Научная статья на тему 'Библиотеки и роль чтения в повседневной жизни женских общин (на материале Московской и Нижегородской епархий первой половины XIX века)'

Библиотеки и роль чтения в повседневной жизни женских общин (на материале Московской и Нижегородской епархий первой половины XIX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
опись имущества / библиотека женских общин / описание книг / чтение / Московская епархия / Нижегородская епархия / inventory of property / library of women’s communities / description of books / reading / Moscow diocese / Nizhnii Novgorod diocese

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чжэннань Чжао

Библиотеки женских общин являлись и частью материального имущества, и важным пособием для образования и духовного роста сестер. Опись имущества, особенно ее третья часть – «Опись книгохранилища и письменности» – важный источники информации о библиотеках общин. В данной статье рассматриваются описи имущества восьми женских общин Московской и Нижегородской епархий первой половины XIX века. Анализируются особенности представления книг в описях, общий подход к описанию книг. Отмечено, что указ 1853 года о создании описей имущества монастырей сыграл важную роль в стандартизации подготовки таких документов. Состав книг общин неравномерен по времени издания. Книги, изданные в XVIII и даже XVII веке, обычно представляют собой Евангелия, Библии или богослужебные книги. Их высокая стоимость свидетельствует о том, что община придавала большое значение таким книгам, о важности религиозной и богослужебной деятельности для общин. Писания святых отцов играли ключевую роль в духовном росте сестер. Особое предпочтение отдавалось таким отцам, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник и т. п. В целом библиотеки московских общин превосходят библиотеки нижегородских по количеству и разнообразию книг. Отчасти это было связано с большими экономическими возможностями московских общин, а отчасти с тем, что книгопечатание в Москве было более развито, чем в провинциях. Чтение играло важную роль во всех аспектах повседневной жизни сестер женских общин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Libraries and the role of reading in the everyday life of women’s communities (on the material of Moscow and Nizhnii Novgorod dioceses of the first half of the XIX century)

The libraries of the women’s communities were both part of the material possessions and an important source to the spiritual growth of the sisters. The inventory of property, especially its third part “Inventory of the Book Depository and Writings” is an important source of the information about the books of the communities. This article examines the inventories of property of eight women’s communities of Moscow and Nizhnii Novgorod dioceses of the first half of the XIX century. The modes of presentation of books in the inventories are analyzed, as well as the general approach to the description of books. It was noted that the decree of 1853 on the creation of the inventory of monasteries’ property played an important role in standardizing the preparation of such documents. Information on the place and time of publication makes it possible to trace the editions of important books such as the Bible. The proportion of books published in different centuries is uneven. Books published in the XVII even XVII century are usually gospels, Bibles, or books for worship. Their high value indicates the importance the communities placed on such books and the importance of religious and worship activities to them. The writings of the holy fathers have played an important role in the spiritual growth of the sisters. Special preference is given to such representatives of asceticism as Basil of Caesarea, John Chrysostom, John Climacus, etc. In general, the libraries of the Moscow communities surpass those of the Nizhnii Novgorod communities in number and variety. This was partly due to the stronger economic strength of the Moscow communities, and partly because book printing was more prosperous in Moscow than in the provinces. Reading plays an important role in all aspects of the daily life of women’s communities.

Текст научной работы на тему «Библиотеки и роль чтения в повседневной жизни женских общин (на материале Московской и Нижегородской епархий первой половины XIX века)»

УДК: 94(47)

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-4-106-115

Дата поступления (Submitted) 21.03.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 17.04.2024

Библиотеки и роль чтения в повседневной жизни женских общин (на материале Московской и Нижегородской епархий

первой половины XIX века)

ЧЖЭННАНЬ ЧЖАО

аспирантка кафедры Истории церкви Исторического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова.

119234, Москва, Ленинские горы, д. 1. e-mail: zznnatasha@gmail.com

Аннотация. Библиотеки женских общин являлись и частью материального имущества, и важным пособием для образования и духовного роста сестер. Опись имущества, особенно ее третья часть -«Опись книгохранилища и письменности» - важный источники информации о библиотеках общин. В данной статье рассматриваются описи имущества восьми женских общин Московской и Нижегородской епархий первой половины XIX века. Анализируются особенности представления книг в описях, общий подход к описанию книг. Отмечено, что указ 1853 года о создании описей имущества монастырей сыграл важную роль в стандартизации подготовки таких документов. Состав книг общин неравномерен по времени издания. Книги, изданные в XVIII и даже XVII веке, обычно представляют собой Евангелия, Библии или богослужебные книги. Их высокая стоимость свидетельствует о том, что община придавала большое значение таким книгам, о важности религиозной и богослужебной деятельности для общин. Писания святых отцов играли ключевую роль в духовном росте сестер. Особое предпочтение отдавалось таким отцам, как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник и т. п. В целом библиотеки московских общин превосходят библиотеки нижегородских по количеству и разнообразию книг. Отчасти это было связано с большими экономическими возможностями московских общин, а отчасти с тем, что книгопечатание в Москве было более развито, чем в провинциях. Чтение играло важную роль во всех аспектах повседневной жизни сестер женских общин.

Ключевые слова: опись имущества, библиотека женских общин, описание книг, чтение, Московская епархия, Нижегородская епархия

Libraries and the role of reading in the everyday life of women's communities (on the material of Moscow and Nizhnii Novgorod dioceses of the first half of the XIX century)

ZHENGNAN ZHAO

Postgraduate student of the Department of Church History, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University.

119234, Moscow, Leninskie Gory, 1. e-mail: zznnatasha@gmail.com

Abstract. The libraries of the women's communities were both part of the material possessions and an important source to the spiritual growth of the sisters. The inventory of property, especially its third part "Inventory of the Book Depository and Writings" is an important source of the information about the books of the communities. This article examines the inventories of property of eight women's communities of Moscow and Nizhnii Novgorod dioceses of the first half of the XIX century. The modes of presentation of books in the inventories are analyzed, as well as the general approach to the description of books. It was noted that the decree of 1853 on the creation of the inventory of monasteries' property played an important role in standardizing the preparation of such documents. Information on the place and time of publication makes it possible to trace the editions of important books such as the Bible. The proportion of books published in different centuries is uneven. Books published in the XVII even XVII century are usually gospels, Bibles, or books for worship. Their high value indicates the importance the communities placed on such books and the importance of religious and worship activities to them. The writings of the holy fathers have played an important role in the spiritual growth of the sisters. Special preference is given to such representatives of asceticism as Basil of Caesarea,

John Chrysostom, John Climacus, etc. In general, the libraries of the Moscow communities surpass those of the Nizhnii Novgorod communities in number and variety. This was partly due to the stronger economic strength of the Moscow communities, and partly because book printing was more prosperous in Moscow than in the provinces. Reading plays an important role in all aspects of the daily life of women's communities.

Keywords: inventory of property, library of women's communities, description of books, reading, Moscow diocese, Nizhnii Novgorod diocese

В 1764 году Екатерина II провела монастырские реформы, введя, в частности, систему штатов, которая строго ограничила численность монастырей и монахов. Если учитывать ограничения возраста пострига, действовавшие со времен Петра I, поступление в монастыри в конце XVIII века оказалось довольно сложным делом. Однако в этих условиях многие женщины все же решались посвятить себя монашеской жизни. Они собирались спонтанно, часто при приходских церквах, нередко в форме богадельней. Сестры жили в строгом соответствии с общежительным монастырским уставом, хотя формально не учреждали монастырь. С конца XVIII века подобные женские религиозные организации появлялись в разных епархиях страны. Их стали называть женскими общинами.

Чтение являлось одним из самых важных занятий как в монастырях, так и в женских общинах. Книги использовались во время богослужений, трапезы, келейного чтения, и, конечно, невозможно не обратить внимание на непрерывное чтение сестрами Псалтыри. Книги играли важную роль в образовании и духовной жизни насельниц общин. В этом отношении выбор книг разного содержания отражает действовавшие в них принципы и правила, связанные с общежительным образом жизни, идеалами аскетизма и т. п. В то же время, являясь частью имущества общины, книги в определенной степени отражают и ее экономическое положение.

Последняя третья XVIII - первая половина XIX века является начальным этапом создания и развития женских общин, особенно в Московской и Нижегородской епархиях. В этих двух регионах родились первые подобные организации, которые сталби примером для следующих общин. Нам важно изучить их библиотеки и понять, какое место занимало чтение в их повседневной жизни. Мы выбрали для исследования 8 женских общин: Борисоглебскую Аносинскую, Спасо-Бородинскую и Троице-Одигитриевскую в Московской епархии, Покровскую Ардатовскую, Спасо-Зеленогорскую, Арзамасскую Алексеевскую, Покровскую Медведевскую и Абабковскую Николаевскую в Нижегородской епархии.

Для изучения их библиотек мы используем в основном неопубликованные источники из Центрального государственного архива г. Москвы (далее - ЦГАМ), Российского государственного исторического архива (далее - РГИА) и Центрального архива Нижегородской области (далее - ЦАНО). Прежде всего мы обращаемся к двум видам источников. Во-первых, это описи имуще-

ства, которые в XIX веке составлялись по определенному формату и куда обычно включались описания книгохранилищ. Во-вторых, уставы или правила общин нередко содержат слова о чтении, которые помогут нам понять значение книг в жизни сестер.

Библиотеки монастырей как важная часть жизни монашествующих уже давно стали предметом исследования ученых [1;2;3;4]. Однако пока нет специальных работ, касающихся библиотек женских общин. Стоит упомянуть ряд работ, которые оказались полезными для нашего исследования. А. Красиков отмечает ценность описей имущества как источников для изучения книжной культуры. В своей статье он указывает виды группировки книг и основные и дополнительные элементы в их описании [5]. Вначале составление книжных каталогов имело большое значение для инвентаризации рукописных собраний монастырей и одновременно для учета ценных старопечатных книг [6]. Однако женские общины, изучаемые в данной работе, впервые появились и развивались лишь в конце XVIII века, в их библиотеках были в основном печатные книги.

Наше исследование неизбежно затрагивает некоторые вопросы истории развития книгопечатания в России. Этому, а также научному описанию книг посвящен ряд фундаментальных работ И. В. Поздеевой [7;8]. В своей книге О. В. Кириченко рассуждает об образовании и значении чтения для сестер женских общин. В частности, он подчеркивает большое влияние житий святых митрополита Димитрия Ростовского, особенно в деревнях и среди женщин. По мнению автора, этот сборник оказал непосредственное влияние на феномен подъема женского монашеского подвижничества в XIX веке [9, с. 302-327].

Опираясь на эти источники и литературы, мы проанализируем книжные каталоги женских общин первой половины XIX века. Мы рассмотрим способы описания книг, обратим внимание на их содержание, укажем на предпочтения общин в приобретении книг и изучим роль чтения в жизни сестер.

Книжные каталоги и принципы описания книг

Описи имущества были важным источником информации о состоянии монастырей для власти. Мы нашли такие документы в фондах канцелярии Святейшего Синода, духовных консисторий и самих общин (или монастырей, созданных на их основе). Стоит отметить, что более ранние документы всех видов сохранились хуже. Особенно это касается общин с более коротким

раннеобщинным периодом1. У московских общин именно такая ситуация: они были преобразованы в монастыри в 1820-1850-х годах, и все найденные нами описи относятся ко второй половине 1850-х. Описи имущества нижегородских общин, с которыми мы работали, в основном относятся к 1840-1850-м годам, то есть к периоду по меньшей мере через 20 лет после их появления. Хотя более ранние материалы отсутствуют, мы считаем, что, учитывая относительную стабильность библиотек и неизменность принципов выбора книг в общинах, вполне можно изучать библиотеки общин, используя более поздние материалы.

Монастыри долгое время играли важную роль как центры развития культуры, искусства и образования, хранители ценных памятников. Начиная с XVIII века государство стало предпринимать усилия по инвентаризации и охране икон, рукописей, древних зданий и т. п. XVIII - начало XIX века были начальным этапом процесса сохранения старины, и составление описей имущества монастырей стало важным инструментом [10, с. 5]. Книги, принадлежавшие монастырям и церквам, особенно рукописи и старопечатные книги, были предметом первоочередной заботы властей. Начиная с 1720-х гг. в этой связи был издан ряд указов2. В указе от 25 июня 1771 года Синод подчеркнул необходимость составления описи имущества всех ставропигиальных и епархиальных монастырей [11, с. 49]. Что касается форм составления описей имущества, следует обратиться к «Высочайше одобренным предположениям синодального члена преосвященного митрополита Московского Филарета о усовершенствовании способов сохранности в церквах и монастырях церковных и ризничных вещей, древностей и библиотек, с приложением форм церковной и риз-ничной описи такого-то монастыря», изданным в марте 1853 г. Документ предписывал всем монастырям и церквам провести проверку и подготовить новые описи имущества в соответствии с утвержденным единым форматом [11, с. 86-90].

Описи делятся на части и главы. Всего выделяются три части, что объясняется в документе: «церковные украшения, ризницы и библиотеки имеют по своему составу особенную важность» [11, с. 87]. Первая часть - «Опись церкви» - содержит описание храмов, алтарей, иконостасов, лампад и т. п. Вторая часть - «Опись ризницы», первой главой которой является «Евангелие». Это первая информация о книгах в данном виде документации. Третья часть - «Опись книгохранилища и письменности», где приведены данные обо всех остальных книгах. Внутри этой части книги были распределены по содержанию и помещены в разные главы. Их порядок обычно такой: рукописи, Священное Писание, богослужебные книги, «писания святых отцов», «другие книги духовного содержания» и исторические.

Использованные нами описи, составленные после выхода указа 1853 года, строго соответ-

ствуют указанным в нем стандартам. Более ранние материалы не были так четко стандартизированы. В качестве примера можно привести опись имущества Ардатовской общины 1847 года. Записи о Евангелиях там перемежаются с описанием церковной утвари [13, л. 62]. В сведениях о книгах богослужебные отнесены к рубрике «Библиотека», а остальные - к «Поучительным» [13, л. 74об. - 77]. Опись эта не разделена на части и главы. Но все же порядок расположения книг в ней не сильно отличается от требований указа 1853 года.

Поскольку объекты нашего исследования сформировались в конце XVIII - начале XIX в., в их библиотеках почти не было рукописей. Единственным исключением был Московский Спа-со-Бородинский монастырь3. В нем хранилась рукопись на бумаге [15, л. 68], 3 рукописные богослужебные книги, 4 рукописи с текстами святых отцов и еще 2 рукописные книги духовного содержания [15, л. 71, 76, 80]. В описи не указано, как монастырь получил эти рукописи. Мы можем предположить, что они были приобретены самим монастырем. С другой стороны, учитывая их высокую стоимость, возможно, это были подарки благотворителей, но вряд ли от царствующего дома. В указе 1853 года предписывалось «под описанием вещей, которые суть императорский или царский вклад, приписывать, чей он вклад» [11, с. 90].

В этой же описи Спасо-Бородинского монастыря мы можем найти множество предметов с такими примечаниями. Там упоминаются три наперсных креста, которые были царскими пожалованиями. При этом описание первых двух крестов позволяет узнать, что игумения Мария (Тучкова) участвовала в таинстве миропомазания невест Александра II принцессы Марии Дармштадтской и великого князя Константина Николаевича принцессы Александры Саксен-Альтенбургской [15, л. 33 - 33об.]. Некоторые из книг также были «пожалованы от Императорского Двора». Например, полный комплекс Миней месячной в 12 книгах, Беседы Макария Египетского, Цветы из сада св. Ефрема Сирина и др. Стоит напомнить о роли самого Спасо-Бородинского монастыря как памятника Бородинского сражения, пользовавшегося известностью и покровительством влиятельных людей.

Описание книг в каталогах составлялось по определенным правилам и формату, которые применимы к материалам обеих епархий. Описание в основном состоит из следующих элементов: номер, название книги, автор, переплет (материл: кожаный, бумажный, сафьянный; без переплета), формат (в лист, в 1/2, 1/4, 1/6, 1/8, 1/16 листа, в десть, в полдесть), место издания и типография, дата издания. Вот примеры описания: «Деяния Святых Апостолов, в сафьянном переплете. Киев 1836 года в 16 долю листа» [15, л. 69], «Добротолю-бия в кожаном переплете. Печатано в 1793 году в Москве» [16, л. 106]. Далеко не у каждой книги

указаны все вышеперечисленные элементы. Как правило, приводятся название книги, место и дата издания. Изредка можно встретить указание на физическое состояние книг. Например, «Церковная история» Георгия Кедрина, которой владела Московская Троице-Одигитриевская община, имела ветхий кожаный переплет [17, л. 98об.]. Для рукописей также добавляются форма (тетрадная или листовая) и количество страниц.

Научное описание кириллических книг получило значительное развитие в XIX веке, и ученые продолжали совершенствовать методику в дальнейшем [18]. Однако каталоги библиотек женских общин не были предназначены для научного изучения книг и ограничивались краткими записями. Поэтому информация, которую мы можем получить о каждой экземпляре, очень ограниченна.

Наиболее подробными и сложными являются описания напрестольных Евангелий, которые хранились в ризнице отдельно от других книг. Как правило, особенно подробно описывался переплет: длина и ширина, материал, изображения, украшения, мастерство исполнения и т. п. Например, Евангелие в описи Нижегородской Покровской Медведевской общины 1842 года было описано так: «Напрестольное Святое Евангелие в лист, обложенное алым бархатом, на средине передней деки изображение страждущего на кресте Христа Спасителя, а на концах четыре Евангелиста. Все сии изображения, а равно и застежки серебреные и позлащенные чеканной работы, в коих весу 35 золотников, оное Евангелие печатано при Патриархе Московском Иосифе в лето от создания мира 7152» [19, л. 4об. - 5].

Стоит подробнее остановиться на принципах расположения книг в описи. А. Красиков выделяет 6 основных принципов группировки книг [5, с. 122]. Часто, как отмечает автор, разные принципы использовались одновременно [5, с. 123]. Примером может служить опись Нижегородской Арзамасской Алексеевской общины 1853 года, где внутри глав, которые были расположены по содержанию, книги распределялись по формату [20, л. 180 - 185].

Вопрос о том, как следует распределять книги между трудами святых отцов, «другими книгами духовного содержания» и историческими книгами, в большей степени зависел от выбора, сделанного составителями описей. Например, в описи Нижегородской Абабковской Николаевской общины 1849 года четыре слова Ефрема Сирина включены в главу «Книги духовного содержания», а не в «Книги писания Святых отцов» [14, л. 30об. - 32]. Киево-Печерский патерик в описи Спасо-Бородинского монастыря 1856 года был указан в разделе «Прочие книги духовного содержания» [15, л. 80], а в описи Абабковской общины 1849 года - в «Книгах исторических» [14, л. 33]. Евангелие, Апостол и Псалтырь разные общины по своему усмотрению помещали в богослужебные книги или в книги Священного Писания -

вместе с самой Библией, Новым Заветом, Деяниями святых апостолов и т. д.

Состав книжного фонда

Чтобы понять важную роль книг и чтения в повседневной жизни женских общин, полезно изучить сами книги. Начать можно с изучения изданий книг. Указания на место и год издания в описи дают нам дополнительную информацию. Самыми старыми изданиями в библиотеках общин были книги Священного Писания. В Московской Аносинской общине имелась Библия 1663 года - первая полная Библия, изданная в Москве [16, л. 105; 7, с. 38; 21; 22]. В Спасо-Бородинской общине хранилось третье издание Елизаветинской Библии 1757 года [15, л. 69]. Ее тринадцатое или четырнадцатое издание (1813 года) имелось в Московской Троице-Одигитриевской общине [17, л. 87]. В Нижегородской Абабковской Николаевской общине была Библия, напечатанная в Москве в 1816 году. Это может быть издание Российского Библейского Общества [23]. Заметим, что в библиотеках только четырех из восьми общин имелась Библия, при этом три из общин были московскими. Это в некоторой степени свидетельствует о том, что в первой половине XIX века иметь полную Библию было еще довольно трудной задачей.

С одной стороны, это связано с финансовыми возможностями. В описи Нижегородской Покровской Ардатовской общины 1843 года была указаны цены книг. Из 29 книг, вошедших в список, только 2 стоят более 10 рублей. Одним из них было напрестольное Евангелие с изысканным оформлением (15 рублей), а другим - полный комплект Четьих Миней в 6 книгах (25 рублей 65 копеек)4. В списке нет Библии, но мы можем использовать другие материалы, чтобы сориентироваться. Цена Библии, изданной Московской синодальной типографией в 1821 году, составляла 25 рублей 70 копеек [24, с. 1]. А упомянутые выше издания Библии, имеющиеся в общинах, были гораздо старше. Книга 1757 года, например, отличалась витиеватыми украшениями - возможно, ее цена была еще выше5.

С другой стороны, наличие Библии в библиотеках отражает преимущества Москвы по сравнению с провинцией. Только в конце XVIII века монополия на книгопечатание в Москве и Санкт-Петербурге была отменена [27]. Таким образом, московские общины имели облегченный доступ к таким крупным книгам, как Библия, чем нижегородские.

У общин были и другие ранние печатные книги. Примером может служить опись Нижегородской Медведевской Покровской общины 1842 года. Ее книжное собрание включает в себя Апостол и Евангелие Толковое 1649 года, Часовник и Триодь постную 1652 года [19, л. 19 - 19об.]. Эти старые книги высоко ценились и являлись важной частью имущества общины.

На основании записей о времени издания книг общин можно сказать, что распределение книг общин по времени издания довольно неравномерно.

Таблица 1 показывает, что книги, изданные в

XIX веке, составляют наибольшую долю в книжной коллекции во всех общинах. Кроме того, чем раньше время издания, тем больше вероятность того, что книга относилась к Священному Писанию или к категории богослужебных. Например,

Табл. 1

Доля книг женских общин Московской и Нижегородской епархий, изданных в разных веках

Московская Епархия Нижегородская Епархия*

Аносинский Борисоглебский монастырь (около 1856 г.) Спасо-Бо-родинский монастырь (1856 г.) Троице-О-дигитри-евская община (1858 г.) Арда-товская Покровская община (1847 г.) Арзамасская Алексеевская община (1 853 г.) Медве-девская Покровская община (1859 г.) Николаевская Абаб-ковская община (1849 г.)

XVI век - - - - - 2,04% -

XVII век 1,85% 0,42% 1,42% - - 26,53% -

XVIII век 9,26% 6,7% 14,22% 28,57% 36,54% 14,29% 42,31%

XIX век 83,33% 83,26% 81,99% 64,29% 50% 44,9% 30,77%

Нет сведений 5,56% 8,37% 2,37% 7,14% 13,46% 12,24% 26,92%

Источники: РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Л. 2761. Л. 72, 104-123об.; Д. 2817. Л. 124, 179 об.-185. ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 641. Д. 54А. Л. 68-88; Оп. 642. Д. 66. Л. 45, 85-100. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 112(1843 г.). Л. 62, 74 об.-77; Ф. 1021. Оп. 2259. Д. 1. Л. 39, 59-61; Ф. 584. Оп. 1. Д. 5. Л. 19, 29 об.-33.

* В описи имущества Нижегородской Спасо-Зеленогорской общины за 1814 год, использованной в данной статье, нет сведений о годах издания книг. См.: ЦАНО. Ф. 2724. Оп. 2296. Д. 1. Л. 5об-6.

почти половина книг XVIII века из библиотеки Нижегородской Арзамасской общины в 1853 году относилась к этому типу [20, л. 179об. - 185]. А в описи Нижегородской Медведевской Покровской общины 1859 года указано, что все книги, изданные в XVII веке, попадают в эту категорию [28, л. 39, 59 - 61]. Чем старше книга, тем более дорогой и ценной она была. Отсюда следует важность Священного Писания и богослужебных книг для общин, в центре внимания которых находилась духовная жизнь. Ежедневный цикл богослужений в основном определял ритм повседневной жизни сестер общин. Поэтому богослужебные книги имели большое практическое значение и занимали важное место в их книжной коллек-ции6.

Труды святых отцов занимают важное место в духовном мире сестер. Каталоги книг общин показывают, каким святым отцам и конкретным произведениям отдается предпочтение. Наиболее часто встречаются произведения Василия Великого, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествични-ка, Григория Богослова, Ефрема Сирина, Димитрия Ростовского и т. д. В общинах с маленькими библиотеками святоотеческие труды были представлены в основном этими авторами [19, л. 19об.

- 20; 14, л. 30об. - 32; 13, л. 75об. - 76].

Три московские женские общины имели более обширные коллекции и более разнообразную библиографию. Возьмем в качестве примера опись Троице-Одигитриевской общины 1858 года, где можно найти работы ранних отцов, например, Киприана Карфагенского, Иустина Философа, Амвросия Медиоланского; создателя Студийского устава Феодора Студита; поздних и даже современных отцов, включая епископа Тихона Задонского, митрополита Филарета (Дроздова) и т. п. В основном труды отцов представлены словами или речами, толкованиями Священного Писания.

В изучаемый нами период приобрели популярность некоторые сборники святоотеческих творений, которые обычно помещались в главу «Другие книги духовного содержания». Прежде всего речь идет о «Добротолюбии». Распространение в России этой книги и влияние старцев и учеников архимандрита Пасисия (Ве-личковского), переводивших ее, отчасти способствовали возрождению аскетизма в стране в XIX веке [29, с. 249 - 259]. Аносинский монастырь купил первое издание славянского перевода «До-бротолюбия», напечатанное в 1793 году в Москве [16, л. 106]. Троице-Одигитриевская община при-

обрела пятое издание 1832 года, а потом и «Вос-торгнутые класы, дополнение к Добротолюбию», изданное в 1849 году в Москве [17, л. 90об.].

Также встречаются жития и жизнеописания святых отцов, которые в каталогах часто относят к главе «Книги исторические». Среди них почти во всех общинах имелись Жития святых митрополита Димитрия Ростовского. О. В. Кириченко считает, что этот сборник имел «особое значение для воспитания в женской среде подвижнических чувств». Он утверждает, что впечатление, полученное от чтения Житий святых, побуждало женщин присоединяться к идеально простой христианской общине. В XIX веке такой опыт давали женские общины [9, с. 310, 312 - 313]. В. В. Ткаченко отмечает значение Житий святых Димитрия Ростовского как исторического памятника. Сборник содержит богатую историческую информацию и использует элементы научного метода. Он представляет «особое христианское восприятие русской истории как цепи чудес святых и Пресвятой Богородицы», которое оказало огромное влияние на широкий круг читателей [30, с. 118].

Вообще сборники житий святых пользовались большой популярностью. Среди них следует назвать Пролог, Киево-Печерский патерик, Скитский патерик и т. п. Распространены были и книги по истории церкви. Троице-Одигитриев-ская община держала в библиотеке «Церковную историю» византийского историка Георгия Кедрина, а также два экземпляра «Истории православного монашества в России» П. С. Казанского [17, л. 94об., 98об.]. В собрание Арзамасской Алексеевской общины попала «История о Флорентийском соборе» [20, л. 185]. Часто встречаются исторические описания монастырей. Например, в библиотеке Спасо-Бородинского монастыря имелись описания Троице-Сергие-вой лавры, Симонова и Новоспасского монастырей [15, л. 87].

Важное место занимали различные сборники правил. Помимо собственных уставов общины хранили уставы известных монастырей (напри-

мер, Новгородского Юрьева [16, л. 111], Конев-ского [17, л. 90об.]). В большом количестве в каталогах встречается фундаментальный сборник церковных правил - Кормчая книга [20, л. 181об.; 17, л. 90; 14, л. 31] - и изданная на ее основе Книга правил [31, л. 64об.]. Были и вышедшие отдельными изданиями важные акты синодальной эпохи: «Духовный регламент», «Инструкция к благочинному монастырей» [17, л. 90об.] и т. п.

Духовная периодика, которая начала широко издаваться в XIX веке, также появлялась в библиотеках женских общин. Спасо-Бородинский монастырь имел все выпуски «Христианское чтение», первого православного журнала в России, с 1821 по 1843 г.7 В его библиотеке, а также в Троице-Одигитриевской общине имелись выпуски журнала «Воскресное чтение»8.

Еще один литературный жанр, получивший широкое распространение в XIX веке, - паломническая литература, к которой примыкал светский жанр «путешествий» [33]. Эта литература тоже занимала свое место в книжной коллекции женских общин. В Спасо-Бородинском монастыре хранились книги духовного писателя А. Н. Муравьёва «Мысли о Православии при посещении Святыни Русской» и «Путешествие по Святым местам Русским» [15, л. 85]. Примечательно, что сам автор посещал село Бородино. А сестры Троице-Одигитриевской общины могли не только прочитать о путешествии купца Трифона Ко-робейникова в Иерусалим,но и понять значение традиции паломничеств из «Рассуждения о важности христианских путешествий» [17, л. 97].

В разных женских общинах наблюдаются заметные отличия в доле книг разного содержания. На эти отличия влияли, в частности, некоторые региональные особенности.

Московские женские общины имели более обширную и разнообразную коллекцию книг, чем нижегородские. Как видно из таблицы 2, книги Священного Писания и богослужебные, необходимые для ежедневного использования, а также труды святых отцов в нижегородских общинах составляли основу фонда. В 1842 году Ни-

Табл. 2

Разновидности книг в библиотеках женских общин

Московская Епархия Нижегородская Епархия

Аносин-ский Борисоглебский монастырь (около 1856 г.) Спасо-Бо-родин-ский монастырь (1856 г.) Троице-О-дигитри-евская община (1858 г.) Ардатов-ская Покровская община (1847 г.) Спасо-Зе-лено-горская община (1814 г.) Арзамасская Алексеевская община (1853 г.) Медве-девская Покровская община (1859 г.) Николаевская Абаб-ковская община (1849 г.)

Общее количество книг 54 239 211 28 81 52 49 26

Священное Писание (включая Евангелия) и богослужебные книги 20,37% 24,69% 9,01% 57,14% 64,19% 36,54% 83,67% 19,87%

труды святых отцов 50% 12,98% 18,96% 46,43% 35,8% 42,31% - 57,69%

прочие книги духовного содержания и исторические 29,63% 61,93% 86,73% 21,15% 16,33% 23,71%

Источники: РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Л. 2761. Л. 72, 104-123об.; Д. 2817. Л. 124, 179 об.-185. ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 641. Д. 54А. Л. 68-88; Оп. 642. Д. 66. Л. 45, 85-100. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 112(1843 г.). Л. 62, 74 об.-77; Ф. 1021. Оп. 2259. Д. 1. Л. 39, 59-61; Ф. 584. Оп. 1. Д. 5. Л. 19, 29 об.-33; Ф. 2724. Оп. 2296. Д. 1. Л. 5 об-6.

жегородская Покровская Медведевская община имела всего 33 книги; 25 из них, то есть 75%, относятся к Священному Писанию и богослужебным [19, л. 4об. - 5, 19 - 20]. Для Московской Тро-ице-Одигитриевской общины в 1858 году этот показатель составлял менее 10% [17, л. 45, 85 -100]. Некоторые виды книг (например, журналы, паломническая литература) появляются почти исключительно в библиотеках московских женских общин. Нижегородская Арзамасская Алексеевская община была самой большой (по числу сестер) из тех, что мы изучаем. Но ее библиотека и по количеству, и по разнообразию книг всё же уступала московским9. Причины, вероятно, схожи с теми, которые мы упоминали выше, говоря о различиях в коллекциях Библий.

Роль книг в повседневной жизни женских общин

Книги в женских общинах являлись и частью материального имущества, и важным пособием для образования и духовного роста сестер. Их применение можно проследить во всех областях повседневной жизни.

Средоточием деятельности женской общины, как и любого монастыря, была духовная жизнь. Круг богослужений регулировал ритм повседневной жизни. Даже если библиотека общины была невелика, в ней обязательно присутствовали книги Священного Писания и богослужебные. Как видно из таблицы 2, именно эти виды книг лежали в основе создания библиотек.

Уставы женских общин устанавливают подробные требования ко всем аспектам монашеской жизни сестер. Создатели уставов придавали большую важность чтению. Все они предусматривают, что во время трапезы одна сестра должна читать что-то из сочинений святых отцов или других книг духовного содержания, а остальные едят в безмолвии и внимательно слушают. Согласно правилам Аносинской и Спасо-Бородинской общин, установленным

Московским митрополитом Филаретом (Дроздовым), сестры «в воскресные и праздничные дни часть времени, остающуюся от церковного богослужения, посвящают на чтение Священного Писания, житий святых отец или других духовных книг» [34, л. 2об., 8]. В уставе Синода в 1843 году на основе обобщения правил первых четырех нижегородских общин, говорилось, что Псалтырь должна читаться в общине непрерывно. А вечером, когда «все занимаются келейной работой», одна из сестер должна «по указанию старшей продолжать чтение из духовной назидательной книги» [35, л. 233об. - 234].

Создатели уставов нередко дают конкретные указания о содержании чтения. Старец Зосима (Верховский), основатель Троице-Одигитриев-ской общины, придавал большое значение в деле спасения чтению трудов святых отцов. Он считал самонадеянным думать, что можно спастись, читая Священное Писание самостоятельно [36, с. 283 - 284], и указывал на необходимость руководства со стороны святых отцов. Это руководство было возможно благодаря их сочинениям. Таким образом, «поучаясь и вникая в премудрое и богодухновенное святых отцов писание, просвещаемся и утверждаемся в благочестии, и всякое ложное и богопротивное учение, как зловоние и прах, помощью Божиею отметаем» [36, с. 358]. В правилах общины о. Зосима отмечает10, что «соборное или келейное чтение священных и духовных книг также должно иметь за важнейшее упражнение Богу посвященной жизни» [34, л. 12]. Старец уделял особое внимание наставлениям святителя Василия Великого, неоднократно цитируя его поучения в правилах. Также он упоминает Симеона Нового Богослова, Иоанна Лествичника и т. п.11 Книжный каталог общины 1858 года отражает выполнение советов старца [17, л. 90 - 91].

Чтение обладало назидательным и дисциплинирующем воздействием, на что указывалось в поучениях святых отцов. Женские общи-

ны придерживались общежительного устава [38, с. 235-237], который уделял чтению много внимания. При выборе книг акцент делался на аскетических произведениях. Многие из сестер решили вступить на путь монашеской жизни под влиянием чтения житий святых. Живя в общине, они продолжали руководствоваться их жизнью: слушали их поучения в трапезной и в кельях по вечерам, как того требовал устав, а также самостоятельно читали духовные книги в свободное время. Жизнеописания святых служили образцом, а их слова - руководством в повседневной жизни.

Руководящую миссию выполняли также нормативные документы, которые мы встречаем в библиотеках: канонические тексты, уставы монастырей, Духовный регламент и другие документы, изданные Синодом.

Чтение выполняло и образовательную функцию для сестер общин. В ведомости сестер Ано-синской общины 1834 года было указано, что девица Наталия Антонова в общине «обучается грамоте» [39, л. 388]. Как и для многих современников, начальными пособиями для обучения грамоте сестер были Псалтырь и Часовник.

А те сестры, которые уже были грамотными на момент поступления в общину (таких было немало), могли углублять свое понимание монашеской жизни и укреплять свою веру. В московских общинах сестры имели возможность значительно расширить знания, узнать об истории Русской церкви и Российского государства из Примечания

исторических книг; следить за последними богословскими дискуссиями в журналах; а может быть, вдохновиться паломнической литературой и сами отправиться в паломничество. Такое самосовершенствование могло быть одной из причин, по которой многие женщины выбирали общинную жизнь.

Выводы

В первой половине XIX века описи имущества женских общин дают нам возможности узнать об их библиотеках. «Опись книгохранилища и письменности» являлась одной из трех частей описи имущества, что доказывает важность книг, составлявших материальное достояние общин.

Группировка книг в каталогах осуществлялась по содержанию. Среди книг Священного Писания и богослужебных часто попадаются издания XVIII и даже XVII века. Труды святых отцов и их жития были особенно популярны. Благодаря лучшим экономическим условиям и удобному расположению вблизи культурного и издательского центра библиотеки московских общин были богаче, чем нижегородские, как по количеству, так и по разнообразию книг.

Книги выполняли практические функции: применялись в богослужении, в обучении, способствовали духовному росту сестер. Они присутствовали во всех четырех сторонах повседневной жизни общины: молитве, труде, трапезе и отдыхе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Период между фактическим созданием женских общин и их юридическим признанием гражданской и церковной властями мы называем «раннеобщинным». В этот период общины находились на начальном этапе накопления и развития. А власти часто просто наблюдали за ними, не включая их в систему управления. С точки зрения источников отличительной особенностью раннеобщинного периода является то, что количество официальных документов относительно невелико и они плохо сохранились. Чем короче продолжительность периода, тем более заметной становится эта особенность.

2 Что касается изучения законодательства о сохранении памятников, важно упомянуть сборник документов, изданный Государственным научно-исследовательским институтом реставрации [11]. См. также: [12].

3 В описи Нижегородской Абабковской Николаевской общины 1849 года тоже была указана одна «Рукопись на бумаге» с названием «Краткое сведение о начале заведения сей общины». Но это скорее «документ» общины, чем «книгохранилище», поэтому мы оставили его вне «рукописи» [14, л. 29об.].

4 К сожалению, из всех использованных нами источников это единственный, в котором есть информация о ценах [13, л. 74об. - 77].

5 Изучение Е. П. Пироговой личной библиотеки уральского промышленника А. Ф. Турчанинова конца XVIII века показывает, что этот владелец завода также имел одну Библию, возможно, изданную в 1756 году. Она стоила 12 рублей. Автор отмечает, что эта книга была богато орнаментирована [25, с. 198]. Описание этого издания можем найти в каталоге печатных книг XVIII века. Она имела инициалы, заставки, концовки, наборные украшения, рамку титульного листа с медальонами на библейские сюжеты и панорамами Московского Кремля и Петропавловской крепости [26, с. 46-47].

6 Здесь стоит еще раз упомянуть указ 1853 года, в котором говорится о том, что опись должна быть разделена на два разряда: главный и дополнительный. В приложении также есть примечание о том, что книги, «ежедневно употребляемые при богослужении и, следственно, подлежащие частому повреждению и перемене», должны быть внесены в дополнительную опись [11, с. 87, 89]. Поэтому, анализируя списки с 1853 года, важно отметить, что, возможно, в них указаны не все богослужебные книги общины. В описи Троице-Одиги-триевской общины 1858 года, например, из всех 15 богослужебных книг встречаются 9 служб и акафистов разным святым. Остальные - это «Служба во святую неделю Пасхи», «Канон Святые Пасхи», «Чин освящения храма», «Чин священнослужения в Успенском Соборе», «Чин избрания и рукоположения Архиерейского», «Чин омовения ног». Этих книг явно недостаточно для ежедневных богослужений [17, л. 88 - 88об.].

7 В описании журнала сказано: «по четыре книжки в год». Вероятно, монастырь приобрел коллекцию прошлых выпусков примерно в 1840-х годах [15, л. 84об.].

8 [15, л. 94об.] О православной периодике в XIX веке см. [32].

9 Количество книг в Арзамасской общине не превышает 100, в то время как коллекции Спасо-Бородин-ского монастыря и Троице-Одигитриевской общины в Москве превышают 200. Учет длительности истории развития этих общин только усугубляет это впечатление: Арзамасская община начала развиваться в конце XVIII века, а московские - только в 1820-х годах.

10 Хотя обычно автором этого устава считается митрополит Филарет (Дроздов), А. Н. Щукина предпола-

гает, что на самом деле автором должен быть сам о. Зосима [37].

11 В статьях 12, 14, 16, 17, 18, 20, 28, 29, 32 и 35 правил в качестве основы указано соответствующее учение

Василия Великого [34, л. 12 - 17].

Литература и источники

1. Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера: очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние. 1977. 223 с.

2. Слуховской М. И. Библиотечное дело в России до XVIII в. М.:книга. 1968. 231 с.

3. Ульяновский В. И. «Библиотечное зеркало» киевских монастырей XVII-XVIII вв.: книги «живые» и «мертвые», доминанты латинские и кириллические // Христианское чтение. 2020. № 6. С. 244-278.

4. Хромов О. Р. Книги из Софийской библиотеки в собрании кирилловских книг Российской государственной библиотеки // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. № 10. С. 29-39.

5. Красиков А. Описи монастырского имущества XVI-XVII вв. как источник по истории книжной культуры Русского Севера (опыт формулярного анализа) // Науковi записки. Т. 19. Кн. 1. С. 116-129.

6. Калякина А. В. Монастырские книжные собрания России: проблемы сохранения и презентации // Вестник СПбГУКИ. 2016. № 4 (29). С. 52-55.

7. Поздеева И. В. Человек. Книга. История: Московская печать XVII века. М.: Фантом Пресс. 2016. 576 с.

8. Поздеева И. В. Московский печатный двор - факт и фактор русской культуры, 1618-1652 гг.: от восстановления после гибели в Смутное время до патриарха Никона: Исследования и публикации. М.: Мосгорархив. 2001. 543 с.

9. Кириченко О. В. Женское православное подвижничество в России (XIX - середина XX века). М.: Алексеевская пустынь. 2010. 640 с.

10. Дедюхина B.C. Краткий очерк истории становления дела охраны памятников церковной старины в России // Сохранение памятников церковной старины в России XVIII — начала XX века. Сборник документов. М.: Отечество. 1997. С. 3-12.

11. Сохранение памятников церковной старины в России XVIII — начала XX века. Сборник документов. М.: Отечество. 1997. 395 с.

12. Богомолов А. Б. Особенности церковного законодательства о сохранении памятников древности России в конце XIX — начале XX века // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 51-68.

13. Центральный архив Нижегородской Области (далее - ЦАНО). Ф. 570. Оп. 557. Д. 112(1843 г.).

14. ЦАНО. Ф. 584. Оп. 1. Д. 5.

15. Центральный государственный архив г. Москвы (далее - ЦГАМ). Ф. 203. Оп. 641. Д. 54А.

16. Российский Государственный Исторический Архив (далее - РГИа). Ф. 834. Оп. 3. Д. 2761.

17. ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 642. Д. 66.

18. Медведева Е. М. Библиографическое описание кириллических книги его формы в XIX в. // Деятели книги: Михаил Николаевич Куфаев.: (1888-1948): сборник научных трудов по материалам 15-х Смирдинских чтений. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2010. С. 217-227.

19. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 105(1842 г.).

20. РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2817.

21. Кузьминова Е. А. Спорные вопросы библейской книжной справы XVI-XVII вв. // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2021. № 1. С. 30-43.

22. Пентковская Т. В. Корректурный экземпляр острожской Библии как источник сведений о работе над Московской Библией 1663 года // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2023. № 3. С. 9-20.

23. Великанов Г.В. Российское Библейское Общество как явление духовной жизни // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2006. № 1-2 (36-37). С. 98-134.

24. Реестр книгам Московской синодальной типографии. Москва. 1821. 15 с.

25. Пирогова Е. П. Духовная литература в библиотеке А. Ф. Турчанинова: реконструкция по Описи имущества 1789 г. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2018. № 4 (24). С. 194-230.

26. Гусева А. А. Свод русских книг кирилловской печати XVIII века типографий Москвы и Санкт-Петербурга и универсальная методика их идентификации. М.: Индрик. 2001. 1251 с.

27. Травникова И. В. Тенденции развития провинциальных типографий в России в конце XVIII - середине XIX вв. // Евразийский Союз Ученых. 2015. №. 4(13). С. 27-29.

28. ЦАНО. Ф. 1021. Оп. 2259. Д. 1.

29. Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность. М.: Православ. Свято-Тихоно. гуманитар. ун-т. 2006. 377 с.

30. Ткаченко В. В. Русская история в «Житиях святых» Свт. Димитрия Ростовского // Исторический журнал: научные исследования. 2020. № 4. С. 118-130.

31. ЦАНО. Ф. 2724. Оп. 2296. Д. 3.

32. Кузоро К. А. Православные периодические издания в культурном и научном пространстве России (вторая половина XIX - начало ХХ в.) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2011. № 1. С. 71-80.

33. Поселенова Е. Ю. Феномен русской паломнической литературы в контексте духовного образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19. С. 260-268.

34. ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 703.

35. ЦАНО. Ф. 570. Оп. 557. Д. 4(1837 г.).

36. Творения / Преподобный старец Зосима (Верховский); Сост., предисл., ком. Т. М. Судник. - Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2006. 552 с.

37. Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни в молитве Иисусовой: в 2 т. / [схиигум. Авраам (Рейдман), сост., предисл.]. М.: Екатеринбург. Т. 2. 2009. Правила для Троицкого Одигитриевского женского общежития. С. 147-159.

38. Емченко Е. Б. Женские монастыри в России // Женщина в православии: церковное право и российскаяпрак-тика. / Е. В. Белякова, Н. А. Белякова, Е. Б. Емченко. М.: Кучково поле, 2011. С. 174-299.

39. ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 2631.

References

1. Kukushkina M. V. Monastyrskie biblioteki Russkogo Severa: ocherki po istorii knizhnoj kul'tury XVI-XVII vv. [Monastic Libraries of the Russian North: the History of Book Culture of the XVI-XVII Centuries.] Leningrad, Nauka. Leningr. otd-nie Publ. 1977. 223 p.

2. Sluhovskoj M. I. Bibliotechnoe delo v Rossii do XVIII v. [Librarianship in Russia before the XVIII century.] Moscow, Kniga Publ., 1968. 231 p.

3. Ul'janovskij V. I. «Bibliotechnoe zerkalo» kievskih monastyrejXVII-XVIII vv.: knigi «zhivye» i «mertvye», dominanty latinskie i kirilliches-kie ["Library mirror" of Kiev monasteries of the XVII-XVIII centuries: books "alive" and "dead", Latin and Cyrillic dominants] Hristianskoe chtenie [Christian reading]. 2020. No. 6. pp. 244-278.

4. Hromov O. R. Knigi iz Sofijskojbiblioteki v sobranii kirillovskih knig Rossijskojgosudarstvennojbiblioteki [Books from the Sofia Library in the collection of Cyrillic books of the Russian State Library] VestnikPSTGU. Serija II: Istorija. Istorija RusskojPravoslavnojCerkvi [Journal of the PSTGU. Series II: History. History of the Russian Orthodox Church.] 2023. No. 10. pp. 29-39.

5. Krasikov A. Opisi monastyrskogo imushhestva XVI-XVII vv. kak istochnikpo istorii knizhnoj kul'tury Russkogo Severa (opyt formuljar-nogo analiza) [Inventories of monastic property of the XVI-XVII centuries as a source on the history of book culture of the Russian North (experience of formulary analysis).] Naukovi zapiski [Scientific Notes] V. 19. Book 1. pp. 116-129.

6. Kaljakina A. V. Monastyrskie knizhnye sobranija Rossii:problemy sohranenija iprezentacii [Monastic Book Collections of Russia: Problems of Preservation and Presentation] Vestnik SPbGUKI [Journal of SPbGUKI] 2016. No. 4 (29). pp. 52-55.

7. Pozdeeva I. V. Chelovek. Kniga. Istorija: Moskovskaja pechat'XVII veka. [Man. Book. History: Moscow printing of the XVII century]. Moscow, Fantom Press Publ., 2016. 576 p.

8. Pozdeeva I. V. Moskovskij pechatnyj dvor - fakt i faktor russkoj kul'tury, 1618-1652 gg.: ot vosstanovlenija posle gibeli v Smutnoe vremja do patriarha Nikona: Issledovanija i publikacii [Moscow Printing Yard - Fact and Factor of Russian Culture, 1618-1652: From the Restoration after its Destruction in the Time of Troubles to Patriarch Nikon: Studies and Publications]. Moscow, Mosgorarhiv Publ., 2001. 543 p.

9. Kirichenko O. V. Zhenskoe pravoslavnoe podvizhnichestvo v Rossii (XIX - seredina XX veka). [Women's Orthodox asceticism in Russia (XIX - mid-20th century)]. Moscow, Alekseevskaja pustyn' Publ., 2010. 640 p.

10. Dedjuhina B.C. Kratkij ocherk istorii stanovlenija dela ohrany pamjatnikov cerkovnoj stariny v Rossii [A brief sketch of the history of the establishment of the protection of church antiquities in Russia] Sohranenie pamjatnikov cerkovnoj stariny v Rossii XVIII — nachala XX veka. Sbornik dokumentov [Preservation of monuments of church antiquity in Russia of the XVIII - early XX centuries. Collection of documents]. Moscow, Otechestvo Publ., 1997. pp. 3-12.

11. Sohranenie pamjatnikov cerkovnoj stariny v Rossii XVIII — nachala XX veka. Sbornik dokumentov [Preservation of monuments of church antiquity in Russia of the XVIII - early XX centuries. Collection of documents]. Moscow, Otechestvo Publ., 1997. 395 p.

12. Bogomolov A. B. Osobennosti cerkovnogo zakonodatel'stva o sohraneniipamjatnikov drevnosti Rossii v konceXIX — nachaleXX veka [Peculiarities of the Church legislation on the preservation of antiquity monuments of Russia in the late XIX - early XX century] Vestnik Istoricheskogo obshhestva Sankt-Peterburgskoj Duhovnoj Akademii [Journal of the Historical Society of the St. Petersburg Theological Academy]. 2021. No. 1 (6). pp. 51-68.

13. Central Archive of Nizhny Novgorod Region (hereinafter - TsANO). Inv. 570. Folder. 557. File. 112(1843).

14. TsANO. Inv. 584. Folder. 1. File. 1.

15. Central State Archive of Moscow (hereinafter - TsGAM). Inv. 203. Folder. 641. File. 54A.

16. Russian State Historical Archive (hereinafter - RGIA). Inv. 834. Folder. 3. File. 2761.

17. TsGAM. Inv. 203. Folder. 642. File. 66.

18. Medvedeva E. M. Bibliograficheskoe opisanie kirillicheskih knigi ego formy vXIX v. [Bibliographic description of Cyrillic books of its form in the nineteenth century]. Dejateli knigi: Mihail Nikolaevich Kufaev.: (1888-1948): sborniknauchnyh trudovpo materialam 15-h Smir-dinskih chtenij. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Book workers: Mikhail Nikolaevich Kufaev: (1888-1948): collection of scientific papers on the materials of the 15th Smirdin readings. St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg State University of Culture and Arts]. 2010. pp. 217-227.

19. TsANO. Inv. 570. Folder. 557. File. 105(1842).

20. RGIA. Inv. 834. Folder. 3. File. 2817.

21. Kuz'minova E. A. Spornye voprosy biblejskoj knizhnojj spravyXVI-XVII vv. [Disputable questions of biblical book reference of the XVI-XVII centuries]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 9. Filologija [Journal of Moscow University. Series 9. Philology]. 2021. No. 1. pp. 30-43.

22. Pentkovskaja T. V. Korrekturnyj jekzempljar ostrozhskoj Biblii kak istochnik svedenij o rabote nad Moskovskoj Bibliej 1663 goda [Corrected copy of the Ostrozh Bible as a source of information about the work on the Moscow Bible of 1663]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 9. Filologija [Journal of Moscow University. Series 9. Philology]. 2023. No. 3. pp. 9-20.

23. Velikanov G.V. Rossijskoe Biblejskoe Obshhestvo kak javlenie duhovnoj zhizni [Russian Bible Society as a phenomenon of spiritual life] Gosudarstvo, religija, cerkov' v Rossii iza rubezhom [State, Religion, Church in Russia and Abroad]. 2006. No. 1-2 (36-37). pp. 98-134.

24. Reestr knigam Moskovskoj sinodal'noj tipografii. Moskva [Register of books of the Moscow Synodal Printing House]. 1821. 15 p.

25. Pirogova E. P. Duhovnaja literatura v biblioteke A. F. Turchaninova: rekonstrukcija po Opisi imushhestva 1789 g. [Spiritual literature in the library of A. F. Turchaninov: reconstruction according to the inventory of property in 1789]. Vestnik Ekaterinburgskoj duhovnoj seminarii [Journal of the Ekaterinburg Theological Seminary]. 2018. No. 4 (24). pp. 194-230.

26. Guseva A. A. Svod russkih knig kirillovskoj pechati XVIII veka tipografij Moskvy i Sankt-Peterburga i universal'naja metodika ih iden-tifikacii [Vault of Russian books of Cyrillic printing of the XVIII century of Moscow and St. Petersburg printing houses and universal methodology of their identification]. Moscow, Indrik Publ., 2001. 1251 p.

27. Travnikova I. V. Tendencii razvitija provincial'nyh tipografij v Rossii v konce XVIII- seredine XIX vv. [Trends in the development of provincial printing houses in Russia in the late 18th - mid-19th centuries.] Evrazijskij Sojuz Uchenyh [Eurasian Union of Scientists]. 2015. no. 4(13). pp. 27-29.

28. TsANO. Inv. 1021. Folder 2259. File. 1.

29. Plakida (Dezej), arhim. «Dobrotoljubie» ipravoslavnaja duhovnost'. ["Dobrotolyubie" and Orthodox spirituality]. Moscow, Pravoslav. Svjato-Tihono. gumanitar. un-t Publ., 2006. 377 p.

30. Tkachenko V. V. Russkaja istorija v «Zhitijah svjatyh» Svt. Dimitrija Rostovskogo [Russian History in the Lives of the Saints by St. Demetrius of Rostov]. Istoricheskij zhurnal: nauchnye issledovanija [Historical journal: scientific research]. 2020. No. 4. pp. 118-130.

31. TsANO. Inv. 2724. Folder 2296. File. 3.

32. Kuzoro K. A. Pravoslavnye periodicheskie izdanija v kul'turnom i nauchnom prostranstve Rossii (vtoraja polovina XIX - nachalo XX v.) [Orthodox periodicals in the cultural and scientific space of Russia (second half of XIX - beginning of XX century)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologija i iskusstvovedenie [Journal of Tomsk State University. Cultural Studies and Art History]. 2011. No. 1. pp. 71-80.

33. Poselenova E. Ju. Fenomen russkoj palomnicheskoj literatury v kontekste duhovnogo obrazovanija [The Phenomenon of Russian Pilgrimage Literature in the Context of Spiritual Education]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Journal of Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2012. No. 19. pp. 260-268.

34. TsGAM. Inv. 203. Folder. 746. File. 703.

35. TsANO. Inv. 570. Folder. 557. File. 4(1837).

36. Tvorenija/PrepodobnyjstarecZosima (Verhovskij); Sost., predisl., kom. T. M. Sudnik. - Izd. Svjato-Troickaja Sergieva Lavra [Creations / Venerable Elder Zosima (Verkhovsky); Compiled, preface, comp. T. M. Sudnik]. 2006. 552 p.

37. Trezvomyslie: sbornik tvorenij russkih podvizhnikov blagochestija ob osnovah duhovnoj zhizni v molitve Iisusovoj: v 2 t. / [shiigum. Avraam (Rejdman), sost., predisl]. [Sober-mindedness: a collection of works by Russian ascetics of piety on the foundations of spiritual life in the Jesus Prayer: in 2 vols / [Szyhyigum. Abraham (Reidman), co-author, foreword]. Moscow, Ekaterinburg. V. 2. 2009. Pravila dlja Troickogo Odigitrievskogo zhenskogo obshhezhitija [Rules for the Trinity Odigitriyevsky women's hostel]. pp. 147-159.

38. Emchenko E. B. Zhenskie monastyri vRossii [Women's monasteries in Russia]. Zhenshhina vpravoslavii: cerkovnoepravo irossijskaja praktika [Woman in Orthodoxy: Church law and Russian practice] E. V. Beljakova, N. A. Beljakova, E. B. Emchenko. Moscow, Kuchkovo pole Publ., 2011. pp. 174-299.

39. TsGAM. Inv. 203. Folder. 744. File. 2631.

© «K™o», 2024 © M^HHaHb Hwao, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.