Научная статья на тему '"шпионский роман" как жанр современной литературы. Рецензия на монографию М. В. Норца "Генезис жанра шпионского романа в английской литературе" (Симферополь: Бизнес-Информ, 2014)'

"шпионский роман" как жанр современной литературы. Рецензия на монографию М. В. Норца "Генезис жанра шпионского романа в английской литературе" (Симферополь: Бизнес-Информ, 2014) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
118
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алахвердян Т. Н.

Рецензия доктора филологических наук, профессора Т. Н. Алахвердян на монографию М. В. Норца «Генезис жанра шпионского романа в английской литературе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of Doctor of philological sciences, professor T. N. Alakhverdian for monograph of M. V. Noretc «The genesis of the spy novel genre in the English literature».

Текст научной работы на тему «"шпионский роман" как жанр современной литературы. Рецензия на монографию М. В. Норца "Генезис жанра шпионского романа в английской литературе" (Симферополь: Бизнес-Информ, 2014)»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 82-31

Т. Н. Алахвердян

«ШПИОНСКИЙ РОМАН» КАК ЖАНР СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ М. В. НОРЦА «ГЕНЕЗИС ЖАНРА ШПИОНСКОГО РОМАНА

В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (СИМФЕРОПОЛЬ: БИЗНЕС-ИНФОРМ, 2014)

Рецензия доктора филологических наук, профессора Т. Н. Алахвердян на монографию М. В. Норца «Генезис жанра шпионского романа в английской литературе».

Ключевые слова: монография, шпионский роман, Максим Норец.

Рецензгя доктора фшологгчних наук, професора Т. М. Алахвердян намо-нографт М. В. Норца «Генезис жанру шпигунського роману в англшськш лтератург».

Ключовi слова: монографгя, шпигунський роман, Максим Норець.

Review of Doctor of philological sciences, professor T. N. Alakhverdian for monograph of M. V. Noretc «The genesis of the spy novel genre in the English literature».

Keywords: monograph, spy novel, Maxim Noretc.

Монография М. В. Норца освещает вопросы формирования жанра шпионского романа в английской литературе. Представление о жанре как процессе рефлексии действительности в разные периоды развития и становления литературы варьируется в широком диапазоне - от признания его основной художественной категорией - до его полного нивелирования. Ещё одна проблема жанра, рассматривае-

© Т. Н. Алахвердян, 2014 228

№ 27(84)_БЕД

мая автором в работе, представляется в двойственности его природы - по мнению автора исследования, жанр понимается им как категория динамичная так и статичная. Данное восприятие основывается на представлении жанра как единства «ядра», которое ставит его в положение «над» историко-литературным процессом, и, таким образом, «запрещает» полную структурную динамичность, обусловленную диахроническими тенденциями, так и некой «оболочки», содержащей ряд вторичных признаков, которая даёт право говорить о жанре, как о структуре динамичной. По мнению исследователя, соотношение статики и динамики жанра делают обращение к жанрологии в любой период его изучения актуальным.

Полученные автором в результате анализа литературного осмысления жанра шпионского романа результаты, свидетельствуют о том, что жанр шпионского романа «отпочковался» от детективного жанра и, соответственно, будучи явлением «молодым» в истории литературы, не имеет теоретико-литературной рецепции в широком масштабе. Автор утверждает, что исследовательский интерес к теоретико-литературоведческому осмыслению феномена шпионского романа возникает только в первом десятилетии XXI века. В исследовании названы литературоведы - теоретики постсоветского литературного пространства, работы которых составили теоретико-методологическую базу исследования: А.П. Саруханян («английский шпионский роман»), Ю. Уваров («французский шпионский роман»), О. Федунина, А. Кузнецова («советский шпионский роман»). Литературные критики М. Хоста, А. Верховский, О. Лапчинский, («советский», «английский шпионский роман»).

Исследователь выделяет отдельную рецептивную группу, к которой относит авторов шпионских романов. В предисловиях к своим романам: Дж. Бакен, Дж. Конрад, Г.Грин, Л. Дейтон, Дж. Ле Карре, Я.Флеминг намечают векторы читательского восприятия произведений, выходящих за рамки детективного жанра. Восприятие жанра шпионского романа в западной литературоведческой традиции, на взгляд автора, ещё не сформировано, что подтверждается отсутствием комплексных методологических исследований с чёткой идентификацией жанровой принадлежности, за исключением некоторых критических статей, которые не дают целостного видения эволюции но-

ВРЛ_№о 27(84)

вого литературного феномена, что обусловливает актуальность данного исследования.

Практические разделы монографии посвящены анализу ряда английских шпионских романов. Автор разделяет все шпионские романы в английской литературе на пять периодов в хронологическом порядке, а, соответственно, в порядке их появления: «Шпионские романы конца Х1Х, начала ХХ века», «Шпионские романы периода Первой мировой войны», «Шпионские романы периода Второй мировой войны», «Шпионские романы периода «холодной» войны», ««Бондиа-на» Яна Флеминга в контексте современного шпионского романа» в которых автором прослеживается эволюция жанра. Методика, разработанная исследователем во втором разделе монографии стала основой анализа художественных произведений. Положительным является тот факт, что автор рассматривает эволюцию протагониста шпионского романа в историческом контексте. В результате проведённого исследования, автор монографии приходит к выводу, что шпионский роман существует как отдельный жанр в современном литературном пространстве, и, в свою очередь, послужил основой для возникновения жанровых разновидностей.

В целом, работа выполнена на достаточно высоком научном уровне, соответствует требованиям, предъявляемым к подобным работам, и содержит выводы, представляющие как теоретический, так и практический интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.