Научная статья на тему 'О деятельности поисковиков по изучению лагерей советских военнопленных в Курской области'

О деятельности поисковиков по изучению лагерей советских военнопленных в Курской области Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
982
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАГЕРИ ВОЕННОПЛЕННЫХ / ПОИСКОВАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цуканов И. П.

В статье описываются виды лагерей советских военнопленных, находившихся в годы Великой Отечественной войны на территории Курской области, а также работа курских поисковиков по розыску захоронений военнопленных и увековечению их памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О деятельности поисковиков по изучению лагерей советских военнопленных в Курской области»

УДК 94(47).084

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОИСКОВИКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛАГЕРЕЙ СОВЕТСКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ [1]

© 2013 И. П. Цуканов

канд. ист. наук

руководитель Центра патриотического воспитания молодежи e-mail: poisk. kursk@mail. ru.

Курский государственный университет

В статье описываются виды лагерей советских военнопленных, находившихся в годы Великой Отечественной войны на территории Курской области, а также работа курских поисковиков по розыску захоронений военнопленных и увековечению их памяти.

Ключевые слова: лагери военнопленных, поисковая работа

Немецкая система военного плена в ходе Второй мировой войны весьма дифференцированно относилась к военнопленным различных враждебных государств. В основу были заложены не защитные нормы международного права, а расовополитические критерии целесообразности, которые в конечном итоге и определили положение отдельных национальных групп внутри иерархии военнопленных. Советские военнопленные до конца войны находились на самой нижней, а англоамериканские - на высшей ступени этой иерархии.

Правовой режим по отношению к военнопленным в годы Второй мировой войны регулировался Гаагскими 1899 и 1907 гг. и Женевской (от 27 июля 1929 г.) международными конвенциями. Советский Союз отказался от ратификации этих конвенций (впрочем, СССР присоединился к Женевской конвенции 25 августа 1931 г. [2] в части улучшения участи раненых и больных в действующих армиях, но это обстоятельство немцы все равно игнорировали). Но от двух основополагающих пунктов Конвенции он отказался категорически. Речь шла о предоставлении пленным права на получение посылок Международного Красного Креста и об обмене списками военнопленных.

Неприсоединение СССР к Гаагской (как правопреемник России Советский Союз отказался подтвердить ее подпись под ней) и к Женевской конвенциям о военнопленных и явилось «юридическим» основанием для фактического геноцида Германии в отношении советских военнопленных в годы Второй мировой войны.

Между тем в плен, по немецким данным, попали 5 734 528 советских военнослужащих (на 1.02.1945 г.). Из них около 3,3 млн погибли (57% от общего числа пленных советских солдат и офицеров. Для сравнения: из пленных западных армий погибли только 4%) [3].

Отечественные военные историки считают это число завышенным, и приводят цифру в 4 059 тыс. пленных советских военнослужащих и от 500 тыс. до 1 млн военнообязанных и призывников, захваченных противником в пути следования, то есть до того как они стали солдатами. Из этого количества примерно 1,2 млн погибло в плену [4].

Судя по различным источникам и по материалам Нюрнбергского процесса, концентрационных лагерей на территории Курской области не было, они располагались в основном на территории Г ермании, Австрии и Польши.

Имеются некоторые неполные сведения о названии мест содержания военнопленных в Курской области. 3-й армейский сборно-пересыльный пункт

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

находился в п. Поныри, г. Рыльске, г. Щигры; 4-й армейский сборно-пересыльный пункт - в с. Глушково, с. Горшечное, с. Дьяконово, п. Касторное, г. Курске, г. Щигры; пересыльные лагери DULAG №134 - в г. Льгове (с июня 1942 г.), DULAG №173 - в п. Касторное, DULAG №191- в г. Щигры; DULAG-231 - в п. Касторное, г. Курске (транспортировочный пункт), г. Щигры (транспортировочный пункт); DULAG №314 -в п. Коренево, г. Курске (с мая 1942 г.), г. Фатеже (сборный пункт) [5].

При планировании поисковых работ Курским центром «Поиск» постоянно учитывались сведения о местах дислокации мест содержания военнопленных.

Впервые останки 7 советских военнопленных были найдены объединением поисковиков «Долг Родины» 3-4 июня 1994 г. в г. Курске на ул. Пирогова (Глинище) на месте лагеря военнопленных [6].

В апреле-мае 1995 г. была проведена экспедиция отряда «Поверка» в д. Халино Курского района, где пленные обслуживали немецкий аэродром [7]. Удалось обнаружить останки 15 военнопленных и один металлический медальон STALAG 308(VIII E) №59496 (ныне он хранится в областном краеведческом музее). Захоронение со всеми почестями состоялось 15 июня 1995 г. на территории воинской части в д. Халино [8].

На территории Пригородненской школы Щигровского района гитлеровцы устроили лагерь, где за колючей проволокой томились сотни военнопленных и жителей Курской и Воронежской областей. Их морили голодом, всячески издевались, убивали прямо во дворе. По воспоминаниям оставшихся в живых заключенных, зимой убитых бросали в большую прорубь находящегося поблизости пруда. Многие трупы вмерзали в лед, а весной, когда начало таять, вода становилась красной от крови. Большие партии узников были расстреляны в овраге за поселком.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)

Цуканов И. П. О деятельности поисковиков по изучению лагерей советских военнопленных

в Курской области

В 1995, 1996 и 2009 гг. поисковым отрядом «Пограничник» были проведены экспедиции на территории Пригородненской школы. Найденные останки 36 военнопленных перезахоронили в с. Пригороднем на мемориале «Скорбящая мать» (17 чел.) и на мемориале в д. Кресты Щигровского района (19 чел.) [9].

; в э гом ЗДАНИИ S ПЕРИОД»

' HFMEOKO ФДШ^СГКСЁ ОККУПАЦИИ \

• С я'»ЇряТо-« , по ФЕВРЛ\ЫЭ4Ц НАХОДИЛСЯ KQH ЦЕНТ РАНИ ОН - 1 ІНЬШ ЛАГЕРЬ ДЛЯ ВОЕННОПЛЕННЫХ КРАСНОЙ АРМИИ п МИРНЫХ ЖИТЕЛЕМ

По данным архива УФСБ по Курской области и воспоминаниям узников лагеря и местных жителей, в Касторенском районе около п. Новодворский с июля 1942 г. по февраль 1943 г. размещался пересыльный лагерь «DULAG-231». На месте фермы участок примерно в 2-3 гектара был огорожен в несколько рядов колючей проволокой, через нее пропущен электроток, внутри было 4 полуразрушенные конюшни. Вокруг ходили часовые с собаками. Большинство заключенных оставались под открытым небом.

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

Помимо военнопленных, здесь находилось много мирных жителей, которые были насильно эвакуированы из прифронтовой полосы. Особенно бедствовали женщины и дети. Люди гибли от голода, расстрелы производились систематически, без суда и следствия. В этом лагере было уничтожено более 7 тысяч военнопленных. К сожалению, большинство их имен остается неизвестными.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)

Цуканов И. П. О деятельности поисковиков по изучению лагерей советских военнопленных

в Курской области

За 2002-2004 гг. поисковиками на месте дислокации этого лагеря были найдены останки 246 военнопленных, которых перезахоронили в п. Касторное (198 чел.) и в п. Новокасторное (48 чел.). Также были найдены 5 металлических медальонов с номерами DL 171 №№1024, 1113, 1145 (два из них были сильно повреждены). Эти находки поставили перед исследователями вопрос, требующий изучения: какой лагерь находился в Касторном - «DULAG-231» (по данным архива УФСБ Курской области), «DULAG-173» (по данным Интернета) или «DULAG-171»? В июне 2005 г. на месте нахождения лагеря администрацией района был установлен поклонный крест [10].

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

В марте 1990 г. при строительстве гаражей на улице Кавказской г.Курска были обнаружены останки людей, захороненных во время войны. Поисковиками клуба «Военная археология» г. Курска в 1990-е гг. проводились пробные раскопы в районах Знаменской рощи и 4-го военного городка (ул. К. Маркса, Ближние парки), во время которых было обнаружено большое количество человеческих останков [11].

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)

Цуканов И. П. О деятельности поисковиков по изучению лагерей советских военнопленных

в Курской области

По рассказам жителей Казацкой и Пушкарной слобод г. Курска, к оврагу в Знаменской роще подвозили на автомашинах для казни женщин, мужчин, подростков и детей. Машина подходила к котловану так, чтобы жертвы могли прямо из нее выходить только в котлован, где обреченные на смерть раздевались, а затем по углубленной дорожке шли в овраг, где их расстреливали. Убитые и раненые скатывались вглубь оврага, после чего фашистские изверги и их пособники взрывали гранаты. Таким образом, жертвы засыпались землей. Эти процедуры повторялись много раз. По рассказам очевидцев, для расстрела приводили арестованных из тюрем города: евреев, коммунистов, военнопленных (вблизи находились лагери в Ближних и Дальних парках).

К сожалению, в тот период не удалось решить финансовые вопросы проведения сплошной эксгумации. Но в 1999 г. центр «Поиск» совместно с ассоциацией «Военные мемориалы» (г. Москва), музеем Министерства обороны Венгрии и ветераном Второй мировой войны из г. Шпайера (Германия) Э. Иссельхардтом построили мемориальный знак около 4-го военного городка в память советских, немецких и венгерских военнопленных (на том же месте в 1943-1949 гг. находился лагерь НКВД №145, на территории которого было захоронено 1714 иностранных военнопленных) [12].

В 2005, 2006, 2008, 2010, 2012 гг. в рамках проведения межрегиональных Вахт памяти поисковики работали на территории г. Курска и Курского района. В ходе работ в Знаменской роще были эксгумированы останки 2 746 человек, в 4-м военном городке - 705 человек и 6 металлических медальонов с номерами STALAG 308(VIII E) №№58591 и 60107, DL 171 №487 (три медальона не читаются), в д. Халино Курского района, где был лагерь военнопленных, - 99 человек и 12 медальонов (номера STALAG 308(VIII E) №№58478, 58891, 58975, 59662, 61154, 61410, 61459, 61698, 61775, 62419, остальные прочитать не удалось) [13].

По медальонам удалось установить, что в 4-м военном городке располагался немецкий стационарный лагерь для рядового и сержантского состава Красной армии STALAG №308(VIII E), а в д. Халино его филиал. Но по литературе известно, что лагерь с таким номером находился в Нойхаммере в Нижней Силезии (ныне г. Свентошув в Польше) [14].

По этому поводу доктор Александр Харитонов, ведущий сотрудник объединения «Саксонские мемориалы» (г. Дрезден, Германия), высказал гипотезу, что, возможно, часть лагерной администрации Нойхаммера была командирована для создания лагерей военнопленных на территорию СССР и привезла с собой медальоны своего лагеря [15].

С помощью А. Харитонова была проверена по базе данных принадлежность найденных медальонов, так как в ЦАМО хранятся полные списки умерших в лагере Нойхаммер. Нами было установлено, что Пахалкин Терентий Петрович (№58891) из Орловской области 25.08.1944 г. был еще жив, Пух Николай Иванович (№61154) из Витебской области умер 31.07.1944 г., Сухов Тимофей Абрамович (№61698) из Рязани умер 16.06.1943 г., похоронен в Цайтхайне (Германия), Мамин Семен Александрович (№61775) из Ростова-на-Дону умер 22.05.1943 г., похоронен в Цайтхайне. Город Курск и его окрестности были освобождены от оккупантов 8-9 февраля 1943 г., так что умереть здесь эти военнопленные никак не могли. Кстати, обладатель медальона DL №1024 Люб Василий Андреевич из Тульской области (медальон найден в Касторенском районе) умер 11.10.1941 г. в том же Нойхаммере, а Касторенский район был оккупирован только в июле 1942 г..

Из литературы известны факты, что вновь прибывшим в лагеря присваивались номера, которые имели погибшие ранее узники. Так в декабре 1943 года в отделение лагеря в Освенциме - Биркенау были помещены 12 тысяч русских военнопленных. Их заставляли работать в таких ужасных условиях, что вскоре все они умерли, но нумерация от №1 до 12000 сохранилась, и эти номера потом получили вместо

ИСТОРИЧЕСКИЕ НА УКИ И АРХЕОЛОГИЯ

погибших другие военнопленные [16]. Чьи имена скрываются под номерами найденных в Курской области медальонов, нам установить пока не удалось.

Все найденные в Курске и Халино останки были захоронены на Мемориале жертвам фашизма в парке «Соловьиная роща» г. Курска в присутствии представителей областной и городской администраций, ветеранов, поисковиков, военнослужащих, священников, СМИ и общественности [17].

В 2011-2013 гг. поисковые отряды «Курский фронт», «Курган» и «Рубеж» провели поисковые работы в п. Поныри (ул. Садовая, 4). Были найдены останки 48 советских солдат и 1 медальон (после экспертизы которого было установлено имя: Миронов Сергей Платонович, 1908 г.р., уроженец с. Орловка Сердобского района Пензенской области, считался пропавшим без вести с июля 1942, в донесениях о потерях не значился). По данным работников Поныровского музея, на улице Садовой находилось кладбище лагеря военнопленных, расположенного на ул. Октябрьская. В том же месте в 2013 г. вместе с останками советского солдата был обнаружен жетон военнопленного STALAG 308 VIII E № 59662, что подтверждает версию о расположении на указанном месте захоронений лагеря военнопленных.

Всего же в настоящее время известно, что в Курской области было 37 мест содержания советских военнопленных различного назначения (из них 17 - в Курске) [18]. По официальным данным, захватчики и их сообщники уничтожили 9 826 военнопленных [19], количество погибших в лагерях мирных жителей до сих пор не установлено.

Командование вермахта переняло без изменений установки национал-социалистского руководства - не военная победа над СССР была целью, а физическое уничтожение противника. Приказы командования, отменившие нормы международного права в обращении с советскими военнопленными, создали предпосылки для их массовой гибели. 1 11

1. При подготовке данной статьи использованы следующие источники: Лагеря советских военнопленных в Беларуси, 1941-1944: справ. / авт.-сост. В.И. Адамушко и др. Мн.: НАРБ, 2004. 192 с.; Цайтхайн - Книга Памяти советских военнопленных / под ред. Н. Хаазе. Т. 1. Дрезден: Саксонские мемориалы, 2005. 171 с.

2. Военно-исторический журнал. 1991. № 11. С. 41.

3. Штрайт К. Солдатами их не считать. Вермахт и советские военнопленные. 1941-1945. М., 1979. С. 5-7, 86, 99, 104.

4. Гриф секретности снят. Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях, военных конфликтах: Статистическое исследование. М., 1993. С. 338-339.

5. www.soldat.ru; Лагеря советских военнопленных в Беларуси. С. 29, 31, 63, 69.

6. Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИ КО). Ф. 5560. Оп. 1. Д. 85. Л. 1.

7. По воспоминаниям жителя д. Халино М.А. Мезенцева // Текущий архив центра «Поиск» (ТАЦП) - Военнопленные.

8. ГАОПИ КО. Ф. 5560. Оп. 1. Д. 28. Л. 1-3; Д. 32. Л. 4-6.

9. Там же: Д. 31. Л. 34, 44; Д. 37. Л. 1,4; Книга Памяти Курской области. Т. 8. Курск: Курскинфорпечать, 1995. С. 245; Районный вестник (Щигры). 2009. 19 августа.

10. Книга Памяти Курской области. Т. 12. Курск, 2000. С. 97; Курская правда. 2003. 23 июля; 2004. 29 июля.

11. ГАОПИ КО. Ф. П-5560. Оп. 1. Д. 94. Л. 9-10; ТАЦП - Военнопленные.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. № 4 (28)

Цуканов И. П. О деятельности поисковиков по изучению лагерей советских военнопленных

в Курской области

12. ГАКО. Ф. Р-3605. Оп. 1. Д. 263. Л. 78-80; ГАОПИКО. Ф.П-5560. Оп. 1. Д. 47. Л. 5, 13-14.

13. Посчитано автором.

14. Цайтхайн - Книга Памяти советских военнопленных. С. 41.

15. Части, существовавшие продолжительное время и переведенные на восток с территории рейха, в ряде случаев сохраняли свои обозначения (напр., шталаг VI Н в г. Борисове, который до октября 1941 г. находился в Арнольдсвейлере под Дюреном). Следует также отметить, что термины «шталаг», «дулаг», «офлаг» и армейские сборные пункты военнопленных понимаются двояко. Вначале они обозначали воинские части, то есть четко определенные и организованные группы военнослужащих. Затем эти их значения были перенесены на лагеря как географические объекты (См.: Лагеря советских военнопленных в Беларуси. С. 19).

16. ЦАМО. Ф. 33948. Д. 1-4; Книга памяти Саратовской области. Т. 11. С. 97; Текущий архив Центра «Поиск» - военнопленные.

17. См.: Курская правда. 2005. 24 августа; ТВ Хорошие новости. 2006. 29 августа.

18. Цуканов И.П. Деятельность поисково-краеведческих общественных организаций Центрально-Черноземного региона в конце ХХ - начале XXI века по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне. Курск, 2009. С. 239-245.

19. Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.: сб. док. и материалов. Т. 1. Курск, 1960. С. 215-216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.