УДК 94(47+430) "1941/1945": 341.322.5 ББК 63.3(2) 622 А 47
DOI: 10.24411/2409-1413-2019-10039
Юрий Алексеев
ШТАЛАГ 372: ИСТОРИЯ И МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ
АННОТАЦИЯ
Автор раскрывает подробности истории существования и проектов мемориа-лизации места заключения советских военнопленных в оккупированном немцами Пскове — Шталага (Stalag) 372.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Вторая мировая война; нацистская оккупация; Псков; советские военнопленные; Шталаг (Stalag) 372; мемориализация.
К ОСЕНИ 1941 года Псков с окрестностями стали тыловым районом группировки воюющих под Ленинградом немецких войск. В городе было сосредоточено большое количество служб и организаций, складов, ремонтных мастерских. Кроме всего прочего, Псков стал крупным местом концентрации советских военнопленных. Основным центром содержания военнопленных стал лагерь Шталаг (Stalag) 372.
Лагерь располагался на западной окраине города, в конюшнях военного городка, построенного в конце 1930-х гг. Изначально городок строился для размещения частей 5-го кавалерийского корпуса РККА, сформированного в Пскове в феврале 1936 г. Первое исследование территории, находящейся между нынешними улицами Юбилейная, Маргелова, Достовалова и Шеста-ка, по выявлению местонахождения лагеря для советских военнопленных было произведено в апреле 1945 г. главным судебно-медицинским экспертом Ленинградского фронта подполковником А.П. Владимирским. Работа эта проводилась в рамках Государственной чрезвычайной комиссии по учету ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками на территории Псковской области.
По итогам данного исследования был составлен доклад. В нем, в частно- Ц сти, отмечалось: «Расследованием обстоятельств существования лагеря военно- <
1 Так в тексте, на самом деле речь идет о Дулаге (Dulag) 376.
2 Государстввенный архив Псковской области (ГАПО). Ф. 101. Оп. 1. Д. 93. Л. 62-64.
со
пленных на территории бывшего военного городка в Завеличенском районе в г. ^
Пскове, установлено, что для размещения военнопленных здесь были использованы ^
конюшни быв[шей] кавалерийской дивизии. Каждая из них имела длину 84 м и ши- 2
рину 23 м, причем в этих помещениях, числом свыше 30, оборудованных, как под- ^
тверждают свидетели, тремя рядами нар, помещалось не менее 2 тыс. человек. ц
Очевидцы единогласно говорят об исключительной перегруженности помеще- о ний, о том, что из-за нехватки мест на нарах заключенные вынуждены были сидеть и лежать под нарами, на ничем не покрытом грязном земляном полу,
в проходах, везде, где только может поместиться человек. Таким образом, по по- <
казаниям свидетелей, общее количество обитателей лагеря достигало временами ¡3 до 100 тыс. человек.
В этом лагере, который получил от немецкого командования наименование ш
Ф
«Шталаг N 372», а позднее «Дулаг N176»1, был установлен такой же режим, рас- 8 считанный на предумышленное истребление голодом, расстрелами, избиениями и истязаниями его обитателей. При производстве расследования комиссией по '!
О.
указанию очевидцев были обнаружены на территории лагеря 9 рвов, в которых 2 производилось захоронение умерщвленных. Длина этих рвов достигает 100 м, ширина — 4 м и глубина — 3 м.
Помимо того, были обнаружены значительные площади кострищ — мест, на которых производилось с целью уничтожения следов преступления, сжигание трупов. Производство этого сжигания подтверждают все опрошенные комиссией жители прилегающей местности, наблюдавшие тяжелый смрадный запах, распространявшийся по ночам от лагеря на территории и возле которого они наблюдали полыхавшие костры.
На основании результатов исследования судебно-медицинская комиссия экспертов пришла к выводу, что общее количество трупов советских военнопленных, умерщвленных немецко-фашистскими оккупантами на территории военного городка в г. Пскове, определяется не менее 75 тыс. человек. Комиссия установила, что смерть погребенных является насильственной и последовала от голода, от расстрелов и повреждений тупыми тяжелыми предметами»2.
Комиссия Владимирского в своем докладе так же привела точный план расположения казарм, в которых находились военнопленные, и некоторые места их захоронений.
В 2014 году псковскому исследователю Андрею Иванову из фонда «Достоверная история» стала доступна аэрофотосъемка, произведенная немецкой авиацией в июне 1943 г., которая подтвердила правильность плана, приведен-
Ш
С со S
с; <
CL О
ного в акте ГЧК, и с большой точностью позволяет определить возможные захоронения советских военнопленных. Из анализа этой аэрофотосъемки и плана лагеря Stalag 372, приведенного в докладе ЧГК, можно сделать вывод, что для размещения военнопленных использовалось не 30, как указано в акте, а всего восемь бараков. Они были ограждены забором из колючей проволоки, для охраны были построены вышки и будки. Остальные здания конюшен кавалерийской дивизии, которые упомянуты в докладе ЧГК как казармы для военнопленных, скорее всего, использовались для хозяйственных нужд.
с
с; <
План Шталага 372 из акта ЧГК.
Шталаг 372 на германской аэрофотосъемке, 1943 г.
В двух километрах от границы территории лагеря, на складской территории одной из воинских частей, расположено здание № 61, практически полностью идентичное тому, которое находилось на территории Шталага 372. В нем сохранились несущие колоны, брандмауэрная стена, крыша, щепа, деревянная обшивка и оснастка того времени. Путем обмеров и анализа исследователи фонда «Достоверная история» пришли к выводу, что максимальная вместимость такого здания не могла превышать 400 человек, хотя в акте указана вместимость 2 тыс. человек. Вместимость казармы в 400 человек также подтверждается и имеющимся в некоммерческом распоряжении фонда «Достоверная история» фильмом, снятым на территории Шталага 372 зимой 1941-1942 гг. неизвестными немецкими операторами. Он содержит эпизод, в котором советские военнопленные после приема пищи заходят в одну из казарм лагеря. Колонна насчитывает не более ста человек.
Ш
С со S
с; <
CL О
<
с; <
Советские военнопленные на территории Шталага 372 зимой 1941-1942 гг. (кадр из фильма)
ig Документами, исследованными сотрудником фонда «Достоверная исто-
| рия» Михаилом Тухом, хранящимися в государственном архиве Псков-■5 ской области3, подтверждено, что 21 октября 1941 г. с территории Германии, iL из города Дорстен, в Псков была переведена административная команда 2 лагеря Офлаг (Oflag) VI E, полевая почта 45195, которая и организовывала в районе улицы Юбилейная размещение советских военнопленных. 5 ноября 1941 г. приказом коменданта Пскова лагерь был переименован в Шталаг 372. А 15 мая 1943 г., также приказом коменданта Пскова, лагерь был переименован в Дулаг 376. По состоянию на 5 мая 1942 г., в лагере находилось 1757 советских военнопленных, 94 сотрудника администрации и охраны, 6 собак и 22 лошади. Комендантами Шталага 372 были следующие офицеры Вермахта: до 27.01.1943 — майор Вильгельм Хиртц, с 28.01.1943 по 10.02.1943 — майор Альберт Моргнер, с 11.02.1943 по 14.05.1943 — полковник Эми Ягер, с 15.05.1943 по 16.07.1943 — майор Антон Вебер, с 17.07.1943 по 28.02.1944 — полковник Георг Обербауэр, с 1.03.1944 по 1.01.1945 — полковник Карл Сайбер.
Кроме основного лагеря в городе размещались «рабочие команды» (Arbeitskommand), входившие в состав Шталага 372. Вопрос этот, как и множество других, относящихся к деятельности этого лагеря, должным образом не изучен, но в различных материалах упоминаются места содержания советских военнопленных, кроме самого лагеря: бывшая МТС в Крестах, Пески, свинарники совхоза «Диктатура», погранкомендатура в Моглино, Черняковицы.
Однако, анализируя карточки военнопленных Stalag-372, опубликованные на сайте «ОБД Мемориал» (https://obd-memorial.ru/html/index. html), можно обнаружить еще больше адресов. Кроме самого Lager A или Lager 1 (видимо, собственно лагерь в конюшнях городка) попадаются Lager Flughafen или Lager Kresty (МТС в Крестах, аэродром), He.K.P. 604 (604-я ав-
3 Standort-Befehl № 72 от 29.04.42. ГАПО. Ф. Р-1644. Оп. 1. Д. 1. Л. 51; Standort-Befehl № 73 от 02.05.42. ГАПО. Ф. Р-1644. Оп. 1. Д. 1. Л. 53.
тобаза Вермахта), рабочая команда организации Тодта (видимо, лагерь в Моглино), Kriegs. Gefg. Arb. Batl. Pleskau II (рабочий батальон военнопленных Псков II), Kriegs. Gefg. Arb. Batl. Pleskau III. По имеющимся сведениям пока что невозможно определить численный состав этих команд.
При этом следует учитывать, что у многих советских военнопленных на учетных карточках стоит отметка Sonderbau Werlin. Это специальный проект, включавший в себя три больших ремонтных завода в Днепропетровске, Минске и Пскове. Он был назван по имени СС-Оберфюрера Якоба Верлина (Jacob Werlin), главы «Даймлер-Бенц» и Генерального инспектора фюрера по вопросам автотранспортной службы. Главная задача Sonderbau Werlin — ремонтное обеспечение автопарков Групп армий «Юг», «Центр» и «Север» соответственно.
с со S
с; <
CL О
С
с; <
Здание № 61
Охранялся лагерь, как и многие другие, военнослужащими Люфтваффе. В случае со Шталагом-372 его охраняла авиаполевая комендатура E 15/I (Fliegerhorst-Kommandantur E 15/I). По воспоминаниям очевидцев, с мая 1943 г., после переименования Stalag 372 в Dulag 376, в лагере содержались не только военнопленные, но и гражданские лица. Есть сведения и о том, что весной — летом 1944 г. территория лагеря использовалась для концентрации мирных жителей Пскова и окрестностей перед их вывозом в Германию.
сс
Фундамент барака (казармы)
Сразу после окончания Великой Отечественной войны территория бывшего Шталага 372 перешла в пользование Наркомата обороны СССР. В зданиях, в которых во время германской оккупации содержались советские военнопленные, были организованы склады. Сама территория бывшего лагеря в целях обнаружения захоронений не исследовалась. В 2006 г. на территории бывших военных складов началось строительство жилья. Все казармы, в которых во время войны находились советские военнопленные, имевшие к тому времени несомненную историко-мемориальную ценность, были снесены, а на их месте, без каких-либо предварительных раскопок, развернулись строительные работы.
Строители практически сразу наткнулись на захоронения советских военнопленных, но властям, СМИ и общественности об этом не сообщили. До сих пор неизвестно, какое количество останков советских военнопленных было тайно, ночами, вырыто из могил, вывезено в район Ваулиных гор и скинуто там в отработанные песчаные карьеры. О существовании
захоронений на территории бывшего Шталага 37, жители города узнали после того, как дети, игравшие на стройке, стали приносить домой черепа и кости военнопленных, которые они находили в отвалах земляных работ. Об этих фактах узнали журналисты псковских СМИ, которые и начали обсуждение этой темы. В 2010 г. несколько поисковых отрядов из Пскова и Югры произвели раскопки и выявили захоронения, часть которых осталась прямо под жилыми домами.
В настоящее время на территории бывшего лагеря для советских военнопленных Шталаг 372 располагается двенадцать многоэтажных жилых домов и детский садик «Аистенок». Под застройкой находится примерно половина территории лагеря. Исследования по установлению точных мест захоронений советских военнопленных до сих пор не произведены. Территория бывшего лагеря для советских военнопленных Шталаг 372 требует дальнейшего изучения и мемориализации. На свободной от застройки территории лагеря сохранился только фундамент одной из казарм. Он хорошо виден со стороны улицы Юбилейная.
По инициативе фонда «Достоверная история» Псковской городской Думой 15 сентября 2017 г. были внесены изменения в Генплан города Пскова, в которых всем свободным от застройки территориям Шталага 372 придан статус мемориальной зоны СН5, запрещающий любую застройку до обнаружения и перезахоронения останков советских военнопленных.
с
со ^
с; <
о_ о
С
с; <
17 ноября 2017 г. фонд «Достоверная история» совместно с Государственным комитетом Псковской области по охране культурного наследия, Администрацией города Пскова и Союзом архитекторов Псковской области про-
со
с; <
^ вел конкурс концептуальных архитектурных проектов мемориализации
< Stalag 372 «Арх-идея 2017». По итогам конкурса, председателем комиссии которого был Глава города Пскова Иван Цецерский, выбрано для возможной реализации два проекта: проект Юрия Ширяева и проект Владимира
§ Никитина.
ш
^ Фонд «Достоверная история» также предлагал свой вариант мемориа-
о: лизации Шталага 372: разобрать здание № 61, расположенное на складской
£ территории одной из воинских частей, практически полностью идентич-
I-
^ ное тому, которое находилось на территории лагеря, перевести его на ме-£ сто, где располагается фундамент конюшни № 4, и с возможно большей
со
Lj точностью собрать его на новом месте. Причем можно не восстанавливать
< все стены здания, собрать только крышу, брандмауэрную стену, несущие 3 колоны и внутренние деревянные конструкции. Внутри этого здания мож-
............ но было бы разместить фотодокументы, демонстрировать видео, использо-
$ вать его в качестве лекционного зала. В темное время суток нужно преду-| смотреть подсветку здания. Часть периметра лагеря можно восстановить ^ в виде ограды из колючей проволоки, в принципе, можно и воссоздать одну из караульных будок по образцу, который прекрасно виден в кинофильме про Шталаг 372, и перед зданием, со стороны улицы Юбилейная, установить монумент, посвященный страданиям советских военнопленных.
Все эти проекты переданы в Администрацию Псковской области. В настоящее время там рассматривается возможность реализации этих проектов.
АЛЕКСЕЕВ ЮРИИ ВЛАДИМИРОВИЧ — директор фонда «Достоверная история», Псков ([email protected]). Россия.