Научная статья на тему 'ШВЕДЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ'

ШВЕДЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1202
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШВЕЦИЯ / ШВЕДЫ / МЕНТАЛИТЕТ / ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / СЕМЬЯ / БРАК / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / СТЕРЕОТИПЫ / SWEDEN / SWEDES / MENTALITY / TRADITIONS / CUSTOMS / FAMILY / MARRIAGE / BUSINESS COMMUNICATION / STEREOTYPES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оришев Александр Борисович

Статья представляет собой продолжение задуманного автором проекта, посвященного изучению менталитета, традиций народов мира. Объект исследования - шведы. В статье анализируется национальный характер шведов, рассматриваются их традиции, семейно-брачные отношения, правила делового общения. Главный научный результат: изучив многочисленные источники и доступную в настоящий момент российскую и зарубежную литературу, опираясь на теоретические и эмпирические методы общественных наук, автор представил социокультурный портрет шведов, разрушив некоторые стереотипы вокруг этого народа. Целевая аудитория статьи - ученые, преподаватели вузов и студенты, туристы и бизнесмены, имеющие свои интересы в Швеции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWEDES: SOCIOCULTURAL PORTRAIT

The article represents the continuation of the original author of the project, dedicated to the study of mentality, traditions of the peoples of the world. The object of research is the Swedes. The article analyzes the national character of the Swedes, considers their traditions, family-marriage relations, the rules of business communication. The main scientific result: by studying numerous sources and available at the present time in Russian and foreign literature, relying on theoretical and empirical methods of public science, the author presented a comprehensive sociological narrative. The target audience of the article is scientists, university teachers and students, tourists and businessmen who make contacts in Scandinavia.

Текст научной работы на тему «ШВЕДЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ»

УДК 316.356.2

Оришев Александр Борисович,

доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, e-mail: Orishev71@mail.ru

ШВЕДЫ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТРЕТ

Аннотация. Статья представляет собой продолжение задуманного автором проекта, посвященного изучению менталитета, традиций народов мира. Объект исследования - шведы. В статье анализируется национальный характер шведов, рассматриваются их традиции, семейно-брачные отношения, правила делового общения. Главный научный результат: изучив многочисленные источники и доступную в настоящий момент российскую и зарубежную литературу, опираясь на теоретические и эмпирические методы общественных наук, автор представил социокультурный портрет шведов, разрушив некоторые стереотипы вокруг этого народа. Целевая аудитория статьи - ученые, преподаватели вузов и студенты, туристы и бизнесмены, имеющие свои интересы в Швеции.

Ключевые слова: Швеция; шведы; менталитет; традиции; обычаи; семья; брак; деловое общение; стереотипы.

Orishev Alexandr Borisovich,

doctor of historical Sciences, Moscow agricultural Academy a. K.A. Timiryazev, Moscow,

e-mail: Orishev71@mail.ru

SWEDES: SOCIOCULTURAL PORTRAIT

Abstract: The article represents the continuation of the original author of the project, dedicated to the study of mentality, traditions of the peoples of the world. The object of research is the Swedes. The article analyzes the national character of the Swedes, considers their traditions, family-marriage relations, the rules of business communication. The main scientific result: by studying numerous sources and available at the present time in Russian and foreign literature, relying on theoretical and empirical methods of public science, the author presented a comprehensive sociological narrative. The target audience of the article is scientists, university teachers and students, tourists and businessmen who make contacts in Scandinavia.

Keywords: Sweden; Swedes; mentality; traditions; customs; family; marriage; business communication; stereotypes.

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что в России на протяжении нескольких столетий, несмотря на относительную географическую близость, о Швеции и шведах существуют представления, далекие порой от реальной действительности. В Средневековье у большей части населения России осведомленность о своих северных соседях ограничивалась отдельными рассказами и упоминаниями [4, с. 205]. В XVI в. на переговорах со шведами русские пользовались, как правило, немецким языком [1, с. 108]. Первые переводчики с шведского языка появились в Посольском приказе только в последней трети XVI в.

Со времен Петра I в России за шведами прочно укоренился образ врага [2, с. 156]. Общественное мнение о шведах было сугубо отрицательным, и тема особенностей национального характера, быта или культуры не пользовалась популярностью. Только в XIX в. появляются работы, в которых российские авторы отмечали такие черты шведского менталитета как практичность, приверженность к традициям, размеренность, чувство справедливости, благородство, склонность к техническим усовершенствованиям. Более того, анализ воспоминаний и путевых записок русских путешественников говорит о том, что Швеция была им явно симпатична [См. подробнее: 5]. Остается лишь сожалеть, что в современной научной литературе интерес к данной теме не так велик, как в недавнем прошлом.

Цель исследования: облегчение взаимопонимания между народами России и Швеции, корректировка стереотипов, налаживание крепких взаимовыгодных связей, повышение уровня толерантности в обществе.

Методы исследования

В основу исследования положены методы, выработанные современной наукой: контент-анализ, ивент-анализ, социологический опрос, наблюдение, интервьюирование, сравнение, описание.

Результаты исследования и их обсуждение

Происхождение шведов. Шведы (швед. Svenskar) - основное население Швеции, численность 8 млн человек. Большая часть 7 млн 700 тыс. проживают в Швеции, около 56 тыс. шведов - в США и 7 тыс. в Канаде. Небольшое количество шведов осели в Австралии, Аргентине, странах Европы.

Термин «шведы» происходит от «свеи» и по одной из версий толкуется как «свои». А страна «Швеция» буквально означает <^еаг-п§е — государство свеев». Свеи, в свою очередь, - это одно из германских племен, расселившихся на севере Европы.

Во времена викингов (1Х-Х1 вв.) предки шведов совершали походы в Финляндию и на Русь, вплоть до Константинополя. Существует версия, что название русского народа произошло от одного из шведских племен, которых именовали «русью».

Национальный характер. Если в русских деревнях все друг о друге знают и постоянно наведываются в гости, то у шведов такого обычая нет. Они живут изолированно, каждый сам за себя, что позволяет говорить о том, что важнейшая черта шведского менталитета - индивидуализм. При этом хозяин небольшого частного магазинчика хорошо знает каждого своего покупателя, его вкусы. Продавцы часто могут дать совет по какому-либо товару, даже на немецком и английском языках, так как в Швеции всегда много туристов.

Вторая национальная черта - трудолюбие. Шведы - чрезвычайно работящий народ, с детства в шведских семьях приучают к труду и воспитывают чувство уважения к труду чужому. Труд при этом воспринимается осознанно. Работая, шведы вкладывают в трудовой процесс

душу, осознавая свою полезность для общества. Отсюда важный мотив: не только личное обогащение, но и стремление сделать свою родину лучше.

Как и немцев, шведов отличает любовь к порядку. Для них крайне важно соблюдать нормы поведения в обществе. Типичный швед не пойдет на нарушение закона, не бросит мусор на землю, не превысит скорость даже на пустынной дороге. Долгие годы в Швеции культивировался миф о коалиции между народом и монархом. И в наше время большинство шведов верят в общность интересов народа и правительства [8, p. 147].

Любовь к порядку в наше время проявляется в стремлении шведов решить экологические проблемы. Никого не удивляют люди в супермаркетах с тряпичными авоськами или рюкзаками - они просто не желают покупать вредные для экологии пластиковые пакеты. Каждую упаковку придирчиво изучают: нет ли вредных для экологии добавок. Если в новостях промелькнет, что какая-то фабрика или птицеферма загрязняет воздух или воду, или, еще хуже, содержит наседок в тесноте - ее продукцию немедленно перестанут покупать.

Шведы по своей природе рационалисты, планируют свой день вплоть до мелочей и никогда не опаздывают. Отпуска планируются за полгода, вечеринки — за месяц-другой. Практически в любой компании планированию отводят большую часть рабочего времени. Если позвать шведа в гости лишь за пару дней, то тот, скорее всего, откажет.

Для шведов нехарактерно престижное потребление. Они не позволят себе лишних трат, легкомысленных поступков. Если русский, придя в супермаркет может потратить в два-три раза больше запланированной суммы, то для шведа такая ситуация невозможна.

Рационализм шведов проявляется в организации кухни - это одно из самых важных мест в местном доме. Здесь нет ничего громоздкого, бесполезного или лишнего. Одна стенка кухни обычно выглядит как сплошной шкаф, где объединено все кухонное хозяйство. На кухне у шведов

всегда приятно находиться, вы не испытываете желания уйти в другую комнату, так здесь комфортно.

Некоммуникабельность. Еще одна черта, близкая к индивидуализму. Шведы замкнуты, не очень любят высказывать свое мнение. Только что-то очень важное заставит шведа заговорить с незнакомцем на улице. Например, поломка телефона и невозможность обратиться к кому-либо из знакомых. Патологически вежливым шведам непросто переступить границы чужого личного пространства. Беспроигрышная стратегия - заговорить со шведом первым, дружелюбно и уважительно соблюдая дистанцию.

Также не принято в Швеции публично показывать свои эмоции, особенно душевные страдания. Шведы не любят говорить о себе. Но это далеко не снобизм и не аристократизм - в Швеции принято вести себя именно так.

Традиции. Многие шведские традиции связаны с сельским хозяйством. Весенняя пахота, сбор урожая, рыбная ловля, охота - события, важные в жизни шведа.

Особое значение в Швеции придается традиции празднования Рождества. Этот праздник является семейным торжеством, на которое собираются за одним столом представители нескольких поколений. Родственники наряжают рождественскую ель, дарят подарки друг другу. Вечером, под предлогом необходимости куда-то уйти или что-то купить в магазине, один из мужчин выходит за дверь, и почти в этот же момент в дом входит долгожданный Дед Мороз, или как зовут его сами шведы, Рождественский гном. С собой он приносит много подарков.

В рождественскую ночь принято оставлять на пороге кашу с миндалем, чтобы задобрить маленьких гномов. Если к утру тарелка окажется пустой, то год будет плодотворным и богатым. Само собой, времена, когда люди действительно верили в подобные сказки, давно прошли, но традиция, тем не менее, осталась.

Встречу Нового года шведы по традиции начинают с прослушивания стихов и поздравлений у телевизора. Затем они произносят пожелания счастья, поднимая наполненные шампанским бокалы. Кроме того, шведы, по традиции, обещают друг другу, что совершат определенные дела в наступающем году и выполнят обещания. Они могут быть самые разные, например, похудеть к лету или навестить родственников за городом.

После обещаний люди выходят на улицы, освещенные новогодними огнями и фейерверками. Во время праздничных гуляний шведы по традиции жгут большое чучело соломенного козла и бьют на счастье посуду о двери друзей.

Пасха в стране отмечается весной, немногим раньше, чем у православных. В Швеции этот праздник также не обходится без раскраски яиц различными узорами. Для украшения домов люди изготавливают фигурки домашних кур и кроликов. Дочери в семье, по традиции, надевают старую одежду своих бабушек, их платья и старинные туфли, а на лица наносят пятнышки в виде веснушек. Девочки стараются быть похожими на ведьм, которые, по преданию, в четверг перед Пасхой, отправлялись на метлах встречаться с самим дьяволом. Взрослые дают «маленьким ведьмам», переходящим от дома к дому с пожеланиями веселья, разные сладости, а нередко и деньги.

В самом конце апреля шведами с размахом отмечается Вальпургиева ночь. Она славится повсеместными кострами и песнопениями. Воздух сотрясается от шума хлопушек и взрывов разноцветных фейерверков. После шумных ночных гуляний наступает 1 мая. Праздник Вальпургиевой ночи перетекает в появление многолюдных демонстраций, где рабочие заявляют о своих требованиях по повышению зарплаты, уменьшении рабочего дня, равноправии.

По традиции у шведов отмечается День летнего солнцестояния. Накануне молодые незамужние девушки стараются сплести особый венок, состоящий из семи разных видов цветов. Делают они это для того, чтобы во

сне им привиделся суженый. В сам праздничный день на земле устанавливаются шесты, опутанные листьями и цветами. Вокруг них шведы в костюмах своей страны водят дружные хороводы и поют.

Есть и особенный праздник - День святой Люсии, когда самая юная девушка в семействе ранним декабрьским утром будит всех домочадцев, поет им песни, угощая вкусными булочками с ароматным кофе. Другой особенный праздник - День забродившей селедки. Недосоленную рыбу на два дня оставляют на солнце, а потом едят, несмотря на малоприятный запах. По мнению шведов, такая селедка отличается отменным вкусом.

Относительно недавно (с 1983 г.) шведы стали отмечать Национальный день Швеции (раньше он отмечался как «День флага»). Шведские власти пытаются придать ему мультикультурное значение, учитывая приток иммигрантов в страну. «Однако этот мультикультурализм полисемичен, расплывчат и вызывает споры как со стороны крайне правых "традиционалистов", стремящихся "защитить" шведскость от внешних влияний, так и со стороны космополитов. Создание нового национального праздника можно рассматривать как "демократическую итерацию", в которой демократия заново формулируется и заново облекается значениями» [9, р. 355].

Традиционные шведские блюда по праздникам — рисовая каша с изюмом, жареный гусь, яблочный торт, сладкое пиво, копчености, печенье. Несмотря на относительную простоту местной кухни, еде в Швеции посвящают некоторые праздники. Например, День вафель или День, посвященный булочкам с корицей.

Рыба в шведском рационе - главное блюдо. Без рыбных блюд не может обойтись ни одно застолье или праздник. Рыбу солят, коптят, жарят с вином и горчицей, даже используют как начинку для сэндвичей и запекают под соусом. К рыбе нередко подаются салаты из овощей. Икра и морепродукты также являются любимыми блюдами шведов. При этом городская кухня у шведов заметно отличается от сельской [10, р. 46].

Заметим, что шведы нация спортивная - заниматься физкультурой для них обычное дело. Плаванье, настольный теннис, спортивная гимнастика, катание на лыжах и езда на велосипеде - это любимые виды спорта, которыми увлекаются в одинаковой степени и мужчины, и женщины. И такое всеобщее увлечение приносит свои плоды - на улицах шведских городов почти не увидишь дам с лишним весом, а средняя длительность жизни в Швеции составляет более 80 лет.

Гендер, семья и брак. Швеция - «образцовая» страна в плане гендерного эгалитаризма [7, p. 1878].

Шведская государственная политика по обеспечению равенства полов, формировалась на протяжении десятилетий и представляет собой воплощение социальных принципов так называемой «шведской модели» социально-экономического развития [3, с. 7-8]. Как результат, шведский мужчина и не подумает заплатить за свою девушку или знакомую в общественном транспорте, кино или в ресторане. Причина не в скупости или бедности. Для местного мужчины странно платить за человека, который сам работает и имеет собственные средства.

Семейные отношения между мужчиной и женщиной в Швеции строятся на принципе равноправия - все решения в семье принимаются вместе. При этом шведские мужчины также как женщины берут на себя обязанности по уходу за детьми и следят за порядком в доме. Действует принцип - двое зарабатывают и двое заботятся о детях. Даже такого понятия в Швеции как декретный отпуск не существует, в этой стране государство финансирует так называемый родительский отпуск. Кроме того, функционирует государственная служба по уходу за детьми.

Интересный факт, но одергивать детей, тем более чужих, в Швеции не принято. Замечания ребенку родители делают дружелюбно - и только тогда, когда это совершенно необходимо. Урезонивают только словами. Любые шлепки исключены: Швеция стала первой страной в мире, запретившей физические наказания детей. Не принято строго указывать детям, как они

должны вести себя в обществе. Считается, что будущие граждане постепенно сами должны понять, что уместно, а что нет. А до тех пор взрослые готовы давать подсказки и тренировать терпение.

Следует сказать и о половом просвещении, которое в Швеции начинается в четыре года. Взрослые рассказывают таким крохам о наслаждении от физической близости и самоудовлетворении. В пять лет дети уже знают, что семьи бывают разными и любовь возможна между представителями одного пола. В период с шести до девяти лет дети получают знания, как вести себя, столкнувшись с педофилом, и что такое приемлемый секс по обоюдному согласию. И только в 12 лет юные шведы узнают из школьной программы, что отношения между мужчиной и женщиной - это не только секс, но еще и романтика.

В деловой среде. Шведский менеджмент вызывает интерес во всем мире. Его характерные черты: почтение к коллегам, дух сотрудничества и желание идти на компромиссы. Шведы работают в неформальной обстановке в атмосфере сотрудничества малыми командами, в которых чрезвычайно ценится личная ответственность каждого и как должное принимается почтение собственных и профессиональных свойств всех членов команды.

Другими отличительными чертами шведского менеджмента являются близость между руководителями и рядовыми сотрудниками, неофициальные взаимоотношения, открытое и непринуждённое общение, целью которого является управление через чуткое восприятие интересов коллег и партнеров. Социальные статусы или звания в этой ситуации отходят на второй план, а иерархия в том виде как она действует в России, здесь просто отсутствует.

Швеция неизменно входит в число наименее коррумпированных стран, подкуп и взяточничество рассматриваются здесь как недопустимые явления [6, p. 483]. Своим деловым партнерам шведы дарят подарки, но их стоимость не должна превышать 300-500 крон (1300-2200 рублей). Что касается иностранцев, то шведы проявляют к ним известную толерантность. Подарки могут идти на более крупные суммы.

Швеция может гордиться и низким уровнем бюрократизированности. Количество государственных служб и организаций национального и местного уровня очень невелико, при этом достаточно одного звонка, и клиенту гарантирован индивидуальный подход.

Как уже говорилось, шведов отличает любовь к порядку. Они чрезвычайно пунктуальны в обычной жизни, а в деловом общении тем более. Опоздания в принципе невозможны. Если по каким-либо причинам швед задержится, то местные правила требуют от него выплатить неустойку. Если в компании работают с 08:00 до 16.30 с 45-минутным перерывом на обед, то шведы будут тратить на перекус ровно 45 минут и ни минутой больше.

Для деловой сферы в Швеции характерен демократизм. Шведы чрезвычайно толерантны по отношению к другим людям, и для них недопустимо обидеть, оскорбить или пренебречь соображениями партнера. Перед тем как принять принципиальное для фирмы решение ее руководитель непременно посоветуется со всеми подчиненными, при этом большое внимание уделяется и месту встречи. Оно должно быть удобным как в плане транспортной доступности, так и в плане комфорта. Следствием подобной демократичности является склонность к компромиссам.

Шведы обожают природу и могут говорить на любимую тему с кем угодно и сколько угодно. Большинство жителей знает английский, и если иностранец задаст вопрос прохожему на этом языке, то почти гарантированно его поймут и ответят.

Выводы. Мифы и стереотипы о шведах

Шведские дамы высокие блондинки. Не каждая шведская девушка блещет красивым станом и голубизной своих глаз. Другое дело, что девушки в этой стране ведут себя достаточно свободно.

Нобелевская премия не присуждается по математике по той причине, что один из математиков приударил за женой шведского предпринимателя и филантропа Альфреда Нобеля. Это миф. Причина

такого решения не имела ничего личного: просто в ту эпоху считалось, что математика это такая область знаний, где открытия в принципе невозможны.

«Шведская семья» - это стереотип, существующий только в России. С одной стороны, исторически сложилось, что викинги кроме официальной жены могли иметь и любовницу. И в наше время есть семьи, в которых мужчина сожительствует сразу с двумя дамами. Это не считается чем-то из ряда вон выходящим. Порой в подобные связи вступают две супружеские пары. Реже двое мужчин делят одну женщину. Местные хиппи в середине прошлого столетия жили коммунами, где любовь была свободной не на словах, а на деле. Некоторые скандинавские женщины продолжают интимные отношения с бывшими мужьями, развод для них - не помеха. Причем в таких развлечениях участвуют и нынешние супруги экс-партнеров по браку. Секс на первом свидании для шведских девушек почти обязателен. Романтические истории здесь начинаются одинаково: девушка пошла в бар, вела себя откровенно, затем уединилась с молодым человеком. «Духовное» знакомство происходит только на следующий день. И если молодые люди нравятся друг другу, то начинают серьезно встречаться, лучше узнавая партнера. Однако и ревнивцев в Швеции немало. Несмотря на демократизм в семье, мужья и жены в Швеции не лишены чувства ревности, т.к. измена в браке для большинства современных шведов считается недопустимой. Поэтому замужние шведки всегда стараются оградить своих мужчин от общения и знакомств с одинокими девушками.

Безусловно, это не все стереотипы о шведах, распространенные в России. Однако не меньше стереотипов и о русских. Только это предмет уже для другого исследования.

Список литературы

1. Коваленко Г.М. Кандидат на престол: Из истории политических и культурных связей России и Швеции XI-XX веков. СПб: Русско-Балтийский информационный центр Блиц, 1999. 207 с.

2. Оришев А.Б. Конструирование врага как политическая технология // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 3-2. С. 156.

3. Сорокина Е.А. Современное шведское общество и семья: векторы движения // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2011. № 5. С. 7-8.

4. Сызранцев В.Ю. Шведский менталитет глазами русских // Знание, понимание, умение. 2010. № 1. С. 205-208.

5. Чернышова О.В. Шведский характер в русском восприятии (по свидетельствам XIX-XX вв.) М.: ИВИ РАН, 2000. 177 с.

6. Bergh A., Fink G., Ohrvall R. More politicians, more corruption: evidence from Swedish municipalities // Public Choice. Sep. 2017. Vol. 172. Issue 3-4. P. 483-500.

7. Kaufman G., Bernhardt E., Goldscheider F. Enduring Egalitarianism? Family Transitions and Attitudes Toward Gender Equality in Sweden // Journal of Family Issues. Sep. 2017. Vol. 38. Issue 13. P. 1878-1898.

8. Kurunmaki J. The making of Swedish democracy: Anti-aristocratic, royalist, reformist and exemplary // Journal of Modern European History. 2019. Vol. 17. Issue 2. P. 147-160.

9. Schall C.E. Multicultural iteration: Swedish National Day as multiculturalism-in-practice // Nations and Nationalism. April 2014. Vol. 20. Issue 2. P. 355-375.

10. Tellstrom R., Gustafsson I.B, Mossberg l. Local food cultures in the Swedish rural economy // Sociologia Ruralis. 2005. Vol. 45. Issue 4. P. 346.

References

1. Kovalenko G.M. Kandidat na prestol: Iz istorii politicheskikh i kulturnykh svyazey Rossii i Shvetsii XI-XX vekov. SPb: Russko-Baltiyskiy informatsionnyy tsentr Blits, 1999. 207 p.

2. Orishev A.B. Konstruirovanie vraga kak politicheskaya tekhnologiya, Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimentalnogo obrazovaniya. 2014. №2 3-2. p. 156.

3. Sorokina E.A. Sovremennoe shvedskoe obshchestvo i semya: vektory dvizheniya, Elektronnyy nauchno-obrazovatelnyy zhurnal «Istoriya». 2011. №2 5. p. 7-8.

4. Syzrantsev V.Yu. Spvedskiy mentalitet glazami russkikh, Znanie, ponimanie, umenie. 2010. №№ 1. P. 205-208.

5. Chernyshova O.V. Shvedskiy kharakter v russkom vospriyatii (po svidetelstvam XIX-XX vv.) M.: IVI RAN, 2000. 177 p.

6. Bergh A., Fink G., Ohrvall R. More politicians, more corruption: evidence from Swedish municipalities, Public Choice. Sep. 2017. Vol. 172. Issue 3-4. P. 483500.

7. Kaufman G., Bernhardt E., Goldscheider F. Enduring Egalitarianism? Family Transitions and Attitudes Toward Gender Equality in Sweden, Journal of Family Issues. Sep. 2017. Vol. 38. Issue 13. P. 1878-1898.

8. Kurunmaki J. The making of Swedish democracy: Anti-aristocratic, royalist, reformist and exemplary, Journal of Modern European History. 2019. Vol. 17. Issue 2. P. 147-160.

9. Schall C.E. Multicultural iteration: Swedish National Day as multiculturalism-in-practice, Nations and Nationalism. April 2014. Vol. 20. Issue 2. P. 355-375.

10. Tellstrom R., Gustafsson I.B, Mossberg l. Local food cultures in the Swedish rural economy, Sociologia Ruralis. 2005. Vol. 45. Issue 4. P. 346.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.