Современная Швеция: менталитет и стереотипы
В. Ю. Сызранцев (Московский гуманитарный университет)*
В статье рассматриваются предпосылки формирования у шведов определенных мировоззренческих представлений и самоощущения, описывается этнический стереотип шведов в глазах других наций.
Ключевые слова: Швеция, менталитет, этнический стереотип, история, современность.
Современный период истории Швеции представляет значительный интерес для исследования в различных областях науки. Новейшая история этой страны является во многом уникальной, характеризуясь весьма специфическим позиционированием этого северного государства на международной арене. Внутренняя и внешняя политика Швеции формирует довольно своеобразное самоощущение у ее жителей, а также определенные стереотипы в глазах иностранцев. Рассмотрению этого и посвящена данная статья.
Одной из отличительных черт шведского национального характера всегда была честность, на которой основаны шведское зако-нопослушание и чувство долга перед обществом. Многие иностранцы, которым довелось бывать в Швеции и общаться с местным населением, отмечают честность и верность слову, присущие шведам. Так, например, французский профессор и путешественник Ж.-Ж. А. Ампер, посетивший Швецию еще в XIX в., отмечал, что даже простой народ в этой стране заслуживает доверия: «Не много стран на свете, в которых можно было бы с такою уверенностью полагаться на честность низших классов, как в Скандинавии. Так как в Швеции нет ни публичных карет, ни транспортов, то если вы хотите послать значительную сумму на довольно значительное расстояние, вы должны отдать деньги мужику, который донесет их до первой станции; оттуда перешлют их также до второй и таким образом, переходя из рук в руки,
деньги достигнут своего назначения» (Чернышева, 1999: 24).
Подобное чувство долга перед другими было присуще шведам еще со времен раннего Средневековья. Еще до объединения Швеции предки шведов, жившие в непростых климатических условиях, часто должны были помогать друг другу и действовать сообща, так у шведов зародились предпосылки к становлению той особой формы коллективизма, о которой мы можем говорить сегодня.
Характерной чертой шведского менталитета можно назвать трудолюбие, проявляющееся в ответственном отношении к труду. Подобное можно было заметить еще в древности, когда древний швед усердно трудился совместно с соседями на благо их общества. Сегодня же подобное отношение имеет, помимо прочего, еще и религиозное обоснование. С тех пор как Швеция стала протестантской страной, работа стала восприниматься не только как обязанность, но и как благо, возможность измениться в лучшую сторону. Шведы стали охотнее приниматься за работу, руководствуясь не только мирскими, но и духовными соображениями. Это стало еще одним фактором, позволяющем успешно функционировать шведской экономической модели.
Необходимо также подробнее остановиться на том, что думают о себе сами шведы. В этом плане весьма любопытным представляется высказывание современного шведского писателя Хермана Линдквиста, который выделяет основные характерные черты современного шведа. По его мнению,
* Сызранцев Вячеслав Юрьевич — стажер кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-60-41. Эл. адрес: [email protected]
главные особенности шведского национального характера определены, во-первых, реформатором Мартином Лютером, приучившим шведов к простоте и непритязательности, во-вторых, королем Густавом Васой, привившим им идею государственности и национальное самосознание, в-третьих, движением за трезвость, «приведшим шведов на путь добродетели», и, в-четвертых, столетним господством социализма, «отучившим их от трудолюбия» (Lindqvist, 2008: 457).
Данное утверждение представляется неоднозначным. С его взглядом на вклад М. Лютера и Г. Васы в шведскую культуру и менталитет нетрудно согласиться, и в работах многих авторов можно встретить похожую позицию. Что же касается его утверждения о движении за трезвость, приведшем шведов, по его словам, «на путь добродетели», то такая точка зрения не является особенно распространенной у иностранных авторов. В XX в. в шведском обществе действительно существовала проблема злоупотребления алкоголем, в связи с чем правительство было вынуждено ввести в стране государственную монополию на крепкие спиртные напитки и провести антиалкогольную кампанию. Однако лишь немногие авторы упоминают об этом событии как об оставившем значительный отпечаток на психологии современного шведа (Аг^Лег§, 1989: 227-228). Вероятнее всего, это одна из тех позиций, по которой взгляд на Швецию со стороны расходится с взглядом на нее изнутри, и сами шведы видят в этом событии недавнего прошлого большое достижение своего общества.
Но наиболее интересным является утверждение Линдквиста о том, что социализм отучил шведов от трудолюбия. Многие исследователи считают трудолюбие одной из характерных черт, отличающих современную шведскую нацию. Кроме того, трудолюбие является важным положением этики протестантизма, столь успешно распространившейся в Швеции.
Возможным объяснением этому может служить уже упомянутое отличие шведского взгляда на самих себя от впечатления о них
иностранцев. Не исключено, что сами шведы не считают себя людьми трудолюбивыми. А социализм предоставил жителям Швеции многочисленные социальные льготы, пособия и обслуживание. Возможно, в подобных условиях жизни Линдквист видит отсутствие необходимости усердно трудиться, что и отучило, по его мнению, шведов от трудолюбия. Здесь важно также вспомнить об иронии и самоиронии, присущим шведам. Они часто иронично отзываются как о других народах (в особенности о ближайших географических соседях), так и о самих себе. Само высказывание Линдквиста выглядит несколько легкомысленно и довольно обще. Скорее всего, оно также несет в себе значительную долю иронии. Что характерно, оно действительно может отражать представления его автора об основных моментах шведской истории, повлиявших на развитие шведского менталитета. В таком случае ироничность окраски данного высказывания можно посчитать типичным проявлением этой склонности шведов.
Еще одной характерной особенностью шведов называют отстраненность, обособленность, стремление к одиночеству. Швед чувствует себя некомфортно в местах слишком большого скопления людей. Привычка шведов держаться на расстоянии, по словам Л. Н. Кулябиной,это «стремление кодино-честву, своими корнями уходящее в обыкновение жить отдельно, на больших расстояниях друг от друга. Более того, наблюдатели отмечают, что, странствуя по миру, шведы в основном стараются держаться подальше от местных жителей, не подпуская аборигенов ближе, чем на “выстрел” видеокамеры» (Кулябина, 2005: 46).
В шведском обществе на смену ценностям силы, превосходства и милитаризма, характерным для Швеции прежде, пришли ценности порядка, развития, процветания, законопослушности и взаимопомощи. «Среди черт шведского характера, несомненно, оказавших влияние на образ ее внешнеполитической деятельности, следует обратить внимание на их обстоятельность в решении любых
дел, безусловное и бесконечное стремление шведов к справедливости, избегание “лобовых конфликтов” и особое отношение ко всем нуждающимся в помощи или защите» (там же: 45). Это распространенное сегодня представление о Швеции во многом соответствует тому, какой видят страну ее жители.
Стремление к порядку и законопослушность являются одними из тех черт, которые признают за собой сами шведы. Поскольку большинство из них осознают реальную пользу для общества в целом и для каждого его члена в отдельности от законопослуша-ния и соблюдения общепринятых норм, этой особенностью в Швеции принято гордиться (Andersson, Berg, Natland, 2001).
Исторически у шведов сложилось чувство национальной идентичности. С. Боман отмечает, что с времен Кальмарской унии и борьбы с Данией шведы чувствовали и продолжают чувствовать свою принадлежность к единой нации. По его утверждению, в Швеции «национальная идентичность (за исключением отдельных групп саамского населения) создавалась и создается автоматически за счет единства государственного правления и общности территории. Вероятно, некоторые ощущают себя норвежцами в Бохуслэне, датчанами в Сконе, финнами в Норрботтене и т. д. Но подавляющее большинство населения ощущает свою принадлежность к шведской нации» (Bohman, 1997: 21).
Таким образом, если сравнивать автостереотип и иностереотип шведов, то нетрудно заметить, что они будут во многом схожи. Так, например, и шведы, и иностранцы соглашаются с тем, что шведскому характеру присущи уважение к закону и отзывчивость. Принципиальная разница заключается в том, что некоторые особенности своего менталитета шведы воспринимают как должное, не уделяя им много внимания, в отличие от иностранцев, подробно их описывающих. Это в первую очередь такие черты, как исполнительность, верность слову, сдержанность в эмоциях, рассудительность. Однако взгляд на некоторые черты национального характера у самих шведов и у зарубеж-
ных авторов может различаться. Примером тому может служить уже упомянутое отношение к трудолюбию, окрашенное в шведском представлении о нем значительной долей иронии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кулябина, Л. Н. (2005) Швеция в современном мире. М.
Чернышева, О. В. (1999) Шведский характер в русском восприятии (по свидетельствам XIX-XX веков). М.
Andersson, À., Berg, M., Natland, S. (2001) Dar hemma, har borta: Moten med Orienten i Sverige och Norge. Stockholm.
Arnstberg, K. O. (1989) Svenskhet: Den kultur-fornekande kulturen. Stockholm.
Bohman, S. (1997) Historia, museer och nationalism. Stockholm.
Lindqvist, H. (2008) Historien om Sverige. Stockholm.
MODERN SWEDEN: MENTALITY AND STEREOTYPES V. Yu. Syzrantsev (Moscow University for the Humanities)
This article covers the prerequisites for formation of certain world outlook and selfsentiment among Swedes. The author touches upon the Swedish ethnical stereotype in the eyes of other nations.
Keywords: Sweden, mentality, ethnical stereotype, history, modernity.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)
Kuliabina, L. N. (2005) Shvetsiia v sovremen-nom mire. M.
Chernysheva, O. V. (1999) Shvedskii kharakter v russkom vospriiatii (po svidetel’stvam XIX-XX vekov). M.
Andersson, À., Berg, M., Natland, S. (2001) Dar hemma, har borta: Moten med Orienten i Sverige och Norge. Stockholm.
Arnstberg, K. O. (1989) Svenskhet: Den kultur-fornekande kulturen. Stockholm.
Bohman, S. (1997) Historia, museer och nationalism. Stockholm.
Lindqvist, H. (2008) Historien om Sverige. Stockholm.