УДК 94(47)(571.1/.5):656.2
СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В ПЕРИОД ВОЕННОЙ МОБИЛИЗАЦИИ 1914 ГОДА
Анатолий Владимирович Добровольский
Сибирский государственный университет путей сообщения, 630049, Россия, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политологии, тел. (383)328-05-15, e-mail: dobr@sgups.stu.ru
В публикации рассмотрена роль Сибирской железной дороги в транспортном обеспечении военной мобилизации 1914 г., вклад железнодорожников Транссибирской магистрали в повышение обороноспособности страны в начале Первой мировой войны.
Ключевые слова: Первая мировая война, Сибирь, Сибирская железная дорога, мобилизация, железнодорожный транспорт.
SIBERIAN RAILWAY IN THE PERIOD OF MILITARY MOBILIZATION 1914 YEARS
Anatoly V. Dobrovolskiy
Siberian Transport University, 630049, Russia, Novosibirsk, 191 D. Kovalchuk st., Ph.D., Prof. of department of history and political science, tel. (383)328-05-15, e-mail: dobr@sgups.stu.ru
In a publication the role of the Siberian railway is considered in a transport providing of military mobilization 1914, contribution of railroaders of transsibirskoy highway to the increase of defensive capacity of country at the beginning of First world war.
Key words: First world war, Siberia, Siberian railway, mobilization, railway transport.
В годы Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.) Сибирь далеко находилась от театров военных действий, но война остро почувствовалась и на сибирских просторах. Вся экономика России была переведена на военные рельсы. И в первую очередь это коснулось железнодорожного транспорта, который сыграл значительную роль в обеспечении военной мобилизации 1914 г., переброске на фронт воинского контингента, вооружения и боеприпасов, организации перевозок продовольствия для армии и прифронтовых территорий. Отдельные аспекты данной темы отражены в «Энциклопедии Новосибирска» (2003 г.), «Истории промышленности Новосибирска» (2004 г.), «Исторической энциклопедии Сибири» (2010 г.), отдельной публикации В.И. Шашкова [1].
Накануне войны к зоне действия Сибирской железной дороги относилось 3148 верст - от ст. Челябинск до ст. Иннокентьевская. В 1913 г. на ней была введена в эксплуатацию вторая полоса движения протяженностью 2314 км (Челябинск - Боготол). К концу 1913 г. предельную пропускную способность по Сибирской магистрали довели до 20 пар, и по Томской ветви - до 12 пар сквозных поездов в сутки [2].
На основании официальных документов и материалов можно констатировать, что чрезвычайно сложную задачу железнодорожники выполнили в начале войны: обеспечили бесперебойные перевозки в период
проведения всеобщей военной мобилизации, сосредоточения войск в зоне стратегического развертывания и на театрах военных действий. Эта работа потребовала огромного напряжения, как в организации деятельности самого железнодорожного ведомства, так и всех смежных отраслей хозяйства.
В считанные дни потребовалось перевести миллионы людей, сотни тысяч лошадей, десятки тысяч повозок, огромное количество орудий, боеприпасов и других материальных средств, необходимых на фронте. Железнодорожный транспорт также активно использовался при переброске войск с одного участка на другой, наращивании и сосредоточении в соответствующих районах боевых резервов. Кроме того, следует учитывать, что для успешной боевой деятельности войск необходимо и их непрерывное снабжение. Фронт требовал систематически боеприпасы, продовольствие, одежду, утварь и т.д. Эти весьма важные задачи, по признанию военных специалистов, были успешно решены в первые месяцы войны [3].
С первых дней войны на Сибирской и Омской железных дорогах вводятся чрезвычайные меры охраны, а с 8 августа 1914 г. именным Высочайшим указом Николая II Сибирская железная дорога, в районе между станциями Челябинск - Боготол, и Омская между станциями Тюмень - Омск были объявлены на военном положении. Этим же указом командующему войсками Омского военного округа (генералу от кавалерии Е.О. Шмиту -А.Д.), были предоставлены права Главнокомандующего в указанных участках дороги, с подчинением ему всех жандармских и полицейских управлений. С 6 сентября 1914 г. военное положение было введено на восточном участке пути (Боготол - Иннокентьевская), а также на Забайкальской, Китайской Восточной и ее Уссурийском отделении железных дорогах [4].
С началом войны на Сибирской железной дороге увеличили интенсивность движения воинских поездов с 8 пар до 13, а с сентября 1914 г. установилось регулярное движение - 16 пар эшелонов военного назначения. Грузооборот военных эшелонов по Сибирской магистрали за первые военные месяцы увеличился в 20 раз по сравнению с предыдущим 1913 годом. Если в 1912 г. пробег воинских поездов составлял 725 936 пудо-верст, в 1913 г. -372 212, то по итогам 1914 г. - 7 142 852 пудо-верст [5]. Сибирская железная дорога стала единственным средством переброски воинского контингента и военного снаряжения из тыла в действующую армию. На этот важнейший период в Сибири были почти полностью прекращены перевозки коммерческих грузов и частное пассажирское движение.
В первые дни войны по Сибирской железной дороге на фронт были отправлены I, IV, V Сибирские армейские корпуса, дислоцировавшиеся в Приамурском военном округе, II и III Сибирские армейские корпуса, располагавшиеся в Иркутском военном округе, и 11 -ая Сибирская стрелковая дивизия из Омского военного округа. Всего же за время Первой мировой войны в Сибири «было мобилизовано и призвано 1 млн. 111 тыс. человек, в том числе 988 тыс. чел. из сельской местности и 123 тыс. горожан. Армия забрала 51.5% трудоспособных мужчин в Томской губернии, 38,8 -Енисейской, 49,5 - Иркутской, 51,8 -Тобольской губерний, 60,8 -
Акмолинской и 54,8 - Забайкальской областей; и на Дальнем Востоке - более 50% трудоспособных крестьян и до 40% казаков» [6]. В период проведения военной мобилизации 8 железных дорог России (из 16) превысили задания, в том числе и Сибирская железная дорога, пропускная способность которой «была заполнена с превышением на 94% от воинского задания» [7].
Для обеспечения безопасности прохода поездов особой важности на станциях, остановочных пунктах и разъездах железной дороги была введена воинская охрана. На эту службу возложили ответственность за безопасность и сохранность поездов и железнодорожных путей, депо, поворотных кругов и иных наиболее важных сооружений. В целях улучшения охраны станционных территорий по линии Омской железной дороги усилили освещение станций [8].
Войска на фронте несли ежедневно большие потери в людях, для пополнения убыли необходимо было регулярное комплектование свежими силами войсковых частей и соединений. И эта задача тоже решалась при помощи железнодорожного транспорта. После отправления на фронт маршевых дивизий на территории Омского и Иркутского военных округов было сформировано 5 сибирских стрелковых запасных бригад. В Новониколаевске была расквартирована 4-я стрелковая запасная бригада в составе 17, 21, 22, 23 запасных полков. В 1914 - 1915 гг. из Новониколаевска на фронт ежемесячно отправлялось по 25 тыс. человек, т.е. по 100 маршевых рот, а с 1916 г. - 15 тыс. чел. (62 маршевые роты) [9]. И так на протяжении всей войны.
Война закрыла для России все западно-европейские границы, перекрыла выход в Балтику и Черное море. Архангельское и Сибирское направления стали единственными путями для поддержания связи и товарообмена с союзниками и нейтральными державами. Самым серьезным образом встал вопрос о транспортировке военных и мирных грузов через Дальний Восток, что повлекло за собой соответствующее увеличение нагрузки на транссибирскую магистраль. К примеру: на февраль 1915 г. для Сибирской железной дороги был установлен следующий суточный план поставок для армии: а) воинских грузов - 80 вагонов; б) интендантских грузов - 487 вагонов, в том числе: 300 вагонов - овса, 30 - мяса, 15 - масла, 142 - сена; в) овса для обсемения полей - 80 вагонов; г) транзитных грузов из Владивостока - 50 вагонов; д) угля для потребностей дороги - 4 вагона. Итого: 735 вагонов в сутки [10]. В марте 1915 г. Распорядительный комитет по перевозкам военного времени отмечал, что по сибирской железнодорожной магистрали «все затруднения заключаются в ограничении выходных направлений, могущих пропускать не свыше 750 вагонов в сутки, причем все меры к поднятию пропускных способностей этих направлений уже исчерпаны» [11].
В военный период железнодорожный транспорт обеспечивал также перевозку раненных и больных с фронта в тыл страны. Эти перевозки составляли весьма значительную долю в общей массе воинских перевозок в центральной части России и меньше отразились на Сибири. В сибирском регионе размещалось лишь несколько сводных эвакуационных госпиталей.
Но серьезную долю обратных перевозок Сибирской железной дороги в начальный период войны составили депортированные поданные Германии и Австро-Венгрии, затем - военнопленные и беженцы. К январю 1915 г. в Сибирь было переправлено 186 тыс. военнопленных, к лету их число увеличилось до 353 тыс. чел. [12].
Следует отметить, что в годы Первой мировой войны Министерство путей сообщения (МПС) активно включилось в патриотическую работу по оказанию помощи фронту. В 1914 г. МПС организовало 77 лазаретов на 4 300 коек и 11 санитарных поездов в среднем на 400 человек. На ежемесячные «добровольные» отчисления от жалования рабочих и служащих железной дороги на станциях содержались встречные пункты по пути следования раненных, столовые для семей призванных, выдавались пособия. Во всех учреждениях ведомства МПС проводились «кружечные сборы» на помощь раненным, периодические осуществлялись отчисления на нужды Главного комитета (содержание в госпиталях-лазаретах именных кроватей, на функционирование поезда-бани, который размещался на передовых позициях и ежедневно обслуживал до двух тысяч солдат) [13].
В ноябре 1914 г. заведующий передвижением войск Западной Сибири полковник Языков информировал Ставку Верховного Главнокомандующего, что служащие Сибирской железной дороги на свои добровольные пожертвования «отослали в действующую армию для раздачи сибирским стрелковым полкам 16100 разных теплых вещей (пиджаки, фуфайки, жилеты и др.), 2800 штук разного белья и до 50 пудов табаку, папирос и бумаги раскурочной» [14]. По его же информации служащие дороги начали сбор пожертвований для сибирских артиллеристов. МПС рекомендовало в каждом пассажирском поезде «устроить мастерскую с запасами материала для жилеток, фуфаек и др. вещей и предлагать при посадке приходить в вагон, где будет дана работа по специальности» [15].
Государь-император Николай II высоко оценил вклад ведомства путей сообщения, и лично министра В.В. Рухлова в организации и обеспечении военной мобилизации 1914 г. В высочайшем рескрипте от 1 января 1915 г. он написал: «В нынешнюю великую войну распорядительность ваша и самоотверженные труды подчиненных вам чинов существенным образом способствовали блестящему выполнению мобилизации военных сил страны и своевременному сосредоточению войск на местах военных действий» [16]. Министру путей сообщения было предоставлено право «вносить в Комитет о службе чинов гражданского ведомства и о наградах особые, вне срока и нормы ходатайства о лицах, действительно оказавших заслуги делу блистательного выполнения мобилизации» [17].
В октябре 1914 г. Главнокомандующий полосы отчуждения Омской железной дороги ОмВО генерал Е.О. Шмит подал ходатайство о награждении начальника Омской железной дороги, действительного статского советника Любимова орденом «Св. Станислава I степени» за труды по выполнению мобилизации 1914 г. [18]. Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 5 апреля 1915 г. «За труды по мобилизации 1914 г.» начальник Томской железной дороги С. Богашев получил чин статского
советника, орденом «Св. Анны 2-й степени» были награждены начальник службы движения Томской дороги И. Сильвестров, помощник начальника Омской железной дороги Я. Мовчан-Кухарук. По этому же указу орден «Св. Анны 3-й степени» получили 6 служащих Сибирской железной дороги, орден «Св. Станислава 2-й степени» - 1, ордена «Св. Станислава 3-й степени» - 4. Следующим указом от 15 апреля 1915 г. орденами было награждено 8 человек, в том числе орденом «Св. Анны 3-й степени» - начальник станции «Омск» К. Михайлов. Медаль «За усердие» вручили 17 высшим и низшим чинам Сибирской железной дороги, в том числе 4 работникам мобилизационных отделов [19]. В целом по стране тысячи работников Министерства путей сообщения были награждены различными государственными наградами.
Таким образом, во время Первой мировой войны российские железные дороги стали важнейшим фактором стратегии, орудием оперативного маневра и главным органом снабжения русской армии. Сибирская железная дорога внесла свой вклад в обеспечение мобилизации 1914 г. и в целом в укрепление оборонного потенциала российской державы в начальные период войны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Энциклопедия Новосибирска. - Новосибирск, 2003; История промышленности Новосибирска: исторические очерки. - Новосибирск, 2004. Т. I (Начало); Историческая энциклопедия Сибири. - Новосибирск, 2010. Т.II; Шашков В.И. Сибирская железная дорога в годы Первой мировой войны // Политика и право: проблемы интеграции и пути их решения : труды междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СГУПС, 2008. - Вып. 2. -С. 159-163;
2. Известия Собрания инженеров путей сообщения. - Пг., - 1915. - № 3. - С. 50.
3. См.: Шигалин И.Г. Военная экономика в Первую мировую войну. - М., 1958. -С. 68-70.
4. Указатель Правительственных распоряжений по Министерству Путей Сообщения. - 1914. - № 34. - 23 авг. - С. 507; - № 38. - 6 сент. - С. 563.
5. Краткий обзор эксплуатации Сибирской железной дороги за 1914 г. - Томск, 1915. - С. 3; Сидоров А.А. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. - М., 1973. - С. 58.
6. Симонов Д.Г., Шиловский М.В. Первая мировая война // Историческая энциклопедия Сибири. - Новосибирск, 2010. Т.Н. - С. 597, 599.
7. Васильев Н. Транспорт России в войне 1914 - 1918 гг. - М., 1939. - С. 39.
8. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 273. Оп. 2. Д. 894. Л. 249-249 (об.).
9. Фабрика Ю.А. Новониколаевск в годы Первой мировой войны (1914 - 1918 гг.) // Энциклопедия Новосибирска. - Новосибирск, 2003. - С. 577.
10. РГИА. Ф. 1291. Оп. 132. Д. 13. Л. 51.
11. Там же. Л. 101.
12. Симонов Д.Г., Шиловский М.В. Указ. соч. - С. 599.
13. Вестник Путей Сообщения. - 1914. - № 40. - 4 окт. - С. 356; - № 44. - 1 нояб. -С. 393; - 1915. - № 2. - 10 янв. - С. 2; - № 4. - 20 янв. - С. 27.
14. Сибирская жизнь. - 1914. - 25 нояб.
15. Вестник Путей Сообщения. - 1914. - № 49. - 6 дек. - С. 442.
16. Указатель Правительственных распоряжений. - 1915. - № 1. - 3 янв. - С. 1.
17. Там же. - 1914. - № 37. - 9 сент. - С. 559.
18. РГИА. Ф. 273. Оп. 2. Д. 577. Л. 1.
19. Указатель Правительственных распоряжений. - 1915. - № 17. - 25 апр. - С. 364365, 374, 376, 377, 379.
© А. В. Добровольский, 2014