К сожалению, нам ни разу не удалось сделать химического анализа зда количество алкалоида в разных частях растений1.
На основании вышеизложенного мы позволим) себе сделать два вывода:
1. Необходимо, особенно до наступления весны, широко популяризировать среди населения сведения о сильной ядовитости белены с указанием признаков ее распознавания.
2. Следует наладить через общественные и хозяйственные организации широкую борьбу с этим ядовитым сорняком ленинградских огородов, который до военного времени не встречался.
Проф. Ц. Д. ПИК и М. М. БЕРКОВИЦ
Силикоз среди пескоструйщиков
(Предварительное сообщение) Из Института гигиены труда и профболезней им. В. А. Обуха
Пескоструйщики — одна из весьма распространенных профессий в металлопромышленности вообще и ¡в ряде отраслей оборонной промышленности в частности.
Пескоструйные установки, как известно, служат для очистки поверхностей различных изделий (в первую очередь литья и других металлических деталей) от приставшей к ним формовочной земли, грязи, масла, ржавчины, окалины и др. Обработка поверхностей очищаемых деталей производится при помощи струи песка, подаваемой под сильным давлением .(до 6 атм'). Ввиду того что песчинки, ударяясь с большой силой об обрабатываемую поверхность, чаще всего расщепляются на частицы с более острым«, зазубренными краями, чем у первоначальных ^есчинок, и, стало быть, обладают более эффективным абразивных® действием, песок обыкновенно используется повторно. Это обусловливает, при пескоструйной очистке большое загрязнение воздуха мелкодисперсной песчаной пылью-.
Пескоструйные установки, применение которых в литейном деле началось с 70-х годов прошлого столетия, постепенно подвергались конструктивным измененйям и усовершенствованиям. В .настоящее время имеется ряд модификаций пескоструйной аппаратуры, которые с гигиенической точки зрения целесообразно объединить в две группы.
1. Пескоструйные аппараты со свободной струей, устанавливаемые внутри или ¡вне так называемых «б о л ь ш и х» пескоструйных камер. Эта группа характеризуется главным образом) тем, что рабочий-пескоструйщик не изолирован от обрабатываемого изделия и направляемой на его поверхность струи и находится под непо-
1 Видовое определение растения было проведено кандидатом биологических наук Ботанического института Академии^наук А. А. Никитиным.
Гигиена и санитария, № 9
средственным воздействием разбрызгиваемого песка и пыли. Этот способ применяется главным образом для обработки крупных деталей, при которой рабочий должен, направляя струю, свободно переходить с места на место, все врем« находясь в непосредственной близости к обрабатываемой детали.
«Большая» пескоструйная камера обычно представляет герметически изолированное небольшое помещение, оборудованное общей вентиляцией. Внутри камеры помещается стол для укладки v деталей (обычно-вращающийся); струя подается к столу шлангом. Детали подаются в камеру либо на тележке по рельсам, либо по роликовому транспортеру.
Работа в больших камерах со свободной струей сопровождается огромным выделением пыли, которая сплошным облаком наполняет помещение камеры и окутывает пескоструйщика. Обеспыливающий эффект общей вентиляции обычно совершенно недостаточен, и работать приходится в шлеме с подачей извне чистого воздуха. Во многих случаях из-за недостатка шлемов {Работают в обыкновенных противо-пылевых респираторах, что, конечно, не обеспечивает сколько-нибудь-эффективной защиты от больших концентраций мелкой песчаной пыли.
2. Изолированные пескоструйные аппараты. Эта группа объединяет пескоструйные установки различного типа, в основном характеризующиеся тем, что рабочий изолирован и от струи, и от обрабатываемой детали.
Наиболее распространенным видом этих установок является оборудованная пескоструйным аппаратом! «мала я» пескоструйная камера, обычно представляющая по сути дела модификацию вытяжного шкафа объемом около ч1—0,8 м3. Детали подаются через дверцу в боковой части камеры и укладываются на металлическую решетку, отделяющую верхнюю часть камеры от нижней. В лицевой стороне камеры имеются два круглых отверстия, через которые пескоструйщик просовывает руки для работы, и смотровое окно для наблюдения за ходом очистки. Пескоструйный аппарат помещается вне камеры; струя подается по шлангу через сопло, находящееся внутри камеры, где оно либо фиксировано и дает струю в одном определенном направлении, либо подвижно, позволяя пускать струю в различных направлениях. Детали подаются либо вручную, либо автоматически. Другими модификациями пескоструйных установок этой группы является пескоструйный аппарат с вращающимся столом, вращающийся барабан и др. Запыленность воздуха в рабочей зоне при работе на «изолированных» пескоструйных аппаратах хотя и ниже, чем на аппаратах со свободной струей, но она и здесь достигает значительных концентраций — порядка 80—100 мг на 1 м3 воздуха.
По составу пескоструйная пыль почти нацело cocTonf из кварца: количество свободной SiO* колеблется в ней в пределах 88—95°/о. Дисперсность пескоструйной пыли также о1ень высока: наибольшее число пылинок имеет величину порядка не выше 5—7 у- при среднем размере в 1,4 • /
Приведенные вкратце данные уже a priori позволяют с полным основанием! отнести работу пескоструйщика к той группе работ, которые сопряжены с несомненной опасностью распространения силикоти-ческих заболеваний среди рабочих. Имеющиеся литературные данные, пока только зарубежные, эту опасность вполне подтверждают. Так, например, Middleton сообщает, что за 7 лет — с 1930 по 1937 г.— в Англии и Уэльсе погибло от силикоза 67 пескоструйщиков, что составляет ежегодно в среднем 6,9 на 1 000 живущих (общее число пескоструйщиков в Англии и Уэльсе по переписи 1931 г.— 1 395 человек).
ЛШсНект устанавливает, что силикоз у пескоструйщиков наступает гораздо быстрее, чем у других групп рабочих. Из 38 детально обследованных смертельных случаев в 8 случаях стаж был меньше 5 лет, в 15 случаях от б до 10 лет, в 11 случаях от 11 до 15 лет и только в 4 случаях выше 15 лет, но ни в одном случае не выше 20 лет. По данным одного обследования пескоструйщиков, проведенного в Германии в 1936/37 г., случаи раннего силикоза были обнаружены уже после 2 лет работы на пескоструйном аппарате.
Совершенно очевидно, что выводы из этих данных ни в коем случае не могут, быть безоговорочно использованы применительно к условиям в СССР. Оценка степени вредности пескоструйной работы и роли ее в возникновении силикоза среди пескоструйщиков должна быть обоснована нашим собственным, отечественным материалом.
Задаче получения таких материалов и посвящена в основном) настоящая работа.
Хотя работа еще не закончена, мы, учитывая полное отсутствие данных о силикозе пескоструйщиков в СССР, сочли целесообразным* оформить в виде предварительного сообщения результаты проведенного до настоящего времени этапа работы. Предметом сообщения будут служить данные поликлинического (а в части случаев и клинического) исследования группы московских пескоструйщиков в 59 человек со стажем в данной профессии не меньше года. В основном обследованные рабочие распределяются по трем крупным московским згводам. По типу пескоструйной аппаратуры они распределяются так: 25 человек работают в больших камерах со свободной струей (в большинстве случаев в респираторах и защитных очках), 20 — в малых камерах (как правило, без респираторов) и 14 — на аппаратах той и другой системы. ,
Возраст обследованных: до 20 лет—1, от 21 года до 30 лет — 22, от 31 года до 40 лет — 22, от 41 года до 50 лет и старше — 5.
Общий рабочий стаж от 3 до 5 лет был у 9 человек, от 5 до 10 лет — у 24 и больше 10 лет — у 26. Стаж в профессии пескоструйщика: до 2 лет — у 16 человек, от 2 до 4 лет — у 26, от 4 до 6 лет — у 11 и от 6 до 8 лет — у 6.
Как видно из этих данных, обследованные в большинстве своем составляют группу людей цветущего возраста и обладают солидным общим рабочим стажем. Одновременно с этим бросается в глаза небольшой стаж большинства обследованных в профессии пескоструйщика по сравнению с общим рабочим стажем.
Цифры показывают, что мы здесь имеем дело, как правило, не с «чистыми» ^вскоструйщиками, а с людьми, перешедшими на пескоструйную раооту с других работ и в подавляющем количестве случаев после предыдущего солидного рабочего стажа. При ближайшем рассмотрении материала с этой точки зрения мы могли обнаружить только 3 человек, начавших свою рабочую жизнь непосредственно с работы на пескоструйке. Если попытаться расшифровать, с каких же работ пришли в эту профессию обследованные, то получится довольно пестрая, но совершенно определенная картина: в пескоструйщики переходят люди с самым разнообразным профессиональным прошлым, но чаще всего с профессий мало и вовсе неквалифицированных и низко оплачиваемых.
Переходя к изложению полученного нами клинико-рентгенологиче-ского материала, мы должны прежде всего подчеркнуть, что в соответствии с современным состоянием диагностики силикоза мы в наших заключениях и выводах первенствующую диагностическую роль отвели данным рентгенографического исследования. При общем клини-
*
ческом осмотре мы, наряду с физикальными явлениями, старались учитывать и ряд моментов, которые могут иметь, судя по литературным указаниям, то или другое вспомогательное значение для диагностики силикоза: ограничение экскурсии грудной клетки, уменьшение жизненной емкости легких, пробу Штанге, замедление пульса и др.; такие общепризнанные в деле распознавания силикоза симптомы, как одышка, боли в груди, кашель, также стояли в центре нашего внимания К Тем не менее главным и решающим диагностическим орудием служил рентгеновский снимок, диагностическое значение которого в деле распознавания силикоза до настоящего времени является непревзойденным.
В табл. 1 представлено распределение подвергнувшихся исследованию рабочих по полученным рентгенологическим данным и стажу на пескоструйной работе.
Таблица 1. Распределение пескоструйщиков по рентгенологическим
данным и стажу
Рентгенологические данные Стаж
1—2 года 2—4 года 4—6 лет 6—8 лет всего
Без всяких рентгеновских из- 1 10
менении ........... 5 4 —
Изменения несиликотического
характера .......... 9 11 5 1 26
Изменения силикотического ха-
рактера ........... 2 11 6 4 23
В том числе:
Подозрительные формы . . . 2 7 2 — 11
Более или менее выраженные
формы ............ 4 4 4 12
Всего . . . 16 26 11 6 59
7
При анализе рентгенологических данных и отнесении каждого слу-; чая к той или другой группе мы придерживались общепринятой рентгенологической классификации силикоза — деления его на 3 стадии с выделением, однако, в особую группу так называемых пресиликотических форм.
- Как известно; рентгеновская картина инициальных форм силикоза характеризуется уплотнением легочных корней, усилением легочного рисунка, утолщением стенок бронхов и мелких сосудов и наличием некоторого количества мелкоочаговых уплотнений. Эти явления, соответствуя патологоанатомической картине бронхоаденита х периброн-хитом и периваскулитом, еще не патогномоничны для силикоза, так как могут встречаться и при других заболеваниях: при хроническом бронхите, при застойных явлениях в малом кругу и т. п. Исходя из этого, южноафриканские исследователи (^УаШпз-РНс'Ы'огс!, Mavгogor-с1а!о) не решаются квалифицировать эту стадию как силикоз, а рассматривают ее как стадию пресиликотическую (pгe-x-ray-stage), одновременно считая, что такие случаи должны подвергаться тщательному динамическому наблюдению. Вполне разделяя точку зрения этих авторов, мы также считаем, что случаи этого рода, как внушающие сильное подозрение, должны быть взяты под тщательное динамическое наблюдение, но безоговорочно диагносцировать их как начи-
1 Определение 5Ю2 в крови, которое безусловно может служить важным опорным пунктом для ранней диагностики силикоза, мы, к сожалению, по техническим причинам не могли провести. •
кающийся силикоз, особенно при незначительном стаже обследуемого, рискованно и может привести к ошибкам. Поэтому все наши случаи, характеризующиеся «пресиликотическими» признаками — расширением и уплотнением легочных корней, выраженной петлистостью рисунка, утолщением теней периваскулярной и перибронхиальной ткани в сочетании с немногочисленными мелкоочаговыми уплотнениями, нами выделены в особую группу, причем мы все эти случаи осторожности ради рассматриваем лишь как подозрительные на силикоз.
В другую группу — «более или менее выраженные формы» — вошли случаи с отчетливой мраморностью и сетчатостью легочного рисунка, с рассеянными мелкоочаговыми уплотнениями, с картиной «снежной бури» и другими ясно выступающими изменениями, характерными для силикоза. .
К группе же с изменениями несиликотического характера мы отнесли те случаи, в которых найдено нерезко выраженное увеличение гилюсных теней, усиление бронхососудистого рисунка, но без мелкоочаговых уплотнений, явления пневмосклероза, петрификаты и т. п. В эту же группу вошли: 1 случай эмфиземы и 1 случай чистого туберкулеза легких (без явлений силикоза). О чем же в основном свидетельствует табл. 1?
Первое, что должно быть отмечено,— это большое число, лиц с изменениями сйликотического характера — 23 из 59 человек, или 39%. Правда, у некоторых иностранных авторов мы находим числа, значительно превосходящие число, найденное нами. Так, Müller среди 26 исследованных ею пескоструйщиков нашла силикоз у 16 (61,5%); Lochtkemper, детально обследовавший 25 пескоструйщиков со стажем от 6 месяцев до 14 лет, нашел силикоз у 20 человек (80%). Тем не менее обнаруженный нами среди обследованных пескоструйщиков высокий процент случаев силикоза и подозрительных на силикоз требует от нас максимальной настороженности и диктует необходимость неотложного принятия действенных оздоровительных мер.
Второе, что бросается в глаза,— это сравнительно раннее наступление силикотических явлений: 9 случаев из 11 «подозрительных» приходится на стаж до 4 лет (причем в одном из этих случаев мы имеем даже пескоструйщика со стажем в 1 год). Случаи же выраженные, хотя и падают главным образом на группы с более длительным стажем, что совершенно закономерно подчеркивает бесспорную роль стажа в возникновении и развитии силикоза, тем не менее свидетельствуют о том, ^то силикоз у пескоструйщиков наступает в гораздо более ранние сроки, чем у других профессий, явно неблагополучных по силикозу. 4 выраженных случая из 12 зафиксированы при стаже в 2—4 года, причем самый длительный стаж наших пе:ко-струйщиков-силикотиков не превышает 8 лет. И этот факт, отмечаемый, между прочим, всеми иностранными авторами, изучающими силикоз у пескоструйщиков (Middleton, Bürgerhoff, Lochtkemper и др.), подчеркивает чрезвычайную серьезность и актуальность проблемы оздоровления условий труда наших пескоструйщиков.
Для нас не подлежит сомнению, что как высокая частота силикоза у пескоструйщиков, так и его раннее наступление связаны с условиями работы пескоструйщика, с количеством и свойствами вдыхаемой им пыли, с отсутствием рациональной системы санитарно-технических и индивидуально-профилактических мероприятий. Очень большую роль в этом отношении играет, в частности, тип аппаратуры и способ работы, определяющие степень запыленности среды и положение рабочего по отношению к пылевой струе. Как показывает табл. 2, в которой мы попытались распределить обследованных пескоструйщиков по типу пескоструйной аппаратуры и способу работы, наиболее неблагсприят-
ная модификация — работа со свободной струей — дает и наибольшее число случаев^иликоза (табл. 2).
Таблица 2. Распределение обследованных пескоструйщиков по типу пескоструйной аппаратуры *
Тип аппаратуры Общее число обследованных Среди них случаев силикоза
подозрительных выраженных итого
Большие камеры . Малые » Разные системы . 25 20 14 7 2 2 7 3 2 14 5 4
В« его... 59 11 ,2\ 2?
Таковы в основном полученные нами данные. Само собой разумеется, что проведенный этап работы еще не может претендовать на прочно обоснованные выводы по вопросу о силикозе среди пескоструйщиков во всех его деталях. Тем не менее один основной вывод мы уже сейчас можем считать бесспорным: пескоструйщики при тех условиях, в которых сейчас протекает их работа,— профессия, серьезно подверженная опасности силикоза.
Вывод этот, убедительно подчеркивая актуальность научн >иссле-довательской разработки вопросов силикоза среди пескоструйщиков, вместе с те^т диктует настоятельную необходимость немедленного принятия осуществимых уже сейчас практических оздоровительных мероприятий.
Мероприятия эти заключаются в изменении всюду, где это возможно, самого технологического процесса (в первую очередь замена песка металлической дробью), оборудовании эффективной вентиляции и обязательном снабжении рабочих хорошими шлемам« с подачей чистого воздуха (при работе со свободной струей) и респираторами (при работе у малых камер), а также в организации правильной систему медико-санитарного обслуживания пескоструйщиков — в первую очередь организация предварительного осмотра вновь поступающих на работу и тщательное динамическое наблюдение над работающим«.
М. М. УВАРОВ
Санитарно-эпидемиологические станции, их кадры в годы Отечественной войны
и их задачи
На 4-м пленуме Санитарно-эпидемиологического совета НКЗдрава СССР, происходившем со 2.ХН по 4.ХН.1940 г., в руководящем докладе ВГСИ (А. Я. Кузнецов) как на одну из важнейших задач указывалось на необходимость «организационного укрепления и развития сети санитарно-эпидемиологических станций как основной базы госсанинспекции в ее практической работе».
В своем' выступлении на том же пленуме нарком здравоохранения Г. А. Митерев, отмечая важную роль санитарно-эпидемиологической