Вестник ПСТГУ
Серия II: История. История Русской Православной Церкви.
Чернышова Надежда Константиновна, д-р ист. наук, ст. науч. сотрудник Отдела редких книг Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН Россия, Новосибирск [email protected] https://orcid.org/0000-0001-5308-9860
2022. Вып. 104. С. 64-76
Б01: 10.15382Миг112022104.64-76
Протоиерей Иоанн Восторгов и развитие агиографии в Сибири в начале XX века (на материалах торжеств по случаю канонизации митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича))
Аннотация: В статье рассматривается гипотеза о возможном участии известного миссионера, проповедника, журналиста и публициста, священномученика протоиерея Иоанна Восторгова в создании проекта «Сибирского патерика» — сборника жизнеописаний сибирских святых, возникшего в Омске в начале XX в. Эта возможность связана с событиями торжественной канонизации митрополита Тобольского Иоанна (Максимовича) (1916). Анализ проповедей, произнесенных во время торжеств, и других публицистических произведений протоиерея, записей дневникового характера, а также наличие в библиотеке миссионера уникальных агиографических сочинений, изданных в Сибири, позволили реконструировать взгляды протоиерея И. Восторгова на значение почитания святых в России в начале XX века, увидеть особое внимание пастыря к подвигам сибирских подвижников. Священномученик Иоанн Восторгов подчеркивал, что проявления святости в регионе тесно связаны с миссионерской деятельностью сибирского духовенства; отмечал, что миссионерство было важной стороной подвижничества сибирских иерархов. Более того, проповедь христианства миссионер рассматривал как историческую миссию русского народа, воспринятую им в крещении. Проповедничество сибирских миссионеров, по словам протоиерея Иоанна, наглядно проявляет эту сторону исторической задачи русского народа. Значение состоявшейся канонизации святителя Иоанна (Максимовича) протоиерей И. Восторгов рассматривал как продолжение процесса канонизаций Синодального периода, а именно как залог помощи этих святых в условиях грядущих испытаний и предстоящих россии вызовов. Тобольские торжества оказались удобной площадкой для всесибирского обсуждения патерика. Проповеди протоиерея Иоанна содержали не только историософские рассуждения о роли православия в формировании особенностей русской истории, но и формулировали задачи развития агиографии с учетом происходивших событий.
Н. К. Чернышова
© Чернышова Н. К., 2022.
Ключевые слова: протоиерей Иоанн Восторгов, миссионерство, святые, святитель, агиография, жизнеописание, житие, подвиг, подвижничество, Святая Русь, Сибирский Патерик, митрополит Иоанн Максимович, канонизация, Тобольск.
Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов был хорошо известен православной России конца XIX — начала XX в. как проповедник, миссионер, духовный писатель и яркий публицист. Энергия и активная организаторская деятельность создали ему особую популярность среди православных сибиряков начала прошлого столетия. Однако, несмотря на канонизацию, состоявшуюся на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г., личность и деятельность выдающегося миссионера, тесно связанного с Сибирью и Дальним Востоком, до сих пор почти не привлекает внимания специалистов сибирского региона.
Как сообщает житие священномученика, впервые он оказался в Сибири в качестве синодального проповедника-миссионера в 1908 г.1 В следующем, 1909 г. государь Николай Александрович «поручает ему совершить поездку по восьми переселенческим епархиям (включая Владивостокскую) для определения порядка открытия новых приходов и школ, построения церквей и школьных зданий в переселенческих районах». Одновременно Святейший Синод предписал о. Иоанну произвести: «1) обозрение состояния дел Пекинской духовной миссии в Китае; 2) рассмотрение на месте вопроса о епархиальном управлении церквами Северной Маньчжурии в связи с возникшими разногласиями между Пекинским и Владивостокским епархиальными начальствами; 3) обозрение духовных семинарий, духовных мужских и женских епархиальных училищ». Кроме того, по заданию Совета Православного Миссионерского общества, протоиерей должен был ознакомиться с состоянием миссионерского дела в Японии и Корее и обозреть местные миссионерские учреждения2. В последующие годы связь о. Иоанна с жизнью сибирских епархий окрепла: в 1910 г. он участвовал в проведении Общесибирского миссионерского съезда в Иркутске; в 1912 г. организовал для Сибири и Дальнего Востока выездные пастырско-миссионерские курсы в Тобольске и Хабаровске. В поездках о. Иоанн знакомился с сибирскими архиереями, миссионерами и другими представителями православного духовенства, которые вводили миссионера в курс насущных духовных проблем региона.
Труды о. Иоанна — слова, проповеди, богословские и политические статьи, публицистические произведения, отчеты и др. в начале XX в. регулярно публиковались на страницах духовной периодики разных регионов страны, выходили отдельными книгами и брошюрами. В 1913—1916 гг. было опубликовано «Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова» (т. 1—У). Интерес к творческому наследию священномученика возродился в последние годы XX в. и сохраняется до сих пор. В 1995—1998 гг. состоялось переиздание полного собрания его сочинений.
1 Житие священномученика Иоанна Восторгова // Правда веры и жизни: Житие и труды священномученика протоиерея Иоанна Восторгова / сост. А. М. Гумеров. М., 2004. С. 35.
2 Там же. С. 31-32.
Собственно житийных сочинений, принадлежащих перу о. Иоанна, не выявлено, однако среди его проповедей выделяется значительная группа проповедей, посвященных празднованию памяти святых. В «Полное собрание...» вошли сочинения протоиерея за 1887—1916 гг., включая несколько слов, посвященных святым. Большое число проповедей о. Иоанна было собрано и опубликовано в сборнике «Правда веры и жизни» (2004), подготовленном священником Афанасием Гумеровым. В раздел «Лик святых» составитель включил слова и речи, касающиеся памяти общеправославных святых — святителя Иоанна Златоуста, великомученика Пантелеимона, русских святых — преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, священномученика патриарха Ермогена. В раздел «В память вечную будет праведник» вошли слова и речи о других подвижниках веры и благочестия — святителя Филиппа, митрополита Московского, равноапостольного Николая Японского, праведного Иоанна Кронштадтского, государей Александра III и Николая II, А. В. Суворова, великого князя Сергия Александровича, настоятельницы Самтаврского монастыря игуменьи Нины, убиенного архиепископа Никона (Софийского), экзарха Грузии.
В словах миссионера отразились его богословские воззрения и цельный взгляд на почитание святых в Православной Церкви, историческую роль идеала Святой Руси в разные периоды истории России, подчеркивалось значение отдельных подвигов святых и затрагивались задачи агиографии в контексте смуты начала XX в. Публицистика о. Иоанна Восторгова позволяет, на наш взгляд, поставить вопрос о роли о. Иоанна в развитии сибирской агиографии начала XX в.
В 1916 г. о. Иоанн Восторгов принял участие в торжествах по случаю прославления митрополита Сибирского и Тобольского Иоанна (Максимовича). Описания торжеств, посвященных этому событию, были опубликованы в № 23/24 «Тобольских епархиальных ведомостей», а также напечатаны отдельным отти-ском3. В этом же году брошюра И. И. Восторгова с описанием этого события вышла в издательстве «Русская печатня»4. Следует упомянуть, что связанные с прославлением тобольского святителя сочинения о. Иоанна, хотя и опубликованные на страницах церковной периодики, не вошли, однако, в «Полное собрание сочинений», а также в упомянутый сборник «Правда веры и жизни.».
В 2003 г. увидел свет сборник документов, посвященных канонизации святителя Иоанна (Максимовича)5. В сборнике представлена подробнейшая хроника состоявшегося события, опубликованы воспоминания его участников, а также
3 Святые и великие дни в Тобольске // Тобольские епархиальные ведомости. 1916. № 23/24. С. 395—476; Описание дней торжеств прославления святителя Иоанна / Тобол. кафедр. собор. Тобольск, 1916; Святитель Христов Иоанн Максимович, Митрополит Тобольский и всея Сибири: дни торжеств прославления святителя Иоанна. Тобольск: изд. Тобол. епарх. собора, [1916?]. 16 с.
4 Восторгов И. Тобольские торжества: всецерковное прославление святителя Иоанна (Максимовича) 9—10 июня 1916 г. в Тобольском Успенском соборе. М.: Рус. печатня, 1916. 42 с. (Отт. из журн. «Православный благовестник»).
5 Фомин С. В. Последний царский святой святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, сибирский чудотворец. Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист. СПб.: О-во святителя Василия Великого, 2003. 702 с.
значительное число текстов о. Иоанна Восторгова. Последние были включены в сборник на основе публикаций «Прибавлений к Церковным ведомостям», «Тобольских епархиальных ведомостей», а также отдельно изданных описаний. Кроме слов, речей и бесед протоиерея Иоанна Восторгова составитель опубликовал 14 документов или фрагментов из них под общим видовым заглавием «Из записей прот. Иоанна Восторгова». В записях нашло отражение прибытие в Тобольск митрополита Московского и Коломенского Макария (Невского), его пребывание в городе, а также детали происходившего торжества.
Подготовка к прославлению и тобольским торжествам совпала по времени с возникновением в среде сибирского духовенства проекта «Сибирского патерика». Как установлено исследователями, идея патерика принадлежала епископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру (Ольшевскому)6. В ходе подготовки тобольских торжеств было получено благословение митрополита Московского Макария на формирование и издание сборника (в письме от 22 января 1916 г.). «Сочувственно отнеслись к мысли об издании "Сибирского патерика" и другие преосвященные архипастыри, особенно сибирские, посетившие нынешним летом (1916 г. — Н. Ч.) г. Тобольск по случаю прославления Святителя Иоанна»7, — отмечал автор статьи в «Омских епархиальных ведомостях», опубликовавших текст проекта. Таким образом, тобольские торжества оказались удобной площадкой для всесибирского обсуждения патерика. Отметим, однако, что в упомянутых выше публикациях о тобольских событиях 1916 г. какие-либо упоминания о патерике отсутствуют.
В нашем распоряжении есть документ, позволяющий отчасти проследить контекст развития замысла и дополнить имеющиеся на настоящий момент в литературе сведения о направлениях работы над сборником и лицах, участвовавших в его обсуждении. Речь идет о хранящихся в фонде И. И. Восторгова в НИОР РГБ «Заметках в связи с поездкой в Сибирь» (авторграф чернилами и карандашом) на 9 листах, датируемых 1916 годом8, которые сам протоиерей Иоанн Восторгов озаглавил «Впечатления поездки сибирской». Скоропись о. Иоанна не всегда разборчива, заметки не представляют собой связанного текста, в них отсутствует четкий план. Скорее это краткий конспект пришедших в голову мыслей, которые автору предстоит расшифровать. В круг тем, которых касается автор «Заметок...», входят прежде всего события, относящиеся к тобольскому торжеству. При этом автор делает отсылку к описаниям происходящего в газетах. Другая важная для автора тема — состояние миссионерской деятельности в различных регионах Сибири. Третья тема, которой уделяет внимание автор «Заметок.», — святыни Сибири и сибирские святые. В отдельных случаях содержание «Заметок.» перекликается с опубликованными С. В. Фоминым «записями».
6 Феодосий (Процюк), митр. В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского. М., 2006. С. 378.
7 Предполагаемое издание «Сибирского Патерика» // Омские епархиальные ведомости. 1916. Ч. неофиц. № 37. С. 8.
8 Заметки в связи с поездкой в Сибирь // НИОР РГБ. Ф. 59. Восторгов И. Карт. 3. Ед. хр. 11.
В числе упомянутых о. Иоанном событий в «Заметках» названа проповедь по приезде митрополита Макария Московского в Тобольск и отмечено ее миссионерское значение. Далее протоиерей Иоанн Восторгов упоминает о поездке к тобольскому Кремлю, а также о переносе престола из Успенского собора в Тобольский Знаменский собор. Затем следует запись: «Последнее поминовение. Утром литургия и проповедь в соборе». После чего следует замечание о надписи на могиле митрополита Иоанна — «вся биография»9.
Внутри конспекта событий встречаются записи, не относящиеся к происходившему торжеству, но вызванные текущими событиями. Примером такого рода записи является, например, следующая: «Прорыв Брусилова»10.
Среди «Заметок.» протоиерея И. Восторгова имеются два варианта перечня сибирских святых (не исчерпывающих): на листах 1-2-м и 4-м. Информация, расположенная на 4-м листе, частично повторяет содержание 1-2-го листов. При этом, в отличие от листов 1-2, лист 4 «заметок» написан чернилами и более разборчиво. Записи здесь сгруппированы в три раздела. Выделение разделов подчеркивается графически. Первый раздел включает список сибирских святых: «1. Св. Иоанн. 2. Собор в Тобольске. 3. Святые в Сибири. 4. Особ[енно] Св. Иннок[ентий]. 5. Св. Иннок[ентий]. Древн[ий]. портр[ет]. 6. Его икона на доске. 7. Св. Софрон[ий]»и.
Нумерация списка второго раздела продолжает нумерацию первого. Этот раздел посвящен алтайским миссионерам: «8. набор (?) алтайц[ев]. 9. Миссионер среди инород[цев]. 10. Алт[айские] миссионеры. Еп. Макар[ий]. 11. Алт[айский] монаст[ырь] (?). 12. Чем[альская] (?) община (?) и проп[оведь] (?). 13. Ирк[утский] мисс[ионерский] съезд. 14. В 1916 г. (?) Иркутская епп.[архия] (?) — епарх.[ия] где ламаизм»12. Раздел третий содержит сведения о ламаизме в Восточной Сибири. Отличие перечня на листах 1 и 2 от перечня на листе 4 состоит в том, что он включает имя Герасима (преподобного? Иркутского?), а также упоминание «и друг [?]». Перед именем святителя Софрония написано: «еще будут»13. В конце перечня в нижнем правом углу листа 1 следует фраза, которую можно прочитать как «Сибир[ский] Патерик»14. Если наше прочтение верно, то мы имеем подтверждение реальности состоявшегося в Тобольске обсуждения проекта. Среди упомянутых в списках святых заметную часть составляют имена святителей, прославившихся подвигом миссионерства.
Анализ «Заметок.» И. И. Восторгова, дополненный рассмотрением его публицистики, и в первую очередь проповедей, позволяет увидеть взгляды о. Иоанна на сибирских святых как составную часть многовековой истории Святой Руси. Подвиги сибирских святых протоиерей прежде всего рассматривал сквозь призму задач миссионера — проповедника христианства среди коренных народов Сибири. Наблюдения за жизнью и деятельностью миссионеров-современников
9 НИОР РГБ. Ф. 59. Карт. 3. Д. 11. Л 1.
10 Там же.
11 Там же. Л. 4.
12 Там же.
13 Там же. Л. 1, 4.
14 Там же. Л. 1.
и знакомство с житиями и жизнеописаниями сибирских святых давали о. Иоанну богатый материал для размышлений по этим вопросам. Апостольскими подвигами была отмечена жизнь многих сибирских архиереев, глав миссий и других представителей сибирского духовенства. Так, выступая на общемиссионерском сибирском съезде (Иркутск, 25 июля 1910 г.), докладчик вспомнил основателя миссионерства в Восточной Сибири: «Собрались здесь миссионеры под небесным благодатным покровом у раки святого миссионера святителя Иннокентия, жизнь которого, от земных утеснений и скорбей до небесной славы, есть как бы символ пути всякого миссионерского делания»15. Далее о. Иоанн переходит к «современным апостолам» — архиепископам Тихону (Беллавину), Николаю Японскому (Касаткину), епископу Киотскому Сергию (Тихомирову), а также подвизавшемуся на другом конце Сибири апостолу Алтая архиепископу Мака-рию (Невскому) — и дает общую характеристику их деятельности как подвига: «Каждый из них полстолетия горит на свещнице Церкви, каждый перейдет в историю, каждый примером своей жизни и деятельности показывает нам, как много может сделать одна святая ревность, молитва и благочестие в святом апостольском деле. Разве при виде этих старцев и доныне юношески бодрых в работе, не станет стыдно нам за каждый день и час, проведенный без работы в винограднике Христовом?»16. В упомянутых выше «Заметках.» о. Иоанн, прежде чем привести перечень сибирских святых, дает еще одну афористическую характеристику подвига святителя-миссионера: «Мисс[ионерство] движется прежде всего свят[остью] и это видно (?) в Сибири»17.
Миссионерский подвиг протоиерей Иоанн возводил к заповедям Христа, обращенным к апостолам по Воскресении из мертвых: «Среди народа русского сложилось и живет трогательное сказание: предки наши в благочестивом усердии и ревности по вере рассказывали, будто бы пред смертью Своею Христос Спаситель молился о призвании в лоно Своей церкви, в числе других, особенно и русского народа. Спаситель наш. был распят иудеями вне Иерусалима и был на крест вознесен в таком положении, что. взор Его устремлен был к странам полунощным <.> Спаситель наш умолял Отца Небесного дать ему в обладание народы далекого севера»18. Под «трогательным сказанием» протоиерей И. Восторгов имел в виду скорее всего «Слово о проявлении Крещения Русския Земли святаго апостола Андрея, како приходил на Русь», сохранившееся в Повести Временных лет. Текст «Сказания.» был популярен у православных историографов Руси, а затем Российской империи19. Миссия, носителем которой был апостол Андрей, перешла, как считал проповедник, на русский народ. Русский
15 Восторгов И. Значение и задачи общемиссионерского сибирского съезда: доклад при открытии Иркутского общесибирского миссионерского съезда 25 июля 1910 г. // Священно-мученик протоиерей Иоанн Восторгов. Полн. собр. соч.: в 5 т. СПб., 1995. Т. 4. С. 496.
16 Там же. С. 496-497.
17 НИОР РГБ. Ф. 59. Карт. 3. Д. 11. Л. 1.
18 Восторгов И. Духовная радость русского народа // Фомин С. В. Последний царский святой. С. 395.
19 Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История русской церкви. Кн. 1-2. М., 1994. Кн. 1. С. 91-102; Виноградов А. Ю., Сургуладзе М., Анохина Т. В., Лосева О. В. Андрей Первозванный // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 2. С. 370-376.
народ «сохранил эту веру во всех испытаниях своей тяжкой и многоскорбной истории, он принес ее до граней севера и востока Европы; он перешагнул с нею через Урал; он потом с нею шел по безбрежным странам Сибири; он с Крестом и Евангелием достиг до последних пределов земли своей богоданной, до Камчатки, до волн Великого океана, до пределов таинственных царств обладания древнего Дракона»20. Констатировав осуществление миссионерской заповеди Христа, протоиерей И. Восторгов перешел к вопросу об основах исторического бытия русского народа: «Он (русский народ. — Н. Ч.) осмыслил святою верой и церковью Христовой свою историю, он в церкви Господа Иисуса опознал свое историческое, мировое призвание»21.
В проповедях, произнесенных во время торжеств, о. Иоанн Восторгов упоминает о миссионерских подвигах митрополита Иоанна (Максимовича) на Тобольской кафедре. В прославлении митрополита Иоанна проповедник видит «образ, символ напоминание, знак и явление духовного единства, духовной радости не одной Сибири, но всего православного народа»22 .
Особо протоиерей И. Восторгов подчеркивает значение прославления святого для поддержания духа православного народа в условиях войны: «Господь дает нам указания, что не мертв, а жив, духовно крепок и велик тот народ, который процветает святыми и имеет таких сынов, таких достойных мужей, как Святитель Иоанн Тобольский»23. В беседе с народом в день прославления святителя Иоанна, озаглавленной «Наука наук», протоиерей коснулся промыслительного значения скорбей, связанных с событиями текущей войны: «Война и ее скорби даны нам и для наказания, и для вразумления, и для испытания и воспитания нашего терпения. Великий народ, если он действительно велик и по душе своей, терпеливо перенесет всякие испытания»24 .
В беседе «Наука наук» протоиерей Иоанн касается вопроса необходимости для христианина согласования своей воли с волею Божией. Беседа основывалась на произведении митрополита Иоанна «Илиотропион». Проповедник указывает на значение труда для становления внутренней жизни верующего: «Вот наука наук духовная! Вот величайшая философия христианская, философия подвижника», — восклицает он 25.
Проповедь о. Иоанна «Любовь загробная» посвящена прижизненным подвигам прославляемого угодника Божия и проявлениям его посмертной славы26. «И святитель Христов Иоанн показал в жизни своей величайший подвиг любви к Богу, к Его Церкви, подвиги ревности в молитве, усердие к славе имени Божия, подвиги проповеди о Боге среди язычников, проповеди истины в ограждение Православия от опасностей и соблазнов католичества. Он явил подвиги
20 Восторгов И. Духовная радость русского народа. С. 396.
21 Там же.
22 Там же.
23 Там же.
24 Восторгов И. Наука наук: беседа с народом в день прославления святителя Иоанна. 10 июня 1916 г. (на помосте площади) // Фомин С. В. Последний царский святой... С. 407.
25 Там же. С. 404.
26 Восторгов И. Любовь загробная // Фомин С. В. Последний царский святой. С. 377379.
и любви к ближним: ревновал о том, чтобы они познавали и содержали истину, чтобы не отпадали от Церкви, не погибали для вечности; он явил великие подвиги тайного и явного благотворения, трогательного нищелюбия, заботливости о пастве и пастырях и в духовных нуждах и в телесных»27.
В проповеди «Родство святых» о. И. Восторгов развивает мысль о значении такого феномена, как «родство святых», в обозначившийся острокризисный момент российской истории. Перечислив имена святых — современников митрополита Иоанна: Феодосия Черниговского, Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского, Иоасафа Белгородского, — проповедник указывает, в чем состояло их родство: «из одной школы, одного времени, одного духа, одного подвига». Их единство протоиерей И. Восторгов рассматривал как залог возможности их активного содействия в решении кризисных проблем и ответов на предстоящие России вызовы: «Русская жизнь теперь в дни войны и особенно после войны вся всколыхнулась и всколыхнется до самых глубин. Такие сильные переживания, что мы испытали, не проходят бесследно. Начнется усиленное строительство жизни, как говорят теперь, организация общественно-государственная; захотят и того, что называется теперь техническим развитием, или усовершенствованием, техническими успехами, потребуется напряжение всех сил народа, чтоб залечить нанесенные нам раны, чтоб использовать и осуществить данные нам исторические уроки. Господь, прославляя святых. дает нам знамение с неба и указания, что в напряжении сил народных на первом месте все-таки должны стоять силы духовные, что в строительстве внешнем должно впереди стоять строительство духовное, что жизнь общественная должна давать как бы гнезда, ячейки для воспитания и возрастания святости <.> Пусть родство святых, постоянная и непрерывная семья святых, преемство святых в жизни русского народа даст ему то созидание во Христе, то возрастание, то домостроительство, по Христу, которое есть едино на потребу»28.
Интерес о. Иоанна к развитию сибирской агиографии XIX — начала XX в. подтверждает обращение к библиотеке московского протоиерея, книги из которой хранятся в РГБ (по крайней мере часть их)29. В ходе работ, выполнявшихся нами ранее, было выявлено несколько книг и брошюр, изданных православными издающими организациями Сибири в начале XX в., принадлежащих библиотеке о. Иоанна. Эти издания имеют штемпель: «Библиотека протоиерея I. I. Востор-гова» с указанием номера отдела. Штемпель включен в каталог «Владельческие книжные знаки в Отделе редких книг Российской государственной библиотеки», составленный Т. В. Гребенюк. Составитель указывает, что в Отделе редких книг РГБ выявлены три издания конца XVIII — начала XX в. с книжным знаком
27 Восторгов И. Любовь загробная // Фомин С. В. Последний царский святой. С. 377.
28 Восторгов И. Родство святых. Сказано протоиереем в сооруженном на площади особом временном помосте, где стояли мощи святителя Иоанна, — за литургией на переносном престоле, 11 июня 1916 года // Фомин С. В. Последний царский святой. С. 432-433.
29 Чернышова Н. К. Священномученик протоиерей И. И. Восторгов и православная книжность Сибири и Дальнего Востока в начале XX в. // Наука, технологии и информация в библиотеках. LIBWAY—2019. Иркутск 17-19 сент. 2019: сб. тезисов докладов Международной науч.-практ. конференции. Новосибирск, 2019. С. 219.
протоиерея И. Восторгова30. Выявленные нами сибирские издания относятся к началу XX в. В ряде случаев на книгах из библиотеки протоиерея Иоанна имеются дарственные или владельческие надписи.
Среди выявленных отмечается несколько книг и брошюр, посвященных святым:
1. Поучения св. Иннокентия, первого епископа иркутского / Иркут. Вознесения Христова обитель. Иркутск: тип. А. А. Сизых, 1900. 148 с. — Перепечатано [из кн.: Модест, архим., бывший ректор Иркутской духовной семинарии, ныне архиеп. Волынский. О проповедничестве св. Иннокентия. Иркутск, 1873].
2. Святый Иннокентий Иркутский. Иркутск: тип. Горбунова, Большая ул., д. Кринкевича, 1912 г. 12 с. (отдел № 364).
Имя автора брошюры на титульном листе отсутствует, но имеющаяся на с. 1 обложки надпись, сделанная скорее всего о. Иоанном Восторговым, приводит сведения об авторах: «Брошюра эта написана покойным В. А. Трониным, сокращена и исправлена и напечатана епископом Иоанном»31. Сближение протоиерея И. Восторгова с епископом Иркутским Иоанном (Ф. И. Смирновым) состоялось, вероятно, во время поездок миссионера в Сибирь и на Дальний Восток в 1908 или 1909 г. Имя епископа Иоанна (Смирнова) упоминается о. Иоанном Восторговым в очерках «Из путешествия по Сибири: (телеграммы с пути)», представляющих собой собрание газетных публикаций о. Иоанна, передававшихся им по телеграфу во время поездки по Сибири в начале 1909 г.32 Автор обосновывает важность организации переселенческого дела в Томскую губернию необходимостью заселить русскими нашу границу ввиду возможной китайской угрозы и подтверждает высказанное ссылкой на «Три разговора» В. Соловьева, приведшего легенду о конце мира, когда поднимется Китай и состоится великая битва с Россией между Бией и Катунью, «когда Белый Царь запленен будет»33. Эта беседа отразилась и в творчестве епископа Иоанна (Смирнова)34. Вероятно, этому корреспонденту протоиерей И. Восторгов обязан и появлением еще одной книги в своей библиотеке — «Записки Иркутского церковного Братства во имя святителя Иннокентия. Вып. 1» (Иркутск, 1906). На обложке ее также имеется упомянутый выше штемпель. В последующие годы писатели-миссионеры поддерживали отношения и состояли в переписке. В фонде И. И. Восторгова в ГА РФ хранятся два письма преосвященного Иоанна своему корреспонденту (последнее датировано 30 янв. 1918 г.)35.
30 Гребенюк Т. П. Владельческие книжные знаки в Отделе редких книг Российской государственной библиотеки: каталог. Кн. 4: Вавилов-Вяземский. М., 2014. С. 449-451. № 599.
31 В. А. Тронин — активный участник Братства во имя святителя Иннокентия в Иркутске, закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, миссионер, знаток старообрядчества. Погиб во время революционных событий 1905-1907 гг. в Иркутске (см.: Гагарин Д. Василий Аркадьевич Тронин: некролог // Записки Иркутского Братства во имя святителя Иннокентия. Иркутск, 1906. Вып. I. С. 84-90).
32 Восторгов И. И. Из путешествия по Сибири: (телеграммы с пути). XI. Переселенцы в Томской губернии // Восторгов И. И. Полн. собр. соч.: в 5 т. СПб., 1995. Т. 4. С. 450-470.
33 Восторгов И. И. Из путешествия по Сибири. С. 465.
34 Иоанн (Смирнов), еп. Дракон проснулся // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1910. № 8. С. 222-223.
35 ГА РФ. Ф. 9452. Оп. 1. Д. 37. Л. 228-230.
3. Юрьевский А. Новый свято-русский патерик / Тобол. епарх. братство. Вып. 1. Тобольск, 1912. 32 с.
4. Кроме названных книг в НИОР РГБ в фонде И. И. Восторгова находится «Житие святителя Иоанна (Максимовича) митрополита Тобольского и всея Сибири» (машинопись , 18 л.)36. В верхнем поле л. 1, 2 и последнем листе текста имеется отчетливая надпись от руки «П. Остроухов». Брошюра П. В. Остроухова была издана Тобольским епархиальным братством в 1915 г. Тексты изданной в Тобольске брошюры и машинописи сочинения из библиотеки И. И. Восторгова в целом совпадают. Отличия незначительны. Отличаются, в частности, заглавия. Принадлежащее протоиерею И. Восторгову сочинение называется «Житие.», а изданный текст — «Жизнеописание.». «Житие.» из собрания о. Иоанна является скорее всего авторской либо редакторской рукописью37. Имеющаяся в ней незначительная правка учтена в тексте издания, но ряд отличий изданного текста от редакторской рукописи указывают на то, что был еще один редактор. Ему, вероятно, принадлежит и изменение заголовка.
Попытка разыскать сведения об авторе названного жития или жизнеописания пока не принесла однозначных результатов. Одно из возможных предположений: автор — Павел Владимирович Остроухов, связанный с протоиереем И. Восторговым по «Союзу Русского народа». Подробные сведения о биографии, а также деятельности и взглядах Павла Владимировича содержатся в сборнике архивных материалов и статей, составленном игуменом Андроником (Трубачевым), посвященном деятельности так называемой контрреволюционной национал-фашистской организации «Партия возрождения России» (М.: Издат. дом «Горо-дец», 2009. 208 с.). В сборник включены документы следственного дела № 212727, относящиеся к участникам процесса, в том числе к П. В. Остроухову38.
Павел Владимирович происходил из священнической семьи, москвич, родился в 1879 г., обучался в Московском государственном университете у известного юриста П. В. Гидулянова. По убеждениям Остроухов был монархистом и черносотенцем. В 1918-1920 гг. был секретарем Высшего церковного управления на юге России. Арестовывался ВЧК в 1922 и в 1926 гг. В 1930-х гг. проживал в Москве, служил доцентом на филологическом и юридическом факультетах МГУ по кафедре древних языков, а также был научным сотрудником Комиссии содействия ученым при СНК СССР и заведующим Книжным отделом при Доме ученых. Был редактором первых трех номеров «Журнала Московской Патриархии» за 1931 год39, выступал ходатаем по делам о закрытии храмов, а также по
36 НИОР РГБ. Ф. 59. Восторгов И. И. К. 3. Ед. хр. 10.
37 В «Сводном каталоге сибирских и дальневосточных книг» фамилия автора ошибочно указана как «Остроумов» (Новосибирск, 2005. № 13946). Издание книги с таким названием осуществлено в Тобольске в 1915 г. Экземпляры издания имеются в Научной библиотеке Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника и в Омской государственной областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина. В настоящей работе мы обращались к изданию, хранящемуся в ООГУНБ им. А. С. Пушкина.
38 Флоренский П., свящ. Предполагаемое государственное устройство в будущем: сб. архив. материалов и статей / сост. игумен Андроник (Трубачев). М., 2009. 208 с.
39 Полищук Е. С. История «Журнала Московской Патриархии». URL: http: patriarchia.ru/ db/text/5306940.html (дата обращения: 09.04.2021).
делам раскулаченных. В 1933 г. Остроухов был арестован как член контрреволюционной организации «Партия возрождения России» вместе с П. В. Гидуля-новым, П. А. Флоренским, С. Н. Каптеревым и др. Павел Владимирович был приговорен к 10 годам ИТЛ, наказание отбывал на Соловках (Анзер, Кремль). В 1937 г. Особой тройкой УНК НКВД П. В. Остроухов был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 27 октября 1937 г.40 Впрочем, в настоящий момент единственным аргументом в пользу того, что именно этот человек был автором упомянутой брошюры, является его связь с протоиереем И. Восторговым через членство в «Союзе Русского народа». Однако в интернете упомянут полный тезка новомученика — Павел Владимирович Остроухов 1879 г. рождения, также из священнической семьи. В 20-е гг. XX в. он подвергался арестам и его судьба после 1925 г. неизвестна41. В целом вопрос об авторе и истории текста нуждается в дальнейшем исследовании.
Итак, использованные нами документы позволили осветить важную сторону духовной жизни и одновременно основу историософских взглядов новому-ченика протоиерея Иоанна Восторгова — влияние идей Святой Руси на его мировоззрение, определявших его миссионерскую деятельность и одновременно являющихся ключом к решению многих животрепещущих проблем его времени. Этими особенностями мировоззрения определяются и взгляды миссионера на задачи агиографии в Сибири. Приведенный краткий перечень выявленных в собрании священномученика Иоанна Восторгова агиографических сочинений, связанных с нашим регионом, отражает интерес пастыря к сибирской агиографии и позволяет предполагать активное участие протоиерея в проекте «Сибирского патерика» на стадии формирования его состава. Протоиерей И. Восторгов отметил такую черту сибирской Святой Руси, как сильная миссионерская составляющая подвигов сибирских святых.
Список литературы
Виноградов А. Ю., Сургуладзе М., Анохина Т. В., Лосева О. В. Андрей Первозванный //
Православ. энциклопедия. М., 2000. Т. 2. С. 370—376. Гребенюк Т. П. Владельческие книжные знаки в Отделе редких книг Российской государственной библиотеки: каталог. Кн. 4: Вавилов—Вяземский. М., 2014. С. 449—451. № 599.
Житие священномученика Иоанна Восторгова // Правда веры и жизни. Житие и труды священномученика протоиерея Иоанна Восторгова / сост. Гумеров А. М., 2004. С. 11-48.
Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История русской церкви.
Кн. 1-2. М., 1994. Кн. 1. С. 91-102. Полищук Е. С. История «Журнала Московской Патриархии». URL: http: patriarchia.ru/
db/text/5306940.html (дата обращения: 09.04.2021). Сводный каталог сибирской и дальневосточной книги 1790-1917 гг.: в 3 т. / ГПНТБ СО
РАН, отв. сост. Р. Е. Павлова. Новосибирск, 2004-2005. Флоренский П., свящ. Предполагаемое государственное устройство в будущем: сб. архив. материалов и статей / сост. игумен Андроник (Трубачев). М., 2009. 208 с.
40 Полищук Е. С. История «Журнала Московской Патриархии».
41 Остроухов П. В. (1886). URL: http:/www.open-list.wiki (дата обращения: 18. 03.21).
Феодосий (Процюк). В вере ли вы? Житие и труды священномученика Сильвестра, архиепископа Омского. М., 2006. 607 с.
Фомин С. В. Последний царский святой святитель Иоанн (Максимович) митрополит Тобольский, сибирский чудотворец. Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист. СПб.: О-во святителя Василия Великого, 2003. 702 с.
Чернышова Н. К. Священномученик прот. И. И. Восторгов и православная книжность Сибири и Дальнего Востока в начале XX в. // Наука, технологии и информация в библиотеках. LIBWAY—2019. Иркутск 17-19 сент. 2019: сб. тез. докл. Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2019. С. 219.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2022. Vol. 104. P. 64-76 DOI: 10.15382/sturII2022104.64-76
Nadezhda Chernyshova, Doctor of Sciences in History, Senior Researcher, State Public Scientific Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences Novosibirsk, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5308-9860
Archpriest Ioann Vostorgov and the Development of Hagiography in Siberia in the Early 20th Century (Using the Materials of Celebration on the Occasion of the Canonisation of Ioann (Maksimovich), Metropolitan of Tobolsk)
N. Chernyshova
Abstract: The article examines the hypothesis about a possible participation of Archpriest Ioann Vostorgov, famous missionary, preacher, journalist and publicist, new martyr, in creating the project "Siberian Patericon", which is a collection of Siberian saints' biographies which appeared in Omsk in the early 20th century. This possibility is associated with the events of the solemn canonisation of Metropolitan of Tobolsk and All Siberia Ioann Maksimovich (1916). The analysis of sermons delivered during the celebrations and other publicistic works of the Archpriest, diary entries, as well as the presence in the missionary's library of unique hagiographic works published in Siberia, made it possible to reconstruct I. Vostorgov's views on the significance and growth of venerating saints in Russia in the early 20th century, to reveal special attention of Archpriest to the deeds of Siberian saints. Ioann Vostorgov emphasised that the manifestation of holiness in the region was closely related to the missionary activities of the Siberian clergy. He also noted that missionary work was an important aspect of the asceticism of Siberian hierarchs. Moreover, the missionary viewed the preaching of Christianity as a historical mission of the Russian people which they acquired in
baptism. He confirmed that preaching by Siberian missionaries clearly demonstrated this side of the historical task of the Russian people. The Archpriest considered St. Ioann's canonisation as a continuation of the canonisation process in the Synodal period, namely, as a guarantee of the aasistance of this saint in the conditions of coming trials and challenges facing Russia. Tobolsk celebrations turned out to be a convenient platform for all-Siberian discussion of the patericon. St. Ioann's sermons included both historiosophical discourses on the Orthodoxy role in forming the peculiarities of Russian history, and formulated tasks of the development of hagiography.
Keywords: Archpriest Ioann Vostorgov, missionary work, saints, prelate, hagiography, biography, life, feat, missionary movement, asceticism, Holy Russia, Siberian Patericon, Metropolitan Ioann Maksimovich, canonisation, Tobolsk.
References
Andronik (Trubachev) (ed.) (2009) Sviashchennik Pavel Florenskii. Predpolagaemoe gosudarst-vennoe ustroistvo v budushchem: sbornik arkhivnykh materialov i statei [Priest Pavel Frorensky: Possible state organisation in the future: collection of archive materials and articles]. Moscow (in Russian).
Chernyshova N. (2019) "Sviashchennomuchenik prot. I. I. Vostorgov i pravoslavnaia knizhnost' Sibiri i Dalnego Vostoka v nachale XX v.", in Nauka, tekhnologii i informatsiia v bibliotekakh. Novosibirsk, p. 219 (in Russian).
Feodosii (Protsiuk) (2006) "V vere li vy? Zhitie i trudy sviashchennomuchenika Sil'vestra, arkhiepiskopa Omskogo" [Do you believe? Life and work of Hieromartyr Silvestr, Archbishop of Omsk]. Moscow (in Russian).
Fomin S. (2003) "Poslednii tsarskii sviatoi sviatitel' Ioann (Maksimovich), mitropolit Tobol'skii, sibirskii chudotvorets. Zhitie. Chudesa. Proslavlenie. Sluzhba. Akafist" [The last tsar's saint Ioann Maksimovich, Metropolitan of Tobolsk, Siberian wonderworker. Life. Miracles. Veneration. Service in his honour. Akathist]. St. Petersburg (in Russian).
Grebeniuk T. (2014) Vladel'cheskie knizhnye znaki v Otdele redkikh knigRossiiskoigosudarstvennoi biblioteki: katalog. Kn. 4: Vavilov—Viazemskii [Owners book signs in the Department of Rare Books, Russian State Library: catalogue. Book 4]. Moscow (in Russian).
Gumerov A. (ed.) (2004) Zhitie sviashchennomuchenika Ioanna Vostorgova [Life of Hieromartyr Ioann Vostorgov]. Moscow (in Russian).
Makarii (Bulgakov) (1994) Istoriia russkoi tserkvi [History of Russian church]. Moscow (in Russian).
Pavlova R. (ed.) (2004—2005) Svodnyi katalog sibirskoi i dal'nevostochnoi knigi 1790—1917gg. [Integrated catalogue of the Siberian and Far-East book of the 1790s — 1917]. Novosibirsk (in Russian).
Polishchuk E. Istoriia Zhurnala Moskovskoi Patriarkhii [History of the Journal of Moscow Patriarchate], available at http:Wpatriarchia.ru/db/text/5306940.html (accessed 05.02.2022) (in Russian).
Vinogradov A., Surguladze M., Anokhina T., Loseva O. (2000) "Andrei Pervozvannyi" [Andrew the First-Called], in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox encyclopaedia]. Moscow, vol. 2, pp. 370-376 (in Russian).
Статья поступила в редакцию 06.07.2021
The article was submitted 06.07.2021