Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 91 Tomsk State University Journal of History. 2024. № 91
Научная статья
УДК 821.161.1'04.09:271.22-87
doi: 10.17223/19988613/91/16
Сибирские епархиальные собрания Русской Православной Церкви: новые материалы к библиографии синодальных кириллических изданий
Антон Николаевич Коваленко1, Василий Вячеславович Подопригора2, Инна Александровна Шилова3, Алексей Александрович Юдин4
12• 3 4Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия 1 kovalenko@gpntbsib. ru 2 [email protected] 3 [email protected] 4 yudin@gpntbsib. ru
Аннотация. Представлены предварительные итоги археографической работы в сибирских епархиальных (приходских, семинарских, музейных) библиотеках РПЦ Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Объектом исследования стали книги кириллической печати XVIII-XX вв., изданные в типографиях, находившихся в ведении Святейшего Синода (Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Почаева, Чернигова). Многие из них ранее не были учтены в научных и справочных работах, что существенно расширяет представление о репертуаре и объеме синодальных изданий, хранящихся в Новосибирской области и на Алтае. Ключевые слова: археография, библиография, книги кириллической печати, синодальные издания, епархиальные книжные собрания, Русская Православная Церковь
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 23-28-01495 «Книги кириллической традиции сибирских епархиальных собраний Русской Православной Церкви: изучение и сохранение культурного наследия».
Для цитирования: Коваленко А.Н., Подопригора В.В., Шилова И.А., Юдин А.А. Сибирские епархиальные собрания Русской Православной Церкви: новые материалы к библиографии синодальных кириллических изданий // Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 91. С. 135-142. doi: 10.17223/19988613/91/16
Original article
Siberian Diocesan Book Collections of the Russian Orthodox Church: New Materials for the Bibliography of Synodal Cyrillic Editions
Anton N. Kovalenko1, Vasilii V. Podoprigora2, Inna A. Shilova3, Aleksei A. Yudin4
12 3• 4State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, Russian Federation 1 kovalenko@gpntbsib. ru 2 [email protected] 3 [email protected] 4 yudin@gpntbsib. ru
Abstract. The article contains preliminary results of archaeographic research of Siberian diocesan (parish, seminary, and museum) libraries of the Russian Orthodox Church in Novosibirsk Oblast, Altai Krai, and Altai Republic. The object of study are the books of Cyrillic print of the 18th - 20th centuries published by the printing houses of Moscow, Saint Petersburg, Kiev, Pochaiv and Chernigov and administered by the Holy Synod. The purpose of the research is to reveal, identify and characterize synodal editions of the 18th - 20th centuries located in the book collections of diocesan libraries in these regions.
The novelty of the study is due to the fact that the book collections of the libraries of churches and museums of the Russian Orthodox Church for a long time remained practically outside the archaeographic routes of Novosibirsk researchers. According to the established tradition, attention was paid mainly to manuscript and early printed booklore that existed in the Old Believers' milieu.
During the archaeographic survey of the diocesan book storages of the Russian Orthodox Church, about 270 editions of the 18th-20th were identified: the Holy Scriptures of the Old and New Testaments, liturgical, hymnographic, reading, polemical and educational literature. It was found that many of these books had not previously been taken into account in scientific publications and catalogues, which made it possible to significantly expand the idea of the repertoire and content of synodal editions stored in Novosibirsk Oblast and Altai.
© А.Н. Коваленко, В.В. Подопригора, И.А. Шилова, А.А. Юдин, 2024
The study identifies some rare and even unique examples of synodal editions. For example, an exemplar of the Eucholo-gion (Moscow, Synodal Publishing House, 1770), discovered in Barnaul, was defined in the catalogue of A. Guseva as a "wanted edition".
The study of provenance of book exemplars (records, stamps, bookplates) allowed us to obtain valuable information about their belonging to the church and monastery libraries of different provinces and cities of the Russian Empire, such as the Alexander-Svirsky Monastery, Minusinsk nunnery, Holy Trinity church in the city of Buzuluk of Samara diocese, etc. The analysis of ownership signs revealed the main ways of forming diocesan libraries: gifts and contributions "to commemorate the souls" of clergy and parishioners; receipts from other church and monastery libraries, often lost their integrity due to the destruction of church buildings themselves; receipts from libraries of pre-revolutionary educational institutions, due to specifics of the repertoire of synodal editions not in demand after the revolution. Keywords: archeography, bibliography, books of cyrillic printing, synodal publications, diocesan book collections, Russian Orthodox Church
Acknowledgements: The research was carried out with the financial support of the Russian Science Foundation, project no. 23-28-01495 "Books of the Cyrillic Script in Siberian Diocesan Repositories of the Russian Orthodox Church: Study and Preservation of the Cultural Heritage".
For citation: Kovalenko, A.N., Podoprigora, V.V., Shilova, I.A., Yudin, A.A. (2024) Siberian Diocesan Book Collections of the Russian Orthodox Church: New Materials for the Bibliography of Synodal Cyrillic Editions. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 91. pp. 135-142. doi: 10.17223/19988613/91/16
Цель данного исследования - выявление, идентификация и характеристика синодальных изданий XVIII-XX вв., находящихся в собраниях епархиальных библиотек на территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Новизна работы обусловлена тем, что книжные собрания библиотек храмов и музеев Русской Православной Церкви долгое время оставались фактически вне археографических маршрутов новосибирских исследователей, так как по сложившейся традиции внимание уделялось преимущественно рукописной и старопечатной книжности, бытовавшей в старообрядческой среде [1, 2].
В ходе археографического обследования епархиальных собраний РПЦ в указанных регионах в 2023 г. нами было выявлено 270 экземпляров изданий XVIII - начала XX в., напечатанных в типографиях, находившихся в ведении Святейшего Синода. Безусловно, главными центрами кириллической печати в этот период являлись Московская и Санкт-Петербургская синодальные типографии, однако часть выявленных книг составили издания Киево-Печерской лавры, Почаевской Успенской лавры, Свято-Троицкого Ильинского монастыря в Чернигове. Жанровая специфика книг напрямую связана с репертуаром изданий названных типографий: Священное Писание Ветхого и Нового Завета, богослужебная, гимнографическая, четья, полемическая и учебная литература.
В ходе исследования было выявлено 30 изданий XVIII в., самые ранние из которых - Триодь цветная (Москва, 1731 [3. № 1650]) и Триодь постная (Москва, 1742 [3. № 1629]). Типологически все обнаруженные издания XVIII в. можно разделить на несколько категорий. Большую часть составляют литургические книги: Псалтирь с восследованием (Чернигов, 1763; М., 1788 и др.), Евангелие (М., 1786; 1791), Апостол (М., 1759), Требник (М., 1770), Служебник (М., 1777), Триодь цветная и постная (см. выше), Типикон (М., 1791), Октоих (Ч. 2. М., 1777), Анфологион (М., 1755), различные издания служебных миней и др.). Помимо служебных книг в репертуаре выявленных изданий XVIII в. представлена четья учительная литература -
труды проповедников и церковных деятелей эпохи: первое российское издание сборника «Добротолюбие» в переводе Паисия Величковского (М., 1793), издания сочинений духовных писателей XVTI-XVTII вв.: митр. Исайи Копинского («Алфавит духовный» (СПб., 1782), свт. Димитрия Ростовского («Жития святых» (Кн. 2 (декабрь-февраль). М., 1789, 6-е изд.; Кн. 4 (июнь-август). М., 1796, 7-е изд.), сборник «Собрание разных поучительных слов» Гедеона (Криновского) (Ч. 1. М., 1760), «Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни» Гавриила (Петрова) и Платона (Левшина) (Ч. 1-3. М., 1777), Псалтирь с толкованием (Киев: тип. Киево-Печерской Успенской лавры, 1781) и др. Кроме того, обнаружены книги катехетического жанра (Петр Могила. Православное исповедание веры. М., 1744) и полемические произведения (Стефан Яворский. Камень веры. М., 1749).
Зафиксированы редкие уникальные экземпляры синодальных изданий, которые восполняют имеющиеся в настоящее время лакуны в современных библиографических описаниях печатных книг кириллической традиции XVIII-XIX вв. Например, в собрании Музея истории Православия на Алтае был обнаружен экземпляр Требника (М.: Синодальная типография, 1770), обозначенный в каталоге А.А. Гусевой как «разыскиваемое издание» [3. С. 418. № 1590]. Как сообщает А.А. Гусева, тираж издания составил 2 400 экземпляров, о его выходе известно из так называемых «Третных ведомостей Московской Типографской Конторы об исполненных и начатых печатных работах» (12.05.1770 / 27.01.1771) (Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшаго Правительствующа-го Синода. Т. 50. СПб., 1914, № 201/37) [3. С. 418].
В выходных сведениях, публикуемых на первом ненумерованном листе, указано, что книга была напечатана в Москве, «повелением... императрицы Екатерины Алексеевны», при наследнике Павле Петровиче, «благословением же Святейшаго Правительствующаго Синода» в мае 1770 г. Требник имеет формат in octavo, в барнаульском экземпляре отсутствует 19 листов. Можно предположить, что издание содержало 376 ли-
стов: во-первых, такое количество восстанавливается из листовой формулы и учета всех утрат; во-вторых, типологически близкое издание Московской Синодальной типографии 1773 г. также имеет 376 листов (см.: [3. С. 418. № 1591]. Поскольку барнаульский Требник является единственным на данный момент известным экземпляром разыскиваемого издания 1770 г., публикуем его описание (см. Приложение).
А.А. Гусева указывает, что в московской Синодальной типографии спустя три года вышло другое издание Требника, которое известно только в трех экземплярах (два хранятся в РГБ и один Ярославском музее-заповеднике) [3. С. 418. № 1591]. Согласно библиографическому описанию, оба издания очень близки: они имеют одинаковый формат и, вероятно, одинаковое количество листов; кроме того, в одной и той же части книг использованы в качестве орнамента наборные украшения; сходное расположение в тексте книги имеют упоминания императрицы и великого князя. Однако есть различие в именах тередорщиков и номерах станов; при одинаковом наборе литер различаются номера станов: в издании 1770 г. - «16» и «8», а в издании 1773 г. с теми же литерами другие цифры - «6» и «8». Такая разница вызывает вопрос, не могла ли кириллическая цифра «10» «уйти» в корешок и не просматриваться в известных экземплярах Требника 1773 г.?
Работа в разных книжных собраниях, как государственных, так и церковных, позволяет собрать материал для идентификации дефектных изданий в книжных коллекциях, которые археографам еще предстоит изучить. Это было особенно важно до появления совсем недавно вышедшего сводного каталога кириллических изданий XIX - начала XX в. А.А. Гусевой [4]. Однако и нововышедший каталог в связи с его незавершенностью (он был издан уже после кончины Александры Алексеевны) не всегда может помочь в точной атрибуции той или иной книги. Так, в музее при храме в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской на Святом источнике Новосибирской епархии нами было выявлено издание Службы иконе Иверской Богоматери, однако отсутствие титульного листа и цветной литографии с изображением иконы затруднило определение точной даты выхода книги, не была она найдена и по новому каталогу. К слову, в цифровой копии этого же издания, представленной на официальном сайте ГИМ, также нет выходных данных и изображения иконы, поэтому в описании московского экземпляра он датируется концом XIX - началом XX вв. [5]. В Барнауле было обнаружено такое же издание, сохранившееся полностью, что позволило датировать и книгу из Новосибирской области 1901 г. [4. № 4214].
В ходе камеральной археографической работы в епархиальных собраниях удалось также выявить ряд изданий, не отраженных в новейшем каталоге кириллических изданий XIX - начала XX в. Большую часть составляют книги Священного Писания, в первую очередь Евангелия: два издания Синодальной типографии в Москве (V.1879. 2°. 356 л.; II.1903. 2°. 4 литографии. 386 л.), одно - в Санкт-Петербурге (1912. 364 с.) и два издания Типографии Киево-Печерской Успенской Лавры (Ш.1900. 4°. 236 л.; XII.1903. 2°. 326 л.), а также Новый Завет
Господа нашего Иисуса Христа (Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1892 (VI.7400). 8°. 432 л.). Три издания Псалтири: два московской Синодальной типографии (1835. 2°; XI.1915. 4°. 192 л.) и киевское (Киев: Тип. Киево-Печерской Успенской лавры, XII.1903. 2°. 326 л.). Удалось также выявить ряд не учтенных в каталоге А.А. Гусевой изданий богослужебных книг: Октоих, сиречь осмогласник (Почаев: Тип. Почаево-Успенской лавры, VI.1864. 2°), Триодь цветная (Пен-тикостарион) (М.: Синодальная тип., II.1902. 2°. 276 л.), Требник в двух частях. Часть первая (М.: Синодальная тип., II.1915 (7423). 8°. 331 л.). Стоит упомянуть нотное издание: Аллеманов Д. Песнопения годового круга богослужение обычнаго напева. С приложением «Теория и практика церковнаго осмогласия обычнаго напева» (М., 1907. 2°. 146 с.). Также отметим издания акафистов: Акафист святому священномученику Антипе, епископу Пергамскому. 4-е изд. (М.: Синодальная тип., 1902. 31 с.) в составе сборника-конволюта акафистов; Акафист с[вя]тей равноап[о]с[то]льней Марии Магдалине. 2-е изд. (М.: Изд. А.Д. Ступина (Синодальная тип.), 1900. 24 л.).
При исследовании ряда изданий были выявлены небольшие отличия с их описанием в каталоге А.А. Гусевой по экземплярам РГБ. Например, экземпляр Требника (М.: Синодальная тип., 1911 (X.7420)) обнаруживает несоответствие листовой формулы с описанным Гусевой экземпляром [4. № 4897]. Другой пример -Страдание святаго великомученика Феодора Тирона (заимствовано из Минеи-Четьи). 2-е изд. М.: Синодальная тип., 1894, отличающееся от известного по каталогу [4. № 3838] в верстке текста: в экземпляре РНБ л. 20 указан как пустой.
Помимо выявления и идентификации изданий был проведен анализ владельческих примет: штампов, экслибрисов и записей, содержащихся в книгах. В результате были получены ценные сведения о существовании церковных библиотек, утративших целостность в связи с различными драматическими событиями российской истории XX в. Исчезновение епархиальных библиотек зачастую было связано с разрушением самих церковных и монастырских строений; в этом случае, как правило, никакой информации о составе и судьбе этих библиотек не сохранялось.
Например, издание «Акафиста преподобному и бо-гоносному Александру игумену Свирскому чудотворцу» (СПб., 1900) из барнаульского епархиального собрания, судя по штампу, принадлежало библиотеке Минусинского Покровского женского монастыря, основанного в 1915 г. [6. С. 75]. Одним из ярких событий в жизни монастыря стало появление в начале 1920-х гг. духовника и настоятеля церкви тогда уже преобразованного в сельскохозяйственную коммуну монастыря архим. Димитрия (Вологодского) (1865-1937) [7. С. 334]. В советское время монастырь был разрушен, о судьбе монастырской библиотеки ничего не известно. В этих обстоятельствах найденный экземпляр Акафиста является важным свидетельством того, что такая библиотека существовала, а содержащиеся в ней книги читались и использовались насельницами в молитвенном обиходе. На с. [3] алтайского экземпляра акафиста есть
владельческая запись одной из монахинь «послушницы / Гавршлы» (фиолетовыми чернилами), а также штамп «Въ память / строгого Батюшки» на обложке книги.
Еще один пример экземпляра из утраченной церковной библиотеки - декабрьский том четьих-миней свт. Димитрия Ростовского (переиздание начала XX в.) из барнаульского епархиального собрания с владельческой записью, свидетельствующей о нахождении этой книги под номером 37 в библиотеке Свято-Троицкой церкви города Бузулука Самарской епархии. Известно, что эта церковь была построена в 1830-1840-е гг. и разрушена в 1930-х гг.
Назовем также экземпляр Минеи дополнительной (СПб., 1909) из барнаульского епархиального собрания со штампом, указывающим на принадлежность книги другой утраченной церковной библиотеке: «Николаевской цер. с. Тундрихинскаго Барнаульск. уЬз. Томск. Епар.» (по кругу) (рис. 1). Известно, что деревянная од-нопрестольная Николаевская церковь в селе Тундриха Барнаульского уезда Томской епархии была построена в 1910 г. [8. С. 353] и закрыта в 1930-х гг. О судьбе этого книжного приходского собрания также ничего не известно.
Рис. 1. Штамп Николаевской церкви в с. Тундриха Барнаульского уезда Томской епархии
Целую группу изданий, хранящихся в сибирских епархиальных книгохранилищах, составляют книги из библиотек учебных заведений, действовавших в дореволюционный период. Например, экземпляр Триоди цветной (М., 1902) со штампом Фундаментальной библиотеки Ялуторовской 4-классной женской учебной семинарии, содержащий номер книги по хронологическому каталогу (№ 513) и систематическому каталогу (№ 10) (рис. 2), экземпляр Октоиха (М., 1906) из библиотеки Барнаульской мужской гимназии.
Рис. 2. Штамп Фундаментальной библиотеки Ялуторовской 4-классной женской учебной семинарии
Назовем также издание Псалтири, напечатанное в Синодальной типографии в конце XIX - начале XX в., из музея одного из храмов Новосибирской области со штампом фундаментальной библиотеки Басманного 4-классного городского училища [9. С. 32]: «Басманное 4-х-клас. / Городское Училище / Фундаментальная / библютека».
Важной составляющей епархиальных книжных собраний являются книги из личных библиотек священнослужителей, купцов, крестьян, пожертвованные ими «на помин души», отданных в дар и т.д. Эти книги охватывают самый широкий хронологический период: от XVIII в. до современности.
Например, в одном из изданий Алфавита духовного XVIII в. (СПб.: Синодальная тип., 1782) из собрания Новосибирской православной духовной семинарии сохранились две владельческие скорописные записи: «Сия книжица мещанина Ларивона Куделина» и «Сия книга города Александрова купца Лариона Куделина куплена во граде Ростове». Можно предположить, что данный экземпляр принадлежал содержателю кузницы в городе Александрове Владимирской губернии Лари-ону Куделину [10].
Представители купеческого сословия также жертвовали книги для церкви. Так, на экземпляре майской минеи XIX в. из барнаульского епархиального собрания имеется запись-скрепа: «Во Святую // Александра // Свирскую // Обитель // Принесена // отъ купца // Александра // Алексеевича // Дурдина // С.П. Бургъ// 21 Генв. 1857 г.» (л. 1-11). Из нее следует, что книга была пожертвована в Александро-Свирский монастырь купцом Дурдиным в 1857 г.
Владельцем книги был, вероятно, купец Александр Алексеевич Дурдин - младший брат знаменитого родоначальника купеческой династии, занимавшейся производством пива и других напитков в Санкт-Петербурге и Рыбинске в XIX - начале XX в., Ивана Алексеевича Дурдина. В исследовательской и научно-популярной литературе в основном содержатся сведения об Иване Алексеевиче и его потомках, тогда как о его младшем брате сведений почти нет. Известно только, что Александр Алексеевич сначала состоял при капитале старшего брата, но позже отделился и начал свое дело [11. С. 252].
Рассматриваемый экземпляр майской Минеи уникален и другой своей владельческой приметой: на форзацных листах он содержит гравированный книжный знак с вензелем «АН» под императорской короной. Это экслибрис Александра II, зафиксированный во многих справочниках и имеющий 20 разновидностей [12]. Принадлежность экземпляров библиотеке императорской семьи выдает также переплет с позолоченным бордюрным тиснением и суперэкслибрисом в среднике: двуглавый орел со скипетром и державой. Вероятно, в библиотеку Александра II Минея попала уже после 1857 г. из Александро-Свирской обители. Можно предположить, что в Барнаул поступил целый комплект служебных миней, так как в епархиальном собрании этого города был обнаружен еще один экземпляр Минеи за июль, имеющий тот же экслибрис и сходный переплет.
Книги из личных библиотек пополняли епархиальные собрания не только по воле их владельцев, но и в силу трагических событий. Такие экземпляры с владельческими записями подчас приобретают культурно-историческую ценность в связи с обстоятельствами судьбы их владельцев. В качестве примера приведем экземпляр Требника из собрания Церковно-историчес-кого музея при храме в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской на Святом источнике, изданного в московской Синодальной типографии в 1911 г. В нем сохранилась владельческая запись священномученика Новосибирской епархии, протоиерея Николая Ермолова (1874-1937), погибшего в Искитимском штрафном лагере (СибЛАГе), который действовал с 1929 по 1956 г.
Помимо владельческой записи («Села Ордынска протоиерей Николай Ермоловъ») в книге также есть читательские пометы, скорее всего сделанные рукой самого священномученика Николая на полях текстов отдельных последований (Чине Крещения, Каноне молебном на исход души, Последовании погребения мирских человек и в Изъявлении нужнейших правил из Номоканона). О Николае Ермолове сохранилось крайне мало достоверных сведений, поэтому данный экземпляр имеет важное значение для сохранения памяти о новосибирском новомученике.
Таким образом, анализ провениенций (записей, штампов, экслибрисов) экземпляров книг синодальной печати позволил выявить основные пути формирования епархиальных библиотек. Это дары, пожертвования и вклады «на помин души» священнослужителей и прихожан, поступления из других храмовых и монастырских библиотек, часто утративших свою целостность в связи с уничтожением самих церковных строений, поступления из библиотек дореволюционных учебных
заведений, в силу специфики самого репертуара синодальных изданий не востребованных после революции.
В ходе исследования были выявлены ранее неизвестные экземпляры синодальных изданий ХУШ-ХХ вв., среди которых одно разыскиваемое издание Требника 1770 г. и ряд служебных книг конца XIX - начала XX в. Идентифицированы экземпляры ныне утраченных церковных и монастырских библиотек разных губерний и городов Российской империи: Александро-Свирского мужского монастыря, Минусинского женского монастыря, Свято-Троицкой церкви г. Бузулука Самарской епархии и др. Особый интерес представляют владельческие записи, например содержателя кузницы в г. Александрове Владимирской губернии Лариона Куделина на издании «Алфавита духовного» 1782 г., купца Александра Алексеевича Дурдина на экземпляре майской служебной минеи XIX в., новомученика Новосибирской епархии, протоиерея Николая Ермолова (18741937) на Требнике 1911 г.
Епархиальные собрания Новосибирской области и Алтая хранят целый пласт кириллической книжности, составляющий важную часть культурного наследия России. Полученные сведения позволяют рассматривать эти книжные собрания как важнейший источник для дополнения библиографии кириллических изданий, выходивших в течение XVШ - начала XX в. в типографиях, подведомственных Святейшему Синоду. Также они являются ценным источником как для книговедческих исследований, связанных с реконструкцией утраченных или рассеянных по различным хранилищам России церковных библиотек (приходов, учебных заведений и личных книжных собраний священнослужителей), так и для культурно-исторических разысканий, касающихся частной судьбы владельцев книг.
Список источников
1. Дергачева-Скоп Е.И., Покровский Н.Н. Задачи археографического изучения Сибири // Пути изучения древнерусской литературы и пись-
менности. Л. : Наука, 1970. С. 171-178.
2. Дергачева-Скоп Е.И., Бородихин А.Ю. О сводном каталоге рукописей, старопечатных и редких книг собраний Сибири и Дальнего Востока //
Информационный бюллетень РБА. СПб., 2013. № 66. C. 112-118.
3. Гусева А.А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их
идентификации. М. : Индрик, 2010. 1252 с.
4. Гусева А.А. Каталог изданий кирилловской печати 1801-1918 гг. из собрания НИО редких книг (Музея книги) Российской государственной
библиотеки. М. : Индрик, 2021. Т. 1. 464 с.; Т. 2. 400 с.
5. Муз. печ. 1050. Служба пресвятей Богородице, в честь и память явления чудотворныя ея иконы, нарицаемыя Иверския. кон. XIX - нач. XX в.в. //
Государственный исторический музей. URL: https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/7997177?fund_ier=647760263_647760305&index=35 (дата обращения: 20.10.2023).
6. Фёдоров И.Г. Несовершеннолетние насельники православных монастырей Енисейской и Красноярской епархии в досоветский период
(1861-1919 годы) // Исторический курьер. 2021. № 1 (15). С. 74-82.
7. Дворецкая А.П. Минусинское викариатство // Православная энциклопедия. М. : Православная энцикл., 2017. Т. 45. С. 334-336.
8. Кидяева Г.В. и др. Залесовское Причумышье : очерки истории и культуры. Барнаул : Изд-во Барнаул. гос. пед. ун-та, 2004. 531 с.
9. Список учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения (кроме начальных) по городам и селениям : составлен к 1-му января
1908 г. СПб. : тип. «Северъ», 1908. 78 с.
10. Ревякин В. Александровское купечество (продолжение) // Александровский Голос труда. 2019. 6 марта, № 10 (15114). С. 23.
11. Краско А.В. Петербургское купечество : страницы семейных историй. М. : Центрполиграф, 2010. 414, [2] с.
12. Зайцева И.И. Царскосельские императорские библиотеки. Вехи истории // Государственный музей-заповедник «Царское село». URL: https://www.tzar.ru/science/curatorsarchive/libraries (дата обращения: 20.10.2023).
Приложение
Описание новонайденного «разыскиваемого» издания XVIII в.
Требник. Москва: Синодальная типография, май 1770. [26 нояб. 1769 - 7 мая 1770].
8° (155 х 95). 357 листов.
Фолиация. [1] нн., 1-24, [25], 26-37, 39-127, 132-243, 257-369, [370], I форзацный = 357 л. Утрачено 19 листов: л. 38, 128-131 («Глава 14. Чин, егда слйчитсА вскорЬ больном^ дати причаспе»), 244-256, 371. Особенности: нумерация листов
в правом верхнем углу; край л. 25 оторван, колонцифра утрачена; л. [370] частично утрачен, колонцифра не просматривается; при обозначении лл. 70, 170, 270 использована буква «о» широкое (о), в остальных случаях - обычная буква «о» (на лл. 71-79, 171-179, 271-279); на л. 72 - дефект в наборе (литера «в» плохо пропечатана и расположена на 2 мм ниже, чем литера «о»); на л. 269 буква «с» пропечатана выше остальных.
Сигнатуры: 11+4 + 18 - 48 + [5]7 + 68 - 158 + 167 + [17]5 + 188 - 308 + 313 + 338 - 468 + 472 = 357 л. Нумерация тетрадей кириллическими цифрами в центре нижнего поля первого листа каждой тетради. Номер тетради 5 не сохранился, так как нижняя часть листа оторвана; лист с номером тетради 17 утрачен.
Печать: 17 строк на листе; в две краски. Кавычные глоссы на поле л. 54 с вариантами молитвенных прошений в женском роде: «м~ рлвл твоего» - «[ираб]*», «[тво]к>»; «нллсжлцмгад сл\* оузл»-«[надлежащего] "см [уза]», «м длр^й ём?» - « [и даруй] ей».
Орнамент: ломбарды, заставки 42 с 17 досок, 1 концовка, наборные украшения на л. [1] нн., [1] нн. об., 265 об., 266, 267 об., 268, 269 об., 270, 271 об., 272, 275, 313, 316 об., 323, 327 об., 330, 333 об.
Имена тередорщиков и номера станов (под наборной полосой, слева; корешковый сгиб: черной краской):
й / Т, л. 105/112 об., 113/120 об., 121/, 161/168 об., 169/176 об., 177/184 об., 185/192 об., 225/232 об., 233/240 об., 241/,
321/328 об., 329/336 об., 337/344 об., 345/352 об., 353/360 об., 361/368 об., 369/;
¿1 /Г л. вт. сч. 1 / 8 об., 9 / 16 об., /136 об., 137/144 об., 193/200 об., 201/208 об., 265/272 об., 289/296 об., 297/304 об.;
г1 /1 л. 17/24 об., 25/32 об., 145/152 об., 153/160 об., 209/216 об., 217/224 об., 273/280 об., 281/288 об., 305/312 об., 313/ 320 об.
На л. 33/40 об., 257 литеры не просматриваются.
На л. вт. счета [1] нн., 33, 58 об., 238 об. упомянута имп. Екатерина Алексеевна, на л. вт. сч. [1] нн., 33 об., 59, 239 - вел. князь Павел Петрович; на л. 240 об. вт. сч. - титул «императрица».
Записи:
На обороте верхней крышки переплета «<...> шла крупный снЬгъ» (железистые чернила, XIX в.).
На л. [1] нн. - «Троица Святая» над заставкой с изображением Троицы (железистые чернила, XIX в.).
На л. 1-2 вт. счета запись-скрепа - «Священника// Алексея !ван[ова]» (железистые чернила, начало XIX в.).
На л. 12, 16 об., 21, 22, [25], 26, 26 об., 27, 29, 30, 34, 36 служебные пометы красным химическим карандашом в текстах «Молитвы, о еже сотвори оглашеннаго», «Последования святаго Крещения» и «Молитвы, како младенца крестити в борзе».
Между л. 61 и 62 вложен рукописный лист из тетради в клетку с текстом для совершения таинства крещения, выполненным современной скорописью фиолетовыми чернилами.
В тексте месяцеслова записи поминального характера, выполненные железистыми чернилами: «и преподобныя / Марш» (29 октября, л. 313), «Дакова» (13 января, л. 322 об.), «[М]арiа / <...>» (17 февраля, л. 324 об.), «Марины, до<...>» (28 февраля, л. 325), «!улш» (16 июля, л. 338) и др.
Состав:
1) [Лист с выходными сведениями] - л. [1] нн. - [1] нн. об.:
«Во слАк№ стыл гдинос№щныл , жикоткорлщУл , и нердзд1ли- мыл трцы , 0цА , и Сна , и СТА™ Дха : Покел'нУемъ БЛгочгстик1йш'|'л Самодержак- н1йш'Гл Пглш;'|'л Гдрни НАшел I М П ё Р й Т Р 1 Ц Ы ёМТёР1НЫ ЙЛё^1ёВНЫ кегле Рюссш : при Насл1дник1 ё Ае , Блгок1рномъ Г Д р 1 Цесаревич' и Ве^комъ Кнз1 П Й V Л Ъ ПёТРОВИЧЪ БлгослокенУемъ же СТ'ишдгад Пракителсткйющагю ^НбДЙ : Н а п е ч А т а с л к н и г а с У л ТРёБНИКЪ , къ цртк8кщемъ келикомъ грАд1 Л\ос|;к'к : Вп1 л'1;гпс> (и соткорешл лнра , жън ■ (.) ржткА же по плоти Ега Олока ^«[чэ , 1мд1 кта г • Д\|'|л Л\аУа •»
2) «Описание глав с Богом святым адбдежагцихсА в требницЬ сем»1 - л. 1^1 первого счета.
3) «Глава 12. Молитвы в первый день, внегда родити женЬ отроча» - л. 1-3 второго счета (здесь и далее указаны листы второго счета).
4) «Глава 2. Молитва, во еже назнаменати отроча пр!емлющее има во осмый день рождешА своегад» - л. 3 об.-5.
5) «Глава 3. Молитвы женЬ родилницЬ по четыредесАтих днех». - л. 5 об.-10.
6) «Глава 4. Молитва женЬ, егда извержет младенца» - л. 10-11 об.
7) «Глава 5. Молитва, во еже сотворити адглашеннаго» - л. 11 об.-21 об.
8) «Глава 6. ПослЬдоваше святагад крегцешА» - л. 22-37 об.
9) [«И молитва святых крещенш вкратц^, какад младенца крестити в борзЬ, страха ради смертнагад»] - л. 39 (без начала; судя по оглавлению раздел должен был начинаться с л. 38, который утрачен).
10) «Предислов1е и сказаше, ад еже какад подобает быти духовник* и сказовати невозбраннад приходАщым к нем*» -л. 39об.^1.
11) «Глава 7. ПослЬдоваше ад исповЬданш» - л. 41-54.
12) «Глава 8. Молитва над разрешаемым ад запрещен1А» - л. 54-54 об.
13) «Глава 9. ПослЬдоваше бываемое ад адбр*ченш» - л. 54 об.-59.
14) «Глава 10. ПослЬдоваше вЬнчашА» - л. 59 об.-74.
15) «Глава 11. Молитва на разрЬшеше вЬнцев во осмый день» - л. 74-74 об.
16) «Глава 12. ПослЬдоваше ад двобрачном» - л. 75-83.
17) «Глава 13. ПослЬдоваше святагад елеа, пЬваемое ад седми священникадв, собравшихсА в церкви или в дом*» - л. 83 об-127 об.
18) «Глава 15. Канадн молебный ко Господ* нашем* Иисус* Христ* и Пречистой Богородиц^ Матери Господни при различены! д*ши ад тЬла всАкагад правовЬрнагад» - л. 132-139.
1 Здесь и далее текст цитируется в упрощенной графике, буква «ъ» в конце слов опускается, диакритические знаки не воспроизводятся, выносные буквы вносятся в строку, титла раскрываются; заглавные буквы и знаки пунктуации расставлены в соответствии с правилами современного русского языка.
2 Здесь и далее оглавление книги приводится с обозначением номера главы, указание на главу и ее номер в тексте отпечатано на левом либо правом поле (в зависимости от расположения начала раздела на обороте либо на лицевой стороне листа).
19) «Молитва w íepea глаголемаА на исход души» - л. 139 об.-140.
20) «Глава 16. ПослЬдоваше мертвенное м!рских тЬп» - л. 140 об.-166 об.
21) «Глава 17. Оуказ w провожденш оусопших на Святую Пасху и во всю Светлую недЬпю бываемый» - л. 166 об.-169 об.
22) «Глава 18. ПослЬдоваше мертвенное над скончавшимсА священником» - л. 170-213 об.
23) «Глава 19. Чин погребешА младенческаш» - л. 213 об.-228 об.
24) «Глава 20. ПослЬдоваше малаш адсвягцешА воды» - л. 229-243 об. (без окончания).
25) [«Глава 21. ПослЬдоваше шсвягцешА воды святых богоАявленш»] - л. 257-257 об. (без начала, название восстановлено по оглавлению, судя по которому раздел должен был начинаться с л. 244).
26) «Глава 22. Молитва на Рожество Христово сыншм духшвным» - л. 258-259 об.
27) «Глава 23. Молитва в началЬ поста СвятыА ЧетыредесАтницы» - л. 260-264 об. (в оглавлении неверно указано, что раздел начинается с л. 259).
28) «Глава 24. Молитва, во еже благословити брашна, МАса, во Святую и Великою недЬпю Пасхи». - л. 265-265 об.
29) «Глава 25. Молитва, еже благословити сыр и гаица» - л. 265 об.-266.
30) «Глава 26. Молитва в причащенш грозд1А, в 6 день avrycra» - л. 266-267.
31) «Глава 27. Молитва w приносАгцих начатки овощей» - л. 267-267 об.
32) «Глава 28. Молитва на адсноваше дому» - л. 267 об. - 268.
33) «Глава 29. Молитва, егда кто имать внити в дом нов» - л. 268-268 об.
34) «Глава 30. Молитва w копанш кладАЗА» - л. 269-269 об.
35) «Глава 31. Молитва над кладАзем новым» - л. 269 об.-270.
36) «Глава 32. Чин бываемый, аще слУчитса чесомУ скверному гаковУлюбо впасти в кладАзь водный» - л. 270-271 об.
37) «Глава 33. Молитва хотАгцему Шити в путь» - л. 271 об.-272.
38) «Глава 34. Молитва запрещалнаА святаш Васина над страждущими ® демонадв» - л. 272-273.
39) «Глава 35. Чин бываемый, аще слУчитса чесомУ скверном* или нечистом* hobw впасти в сосуд вша, или елеа, или меда, или инога чесогад» - л. 273 об.-275.
40) «Глава 36. Молитва w скверноАдших» - л. 275-275 об.
41) «Глава 37. Молитва над сосудом адскверншимсА» - л. 276.
42) «Глава 38. Молитва над пшеницею шскверншеюсА, или мукою, или видом нЬкшм» - л. 276 об.-277.
43) «Глава 39. Молитва над солгю» - л. 277 об.
44) «Глава 40. Молитва над сЬмйем» - л. 278-278 об.
45) «Глава 41. Молитва над гумном» - л. 279 (в оглавлении ошибочно указан л. 278).
46) «Глава 42. Из номоканадна нужднЬйших правил изАвлеше» - л. 279 об.-306 об.
47) «Глава 43. Соборник двунадесАти мЬсАцей» - л. 307-342 об.
48) «Глава 44. Ключ въкратцЬ с 208 лЬта w сотворешА всегад шра» [Пасхалия с 7208 (1700) по 7367 (1859) г.] - л. 343-348.
49) «Пасхалш азбУчнаА, зрАчаА и неисходнаА до конца вЬка» - лл. 348 об.-[370] об. Переплет: картон в коже, застежки утрачены.
Экз.: Музей истории Православия на Алтае (г. Барнаул), кп-П-436. Литература: [3. С. 418. № 1590].
References
1. Dergacheva-Skop, E.I. & Pokrovskiy, N.N. (1970) Zadachi arkheograficheskogo izucheniya Sibiri [Tasks of the archaeographic study of Siberia].
In: Likhachev, D.S. & Droblenkova, N.F. (eds) Puti izucheniya drevnerusskoy literatury ipis'mennosti [Ways of studying old Russian literature and writing]. Leningrad: Nauka. pp. 171-178.
2. Dergacheva-Skop, E.I. & Borodikhin, A.Yu. (2013) O svodnom kataloge rukopisey, staropechatnykh i redkikh knig sobraniy Sibiri i Dal'nego
Vostoka [On the union catalog of manuscripts, early printed and rare books from collections in Siberia and the Far East]. Informatsionnyy byulleten' RBA. 66. pp. 112-118.
3. Guseva, A.A. (2010) Svod russkikh knig kirillovskoy pechati XVIII veka tipografiy Moskvy i Sankt-Peterburga i universal'naya metodika ikh identifikatsii
[A collection of Russian books printed in Cyrillic style in the 18th century by Moscow and St. Petersburg printing houses and a universal method for their identification]. Moscow: Indrik.
4. Guseva, A.A. (2021) Katalog izdaniy kirillovskoy pechati 1801—1918 gg. iz sobraniya NIO redkikh knig (Muzeya knigi) Rossiyskoy gosudarstvennoy
biblioteki [The catalogue of publications of the Cyrillic press 1801-1918 from the collection of the Rare Book Museum of the Russian State Library]. Moscow: Indrik.
5. The State Historical Museum. (n.d.) Sluzhba presvyatey Bogoroditse, v chest' i pamyat'yavleniya chudotvornyya eya ikony, naritsaemyya Iverskiya.
kon. XIX — nach. XX v.v. [Service to the Most Holy Theotokos, in honor and memory of the appearance of her miraculous icon, called Iverskaya, the late 19th - early 20th centuries]. [Online] Available from: https://catalog.shm.ru/entity/0BJECT/7997177?fund_ier=647760263_647760305&index=35 (Accessed: 20th October 2023).
6. Fedorov, I.G. (2021) Nesovershennoletnie nasel'niki pravoslavnykh monastyrey Eniseyskoy i Krasnoyarskoy eparkhii v dosovetskiy period (1861-
1919 gody) [Minor inhabitants of Orthodox monasteries of the Yenisei and Krasnoyarsk dioceses in the pre-Soviet period (1861-1919)].
Istoricheskiy kur'er. 1(15). pp. 74-82.
7. Dvoretskaya, A.P. (2017) Minusinskoe vikariatstvo [Minusinsk vicariate]. In: Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Vol. 45. Mos-
cow: Pravoslavnaya entsikl. pp. 334-336.
8. Kidyaeva, G.V. et al. (2004) Zalesovskoe Prichumysh'e: ocherki istorii i kul'tury [. Zalesovskoe Prichumyshye: Essays on history and culture]. Barnaul:
Barnaul State Pedagogical University.
9. Russia. (1908) Spisok uchebnykh zavedeniy vedomstva Ministerstva narodnogo prosveshcheniya (krome nachal'nykh) po gorodam i seleniyam:
sostavlen k 1-mu yanvarya 1908 g. [List of educational institutions of the Ministry of Public Education (except primary schools) by cities and villages: compiled by January 1, 1908]. St. Petersburg: Sever.
10. Revyakin, V. (2019) Aleksandrovskoe kupechestvo (prodolzhenie) [Aleksandrovsk merchants (continued)]. Aleksandrovskiy Golos truda. 6th March. p. 23.
11. Krasko, A.V. (2010) Peterburgskoe kupechestvo: stranitsy semeynykh istoriy [St. Petersburg merchants: Pages of family histories]. Moscow: Tsen-trpoligraf.
12. Zaytseva, I.I. (n.d.) Tsarskosel'skie imperatorskie biblioteki. Vekhi istorii [Tsarskoye Selo imperial libraries. Milestones in history]. [Online] Available from: https://www.tzar.ru/science/curatorsarchive/libraries (Accessed: 20th October 2023).
Сведения об авторах:
Коваленко Антон Николаевич - кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Россия). E-mail: [email protected]
Подопригора Василий Вячеславович - кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Россия). E-mail: [email protected]
Шилова Инна Александровна - кандидат филологических наук, младший научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Россия). E-mail: [email protected]
Юдин Алексей Александрович - кандидат филологических наук, старший научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:
Kovalenko Anton N. - Candidate of Philology, Researcher at the Department of Rare Books and Manuscripts of the State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Podoprigora Vasilii V. - Candidate of Philology, Researcher at the Department of Rare Books and Manuscripts of the State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Shilova Inna A. - Candidate of Philology, Junior Researcher at the Department of Rare Books and Manuscripts of the State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Yudin Aleksei A. - Candidate of Philology, Senior Researcher at the Department of Rare Books and Manuscripts of the State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 21.11.2023; принята к публикации 12.09.2024 The article was submitted 21.11.2023; accepted for publication 12.09.2024