Научная статья на тему 'Здания музеев Алтайского края как объекты культурного наследия'

Здания музеев Алтайского края как объекты культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1089
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ / КУЛЬТУРНОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Целищева Марина Александровна

На основе широкого круга архивных источников и литературы автором впервые обобщена научная информация о зданиях, в которых расположены музеи Алтайского края. Приведены статистические данные о количестве зданий, построенных в крае специально для музеев, музеях, расположенных в зданиях-памятниках архитектуры XVIII XX вв., а также в приспособленных зданиях. Приводится краткое описание зданий-памятников архитектуры, в которых располагаются музеи края и биографии архитекторов, участвовавших в проектировании данных зданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum Buildings in Altai Krai as Cultural Heritage's Objects

The author summarized scientific information about buildings which shelter museums of Altai Krai. This work was done for the first time and based on a wide range of archival sources and literature. The article includes statistics about a number of buildings constructed specially for museums, and a number of museums located in buildings with a status of architectural monuments of the XVIII thXXth centuries as well as in adapted buildings. There is given a short description of the architectural monuments and brief biographies of their architects.

Текст научной работы на тему «Здания музеев Алтайского края как объекты культурного наследия»

УДК 727.7 ББК 70

М.А. Целищева, г. Барнаул Научный руководитель: О.Н. Труевцева

Здания музеев Алтайского края как объекты культурного наследия

Аннотация

На основе широкого круга архивных источников и литературы автором впервые обобщена научная информация о зданиях, в которых расположены музеи Алтайского края. Приведены статистические данные о количестве зданий, построенных в крае специально для музеев, музеях, расположенных в зданиях-памятниках архитектуры XVIII - XX вв., а также в приспособленных зданиях. Приводится краткое описание зданий-памятников архитектуры, в которых располагаются музеи края и биографии архитекторов, участвовавших в проектировании данных зданий.

Ключевые слова: музеи, культурное и историческое наследие, архитектурные памятники.

В течение многих лет в ряде стран, прежде всего в Германии, США, Южной Корее, Китайской народной республике, серьезно относятся к проектированию музейных зданий. В Алтайском крае интерес к музейной архитектуре появился сравнительно недавно. Изменения связаны в первую очередь с масштабной программой развития туризма. Сегодня, как никогда раньше, происходят заметные изменения в музейном строительстве. Постепенно осуществляется реконструкция музеев не только федерального, но и муниципального значения. Совершенствуются проекты зданий, приспособленных под мемориальные комплексы.

В 2013 г. музейная сеть Алтайского края включала 72 учреждения, в том числе 5 государственных музеев и 52 муниципальных. Несколько районных музеев были переведены из самостоятельных в разряд отделов при библиотеках и домах культуры. В состав двух музеев края входят картинные галереи - это музеи в Павловском и Родинском районах. Вообще более 90% музеев края — краеведческие.

Большая часть музеев Алтайского края (61%) находится в приспособленных зданиях. Это 44 музея. Из них два краеведческих (в гг. Новоалтайске и Рубцовске) и картинная галерея им. В.В. Тихонова расположены на первом этаже многоквартирных жилых домов. Другие занимают помещения в зданиях самой разной специализации — бывших детских садов, пунктов милиции, военкоматов, гостиниц, госбанка, кинотеатров, почты, аптеки, железнодорожного вокзала, народных судов, налоговых служб, финансового комитета, ПТУ, райкома КПСС, райкома ВЛКСМ, сельсоветов, домов культуры, библиотек. В основном это 1-2-этажные кирпичные здания с отделкой фасадов под «шубу». 4 музея арендуют помещения. Приспосабливаемые здания никогда полностью не соответствуют требованиям музеев. Нехватка музейных помещений — одно из препятствий в осуществлении любого направления музейной работы, в том числе и фондовой: пополнять коллекции, проводить исследования, организовать в соответствии с правилами режим хранения невозможно, если здание музея не соответствует нормам.

Здание может быть выстроено специально под музей. Этот вариант всеми музееведами считается лучшим. Но даже и в этом случае возникает проблема: по мере роста музея ощущается нехватка помещений — требуются новые помещения под фонды, под экспозиции, старые здания перестают удовлетворять новым требованиям и т.д.

Для 22% музеев в Алтайском крае были построены специальные здания. Это 16 музеев, из них в первой половине XIX в. было построено 1 здание, в 1960-1980-х гг. — 12 зданий, в 20092012 гг. — 3 здания. Из общего количества построенных зданий для музеев два строились по типовому проекту для двухквартирных жилых коттеджей. Специально для музеев были постро-

ены здания в Благовещенском (1965 г.), Волчихинском (1979 г.), Егорьевском (1977 г.), Кытманов-ском (1980-е гг.), Локтевском (1985 г.), Поспелихинском (1983 г.), Родинском (1974 г.), Солтонском (1984 г.), Тюменцевском (1960-е гг.), Угловском (1980 г.) и Шипуновском (1988 г.) районах и в г. Заринске — «Мемориал Славы» (1985 г.).

Музейные здания должны удовлетворять многим критериям, и это делает их одними из самых сложных построек (по мнению многих отечественных и зарубежных музееведов, еще и одними из самых дорогих). Музейное здание — слишком общее понятие. На самом деле варианты размещения музеев достаточно разнообразны. Это может быть старинное, связанное с какими-то историческими событиями здание, которое само по себе является ценным объектом и подлежит охране. 21 музей Алтайского края находится в зданиях-памятниках, из них 5 занимают только часть помещений. Рассмотрим подробнее исторические здания, занятые сейчас музеями.

Алтайский государственный краеведческий музей — один из старейших музеев Сибири. Ведомственный «Горный музеум» был основан в Барнауле в 1823 г., к 100-летию горнозаводского производства на Алтае. Инициаторами создания музея были П.К. Фролов (1775-1839), инженер, изобретатель, начальник округа Колывано-Воскресенских заводов, и Ф.В. Геблер (1781-1850), доктор медицины, натуралист, исследователь Алтая. Именно они положили начало формированию историко-технической и естественнонаучной коллекций музея. Современный краеведческий музей расположен по адресу ул. Ползунова, 46, в доме-памятнике промышленной архитектуры середины XIX в., имеющем федеральный статус. Это здание горной лаборатории, запроектированное и построенное в 1844-1851 гг.

Краткая история его появления такова. Еще в 1843 г., будучи проездом в Иркутске, в Барнаул заехал профессор геогнозии56, надворный советник Гофман, командированный по Высочайшему повелению для геогностического обозрения Сибирских золотоносных россыпей. В письме начальнику штаба Корпуса горных инженеров Гофман написал, что должен обратить его внимание на два предмета — Лабораторию и Музеум. «Дом, в котором помещается Музеум, стар, темен и столь завален, что многие вещи не могут быть выставлены. Если выстроить помещение для Музеума и Библиотеки, и одного из лучших воспитанников, выпущенных Горным Кондуктором, назначить смотрителем, то Музеум в скором времени будет приведен в блистательное состояние» [9]. Но в это время здание музея так и не построили, направив все средства на строительство заводской лаборатории. Так, в конце 1843 г. подполковником Евреиновым в Петербурге был составлен примерный план, фасад и разрез средней части заводской лаборатории. Архитектор Алтайских заводов Я.Н. Попов изменил общий рисунок главного фасада, укрупнил руст первого этажа, убрал ложную балюстраду под окнами второго этажа. В результате постройке был придан более цельный архитектурный облик [1]. А в 1913-1915 гг., после закрытия сереброплавильного завода, бывшее здание Горной лаборатории по проекту гражданского инженера И.Ф. Носовича было приспособлено для музейного использования.

Сейчас здание музея двухэтажное, прямоугольное в плане, в семь оконных осей по главному фасаду. Имеет вальмовую крышу. В двухъярусной композиции главного фасада, разделенного широким профилированным поясом, нижний ярус выделен горизонтальным рустом. Стены венчает широкий фриз и карниз большого выноса, дополненные по главному и торцевым фасадам мутулами и триглифами57. Композиция главного фасада симметрична. Его средняя часть в три оси выделена легким заглублением, которое переходит в трапециевидный ступенчатый аттик, прерывающий линию карниза. По центру фасада расположен портал главного входа, выполненный в виде портика из двух трехчетвертных колонн утяжеленных пропорций. Портик увенчан треугольным фронтоном. Внутреннее пространство объема делится на прямоугольные залы. По центральной оси располагается вестибюль и главная лестница. В помещениях второго этажа сохранились первоначальные

56 Геогнозия (геогностика) — термин, введенный в 1780 г. геологом А.Г. Вернером вместо термина «геология». Геогнозия ограничивалась узкими рамками эмпирического описания геологических пород, в то время как геология оформлялась как наука об истории Земли и земной коры. В течение первой половины XIX в. оба термина имели равное хождение в специализированной литературе. С середины XIX в. термин «геогнозия» постепенно выходит из употребления и ныне не используется (Геологическая энциклопедия: http://dic. academic.ru/contents.nsf/enc_geolog/).

57 Элементы дорического ордера.

музейные витрины из бука (1915 г.). Здание имеет градостроительное значение как важная часть исторической застройки города в стиле позднего классицизма. Является элементом ансамбля улицы [10]. На сегодняшний день на территории музея фрагментами развернута экспозиция под открытым небом.

Военно-исгорический отдел Алтайского государственного краеведческого музея с 1991 г. занимает часть здания-памятника регионального значения «Городская больница» (пр. Комсомолький, 73а), построенного в 1907 г. по проекту гражданского инженера И.Ф. Носовича. Здание двухэтажное, выполнено из красного кирпича лицевой кладки, декоративные элементы (карниз и междуэтажные пояса, лопатки, оформление окон) выполнены с помощью кирпичной кладки с применением лекального кирпича. Благоустройство территории проведено на основании решения Барнаульского горисполкома от 10 августа 1988 г. «О возведении в г. Барнауле памятного знака в честь интернационального движения и филиала краевого музея с залом интернационального движения» в соответствии с проектом приспособления здания под музей. В 1991-1997 гг. на стенах музея были размещены мемориальные доски с именами воинов, погибших на Афганском и Чеченском фронтах [12].

Музей аптечного дела «Горная аптека», открытый в Барнауле 2012 г., разместился в памятнике архитектуры федерального значения «Здание аптеки» (ул. Ползунова, 42). Аптека была построена в 1793-1794 гг. заводским архитектором А.И. Молчановым и стала первым кирпичным зданием в городе, первой аптекой на Алтае и одной из первых в Сибири. В 1844 г. архитектор Я.Н. Попов его реконструировал. Здание расположено в исторической части города Барнаула, вдоль красной линии улицы Ползунова (бывшей Петропавловской линии). Оно представляет собой одноэтажное, П-образное в плане кирпичное строение с бревенчатым мезонином над средней частью дворового фасада. Имеет подвал в восточной части здания. Фасады оштукатурены. Стены завершает небольшого выноса карниз и гладкий фриз. Композиция главного фасада симметрична. Центральная ось выделена легким ризалитом и отмечена прямоугольным аттиком с повышением средней части, украшенным лежачей филенкой. Вход фланкируют узкие прямоугольные оконные проемы. Над дверью имеется козырек на кованых металлических кронштейнах с растительным рисунком в виде свивающегося стебля. Перед главным фасадом здания по обе стороны от крыльца разбит палисадник с оградой на кирпичном основании. Аптека служит примером небольшого общественного здания провинциального города [4].

Государственный художественный музей Алтайского края с 1993 г. поместил постоянную экспозицию на новых площадях в здании по пр. Ленина, 88. Это бывшая средняя школа, построенная в 1937 г. и являющаяся памятником архитектуры регионального значения. Здание было выполнено по типовому проекту. В настоящее время по заказу администрации Алтайского края идет его реконструкция. Общая площадь музея будет увеличена в полтора раза и составила 10,3 тыс. м2. Добавится подвал и третий этаж. В новом здании разместятся два тематических зала, отражающих художественную культуру Алтайского края — Колыванский зал, представляющий творческое наследие мастеров-каменорезов из Горной Колывани, и зал народных ремесел. По оснащению технологическим оборудованием это будет один из самых современных музеев за Уралом. По словам архитектора А.Ф. Деринга, автора проекта реконструкции музея, удалось радикально переделать планировку центральной части здания, открыть вестибюль во внутренний двор, исправить планировку второго этажа, соединив два крыла галереей в центральной части. Последнее избавит посетителей от необходимости прерывать осмотр экспозиции, чтобы перейти из одной части здания в другую. Внутренний двор из утилитарного превратится в дополнительную благоустроенную площадку для проведения фольклорных и художественных фестивалей, временных экспозиций произведений монументального искусства.

Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая с 1991 г. расположен в Барнауле по адресу ул. Л. Толстого, 2, в дворянской усадьбе городского типа, являющейся памятником архитектуры XIX в. Здание представляет собой редкий для нашего региона образец усадебной архитектуры. Одним из первых владельцев особняка был золотопромышленник Е. Олоровский. Заметным событием в культурной жизни современного Барнаула являются балы для посетителей музея, которые проходят в бывшей усадьбе [5].

В 2000 г. администрацией г. Барнаула издано постановление, в котором была отмечена не-

обходимость организации фондов и поиска помещений для музея «Город». В 2007 г. музею были предоставлены помещения по адресу: ул. Л. Толстого, 24, в памятнике архитектуры регионального значения «Городская дума». Здание было построено по заказу барнаульской городской думы в 1906-1914 гг. Автор проекта — гражданский архитектор И.Ф. Носович. Двухэтажное здание сложно в плане: оно состоит из нескольких объемов разного времени постройки, которые располагаются по периметру квартала ул. Л. Толстого, пр-ту Ленина и ул. Ползунова и образуют вместе с постройками хозяйственного назначения почти замкнутый внутренний двор. По главным фасадам здание бывшей думы имеет богатый декор с применением лекального кирпича. Все объемы делятся продольными стенами. Планировка этажей части здания по пр-ту Ленина и ул. Ползунова — коридорного типа. В крыле по ул. Л. Толстого организован парадный вестибюль с трехмаршевой лестничной клеткой, по сторонам от которого устроены залы. Объект культурного наследия является образцом общественного здания начала XX в., выполненного в формах эклектики [2].

Музей истории развития горного производства им. Акинфия Демидова в г. Змеиногорске — второй старейший музей края. Музей был основан в 1827 г. П.К. Фроловым. Дом по адресу ул. Щор-са,11 — это первое в Западной Сибири здание, построенное специально для музея. Основной объем одноэтажного кирпичного здания прямоугольный в плане, акцентирован ризалитами небольшого выноса по центральным осям северо-западного и юго-западного фасадов. Здание было выстроено в первой половине XIX в. с использованием элементов барокко и является памятником архитектуры регионального значения. Одновременно это и памятник истории, связанный с деятельностью П.К. Фролова. В 2001 г. специалисты НПЦ «Наследие» (г. Барнаул) выполнили проект реставрации здания музея с возведением пристройки, где разместились экспонаты по археологии района.

Бийский краеведческий музей был открыт в 1920 г. по инициативе писателя-натуралиста В.В. Би-анки. Бианки создал зоологический отдел музея и организовал музейные экспедиции по изучению природы Алтая. В настоящее время музею присвоено его имя. Музей занимает в Бийске два здания, оба они — памятники архитектуры. Исторический отдел расположен в бывшей усадьбе купца первой гильдии Николая Ивановича Ассанова (ул. Ленина, 134). Строения усадьбы были построены в 1912 г. по проекту выдающегося зодчего Сибири Константина Константиновича Лыгина. Памятник архитектуры включает особняк, конюшню с каретными сараями и сеновалом, сад с деревянной беседкой и кирпичную ограду. Все элементы комплекса взаимосвязаны и имеют единое стилистическое решение. Это единственный на территории Алтайского края образец городской усадьбы начала ХХ в. с ярко выраженными чертами модерна [11].

Отдел Бийского краеведческого музея «Музей Чуйского тракта» расположен в памятнике архитектуры регионального значения «Дом Варвинских» (ул. Советская, 42). Здание было построено в 1911 г. как жилой дом с галантерейным магазином на первом этаже по заказу купца Варвинского — коллекционера русской литературы, составившего большую библиотеку. Дом выполнен с характерным для городского здания начала ХХ в. эклектическим декором.

Каменский краеведческий музей занимает часть помещений в бывшем Торговом доме купца А.И. Винокурова (ул. Ленина, 49). Двухэтажное кирпичное здание является образцом дома в купеческой усадьбе начала ХХ в. с торговыми, жилыми и хозяйственными помещениями. Главный фасад здания богато украшен в формах эклектики. Редкую ценность представляют сохранившиеся элементы планировки и интерьера.

Белокурихинский городской музей им. С.И. Гуляевас 2005 г. арендует памятник архитектуры регионального значения «Здание радонолечебницы» (ул. Славского, 19). В середине 1930-х гг. Институт курортологии поручил отделу проектирования и планировки курортов под общим руководством доктора Г.А. Невраева и инженера Б.Ю. Фридмана выполнить проект переустройства курорта, в том числе строительство нового ванного здания, вместо ранее сгоревшего. Проект был составлен архитекторами А.П. Голубевым и С.А. Замковым. В 1936-1938 гг. в здании работал Александр Леонидович Мясников, врач-терапевт, академик АМН СССР, лауреат международной премии «Золотой стетоскоп». Он осуществлял научное руководство деятельностью курорта [3].

Славгородский городской краеведческий музей с 1978 г. располагается в здании-памятнике регионального значения «Торговая контора купца Селютина» (ул. К.Либкнехта, 143). Двухэтажное, кирпичное, прямоугольное в плане здание было построено в 1910-1917 гг. и расположено в центре

города на пересечении улиц. Северный и западный фасады раскрепованы по углам и расчленены пилястрами, несущими декоративный стилизованный антаблемент. Углы фасадов акцентированы четырехгранными разновеликими декоративными башенками, обработанными филенками, барочными фронтонами с круглыми окнами. Башенки, стилизованные под архитектуру здания, увенчаны шатрами. Объект культурного наследия является образцом административного здания XX в. в формах эклектики с преобладанием элементов классицизма, использованы древнерусские мотивы и мотивы барокко.

Музей истории камнерезного дела на Алтае (с. Колывань, ул. Ломоносова, 2) находится в бывшем одноэтажном кирпичном здании рисовальной школы 1876 г. постройки, работавшей при шлифовальной фабрике и готовившей для нее квалифицированные кадры [7].

Усть-Пристанский районный краеведческий музей занимает бывший одноэтажный деревянный дом купца Морозова (с. Усть-Чарышская Пристань, ул. 1 Мая, 23). Здание является образцом деревянного жилого дома начала XX в., выполненного в традициях городской усадебной архитектуры. Дом отличается своеобразием самобытного местного декора и воссоздает образ исторической части старинного села.

Чарышский краеведческий музей с 1984 г. расположен в здании-памятнике регионального значения «Дом купца Шестакова», 1880 г. постройки. Одноэтажное деревянное здание строилось как жилое помещение для приказчиков магазина купца П.И. Шестакова, является примером деревянного жилого дома с чертами ампира в архитектуре.

Шелаболихинский районный музей занимает одноэтажное деревянное здание, памятник архитектуры «Лавка купца Лобастова» конца XIX в.

Волчихинскийрайонный исгорико-краеведческий музей им. В.М. Комарова состоит из музея в с. Волчиха и его филиала в с. Солоновка. Солоновский историко-революционный музей был открыт в 1965 г., Волчихинский — в декабре 1971 г. В с. Солоновка филиал музея находится в двухэтажном деревянном здании — памятнике истории «Дом, в котором находился штаб партизанской армии Алтайского округа и штаб Западно-Сибирской крестьянской армии под командованием Е.М. Мамонтова», рядом разместились памятник комсомольцам и памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Ребрихинскийрайонный «Музей трудовой и боевой Славы» был открыт в 1975 г. на общественных началах. В 2001 г. музей получил статус Ребрихинского районного краеведческого музея. Музей находится в бывшем двухэтажном кирпичном доме купца Скворцова (с. Ребриха, ул. Революционная, 8), которое является типичной купеческой постройкой, сочетавшей в себе лавку и жилой дом.

Здание музея может представлять собой музеефицированный объект, где главная задача — сохранить не только здание, но интерьеры, то есть целый комплекс. В данном случае к зданию относятся именно как к музейному предмету, консервируют, охраняют, изучают и т.д. Среди музеев Алтайского края — это шесть мемориальных домов-музеев, связанных с жизнью второго космонавта Г.С. Титова, писателя, кинорежиссера В.М. Шукшина, поэтов Р.И. Рождественского и Г.П. Панова, киноактрисы Е.Ф. Савиновой и изобретателя стрелкового оружия М.Т. Калашникова. Два музея посвящены истории аптечного дела Алтая (г. Барнаул, см. выше) и истории Алтайской медицины (г. Рубцовск).

В с. Полковниково Косихинского района для Алтайского государственного мемориального музея Г.С. Титова в 2011 г. было построено второе здание, где находятся экспозиционные залы, фондохранилище, кабинеты сотрудников. На территории музея установлен учебно-тренировочный самолет Л-29 и спускаемый аппарат космического корабля «Союз-ТМА-21».

В 2012 г. Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин подписал распоряжение о создании к 80-летнему юбилею Роберта Рождественского мемориального музея в с. Косиха. Новый мемориальный музей действует в статусе филиала Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА). В том же году для мемориального музея было построено двухэтажное здание, на первом этаже которого разместился районный краеведческий музей.

Мемориальный музей М.Т. Калашникова разместился в деревянном двухэтажном здании школы (с. Курья, ул. Советская, 65), где некогда учился будущий оружейник. Здание строилось в начале XX в. по разрешению губернского управления. Автор проекта неизвестен. Объект культурного

наследия является примером деревянной архитектуры учебного заведения начала XX в. в стиле эклектики с богатым фасадным декором. На месте дома, где прошло детство Михаила Калашникова, установлен памятный знак. Музей М.Т. Калашникова вместе с отреставрированным в будущем храмом, в котором был крещен Михаил Тимофеевич, образует мемориальный Калашниковскийкомплекс.

Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина находится в селе Сростки Бий-ского района Алтайского края, на родине Василия Макаровича Шукшина — писателя, кинорежиссера, актера, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной и Ленинской премий. Музей был открыт в 1978 г., а в 1999 г. ему присвоен статус всероссийского. Музейный комплекс включает три здания-памятника истории и культуры, расположенные компактно в юго-восточной исторической части села Сростки, с прилегающей территорией. Это дом-музей матери; школа, где учился и работал В.М. Шукшин (главное здание музея) и дом, в котором прошли детские годы В.М. Шукшина. Школа была построена в 1926-1927 гг. по типовому проекту, является примером крупного сельского учебного здания, испытавшего влияние стилистики конструктивизма 1930-х гг. Экскурсионные маршруты для посетителей музея-заповедника пролегают по территории села и его окрестностям. Объектом показа является музейная экспозиция, а также отдельные памятники и памятные места, ландшафт села и природное окружение — та историко-культурная среда, в которой рос и жил сам Шукшин и его герои. Это историческая часть села — Баклань, берег реки Катуни, «Камушки». Важнейшей составной частью мемориального ландшафта является гора Пикет, связанная и с самим Шукшиным, и с его творчеством. Кроме этого, на горе расположены уникальные памятники археологии федерального значения. Гора Пикет — место проведения заключительной программы Всероссийского фестиваля «Шукшинские дни на Алтае». В 2009 г. на территории музея возвели административное здание с фондохранилищем, где также разместился конференц-зал и кабинеты сотрудников. Проект был выполнен специалистами НПЦ «Наследие» [6].

Во всем мире растет значение музеев, их число постоянно увеличивается. С каждым годом музейная деятельность все усложняется, совершенствуется. По всей стране создается множество мемориальных музеев, связанных с деятельностью выдающихся людей, музеев-заповедников, ведется строительство музейных комплексов. Музейные здания считаются одними из самых сложных типов сооружений. В мировой практике получение приглашения участвовать в создании проекта музейного здания воспринимается как признание мастерства архитектора, дизайнера.

Что касается архитектуры музеев, то, по словам В.И. Ревякина, эта область оказалась вообще выведенной за рамки музееведения, которое в основном сосредоточило внимание на организационной деятельности музея и модернизации традиционного академического типа. Изменения, происходящие в обществе, нашли отражение в поисках музеями собственного архитектурного лица, своего пути развития, который отвечал бы их особенностям [8].

Не отстает от нового строительства зданий музеев и наш край. В последнее время были построены новые, современные здания для мемориальных музеев космонавта Г.С. Титова и поэта Р. Рождественского, с учетом современных требований к музеям строится здание для Алтайского государственного художественного музея в г. Барнауле. В Алтайском крае при поддержке губернатора А.Б. Карлина в ближайшее время откроется мемориальный комплекс на родине народного артиста России Валерия Золотухина. В селе Быстрый Исток построят музейные помещения, Дом культуры и благоустроят мемориальный домик. Администрацией района разработан туристический маршрут по родному для В.С. Золотухина Быстроистокскому району. Проведена работа по включению района в автотур по маршруту «Малое Золотое кольцо Алтая», организован туристический маршрут, включающего все села района. Есть в планах администрации края и открытие в г. Камне-на-Оби мемориального музея кинорежиссера И. Пырьева и мн. др.

По мнению Т.Ю. Юреневой, ХХ век подарил человечеству новые типы музеев. Наконец пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только предметы, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности [13].

Приложение

Некоторые архитекторы зданий музеев Алтайского края

Молчанов Андрей Иванович (1765-1824) — первый профессиональный архитектор на Алтае. Родился в солдатской семье. В 1772 г. поступил в словесную школу, в 1778 г. был переведен в арифметический класс, в 1781 г. вступил на службу плотничным учеником на Колывано-Воскресенские заводы. В 1783 г. получил чин механического ученика, а в 1784 г. - маркшейдерского. Находясь на службе при Чертежной, Молчанов неоднократно посылался с офицерами «за описанием разных рек, рудников и других мест».

В 1786 г. командирован Канцелярией горного начальства в Петербург, где обучался в архитектурном классе Академии художеств. С 1790 г. являлся заводским архитектором в Барнауле. Отвечал за возведение новых казенных каменных и деревянных строений, в том числе и жилых домов для чиновников, за их перестройку и ремонт. В 1793 г. в Барнауле случилось сильное наводнение, которое нанесло существенный ущерб многим зданиям. Молчанов, как «отправляющий должность архитектора», руководил ремонтными работами. В круг его обязанностей входили составление смет и присмотр за ходом строительных и ремонтных работ, «а когда оного не бывает», то нахождение при Чертежной. Молчанов делал рисунки для камнерезов шлифовальной мельницы Локтевского завода, обрабатывавших алтайские самоцветные камни (1792 г.), изготовлял модели будущих каменных изделий, в частности, колонн ионического ордера (1793 г.). Участвовал в проектировке и строительстве каменных корпусов 1-й и 2-й фабрик Барнаульского сереброплавильного завода. Из его построек сохранились здания на улице Ползунова (Петропавловской) и на Демидовской площади, в том числе:

- Горная аптека — одна из первых строительно-архитектурных работ Молчанова (1793 г.). Значительная часть одноэтажного прямоугольного здания отводилась под жилье провизора. Собственно аптека включала лабораторию, аптечное помещение, склад для хранения материалов, комнату для учеников, погреб.

- канцелярия горного начальства,

- инструментальный магазин,

- заводской госпиталь.

Молчанов осуществлял каменное строительство в рудниках и заводских поселках округа, под его наблюдением в 1816 г. завершилось сооружение церкви в Змеиногорском руднике. Деятельность Молчанова удостаивалась высокой оценки горнозаводского начальства, при аттестации отмечали его профессиональное прилежание и считали достойным повышения в чине. В 1801 г. в его карьере случился перерыв по причине слабого здоровья. Молчанов был уволен на собственное пропитание. В 1804 г. он был вновь определен при Барнаульском заводе «по механической и ар-хитектурской части». Одна из последних работ Молчанова — смета и проект бумажной фабрики в Барнауле (1822 г.) В 1823 г. он подает прошение об отставке и просит «для пропитания наградить пенсионом», которое и было назначено в размере 308 руб. Пенсия выплачивалась Молчанову по день смерти, по 8 августа 1824 г.

Попов Яков Николаевич (1802 — после 1852) — архитектор Алтайских заводов, во многом определивший архитектурный облик исторического центра г. Барнаула. Попов родился на Алтае в семье горного обер-офицера. В 1816 г. он начал службу в Колывано-Воскресенских заводах учеником маркшейдера. Начальник заводов П.К.Фролов заметил его способности и направил в Петербург для изучения архитектуры. Два года Я.Н. Попов учился в Петербургской академии художеств. После окончания академии в 1822-1828 гг. был архитектурным помощником мастера русского классицизма К.И. Росси, участвовал в строительстве Михайловского дворца, Главного штаба на Дворцовой площади, Александрийского каменного театра в Петербурге. В 1828 г. за усердную службу и приобретенные познания в архитектуре он был произведен в шихтмейстеры 13 класса, и в этом же году по требованию Кабинета Его Императорского Величества вернулся в г. Барнаул и вступил в должность заводского архитектора.

Хорошо освоил принцип ансамблевости, Я.Н. Попов широко применял его в строительной практике. Основные работы Попова в Барнауле — это:

— ансамбль Демидовской площади с обелиском в честь 100-летия горного производства на Алтае;

— реконструкция в формах классицизма ул. Петропавловской (ныне ул. Ползунова);

— каменная церковь Иоанна Предтечи Нагорного кладбища;

— дом начальника заводов Алтайского округа.

Я.Н. Попов спроектировал стекольный завод, церкви для заводов и рудников. И в середине XIX в. он оставался верен классицизму. В 1852 г. Я.Н. Попов был уволен со службы по состоянию здоровья.

Носович Иван Феодосиевич — родился в семье мелкопоместного дворянина в городе Ровно Волынской губернии (современная территория северо-западной Украины). В 1883-89 гг. учился в Санкт-Петербургском императорском институте гражданских инженеров, окончил его в звании инженера с правом на чин 10 класса. В 1890 г. был назначен младшим архитектором строительного отделения при управлении Приамурского генерал-губернатора. Известно, что за создание триумфальных арок и украшений Хабаровска к приезду императора Александра III И.Ф. Носович был произведен в титулярные советники и награжден памятным подарком. В 1893 г. Носович направлен архитектором в Семипалатинскую область. В 1896 г. за выслугу лет награжден серебряной медалью для ношения на груди на Андреевской ленте. С 1897 г. по назначению Степного генерал-губернатора состоял заведующим ирригацией Семиреченской области, где он проводил предварительные изыскания и расчеты для целого ряда ирригационных систем.

Уже будучи опытным архитектором, Носович получил предложение служить в Барнауле, куда и переехал в 1899 г. В начале своей деятельности он осуществляет безвозмездный надзор за строительством Народного дома, возводимого в Барнауле по проекту архитектора Ропета. Кроме того, Носович активно ведет проектирование и строительство казенных зданий, не оставляет конкурсную работу. Он явился наиболее ярким представителем «эпохи неостилей», проявившейся в культовой архитектуре Барнаула на рубеже XIX и XX вв. В Барнауле по проектам Носовича были построены:

— Городская дума,

— римско-католический костел,

— больница,

— здание чертежной,

— реконструировано под музей здание бывшей Горной лаборатории и др.

Архитектор вел надзор за строительством Никольской церкви. В Бийске Носович запроектировал Народный дом.

После Февральской революции 1917 г. архитектор баллотировался в гласные барнаульской городской думы, был членом Общества городов-садов. В 1919 г. занимал должность губернского архитектора. И.Ф. Носович создал план города-сада в северной части Барнаула на территории около 9 гектаров, с круглой площадью в центре, от которой отходило шесть радиусов-бульваров, один из которых был связан с железнодорожным вокзалом. Замысел не был реализован из-за недостатка финансирования, но и сегодня в центре Барнаула можно увидеть планировку города-сада, предположенную архитектором. Центральной площадью города-сада стала современная площадь Октября. Современный проспект Строителей и сегодня ведет к железнодорожному вокзалу, а еще 5 бульваров расходятся в разные стороны от центральной площади: проспект Ленина, проспект Калинина, улица Советская и др.

В 1929 г. И.Ф. Носович покинул Алтай и уехал в Краков, его дальнейшая судьба неизвестна.

Список использованных источников

1. Долнаков А.П., Долнакова Е.А., Зотеева Л.А., Степанская Т.М. Памятники архитектуры Барнаула. — Барнаул, 1982. — С. 42.

2. Звоник Е.Ю. История строительства здания городской думы и управы в г. Барнауле // Труды

Алтайского государственного краеведческого музе. Т. 2 / Управление Алтайского края по культуре; Алт. гос. краев. музей. — Барнаул: ООО ИД «Алтайпресс», 2006. — С. 90.

3. Звоник Е.Ю., Каширина Л.В. История строительства здания радонолечебницы №1 (ванного корпуса) в Белокурихе // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: материалы региональной научно-практической конференции / отв. ред. Л.А. Никитина, В.П. Семибратов. — Барнаул: Алт. полиграф. комбинат, 2009. — С. 168.

4. Каширина Л.В., Целищева М.А. Горная аптека — памятник истории и архитектуры // Краеведческие записки: Вып. 9 / Управление Алтайского края по культуре и архивному делу; Алт. гос. краеведческий музей. — Барнаул: ОАО « ИПП «Алтай», 2011. — С. 215-220.

5. Коротков И. Литературный дворец // Алтайский благодатный край / Можайск: ОАО «Можайский полиграфический комбинат». — Вып. 8. — 2007. — С. 512-513.

6. Максимова О. Село наше большое // Алтайский благодатный край / Можайск: ОАО «Можайский полиграфический комбинат». — Вып. 8. — 2007. — С. 426-431.

7. Панина О. Учителя и ученики рисовальной школы// Алтайский благодатный край / Можайск: ОАО «Можайский полиграфический комбинат». — Вып. 8. — 2007. — С. 314.

8. Ревякин В.И. Музеи мира. — М.: Информэкспресс, 1993. — С. 6.

9. Целищева М.А. История строительства и ремонта здания Горной лаборатории в Х!Х в. по ул. Петропавловской в г. Барнауле (новый адрес: ул. Ползунова,46) // Труды Алтайского государственного краеведческого музея. — Т. 3. — Барнаул, 2008. — С. 209-2010.

10. Целищева М.А. История здания музея в ХХ-ХХ! вв. (ул. Ползунова, 46, г. Барнаул) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Материалы региональной научно-практической конференции. — Вып. ХVII. — Барнаул, 2009. — С. 73-82.

11. Целищева М.А. Недвижимое имущество семьи Асановых // Альманах «Бийский Вестник». — 2012. — №1 (33). — С. 181-184.

12. Целищева М.А. История зданий городской больницы с начала ХХ в. до конца 1930-х гг., в 1940-е гг. — ХХI в. (г. Барнаул) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края: материалы ХVШ и ХК региональных научно-практических конференций / отв. ред. Г.А. Кубарева, В.П. Семибратов. — Барнаул: АЗБУКА, 2013. — С. 411-424.

13. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М.: Русское слово-РС, 2003.— С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.