Научная статья на тему 'Штрихи новой идеологии воспитания школьников в совместной деятельности школ и педагогической науки Оренбуржья'

Штрихи новой идеологии воспитания школьников в совместной деятельности школ и педагогической науки Оренбуржья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахаян Т. К.

Интеграция науки и практики является характерной особенностью развития образования в Оренбуржье Научные исследования, проведенные в вузах и школах Оренбуржья дают основания полагать, что здесь выстраивается новая идеология воспитания личности, которая может быть названа ценностной или аксиологической. Она раскрывает значимость отношения личности к миру людей, идей, вещей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Штрихи новой идеологии воспитания школьников в совместной деятельности школ и педагогической науки Оренбуржья»

Т.К. Ахаян

ШТРИХИ НОВОЙ ИДЕОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ ОРЕНБУРЖЬЯ

Интеграция науки и практики является характерной особенностью развития образования в Оренбуржье. Научные исследования, проведенные в вузах и школах Оренбуржья дают основания полагать, что здесь выстраивается новая идеология воспитания личности, которая может быть названа ценностной или аксиологической.

Она раскрывает значимость отношения личности к миру людей, идей, вещей.

Педагогическую идеологию мы понимаем как систему основополагающих идей, определяющих воспитательные действия и формирование проф е ссионально-педагогиче ского мировоззрения. Естественно, что новая идеология воспитания содержит в себе устойчивые компоненты ранних взглядов на воспитание, как неотъемлемую часть общей социальной системы, в рамках которой она развивается и функционирует.

Основой новой идеологии и воспитания школьников является ее гуманистическая направленность. На создание гуманистической воспитательной идеологии ориентированны все государственные законодательства и образовательные программы. Развитию гуманизации образования способствуют реализация идей ненасилия, самостоятельности, оптимизма, активности детей в воспитании.

Новая идеология воспитания меняет цель воспитания. Целью воспитательного процесса становится не максимальная информация о всестороннем развитии личности, а приобщение личности к ценностям цивилизации, чистой экологии, подлинной культуре, непрерывности образования, права личности на счастливую, творческую жизнь. Именно эти ценности как приоритетные утверждаются в Декларации прав человека. Именно на реализацию этих ценностей направлена и экономическая теория и практика современности. Сегодня экономическая наука призвана разрабатывать современную модель состояния централизации и самостоятельности коллективов, их самопланирования, самоснабжения, самоуправления вплоть до выборности. Это позволяет возложить на трудовые коллективы ответственность за результаты хозяйствования, стимулировать их эффективную работу говорит современный социолог П.Г. Бунич. Естественно, что в связи с новым направлением экономики развития перед современной воспитательной системой

также встают новые задачи и главная из них -освоение ценностей культуры, которая становится новым содержанием воспитательной деятельности всех видов воспитательно-образовательных учреждений. Приоритетны также направления работы с детьми, как формирование культуры общения, сотрудничества, воспитания высокой культуры труда, культуры речи, этикета поведения, культуры здоровья и быта.

Другая глобальная задача новой идеологии воспитания вырастает из требований общества к личности социально-свободной, развивающейся в силу своих природных возможностей и одаренности и выражается в дифференциации воспитательных индивидуализации воспитательных воздействий с целью максимального развития таланта присущего в той или иной степени как формирующейся личности. В этой связи перед педагогической наукой стоит задача разрабатывать такую систему воспитания, которая бы оптимально использовала природные данные ребенка и обеспечивала полноценное развитие “Я” личности. Для максимального развития “Я” человека необходимо более целенаправленное, чем это было ранее, развивать активность личности, доводя ее до самовоспитания, самообразования, самореализации своего природного и приобретенного “Я”.

В свете реализации новой идеологии воспитания встает и весьма важная задача соотношения образования и воспитания в общей учебно-воспитательной системе. Задачей единой образовательно-воспитательной деятельности рассматривается не просто интеллектуальное и профессиональное развитие личности и формирования научного мировоззрения, но и формирование культуры умственного, физического и профессионального труда, выполнение функции индивидуального развития личности, обеспечение ее прав и свобод, воспитание у личности способностей приносить людям добро.

Таким образом, единство образования и воспитания, как новая система, оптимально использует образование с целью воспитания, формирования творческой личности, обеспечивает взаимосвязь коллективного и индивидуального в развитии личности, постепенно переводит результаты воспитания в самопознание, само изучение, саморазвитие, самореализацию своего “Я” как воспитанника так и воспитателя на основе знаний о мире, о самом себе.

Показателем новой идеологии воспитания нам предоставляется и более глубинное, чем это было прежде единство педагогической теории и учебно-воспитательной практики, когда главным и основным в интеграции науки и практики становится не только развитие научных исследований, а тот творческий потенциал, который приобретают учителя, руководители школ от общения с наукой. Приобретают возможность теоретически осмысливать свой практический опыт, развивать свой концептуальный аппарат, совершенствовать профессиональную компетентность.

Анализ исследований, проведенных совместно с учеными ОГПУ и ОГУ в последние годы и учителями всех районов Оренбурга и области и представленных в диссертационные Советы при ОГПУ и ОГУ под председательством профессора А.В. Кирьяковой, дает основание считать, что в Оренбуржье широко и плодотворно развиваются ростки новой идеологии воспитания. Анализу подверглись исследования, выполненные, главным образом в 19971999 годы. Основным критерием отбора исследований была их гуманистическая направленность, совместная учебно-воспитательная и исследовательская деятельность ее участников: совместное определение целей, конкретных задач, объекта и предмета исследования, совместный поиск путей и средств достижения поставленных задач. Анализу подвергались исследования, направленные непосредственно на становление личности школьников разных возрастов по наиболее престижным в настоящее время личностным новообразованиям, а также профориентационные исследования по подготовке будущего учителя и совершенствованию деятельности учителей, работающих в инновационных учебных заведениях.

Далее в статье представляем краткую характеристику выполненных исследований: автора исследования базу, на которой оно проводилось и основные достижения современной учебно-воспитательной и исследовательской деятельности, представляющие ценность с позиции ростков новой идеологии воспитания школьников и представляющие интерес для педагогической науки и практики.

В исследовании Емельяновой Маргариты Аркадьевны “Формирование учебных умений учащихся средней школы» (1998 год), про-

веденном совместно с учителями школы № 30 южного округа Оренбурга и средних школ №№ 39,54,57,73 и №22 с. Октябрьского. Раскрыта сущность преемственности в формировании учебных умений у учащихся начального и среднего звеньев обучения, заключающаяся в учете, использовании, совершенствовании и расширении круга знаний и умений, усвоенных учащимися на предыдущем этапе учебной деятельности. Разработаны критерии для диагностики уровней сформирован-ности учебных умений, включающие: осознание и принятие учебной задачи; качество информационной основы учебной деятельности, представления о структуре учебных умений как логической последовательности действий, направленных на решение учебной задачи; самостоятельность и творчество в выполнение действий, составляющий структуру учебных умений. Определены условия, обеспечивающие преемственность в формировании учебных умений у учащихся начальной и средней школы: переход от информационно

- репродуктивного типа обучения к активнопродуктивному, творческому; смена информационной функции учителя функцией руководства учебной деятельностью учащихся.

В исследовании Литвиненко Наталии Валерьевны “Преодоление школьниками затрудненной адаптации при переходе из начальной в основную школу “ (1997 год) в совместной работе со “Школой социальной адаптации» города Оренбурга выявлена типология адап-тированности и определены способы актуализации личностного потенциала школьника в преодолении затрудненной адаптации при переходе из начальной в основную школу. А также определены педагогические условия и показатели преодоления школьниками затрудненной адаптации в обозначенный период. Исследование Вершининой Алевтины Аркадьевны «Формирование валеологических ориентаций школьников в условиях адаптивной модели школы» (1999 год), направлено на соблюдение условий дифференциации и индивидуализации в воспитании на становление внутренних, глубинных процессов формирующейся личности.

Диссертант - директор школы № 8 города Сургута ретроспективно проанализировала собственный восьмилетний опыт деятельности и обосновала весьма ценные выводы о том, что ценностно-валеологический подход выступающий как концептуальная основа организации школьного валеологичес-кого образования. Позволяет под новым углом зрения, с позиции логики личностного развития и ценностного отношения к здоровью рассмотреть организацию учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Глубинная сущность подхода состоит в том, что он ориентирован не на вне-

шний результат (количество мероприятий, наличие бассейна, валеологической службы в школе, эстетика оформления и выполнение санитарно - гигиенического режима...), а на развитие внутренних личностных ведущих новообразований - ценностных ориентаций.

Проблеме ценностного самоопределения школьников посвящено исследование Кост-рюковой Елены Андреевны “Выбор как фактор ценностного самоопределения старшек-лассника»(1999 год ) проведенного на основе совместной работы с коллективами гимназии № 1, лицея №1 и школой 72 города Оренбурга. В исследовании доказано, что ценностное самоопределение состоится при наличии свободы выбора личности в жизнедеятельности школы и таких обязательных внутренних предпосылок как моральная готовность к ситуации выбора, широкое знаниевое поле, достаточный уровень сомопознания, вооружение умениями прогнозировать деятельность и ее результаты в ситуации выбора. Диагностика ценностных ориентаций выступает одним из необходимых педагогических условий развития ценностного выбора старшеклассников. Педагогическим условием выбора старшеклассников в сфере познания является наличие вариативного обучения, широкого спектра предлагаемых активных форм обучения, диапазона творческих учебных заданий. Для успешного осуществления выбора необходимо создание тренинговых ситуаций, в которых старшеклассники выступают субъектами выбора. Основными типами выбора в ценностном самоопределении являются активно - созидательный, неустойчивый (вероятностный ) и пассивно - созерцательный.

Проведенными исследованиями установлено, что наиболее эффективной формой достижения единства учебной и внеучебной деятельности и всех субъектов ее организации является дело - комплекс. Пикалов Борис Харитонович в исследовании “Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьников» (1999 год) на основе ретроспективного анализа собственной многолетней деятельности в качестве учителя начальных классов представил теоретическое обоснование конструирования и реализации комплексных учебных заданий как средства развития творческой активности младшего школьника на основе задачного подхода, сущность которого заключена в переходе внешнего задания во внутреннюю личностную задачу ученика; в обосновании условий реализации комплексных заданий во взаимосвязанных видах деятельности младшего школьника (учебно-познавательной, художественной, коммуникативной, игровой).

Практическая значимость исследования заключается в том, что включение комплексных учебных заданий в учебную деятель-

ность школьника раскрывает резервы неиспользованных возможностей вариативной части Базисного учебного плана в решении развивающихся задач. Разработанная и апробированная совокупность комплексных учебных заданий может быть использована учителями- практиками как средство развития творческой активности.

Единству учебной и внеучебной деятельности посвящено исследование Раковой Гельфии Губаев-ны “Формирование активности младшего школьника в познавательно - музыкальной деятельности» (1999 г). Исследователь доказывает, что учебной деятельности обеспечивает более интенсивный путь формирования познавательной активности как личностного образования во внеучебное время. Включение учащихся в познавательно - музыкальную деятельность за пределами учебного процесса уже на первоначальном этапе позволяет осуществить формирование их активности непосредственным включением в процесс творческой деятельности, обеспечивающей более высокий уровень активности.

Процесс учебно-познавательной деятельности протекал тем интенсивней, чем более был развит уровень субъектно-субъектных отношений, благодаря чему происходило «сложение сил» учителя и учащихся, и каждый из них детерминировался деятельностью. В познавательной и музыкальной деятельности формирующаяся активность школьников способствовала развитию межсубъектных отношений, и сама развивалась под их влиянием. Установлено, что эффект становления активной позиции субъекта происходит в единстве целостного процесса учебной и внеучебной и познавательно - музыкальной деятельности.

Проблемам самореализации, самоопределения учащихся посвящено исследование Козлова Александра Всеволодовича «Ориентация учащихся профильных классов школы - комплекса на познание как нравственную ценность» (1993 г). В исследовании доказано, что процесс ориентации на познание как нравственную ценность целесообразно, рассматривать не только как завершающий этап школьной жизни, а как непрерывную линию развития ценностного отношения в построении учебно-воспитательной работы школы, отвечающего как государственному стандарту образования, так и потребностям личности в самореализации, самовоспитании.

Что стимулирующую роль в ориентации учащихся профильных классов играет ценностное общение, школьники осознают себя как общность, проявляется корпоративность, деловое объединение людей, нацеленных на получение определенных профессий и осознание нравственной сути избранной профессии.

Завершим рассмотрение этой группы исследований работой Сундуковой Эльвиры Ильдасовны «Проектирование образовательных программ как способ индивидуализации обучения учащихся» (1997г), проведен-

ный совместно с педагогами 76 школы Оренбурга. Автор обосновала образовательные программы как механизм реализации лично-стно- ориентированного обучения, определила принципы проектирования образовательных программ, разработала подходы к конструированию вариативных моделей обучения педагогов-практиков и диагностический инструментарий анализа и оценки реализации образовательных программ.

Таким образом, рассмотрение группы исследований, направленных на становление у школьников приоритетных личностных новообразований, свидетельствует о ростках новой идеологии воспитания: широкого применения принципа преемственности формирования здорового образа жизни, опоры на выбор в формировании личности, метода комплексных заданий как оптимального средства развития творчества, природных дарований, культуры умственного труда, этикета поведения.

Вторая группа исследований, подлежащих анализу исследования профессиональной, педагогической направленности в подготовке будущего учителя.

В исследовании Ольховой Татьяны Александровны «Становление образа «Я - будущий педагог» студента университета (1999г) выполненном на базе физико-математического и естественно-географического факультетов Оренбургского государственного педагогического университета, установлено, что:

- Образ “Я - будущий педагог”, является структурой аксиологического порядка, ценностные ориентации ведущий компонент его становления, фиксируют отношение личности студента к внешнему миру, педагогической реальности, к себе как будущему педагогу и свей будущей профессиональной деятельности;

- Становление образа “Я - будущий педагог” всегда носит поэтапный характер, направлено на интериоризацию внешней деятельности студента и преобразование его личности в процессе развития его ценностных ориентаций;

- Образ “Я - будущий педагог” содержит временные характеристики настоящего и будущего и выполняет ряд функций: информационную, когнитивную, коммуникативную и креативную;

- Процесс становления у студентов дифференцированного образа “Я - будущий педагог” включает:

- ценностно-смысловой анализ личностью отношений, поступков, действий других людей в определенных профессиональных ситуациях, позволяющих оценить себя как будущего специалиста на фоне деятельности других;

- динамическое моделирование и прогнозирование личностью своих действий в определенных профессиональных ситуациях на основе ценностных ориентаций;

- оценку личностью отношений других людей к ее поступкам и действиям в реальной ситуации, требующей реализации личностной и профессиональной концепции;

- проблемный анализ личностью своих достижений в определенных ситуациях с последующим заключением о проявленных качествах образа “Я - будущий педагог” и ведущих мотивах, целях деятельности;

- самоисследование личности, предполагающее развитие рефлексивных способностей осмысления себя и своих качеств в соотношении с предстоящей профессиональной деятельностью;

- педагогические условия становления образа “Я - будущий педагог”, обеспечивающие актуализацию субъектной позиции студентов в вузовском образовании (про-блемность, проективность, эвристичность) и интенсификацию становления образа “Я -будущий педагог” (корпоративность и рефлексивность), осуществляемую в образовательной технологии “Интенсив”, позволяющей реализовать взаимосвязь теоретической и практической сторон педагогического образования учителя.

Весьма перспективно для развития педагогической науки и профессионально-педагогический подготовки исследование Янки-ной Натальи Владиславовны «Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации» (1999г), проведенное на факультетах экономики и управления, финансово-экономическом и транспортном Оренбургского государственного университета и филологическом Оренбургского педагогического университета. Получены данные, позволившие исследователю сделать заключения о том, что:

- готовность к интеркультурной коммуникации рассматривается как интегративное личностное новообразование, предполагающее наличие как минимум: определенного уровня знания иностранного языка, коммуникативных умений, лингвострановедческих ориентаций;

- коммуникативно-ценностный подход в формировании готовности студента университета к интеркультурной коммуникации предполагает: 1) вычленение в содержании университетского образования “аксиологического ядра” гуманитарных предметов интеркультурной направленности; 2) актуализацию лингвострановедческих знаний, отражающих диалог родной и иноязычной культуры; 3) развитие ценностных ориентаций студентов, раскрывающих стремление к изучению иностранного языка и формированию коммуникативных умений;

- комплекс педагогических условий, обеспечивающих реализацию коммуникативноценностного подхода к формированию готовности к интеркультурной коммуникации: 1)

аксиологизация коммуникативного аспекта в изучении иностранного языка; 2) актуализация лингвострановедческих знаний студентов; 3) интенсификация процесса освоения иностранного языка студентами университета.

Исследование Колобовой Ларисы Владимировны «Педагогические условия ориентации будущего учителя на ценности культуры страны изучаемого языка» (1998г.), выполненное на базе подготовки учителя французского языка в Оренбургском педагогическом университете существенно расширяет подготовку будущего учителя, обогащая его знаниями о культурных ценностях Франции. Это позволяет учителю в большей степени профессионально, на основе культурообразных знаний и возможности диалога культур заинтересовать учащихся школ в необходимости овладения иностранным языком.

В исследовании Кулагиной Светланы Георгиевны «Лингвострановедение как фактор развития аксиологического потенциала личности студента университета» (1997г.), выполненного на базе Сургутского государственного университета и Сургутского центра социального образования, доказано, что лингвострановедение становится реальным фактором развития аксиологического потенциала личности в том случае, если актуализируется аксиологический потенциал содержания предмета, ведущий к формированию ценностного отношения студентов к лингвостранноведческой информации, а также происходят личностные преобразования в образе мира, «Образе Я», «Образе будущего». На основе изменений мотивационной и деятельностной сферы.

Исследование Витвицкой Ларисы Антоновны «Ориентация будущего учителя на ценность педагогического знания о взаимодействии «учитель-ученик» (1998г.). Которое проводилось на базе филологического, естественно-географического и факультета иностранных языков ОГПУ, раскрыт комплекс знаний о педагогическом взаимодействии «учитель-ученик» с позиции аксиологического подхода, выделена совокупность знаний о взаимодействии 2учитель-ученик», актуализируемых в реальном педагогическом процессе как в школе во время практики, так и в аудиториях университета, дана характеристика процесса ориентации будущего учителя на ценность педагогического знания о взаимодействии «учитель-ученик», который складывается из информативного, оценочного, корректирующего деятельность студента и побуждающего к субъект субъектным отношениям в соответствии с присвоенными теоретическими знаниями.

В исследовании Старостиной Татьяны Борисовны «Учебно-познавательная деятель-

ность студенческой группы, как фактор формирования коммуникативной культуры будущего учителя» (1998г.), проведенном на базе филологического факультета и факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ и гимназий № 2 Оренбурга и №21 Орска, школы №3 Медногор-ска определена совокупность условий, способствующих формированию коммуникативной культуры будущего учителя:

- вычленение и акцентрирование коммуникативного компонента учебно-познавательной и педагогической деятельности;

- включение будущего учителя в специально организованную учебно-познавательную деятельность ориентировочного, ква-зипрофессионального и учебно-профессионального типов;

- обеспечение субъектной позиции студента и деятельности группы;

- изменение характера деятельности студента от репродуцирования, до творческой самореализации в системе развивающейся деятельности студенческой группы от включения в деятельность до самооргани-зуемого действия.

Исследование Полкуновой Ольги Ивановны «Последипломное образование как фактор развития аксиологического потенциала личности учителя» (1998г.) доказывает, что:

- развитие аксиологического потенциала лич-

ности как процесс подразумевает свободу выбора программы самоактуализации личности педагога;

- креативно-ценностный подход к последипломному образованию педагогов обеспечивает успешное прохождение педагогов по индивидуальному образовательному маршруту, согласующемуся с ценностно-потребностным восхождением личности;

- информационно-гностические, креативно-деонтологические, коммуникативно-ценностные и мотивационно-акмеологические условия составляют комплекс - фактор, обеспечивающий создание развивающей среды для профессионализации и личностного роста педагога.

Исследование Гузевой Натальи Юрьевны «Формирование профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях пед-колледжа» (1998г.), проведено на базе Оренбургского высшего педагогического колледжа №3 как первой ступени непрерывного педагогического образования. В исследовании:

- уточненное понятие «образа я - педагог» как

личностного динамического новообразования, характеризующегося синтезом профессионально-значимых ориентаций, раскрывающее отношение к педагогическим знаниям, к будущей профессиональной деятельности и к себе как будущему учителю;

- раскрыты педагогические условия, способ-

ствующие становлению и развитию «образа я - педагог»;

- предложены ценностно-ориентированные технологии, в основе которых лежат механизмы: поиск, оценка, выбор, проекция;

- апробирована программа развития профессионально-значимых ориентаций студентов педколледжа в рамках «Педагогической мастерской»;

- определена типология студентов педкол-леджа в зависимости от уровня сформиро-ванности «образа я - педагог».

В исследовании Ермаковой Галины Григорьевны «Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога» (1999г.), проведенном на базе ОрППК Оренбургского государственного педагогического университета, утверждается, что:

- механизмом развития профессиональной рефлексии педагога выступает процесс нахождения педагогом нового личностного смысла собственной деятельности посредством осмысления собственной профессиональной позиции в проблемно-конфликтной ситуации;

- организация профессиональной деятельности педагога обеспечивается совокупностью педагогических условий рефлексивной деятельности; целенаправленным ее построением;

- развитие профессиональной рефлексии педа-

гога обеспечивается педагогическими условиями (специально организованной рефлексивной деятельностью педагога; наличием рефлексивной среды; актуализацией рефлексивности педагога; активизацией меж-субъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности; использованием образовательных программ развития профессиональной рефлексии педагога).

Завершим рассмотрение этой группы профессионально направленных педагогических работ весьма перспективным прогностическим исследованием Стрельцовой Надежды Яковлевны «Социально-педагогическая инфраструктура, как фактор инновационного развития городской муниципальной образовательной системы» (1999г.), выполненным на базе региональной (муниципальной) системы образования Ханты-Мансийского автономного округа. Диссертант - непосредственный участник функционирования и развития данной системы неопровержимо доказывает, что комплекс условий, при которых социально-педагогическая инфраструктура становится фактором инновационного развития городской муниципальной образовательной системы, являются:

- диагностика инновационных процессов раз-

вития городской муниципальной образовательной системы - предполагает разработ-

ку системы контроля, изучения и оценки социально-педагогической деятельности. Элементами данной системы являются: а) аттестация (самоаттестация) образовательных учреждений и социально-педагогических работников; б) экспертиза продуктов инновационной деятельности в сфере образования; в) конкурсное оценивание образовательных проектов, культурно-образовательных инициатив;

- управление городской муниципальной образовательной системой - состоит в осмыслении и реализации двух групп функций, способствующих: а) выстраиванию стратегии развития социально-педагогической инфраструктуры, ее системообразующей и координационной роли; б) приведению в соответствие организационных элементов социально-педагогической инфраструктуры, координации связей, отношений между ними и обеспечению их эффективного взаимодействия;

- преобразование социально-педагогической инфраструктуры на основе научного проектирования - предполагает разработку соответствующих нормативно-правовых актов, определение возможностей внедрения и реализации нововведений в образовательный процесс, обоснование условий взаимодействия всех органов местного самоуправления, разграничение функций каждого элемента социально-педагогической инфраструктуры.

Таким образом, и во второй группе исследований о формировании профессиональной направленности будущего учителя проявились ростки новой педагогической идеологии: развитие творческого потенциала учителя, ретроспективное осмысление своей деятельности, совершенствование профессиональной компетенции, ценностно-смысловой анализ личностных достижений, развитие рефлексивных способностей, культура коммуникативного общения на основе диалога культур, интеркультуры, лингвострановедения.

Все исследования, проводимые в Оренбуржье в последние годы, имеют выраженную гуманистическую направленность, отвечают принципу преемственности, выполняют все функции единства педагогической науки и практики: непрерывное развитие творческой активности всех участников совместного педагогического процесса, развитие личностных природных дарований и приобретенных способностей как основы новой идеологии воспитания личности.

Статья поступила в редакцию 1.08.99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.