Л.Н. СЕЛИВЕРСТОВА
Кандидат филологических наук Доцент кафедры гуманитарных дисциплин, ЧОУВО ТИУиЭ, г. Таганрог
В.Э. КОВАЛЕВ
Студент, ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог
ШТРИХИ К РЕЧЕВОМУ ПОРТРЕТУ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНТКИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ЭССЕ)
В работе представлены результаты прагма-лингвистического анализа текстов эссе студенток ТИУиЭ по двум речевым стратегиям скрытого воздействия автора текста на его получателя. Обозначены некоторые особенности
речевого поведения трех персоналий, обусловленного личным речевым опытом. Диагностированы отдельные личностные характеристики каждой студентки как часть речевого портрета.
Речевое поведение, речевая стратегия, прагмалингвистика, эссе, анализ текста. Тематический рубрикатор e-Library: 16.31.00
L.N. SELIVERSTOVA
Ph.D., associate professor, Humanities Department Taganrog Management and Economics Institute
V.E. KOVALEV
Undergraduate student, Taganrog Management and Economics Institute
SOME MARKS OF THE SPEECH PORTRAIT OF A MODERN STUDENT (ON THE MATERIAL OF ESSAYS)
The article presents results based on pragmalinguistic analysis of students' essays in accordance with two strategies of the author's subtle influence on the receiver. Some features of the speech
behavior of three personalities, due to personal speech experience are defined. As the part of the speech portrait, distinct personal characteristics of each student are identified.
Language behavior, speech portrait, speech strategies, pragmalinguistics, essay, text analysis.
Актуальность прагмалингвистических исследований обусловлена интересом специалистов к естественному речевому проявлению отдельных персоналий и представителей разных социальных групп в конкретной речевой ситуации.
Материалом настоящего исследования послужили тексты эссе трёх студенток Таганрогского института управления и экономики направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» уровня магистратуры, выполненные в рамках дисциплины «Межкультурная коммуникация». Тексты анализировались методом контент-анализа на предмет неосознаваемого, автоматического выбора отправителем сообщения языковых средств из имеющихся в языке. Предпринята попытка анализа речевого поведения, формирующегося из конкретных ситуаций бессознательного выбора грамматических форм и словоформ, то есть речевых привычек конкретных персоналий как типичных представителей социальной группы студентов. Автоматический выбор языковых средств осуществляется мгновенно, интуитивно как результат многократно повторяющихся действий, ставших привычными для конкретного человека и определенным образом его характеризующими.
В ходе исследовательской работы были применены общенаучные и аналитические методы, а также метод модифицированного контент-анализа. Это
исследовательский метод, «используемый для определения присутствия определенных единиц или понятий в тексте или массивах текстов» [2, с. 23]. Скрытая прагмалингвистика изучает «неосознаваемый, автоматический и привычный выбор речевых сигналов грамматических и текстуальных категорий для диагностирования индивидуальных свойств отправителя текста по его речи» [1, с. 154-155].
Прежде чем перейти к фактическим итогам прагмалингвистического анализа, необходимо подчеркнуть, что из конкретных ситуаций бессознательного выбора грамматических форм и словоформ формируется речевое поведение пишущего/говорящего - индивидуальный набор речевых предпочтений, из которого говорящий в процессе коммуникации непроизвольно вынимает языковые средства с целью формулировки собственных идей и целей. В данной работе предпринята попытка анализа речевых привычек конкретных персоналий как типичных представителей социальной группы студентов.
Речевое поведение складывается в течение всей жизни человека и представляет собой персональное речевое выражение, множество речевых поступков, привычных действий выбора отправителем сообщения грамматических и текстуальных речевых сигналов из имеющихся в языке в конкретной речевой ситуации.
Речевой поступок актуализируется в тексте в виде малой синтаксической группы (МСГ) - «минимальной актуализированной предикативно-модальной единицы. Актуализированной вследствие того, что уже определена в тексте, отвечающем всем условиям коммуникации; предикативной, потому что реализует глагольную сказуемость, модальной, потому что актуализирует отношение автора к теме, объективной действительности и к получателю текста; единицы, вследствие того, что, соответствуя минимальной синтаксической конструкции, может быть использована для счёта» [2, с. 18].
Каждая МСГ включает в себя лингвистические единицы (актуализаторы), выбираемые автором текста непроизвольно, в силу устоявшихся речевых предпочтений. Благодаря количественному анализу этих предпочтений, можно судить об индивидуально-личностных характеристиках человека, т.к. речевые предпочтения отражают его уникальный речевой опыт, речевое поведение.
Соответствующие виды речевого поведения в прагмалингвистике называются речевыми стратегиями скрытого воздействия автора на получателя сообщения.
Методом перевода было выделено шесть таких стратегий [3, с. 96-232]. В данном исследовании мы ограничились двумя стратегиями: стратегией «Участия/неучастия коммуникантов в речевом событии» и стратегией «Формирования у получателя отношения к речевому событию путём его оценивания».
Каждая речевая стратегия представлена в тексте в виде двух или трёх вариативных планов, которые равным образом актуализируются в тексте за счёт бессознательного выбора автором речевых сигналов, имеющих соответствующие нюансы смысла. Стратегия «Участия/неучастия коммуникантов в речевом событии» реализуется в тексте тремя планами: личным, при котором в речевом поступке представлен отправитель или получатель информации; социальным, при котором в речевом поступке присутствуют одновременно оба участника коммуникации, и предметным, при котором в речевом поступке не задействованы ни отправитель информации, ни ее получатель. Актуализаторами этих планов являются различные способы выражения грамматической категории лица [4, с. 34-35].
С предпочтением личного плана соотносят авторитарный тип поведения, социального - кооперативный, предметного - изолирующий [4, с. 63]. Используя личный план, отправитель текста затрагивает психологический механизм убеждаемости получателя, в основе которого лежит признание авторитета, правоты автора, удачности его действий в том или ином направлении. Отдавая предпочтение социальному плану, говорящий/пишущий активизирует психологический механизм убеждения, основанный на подражании, психологическом заражении от сопричастности с речевым событием. Выбирая чаще всего предметный план, автор текста скрыто акцентирует внимание его получателя на объективности излагаемого содержания, на том, что эти события не зависят от субъективной воли ни получателя, ни отправителя текста.
В процессе общения получатель усваивает не только фактуальную информацию, но и принимает ту систему оценок данной информации, которую ему сообщает или неосознанно «навязывает» автор. Следует подчеркнуть, что автор неосознанно, автоматически актуализирует свое отношение к речевому событию, а получатель текста, в свою очередь, тоже машинально, на неосознаваемом уровне воспринимает систему оценок автора. Отношение получателя к речевому событию формируется за счет неосознаваемого накапливания речевых сигналов автоматического выбора отправителем текста эмоционально окрашенных слов. Эмоционально окрашенные слова обладают экспрессией, т.е. передают положительное или отрицательное отношение говорящего/пишущего к предмету мысли.
Речевая стратегия «Формирования у получателя текста отношения к речевому событию путем оценивания» актуализируется в тексте планами формирования положительного отношения, отрицательного отношения и нейтрального отношения получателя текста к речевому событию. Положительное и отрицательное отношение получателя к речевому событию формируется за счет выбора отправителем сообщения лексических единиц, содержащих соответствующую положительную или отрицательную оценку. Нейтральное отношение со стороны получателя формируется в случае, если автор использует лексические средства, не содержащие ни положительной, ни отрицательной оценки. Оценочные высказывания могут содержать помимо обычной оценки «хорошо/плохо» также компоненты «интересно/неинтересно, важно/неважно, просто/сложно» и пр., которые тоже рассматриваются в качестве речевых сигналов скрытого воздействия.
Выбирая автоматически актуализаторы плана формирования положительного или отрицательного отношения к речевому событию, отправитель сообщения тем самым проявляет активность в речевом поведении. Отдавая предпочтение плану формирования нейтрального отношения и тем самым абстрагируясь от речевого события, автор пассивен в своем речевом поведении. Частая актуализация плана формирования положительного отношения может свидетельствовать о присущем автору оптимизме и реалистичности, а частый выбор плана формирования отрицательного отношения, напротив, - о присущем ему пессимизме.
В ходе проведения контент-анализа тексты эссе были разбиты на МСГ. Сплошная выборка составила 200 МСГ по каждой персоналии по двум речевым стратегиям. Всего было проанализировано 1200 МСГ. Для того чтобы подсчитать частоту выбора тех или иных планов стратегий авторами текстов, полученные количественные данные были зафиксированы в табл. 1 и 2. В них для каждого плана-варианта подсчитывался средний речежанровый показатель (СРП), который представляется неким стандартом или нормой [5, с. 36].
Так как СРП является показателем нормы для текстов определенного жанра (в нашем случае жанра эссе), то любые отклонения от нормы могут быть интерпретированы как маркеры личностных характе-
ристик, проявляющихся в тексте вне зависимости от требований жанра.
Расчёт СРП производится по формуле:
КОЛИЧЕСТВО МСГ ОТДЕЛЬНОГО ПЛАНА .
СРП=
х 100%.
ВСЕГО ПРОАНАЛИЗИРОВАННЫХ МСГ
Итак, прагмалингвистический анализ текстов студентов был проведён в несколько этапов:
• был выделен один тендер для анализируемых персоналий, один уровень образования и один вуз;
• были отобраны тексты жанра «эссе» интересующих авторов и разбиты на МСГ;
• проведён подсчёт по каждой речевой стратегии;
• составлены таблицы по имеющимся данным;
• сделаны выводы по полученным результатам. Проведенный анализ текстов эссе (табл.1) позволил выделить некоторые показатели личного, предметного и социального планов в качестве диагностирующих. Анализ текстов эссе по стратегии «Участия/неучастия коммуникантов в речевом событии» позволил выделить некоторые показатели личного, предметного и социального планов в качестве диагностирующих. Согласно показателям личного плана, Студентка 1 (2,5% при СРП 4,3%) не стремится демонстрировать себя, отстаивать свою точку зрения, доминировать. С точки зрения социального плана (13,5% при СРП 17,16%) Студентка 1 не любит работать в команде, предпочитает выполнять всю работу в одиночку, не подвержена коллективному влиянию и избегает контактов. По показателям предметного плана (84% при СРП 78,5%) для нее важны факты. Возможно, она любит планировать свои действия, соблюдать правила, сдерживать себя, эмоционально устойчива, умеет концентрироваться и усердно работать над одним объектом деятельности.
Показатель Студентки 3 немного превышает норму. Это может означать, что она склонна отстаивать своё мнение, быть в центре внимания и не лишена амбиций. При рассмотрении социального плана Студентки 3 (13% при СРП 17,16%) выявлено наличие у нее слабой коммуникативной составляющей, способности работать под чьим-то руководством.
Показатель социального плана Студентки 2 (25% при СРП 17,16%) выше СРП и говорит о том, что это социализированная личность, любящая работать коллективно, легко идущая на контакт и в целом открыто относящаяся к миру.
По результатам данного анализа мы видим, что доминирующим планом является план формирования нейтрального отношения у получателя текста к речевому событию, т.к. СРП данного плана является одним из самых высоких - 67,33%. Показатели положительного плана всех трёх студенток близки к среднему речевому показателю, из чего мы делаем вывод, что они не могут рассматриваться в качестве диагностирующих.
Рассматривая отрицательный план студенток, мы наблюдаем, что показатель Студентки 1 является одним из самых низких (3% при СРП 12,16%), что позволяет говорить о том, что отправитель совсем не стремится сформировать у получателя какое-либо негативное мнение касательно речевого события. Для нее характерно формирование нейтрального отношения, стремление создать у получателя объективную картину происходящего.
В то же время, обращаясь к речевым предпочтениям Студентки 2, мы видим, что показатели всех трех планов находятся в пределах СРП и не могут рассматриваться в качестве диагностирующих.
Таблица 1
Прагмалингвистический анализ текстов эссе по речевой стратегии
Авторы Личный план Социальный план Предметный план Всего проанализированных МСГ
МСГ % МСГ % МСГ %
ЭССЕ
Студентка 1 5 2,5 27 13,5 168 84 200
Студентка 2 8 4 50 25 142 71 200
Студентка 3 13 6,5 26 13 161 80,5 200
Всего МСГ плана 26 103 471 600
СРП 4,3 17,16 78,5
Таблица 2
Прагмалингвистический анализ текстов эссе по речевой стратегии «Формирования у получателя текста отношения к речевому событию путем оценивания»_
Авторы
Положительный план
МСГ %
Отрицательный план
МСГ
%
Нейтральный план
МСГ
%
Всего проанализированных МСГ
ЭССЕ
Михалева
41
20,5
153
76,5
200
Демичева
38
19
31
15,5
131
65,5
200
Дольнева
44
22
36
18
120
60
200
Всего МСГ плана
123
73
404
600
СРП
20,5
12,16
67,33
6
3
Рассматривая речевые привычки Студентки 3 в качестве объекта диагностики, приходим к выводу, что показатели положительного плана выше СРП, что говорит о старании отправителя привить получателю хорошее отношение к конкретному речевому действию. При всём этом данная персоналия не скрывает негативных моментов (15,5% при СРП 12,16%), а также своего субъективного отношения к предмету высказывания в своём тексте (60% при СРП 67,33%).
Итак, речь представляет собой один из самых ценных источников информации о человеке, позволяет выявить определенные закономерности его характера, проследить речевое поведение. В ходе анализа речевых предпочтений студенток по стратегиям «Участия/неучастия коммуникантов в речевом событии» и «Формирования у получателя отношения к речевому событию путём его оценивания» нам не удалось составить их полные речевые портреты, поскольку исследование проводилось лишь по двум речевым стратегиям скрытого воздействия отправителя текста на его получателя, однако мы диагностировали отдельные личностные характеристики, которые в будущем могут быть дополнены, а в настоящий момент рассмотрены в качестве отдельных штрихов к речевому портрету современной студентки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Матвеева Г.Г., Ленец А.В., Петрова Е.И. Основы прагмалингвистики: монография/ Г.Г. Матвеева, А.В. Ленец, Е.И. Петрова. - М.: ФЛИНТА; Наука, 2013. - 232 с.
2. Матвеева Г.Г., Самарина И.В., Селиверстова Л.Н. Современное состояние прагмалингвистики/ Г.Г. Матвеева, И.В. Самарина, Л.Н. Селиверстова // Диагностирование языковой личности и речевое поведение политика. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 156.
3. Матвеева Г.Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего: дис. ... д-ра филол. наук/ Г.Г. Матвеева. - СПб., 1993. - 322 с.
4. Матвеева Г.Г. Теория и практика анализа текста в аспекте скрытой прагмалингвистики: монография / Г.Г. Матвеева, А.В. Бутусова, О.Е. Ломова, Л.А. Моисеенко, И.В. Одарюк, Н.Ю. Чигридова /под ред. д-ра филол.н., проф. Г.Г. Матвеевой. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2007. - 196 с.
5. Селиверстова Л.Н. Прагмалингвистический анализ текстов российских медиакритиков / Л.Н. Селиверстова// Филологические науки. Научные доклады высшей школы. Международный научный журнал. - 2017. - №1.
© Людмила Николаевна Селиверстова, 2019 © Вячеслав Эдуардович Ковалев, 2019 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления
и экономики», 2019