Научная статья на тему 'Поэтика гимнографического текста службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому, в ранней соловецкой редакции'

Поэтика гимнографического текста службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому, в ранней соловецкой редакции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
149
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИТРОПОЛИТ ФИЛИПП / ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ / ГИМНОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / ПОЭТИКА / ПОПЕВКА / РЕДАКЦИИ / ТЕКСТОЛОГИЯ / METROPOLITAN OF MOSCOW AND ALL RUS' FILIPP / ZMAMENNY CHANT / HYMNOGRAPHIC TEXT / POETICS / MELODIC FORMULA / EDITION / TEXTOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казанцева Дарья Васильевна

Митрополит Филипп одна из значимых фигур в истории Русской Церкви, становление агиографического комплекса которому до сих пор оставляет много вопросов. В настоящей статье затрагиваются проблемы, связанные с датой канонизации святителя, историей сложения жития, времени составления службы и ее певческого воплощения. В настоящее время исследователями установлено, что певческие списки службы митрополиту Филиппу появляются в сер. XVII в. и представлены несколькими редакциями ранней и поздней московскими, а также соловецкой. Основной материал статьи посвящен рассмотрению поэтики гимнографического и музыкального текстов стихиры по 50-м псалме и славников службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому, в ранней соловецкой редакции по вновь найденному раздельноречному списку 1661 г. из Государственного архива в г. Тобольске. Исследование структурной организации литургического текста основано на методике анализа изоколических структур Р. Пиккио. Анализ музыкального текста опирается на положения поэтики древнерусского певческого искусства и риторики, сложившиеся в отечественной музыкальной медиевистике. В ходе рассмотрения структур вербального и музыкального компонентов анализируемых песнопений были установлены принципы их корреляции на уровне композиционных структур и риторических приемов. Это, в свою очередь, позволяет утверждать, что данная редакция является авторской и представляет собой образец оригинального гимнотворчества иноков Соловецкого монастыря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POETICS OF THE HYMNOGRAPHIC TEXT OF THE SERVICE TO ST. FILIPP, METROPOLITAN OF MOSCOW, IN EARLY VERSION FROM SOLOVKI

Metropolitan Philip is one of the prominent figures in the history of Russian Orthodox Church. The development of hagiographic complex dedicated to him still poses certain questions. This article discusses problems associated with the date of his canonisation, history of formation of his Vita, time of compiling the service and its singing embodiment. At present, it is known that the singing copies of service to Metropolitan Filipp appear in the mid-17th century and are represented by several versions, i.e. the early and late ones from Moscow, as well as the one from Solovki. This article mainly deals with poetics of the hymnigraphic and musical texts of the sticheron on the 50th psalm and with slavniki of the service to St. Filipp, Metropolitan of Moscow, in the early Solovki edition according to the newly-found copy of 1661 from the State Archive in Tobolsk. The study of the structure of the liturgical text is based on the technique developed by R. Picchio. The analysis of the musical text follows traditions of poetics of Ancient Russian church singing and rhetoric established in Russian musical medieval studies. The study of verbal and musical components of the relevant chants allowed us to find the principles of the correlation on the level of compositional structures and rhetoric techniques. This, in turn, makes it possible to claim that this version is authentic and represents a specimen of original hymn-writing of monks of Solovki monastery.

Текст научной работы на тему «Поэтика гимнографического текста службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому, в ранней соловецкой редакции»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 34. С. 85-110 БОТ: 10.15382Мш^201934.85-110

аспирант кафедры истории музыки

Российская Федерация, 630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 31

Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки

Казанцева Дарья Васильевна,

dariaveretennikova@rambler.ru

ОИСГО: 0000-0002-7030-0960

Поэтика гимнографического текста службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому,

В РАННЕЙ СОЛОВЕЦКОЙ РЕДАКЦИИ

Аннотация: Митрополит Филипп — одна из значимых фигур в истории Русской Церкви, становление агиографического комплекса которому до сих пор оставляет много вопросов. В настоящей статье затрагиваются проблемы, связанные с датой канонизации святителя, историей сложения жития, времени составления службы и ее певческого воплощения. В настоящее время исследователями установлено, что певческие списки службы митрополиту Филиппу появляются в сер. XVII в. и представлены несколькими редакциями — ранней и поздней московскими, а также соловецкой. Основной материал статьи посвящен рассмотрению поэтики гимнографического и музыкального текстов стихиры по 50-м псалме и славников службы святителю Филиппу, митрополиту Московскому, в ранней соловецкой редакции по вновь найденному раздельноречному списку 1661 г. из Государственного архива в г. Тобольске. Исследование структурной организации литургического текста основано на методике анализа изоколиче-ских структур Р. Пиккио. Анализ музыкального текста опирается на положения поэтики древнерусского певческого искусства и риторики, сложившиеся в отечественной музыкальной медиевистике. В ходе рассмотрения структур вербального и музыкального компонентов анализируемых песнопений были установлены принципы их корреляции на уровне композиционных структур и риторических приемов. Это, в свою очередь, позволяет утверждать, что данная редакция является авторской и представляет собой образец оригинального гимнотворчества иноков Соловецкого монастыря.

Святитель Филипп Московский (в миру Федор Степанович Колычев, 11 февраля 1507 г. — 23 декабря 1569 г.), епископ, игумен Соловецкого монастыря (1548— 1566), митрополит Московский и всея Руси (1566—1568), вошел в историю Русской Церкви как иерарх, занявший непримиримую позицию по отношению к политике позднего периода правления царя Иоанна IV и принявший мученическую кончину.

Точная дата канонизации святителя Филиппа до настоящего времени остается предметом дискуссий. Несмотря на то что в 1636 г. патриарх Иоасаф I включил в новоизданную служебную декабрьскую Минею текст службы святителю Филиппу, тем самым, предположительно, установив ему общецерковную

Д. В. Казанцева

память1, большинство исследователей считают, что общецерковное почитание Филиппа началось только после перенесения его мощей митрополитом Никоном в Москву (1652).

Истории сложения жития святого посвящено специальное исследование И. А. Лобаковой2. Автор на основе обобщения работ предшественников и собственных изысканий установила, что первое житие свт. Филиппа было составлено в кон. XVI в. книжниками Соловецкого монастыря. На сегодняшний день выявлено шесть его редакций: две пространные («Тулуповская» и «Колычевская»), Краткая, Проложная, Хронографическая и Милютинская3. Создание текста-источника пространных («Тулуповской» и «Колычевской») редакций жития исследователи относят ко времени до 1607 г.4

Наиболее ранним иконописным изображением святителя считается икона «Богоматерь Боголюбская», написанная одним из крупнейших государевых иконописцев Истомой Савиным (упоминается в 1595—1629 гг.) и датируемая кон. XVI — нач. XVII в. Фактически она создавалась в то же время, что и житие. Все это может свидетельствовать о том, что в это время планировалась канонизация святителя. Но наибольшее число иконографических изображений митрополита появилось позднее, в связи с перенесением его мощей из Соловецкого монастыря в Москву летом 1652 г. Первый шитый покров с изображением Филиппа, по краю которого вышит тропарь святому, упоминается в описи монастыря только в 1653 г., житийная икона была написана в кон. XVII в.5

Неоднозначно решается вопрос о времени составления службы святителю. Этот вопрос поднимался в работах отечественных литургистов XIX — 1-й пол. XX в., а также в ряде статей современных исследователей, в частности А. Е. Ко-сицкой6 и Н. В. Рамазановой7. Согласно этим исследованиям, первоначальная служба святителю была создана предположительно в 1584 г. соловецким иноком Пафнутием8. Однако данная служба существовала лишь гипотетически, так как историки до настоящего времени не обнаружили ее списков. Известные науке списки нотированных текстов службы митрополиту Филиппу также достаточно поздние — не ранее сер. XVII в. Они входят, как правило, в певческие Стихирари

1 Рамазанова Н. В. Воспевание святителя Филиппа в музыкально-поэтическом творчестве соловецких иноков // Музыкальная археография: сб. ст. (Материалы международной научно-практической конференции) / сост. Н. В. Заболотная. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С. 10—11.

2 Лобакова И. А. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.

3 Там же. С. 4-6.

4 Там же. С. 18.

5Пуцко В. Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси, в иконописи и лицевом шитье XVII в. // Соловецкое море. 2007. № 6. URL: http://solovki.info/?action=archive&id=383 (дата обращения: 15.09.2016).

6 Косицкая А. Е. Первоначальная редакция службы на память митрополита Филиппа (Колычева) // Книжные центры Древней Руси. Книжное наследие Соловецкого монастыря / Рос. акад. наук. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). СПб.: Наука, 2010. С. 337-360.

7 Рамазанова Н. В. «Русского светильника, Филиппа премудраго, восхвалим» (служба Святому в источниках XVII—XVIII вв.) // Рукописные памятники. Публикации и исследования. СПб.: РНБ, 1997. Вып. 4. С. 7-18; Она же. Воспевание святителя Филиппа...

8 Филарет (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859. С. 165.

и Трезвоны как знаменной, так и нотолинейной нотации. Открытие их основного корпуса принадлежит Н. В. Рамазановой9. На основе опубликованных описаний10 и собственных разысканий нам удалось пополнить данный список (выявленные на сегодняшний день рукописи, включающие песнопения святителю Филиппу, в хронологическом порядке приведены в Приложении I).

В исследованиях Н. В. Рамазановой также отмечен факт существования разных певческих редакций службы. Самым ранним из обнаруженных ею является список службы митрополиту Филиппу в составе зимнего тома большого Стихираря «Дьячье око» из собрания Д. В. Разумовского (РГБ. Ф. 379. № 64.1), который датируется временем около 1652 г. Исследователь считает, что составление данной службы было связано с подготовкой перенесения мощей свт. Филиппа в Москву. Этот список дореформенный, раздельноречный и представляет собой музыкальную редакцию, определяемую Н. В. Рамазановой как «ранняя московская»11. Ею же была выявлена «соловецкая» редакция службы, списки которой в основном сосредоточены в Соловецком собрании РНБ. Самый ранний из них (Солов. 690/754) датируется 1678 г. и относится уже к пореформенной но-воистинноречной традиции. В связи с этим Н. В. Рамазанова предположила, что соловецкие клирошане совершали службу в память о Филиппе, ограничиваясь устной традицией. В кон. XVII в. служба была записана знаменной нотацией, а позже переведена в нотолинейную систему12. Наконец, в рукописи нач. XVIII в., принадлежавшей сначала головщику Кирилло-Белозерского монастыря Арсению, а затем другому головщику — Григорию Жернову (Кир.-Бел. 670/927), Н. В. Рамазановой был обнаружен еще один вариант песнопений службы, уже с датой «9 января». Гимнографический текст в данной службе претерпел изменения, которые, по мнению исследователя, имеют московское происхождение. В связи с этим она предложила условно назвать данную редакцию «поздней московской». Все изменения, отмеченные в рукописи Григория Жернова, полностью соответствуют редакции вербального текста пореформенных ненотиро-ванных Служебных миней13.

Раздельноречная соловецкая редакция службы была отмечена Н. В. Рамаза-новой только в поздних старообрядческих списках. Учитывая, что нотирован-

9 Рамазанова Н. В. Воспевание святителя Филиппа...; Она же. «Русского светильника, Филиппа премудраго, восхвалим».

10 Казанцева Т. Г. Певческие рукописи ХУП—ХХ веков Государственного архива в г. Тобольске: каталог. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016; Она же. Соловецкий Стихирарь из фондов Государственного архива в г. Тобольске: к вопросу о личности писца // Духовная культура и общественная мысль России в литературных и исторических памятниках ХУГ—ХХ! вв. Новосибирск, 2016. С. 3—20. (Археография и источниковедение Сибири; вып. 35); Певческие книги выголексинского письма. XVШ — первая половина XIX в. / Сост. Ф. В. Панчен-ко. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001 (Описания РО Библиотеки РАН. Т. 9, вып. 1); Певческие рукописи XVII—XIX веков: каталог / Авт.-сост. А. Г. Хачаянц; отв. ред. А. В. Зюзин, Н. А. Попкова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001. (Редкие книги Зональной научной библиотеки СГУ. Вып. 20); Потемкина Н. А. Нотированные рукописи музейского собрания Государственного исторического музея (ГИМ). Рукопись.

11 Рамазанова Н. В. Воспевание святителя Филиппа. С. 16.

12 Там же. С. 22-25.

13 Там же. С. 19-22.

ные списки службы появляются около 1652 г., т. е. во время работы комиссии дидаскалов по исправлению певческих книг, автор предположила, что раздель-норечного архетипа и списков соловецкой редакции службы митрополиту Филиппу «вообще не существовало, и в старообрядческой рукописи имеет место архаизация текста»14.

Новая информация относительно редакций службы свт. Филиппу появилась в 2014 г., когда в Государственном архиве в г. Тобольске был обнаружен список Стихираря (ТА. № 96), содержащего раннюю раздельноречную редакцию соловецкой службы святителю Филиппу15. Стихирарь датируется второй половиной XVII в. Точная дата — 1661 год — указана в писцовой записи: «Иона / до // Фее(в)ской / ре(чи) // дописа(л) / Июня в 5 (де)[нь] му(ч)[еника] Дорофея Ти(р)ска(го) // В Соловка(х) всы(л)ке 7169 го(ду) // былъ». На другом листе рукописи данная информация интерпретирована ее владельцем следующим образом: «Сия книга благословенная святыми древними благочестивыми иереами, ныне же служит многогрешному рабу Андрею, а писана была в Соловках в лета 7169-го [1661] году иноком Ионою Феевским, когда он был в ссылке, июля 5 дня, дописал на память святаго мученика Дорофея Тирскаго».

Палеографические приметы рукописи подтверждают указания писцовой и владельческой записей на то, что рукопись была написана в Соловецком монастыре. О ее монастырском (келейном) происхождении свидетельствуют небольшой размер, скромное оформление, профессиональный, но небрежный почерк, говорящий о том, что рукопись была написана для личного пользования. Соловецкая локализация доказывается многочисленными указаниями в тексте на соловецкий и усольский «розводы» отдельных мелизматических формул. Преобладание в сборнике памятей соловецким святым, а именно Савватия и Зоси-мы Соловецких, митрополита Филиппа, становится еще одним свидетельством того, что сборник был написан соловецким иноком16.

Находка данного списка позволяет скорректировать мнение, сложившееся ранее на основе имеющегося в распоряжении исследователей материала, о том, что песнопения службы митрополиту Филиппу в Соловецком монастыре (до падения мятежной обители и заселения ее новыми насельниками после подавления восстания в 1676 г.) бытовали только в устной традиции, а также об отсутствии раздельноречного «архетипа» данной службы. В связи с этим вполне

14 Рамазанова Н. В. «Русского светильника, Филиппа премудраго, восхвалим»... С. 28.

15 Рассматриваемый в настоящей работе Стихирарь впервые был обнаружен в 1975 г. в ходе составления охранной описи рукописей Государственного архива в г. Тобольске новосибирскими археографами Е. И. Дергачевой-Скоп и Е. К. Ромодановской (Дергачева-Скоп Е. И., Ромодановская Е. К. Собрание рукописных книг Государственного архива Тюменской области в Тобольске // Археография и источниковедение Сибири. Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1975. С. 122), но не был введен в научный оборот. В 2014 г. Т. Г. Казанцевой было выполнено музыкально-палеографическое описание памятника и установлено наличие в нем песнопений службы митрополиту Филиппу (см.: Казанцева Т. Г. Певческие рукописи XVII— XX веков. С. 46-69).

16 На основе писцовой и владельческой записей, а также на основании некоторых других примет Т. Г. Казанцевой была выдвинута гипотеза о принадлежности кодекса руке уставщика Соловецкого монастыря Ионы До[ро]феевского (по прозвищу Брызгало) (см.: Казанцева Т. Г. Соловецкий Стихирарь.).

обоснованным выглядит предположение о достаточно раннем возникновении соловецкой музыкальной редакции службы, вероятно близким по времени созданию ее литургического текста.

Вновь найденный тобольский список ранней соловецкой редакции службы митрополиту Филиппу стал объектом изучения в настоящей работе. В рукописи (ТА. № 96) данная служба представлена только четырьмя нотированными песнопениями — славниками великой вечерни на «Господи, воззвах» «Радуися и веселися честная киновия» (глас 8), на литии «Подобает царствующему граду Москве» (глас 4) и на стиховне «Яко светозареная звезда» (глас 6), а также стихирой по 50-м псалме «Апостолом ревнителя Филиппа» (глас 8) (нотированные тексты песнопений приведены в Приложении II). Именно они стали материалом дальнейшего анализа.

Обратимся первоначально к анализу гимнографического текста данных песнопений.

Определение способа структурной организации вербального текста песнопений древнерусской монодии представляет собой отдельную проблему и относится, в первую очередь, к сфере филологии. В связи с этим следует отметить, что до настоящего времени формы богослужебных текстов недостаточно изучены и не приведены к какой-либо общепринятой типологии. Более того, исследователи данного вопроса принципиально расходятся в своих позициях: одни относят данные тексты к поэзии, другие считают прозой. Наиболее перспективным в данном вопросе для нас оказался подход итальянского лингвиста и слависта Риккардо Пиккио17. Автор, используя термин К. Ф. Тарановского молитвослов-ный стих, в противоположность изосиллабической концепции предлагает рассматривать в качестве основополагающего изоколический принцип организации стиха. Р. Пиккио пишет: «Я использую термин "изоколон" и, соответственно, прилагательное "изоколический", чтобы обозначить по аналогии с описанием изоколона, предпринятым в I в. Аквилой Романусом, особый тип славянской ритмико-синтаксической структуры, характеризующийся наличием рядов синтаксических сегментов, выделенных ритмически таким же числом ударений. В целях нашего исследования функция каждой выделяемой ударением единицы может быть приравнена к функции "слова" (verbum). Таким образом, "изоко-лические структуры" оказываются основанными на повторении "равного количества слов" (paribus... verbus) в том случае, если мы применим понятие verbum (в просодической функции) к лексическим единицам, включающим, помимо ударных слов, еще и проклитики, и энклитики»18. По наблюдению исследователя, в большинстве случаев фразы состоят из сегментов, содержащих одинаковое количество ударений, распределяясь симметричными рядами различного вида. Вопреки результатам исследований, проводившихся до этого и основывавшихся на поиске изосиллабических структур, оказалось, что ритмическая симметрия поддерживается при помощи изотонии. Таким образом, автор «разбил» некото-

17 Пиккио Р. 81ау1а ОгШо^ха: Литература и язык / отв. ред. Н. Н. Запольская, В. В. Калугин; ред. М. М. Сокольская. М.: Знак, 2003. (8шШа РЫ1о1ояюа).

18 Там же. С. 545-546.

рые тексты на ритмические группы в связи с количеством ударений, а не числом слогов.

Опираясь на подход Р. Пиккио, гимнографические тексты службы митрополиту Филиппу были разделены нами на ряды синтаксических сегментов — колонов, записанных каждый с новой строки. Внутри колонов косая черта (/) отделяет тонические единицы (фонетические слова), число которых указано слева от строк (примеры 1-4).

Пример 1

Славник «Радуися и веселися честная киновия», глас 8

4 Радуися / и веселися / честная / киновия

4 Светло / торжествуи / Христова / церкви

4 Совокупльшися / ликуи / богозванное / стадо

5 Денесь / созываетъ насо / архиерея / всемирное / торжество

5 Приидете / убо светло / празднуемо / в памяте его / глаголюще

3 Радуися / святителю / благочестия

3+3 Яко ризою / мужествомъ / духовнымъ / облекъ / еси / себе

4 Радуися / низложивый / суровство / гордаго

4 Силою / данною ти / от Единаго / Бога

3 Радуися / скорбящимо / душею

2+2 Божественное / утешение / и обидимымо / заступниче

3 И всемъ вернымъ / благоутишное / пристанище

3 Темже обстояще / всечестную ти / раку

4 Любезено / облобызаемо / святителю / Филиппе

5 Тобою / просим / получити / божественаго / человеколюбия

5 И твоими / молитвами / миру / смирение / даровати

4 И душам / нашим / велию / милость

Пример 2

Славник «Подобает царствующему граду Москве», глас 4

4 Подобаетъ / царствующему / граду / Москве

4 Филиппа / везде / имети / архиерея 3 Яко некую / утварь / царскую

3 И сокровище / некрадомо

5 Всемъ / подающа / богатство / спасения / исповеданиемъ 5 И вся / собирающа / к соединению / песнеи / боголепных

2 К нему же / возопием 2 Святителю / и исповедниче 5 Моли / Христа / Бога / о душах / нашихъ

Пример 3

Славник «Яко светозареная звезда», глас 6

3 Яко / светозареная / звезда

3 Граду нашему / Москве / восиялъ еси

3 Ученьми / словесъ / твоихъ

3 Всеблаженне / Филиппе / приснопамятне

4 Ты бо / премудрыи / проповедатель / показася

3 И приемникъ / благочестию / явися

3 Люди / своя / утвержая

4 Истиннымъ / учениемъ / Христово / стадо

4 Чистое же / и нетленное / свое / тело

3 в честнеи / ти / раце

3 Яко / утварь / многоценную

4 Во обители / своеи / церкви / предалъ еси

5 Темже / тя / ублажаемо / со псалмы / и песнеми

5 И святую / и всечестную / празднуемъ / память / твою

Пример 4

Стихира по 50 псалме «Апостолом ревнителя Филиппа», глас 8

2 Апостоломо / ревнителя

2 Филиппа / преблаженаго

2 Отца / и учителя

3 Сошедошеся / восхвалимо / глаголюще

4 Радуися / святителю / твердыи / умоме

3 Благодатию / истиною / освященне

5 Отнюдуже / и приятелище / бысте / Духа / Пресвятаго

5 И ныне / с первосвятители / предстоя / престолу / Христову

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Молися / присно / о рабахъ / своихъ

Из приведенных выше схем видно, что в большинстве текстов встречаются изоколические структуры, имеющие от двух до пяти фонетических слов (ударных групп). Изоколические структуры представлены преимущественно принципом чередования рядов19, т. е. включают колоны с разным числом ударений. При этом в каждой из поэтических форм выделяются разделы, основанные простыми рядами, т. е. содержащими одинаковое число ударений. Чаще всего простые ряды представлены последовательностью 3 / 3 / 3 / ... или 4 / 4 / 4/ ..., реже — 2 / 2 / 2 / и 5 / 5 / 5.

19 Термины, обозначающие типы рядов и принципы их чередования, принадлежат Р. Пиккио.

В примере 3 наблюдается рамочный тип изоколической конструкции. Он основан простым изоколическим рядом, который ограничивается в начале и в конце одиночными колонами, отличающимися от всего ряда, но одинаковыми между собой.

Помимо этого, использован принцип варьирования изоколических структур, который наиболее часто встречается в двух последних песнопениях и основан на постоянном чередовании четырехударных и трехударных колонов.

При рассмотрении изоколонов с функциональной точки зрения обнаруживается, что в основном разделе песнопений наиболее часто встречаются изоко-лические структуры, которые включают три или четыре ударения, а появление колона с пятью ударениями, как правило, связано с заключительным разделом песнопений (исключение — пример 2, где пятиударный изоколон встречается и в заключении, и в основном разделе). Количество ударений, приходящихся на начальные колоны различно: так, в примере 3 в начале песнопения представлены простые изоколические ряды: 3 / 3 / 3 / 3, в примерах 1 и 2 — чередующиеся ряды — 4 / 4 / 4 / 5 / 5 и 4 / 4 / 3 / 3 соответственно, варьированные ряды в примере 4 — 2 / 2 / 2 / 3.

Славник 4-го гласа «Подобает царствующему граду Москве» основан на чередовании рядов — каждый тип колона повторяется дважды и формирует следующую последовательность: 4 / 4 / 3 / 3 / 5 / 5 / 2 / 2 / 5.

Рассмотрев формальные закономерности изоколических структур, обратимся к выявлению поэтической формы песнопений, исходя из содержательной стороны текста. Согласно риторическому принципу строения литургических текстов, в данных образцах обнаруживаются все основные разделы — призывание, нарратив, молитвенная формула. В двух песнопениях (славнике «Радуйся и веселися» и стихире «Апостолом ревнителя») раздел нарратива замещают хай-ретизмы20. При этом в славнике призыв «радуйся» открывает как первый, так и второй разделы формы. Таким образом, славник и стихира 8-го гласа имеют практически идентично выстроенную трехчастную композицию, но славник более развернут по форме. В нем можно выделить вступление (призыв к празднованию торжественного события) — колоны 1-7, средний раздел, включающий три хайретизма, — колоны 8-17 и заключение, в котором прославляется святость митрополита Филиппа и излагается молитвенное обращение к нему, — колоны 18-20. Стихира по 50-м псалме состоит из девяти поэтических колонов, из них 1-4-й выполняют функцию вступления, 5-6-й — краткий средний раздел с одним хайретизмом и 7-9-й — обращение к свт. Филиппу.

Следует особо отметить, что внутренние границы поэтических форм, выделенные ранее на основе чередования изоколических рядов, фактически полностью совпадают с разделами риторической формы. Лишь в двух случаях целостный раздел риторической формы делится на более мелкие композиционные единицы — подразделы — в связи с различием типов изоколических рядов:

20 Хайретизмы (от греч. «радуйся») — приветствия, обращенные к воспеваемому лицу и состоящие из слова «радуйся» и описательного обозначения и прославления этого лица (см.: Богословско-литургический словарь // Настольная книга священнослужителя: в 7 т. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1983. Т. 4. С. 784).

в примере 1 таким образом разделен вступительный раздел, в примере 3 — нарративный.

Все это позволяет нам говорить об осознанном поэтическом творчестве соловецких гимнографов, их знании правил строения риторической формы, стремлении отразить содержательную сторону текста в композиционных и поэтических структурах.

Обратимся далее к анализу музыкально-поэтической формы стихиры и славников. Музыкальная форма песнопений знаменного распева достаточно автономна и представляет собой ееШоп-композицию, т. е. состоит из последовательности мелодических формул соответствующего гласа — попевок, лиц и фит21. Однако в своем анализе мы исходим из положения о том, что при относительной самостоятельности поэтической и музыкальной структур они тем не менее тесно взаимодействуют, порождая каждый раз индивидуальную композицию. Как отмечает М. Л. Гаспаров, в литургической поэзии членение между поэтическими колонами было единообразно задано «мотивом церковного пения»22. В свою очередь структура поэтического текста не может не влиять на музыкальную, так как основная цель мелодики знаменного распева состоит в наиболее отчетливом донесении поющегося богослужебного текста. В данном случае границы законченного мелодического построения должны так или иначе совпадать со смысловыми единицами вербального текста. Данными смысловыми единицами, как было показано выше, являются поэтические колоны, которым соответствуют определенные композиционные единицы музыкального текста — мелостроки. Мелостроки представляют более высокий уровень композиционной организации и могут включать несколько мелодических формул — попевок, лиц и/или фит23.

Следовательно, первым этапом анализа музыкально-поэтической композиции каждого из песнопений должно стать выявление формирующих их мело-строк, определение их внутреннего строения и функции в форме. Для наглядности представим комплекс попевок в виде таблиц (таблицы 1-3), в первой колонке которых указаны названия попевок, во второй — соответствующие им литерные обозначения. Фиты и лица указаны следующим образом: ф1, л1 и т. д.24

21 Их названия и мелодическое содержание были определены по следующим источникам: основная часть по пособию И. Е. Лозовой (Лозовая И. Е. Столповой знаменный распев (2-я половина XV—XVII вв.). Формульная структура: Материалы к спецкурсу истории русской музыки XI—XVII вв.: учеб. пособие. М.: Науч.-издат. центр «Московская консерватория», 2015), отдельные попевки, лица и фиты — по учебнику Е. А. Григорьева (Григорьев Е. А. Пособие по изучению церковного пения и чтения. Рига, 2001).

22 Гаспаров М. Л. Оппозиция «стих—проза» и становление русского литературного стиха // Избранные труды. Т. III: О стихе. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 41.

23 Кручинина А. Н. Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII в. // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика): сб. статей / Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб., 2002. С. 49; Алексеева Г. В. Древнерусское певческое искусство: Музыкальная организация знаменного роспева. Владивосток: Изд-во Дальневосточного гос. ун-та, 1983. C. 39.

24 Одинаковые литерные обозначения в песнопениях разных гласов не означают интонационного совпадения обозначаемых ими мелодических формул.

Таблица 1

Попевочный состав славника «Радуися и веселися» и стихиры по 50 псалме «Апостолом ревнителя Филиппа», глас 825

Название попевки Литерное обозначение

попевки

перехват a

мережа малая Ь

мережа средняя Ь'

мережа высокая Ь''

мережа большая Ь'''

хамила c

накидка с1

кулизма средняя e

кулизма большая е'

кулизма конечная е''

пригласка Г

пригласка малая Г'

поворотка g

(статия светлая)

подъем И

скачец средний 1

пастела ]

Название попевки Литерное обозначение попевки

площадка к

площадка с палкой к'

закидка перегибка (закидка) 1 1'

подъезд т

труба п

завивец О

лацега большая Р

качалка Ч

без названия 1 г

без названия 2 8

Таблица 2

Попевочный состав славника «Подобает царствующему граду Москве», глас 4

Название попевки Литерное обозначение

попевки

кулизма а

кулизма а'

с перехватом

кулизма конечная а''

мережа средняя Ь

долинка высокая с

без названия 1 с

Название попевки Литерное обозначение попевки

без названия 2 е

без названия 3 Г

воздержка g

возмер И

25 Литерные обозначения мелодических формул славника «Радуися и веселися» и стихиры по 50 псалме «Апостолом ревнителя», принадлежащих 8-му гласу, совпадают, поэтому они сведены в одну таблицу.

Д. В. Казанцева. Поэтика гимнографического текста службы святителю Филиппу...

Таблица 3

Попевочный состав славника «Яко светозареная звезда», глас 6

Название попевки Литерное обозначение

попевки

храбрица a

перевязки Ь

(кавычки, связни)

перевязки Ь'

меньшие

перевязки, связни Ь''

конечные

площадка c

скачек средний с1

скачек большой d'

кулизма средняя е

кулизма конечная е'

Название попевки Литерное обозначение

попевки

без названия 1 Г

без названия 2 g

подъем средний И

(шадра)

подъем полный И'

мережа меньшая с 1

поддержкой

Обратимся далее к рассмотрению вопроса о композиционных структурах песнопений, которые также удобнее представить в виде таблиц (таблицы 4—7), где в первой колонке указаны разделы музыкально-поэтической формы, во второй — количество поэтических колонов и соответствующих им мелострок, в третьей колонке приведен вербальный текст, в четвертой — формульный состав мелострок.

Таблица 4

Соотношение поэтической и музыкальной структур славника «Радуися и веселися», глас 8

Раздел музыкально-поэтической Поэтические колоны и мелостроки Поэтическая организация Музыкальная организация

композиции

I Радуися и веселися честная киновия а Ь

II Светло торжествуи Христова церкви с Ь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

III Совокупльшеся ликуи богозванное стадо а е

А IV Денесь созываетъ насо архиерея всемирное торжество ф1 f е

V Приидете убо светло празднуемо в памяте его глаголюще с ё е

VI Радуися святителю благочестия ф2 л1

В VII Яко ризою мужествомъ духовнымъ облекъ еси себе а И Ь'

VIII Радуися низложивый суровство гордаго ф3 1

IX Силою данною ти от Единаго Бога ) к' л2

X Радуися скорбящимо душею ф4 1'

Раздел музыкально-поэтической композиции Поэтические колоны и мелостроки Поэтическая организация Музыкальная организация

XI Божественное утешение и обидимымо заступениче е л3

XII И всемъ вернымъ благоутишное пристанище т Ь''

XIII Темже обстояще всечестную ти раку л4 1 п к

XIV Любезено облобызаемо святителю Филиппе ё е ф5

С XV Тобою просим получити божественаго человеколюбия е ё е

XVI / XVI а И твоими молитвами / миру смирение даровати ф1 е' / 1'

XVII И душам нашим велию милость ё е''

Из таблицы следует, что музыкально-поэтическая композиция славника «Радуися и веселися» состоит из 17 поэтических колонов. В большинстве из них наблюдается точное совпадение границ поэтических и мелострок. Исключение составляет строка XVI, которая имеет различную сегментацию поэтического и музыкального текста: строка представляет собой единый поэтический колон, однако на его середину (на слово «молитвами») приходится попевка кулизма большая (е'), как правило использующаяся в качестве конечной формулы, что позволяет говорить о наличии здесь двух мелострок.

18 мелострокам соответствуют 42 мелодические формулы: варианты 14 по-певок, 5 фит и 4 лица. Одна мелострока может включать от 2 до 4 формул (за исключением мелостроки XVI а). Мелостроки организованы следующими сочетаниями: попевка + попевка/попевки, фита + попевка/попевки, фита + лицо, попевка/попевки + лицо, попевки + фита.

По функции в строках выделяются попевки начальные и заключительные. Среди первых особое значение имеют попевки хамила (е) — три повтора и накидка (ё) — два повтора; заключительными формулами чаще всего являются попевки с архетипом кулизма (е) — шесть повторов и мережа (Ь) — четыре повтора.

При рассмотрении устойчивых цепочек попевок в песнопении выделяется последовательность хамила (е) + поворотка (статия светлая) (ё) + кулизма средняя (е), которая дважды встречается в тексте в указанном виде и один раз в сокращенном, с пропуском хамилы (е).

В использовании мелизматических формул отмечается следующая закономерность: фита в большинстве случаев встречается в начале мелостроки (исключение — ф5 в мелостроке XIV); лица, напротив, в трех случаях из четырех завершают мелодическое построение (исключение — л4 в мелостроке XIII).

Перейдем к рассмотрению организации музыкально-поэтической композиции песнопения. Для наглядности приведем схему, в которой соотнесены разделы формы и составляющие их сочетания мелодических формул:

А: а Ь / е Ь / ё е / ф1 Г е / е ё е /

В: ф2 л1 / ё И Ь' / ф3 1 / j к' л2 / ф4 1' / е л3 / т Ь'' / л4 1 п к / ё е ф5 /

С: е % е / ф1 е' / 1' / % е''.

Из схемы следует, что музыкальная композиция песнопения совпадает с выявленной нами ранее трехчастной структурой поэтического текста. В первую очередь это подтверждается оформлением границ разделов: все они заканчиваются попевкой с архетипом кулизма (е), заключительная функция которой была отмечена выше (в разделе В за кулизмой (е) следует мелизматическая формула). Во-вторых, начало раздела В выделено включением в текст хайретизмов, а в музыкальной строке — фитного распева. Формула фиты также завершает данный раздел, создавая мелизматическую арку. Раздел В наиболее разнообразен по попевочному составу, а также включает лицевые формулы, отсутствующие в крайних разделах. В разделе С отмечаются признаки «репризности»: в нем возвращаются мелодические формулы раздела А и их устойчивые сочетания. Всё это создает внутреннее единство песнопения и завершенность формы.

К 8-му гласу также относится и стихира по 50 псалме «Апостолом ревнителя Филиппа» (таблица 5).

Таблица 5

Соотношение поэтической и музыкальной структур стихиры по 50 псалме «Апостолом ревнителя Филиппа», глас 8

Раздел музыкально-поэтической Поэтические колоны и мелостроки Поэтическая организация Музыкальная организация

композиции

I Апостоломо ревнителя О

А II Филиппа преблаженаго а

III Отца и учителя е

IV Сошедошеся восхвалимо глаголюще р а

В V Радуися святителю твердыи умоме ф2 ё е

VI Благодатию истинною освященне г

VII Отонюдуже и приятелище бысте Духа Пресвятаго 8 ё Ь"

С VIII И ныне с первосвятители предстоя престолу Христову ф6 f ф7

IX Молися присно о рабахъ своихъ ё е'

Музыкально-поэтическая композиция стихиры представлена девятью поэтическими колонами, во всех случаях совпадающими с границами мелострок. Данные мелостроки включают в себя 17 мелодических формул, три из которых фиты. Мелостроки включают от одной до трех мелодических формул и образуются следующими сочетаниями: попевка + попевка/попевки, фита + попевки, фита + попевка + фита.

К начальным попевкам относится поворотка (статия светлая) (ё) — три повтора в данной функции, к заключительным — кулизма (е) — также три повтора. Последовательность тех же попевок в стихире встречается дважды (мелостроки V, IX). Примечательно также, что в сочетании с фитой ф2 эта цепочка открывает средний раздел стихиры, а последовательность поворотка (статия светлая) (ё) + кулизма (е) ее завершает. Стоит обратить внимание на то, что данное устой-

97

чивое сочетание встречалось и в проанализированном выше славнике того же гласа в аналогичной функции завершения песнопения. Что касается мелизма-тических формул, то фиты дважды встречаются в начале мелострок (строки V и VIII), мелострока VIII также фитой завершается.

Трехчастная музыкально-поэтическая структура песнопения выстроена более свободно, в сравнении с рассмотренным ранее примером. Начало среднего раздела выделено включением в музыкальную композицию фитного распева, который соответствует хайретизму в поэтическом тексте.

А: о / й / е / р с/

В: ф2 £ е / г /

С: б £ Ъ" / ф6 {ф7 / £ е.

Целостность форме придает наличие стержневой попевки — кулизма (е), как отдельно, так и в сочетании с попевкой поворотка (ё). Саму форму можно метафорически назвать «крещендирующей», направленной к кульминации в конце, что проявляется в увеличении количества фитных формул в каждом последующем разделе и их концентрации в разделе С (мелострока VIII).

Остальные славники принадлежат другим гласам. Рассмотрим каждый из них в отдельности (таблицы 6—7).

Таблица 6

Соотношение поэтической и музыкальной структур славника «Подобает царствующему граду Москве», глас 4

Раздел музыкально-поэтической Поэтические колоны и мелостроки Поэтическая организация Музыкальная организация

композиции

I Подобаетъ царствующему граду Москве а'

А II Филиппа везде имети архиерея Ъ

III Яко некую утварь царскую ф1

IV И сокровище некрадомо с

V Всемъ подающа богатство спасения й а

В исповеданиемъ

VI И вся собирающа к соединению песнеи боголепныхъ е f

VII К нему же возопием ё

С VIII Святителю и исповедниче Ь

IX Моли Христа Бога о душах нашихъ а''

Музыкально-поэтическая композиция славника «Подобает царствующему граду Москве» представлена девятью поэтическими колонами, и во всех случаях их границы совпадают с границами мелострок. В свою очередь девять мелострок состоят из 11 мелодических формул, одна из которых фита. В данном примере наиболее часто встречаются мелостроки, образованные одной попевкой. Исключение — мелостроки V и VI, состоящие из двух попевок.

По функциональной принадлежности выделяются попевки с архетипом кулизма (а), которая в данном примере является одновременно начальной и заклю-

чительной: с нее начинается песнопение (мелострока I), далее она завершает образованную двумя попевками мелостроку V и славник в целом (мелострока IX). Использование мелизматических формул в примере единично (мелострока III, ф1 — «сенна»).

Славник «Подобает царствующему граду Москве» имеет довольно простую музыкально-поэтическую композицию. Трехчастная структура поэтического текста отражается в музыкальной форме достаточно своеобразно, только на конструктивном уровне: мелостроки крайних разделов образованы одной мелодической формулой, средний раздел отличается большей протяженностью ме-лострок, состоящих из двух попевок.

А: а' / Ь / ф1 / c /

B: d a / e f/

C: g / h / a''.

Обращает на себя внимание наличие, как и в стихире по 50-м псалме, стержневой попевки — кулизма (а), интонационно объединяющей все три раздела и формирующей в данном случае общую инклюзию (т. е. открывает и завершает песнопение).

Таблица 7

Соотношение поэтической и музыкальной структур славника «Яко светозареная звезда», глас 6

Раздел музыкально-поэтической композиции Поэтические колоны и мелостроки Поэтическая организация Музыкальная организация

A I Яко светозареная звезда а

II Граду нашему Москве восиялъ еси Ь

III Ученьми словесъ твоихъ с

IV Всеблаженне Филиппе приснопамятне d' Ь''

Б V Ты бо премудрыи проповедатель показася ф1 е

VI И приемникъ благочестию явися f g

VII Люди своя утвержая ф2 Ы

VIII Истиннымъ учениемъ Христово стадо Ь' ф3

IX Чистое же и нетленное свое тело d

X В честнеи ти раце h

XI Яко утварь многоценную е

XII Во обители своеи церкви предалъ еси 1

C XIII Темже тя ублажаемо со псалмы и песнеми ф4 ф3

XIV И святую и всечестную празднуемъ память твою d d'

Музыкально-поэтическая композиция славника «Яко светозареная звезда» состоит из 14 поэтических колонов и равного им числа мелострок. 14 мелостро-кам соответствует 21 мелодическая формула, из которых пять фиты. Мелостроки состоят из одной-двух мелодических формул в следующих сочетаниях: попевка + попевка, фита + попевка, попевка + фита, фита + фита.

По функциональной принадлежности выделяются попевки с архетипами перевязки (Ь) и скачек (ё). В обоих случаях попевки выполняют функции начальных и заключительных в мелостроках.

При рассмотрении мелизматических формул в тексте выявлено, что фиты трижды встречаются в начале мелострок (мелостроки V, VII, XIII), в двух случаях они завершают построение (мелостроки VIII, XIII). Мелострока XIII славника «Яко светозареная звезда» полностью состоит из фит.

Музыкально-поэтическая композиция песнопения трехчастна. Начало раздела В выделено включением в музыкальную композицию фитных распевов, он также наиболее разнообразен по составу попевок.

А: а / Ь / с / ё' Ь'' /

В: ф1 е / {ё / ф2 И' / Ь' ф3 / ё / И / е / 1 / С: ф4 ф3 / ё ё'.

Стержневой попевкой является скачек (ё); попевка перевязки (Ь) объединяет два первых раздела. В свою очередь, второй и третий разделы связаны единой фитой — ф3, за которой в обоих случаях следует стержневая попевка скачек (ё). Попевка кулизма (е) выполняет обрамляющую функцию в разделе Б, являясь второй и предпоследней. Второй и третий разделы начинаются с фит, что тоже придает форме внутреннюю организованность. Таким образом, при внешней свободе сеШои-композиции в песнопении существуют многочисленные и разнообразные внутренние связи, придающие форме целостность.

Все четыре песнопения имеют сходное строение: во всех случаях трехчаст-ная структура поэтического текста так или иначе отражается в музыкальной композиции, что проявляется в наличии мелодических формул, выполняющих функцию завершения разделов, различии формульного состава в разных разделах формы, в повторе цепочек попевок, придающем в некоторых случаях третьему разделу черты «репризности». Целостность музыкальной композиции, в свою очередь, достигается обязательным присутствием в песнопениях стержневой попевки или группы попевок. Эти общие закономерности формообразования в конкретных образцах реализуются очень гибко, в конечном счете придавая индивидуальную музыкально-поэтическую форму каждому песнопению.

Помимо композиционных «параллелей» устанавливаются и неочевидные связи между содержательной стороной гимнографического текста и особенностями его музыкального прочтения. Конечно, в песнопениях знаменного распева не следует искать прямого отражения текста в музыке или иллюстрирования музыкой текста. Тем не менее, опираясь на работы по музыкальной поэтике исследователей Санкт-Петербургской медиевистической школы26, мы можем

26 Поэтике знаменного распева посвящены исследования А. Н. Кручининой и ее учеников. См., например: Кручинина А. Н. Песнопения равноапостольному великому князю Владимиру в русской певческой книжности XVI—XIX веков (источниковедение, текстология, поэтика) // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 5: По материалам конференции «Бражниковские чтения» 2008—2009 гг. СПб., 2011. С. 140—170; Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI—XVП веков. СПб.: Дмитрий Бу-ланин, 2004.

выделить некоторые приметы влияния образного строя и риторических фигур вербального текста на организацию музыкальной композиции. Это влияние проявляется в нескольких аспектах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прежде всего речь идет о подчеркивании отдельных ключевых слов текста мелизматическими распевами. Так, фиты включаются в музыкальную композицию, как правило, в двух случаях.

Во-первых, при непосредственном упоминании имени митрополита Филиппа, употреблении местоимения, либо в случае его называния при помощи приемов уподобления. Так, например, в тексто-музыкальной строке XIV — «Любезено облобызаемо святителю Филиппе» — славника «Радуися и веселися» имя митрополита выделено фитой № 165 (по Григорьеву); в V строке славника «Яко светозареная звезда» — «Ты бо премудрыи проповедатель показася» — местоимение также сопровождается фитой поводна. В стихире по 50-м псалме «Апостолом ревнителя», фита сиятельна присутствует в строке VIII, где митрополит приравнивается к апостолам; в славнике «Подобает царствующему граду Москве», в строке III — фита сенна соответствует риторической фигуре сравнения, где духовная ценность личности митрополита Филиппа для Русской Церкви уподобляется «царской утвари».

Во-вторых, фиты включаются в музыкальный текст в моменты эмоциональных кульминаций, которые в вербальном тексте отмечены хайретизмами — восторженными возгласами (например, в славнике 8-го гласа «Радуися и веселися» три хайретизма распеты фитами светла, мрачна и подчашна). Помимо хайре-тизмов в тексте также встречается иное выражение духовного ликования, например, в славнике 6-го гласа «Яко светозареная звезда» в строке XIII на слова «...со псалмы и песнеми» приходится стечение двух фит подряд — красна и двое-чельна большая. Это единственный случай буквального «прочтения» вербального текста песнопения музыкальным.

Кроме того, в музыкальном тексте своеобразно отражены и некоторые риторические приемы. Наибольшее количество таких примеров выявлено нами в первом славнике 8-го гласа «Радуися и веселися».

Параллелизму поэтического текста соответствует повтор одной и той же попевки в музыкальном тексте, образуя таким образом «мелодическую эпифору»: например, смежные и тождественные по грамматической и семантической структуре строки I—II завершаются одной и той же попевкой с архетипом мережа (Ь).

Далее, в разделе С выделяется попевка с архетипом кулизма (е); распетые ею слова — человеколюбие, молитва, милость — являются смысловой основой данного раздела, заключающейся в молитвенном прошении, обращенном к святителю.

Наконец, фигуры обращения, представленные в строках V («... приидете... празднуемо...») и XV («...просим получити...») закреплены в музыкальном тексте одинаковой последовательностью из трех попевок: хамила (с) — поворотка (ста-тия светлая) (ё) — кулизма средняя (е).

В трех других песнопениях подобных примеров гораздо меньше. Это обусловлено меньшим количеством риторических приемов в самих поэтических

текстах. Такая зависимость тоже может рассматриваться как показательная. Тем не менее обращает на себя внимание славник 6-го гласа «Яко светозареная звезда», в котором основное содержание текста — святость митрополита Филиппа, — заключенное в трех поэтических колонах («Всеблаженне Филиппе присно-памятне» — «Чистое же и нетленное тело свое» — «Исвятую и всечестную празднуешь память твою»), поддерживается повтором попевки — скачек

Таким образом, проведенный анализ подтвердил предположение, что соловецкая редакция службы митрополиту Филиппу представляет собой образец оригинального гимнотворчества иноков Соловецкого монастыря в плане как поэтического, так и музыкального текстов. Соловецкое происхождение вербального текста, атрибутированное ранее А. Е. Косицкой игумену Соловецкого монастыря Иакову, подтверждается содержанием стихир, несомненно раскрывающим события из истории Соловецкой обители и факт особого почитания в ней святителя Филиппа, внесшего огромный вклад в развитие монастыря.

В свою очередь вербальный и музыкальный тексты тесно взаимосвязаны между собой как на уровне поэтики, так и на уровне структурных закономерностей. Несмотря на то что музыкальный текст песнопений, безусловно, написан в канонических традициях знаменного распева, в нем присутствуют приметы «индивидуальной» трактовки музыкально-поэтической формы. Наиболее яркий пример — славник на «Господи, воззвах» 8-го гласа «Радуися и веселися честная киновия». Особая «праздничность» песнопения подчеркивается обилием входящих в его состав мелизматических формул, что делает его мелодически более украшенным и торжественным. Но главной приметой здесь является тесное взаимодействие музыкального текста с поэтическим, свидетельствующее о том, что мелодические формулы знаменного распева, принципы их комбинирования и местоположение в общей композиции песнопения несомненно определялись содержательной стороной стихиры. Все это дает возможность говорить о том, что по меньшей мере это песнопение является «авторским» не только с точки зрения поэтического текста, но и с точки зрения его музыкального воплощения. Этим автором мог быть неизвестный клирошанин Соловецкого монастыря и, учитывая синкретичность средневекового гимнографического творчества, даже сам игумен Иаков. Однако последнее предположение требует поиска в дальнейшем более весомых доказательств.

Приложение 1

Список рукописей, включающих в свой состав песнопения службы митрополиту Филиппу

Рукописи знаменной нотации РГБ. Ф. 379 (Д. В. Разумовский). № 64.1. Рукопись 50-х гг. XVII в. ТА. № 96. Рукопись 1661 г. ГИМ. Муз. 1366. Рукопись 3-й четверти XVII в. РНБ. Солов. 690/754. Рукопись 1678-1679 г. ГПНТБ. Тих. 460. Рукопись 1670-х гг. РНБ. Капелла О.4. Рукопись 70-х г. XVII в. РНБ. Солов. 621/663. Рукопись 1690 г. РНБ. Солов. 618/639. Рукопись 1692 г. РГБ. Ф. 379 (Д. В. Разумовский). № 58. Рукопись кон. XVII в. РНБ. Солов. 690/772. Рукопись кон. XVII — нач. XVIII в. РНБ. Солов. 690/761. Рукопись до 1703 г. РНБ. Вяз. Q. 214. Рукопись нач. XVIII в. РНБ. Кир.-Бел. 670/927. Рукопись нач. XVIII в. БАН. Калик. 135. Рукопись 1790-х гг., 1830-х гг. БАН. Друж. 955 (484). Рукопись нач. XIX в. БАН. Поморск. 19. Рукопись нач. XIX в. БАН. Поморск. 22. Рукопись 1810-х гг.

БАН. Тек. пост. 274. Рукопись 1810-х гг., кон. XIX — нач. XX в. БАН. Чуван. 24. Рукопись 1810-х гг. БАН. Чуван. 195. Рукопись 1810-х гг. БАН. Вятск. 18. Рукопись 1820-х гг.

Трезвоны. — М.: Тип. при Преображенском богадельном доме, б. г. [1910-е гг.].

Нотолинейные рукописи РНБ. Солов. 691/789. Рукопись кон. XVII в. РНБ. Солов. 691/790. Рукопись 1705 г. РНБ. Солов. 622/671. Рукопись нач. XVIII в. РНБ. Солов. 691/787. Рукопись нач. XVIII в. РНБ. Солов. 691/792. Рукопись нач. XVIII в. РНБ. Солов. 1193/1306. Рукопись нач. XVIII в. РНБ. Солов. 1193/1307. Рукопись нач. XVIII в. РНБ. Солов. 1193/1316. Рукопись нач. XVIII в. ЗНБ СГУ. Инв. № 2852. Рукопись 1-й пол. XVIII в. РНБ. Солов. 1193/1314. Рукопись 1-й пол. XVIII в.

Приложение 2

Песнопения службы свт. Филиппу митрополиту Московскому и всея Руси, в соловецкой редакции (по списку ТА. № 96)

Нотный пример 1

Славник на великой вечерне, глас 8 «Радуися и веселися честная киновия»

«I «У I. s # "а- "ч S х- /

Ра_ду_и_ся и ве_се_ли_ся че_стна_я ки_но_ви_я £.- а** i' n S v yfl л /

Све_тло то_рже_ству_и Хри_сто_ва церкви ii а** а- i/5 /1 г" а- /-/"л s я л /

Со_ во_купль__ше_ся ли_ку_ и бо_го_зва_нно_е ста_до

/-' 0: /-' а- /f- я \ /-' i- а*"'а- -? а- f 1- n я л

Де_ не_сь со_зы_ва_ет на_со а_рхи_е_ре_я все_ми_рно_е то_рже_ство а а \ п" х- я f n ^ и4 a»/'*^ n л л

При_и_де_ те у_бо све_тло пра_здну_е_мо в па_мя_ти е_го гла_го_лю_ще а а «0 /-' 1 i а а» -<*- n/& :: /-'

Ра_ду _и_ ся свя_ти_те_лю бла_го_че_сти_я

f Л -и* ^ «7 1" а** о / /

Я_ко ри_зо_ю му_же_ством ду_хо_вным о_блек е_си се_бе

а а « м v- п «7 а а 1-' а 1ч n'

Ра_ду_и_ся ни_зло_жи__вы_й су_ро_вство го_рда_го ✓<"« а- 1 x л 1 ,"'а*"а .'v

Си_ло_ю да_нно_ю ти от Е_ди_на_го Бо_га_а_а_а_а а а xt-'/'s 0/' я а5® а- а n

Ра_ду_и_ся ско_рбя_щи_мо ду_ше_ю

i« ^ а n /i' n я / а-14/^ .1 л а* « ^ /

Бо_же_стве_нно_е у_те_ше_ни_е и о_би_ди_мы_мо_о_о_о_о за_сту_пе_ни_че v- ■? 1 и® а- 1t-' <у 0 <* -1

И всем ве_рным бла_го_у_ти_шно_е при_ста_ни_ще i. \ / S- i. t S Х-

Те_е_е_мже_е_е_е о_бсто_я_ще все_че_стну_ю ти ра_ку п- у А. 1Ч "> N -п if А* ^ /-f:

Лю_бе_зе_но о_бло_бы_за_е_мо свя_ти_те_лю Фи_ли_и_ппе

n 1+ 1« а^ а- я S S :>' а- n л л

То_бо_ю про_сим по_лу_чи_ти бо_же_стве_нна_го че_ло_ве_ко_лю_би_я а- л' / щ а*- а** ata5® а- an «'

И тво_и_ми мо_ли_тва_ми ми_ру сми_ре_ни_е да_ро_ва_ти

а- я /<•" 1- \ я А / И ду_шам на_шим ве_ли_ю ми_лость.

Нотный пример 2

Славник на великой вечерне, глас 4 «Подобает царствующему граду Москве»

ti 'Л 1 я A N Л /

По_до_ба_етъ ца_рству_ю_ще_му гра_ду Мо_скве

I. Х- J (.- ^ V1 Л

Фи_ли_ппа ве_зде и_ме_ти а_рхи_е_ре_я И- А- A- iV А- И8 «J0 Я_ко не_ку_ю у_тварь ца_рску_ю (,. /fi S

И со_кро_ви_ще не_кра_до_мо

A А» 1ч И* А А А A А- И8 /■** -'А*8 А N я Л S

Всемъ по_да_ю_ща бо_га_тство спа_се_ни_я и_спо_ве_да_ни_емъ А- /(Г t- í> lА* А А А А- 1ч А*8 А Л ^ t"' л

И вся со_би_ра_ю_ща к со_е_ди_не_ни_ю пе_сне_и бо_го_леп_мыхъ А- А»8 А С- А N К не_му же во_зо_пи_ем 1Ч ,'<"*А А А А- 1ч А*8 N / Свя_ти_те_лю и и_спо_ве_дни_че

И8 А А- И8 «7 А N í / Мо_ли Хри_ста Бо_га о ду_шах на_ших.

Нотный пример 3

Славник на великой вечерне, глас 6 «Яко светозареная звезда»

V- - fi S ; N ,,>- А

Я_ко све_то_за_ре_на_я зве_зда

(,. i" í» J^8 A"* 1S S /7 /^/7

Гра_ду на_ше_му Мо_скве во _си__ялъ е_си

У_че_ньми сло_весъ тво_ихъ

«7 ^С tf i.'' 1» V. i.. /, //* /,

Все_бла_же_нне _Фи_ли_ппе при_сно_па_мя_тне. /-' ^ / # S S (:.'■' s¡* \ /-í" 1. yf- o s л a /

Ты и_ и_ и_ и_ и_ и _бо пре_му_дры_и про_по_ве_да_тель по_ка_за_ся .1 Л >*" ' И .1 A*8 -ÍV' ,1 / И_при_е_мникъ бла_го__че_сти_ю я_ви_ся

А ^

Лю_ди сво_я у_тве_ржа_я

«7 />/, /, i» //

И_сти_ннымъ у_че_ни_емъ Хрии_сто_во ста_до

(,» 1" 1« к1" (. 1-' Í, /А* 7> V.

Чи_сто_е же и_не_тле_нно_е сво_е те_ло

А- - N ,'ÍÍV«'

В че_стне_и ти ра_це А А . \¿ 1Ч S я А / Я_ко ут_варь мно_го_це_нну_ю

f \ /У ^ ч/ /

Во_о_би_те_ли сво_еи це_ркви пре_далъ е_си.

Т+ ИЧ- "ч р»8 И>1/'А» 14 /г А«' I. Х- -

Тем_же тя у_бла_жа_е_мо, со пса_лмы и_ и_ и_ и_ и_ и_ и_ пе_сне_ми.

7 ч*' А*8 А^ А'' А V- ^ А'' V*

И_свя_ту_ю и_все_че_стну_ю пра_здну_емъ па_мять тво_ю.

Нотный пример 4

Стихира по 50-м псалме, глас 8 «Апостолом ревнителя»

Пг у I. 1Ч N

А_по_сто_ло_мо ре_вни_те__ля

т ^ а» ^ л

Фи_ли_ппа пре_бла_же_на го А- / Л А / 0_тца и у_чи_те_ля

N гГ 1< - N /

Со_ше_до_ше_ся во_схва_ли_мо гла_го_лю_ще ; /' л И* N N л л /

Ра_ду_и_ ся свя__ти_те_лю тве_рды_и у_мо_ме 7т 1Ч 1 Ц Ъ ^ А А N АЛ? /-'

Бла_го_да_ти_ю и_сти_нно_ю о свя_ще_нне

I- * "А 1 И® л ^ N /' ^ »1 /

0_тню_ду_же и_при_я_те_ли_ще бы сте Ду_ха Пре_свя_та_го Л Ы л''I? I- А \ / •) 1Ч А*® А А-

И_ны_не спе_рво_свя_ти_те_ли пре_дсто_я пре_сто_лу Хри_сто_ву

л ^ N /' А- ч л л +

Мо_ли_ся при_сно о ра_бахъ сво_ихъ

Ключевые слова: митрополит Филипп, знаменный распев, гимнографический текст, поэтика, попевка, редакции, текстология.

Список сокращений

БАН — Библиотека Российской академии наук (Санкт-Петербург) ГИМ — Государственный Исторический музей (Москва)

ГПНТБ СО РАН — Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск) ЗНБ СГУ — Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского РГБ — Российская государственная библиотека (Москва) РНБ — Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург) ТГА — Государственный архив в г. Тобольске

Список литературы

Алексеева Г. В. Древнерусское певческое искусство: (Музыкальная организация знаменного роспева). Владивосток: Изд-во Дальневосточного гос. ун-та, 1983. Богословско-литургический словарь // Настольная книга священнослужителя: в 7 т. М.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изд-во Московской Патриархии, 1983. Т. 4. С. 645—792. Григорьев Е. А. Пособие по изучению церковного пения и чтения. Рига, 2001. Дергачева-Скоп Е. И., Ромодановская Е. К. Собрание рукописных книг Государственного архива Тюменской области в Тобольске // Археография и источниковедение Сибири. Новосибирск: Наука (Сиб. отд-ние), 1975. С. 121—122. Казанцева Т. Г. Певческие рукописи XVII—XX веков Государственного архива в г. Тобольске: каталог. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2016. Казанцева Т. Г. Соловецкий Стихирарь из фондов Государственного архива в г. Тобольске: к вопросу о личности писца // Духовная культура и общественная мысль России

в литературных и исторических памятниках XVI—XXI вв. Новосибирск, 2016. С. 3—20. (Археография и источниковедение Сибири. Вып. 35).

Косицкая А. Е. Первоначальная редакция службы на память митрополита Филиппа (Колычева) // Книжные центры Древней Руси. Книжное наследие Соловецкого монастыря / Рос. акад. наук; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). СПб.: Наука, 2010. С. 337—360.

Кручинина А. Н. Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII в. // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика): сб. статей / Санкт-Петербургская гос. консерватория. СПб., 2002. С. 46—150.

Кручинина А. Н. Песнопения равноапостольному великому князю Владимиру в русской певческой книжности XVI—XIX веков (источниковедение, текстология, поэтика) // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 5: По материалам конференции «Бражниковские чтения» 2008-2009 гг. СПб., 2011. С. 140-170.

Лобакова И. А. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.

Лозовая И. Е. Словесно-музыкальная композиция песнопений и риторическая традиция // Лозовая И. Е. Самобытные черты знаменного распева: дис. ... канд. искусствоведения. М., 1984. С. 26-40.

Лозовая И. Е. Столповой знаменный распев (2-я половина XV-XVII вв.). Формульная структура: Материалы к спецкурсу истории русской музыки XI-XVII вв.: учеб. пособие. М.: Науч.-издат. центр «Московская консерватория», 2015.

Певческие книги выголексинского письма. XVIII — первая половина XIX в. / сост. Ф. В. Панченко. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001 (Описания РО Библиотеки РАН. Т. 9. Вып. 1).

Певческие рукописи XVII-XIX веков: Каталог / Автор-сост. А. Г. Хачаянц; отв. ред. А. В. Зюзин, Н. А. Попкова. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2001 (Редкие книги Зональной научной библиотеки СГУ. Вып. 20).

Пиккио Р. Slavia Orthodoxa: Литература и язык / Отв. ред. Н. Н. Запольская, В. В. Калугин; ред. М.М. Сокольская. М.: Знак, 2003 (Studia Philologica).

Потемкина Н. А. Нотированные рукописи музейского собрания Государственного исторического музея (ГИМ). Рукопись.

Пуцко В. Святитель Филипп митрополит Московский и всея Руси в иконописи и лицевом шитье XVII в. // Альманах «Соловецкое море». 2007. № 6. URL: http://solovki. info/?action=archive&id=383 (дата обращения: 15.09.2016).

Рамазанова Н. В. «Русского светильника, Филиппа премудраго, восхвалим» (служба святому в источниках XVTI-XVTII вв.) // Рукописные памятники. Публикации и исследования. СПб.: РНБ, 1997. Вып. 4. С. 7-18.

Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI-XVn веков. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.

Рамазанова Н. В. Воспевание святителя Филиппа в музыкально-поэтическом творчестве соловецких иноков // Музыкальная археография: сб. ст. (Материалы международной научно-практической конференции) / сост. Н. В. Заболотная. М.: РАМ им. Гнесиных, 2013. С. 14-33.

Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М.: Изд. совет Русской Православной Церкви, 2008.

Тарановский К. Ф. О поэзии и поэтике / сост. М. Л. Гаспаров. М.: Языки русской культуры, 2000.

Филарет (Гумилевский), архиеп. Обзор русской духовной литературы. Харьков, 1859.

Шеховцова И. П. Гимн и проповедь: две традиции в византийском гимнографическом искусстве // Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика: Материалы научных конференций 1991, 1993, 1994 гг. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. С. 8-33.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Novosibirsk State Conservatory, 31 Sovetskaya Str., Novosibirsk,

Darya Kazantseva, Graduate Student,

2019. Vol. 34. P. 85-110

DOI: 10.15382/sturV201934.85-110

630099, Russian Federation dariaveretennikova@rambler.ru ORCID: 0000-0002-7030-0960

Poetics of the Hymnographic Text of the Service to St. Filipp, Metropolitan of Moscow, in Early Version from Solovki

D. Kazantseva

Abstract: Metropolitan Philip is one of the prominent figures in the history of Russian Orthodox Church. The development of hagiographic complex dedicated to him still poses certain questions. This article discusses problems associated with the date of his canonisation, history of formation of his Vita, time of compiling the service and its singing embodiment. At present, it is known that the singing copies of service to Metropolitan Filipp appear in the mid-17th century and are represented by several versions, i.e. the early and late ones from Moscow, as well as the one from Solovki. This article mainly deals with poetics of the hymnigraphic and musical texts of the sticheron on the 50th psalm and with slavniki of the service to St. Filipp, Metropolitan of Moscow, in the early Solovki edition according to the newly-found copy of 1661 from the State Archive in Tobolsk. The study of the structure of the liturgical text is based on the technique developed by R. Picchio. The analysis of the musical text follows traditions of poetics of Ancient Russian church singing and rhetoric established in Russian musical medieval studies. The study of verbal and musical components of the relevant chants allowed us to find the principles of the correlation on the level of compositional structures and rhetoric techniques. This, in turn, makes it possible to claim that this version is authentic and represents a specimen of original hymn-writing of monks of Solovki monastery.

Keywords: Metropolitan of Moscow and All Rus' Filipp, Zmamenny Chant, hymnographic text, poetics, melodic formula, edition, textology.

References

Alekseeva G. (1983) Drevnerusskoe pevcheskoe iskusstvo: Muzykal'naia organizatsiia znamennogo rospeva [Old Russian Art of Singing. Musical Structure of Znamenny Chant]. Vladivostok (in Russian).

Bogoslovsko-liturgicheskii slovar [Theological and Liturgical Dictionary] (1983), in Nastolnaia knigasviashchennosluzhitelia [Priest's Handbook], in 7 vols. Moscow (in Russian).

Dergacheva-Skop E., Romodanovskaia E. (1975) "Sobranie rukopisnykh knig Gosudarstvennogo arkhiva Tiumenskoi oblasti v Tobol'ske" [Collection of Manuscript Books of the State Archive of Tyumen' Region in Tobolsk]. in Arkheografiia i istochnikovedenie Sibiri [Archaeography and Source Criticism in Siberia]. Novosibirsk (in Russian).

Grigor'ev E. (2001) Posobie po izucheniiu tserkovnogo peniia i chteniia [Manual for the Study of Church Singing and Reading]. Riga (in Russian).

Kazantseva T. (2016) Pevcheskie rukopisi XVII—XXvekov Gosudarstvennogo arkhiva vg. Tobol'ske: katalog [Singing Manuscripts of the 17th — 20th Centuries of the State Archive in Tobolsk: Catalogue]. Novosibirsk (in Russian).

Kazantseva T. (2016) "Solovetskii Stikhirar' iz fondov Gosudarstvennogo arkhiva v g. Tobol'ske: k voprosu o lichnosti pistsa" [Solovetskiy Sticherarion from the State Archive of Tobolsk: On Personality of the Scribe], in Dukhovnaia kul'tura iobshchestvennaia mysl'Rossiiv literaturnykh i istoricheskikh pamiatnikakh XVI—XXI vv. [Spiritual Culture and Social Thought of Russia in Literary and Historical Monuments of the 16th — 21st Centuries]. Novosibirsk, pp. 3—20 (in Russian).

Khachaiants A., Ziuzin A., Popkova N. (eds.) (2001) Pevcheskie rukopisiXVII—XIXvekov: Katalog [Singing Manuscripts of the 17th — 19th Centuries]. Saratov (in Russian).

Kositskaia A. (2010) "Pervonachal'naia redaktsiia sluzhby na pamiat' mitropolita Filippa (Kolycheva)" [Initial Version ofthe Service for the Memory ofMetropolitan Filipp (Kolychev)], in Knizhnye tsentry Drevnei Rusi. Knizhnoe nasledie Solovetskogo monastyria [Centres of Booklore of Ancient Rus'. Book Heritage of Solovetskiy Monastery]. St. Petersburg, pp. 337360 (in Russian).

Kruchinina A. (2002) "Popevka znamennogo rospeva v russkoi muzykal'noi teorii XVII v." [Melodic Formula of Znamenny Chant in Russian Musical Theory of the 17th Century], in Pevcheskoe nasledie Drevnei Rusi (istoriia, teoriia, estetika) [Heritage of Ancient Russian Singing (History, Theory, Aesthetics)]. St Petersburg, pp. 46-150 (in Russian).

Kruchinina A. (2011) "Pesnopeniia ravnoapostol'nomu velikomu kniaziu Vladimiru v russkoi pevcheskoi knizhnosti XVI-XIX vekov (istochnikovedenie, tekstologiia, poetika)" [Chants to Saint Prince Vladimir in Russian Singing Booklore of the 16th — 19th Centuries (Source Criticism, Textology, Poetics)]. Drevnerusskoepesnopenie. Puti vo vremeni, 5. St. Petersburg, pp. 140-170 (in Russian).

Lobakova I. (2006) Zhitie mitropolita Filippa: Issledovanie i teksty [Vita of Metropolitan Filipp: Study and Texts]. St Petersburg (in Russian).

Panchenko F. (ed.) (2001) Pevcheskie knigi vygoleksinskogo pis'ma. XVIII — pervaia polovina XIX v. [Singing Books of Vygoleksinskoye Pis'mo. 18th — First Half of the 19th Centuries]. St. Petersburg.

Picchio R. (2003) Slavia Orthodoxa: Literatura i iazyk [Literature and Language]. Moscow (in Russian).

Putsko V. (2007) "Sviatitel' Filipp mitropolit Moskovskii i vsia Rusi v ikonopisi i litsevom shit'e XVII v." [St. Filipp, Metropolitan of Moscow and All Rus', in Icon-Painting and in Embroidery of the 17th Century]. Al'manakh "Solovetskoe more", 6 (available at http://solovki. info/?action=archive&id=383, 28.05.2019, in Russian).

Ramazanova N. (1997) "«Russkogo svetil'nika, Filippa premudrago, voskhvalim» (sluzhba Sviatomu v istochnikakh XVII—XVIII vv.)" ["Let us Praise the Russian Lantern, Filipp the Wise" (Service to the Saint in Sources of the 17th — 18th Centuries)]. Rukopisnye pamiatniki. Publikatsii i issledovaniia (St. Petersburg), vol. 4, pp. 7—18 (in Russian).

Ramazanova N. (2004) Moskovskoe tsarstvo v tserkovno-pevcheskom iskusstve XVI—XVII vekov [Tsardom of Moscow in the Art of Church Singing of the 16th — 17th Centuries]. St. Petersburg (in Russian).

Ramazanova N. (2013) "Vospevanie sviatitelia Filippa v muzykal'no-poeticheskom tvorchestve solovetskikh inokov" [Praising of St. Filipp in Musical and Poetic Art of Monks of Solovki], in N. Zabolotnaia (ed.) Muzykalnaia arkheografiia [Musical Archaeography]. Moscow, pp. 14— 33 (in Russian).

Shekhovtsova I. (1994) "Gimn i propoved': dve traditsii v vizantiiskom gimnograficheskom iskusstve" [Hymn and Sermon: Two Traditions in Byzantine Hymnographic Art], in Muzykalnaia kul'tura pravoslavnogo mira: traditsii, teoriia, praktika: Materialy nauchnykh konferentsii 1991, 1993, 1994 gg. [Musical Culture of Orthodox World: Traditions, Theory, Practice. Proceedings of Conferences of 1991, 1993, 1994]. Moscow. Pp. 8-33 (in Russian).

Spasskii F. (2008) Russkoe liturgicheskoe tvorchestvo [Russian Liturgical Art]. Moscow (in Russian).

Taranovskii K. (2000) Opoezii ipoetike [On Poetry and Poetics]. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.