Научная статья на тему 'ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ'

ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
164
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ / ТОВАРОВЕДНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КАТЕГОРИРОВАНИЕ / ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ / РОЗНИЧНЫЕ МАГАЗИНЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Логунова Нина Юрьевна, Крылов Александр Сергеевич

В статье рассмотрены прикладные вопросы штрихового кодирования пищевых продуктов и оценки соответствия товарной информации установленным требованиям. Одним из наиболее распространенных способов быстрого и точного ввода данных в компьютерную систему является использование технологии штрихового кода, которая представляет собой технологию автоматической идентификации данных. Использование технологий штрихового кодирования будет способствовать решению важной национальной задачи - обеспечение конкурентоспособности, качества и безопасности российской пищевой продукции, товаров и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Логунова Нина Юрьевна, Крылов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BAR CODING OF FOOD PRODUCTS AND ASSESSMENT OF CONFORMITY OF COMMODITY INFORMATION WITH ESTABLISHED REQUIREMENTS

The article deals with applied issues of bar coding of food products and assessment of the conformity of commodity information with established requirements. One of the most common ways to quickly and accurately enter data into a computer system is through the use of barcode technology, which is an automatic data identification technology. The use of bar coding technologies will contribute to the solution of an important national task - ensuring the competitiveness, quality and safety of Russian food products, goods and services.

Текст научной работы на тему «ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ»

Научная статья УДК 339

doi: 10.47576/2411-9520_2022_1_24

ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ И ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ

Логунова Нина Юрьевна

Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, logunina@yandex.ru)

Крылов Александр Сергеевич

Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Москва, Россия, lolkag42@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрены прикладные вопросы штрихового кодирования пищевых продуктов и оценки соответствия товарной информации установленным требованиям. Одним из наиболее распространенных способов быстрого и точного ввода данных в компьютерную систему является использование технологии штрихового кода, которая представляет собой технологию автоматической идентификации данных. Использование технологий штрихового кодирования будет способствовать решению важной национальной задачи - обеспечение конкурентоспособности, качества и безопасности российской пищевой продукции, товаров и услуг.

Ключевые слова: товарная информация; штриховое кодирование; товароведная экспертиза; категорирование; пищевые продукты; розничные магазины.

Для цитирования: Логунова Н. Ю., Крылов А. С. Штриховое кодирование пищевых продуктов и оценка соответствия товарной информации установленным требованиям // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2022. - № 1. - С. 24-29. https://doi.org/10.47576/2411-9520_2022_1_24.

Original article

BAR CODING OF FOOD PRODUCTS AND ASSESSMENT OF CONFORMITY OF COMMODITY INFORMATION WITH ESTABLISHED REQUIREMENTS

Logunova Nina Yu.

Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, logunina@yandex.ru Krylov Alexander S.

Russian State University named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, lolkag42@gmail.com

Abstract. The article deals with applied issues of bar coding of food products and assessment of the conformity of commodity information with established requirements. One of the most common ways to quickly and accurately enter data into a computer system is through the use of barcode technology, which is an automatic data identification technology. The use of bar coding technologies will contribute to the solution of an important national task - ensuring the competitiveness, quality and safety of Russian food products, goods and services.

Keywords: commodity information; bar coding; commodity expertise; categorization; food products; retail stores.

For citation: Logunova N. Yu., Krylov A. S. Bar coding of food products and assessment of conformity of commodity information with established requirements. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2022, no. 1, pp. 24-29. https://doi.org/10.47576/2411-9520 2022 1 24.

Развитие рыночных отношений, рост конкуренции в сфере производства и реализации товаров, обильное насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента продукции, эволюция товара путем модернизации и модификации его характеристик являются факторами роста и развития сферы товарной информации и, как следствие, увеличения роста информационных потребностей потребителей [1].

Одной из важнейших составляющих информационных технологий является сбор первичной информации об объектах, явлениях, свойствах и т. д. При этом чем она оперативнее и точнее, тем более достоверна и эффективна аналитическая информация, выдаваемая компьютером для принятия управленческих решений.

Современные компьютеры обрабатывают данные со скоростью миллионы транзакций в секунду и могут накапливать и хранить большие объемы данных. При этом ручной ввод первичной информации через клавиатуру явно несоизмерим со скоростью и точностью компьютера. Это связано с тем, что люди-операторы обычно вводят 3-5 символов в секунду и делают ошибки через каждые 300 символов. Ввод медленных и неточных данных с клавиатуры может значительно снизить эффективность вычислений, и в большинстве случаев вы не получите оперативных данных, необходимых для принятия решений.

Зарубежный опыт показывает, что одним из наиболее распространенных способов быстрого и точного ввода данных в компьютерную систему является использование технологии штрихового кода, которая представляет собой технологию автоматической идентификации данных. Товарная специализация включает в себя оценку всех основных характеристик товара: ассортимента, качества, количества и стоимости. В связи с этим различают следующие виды товарных проверок: количественные, качественные, кате-

горийные, документальные и комплексные.

При проведении количественных проверок эксперты должны соблюдать некоторые правила: предварительно следует ознакомиться с товаросопроводительными документами; количественные показатели товаров определяются путем измерения или пересчета, измерение может быть строгим или выборочным; для упакованных групп товаров следует обращать внимание на то, была ли тара вскрыта или переупакована; товар с поврежденной упаковкой в партии должен быть отделен от основной партии, оценка количества и качества осуществляется отдельно.

Одна из сторон может обжаловать результаты количественного теста. В этом случае контрольная проверка может подтвердить или отклонить результаты первичной проверки. В случае отклонения первичного результата экспертизы новый результат должен быть обоснован [2].

Контроль качества - это оценка качествен -ных характеристик продукции экспертами на предмет ее соответствия требованиям нормативных документов. Данная проверка возможна в ситуации обращения к поставщику с просьбой определить качество консигнационного товара, при обнаружении скрытых технических дефектов в момент сдачи-приемки, либо после длительного хранения, либо в процессе хранения. Кроме того, экспертиза качества используется при оценке образцов перед запуском новых продуктов в серийное производство. Проверка качества пищевых продуктов только на основе орга-нолептических показателей называется дегустацией.

Наиболее тесно связаны с принципами раскрытия информации о продукции, влияющими на интересы потребителей, требования доступности и ясности терминологии. Задача оценки уровня доступности и понятности потребителю части информации о товаре является своевременной и целесообразной.

Изначально право потребителей на получение информации о товарах в доступной форме регулировалось Законом о защите прав потребителей Российской Федерации. Технический регламент Таможенного союза «Особенности маркировки пищевых продуктов» (ТР ТС 022/2011), статья 4.12 «Требования к способу нанесения маркировки», также содержит четкие требования к маркировке потребительских пищевых продуктов [2].

Под ясностью термина следует понимать требование об использовании общепринятых понятий и терминов, определения которых приведены в стандартных словарях и справочниках терминологии либо которые являются общепринятыми или повседневно принятыми и поэтому не требуют определений и пояснений.

Родовые наименования пищевых продуктов (хлеб, молоко, масло, маргарин, сыр, овощи и др.) абсолютно понятны потребителю и не требуют пояснений. Однако в большом количестве импортных товаров на рынке используются стандартизированные и профессиональные термины, из-за чего потребители с трудом воспринимают часть информации о продукте [3].

С одной стороны, противоречие проявляется в невозможности полностью исключить специальные термины, поскольку их использование позволяет не допустить возможность разного толкования тех или иных признаков и характеристик, хотя и теряет обязательность их использования.. Кроме того, потребителями товарной информации являются не только конечные пользователи, но и другие коммерческие субъекты, в том числе профессионалы - производители, дистрибьюторы и дилеры.

С другой стороны, специализированная терминология на потребительской стороне этикетки или упаковки противоречит требованию предоставления потребителям доступной и понятной информации. Кроме того, нельзя не учитывать субъективность восприятия информации и уровень образования потребителей. Общепринятое понятийное поле формируется по разным условиям, таким как регион, страна, национальная культура, потребительское образование.

Поэтому необходим единый подход к этой проблеме, но в нескольких направлениях. Отделение профессиональной информации

от информации для потребителей, изменение дизайна носителей информации о потребительских товарах и правильная замена специальных терминов общепринятыми терминами («соль» вместо «хлорид натрия») исправят нарушения доступности и четкости поведения.

Штрих-коды на потребительских товарах, а точнее не только на товарах, но и на транспортной упаковке, уже давно стали нормой. В развитых странах почти 100 % товаров, выпускаемых для потребительского рынка, имеют на упаковке (или этикетке, которая идет в комплекте с товаром) штрих-код EAN, идентифицирующий производителя и товар. Это способствует повышению конкурентоспособности, увеличению спроса на данную продукцию, соответствию современным стандартам торговли и ВЭД. Штриховое кодирование на упаковке и этикетках стало обязательным в США, Канаде, Западной Европе и Юго-Восточной Азии, а в некоторых случаях даже незаконно импортировать и продавать товары без штрих-кодов EAN или UPC [4].

При нанесении непосредственно на продукты или упаковку продуктов в штрих-кодах используются тринадцати- или восьмизначные символы Международной ассоциации нумерации товаров EAN (EAN-13, EAN-8) и Универсальный код продукта США - UPC.

К сокращенным кодам относятся предметы небольшого размера (сигареты, жвачка и т. д.), размеры которых не позволяют использовать целые (13-значные) числа.

По структуре различают дискретные (знаки разделены межзначными интервалами), непрерывные (знаки-разделители отсутствуют), двунаправленные (можно считывать в двух направлениях - слева направо и справа налево) штриховые коды [5].

В настоящее время в рамках серии европейских стандартов «Штрих-коды» определено 18 различных символов, в том числе «Код 2/5», «Код 2/5 альтернативный», «Код 39», «Код 128». Code 11», «Codabar», «Code 93», «Code 49», «Code 16K», «Code PDF 417» и т. д. Но они не так широко распространены, как UPC и EAN Code UPC - США. В 1973 г. универсальный код продукта был принят в США. Европейская система нумерации EAN была создана в 1977 г.

Обозначение «вариация 2/5» было разработано на основе обозначения «2/5»,

сформированного в 1972 г. Оно предлагает плотность записи данных на 36-42 % выше и предназначено для кодирования только цифровых данных. Названия символов отражают структуру кода: каждый символ состоит из пяти элементов (штрихов или пробелов), два из которых широкие. Числовые данные кодируются парами: парный старший бит - с долей, а младший бит - с пробелом. Кодируемое число должно содержать четное количество цифр. Код с чередованием 2/5 является непрерывным дискретным, с двунаправленным декодированием и функциями самопроверки.

Новые символы за рубежом находят отражение во многих приложениях: в виде символов ITF-14 и ITF-20 для контейнеров и групповых ящиков в международной системе нумерации (EAN), в международной системе воздушного транспорта для кодирования билетов и багажа и т. п.

Символика Code 39 была разработана в 1975 г. из-за необходимости расширить возможности данных штрих-кода с десяти цифр до полного латинского алфавита. Название отражает структуру кода: каждый символ состоит из девяти элементов, три из которых широкие. «Код 39» - самостоятельный штрих-код с двусторонним декодированием и самопроверкой, обеспечивающий кодировку информационных символов (26 латинских букв, 10 цифр и 7 специальных символов), а также знаков «Старт» и «Стоп».

Это один из самых надежных символов, который можно использовать без галочки, поэтому он наиболее часто используется за рубежом. Например, Code 39 в Соединенных Штатах был принят в качестве стандартной символики штрих-кода Министерством обороны и правительством и используется многими производственными и транспортными ассоциациями на неправительственном уровне: AIAG (Автомобильная группа участия), NEMA (Национальная ассоциация производителей электротехники), EIA («Код 39», например, Ассоциация электронной промышленности). Также используется различными европейскими организациями: EDIFICE (Организация обмена компьютерными и электронными коммуникационными данными), ODETTE (Организация электронного обмена коммуникационными данными для автомобильная промышленность) и др. Реко-

мендуется для печати на производственных и транспортировочных этикетках, в том числе на шероховатых и рифленых наружных поверхностях тары [6].

Обозначение «Код 128» было введено за рубежом в 1981 г. для представления всех 128 символов полного набора символов ISO 646 «Информационные технологии», закодированного с помощью 7-битных кодов, используемых в системах обработки информации.

Код 128 является непрерывным, двунаправленным декодированием и самопроверкой. Каждый символ состоит из трех штрихов и трех пробелов, распределенных по 11 ячейкам, соответствующим ширине самого узкого элемента. Ширина любого элемента принимает значение от одного до четырех модулей. Сумма модульных ширин тире для каждого символа должна быть четной, а пробелы - нечетными. Знаки остановки имеют ширину 13 модулей.

Весь набор символов кода 128 распределя -ется по трем группам символов (A, B, C): первая кодирует цифры, прописные латинские буквы, специальные графические символы и управляющие символы, вторая содержит строчные латинские буквы вместо управляющих символов, а третий содержит только четные числа от 00 до 99. Каждая группа содержит от трех до семи специальных символов для управления считывателем. Набор Code 128 включает в себя три «стартовых» и один «стоповый» символ. Галочка является частью символики штрих-кода.

Символика PDF 417 Code (PDF 417) была впервые представлена в 1992 г. компанией Symbol Technologies. Он был разработан для создания сверхплотного QR-кода, который позволил бы реализовать идею печати переносимых файлов данных (PDF) объемом до 3-4 КБ в одном штрих-коде. Такой код может использоваться в системах, которые не подключены к компьютерной сети или не доступны для нее. В отличие от традиционных линейных кодов, являющихся ключами к записям во внешних базах данных, где хранится только необходимая информация, «коды PDF 417» содержат эту информацию в машиночитаемом формате.

В кодах PDF 417 минимальная информация, которую необходимо декорировать, называется «кодовым словом». Каждое ко-

довое слово представлено символом, состоящим из семнадцати модулей, разделенных четырьмя штрихами и четырьмя пробелами. Каждый штрих (заготовка) содержит от одного до шести модулей. «Код PDF 417» - это непрерывный штрих-код с двунаправленным декодированием и функциями самопроверки. Несколько символов данных кодируются в слове, что означает, что данные сжимаются при отображении в виде дефисов и пробелов [7].

В условиях конкурентной среды значительная часть информации должна быть оперативной, а также недоступной для ее использования специально нерегламенти-рованными пользователями. Поэтому большинство информационных технологий основаны на хранении и передаче информации в закодированном виде. Штриховые коды широко используются в мировой экономической системе для автоматической идентификации любых объектов, для автоматизации контроля и учета товародвижения, таможенного происхождения товаров и оформления документов и в других целях [8].

Использование машиночитаемых кодов повышает уровень автоматизации сбора, записи и обработки данных в источнике инфор -мации без дополнительных трудовых и материальных затрат.

Также позволяет автоматизировать процесс сбора информации и ее последующий анализ, что полностью исключает примене-

ние ручного труда. Это дает возможность более грамотно планировать рабочее время персонала. Соответственно, позволит сократить время на обслуживание клиентов или на формирование заказов и их доставку. Это крайне важно для улучшения качества работы с заказчиками и формирования более благоприятного имиджа предприятия. Штриховое кодирование позволяет полностью исключить влияние человеческого фактора на правильную идентификацию объектов, проведение инвентаризаций, торговых или иных операций с товаром [9; 10].

Использование технологий штрихового кодирования обеспечит решение задачи конкурентоспособности, качества и безопасности российской пищевой продукции, товаров и услуг.

Таким образом, использование машиночитаемых кодов повышает уровень автоматизации сбора, записи и обработки данных в источнике информации без дополнительных трудовых и материальных затрат. Технология штрихового кодирования позволяет значительно повысить уровень информированности любого специалиста, участвующего в логистической цепочке поставок «производитель-склад-доставка-потребитель». Любой сотрудник, от менеджера до менеджера, может в режиме реального времени получать информацию о товаре на складе.

Список источников

1. Закон Российской Федерации от 7 февраля 2020 г. № 2300-I «О защите прав потребителей». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 08.01.22).

2. ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», принятый решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 881. URL: http://webportalsrv.gost.ru/portal/GostNews.nsf/acaf7051ec840948c22571 290059c78f/9fe752 е7е38сс18е44257Ъае0024е7а4/$ПЬЕ/ТЯ_Т8_022-2011_text.pdf (дата обращения: 08.01.2022).

3. Николаева М. А., Карташова Л. В. Товарная информация : учебник. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. С. 25.

4. Окрепилов В. В. Управление качеством : учебник для вузов. М.: Экономика, 2019. 639 с.

5. Швандар В. А. Стандартизация и управление качеством продукции : учебник для вузов / под ред. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. 487 с.

6. Белов Г В., Ерохин Б. Т., Варфоломеев В. П. Информационные технологии предпринимательства : учебник для вузов. М.: ИКЦ Академкнига, 2018. 432 с.: ил.

7. Дмитриченко М. И., Забодалова Л. А., Куцакова В. Е. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров : учебное пособие. СПб.: Питер, 2019. 160 с.

8. Критерии восприятия потребительской маркировки - легкочитаемость, понятность, достоверность. URL: http://seafoodclub.ru/kriterii-vosprijatija-markirovki (дата обращения: 08.01.2022).

9. Чернов М. Е., Смиренный И. Н. Упаковка сыпучих продуктов: учебное пособие. М.: ДеЛи, 2020.

10. Стасюк К. Д., Логунова Н. Ю. Стандартизация, сертификация, регламентация, бренды и товарные знаки как инструменты управления качеством // Актуальные проблемы экспертизы, технического регулирования и подтверждения соответствия продукции текстильной и легкой промышленности : сборник научных трудов по материалам 2-го круглого стола с международным участием. М., 2022. С. 158-163.

References

1. Law of the Russian Federation No. 2300 -I of February 7, 2020 "On Consumer Rights Protection". Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305 (date of appeal: 08.01.22).

2. TR CU 022/2011 "Food products in terms of their labeling", adopted by the decision of the Customs Union Commission No. 881 of December 9, 2011. Access mode: http://webportalsrv.gost.ru/portal/GostNews.nsf/acaf7051e c840948c22571290059c78f/9fe752 E7E38CC18E44257AE0024E7A4/$PYE/TYA_T8_022-2011_text.pdf / (accessed: 08.01.2022).

3. Nikolaeva M.A. Commodity information: textbook / M.A. Nikolaeva, L.V. Kartashova. M.: Norm: INFRA-M, 2018. P.

25.

4. Okrepilov V. V. Quality management: Textbook for universities. M.: JSC "Publishing House "Economics", 2019. 639 p.

5. Shvandar V. A. Standardization and product quality management: Textbook for universities / Edited by V. A. Shvandar. M.: UNITY-DANA, 2019. 487 p.

6. Belov G. V. Information technologies of entrepreneurship. Textbook for universities / G. V. Belov, B. T. Erokhin, V. P. Varfolomeev. M.: ICC "Akademkniga", 2018. 432 p.

7. Dmitrichenko M. I. Quality examination and detection of falsification of food products. Textbook / M. I. Dmitrichenko, L. A. Zabodalova, V. E. Kutsakova. St. Petersburg: St. Petersburg, 2019. 160 p.

8. Criteria for the perception of consumer labeling - legibility, clarity, reliability. Access mode: http://seafoodclub.ru/ kriterii-vosprijatija-markirovki (date of circulation: 08.01.2022).

9. Chernov M. E. Packaging of bulk products. Textbook / M. E. Chernov, I. N. Smirny. M.: Delhi, 2020. 1634.

10. Stasyuk K.D., Logunova N.Yu. Standardization, certification, regulation, brands and trademarks as quality management tools. In the collection: Actual problems of expertise, technical regulation and conformity assessment of textile and light industry products. Collection of scientific papers based on the materials of the 2nd Round Table with international participation. Moscow, 2022. pp. 158-163.

Информация об авторах

Логунова Нина Юрьевна - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информатики и вычислительной техники пищевых производств, Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия, logunina@yandex.ru

Крылов Александр Сергеевич - Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Россия, Москва, lolkag42@gmail.com

Information about the authors

Logunova Nina Yu. - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Computer Science and Computer, Technology of Food Production, Moscow State University of Food Production, Moscow, Russia, logunina@yandex.ru

Krylov Alexander S. - Russian State University. Named after A. N. Kosygina (Technology. Design. Art), Russia, Moscow, lolkag42@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.