№ 1 (44), 2012
"Культурная жизнь Юга России" ^
СИЛЬНЫ ТРАДИЦИЕЙ
Тридцать первого января 2012 года в зале Московского Товарищества живописцев (ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 20) открылась выставка нашего земляка Бориса Коржевского и его дочери Юлии. Организаторами выступили Российская Академия Художеств, Московский союз художников и Московское Товарищество живописцев.
Читатели нашего журнала уже знакомы с некоторыми работами Бориса Георгиевича Коржевского, его живописные полотна воспроизведены на третьей странице обложки второго номера 2011 года.
Сын кубанского прозаика, погибшего в годы сталинских репрессий, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской Академии художеств, Б. Коржевский активно работал с середины двадцатого века (ушел из жизни в 2004 г.). К сожалению, его творчество до сих пор недостаточно освоено в искусствоведении. Ученик Петра Кончаловского и Игоря Грабаря, Коржев-ский никогда не примыкал ни к одной из конъюнктурных группировок своей эпохи. Творческую задачу формулировал так: «Я стремлюсь увидеть современность через призму лучших достижений художников классического искусства, в особенности Эпохи Возрождения». Не подражая классикам, он на основе великих традиций создал свой собственный, особый мир.
В работе с цветом он избирает своими ориентирами, с одной стороны, Веронезе и Эль Греко, с другой - Сезанна и Моне.
Любители живописи хорошо помнят цикл его работ, посвященных В. Маяковскому, его любимому поэту. Живописцу удалось постичь сложный художественный мир русского авангарда. В то же время, работая над образом поэта, свой взгляд он устремил в глубины Эпохи Ренессанса: в полотнах «Мистерия Буфф!!!», «Маяковский идущий» образ поэта напоминает скульптурные изваяния Лоренцо Медичи, изображения с фресок Джотто и Мазаччо.
В 1961 году Б. Коржевский посетил Кубу. За два месяца этой поездки создано около сотни картин и рисунков. Немало полотен живописца посвящено Испании, Италии, Франции, где он бывал не один раз. Но излюбленной всю жизнь оставалась для него тема российской глубинки, поэзия и
душа русской деревни, отраженная во множестве выразительных и оригинальных по цвету и композиции портретов, таинственных и экспрессивных натюрмортов, тонких по колориту пейзажей.
Выстраивая собственный колористический ряд, основанный на изучении мастеров Высокого Возрождения, художник создал цикл картин на тему современного города. Человек и метро, человек и архитектура; люди и мрамор, люди и гранит -в основе идеи этого цикла связь мира рукотворного и живого. Наиболее яркой работой данной серии является картина «Метро - Мегаполис»: фиолетово-розовые, сероватые тона мрамора, на этом фоне рубиновыми, изумрудными, желтыми мазками выделяются фигуры, создающие драгоценное свечение цветовой палитры.
Нечто наиболее дорогое и важное, стержневое в творчестве и в жизни, художник сумел передать своей дочери. Об этом верно сказал на открытии их совместной выставки Павел Никонов: «Союз этих двух художников - идеальное решение проблемы отцов и детей в искусстве». Творческое общение с отцом, увлечение древнерусским стилем, знакомство с классикой и авангардом помогли Юлии Коржевской найти свой путь в искусстве.
Любовь к цвету, форме, пластике, интерес к духовному видению в искусстве определили основные направления ее творчества. Многие годы работая на Волге, в провинциальной глуши, художница создает произведения, в которых отражено стремление уйти от светской живописи - в сторону нового осмысления духовного, о котором писал еще Василий Кандинский. Неуловимо тонкие колористические созвучия и внутренний свет, исходящий от волжских пейзажей Юлии Коржевской, рождают среду метафизическую: вещественность предметов растворяется, как будто тает. В области портрета и натюрморта она создает динамические композиции с особым ритмом взаимодействия форм. Ее натюрморты, сочетающие какую-то неистовую экспрессию с пластикой, запечатлевают ощущение временности материального мира.
Юлия Коржевская явилась достойным продолжателем традиций своего отца - сохранила его достижения и дала им дальнейшее развитие.
Поколения сменяют друг друга, но их связь не должна прерываться. На смену одним задачам в искусстве приходят новые, но только на основе лучших достижений можно создать что-то по-настоящему подлинное. Это находит свое подтверждение в творчестве двух художников, таких похожих и, в то же время, разных.
Ю. Коржевская. За околицей
ДЕЛО, КОТОРОМУ СЛУЖИШЬ
(О юбилейном концерте М. И. Ескина)
Состоявшийся в конце ноября 2011 года 55-летию творческой и 45-летию педагогической юбилейный вечер-концерт был посвящен сра- деятельности профессора М. И. Ескина в КГУКИ. зу нескольким датам: 70-летию со дня рождения, В течение двух отделений юбиляр находился на
116 "Культурная жизнь Юга России" № 1 (44), 2012
сцене Муниципального концертного зала, много играл сам, восхищая качеством исполнительской формы, принимал поздравления коллег и учеников.
Русские гармони... Михаил Иванович представил их в разных ипостасях, начав программу исполнением четырех пьес (А. Гурилёв «Колокольчик», Г. Пономаренко «Мотороч-ка - моторка», старинный русский романс «Кони мои вороные», «Саратовские частушки») на саратовской гармони. На Кубани этот инструмент звучит крайне редко. Тем больший интерес у публики вызвал колорит звучания, художественные возможности и приемы игры, репертуар. Большая часть концертной программы была отдана гармони-хромке, которую М. Ескин представил как сольный концертный инструмент. Звучали переложения, транскрипции, обработки и оригинальные пьесы Е. Дербенко, М. Ипполитова-Иванова, П. Чайковского, Б. Маркина, В. Масленникова и др., а также вариации на тему белорусской народной песни «На улице мокро», украинской «Цвитэ тэрэн», удмуртской «Белый снег». Ярким, зажигательным было дуэтное выступление М. Ескин - А. Головко (Засл. артист Кубани) с виртуозными пьесами В. Волченко «Казачья пляска» и А. Канатова (в ред. В. Широкова) «Волжская кадриль». Сюрпризом для слушателей явилось выступление юбиляра в качестве «поющего музыканта»: аккомпанируя себе, М. Ескин спел песни кубанских композиторов (кстати говоря, за выступление в номинации «Поющий музыкант» он был награжден дипломом на одном из международных конкурсов-фестивалей 2009 г.). Завершало концерт циклическое произведение В. Волченко - четырехчастная сюита для русской гармони-хромки и оркестра русских народных инструментов «Над рекой Кубанью» в исполнении М. И. Ескина и ОРНИ консерватории КГУКИ (дирижер И. Ведерников).
Под горячие аплодисменты зрителей юбиляра приветствовали гармонисты-гости В. Ерискин (Анапа), П. Смирнов (Эстония) и земляки (Засл. арт. Кубани Н. Горенко). С музыкальными приношениями выступили выпускники разных лет обучения, коллеги и ученики. Украшением вечера стали выступления Квартета валторнистов
(А. Харатянц, А. Шост, В. Абдулов, И. Мисевич), ансамбля аккордеонистов «Кубанская гармоника», инструментального дуэта (балалайка - Засл. артист РФ В. Урбанович; баян - Засл. работник культуры РФ В. Детков) и др.
Трудно поверить, что Михаилу Ивановичу уже исполнилось 70 лет, когда встречаешь моложавого, всегда подтянутого человека с лучистым взглядом и обаятельной улыбкой. Активная жизненная позиция, потребность движения вперед, ощущение потенциальных мощных творческих сил позволили юбиляру добиться результатов, которые составили бы честь любому профессионалу.
М. Ескин связан с Кубанью с 1967 года, здесь он в полной мере реализовал свое дарование как исполнитель, педагог, общественный деятель. Он лауреат многих региональных, всероссийского и международных конкурсов. В его творческом багаже более 1800 выступлений, записи на 6 CD- и 12 DVD-дисках. География концертов охватывает Краснодарский край, многие города России, ближнего и дальнего зарубежья. Более 18 лет он в качестве солиста-баяниста принимал участие в абонементных концертах Краснодарской краевой филармонии «Звучат народные инструменты».
Почти полвека своей жизни Михаил Иванович отдал КГУКИ: им подготовлено 300 выпускников, он прошел путь от простого преподавателя до профессора, возглавлял кафедру народных инструментов, работал зам. декана факультета искусств, зам. директора консерватории КГУКИ. Целеустремленность и внутренняя дисциплина позволяют Михаилу Ивановичу многое успеть в выполнении любого дела. Он участвует в подготовке и издании нотных сборников произведений кубанских композиторов, пишет статьи и учебно-методические работы, рецензирует и редактирует материалы разных авторов, работает над учебными программами. Он всегда в курсе музыкальных событий, особенно связанных с народниками, входит в жюри многих конкурсов, активно занимается общественной деятельностью, являясь экспертом Краснодарских краевых департаментов культуры, образования и науки, курируя научно-методическую работу ДТТТИ
Заслуги одного из старейших преподавателей КГУКИ М. И. Ескина оценены Знаками отличия России и администрации Краснодарского края, государственными наградами.
Профессор кафедры
народного инструментального творчества
АНК КГУКИ Е. И. Павловская