я5-000-000
27 нзгажов в Москве
ЗШРШ
Рис. 9
Библиографический список
Рис. 10
1. Smith, S.M. Does humour in advertising enhance systematic processing? // Advances in consumer research, 1993. - Vol.20.
2. Барт, Р. Риторика образа // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994.
3. Береговская, Э.М. Принцип организации текста как игровой момент // Русская филология: учен. зап. Смоленского гос.пед.ун-та. - Смоленск, 1999.
4. Бернацкая, А.А. К проблеме «креолизации»текста: история и современное состояние // Речевое общение: специализированный вестник / под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск: Красноярский гос.ун-т, 2000. - Вып. 3(11).
5. Дамм, Т.И. Комические афоризмы в современной газете // Русская речь, 2002. - №5.
6. Имшинецкая, И.Я. Креатив в рекламе: уч.пособие. - М.: РИП-холдинг, 2004.
7. Кафтанджиев, Х. Тексты печатной рекламы. - Смысл, 1995
8. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М., Флинта, 200.
9. Курганова, Е.Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте: уч.пособие. - Воронеж, 2004.
10. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка / Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. - М.: Рус.яз.,1993.
11. Макиенко И. И. Юмор в рекламе // Маркетинг в России и за рубежом http://businesstheory.ru/
12. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Розенталь Д.Э., Теленкова, Т.В. - М.: Просвещение, 1985.
13. Сковородников, А.П. О термине и понятии «Языковая игра» // Филологические науки, 2004. - №2.
14. Сорокин, Ю.А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. - М.,1990.
15. Феофанов, О. А. Реклама: Новые технологии в России. - СПб.: Питер, 2000.
16. Филиппов, А.В. Публичная речь в понятиях и упражнениях / А.В. Филиппов, Н.Н. Романова. - М.: Академия, 2002.
17. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - ТОО ТК «Петрополис», 1998.
18. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / под ред. А. П. Сковород-никова. - М.: Флинта: Наука, 2005.
19. http : www.sostav.ru/news/2005/02/22/7/
20/ http: www.tvorireklamu.ru/dvusmyslennost
Статья поступила в редакцию 23.06.09
УДК 7(571.1І5)
В.Г. Паршков, соискатель АлтГУ, г. Барнаул, E-mail: [email protected] СИБИРСКИЕ ДЕЯТЕЛИ НАУКИ И ИСКУССТВА XVIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВВ.
В статье ставится проблема исторического портрета и творческой личности.
Ключевые слова: освоение Сибири, механик, изобретатель, архитектор, живописец, наследие, градостроительство.
Сибирь, являясь органической частью метакультуры России, дала собственную субкультуру, обладающую рядом специфических характеристик, обусловленных особенностями географического положения и исторического развития региона. В ХУІІІ-ХІХ столетиях большой вклад в освоение сибирских территорий внесли представители науки и производственной практики — гидротехники, механики, конструкторы, строители, инженеры, а также художественной культуры, более всего архитекторы и художники — воспитаники петербургской императорской «Академии трех знатнейших художеств», учрежденной в России в 1757 г.
Под влиянием идеологии до недавнего времени деятели культуры и искусства в трудах многих исследователей выступали как некий фон исторического процесса. Сегодня предпринимаются попытки составления полноценных справочнобиблиографических трудов по генеалогии и смежным вопросам, региональных энциклопедий [1, с. 2]. Примером могут
служить “Энциклопедия Алтайского края” (1998), энциклопедия “Барнаул” (2000). Ныне издаются также работы монографического характера, посвященные отдельным творческим личностям. “Либерализация общественной жизни постепенно пробуждает интерес не только к отечественной истории в целом, но и намечает определенный поворот в изучении провинциальной истории, реальных событий и фактов, человеческих судеб, историй семей и родов” [2, с. 56].
В Алтайском Горном округе в течение ХУШ-первой половины XIX столетий было сделано более 150-ти открытий в сфере техники строительства, цветной металлургии и организации музейного дела. Знаковыми фигурами в науке и практике создания горно-металлургических предприятий алтайских заводов были К. Д. Фролов, П.К. Фролов, строители плотин братья Черепановы, И. Черницын, мастер камнерезного дела В.Ф. Стрижков. Этот перечень имен можно продолжить. Самой яркой в нем будет фигура изобретателя парового дви-
гателя русского механика И.И. Ползунова, 280-летие со дня рождения которого отмечается в 2009 году. С именем И.И. Ползунова связано возведение Павловского завода на реке Касмале: ученый участвовал в выборе места для строительства, и его автограф стоит на одном из планов заводского комплекса.
Если история Сибири XVIII в. насыщена именами талантливых инженеров, механиков, гидротехников, изобретателей, то имена мастеров художественного творчества встречаются в ней редко. До конца XVIII в. в Сибири не было профессиональных архитекторов и художников. Их появление было связано не только с открытием Академии художеств в России, но и во многом с деятельностью Кабинета Е.И.В. Первыми профессиональными архитекторами Сибири, получившими академическое образование в Петербурге, стали А.И. Молчанов (1765-после 1824), Я.Н. Попов (1802-после 1852), Л.И. Иванов (1803), А.И. Лосев (1765-1829). Они жили в эпоху расцвета русского классицизма. Их деятельность определила классицистический характер исторических центров таких городов, как Барнаул, Иркутск, Нерчинск. С Российской академией художеств связана также деятельность первых профессиональных живописцев, среди них были В.П. Петров (1770-1810), М.И. Мягков (1799-1852). Художники служили в Кабинете, рисовали виды сибирских заводов и городов, писали иконы для местных православных церквей, портретировали частных лиц, имели учеников.
Мы хотели бы привлечь внимание к проблеме личности сибирского художника, архитектора. Для творчества недостаточно профессиональных знаний и умений, для этого нужен талант быть личностью. Процесс творчества возможен при условии духовной, интеллектуальной и нравственной работы; художник живет во времени, постигает его. Свою деятельность в Сибири архитекторы и живописцы понимали как участие в судьбе отечества. Они были гражданами. Такими словами выразил это иркутский архитектор, географ, картограф, летописец А.И. Лосев: “Между прочими трудами и неутомимою деятельностью России, служащими для жизни и блага отечества нашего, Она находит время и на то, чтоб наполнить отечественную Историю всеми подробностями, встречающимися от начала и до нынешних времен в каждой ея Губернии -снабдить историю не токмо эпохами и достойными произше-ствиями, но и обогатить ея всеми памятниками, преданиями и другими предметами, основанными на несомненных признаках, имеющими связь с целью Общества, есть дело не только полезное, но и нужное для каждого сына России. Слава Отечеству нашему, Слава России! Грядущие сыны возхвалят трудами Ея, позавидуют деятельности златых времен наших; любопытные Историки без сомнения обогатят знания свои; не только мудрый, но и каждый найдет в истории России следы для жизни своей. И так чувствуя труды и всегдашнюю деятельность Ея, кто же из них отречется ревновать оным? Кто ж, особенно имея средства, откажется содействовать Ея намерениям и трудам, возвышенным и утверждающим имя и благо России? - Нет. - Всякий из верных сынов, служа единственно для общества, непосредственно ощущает из того выгоду и пользу свою” [3, с. 17]. Уместно вспомнить признание видо-писца В. П. Петрова, сделанное им в письме: “Сверх выгод любил я работу свою... желая быть в художниках отличным и истинным” [4, с. 582].
Иконография лиц, о которых идет речь в данной статье практически отсутствует, по крайней мере не выявлена к настоящему времени, за редким исключением: в экспозиции Алтайского краеведческого музея (г. Барнаул) представлены портреты врача и аптекаря Ф.В. Геблера (1782-1850), горного инженера, с 1817 г. начальника Колывано-Воскресенских заводов, П.К. Фролова (1775-1839), приписываемых кисти кабинетского художника М. И. Мягкова. Не сохранились изображения И.И. Ползунова, Я.Н. Попова, В.П. Петрова и других сибирских деятелей науки и искусства. Однако, в изобразительном искусстве Алтая тема исторического портрета нашла
свое отражение в творчестве художников И.Е. Харина (19091995), Ю.Б. Кабанова (р. 1939), Г.Ф. Борунова (1928-2008), И.М. Мамонтова (р. 1938), А.В. Иевлева (р. 1928), П.А. Щетинина (1928-2004), И. Д. Бродского (р.1923) и других авторов. Историзм - характерная черта творчества алтайских живописцев, скульпторов и графиков. В историческом портрете выражаются особенности человеческого идеала своего времени, происходит символизация этого идеала. Современная гуманитарная наука (Ю.В. Шичанина, С.Ю. Каминский, С.В. Нестерова и др.) выделяет три исторические парадигмы отношения к культурному наследию: “отсутствие прошлого”, “память-преемственность”, “культурный диалог”. Из названных трех парадигм наиболее актуальна последняя - “культурный диалог”, диалог времен, исторических эпох. При этом наследие понимается как необходимая структура современности, адаптированная к новому времени. В этой структуре историческому портрету принадлежит особое место в понимании особенностей национальной культуры. Художественный портрет дает представление о чрезвычайной культурной значимости исторической памяти. Эта проблема раскрывается в книге доктора искусствоведения Т.М. Степанской “Служили Отеч-ству на Алтае”, в которой представлены творческие портреты первого профессионального архитектора на Алтае А. И. Молчанова, воспитаника архитектурной школы К.И. Росси заводского архитектора Я.Н. Попова, кабинетского художника М.И. Мягкова и других деятелей искусства Алтая [5]. Труд Т. М. Степанской явился первой “книгой для чтения по художественному краеведению” на Алтае. В ней на основе анализа архивных материалов и сохранившихся материальных источников - зданий, ансамблей площадей, рисунков и произведений живописи, представлены творческие биографии тех, кто вписал скромные, но неповторимые страницы в историю культуры России. Этой своей работой автор поддержал и развил традицию российского “отечествоведения”, “родиноведе-ния”. В журнале “Учитель” в 1870 г. можно было прочесть: “Отчизноведение дает обильную пищу уму и чувствам, широкий простор для правильного понимания и сознательного патриотизма” [5, с. 3].
Данный тезис убедительно подтверждает развитие темы И.И. Ползунова в творчестве художников Алтая. Отсутствие иконографии изобретателя было восполнено научными и научно-популярными трудами исследователей. Биография И.И. Ползунова глубоко изучена и представлена краеведами Н.Я. Савельевым, П.А. Бородкиным, А.Д. Сергеевым, В.Ф. Гришаевым. Эти авторы воссоздали биографию выдающегося деятеля горного производства, используя музейные и архивные материалы XVIII столетия. Они убедительно показали роль И. И. Ползунова в развитии науки, производственной практики в области цветной металлургии, гидротехнических сооружений, заводского строительства в условиях Сибири. Заслуга историков, краеведов, литераторов во многом состоит в том, что они отразили выдающийся масштаб личности И. И. Ползунова и выдающееся место ученого в истории России. Личность такого уровня не могла не вызвать интерес мастеров изобразительного искусства, прежде всего, художников Алтая - края, где жил и работал И.И. Ползунов. Художники опирались на характеристику личных качеств изобретателя, представленных в архивных документах и литературных очерках. Важным итогом художнического интереса к образу И. И. Пол-зунова явилась галерея живописных и графических портретов изобретателя, ряд скульптурных этюдов, эскизов, среди которых особой художественностью выделяются работы скульптора П. А. Щетинина и мастера офорта Ю. Б. Кабанова (илл. 1).
Деятельность сибирских ученых, строителей, архитекторов и художников на протяжении ХУШ-начала XIX столетий протекала в общем русле идей Нового времени, формируя единое культурное пространство России. Выявление, изучение и ввдение в общую панораму отечественной культуры образов деятелей науки и искусства является актуальной задачей сибирского искусствоведения.
Илл. I. Ю.Б. Кабанов. Механикус И. Ползунов. 2004. Офорт' 59х50
Библиографический список
1. Земля Иркутская, 1994. - № 1.
2. Жиров, А. А. Генеалогическая память как часть общенациональной культуры // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизации. -Омск, 1995.
3. Левина, Ж.Е. Присоединение Сибири: социокультурный аспект // Культура и интеллигенция России в эпоху модернизации. - Омск, 1995.
4. Петров, П.Н. Сб. Материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за 100 лет ее существования. - Спб., 1864. - Ч. 1.
5. Степанская, Т.М. Служили Отечеству на Алтае: книга для чтения по худолжественному краеведению. - Барнаул: Пикет, 1998.
Статья поступила в редакцию 24.06.09
УДК 72. (571.13)
А.Н. Гуменюк, доцент ОмГТУ, г. Омск, E-mail: [email protected] ТОБОЛЬСКИЕ ВОРОТА НОВОЙ ОМСКОЙ КРЕПОСТИ. К ВОПРОСУ РЕСТАВРАЦИИ
В статье анализируется памятник оборонительного зодчества коп. XVIII - пач. XIX вв. - Тобольские крепостные ворота. Отмечаются его стилистические характеристики в определенные периоды времени; постепенное изменение облика от барокко к классицизму. Конкретизируется стилевая модификация наиболее предпочтительная для реставрации памятника.
Ключевые слова: крепостные ворота, барокко, классицизм, реставрация.
Среди объектов истории и культуры Омской области Тобольские крепостные ворота (кон. XVIII - нач. XIX вв.) занимают одно из первых мест в классификации самых значимых памятников архитектуры. Этот вывод подтверждается и объемом исследований и серьезностью подходов к вопросу реставрации памятника. Расположенные на территории бывшей новой (второй) Омской крепости Тобольские ворота входят в
группу тех сооружений, которые вместе с современной застройкой должны формировать культурно-исторический комплекс «Омская крепость» - объект особого назначения с жестким регулированием градостроительной деятельности. Целому ряду исторических событий - от момента строительства новой Омской крепости (1768) до ее упразднения (1864), длительного «посткрепостного периода» и до настоящих дней