Научная статья на тему '«Сибирские» списки службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому и вопрос о числе ее музыкальных редакций'

«Сибирские» списки службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому и вопрос о числе ее музыкальных редакций Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
святитель Филипп митрополит Московский / знаменный распев / гимнографический комплекс / песнопения / певческие редакции / Saint Philip Metropolitan of Moscow / znamenny chant / hymnographic complex / hymns / singing editions

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казанцева Дарья Васильевна

Гимнографический комплекс, посвященный святителю Филиппу митрополиту Московскому и всея Руси, представляет собой довольно сложную систему в связи с многообразием существующих списков службы. В настоящей статье рассматриваются нотированные списки песнопений службы святителю Филиппу, обнаруженные в фондах Государственного архива в г. Тобольске и ГПНТБ СО РАН (собрание М.Н. Тихомирова), дается краткая археографическая характеристика включающих их рукописей. Основной раздел статьи посвящен вопросу о числе музыкальных редакций службы святителю Филиппу на материале музыкально-текстологического анализа шести ранних списков из вышеназванных сибирских собраний, а также из фондов РНБ (собрания Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей, Капеллы) и РГБ (собрание Д.В. Разумовского), датируемых в пределах второй половины XVII – начала XVIII вв. Материалом для музыкального анализа стали четыре песнопения, имеющихся во всех списках – славники стихир на «Господи воззвах», на стиховне и на литии великой вечерни и стихира по 50-м псалме утрени. В ходе исследования были выявлены два самостоятельных музыкальных произведения – условно «Московская служба» и «Соловецкая служба», каждое из которых имеет певческие редакции и / или варианты, а также две особые редакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Siberian” lists of the service to St. Philip, Metropolitan of Moscow and the question of the number of its musical editions

The hymnographic complex dedicated to St. Philip, Metropolitan of Moscow and All Russia, is a rather complex system due to the variety of existing lists of services. This article examines the notated lists of hymns of the service to St. Philip, found in the funds of the State Archives in Tobolsk and SPSTL SB RAS (collection of M.N. Tikhomirov), gives a brief archaeographic description of the manuscripts that include them. The main section of the article is devoted to the question of the number of musical editions of the service to St. Philip on the basis of a musical and textological analysis of six early copies from the above Siberian collections, as well as from the funds of the NLR (collections of the Solovetsky and Kirillo-Belozersky monasteries, Capella) and the RSL (collection of D.V. Razumovsky), dating from the second half of the 17th – early 18th centuries. The material for the musical analysis was the four chants available in all the lists the slavs stichera on "Gospodi vozzvah", on the verse and litia of the Great Vespers and the stichera on the 50th Psalm of Matins. In the course of the study, two independent musical works were identified – conditionally "Moscow Service" and "Solovetskaya Service", each of which has singing editions and / or variants, as well as two special editions

Текст научной работы на тему ««Сибирские» списки службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому и вопрос о числе ее музыкальных редакций»

МУЗЫКАЛЬНАЯ МЕДИЕВИСТИКА

© Казанцева, Д.В., 2021 УДК 783.27

DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-142-154

«СИБИРСКИЕ» СПИСКИ СЛУЖБЫ СВЯТИТЕЛЮ ФИЛИППУ, МИТРОПОЛИТУ МОСКОВСКОМУ И ВОПРОС О ЧИСЛЕ ЕЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕДАКЦИЙ

Д.В. Казанцева1

1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

Аннотация. Гимнографический комплекс, посвященный святителю Филиппу митрополиту Московскому и всея Руси, представляет собой довольно сложную систему в связи с многообразием существующих списков службы. В настоящей статье рассматриваются ноти-рованные списки песнопений службы святителю Филиппу, обнаруженные в фондах Государственного архива в г. Тобольске и ГПНТБ СО РАН (собрание М.Н. Тихомирова), дается краткая археографическая характеристика включающих их рукописей. Основной раздел статьи посвящен вопросу о числе музыкальных редакций службы святителю Филиппу на материале музыкально-текстологического анализа шести ранних списков из вышеназванных сибирских собраний, а также из фондов РНБ (собрания Соловецкого и Кирилло-Бело-зерского монастырей, Капеллы) и РГБ (собрание Д.В. Разумовского), датируемых в пределах второй половины XVII - начала XVIII вв. Материалом для музыкального анализа стали четыре песнопения, имеющихся во всех списках - славники стихир на «Господи воззвах», на стиховне и на литии великой вечерни и стихира по 50-м псалме утрени. В ходе исследования были выявлены два самостоятельных музыкальных произведения - условно «Московская служба» и «Соловецкая служба», каждое из которых имеет певческие редакции и / или варианты, а также две особые редакции.

Ключевые слова: святитель Филипп митрополит Московский, знаменный распев, гимногра-фический комплекс, песнопения, певческие редакции.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Казанцева, Д.В. «Сибирские» списки службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому и вопрос о числе ее музыкальных редакций // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 2. С. 142-154. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-142-154.

"SIBERIAN" LISTS OF THE SERVICE TO ST. PHILIP, METROPOLITAN OF MOSCOW AND THE QUESTION OF THE NUMBER OF ITS MUSICAL EDITIONS

D.V. Kazantseva1

1 Glinka State Novosibirsk Conservatoire, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

Abstract. The hymnographic complex dedicated to St. Philip, Metropolitan of Moscow and All Russia, is a rather complex system due to the variety of existing lists of services. This article examines the notated lists of hymns of the service to St. Philip, found in the funds of the State Archives in Tobolsk and SPSTL SB RAS (collection of M.N. Tikhomirov), gives a brief archaeographic description of the manuscripts that include them. The main section of the article is devoted to the question of the number of musical editions of the service to St. Philip

on the basis of a musical and textological analysis of six early copies from the above Siberian collections, as well as from the funds of the NLR (collections of the Solovetsky and Kirillo-Belozersky monasteries, Capella) and the RSL (collection of D.V. Razumovsky), dating from the second half of the 17th - early 18th centuries. The material for the musical analysis was the four chants available in all the lists - the slavs stichera on "Gospodi vozzvah", on the verse and litia of the Great Vespers and the stichera on the 50th Psalm of Matins. In the course of the study, two independent musical works were identified - conditionally "Moscow Service" and "Solovetskaya Service", each of which has singing editions and / or variants, as well as two special editions.

Keywords: Saint Philip Metropolitan of Moscow, znamenny chant, hymnographic complex, hymns, singing editions.

Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interest. For citation: Kazantseva, D.V. (2021), "«Siberian» lists of the service to St. Philip, Metropolitan of Moscow and the question of the number of its musical editions", Journal of Musical Science, vol. 9, no. 2, pp. 142-154. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-2-142-154.

Ненотированная служба святителю Филиппу1 - епископу, игумену Соловецкого монастыря (15481566), митрополиту Московскому и всея Руси (1566-1568) - датируется 1590 или 1591 г. (Косицкая А., 2010, с. 341); ее певческий материал более поздний - не ранее середины XVII в. В настоящее время выявлено более 30 знаменных и нотолиней-ных рукописей XVII - первой половины XVIII в., включающих в свой состав песнопения данной службы (Казанцева Д., 2019, с. 149). Изучение списков показало неустойчивость музыкального воплощения службы святителю Филиппу, что отличает ее от других святительских служб и делает интересным объектом исследования.

Факт существования разных певческих редакций службы ранее был отмечен в исследованиях Н.В. Рамазановой (1997; 2013). Так, ею выявлены ранняя московская (РГБ, ф. 379, № 64.1) и соловецкая редакции данной службы. Самый ранний список московской редакции датирован временем до 1652 г., соловецкой - 1678 г. (РНБ, Солов. 690/754). Первый содержит дореформенную раздельноречную редак-

цию гимнографического текста, второй относится уже к пореформенной новоистинноречной традиции.

В обеих редакциях служба приурочена к 23 декабря, дню кончины митрополита.

Наконец, Н.В. Рамазановой был обнаружен еще один вариант песнопений службы в рукописи начала XVIII в., принадлежавшей сначала головщику Кирилло-Белозерского монастыря Арсению, а затем другому головщику - Григорию Жернову (РНБ, Кир.-Бел. 670/927). Гимно-графический текст в данной службе претерпел изменения, связанные с новой редакцией ненотированных Служебных миней, а также указана новая дата памяти - 9 января. Предположительно, данные изменения имеют московское происхождение, в связи с чем исследователь предлагает условно назвать ее «поздней московской редакцией» (Рамазанова Н., 2013, с. 19-22).

В ходе работы с сибирскими книжными фондами нами были найдены еще два списка в собраниях Государственного архива в г. Тобольске (ТА, № 96) и ГПНТБ СО РАН (ГПНТБ СО РАН, Тих. 460). Тобольский Стихирарь впервые был

описан в 1975 г. новосибирскими филологами Е.И. Дергачевой-Скоп и Е.К. Ромодановской, которые присвоили ему № 96 (Дергачева-Скоп Е., 1975, с. 121-122). Позднее Т.Г. Казанцевой выполнено полное музыкально-палеографическое описание памятника (Казанцева Т., 2016)2. Согласно этому описанию, рукопись, включающая Минейный и Триод-ный стихирари, была написана писцом Ионой в 1661 г. непосредственно в Соловецком монастыре, на что указывается в писцовой (на л. 295) и владельческой (л. 301-301 об.) записях, что полностью соответствует сорту бумаги основного блока. Память святителя Филиппа в данной рукописи приурочена к 23 декабря, тексты ее песнопений относятся к дореформенной раздельноречной редакции.

Второй список содержится в Певческой книге Трезвоны из собрания академика М.Н. Тихомирова (ГПНТБ СО РАН, Тих. 460). Сборник представляет собой конволют из различных рукописей, относящихся ко второй половине XVII в. (Казанцева Т., 2019, с. 273-299)3. Рукопись имеет автограф справщика Московского печатного двора, члена второй комиссии дидаскалов Александра Мезенца. Подтверждение этому находится на л. 291, где пером выполнена киноварная запись латиницей: «Alexander praceval», а также на л. 276 в виде аббревиатуры «A m T d», которая расшифровывается как «Александр Мезе-нец (или "Монах") Трудился добре» (Казанцева Т., 2019, с. 299). Сборник содержит песнопения более чем 30 праздников и памятей святых, служба митрополиту Филиппу здесь датирована 9 января, гимнографи-

ческий текст имеет дореформенную истинноречную редакцию.

Таким образом, в разных списках память святителю Филиппу отнесена к разным датам - 23 декабря, как это было до реформы Русской церкви, и 9 января, как это принято в пореформенной традиции. Литургический текст, положенный в основу песнопений, представлен дореформенным и пореформенным вариантами, ориентированными на издания декабрьской Минеи 1636 г.4 и январской Минеи 1693 г.5 соответственно. Самый ранний список (ТА, № 96) содержит раздельноречную редакцию текста, характерную исключительно для певческих кодексов XV - первой половины XVII вв., остальные истинноречны.

Уже при первом ознакомлении оба «сибирских» списка в музыкальном оформлении службы митрополиту Филиппу отличаются от рассмотренных Н.В. Рамазановой. Многообразие вариантов вербаль-но-музыкального текста ставит перед нами задачу их систематизации и выяснения точного числа реально существующих певческих редакций данной службы.

На основе ранее проделанного анализа репертуара положенных на крюки гимнографических текстов и степени полноты его представления в разных списках нами было выявлено несколько редакций состава службы: основная, включающая только песнопения, имеющие самостоятельный напев - пять славни-ков стихир и стихиру по 50-м псалме (РНБ, Капелла О.4, РГБ, Ф. 379, № 58 и РНБ, Солов. 690/772); краткая - без славников малой вечерни и утрени (ТА, № 96); расширенная -с пятью славниками и пятью сти-

хирами, в том числе стихирами на «Господи, воззвах» великой вечерни, указанными «на подобен» (РНБ, Кир.-Бел. 670/927); полная, в ней оригинальный распев характерен для всех стихир и славников, даже указанным к исполнению «на подобен» (ГПНТБ СО РАН, Тих. 460); избыточная, с двумя тропарями и светильном, а также с песнопениями предпраздн-ства Рождества Христова (РГБ, Ф. 379, № 64.1) (Казанцева Д., 2019, с. 152).

Следующим этапом анализа стало выявление певческих редакций четырех песнопений, имеющихся в списках всех редакций: славников на великой вечерни («Радуися и ве-селися» 8-го гласа, «Подобает царствующему граду Москве» 4-го гласа, «Яко светозарная звезда» 6-го гласа) и стихиры по 50-м псалме на утрени «Апостолом ревнителя» 8-го гласа. Для сравнения вербально-музыкальных текстов были составлены аналитические «партитуры», в которых последовательно, строка под строкой, изложен материал шести рукописей службы святителю Филиппу в хронологическом порядке (РГБ, Ф. 379, № 4.1 (до 1652 г.); ТА, № 96 (1661 г.); ГПНТБ СО РАН, Тих. 460 (1670-е гг.); РНБ, Капелла 0.4 (70-е гг. XVII в.); РНБ, Солов. 690/772 (конец XVII - начало XVIII в.); РНБ, Кир.-Бел. 670/927 (начало XVIII в.)).

При составлении «партитуры» возникли объективные сложности, связанные с тем, что сравниваемые музыкальные тексты в разных списках не являются идентичными в плане сегментации: не во всех рукописях совпадает деление песнопений на строки в виду отсутствия или разного положения знаков пунктуации в различных списках. В связи

с этим ориентиром для сегментации был выбран более строго выверенный редакторами с точки зрения синтаксиса вербальный текст служебной Минеи 1636 г.6 По причине того, что некоторое количество списков относится к допометному периоду, сравнение проводилось только на уровне невменной графики.

Тексты шести рассмотренных рукописей образуют несколько групп. Наиболее близки между собой «соловецкие» списки (ТА, № 96 и Солов. 690/772). Различия между списками сводятся:

1) к эквивалентной замене знаков (например, голубчик борзый / переводка, стопица / параклит, крюк / стопица и др.);

2) исключению некоторых знаков в связи с устранением раздельноре-чия в более поздних списках;

3) перераспределению слогов текста относительно напева, влекущее за собой появление дополнительных знаков;

4) исключению либо добавлению мелизматической формулы (например, в славниках «Радуйся и весе-лися» и «Яко светозарная звезда»).

Тексты группы (РГБ, ф. 379, № 64.1 и Капелла 0.4), отражающие московскую редакцию службы святителю Филиппу, различны между собой в большей степени. В них помимо встретившихся в соловецкой редакции разночтений имеются следующие:

1) больше разных мелострок (например, в славнике «Радуися и весе-лися» полностью различны попевки в 12 из 18 строк);

2) наличие / отсутствие фит (пример 1);

3) замена фиты на лицевую формулу (пример 2).

Пример 1. Строка 7 стихиры «Апостолом ревнителя» в списках РГБ, Ф. 379, 64.1 и Капелла О.4 Example 1. Line 7 stichera "Apostolom revnitelya" in lists RGB, F. 379, 64.1 and Kapella 0.4

строка 7 РГБ, Ф. 379, /Р Р \ S ^ -N & S \ V -- * -N ^ \ г>*

0_тню_ду_же и_при_я_те_ли_ще оы_сте Ду_х1 Пре_СБЯ_и_го.

Капелла 0.4 1Ч > ' 1Ч ^ > л ' ^ Ч ^ А *

0_тню_ду_же и_при_я_те_ли_гце оы_сгь Ду_ха Пре сея та. го.

Пример 2. Строка 7 славника «Подобает царствующему граду Москве»

в списках РГБ, Ф. 379, 64.1 и Капелла О.4 Example 2. Line 7 slav "Podobaet tsarstvuiushemu grady Moskve" in lists RGB, F. 379, 64.1 and Kapella 0.4

строка? РГБ. Ф. 379, 1Ч L- <N J i, A 9A

№ 64.1 К не_му же во_зо_пи_е_мо

Капелла 0.4 1Ч t- <N J XX Г . '

К не_му же ео_зо_ пн емъ

Пример 3. Строка 9 славника «Радуися и веселися» в шести ранних списках службы святителю Филиппу Example 3. Line 9 slav "Raduisya i veselisya" in six early lines of the service to Saint Philip

РГБ. Ф. 379, № У У 3 f ¥

64.1 Ра._ду и ся ни зло жи БЫ и..

ТА, № 96 ¥ i> » 1 р ¥

Ра_ду и ся ни зло жи БЫ й.

ГПНТБ СО ^ »IL'J ' i- А \ 4t У

РАН, Тнх.460 Pi_дуися НИ_ЗЛО_ЖИ_ЕЪШ:

РНБ, Капелла * РА А \ * >•

0.4 Pi_ДУ и ся ни зло жи БЫ й.

РНБ, Солов. У У Iff 7 ¥

590/772 Pi_ду и ся ни зло жи БЫ Й.

РНБ, Кир.-Бел. -

670/927

Таким образом, из общего коли- листически более сложную версию

чества строк рассмотренных песно- раннего.

пений в двух «московских» списках Текст в рукописи РНБ, Кир.-Бел.

только 25 из 49 совпадают по ар- 670/927 определяется неоднознач-

хетипам попевок. Также отметим, но: каждое из песнопений данного

что поздний список в мелодическом списка в различной степени схоже

отношении представляет собой сти- с аналогичным, изложенным либо

в соловецкой, либо в московской версии. В первую очередь, это выявляется в структуре поэтического текста, который имеет разночтения с предыдущими образцами. В связи с этим рассмотрим каждое песнопение отдельно.

Славник на великой вечерни 8-го гласа «Радуися и веселися» в РНБ, Кир.-Бел. 670/927, прежде всего, отличается от остальных списков количеством строк и местоположением их границ. Так, в списке отсутствует хайретизм и выделяющая его фита, которая в других образцах образует самостоятельную строку 9 (пример 3), а строка 10 в нем, напротив, получает дополнение.

При соотнесении музыкального текста РНБ, Кир.-Бел. 670/927 с соловецкой версией выявляются пять одинаковых строк - 1, 4, 7, 8, 10, а строки 3, 15, 16 совпадают с московской. Строка 18 имеет совпадение и с московским, и с соловецким списками, но в разных ее частях: например, фита, находящаяся в начале строки идентична фите из соловецкого списка, а мелизма-тическая формула, завершающая строку, представляет собой графический вариант московского списка (пример 4).

Следовательно, данное песнопение имеет всего 9 оригинальных строк.

Славник «Подобает царствующему граду Москве» в большей степени схож с соловецкими списками: семь строк из девяти, так или иначе, сходны с последними (строки 1-3, 5, 7-9). Строка 6 совпадает графически с образцами московских текстов, и лишь единственная строка 4 является в списке оригинальной (пример 5).

Славник «Яко светозарная звезда» и стихира «Апостолом ревнителя» в списке РНБ, Кир.-Бел. 670/927 представляют собой самостоятельные тексты. В славнике с соловецкими списками совпадает заключительная фита в строке 10. Завершающая строку 6 фита совпадает как с соловецким, так и с поздним московским списками. Интересен тот факт, что совпадающая в московских и соловецких текстах строка 1 в рукописи РНБ, Кир.-Бел. 670/927 является оригинальной. Более того, расширение объема вербального текста в данном песнопении приводит к образованию дополнительных строк (7а и 7б), отсутствующих в других списках (пример 6).

В стихире по 50-м псалме начало строки 3 совпадает как с соловецкими, так и с поздним московским списками, а заключение схоже лишь с соловецкими. С поздним московским списком совпадает также фита в строке 4, а заключительная строка 10 стала общей для всех списков. Отметим, что деление текста на строки преимущественно ориентировано на ранний московский список.

Организация текста в рукописи РНБ, Кир.-Бел. 670/927 в сравнении с другими списками намного проще: на месте слогораспевов во многих строках включены продолжительные речитативные вставки (пример 7).

На стилистическое упрощение указывает и незначительное количество фит, совпадающих (при наличии) по местоположению с другими списками. Исключениями являются строка 5 славника «Радуися и веселися», в которой фита присут-

Пример 4. Строка 18 славника «Радуйся и веселися» в списках РГБ, Ф. 379, 64.1; ТА, № 96 и РНБ, Кир.-Бел. 670/927 Example 4. Line 18 slav "Raduisya i veselisya" in lines RGB, F. 379, 64.1; TA, № 96 and RNB, Kir.-Bel. 670/927

строка IS РГБ, Ф. 379, Jfe 64.1

TA. Jfe 96

РНБ.Кнр.-Бел. 670/927

1Ч й л S 1 Л -* * f t- f ^ S A»*

И TBO и ми молитвами ми_ру сми_ре_ни_е да._ро_Еа._ти.

л Î; /<. jr я ,» y-^^^af^ у\ ,»

И тво и ми молитвами ми_ру сми_ре_ни_е да_ро_Еа_ти. # A t- Л / !> ^ \

И те о_и_ми мо_литБ»ш ми_ру миръ да_р 0_е а_ти.

Пример 5. Строка 4 славника «Подобает царствующему граду Москве» в шести ранних списках службы святителю Филиппу Example 5. Line 4 slav "Podobaet tsarstvuiushemy grady Moskve" in six early lines of the service to Saint Philip

строка 4

РГБ, Ф. 379, t- А ; л ¿f «у л ¿f

№ 64.1 И со_ _кро_ _ ЕИ _ще не_кра_до_мо

ТА, № 96 t- А ^ >

и со_ кро ЕИ щене к.ра_до мо.

ГПНТБ СО у А- > > Si- A s s

РАН, Тих.460 и со_ _кро_ _ЕИ_ ще не_кра_до_мо.

РНБ, Капелла t- А у» 1> ; ; к55

0.4 и со_ _кро_ _ ЕИ _ще не_кра_до_мо

РНБ, Солов. А р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

690/772 и со_ _кро_ . ЕИ. _ще не_кра_до_мо

РНБ, Кнр.- У А- i ^ А

Бьл. 670/927 И со_ кро. _ ЕИ_ _ше не_кра_до_мо

строка 7

РГЪ, Ф. 379, JVs 64.1

ТА, № 96

ГПНТБ СО РАН, Тих.460

РНБ, Капелла 0.4

РНБ, Солок. 690/772

РНБ, Кир.-Бел. 670/927

строка

строка 76

Пример 6. Строка 7 славника «Яко светозарная звезда» в шести ранних списках службы святителю Филиппу Example 6. Line 7 slav "Yako svetozarnaya zvezda" in six early lines of the service to Saint Philip

jf- \ t-

' ^ i. i. n

Чи_сто_е жеи_не_тле_нно_ете_ло сво_евче_стне ти_ра._це.

t- Л / f У ¥ P * t- * ~ % tf*

Чи_сто_e же и_не_тле_нно_е сво_е те_ло вче_сгне_и ти ра_це:

Я А Ч i- Л «Г- ¿- sfi >/* ¿- A <■ > i- ^ "7 Чи_сто_е жеи_не_тле_нно_ете_ ло сво_евче_сггне ти_ра._це.

А

Чи_сто_е жеи_не_тле_нно_ете_ло сво_евче_стне ти_ра._це.

(Ж i. А

.Я'" А > \

Чи_сто_е жеи_не_тле_нно_ете_ло сво_евче_стне ти_ра._це.

\ A fA

Е_жев лю_овии со_е_ди_не_нш1 не_раз_дель_номъ пре_5ы_ва._ти.

И 1 ■

^ 1 ^ Я !

По пре_ста._вле_ш1_и же тво_е_му чи_сто_е и не_тле_нно_е те_ло тво_е

f /S j, i, i- I? "70 A >i Л Л /i" 1 # if 40 (, 7 .-с

В че_стней и мно_го_сло_ву_щей о_йи_те_ли: в ней_же ду_ховно по_ро_ди_лся е_си:

Пример 7. Строка 4 славника «Радуися и веселися» в списках РГБ, Ф. 379, 64.1; ТА, № 96 и РНБ, Кир.-Бел. 670/927 Example 7. Line 4 slav "Raduisya i veselisya" in lines RGB, F. 379, 64.1; TA, № 96 and RNB, Kir.-Bel. 670/927

строка 4 РГБ, Ф. 379, Jfe 64.1

ТА, № 96

РНБ, Кир.-Бел. 670/927

А 1

^ J х- л / t-

А

л л

Днесь со_зы_в а._ет на_со а._рхи_е_р е_я все_ми_рн о_е то_рже_стЕ о.

l^t- т t-

,-v- А

N Л

Де_ не_се со_зы_Еа._ет на._со а_рхи_е_ре_я все_ми_рно_е т0_рже_стБ0.

у L-

7 Л

Днесь со_зы_ва._ет на.съ а._рхи_пас_ты_ря все_ми_рно_е т0_рже_стБ0.

ствует только в списке РНБ, Кир.-Бел. 670/927; а также строки 12 и 18 этого же славника, в которых фиты имеют иное местоположение. В целом, данный список, являясь относительно самостоятельным, имеет больше сходных элементов с соловецкими, чем с московскими, занимая промежуточное положение между ними.

Музыкальный текст песнопений из списка собрания ГПНТБ Тих. 460, как и в предыдущем случае, соотносится с текстом ранее выявленных групп в каждом из четырех песнопений индивидуально. Так, славник «Подобает царствующему граду Москве» 4-го гласа наиболее близок соловецким спискам, а выраженную самостоятельную структуру имеют славники «Радуися и веселися» 8-го гласа и «Яко светозарная звезда» 6-го гласа, а также стихира «Апостолом ревнителя» 8-го гласа.

Анализ невменной структуры славника на великой вечерни «Радуися и веселися» показал, что музыкальная составляющая данного песнопения из списка ГПНТБ СО РАН, Тих. 460 в достаточной степени отлична от уже выявленных групп списков - московской, соловецкой и текста списка РНБ, Кир.-Бел. 670/927. Она состоит из 12 оригинальных строк, а совпа-

дения с другими списками выявляются лишь на отдельных участках строк. При сравнении музыкального текста этого «сибирского» списка с московскими можно выделить три совпадения: серединный фрагмент строки 1 и фиты в строках 7 и 9 (пример 8), а с соловецкой версией -четыре: заключения строк 4, 6, 12 (пример 9), 19. Отметим, что заключительная строка 19 совпадает как с московским, так и соловецкими списками (пример 10).

Пять сходных участков рассматриваемый список имеет с текстом рукописи РНБ, Кир.-Бел. 670/927 -в строках 4, 13 и 14 идентичны заключительные фрагменты строк, в строке 15 - начальная фита (пример 11), в строке 17 совпадают серединные участки строки.

Обратимся к соотношению фит в разных списках. В списке ГПНТБ СО РАН, Тих. 460 фиты включены в шесть различных строк, в трех случаях фиты совпадают по местоположению с другими списками: в начале строки 7 фита совпадает как с соловецкими, так и московскими; в строке 9 с ранним московским и соловецкими, в строке 15 с московскими и списком РНБ, Кир.-Бел. 670/927. В строках 3, 17, 18 версии рукописи ГПНТБ СО РАН, Тих. 460 включе-

Пример 8. Строка 9 славника «Радуися и веселися» в списках РГБ, Ф. 379, 64.1 и ГПНТБ СО РАН, Тих. 460 Example 8. Line 9 slav "Raduisya i veselisya" in lines RGB, F. 379, 64.1 and GPNTB SO RAN, Tih. 460

строка 9 РГБ, Ф. 379, i> > ^ ^ S >

№ 64.1 _ДУ_И_СЯ НН_ЗЛО_ЖИ_ЕЫ_Н3

ГПНТБ CO ¿f" t- f \ тf

P4H. Тих.460 Ра._дуисяни_зло_жи_Еый:

строка 12 ТА, № 96

ГПНТБ СО РАН. Тих.460

Пример 9. Строка 12 славника «Радуися и веселися» в списках ТА, № 96 и ГПНТБ СО РАН, Тих. 460 Example 9. Line 12 slav "Raduisya i veselisya" in lines TA, №96 and GPNTB SO RAN, Tih. 460

i. i. уЛ^Л P л (f L- t. \ -- A t, ^ /М л л f

Pi_ду_и_ся схо_роя_ши_мо ду_ше_ю Бо_же_с.тве_нно_е у_те_ше_ни_е

Р i jfi. t- л

л А

>i а л

Ра. дуй ся ско_роя_пш^гь ду_ше_ю бо_же_стБе_нно_е у до брени е у_те_ше_ни_е:

Пример 10. Строка 19 славника «Радуися и веселися» в списках РГБ, Ф. 379, 64.1; ТА, № 96 и ГПНТБ СО РАН, Тих. 460 Example 10. Line 19 slav "Raduisya i veselisya" in lines RGB, F. 379, 64.1; TA, № 96 and GPNTB SO RAN, Tih. 460

строка 19 РГБf Ф. 379, № 64.1

*> ^ i *> у 'i л л t

И ду_ша_мо н1_пш_мо ве_ии_ю мн лосжь.

ТА, № 96

ГПНТБ СО PAH.Tin.460

I- sf' л У л ^ л л t

И ду_шам на._пш:и ье_ли_ю ми_л ость.

1Ч I- У 1Ч \ Л- л i

И ду_ша^гь на_пш:мъ ве_ли_ю ;ш_лосгь.

строка 15 ГПНТБ СО РАН. Тих.460

Пример 11. Строка 15 славника «Радуися и веселися» в списках РНБ, Кир.-Бел. 670/927 и ГПНТБ СО РАН, Тих. 460 Example 11. Line 15 slav "Raduisya i veselisya" in lines RNB, Kir.-Bel. 670/927 and GPNTB SO RAN, Tih. 460

t- 1 / (. у sf' yj ^ \

Те_мже о_6сто_я_ще все_че_стну_ю ги ра_ху=

РНБ, Кнр.-Бел. 670,927

t-

/ ^ Л н'

Темже о_5сго_я_ще есе_че_ стну ю гво_ю ра_ку,

строка 1S

РГБ, Ф. 379, JVÎ 54.1

ТА, № 96

ГПНТБ СО РАН, Тих.460

РНБ, Капелла 0.4

РНБ, Солов. 690/772

Пример 12. Строка 18 славника «Радуися и веселися» в шести ранних списках службы святителю Филиппу Example 12. Line 18 slav "Raduisya i veselisya" in six early lines of the service to Saint Philip

+ V* A / f s* Л * & t- t- ^ A*

И ТЕР и ми мо_ли_тва._ми ми_ру CMHjpe_HH_e да._ро_ва._ти.:

f? (Р ОГ^

t- И

И тво и ми мо_ли_тва_ми ми_ру смн_ре_нн_е да._ро_ва._ти.= А >, ; N ,-i4 f:/-' А И» t- -J t- *

И тво и ми мо_ли_тва._ми ми_ру сми_ре_ии_е да._ро_ва._ти:

> А ^ 1V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И тво_ими мо_ли_тва._ми ми_ру сми_ре_ни_е да._ро_ва._ги:

А и-

И тво и ми мо_ли_тен._ми ми_ру сми_ре_ни_е да._ро_вн._ти:

РНБ, Кир.-Бел. Mr А t- -> /-t:,'-"

^ -s

670/927 ^ тво_и_ми мо_лигв^ми ми_ру миръ да_ро_ва._ш.

Пример 13. Строка 3 славника «Яко светозарная звезда» в шести ранних списках службы святителю Филиппу Example 13. Line 3 slav "Yako svetozarnaya zvezda" in six early lines of the service to Saint Philip

ны фиты, отсутствующие в других списках (пример 12).

Славник «Подобает царствующему граду Москве» 4-го гласа имеет явное сходство со списками соловецкой группы: из девяти строк семь (2-6 и 8, 9) являются идентичными.

Славник «Яко светозарная звезда» 6-го гласа в трех случаях совпадает со списком ТА, № 96 -

строки 5, 7 и 10, дважды имеет совпадения в фитах со списком РНБ, Капелла 0.4. В остальном песнопение самостоятельно: имеет отличительные распев на слове «Филиппе» (пример 13) и лицо на слове «показа-ся» (строка 4), отсутствующие в других списках, также иначе включены фиты, например, в строке 6 нет фиты, характерной для других списков.

Оригинальность стихиры по 50-м псалме «Апостолом ревнителя» 8-го гласа заключается в трактовке фит. Например, в нем отсутствует выделение фитным распевом хайретизма «радуйся» в строке 4 и слова «ныне» в строке 8, а в строках 7 и 9 включены фиты, отсутствующие в других списках.

Все вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что три песнопения - славники на великой вечерни «Радуися и веселися» 8-го гласа, «Яко светозарная звезда» 6-го гласа и стихира по 50-м псалме на утрени «Апостолом ревнителя» 8-го гласа -в «сибирском» списке являются самостоятельными ранее не известными произведениями7.

Таким образом, по степени сходства среди рассматриваемых списков выделяются несколько групп: первую группу, наиболее близких между собой, составляют -ТА, № 96 и РНБ, Солов. 690/772, вторую - РГБ, Ф. 379, № 64.1 и РНБ, Капелла О.4. Два оставшихся списка - РНБ, Кир.-Бел. 670/927 и ГПНТБ СО РАН, Тих. 460 - выделяются среди остальных.

Сравнительный анализ показал, что соотношение рассмотренных списков между собой образует довольно сложную систему. Так, нами было выявлено, что служба митрополиту Филиппу имеет две редакции вербального текста - дореформенную (Минея 1636 г.) и пореформенную (Минея 1693 г.) и пять редакций состава данной службы - основная (РНБ, Капелла 0.4, РГБ, Ф. 379, № 58 и РНБ, Солов. 690/772); краткая (ТА, № 96); расширенная (РНБ, Кир.-Бел. 670/927); полная (ГПНТБ СО РАН, Тих. 460) и избыточная (РГБ, Ф. 379, № 64.1). Ана-

лиз певческих редакций песнопений показал, что четыре списка - РГБ, Ф. 379, № 64.1; Капелла 0.4; ТА, № 96 и Солов. 690/772 - опираются на текст Минеи 1636 г., однако музыкальный материал в них достаточно самостоятелен. В связи с этим определим данные музыкальные тексты как два оригинальных произведения, опирающихся на один литургический текст - условно обозначим их «Московская служба» и «Соловецкая служба».

Соловецкие рукописи в музыкальном отношении не имеют существенных отличий, поэтому следует считать, что «Соловецкая служба» имеет два варианта, различающиеся в основном орфоэпической редакцией вербального текста - ранний раздельноречный и поздний истин-норечный.

Списки «Московской службы» различны в большей степени. Так, частый повтор попевок и фит в одинаковых строках в списке Капелла 0.4 сближает его с ранним московским музыкальным текстом, но различия, найденные между ними, более значительны по сравнению с соловецкими, что заставляет указать их как редакции - раннюю московскую и позднюю московскую.

Что касается списков РНБ, Кир.-Бел. 670/927 и ГПНТБ СО РАН, Тих. 460, то их следует определить как две особые редакции службы митрополиту Филиппу - дореформенную и пореформенную. Данные редакции в различной степени про-изводны от Соловецкой службы, но также имеют ряд пересечений и с поздней московской редакцией. Более того, в них содержатся самостоятельные музыкальные тексты целых песнопений.

Таким образом, рассмотренные нотированные списки службы митрополиту Филиппу сводятся к двум редакциям вербального текста - дореформенной (Минея 1636 г.) и пореформенной (Минея 1693 г.), двум оригинальным музыкальным произведениям, имеющим редакции и / или варианты и двум особым редакциям, включающим в свой состав оригинальные распевы отдельных песнопений.

Список сокращений ГПНТБ СО РАН - Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск)

РГБ - Российская государственная библиотека (Москва)

РНБ - Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург)

ТА - Государственный архив в г. Тобольске

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В миру Федор Степанович Колычев (11.02.1507 - 23.12.1569).

2 Согласно этому описанию, рукопись представляет собой кодекс размером 1/16 долю листа (11,7x8,6) и объемом 313 л. Переплет - доски в коже с простым тиснением; обрез книжного блока окрашен красной краской; ранее рукопись имела две застежки, которые впоследствии были утрачены. В рукописи присутствуют киноварные заглавия и инициалы. Бумага основного блока имеет филигрань «голова шута» с семью бубенцами, относящуюся к 1663-1665 гг. (Дианова Т., 1997, № 313). Вставные листы рукописи изготовлены из бумаги голубого цвета, что указывает на позднейшую реставрацию кодекса. Стихирарь написан полууставом одной руки; нотация знаменная без помет и признаков; несколько листов имеют пометы позднего происхождения, предположительно XIX в. Кроме знаменной рукопись содержит два образца путевой нотации. Репертуар распевов традиционен для своего времени: преобладающим является знаменный и производные от него - «ин перевод», «меншее знамя», «ино знамя». Среди величаний есть образцы пути столпового. Кроме того, присутствуют образцы пути путевого, демества столпового (псалом 136) и без указания распева, но с характерным типом нотации, со знаком «Э» или без такового.

3 Рукопись в 1/8 долю листа (17,3x10,5), объемом 409 л.; бумага разного сорта 16601690-х гг.; переплет XIX в. - доски в коже с тиснением, две застежки; 3 переплетных жгута, капталы. Внутренний декор ограничивается киноварными заглавиями, инициалами и рубриками. Рукопись написана полууставом XVII в. разных рук; текст дореформенной редакции, новоистинноречный. Нотация знаменная, пометная беспризнач-ная или частично призначная, встречаются примеры знаменной беспометной и путно-демественной нотации. Репертуар многораспевен, включает знаменный, путевой, греческий распевы, а также указания на «ин конец», «ин роспев», «ин перевод», образцы троестрочия и самогласнов.

4 Минея. Декабрь. М.: Печатный двор, 1636. 468 л.

5 Минея. Январь. М.: Изд. Московской Патриархии, 1983. Ч. 1. 592 с.

6 Минея. Декабрь. М.: Печатный двор, 1636. 468 л.

7 Термин «произведение» употребляется нами в значении, общепринятом в текстологии: «произведение - текст, объединенный единым замыслом (как по содержанию, так и по форме) и изменяющийся как единое целое» (Лихачев Д., 1964, с. 16). Академик Д.С. Лихачев применял данный термин по отношению ко многим древнерусским памятникам.

ЛИТЕРАТУРА

Дергачева-Скоп Е.И., Ромодановская Е.К. Собрание рукописных книг Государственного архива Тюменской области в Тобольске // Археография и источниковедение Сибири. Новосибирск: Наука, 1975. С. 121-122.

REFERENCES

Dergacheva-Skop, E.I., Romodanovskaya E.K. (1975), "Collection of handwritten books of the State Archives of the Tyumen Region in Tobolsk", Arkheografiya i istochnikovedenie Sibiri [Archeography and Source Study of Siberia], Novosibirsk, pp. 121-122. (in Russ.)

Дианова Т.В. Филиграни ХУ11-ХУШ вв. «Голова шута» // Труды Государственного исторического музея. М., 1997. Вып. 94. 166 с.

Казанцева Д.В. Гимнографический комплекс святителю Филиппу митрополиту Московскому // Вестник музыкальной науки. 2019.№ 3. С.149-160.

Казанцева Т.Г. Певческие рукописи ХУП-ХХ веков Государственного архива в г. Тобольске: Каталог. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016. 178 с.

Казанцева Т.Г. Описание певческих рукописей из собрания академика М.Н. Тихомирова. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2019. 443 с.

Косицкая А.Е. Первоначальная редакция службы на память митрополита Филиппа (Колычева) // Книжные центры Древней Руси. Книжное наследие Соловецкого монастыря / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). СПб.: Наука, 2010. С. 337-360.

Лихачев Д.С. Текстология: Краткий очерк. М.: Наука, 1964. 102 с.

Рамазанова Н.В. «Русского светильника, Филиппа премудраго, восхвалим» (служба Святому в источниках ХУП-ХУШ вв.) // Рукописные памятники. Публикации и исследования. СПб.: РНБ, 1997. Вып. 4. С. 7-18.

Рамазанова Н.В. Воспевание святителя Филиппа в музыкально-поэтическом творчестве соловецких иноков // Музыкальная археография: Сб. ст. (Материалы Междунар. науч.-практ. конф.). М.: РАМ им. Гнеси-ных, 2013. С. 14-33.

Dianova, T.V. (1997), "Filigree of the XVII-XVIII centuries. «The Fool's Head»", Trudy Gosudarstvennogo istoricheskogo muzeya [Proceedings of the State Historical Museum], Issue 94, Moscow, p. 166. (in Russ.)

Kazantseva, D.V. (2019) "Gymnographic complex to St. Philip, Metropolitan of Moscow", Vestnik muzykal'noi nauki [Journal of musical science], no. 3, pp. 149-160. (in Russ.)

Kazantseva, T.G. (2016), Pevcheskie rukopisi XVII-XX vekov Gosudarstvennogo arkhiva v g. Tobol'ske: Katalog [Singing manuscripts of the 17th - 20th centuries of the State Archives in Tobolsk: catalog], GPNTB SO RAN, Novosibirsk, 178 p. (in Russ.)

Kazantseva, T.G. (2019), Opisanie pevcheskikh rukopisei iz sobraniya akademika M.N. Tikhomirova [Description of singing manuscripts from the collection of Academician M.N. Tikhomirov], GPNTB SO RAN, Novosibirsk, 443 p. (in Russ.)

Kositskaya, A.E. (2010), "The Initial Revision Service in Memory of Metropolitan Philip (Kolychev)", Knizhnye centry Drevnei Rusi. Knizhnoe nasledie Soloveckogo monastyrya [Bookish centers Ancient Russia. Bookish heritage of the Solovetsky Monastery], Saint Petersburg, pp. 337-360. (in Russ.)

Lihachev, D.S. (1964), Tekstologiya: Kratkii ocherk [Textology: A Brief Sketch.], Nauka, Moscow, 102 p. (in Russ.)

Ramazanova, N.V. (1997), "«Russian light, Philip wise, Praise» (The Church Service of Saint in the Sources of XVn-XVIII Centuries", Rukopisnyepamyatniki. Publikatsii i issledovaniya [Manuscript monuments. Publications and research], Saint Petersburg, pp. 7-18. (in Russ.)

Ramazanova, N.V. (2013), "Chanting of St. Philip in Musical and Poetic Creativity of Solovki Monks", Muzykal'naya arheografiya [Musical archeology], Moscow, pp. 14-33. (in Russ.)

Сведения об авторе

Казанцева Дарья Васильевна, аспирант кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (научный руководитель - кандидат искусствоведения, доцент Т.Г. Казанцева) E-mail: dariaveretennikova@rambler.ru

Author information

Daria V. Kazantseva, postgraduate student of Department of Music History at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire (supervisor - Cand. Sc. (Art Criticism), Docent T.G. Kazantseva) E-mail: dariaveretennikova@rambler.ru

Поступила в редакцию 23.03.2021 Received 23.03.2021

После доработки 28.05.2021 Revised 28.05.2021

Принята к публикации 31.05.2021 Accepted for publication 31.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.