Джотто и Мазаччо.
В 1961 году Б. Коржевский посетил Кубу. За два месяца этой поездки создано около сотни картин и рисунков. Немало полотен живописца посвящено Испании, Италии, Франции, где он бывал не один раз. Но излюбленной всю жизнь оставалась для него тема российской глубинки, поэзия и
душа русской деревни, отраженная во множестве выразительных и оригинальных по цвету и композиции портретов, таинственных и экспрессивных натюрмортов, тонких по колориту пейзажей.
Выстраивая собственный колористический ряд, основанный на изучении мастеров Высокого Возрождения, художник создал цикл картин на тему современного города. Человек и метро, человек и архитектура; люди и мрамор, люди и гранит -в основе идеи этого цикла связь мира рукотворного и живого. Наиболее яркой работой данной серии является картина «Метро - Мегаполис»: фиолетово-розовые, сероватые тона мрамора, на этом фоне рубиновыми, изумрудными, желтыми мазками выделяются фигуры, создающие драгоценное свечение цветовой палитры.
Нечто наиболее дорогое и важное, стержневое в творчестве и в жизни, художник сумел передать своей дочери. Об этом верно сказал на открытии их совместной выставки Павел Никонов: «Союз этих двух художников - идеальное решение проблемы отцов и детей в искусстве». Творческое общение с отцом, увлечение древнерусским стилем, знакомство с классикой и авангардом помогли Юлии Коржевской найти свой путь в искусстве.
Любовь к цвету, форме, пластике, интерес к духовному видению в искусстве определили основные направления ее творчества. Многие годы работая на Волге, в провинциальной глуши, художница создает произведения, в которых отражено стремление уйти от светской живописи - в сторону нового осмысления духовного, о котором писал еще Василий Кандинский. Неуловимо тонкие колористические созвучия и внутренний свет, исходящий от волжских пейзажей Юлии Коржевской, рождают среду метафизическую: вещественность предметов растворяется, как будто тает. В области портрета и натюрморта она создает динамические композиции с особым ритмом взаимодействия форм. Ее натюрморты, сочетающие какую-то неистовую экспрессию с пластикой, запечатлевают ощущение временности материального мира.
Юлия Коржевская явилась достойным продолжателем традиций своего отца - сохранила его достижения и дала им дальнейшее развитие.
Поколения сменяют друг друга, но их связь не должна прерываться. На смену одним задачам в искусстве приходят новые, но только на основе лучших достижений можно создать что-то по-настоящему подлинное. Это находит свое подтверждение в творчестве двух художников, таких похожих и, в то же время, разных.
Ю. Коржевская. За околицей
ДЕЛО, КОТОРОМУ СЛУЖИШЬ
(О юбилейном концерте М. И. Ескина)
Состоявшийся в конце ноября 2011 года 55-летию творческой и 45-летию педагогической
юбилейный вечер-концерт был посвящен сра- деятельности профессора М. И. Ескина в КГУКИ.
зу нескольким датам: 70-летию со дня рождения, В течение двух отделений юбиляр находился на