«Настоящий хороший дом не знает привилегированных или униженных, в нем нет ни любимчиков, ни пасынков. Здесь никто не смотрит на другого сверху вниз, никто не пытается нажиться за счет других, а сильные не издеваются над слабыми. В этом доме правят равенство, забота, сотрудничество, взаимопомощь». Так ставший в 1932 г. премьер-министром Швеции социал-демократ П. А. Ханнсон характеризовал образ шведского «народного дома», который затем был положен экономистами стокгольмской школы в основу так называемой шведской модели. Её основные черты рассмотрены в настоящей статье, которая может заинтересовать специалистов в области международной экономики, государственного регулирования, социологии и политологии.
Шведская модель развития общества
С. М. АКСЕНОВ,
кандидат экономических наук, директор Агентства финансовой безопасности, Москва
Несколько слов о шведах
Шведское общество характеризуется высокой степенью социального равенства: сравнительно невелико число людей, испытывающих финансовые трудности, но при этом весьма ограниченно число богатых. Особенность культуры этой страны заключается в том, что для человека стыдно быть должником у общества - каждый должен вносить свою лепту в создание всеобщего благополучия, и пользоваться чем-то бесплатно, за счет других - аморально. Сознание собственной бесполезности для общества может привести даже к личной трагедии: потеря работы или трудоспособности глубоко переживается скорее на моральном уровне, нежели на материальном, поскольку государственные пособия по инвалидности и безработице высоки, как нигде. Если в других странах говорят о долге детей перед родителями и
© ЭКО 2006 г.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 137
родителей перед детьми, то в Швеции гарантом пожизненной социальной защиты и тех и других выступает общество. Многие пожилые люди уходят в дома для престарелых, чтобы не обременять родственников и быть независимыми. Родство не диктует ни обязанностей, ни прав, точно так же, как никогда не служит базой для возникновения протекций по службе или в учебе.
Стремлению никому не быть обязанным подчинены также традиции повседневного общения: платить в ресторане каждому за себя, брать с собой спиртное или продукты, направляясь в гости, отвечать приглашением на приглашение, благодарить даже по прошествии долгого времени за предыдущую приятную встречу. Кстати, дамам полезно знать, что приглашение в ресторан или кино вовсе не означает, что вы не будете сами платить за такси, ужин или билет.
Важные черты шведского характера - точность, любовь к порядку и планированию, организованность, пунктуальность. Особенно это относится ко времени. Ситуация, когда оговоренное заранее время встречи не соблюдается, считается чрезвычайно возмутительной и воспринимается как личное оскорбление. Быть точным означает проявлять уважение к другим, не прийти вовремя - выказать пренебрежение, но появление намного раньше назначенного времени тоже не всегда создает положительное мнение о человеке, может быть истолковано как неуверенность в себе или крайняя заинтересованность во встрече.
Каждый уважающий себя швед планирует все мероприятия и расходы заранее. Такое ревностное планирование базируется на вере в то, что человек может влиять на свое будущее. Шведы больше верят в человеческие возможности, чем в рок или судьбу.
Планирование позволяет организовать максимально активный досуг - идеал современного шведского общества. Создавать впечатление чрезвычайной занятости очень привлекательно для шведов, поэтому они стремятся посещать многочисленные кружки, курсы, мероприятия, отправляться в походы. Шведы часто относятся к намерениям столь же щепетильно, как к договоренностям, почти как к кон-
тракту, который нельзя нарушить без согласования сторон. В бизнесе или при частных контактах дело чести - придерживаться ранее сказанных слов. Не принимаются ссылки на забывчивость, спешку или плохое настроение.
Этикет общения должен учитывать также некоторые другие тонкости восприятия - например, если вам задали вопрос, ответ на него должен звучать в первых же словах, пространное объяснение может вызвать раздражение. Очень важно знать вежливые формы отказа или отрицания, которые часто вводят в заблуждение иностранцев. Шведы не любят назойливости, скандальности, агрессивности и всеми способами стремятся избегать конфликтов и обид.
Работа для каждого шведа - осознанная необходимость. Рабочее время и досуг четко разграничиваются, именно поэтому шведы не заводят друзей на работе, а заниматься на работе личными делами считается неприемлемым. В учреждениях придерживаются демократических традиций, проявлений авторитарности стараются избегать. Каждый имеет возможность чувствовать себя равноправным членом трудового коллектива. Это же подчеркивает узаконенное между шведами обращение на «ты».
Каждый трудящийся имеет ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью чуть более пяти недель, большую часть которого используют летом, одну неделю - зимой. Популярны для отдыха хорошо оборудованные кемпинги и туристические лагеря в лесах, горах и на озерах. При этом шведам свойственно бережное отношение к природе и ее ресурсам и понимание необходимости постоянного возобновления среды обитания. Поэтому-то в центре Стокгольма можно выловить большого лосося, а из крана пить водопроводную воду, совершенно не опасаясь за свое здоровье.
Названные характеристики шведского общества обусловили специфику существования Швеции в рамках Европейского союза (ЕС), в который она вошла в 1995 г. Шведы сохранили свою индивидуальность не только в восприятии роли и значимости окружающей среды, но также целей и задач государства, возведя в культ социально-психологические и морально-этические основы шведского социума.
Компоненты «шведской» модели социально-экономического развития
Термин «шведская модель» возник, когда стало отмечаться успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот имидж успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировал тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Шведская модель превратилась в символ наиболее развитой формы государства всеобщего благосостояния.
Один из разработчиков модели, Р. Мейднер, определял ее так: прежде всего это - модель создания общества благосостояния с равенством и полной занятостью как главными целями, с универсальной, то есть распространяющейся на всех членов общества системой социального обеспечения, большим государственным сектором социальных услуг, с политикой солидарности в области заработной платы и активной политикой занятости как сущностными компонентами1.
Её основные черты следующие. Во-первых, эта модель представляет собой не общество всеобщего благосостояния, а государство общественного благополучия. Другими словами, производственная сфера базируется на частной собственности, а сфера перераспределения полностью отдана в компетенцию государственных органов.
Во-вторых, шведская модель выстраивает специфические отношения между трудом и капиталом. Успешно действует централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов всегда основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.
В-третьих, модель задает особое целеполагание и реализацию экономической политики в стране. Доминантами этой политики выступают полная занятость и выравнива-
1 Общество и экономика. 1997. № 1, 2. С. 30.
ние доходов. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор, занимающийся аккумуляцией и перераспределением значительных денежных средств на социальные и экономические цели, являются составными частями и результатом этой политики.
В-четвертых, до середины 90-х годов прошлого века шведская модель успешно сочетала полную занятость2 и стабильность цен на основе проведения рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.
Специфика шведской модели определяется также многовековой историей и культурой народа, его обычаями и сложившейся ментальностью, географическим положением страны и её обеспеченностью ресурсами. Кроме того, нельзя сбрасывать со счета и идеологическую составляющую развития любого общества - для Швеции это политика социал-демократической партии, находящейся у власти более семидесяти лет.
Несомненной теоретической находкой архитекторов шведской модели, во многом обеспечившей ей жизнеспособность, является своеобразная форма взаимосвязи государства с крупным капиталом, в руках которого оставалась львиная доля экономики страны. Рынок в концепции шведской модели - это, в конечном счете, не институт развития цивилизации, а некое неизбежное зло, заслуживающее не меньших ограничений, чем частная собственность. Функциональная социализация как целенаправленное, постепенное обобществление прав собственности логически влечет за собой ограничение действенности рынка, тогда как в либеральной модели эти права реализуются преимущественно или почти полностью через рынок.
Частная собственность и рынок - зависимые «величины», и социализация не может не означать, что реализация ее функций переходит от рынка к государству - прежде всего, а также к общественным, фактически инкорпорированным в государственные или квазигосударственные структу-
2 Уровень официальной безработицы - ниже 2% самодеятельного населения.
ры, институтам в лице национальных объединений по интересам - в первую очередь Центрального объединения профсоюзов Швеции и другим субъектам неокорпоративистской системы. Тем более, что шведские профсоюзы, воспринимая рыночную конкуренцию (прежде всего сквозь призму конкуренции продавцов рабочей силы), не видели в рыночном механизме ничего положительного, что могло быть использовано для стимулирования общественного прогресса.
Многие позиции модели опирались на присущие Швеции традиции социального консенсуса, общинности и государствен-ничества. Этому благоприятствовала сама природа сложившегося в Швеции индустриального общества. Его основную часть составляли «синие воротнички», в структуре интересов которых преобладали элементарные и стандартизированные, унифицированные запросы, удовлетворение которых было возможным как раз в рамках централизованной макросистемы. Становлению модели способствовала национальная специфика - фактор малой страны, этническая и конфессиональная однородность населения, мощь и относительная целостность профсоюзного движения.
Политика социального выравнивания проводилась под девизом «чтобы не было бедных». Отсюда при наличии политической демократии вытекала преимущественно экономическая интерпретация лозунга свободы - как ослабления зависимости наемных работников и их семей от рыночных факторов жизнеобеспечения.
Социальное выравнивание
Социальное выравнивание - это главная цель социально-экономических преобразований в Швеции. Оно означает:
■ огосударствление, всеобщность и бесплатность здравоохранения, образования, социального обеспечения и страхования;
■ политику солидарности в области заработной платы;
■ активную политику занятости, при которой полная занятость рассматривается и как самоцель, и как средство социального выравнивания;
■ государственную экономическую политику, задача которой -создавать благоприятные экономические условия для развития страны, и тем самым - для решения социальных задач.
Социальное обеспечение. Из всех западных национальных моделей шведская характеризуется наибольшим огосударствлением социального обеспечения и страхования и их всеобщностью. По мнению И. Гришина, эта модель наиболее полно отвечает понятию государства всеобщего благосостояния с его внерыночным характером предоставления социальных услуг, когда право на социальную защиту не обусловлено соответствующими взносами трудящегося, а возникает непосредственно из гражданства. Социальные расходы шведского государства превышают половину ВВП - против менее его трети в среднем для Западной Европы и четверти - для всех развитых стран. А работники государственно-коммунального сектора социальных услуг составляют около трети всех занятых - против примерно 1/7 в США и Англии3.
Среди других стран Швеция резко выделяется высокой долей государственных трансфертов в совокупных денежных доходах населения - 25% (в преобладающем большинстве западных стран - в среднем 15-16%). Столь же показателен и разрыв в огосударствлении распределения социальных услуг. По удельному весу ассигнований государства на образование и здравоохранение в ВВП Швеция превосходит западноевропейские страны в целом в два, а все развитые - в 1,5 раза4. Суммарные государственные расходы, включающие как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, достигали 60% ВВП Швеции, что вывело ее на первое место в мире по этому показателю5.
Основным элементом предусмотренной шведской моделью политики благосостояния является социальное страхование. Начало политике социального страхования было положено еще в 1889 г. принятием Закона об охране труда.
3 Гришин И. Социал-демократия Швеции: трудное расставание с прошлым // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9. С. 74.
4 Там же. С. 74, 75.
5 Волков А. Шведская модель: противоречия развития // Социально-экономические модели в современном мире и путь России. Кн. 2. Социально-экономические модели (из мирового опыта). М.: Экономика, 2005. С. 529.
Цель системы социального страхования в Швеции, как подчеркивалось в официальных документах, - обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей (страхование по безработице и денежная помощь).
Поступления в систему социального страхования формируются из государственных и местных налогов, взносов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала из различных фондов. Главный источник (свыше 40%) - взносы с предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда заработной платы. За 1970-е годы все индивидуальные взносы на социальное страхование, которые уплачивались трудящимися (за исключением взносов на страхование по безработице), были заменены взносами с предпринимателей - с 1970 г. по 1989 г. по закону они возросли с 14 до 37,5% от суммы заработной платы, а с учетом коллективных договоров - до 43,6% для рабочих и 46,4% - для служащих6.
В 1913 г. начала работать пенсионная система. Первоначально регулируемая Законом о народных (основных) пенсиях, она основывалась на принципе страхования: как взносы, так и выплаты определялись, исходя из доходов, и рассчитывались индивидуально. Однако во время кризиса 30-х годов эта система не смогла обойтись без государственной поддержки. Новый Закон о народных пенсиях был принят риксдагом в 1935 г. В 1946 г. пенсии охватили все население. В основном они финансировались из государственных источников и частично из взносов лиц, имевших облагавшиеся налогами доходы. Первоначально пенсии получали только пенсионеры по возрасту, затем пенсии постепенно распространили на инвалидов и вдов. В 1948 г. реальный размер пенсий был значительно повышен. Все меньше пенсионеров обращалось за помощью по бедности. С 1951 г.
6 Волков А. Шведская модель: противоречия развития. С. 532.
пенсии изменялись с изменением индекса стоимости жизни, в 1952 г. введены специальные пособия на жилье и т.п. В 1975 г. риксдаг принял решение, что пенсионерам, получающим только основную пенсию, полагается специальная надбавка.
После ожесточенной политической борьбы, включавшей всенародный референдум и новые выборы, социал-демократы при поддержке коммунистов в 1959 г. провели в риксдаге Закон о всеобщих дополнительных пенсиях, вступивший в силу с 1960 г. и действующий в полном объеме с начала 80-х годов. Этот закон позволяет получать более высокие пенсии в зависимости от уровня предпенсионных доходов.
Политика солидарности в области заработной платы. Она предусматривала уменьшение дифференциации ставок зарплаты через их преимущественное повышение для низкооплачиваемых работников. До 1983 г. эта политика проводилась в сфере взаимодействия Центрального объединения профсоюзов Швеции и головной организации бизнеса - Объединения предпринимателей Швеции.
На шведском рынке труда действуют сильные централизованные организации как на стороне работников, так и работодателей. Рабочие стали организовываться в профсоюзы в середине XIX в. В 1898 г. ряд профсоюзов объединился в центральную организацию, известную сегодня как Центральное объединение профсоюзов Швеции, в который входят сегодня примерно 90% всех рабочих страны. Этот показатель в Швеции выше, чем в других развитых капиталистических странах. В 1944 г. было создано Центральное объединение профсоюзов служащих, оно объединяет около 75% служащих.
Важная роль в осуществлении политики солидарности, по замыслу архитекторов шведской модели, отводится союзам предпринимателей. Все шведские частные и государственные компании состоят в отраслевых и региональных союзах, которые объединены в головные союзы. В промышленности это - Шведский промышленный союз, во внешней торговле - Шведский союз экспортеров и т. п. Союзы зачастую играют роль всеобщих отраслевых картельных
объединений, координируют свою деятельность с зарубежными партнерами, но главная их функция - служить механизмом формулирования и осуществления коллективных интересов капитала на региональном, отраслевом, секторальном и национальном уровнях.
Свыше одной трети всех занятых в Швеции работают в компаниях, входящих в созданное в 1902 г. Объединение предпринимателей Швеции. Главная функция этой организации - участие в переговорах о коллективных договорах.
Важнейшим средством реализации политики солидарности стали коллективные договоры. Основная функция коллективного договора - сохранение трудового мира. Самое главное состоит в нормообразующей функции коллективного договора. Определено, что компания и её сотрудники не имеют права подписывать соглашения на худших условиях, чем установлены в применяемом коллективном договоре. Это обеспечивает реализацию важнейшего принципа политики солидарности - снижение уровня дифференциации ставок зарплаты через преимущественное повышение их для низкооплачиваемых работников.
Политика солидарности опиралась также на принцип «равная плата за равный труд», означающий зависимость зарплаты и ее увеличения от характера и качества труда, а не от рентабельности предприятия. Несмотря на различия эффективности, фирмы вынуждены были одинаково повышать заработную плату. Это заставляло низкорентабельные предприятия либо осуществлять рационализацию и обеспечивать требуемый уровень зарплаты, либо закрываться. Тем самым стимулировались структурная перестройка экономики, движение капиталов и рабочей силы в сторону наиболее эффективных производств. Что же касается предприятий, неспособных обеспечить требуемый уровень зарплаты, то здесь уже действовали меры государственной политики занятости, одного из интереснейших и заслуживающих особого внимания звеньев механизма социального выравнивания.
Реализация политики солидарности в области зарплаты привела к существенному сокращению разницы в доходах между высоко- и низкооплачиваемыми рабочими, которая снизи-
лась с 30% в 60-е годы до 15% в конце 1980-х годов. Но тогда она перестала отвечать интересам как работодателей, так и рабочих, и постепенно от нее пришлось отказаться.
Активная политика занятости. Активная политика государства на рынке труда - характерная черта шведской модели и вместе с тем (подчеркнем!) часть экономической политики правительства. Реально отработанная за прошедшие десятилетия государственная политика занятости решает исключительно широкий и, можно сказать, уникальный круг вопросов. Это не просто государственная политика на рынке труда. Анализ фактов приводит к выводу, что на протяжении второй половины XX в. шведское государство полностью или частично решало вопросы воспроизводства квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы. Вместе с системой государственного образования и здравоохранения активная политика занятости привела к успехам не только в социальной, но и в экономической области. Инновационный этап технологического развития и отрасли «новой экономики» Швеции в XXI в. в принципе оказались обеспечены совокупной рабочей силой требуемого качества.
Государственная политика занятости включает комплекс мероприятий, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений в целях поддержания занятости, повышения мобильности рабочей силы, создания новых рабочих мест. Использует она и селективные меры по повышению возможностей людей получить и сохранить работу.
Одни меры государственной политики занятости ориентированы на соединение в определенном месте и заданном времени рабочих мест и тех, кто ищет работу. Другие нацелены на стимулирование предложения труда (в первую очередь это меры по повышению профессиональной и географической мобильности рабочей силы). Третьи направлены на поощрение спроса на рабочую силу как путем субсидий для сохранения уровня занятости или его роста в компаниях, так и путем индивидуальных мер типа общественных работ или предоставления работы пожилым или инвалидам.
Кроме этих активных мер помощи, существует также выплата пособий безработным.
В арсенале активной политики занятости имеются меры селективного государственного регулирования социально-экономических процессов:
^ подготовка и переподготовка кадров;
^ поощрение их территориальной и профессиональной мобильности;
^ расширение и совершенствование деятельности служб найма; ^ прогнозирование изменений в спросе на рабочую силу; ^ проведение общественных работ;
^ субсидирование специальных рабочих мест для инвалидов; ^ поощрение конкретных инвестиций, нацеленных в первую очередь на поддержание занятости.
В результате на активные меры поддержания занятости приходится большая часть общих социальных расходов. И только меньшая часть используется на компенсацию потерянных доходов безработным. Такое соотношение активных мер и финансовой компенсации отлично от практики других стран Запада и может служить блестящим примером для подражания.
Важен и такой аспект: если политика солидарности вытесняла рабочую силу из нерентабельных производств, то политика занятости была призвана перемещать ее в прогрессирующие отрасли, как правило, с высоким уровнем оплаты труда. То есть оба эти звена механизма социального выравнивания в шведской модели функционально состыкованы; интересы профсоюзов соответствовали объективной общественной потребности в структурной рационализации и технологической модернизации экономики.
Ответственность за проведение мер государственной политики занятости возложена правительством и министерством труда на государственную администрацию рынка труда, состоящую из Управления рынка труда и комитетов по труду. Задача последних - курирование биржи труда и других учреждений на рынке труда. Особенность шведской политики солидарности в том, что важную роль играют также
организации предпринимателей и профсоюзов. Их представители заседают в правлениях на всех уровнях администрации рынка труда.
В шведской модели активная политика занятости играет важную роль не только в социальной, но и в экономической политике. Шведский рынок труда весьма развит и гибок, и доля расходов на политику на рынке труда в государственном бюджете высока по мировым стандартам.
Краткие выводы
Успех политики выравнивания в Швеции неоспорим. Доходы и жизненный уровень выравнивались в Швеции тремя путями: 1) нацеленной на достижение равной оплаты за равный труд политикой солидарности в области заработной платы; 2) системой прогрессивного налогообложения; 3) системой обширных государственных услуг.
В результате выравнивание в Швеции достигло одного из самых высоких уровней в мире. По данным ООН, в Швеции в 2002 г. 20% населения с наиболее высокими доходами получали лишь в четыре раза большие доходы, чем 20% населения с наименьшими доходами7.
К числу достижений шведской модели можно отнести и низкий уровень бедности в стране. В 2001 г. лишь 9% населения получали низкие доходы (т.е. менее 60% среднего уровня доходов). Это лучший показатель среди всех стран Западной Европы. По расчетам экспертов ООН, коэффициент бедности в Швеции в 2000 г. составил всего 0,1% против 0,4% в США8.
Безусловное стремление шведского государства позволить личности достичь самовыражения путем вовлечения в активную трудовую деятельность формирует высокий уровень самосознания, профессионализм, уверенность в своих силах, а также оттесняет социальную помощь (пособия, страховки и т. д.) на второй план, так как при наличии
7 Организация объединенных наций. Доклад о развитии человека, 2005.
С. 293.
8 Там же.
гарантированного рабочего места подобная помощь государства является вторичной, а на первом месте находится сильная личность, способная собственными силами противостоять грузу обстоятельств. Одновременно все граждане чувствуют себя единой семьей, единым домом, ведь в решении государственных проблем принимают участие почти все граждане страны, и от них зависит, насколько Швеция будет процветать как высокоразвитая страна Западной Европы.
Вместе с тем присоединение Швеции в 1995 г. к Евросоюзу существенным образом стало влиять на саму модель социально-экономического развития страны. Общая тенденция к повышению уровня либерализации движения факторов производства, к максимальной унификации правовой среды, к выравниванию уровней развития территорий стран ЕС ведут к определенной трансформации сложившейся модели развития шведского общества. Фактически происходит своеобразная конвергенция европейских моделей социально-ориентированной экономики, где все явственнее звучит «голос» доминанты наднационального интереса ЕС над национальным приоритетом развития отдельно взятой страны. О трансформации шведской модели говорит и тот фак, что существенно видоизменяется нормативно-правовая база государственного регулирования, унифицированная в рамках ЕС и направленная на повышение «коллективной» конкурентоспособности Евросоюза в масштабах мирового хозяйства.
В ряду факторов, которые во многом будут воздействовать на динамику и вектор эволюции социал-демократической политики Швеции в целом и в координатах «рынок -политика - индивид - коллектив», в частности, большое значение будет иметь общественное мнение. Большинство шведов не ставят под сомнение универсальный характер, общие масштабы и основные направления социальной политики и ее финансирования. Многие по-прежнему настроены на дальнейший рост государственных расходов в ряде областей социального обеспечения. В то же время заметно усилилась критика применения принципа «общего котла» к
финансированию медицинских услуг, социального вспомоществования, льгот при предоставлении и оплате жилья и др. Популярнее в качестве поставщиков услуг в здравоохранении и образовании становятся частный, кооперативный и благотворительный секторы. Наиболее примечательно, однако, что идея социального выравнивания больше не имеет массовой поддержки. По данным международных опросов начала 1990-х годов, только 20% шведов согласны с тем, что необходимо и дальше сближать уровни доходов. В более широком плане показательно также нынешнее отношение шведов к дилемме «свобода или равенство». Ровно 2/3 из них отдают предпочтение свободе, и по этому критерию степени либеральной ориентации общественного мнения Швеция (примерно из 20 развитых стран) уступает лишь «бастиону либерализма» - США (71%)9.
Так называемые пролиберальные позиции шведов просматриваются и в одобрении ими положения о том, что индивид должен взять на себя большую ответственность за содержание своей семьи (58% респондентов). Но наиболее поразительна высокая степень такой ориентации шведов при выяснении отношения к двум другим положениям, а именно: «государство должно принять на себя еще большую ответственность за обеспечение каждого работой и приличным стандартом жизни» и «необходимы большие стимулы к индивидуальным усилиям». Лишь 11% шведов настроены на расширение государственного патернализма, тогда как почти 75% считают целесообразным стимулирование индивидуальных усилий.
Таким образом, с точки зрения массового восприятия, коллективистская, она же эгалитаристская и государственно-патерналистская модель общественного развития, характерная для индустриальной стадии национальной истории западноевропейских стран, постепенно исчерпывает себя, даже в Швеции после её вступления в ЕС, несмотря на мен-тальность шведов и их природный аскетизм.
9 Гришин И. Социал-демократия Швеции. С. 80.
В статье рассматривается согласование стратегий специализации и диверсификации в НПО «ЭЛСИБ». В результате проведенного анализа получен следующий вывод: согласование специализации и диверсификации позволяет существенно повысить результаты деятельности за счет использования возможностей не какой-то одной, а одновременно двух противоположных стратегий.
Изложенные в статье материалы могут представлять интерес для руководителей машиностроительных предприятий среднего размера, а опыт НПО «ЭЛСИБ» может быть использован при разработке и реализации проектов реструктуризации предприятий.
Специализация и диверсификация машиностроительного предприятия
Д. А. БЕЗМЕЛЬНИЦЫН,
заместитель директора по экономике, НПО «ЭЛСИБ» ОАО, Новосибирск
Специализация и диверсификация НПО «ЭЛСИБ»
Особенности машиностроения как отрасли предопределяют возможности значительного развития диверсификации деятельности и специализации отдельных производств. Это объясняется, во-первых, тем, что отрасль производит сложные изделия, состоящие из большого количества узлов и деталей, во-вторых, тем, что машиностроение может быть расчленено на отдельные производственные процессы, каждый из которых можно выполнять на специализированном предприятии.
В этой ситуации представляет интерес возможность объединения эффектов от диверсификации и специализации деятельности предприятия за счет выделения направлений в самостоятельные дочерние предприятия (бизнес-единицы) и их специализации. В результате бизнес в целом становится диверсифицированным, гибким, повышаются финансовые потоки, увеличивается мощность предприятия, снижаются рыночные, инвестиционные и другие виды рисков. В то же время каждый вид продукции или комплек-
© ЭКО 2006 г.
152 ЭКО