Научная статья на тему 'Шоу-бизнес как сфера-магнит для метафор со сферой-донором «Царство животных»'

Шоу-бизнес как сфера-магнит для метафор со сферой-донором «Царство животных» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
177
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колтышева Светлана Яковлевна

Статья посвящена метафорическому моделированию образа современного шоу-бизнеса, создаваемого российскими СМИ. В статье также анализируются наиболее продуктивные лексемы и лексико-семантические группы как структурные компоненты зооморфных метафор, их иерархичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шоу-бизнес как сфера-магнит для метафор со сферой-донором «Царство животных»»

УДК 40 ББК 81.000.0

Колтышева Светлана Яковлевна

преподаватель г.Челябинск

Шоу-бизнес как сфера-магнит для метафор со сферой-донором «Царство животных»

Статья посвящена метафорическому моделированию образа современного шоу-бизнеса, создаваемого российскими СМИ. В статье также анализируются наиболее продуктивные лексемы и лексико-семантические группы как структурные компоненты зооморфных метафор, их иерархичность.

Метафора является одним из основных средств, используемых в газетных

текстах для создания экспрессивного эффекта, оценочного смысла и новых образов. В данной работе метафоры, которые употребляются в шоу-дискурсе, рассматриваются на основе теории метафорического моделирования действительности - направления, развивающегося в рамках когнитивной лингвистики (Дж. Лакофф, М.Джонсон; А.Н.Баранов, Ю.Н.Караулов; Е.С. Кубрякова; А.П. Чудинов и др.). Когнитивная лингвистика представляет метафору не просто как образное средство, а как ментальную операцию. «Метафоры человека - это особого рода схемы, по которым человек думает и действует» [Чудинов, 2001:3].

Шоу-дискурс изобилует оценками. Оценочностъ можно назвать одним из основных стилеобразующих факторов публицистических текстов, посвященных современному отечественному шоу-бизнесу.

Шоу-бизнес - относительно новое явление для России, возникшее в эпоху постсоветской действительности. Термином «шоу-бизнес» мы определяем сферу деятельности исполнителей и организаторов концертных выступлений, насыщенных зрелищными эффектами, результат которой направлен на реализацию в массовой аудитории и получение коммерческой выгоды.

История российского шоу бизнеса начинается с 1991 года, когда единственная государственная фирма грамзаписи «Мелодия» потеряла свое влияние на рынке, а

официальные концертные структуры уступили место частным [Яроцкий, 2002: 66]. С 1991 года в России впервые музыкальные концерты начинают организовываться частными лицами, формируются частные коммерческие радиостанции и фирмы грамзаписи, открывается аудиорынок.

Для шоу-бизнеса как явления характерна взаимообусловленность двух его сторон: культурной и коммерческой.

В организации сферы российского шоу-бизнеса явно прослеживаются западные влияния: сфера шоу-бизнеса в России строится по западноевропейской и американской модели, так как традиционными центрами глобального шоу-бизнеса (и прежде всего многомиллиардной музыкальной индустрии) являются США и Великобритания: именно здесь возникающие в музыке новые явления и тенденции получают (или не получают) свою первоначальную коммерческую апробацию [Шукер, 2005: 204].

Зооморфные образы регулярно попадает в поле зрения исследователей. Е.М. Вольф выделяет их оценочную функцию: "Четкие и постоянные оценочные коннотации несут метафоры типа животное - человек. Цель этих метафор -приписать человеку некоторые признаки, которые всегда или почти всегда имеют оценочный смысл, так как перенос на человека признаков животных подразумевает оценочные коннотации. Сами названия животных оценки не содержат... 55 [Вольф, 1988:48]

Семантический посредник между исходным и метафорическим значениями представляет собой признак, задающий область сходства основного и вспомогательного субъектов метафорической номинации. Аспект сравнения состоит из одной семы или совокупности сем, которые в исходном значении метафоризируемого слова относятся к сфере коннотации, а в метафорическом значении входят в его денотативное содержание в качестве ядерных, дифференциальных сем и служат основанием смысловых преобразований при метафоризации. Так, потенциальное для номинативного значения слова ОСЕЛ коннотативное значение глупость становится ядерным в метафорической номинации ОСЕЛ ( глупый человек),

Важно подчеркнуть, что признак, формирующий зооморфную метафору, не только является несущественным для исходного понятия, но нередко вообще не входит в его смысловую характеристику. В отдельных случаях он даже противоречит тем массовым ассоциациям, которые вызывает то или иное слово. Например, собака издавна воспринимается как символ преданности, бескорыстной дружбы и верности, однако эти общеизвестные качества не нашли языкового воплощения - ни один говорящий на русском языке не назовет верного, преданного человека собакой, как называют хитрого лисой, упрямого ослом, коварного змеей и т.п. Показательно, что в метафорических значениях закрепились совсем другие ассоциации: злой, жестокий человек или ловкий, искусный в каком-либо деле человек, знаток своего дела.

В семантических и психолингвистических исследованиях выявлено и экспериментально доказано несовпадение, а в ряде случаев и противоречие между лексическим значением слова и его психологически реальным значением. В психологически реальное значение слова СОБАКА входит следующий набор сем: твердые семы - умная, верная, острый нюх, тонкий слух, лает, быстрая, выносливая, используется на охоте; относительно твердые семы - добрая, бегает с высунутым языком, сильная, лохматая, кусается, стережет дом. Здесь сема, "перенесенная" в метафору, трансформируется и усиливается в метафорическом значении (ср. сема "кусается", преобразованная в процессе метафоризации в семы "жестокий", "злой").

Базой для данного исследования послужили 1000 словоупотреблений из примерно 250 текстов, опубликованных в российских СМИ за период 2001-2007гг. Опираясь на собранные данные, можно сделать вывод о том, что доминантными сферами-источниками метафорической экспансии для сферы-донора "Шоу-бизнес" в российском медео-дискурсе являются следующие:"Праздничное застолье" (154 с ловоупотрения/15,4%),"Царство животных" (146 словоупотреблений/14,6%), "Человеческий организм"(118 словоупотреблений/11,8%), "Непрекращающаяся война"(93 словоупотребления/9,3%)),"Религия (культ)"(88 словоупотреблений/8,8%>), что представлено в Приложении 2 (Таблица 2).

Важно отметить, что наиболее продуктивными лексемами в составе зооморфных метафор являются следующие лексемы: лошадь ( 7словоупотреблений / 4,8%), собака (5 словоупотреблений/3,4%), змея (5 словоупотреблений/3,4%), саранча (4 словоупотребления/2,7%), лее (4 словоупотребления/2,7%), ворона (4 словоупотребления/2,7%). Наиболее продуктивными лексико-семангическими группами, представляющими собой структурный компонент зооморфных метафор являются следующие: птицы (26 словоупотреблений/17,8%), домашние животные (15 словоупотреблений/ 10,3%) хищники (13 словоупотреблений/ 8,9%), насекомые (12 словоупотреблений/ 8,2%), пресмыкающиеся (7словоупотреблений / 4,8%), рыбы ( 5 словоупотреблений /3,4%), что представлено в Приложении 1 (Таблица 1).

Высокая продуктивность лексемы «лошадь» и лексико-семангической группы «домашние животные» в составе зооморфных метафор объясняется экстралингвистически, поскольку домашние животные играли важную роль в жизни человека, повадки животных послужили основанием для приписывания их человеку. Высокая продуктивность лексико-семантической группы «птицы» в составе зооморфных метафор, характеризующих мир шоу-бизнеса объясняется природным даром многих птиц петь (выводить трели), который приписывается многим эстрадным певцам, а большая доля словоупотреблений лексемы «ворона» в составе данной лексико-семантической группы говорит о качестве этого пения и несет с собой негативную коннотацию.

Королевы (гр. "Виагра"), однако, закаркали воронами и фактически уничтожили два шедевра - "Океан и три реки", "Притяженъя нет". Сильно нагадили (в уши) на этом празднике гламура и музыкального изыска [А.Гаспарян, И.Легостаев, МК № 268, 25.11.2005].

Высокая продуктивность лексемы змея в качестве структурного компонента зооморфных метафор, характеризующих российский шоу-бизнес репрезентует отношения между представителями шоу-бизнеса. Змея ассоциируется с

мудростью, опасностью, хитростью и интригами (основываясь на библейский сюжет).

Столь вызывающая амбициозность (Ф.Киркорова), конечно, вызвала в столичном поп-закулисъе змеиное шипение на предмет неизбежного провала... [А.Гаспарян, МК № 013, 19.01.2001]

В соответствии с древней мифопоэтической традицией различные животные могли населять небо, землю, то есть существовала зооморфная модель Вселенной.

Метафора тесно связана с человеческим мышлением. Это - единица мышления, а не языка. Зооморфная метафора была свойственна первобытному обществу и примитивному образу мышления, когда большинство качеств человека, предметов и явлений наделялись качествами животных. Например, хитрый как лиса или тупой и неуклюжий как медведь и т.д. Поэтому, используя в своих текстах зооморфную метафору, СМИ обращаются к глубинным корням человечества. Метафорическое царство животных также можно представить в виде биологической классификации, здесь присутствуют названия классов и видов животных и пищевой цепочки. 1.Фрейм «Состав царства животных» Слот 1.1 Млекопитающие

Зайку (Ф.Киркорова) притащат в суд зауши, (скандал по иску журналистки И.Ароян к Ф.Киркорову) [А.Гаспарян, МК№142, 30.06.2004]. Здесь наблюдается уничижительная коннотация, связанная с популярной песней Киркорова «Зайка моя». Наблюдается использование прецедентного имени и прецедентной ситуации, связанной с известной песней.

Не успев оправдаться перед судом за нападение на домработницу «темнокожая лань» (Наоми Кэмпбелл) опять распустила руки [«Городской дилижанс», №45(543), 2006г.]. В данном примере проявляется такое явление как оксюморон, так как лани не могут быть темнокожими. Наблюдается намек на афроамериканку. Высказывание окрашено негативной коннотацией, придающей ему эмоционально-экспрессивную оценку и формирующей негативные ассоциации у адресата. Слот 1.2 Птицы

...однако «с мест» сигнализируют о крайней востребованности этого голосящего поп-соловья (Витаса), когда он приезжает на гастроли [А.Гаспарян, И.Легостаев, МК№ 298, 30.12.2005 ]. В данных двух примерах используются неологизмы (поп-соловей/поп-птаха) + ирония (голосящего) для выражения своего отношения к певцам.

... "Я не буду больше с тобой работать " - сказал, швырнул микрофон об пол и удалился со сцены гордой цаплей (Нильда Фернандес) [А.Гаспарян, МК№ 244, 27.10.2006]. Автор высказывания прибегает к использованию тропа - аллегория, характеризуя тем самым гордость и высокомерие героя высказывания. Здесь также используется негативная коннотация в сочетании с иронией.

..." Мир Витаса значительно интереснее этих ладушек-ладушек -продолжает раздуваться гордым воробьем г-н продюсер [А.Гаспарян, МК№ 240, 31.10.2003]. Здесь автором используется коннотация с отрицательным вектором в сочетании с иронией.

Слот 1.3 Рептилии и морские животные

Весь вечер на манеже — наша Шерепаха (певица Шер) [И.Легостаев, МК№ 136, 23.06.2004 ]. В данном примере мы видим имя + угадывается часть корня, т.е. используется неологизм (индивидуально-стилистический) вместе с иронией.

В середине века ТВ существовало как любопытная «вещь в себе». Никто не догадывался, какой опасный змей притаился за линзами первых допотопных телевизоров [Э.Николаева, МК№290, 28.12.2001]. Автор апеллирует к прецедентному имени и ситуации, основанным на библейском сюжете. Слот 1.4 Насекомые

Поющие, орущие, хрипящие, скачущие ...и невесть что еще вытворяющие особи женского пола — сольно и группово — полчищами эфиопской саранчи заполонили с недавних пор поп-роковые подмостки, делами и телами своими восполняя зияющие пустоты на рынке нелегкого труда в шоу-бизнесе [А.Гаспарян, МК№ 033, 14.02.2003]. В данном примере используется библейский сюжет (библейский фразеологизм).

В охраняемый коридор невесть из каких щелей тараканами поползли поклонницы и хищно набросились на новоявленных кумиров в остервенелом намерении порвать-задушить от избытка чувств [А.Гаспарян, МК№ 142, 04.07.2003].

2. Фрейм «Пищевая цепочка» (Иерархия среди животных) Слот 2.1 Хищники

Головокружительный взлет в его (Д.Билане) карьере случился не столько благодаря, сколько вопреки обстоятельствам, которые, казалось, не оставляли никаких шансов ещё не оперившемуся поп-птенцу превратиться в грозного орла шоу-бизнеса [А.Гаспарян, МК№41, 11.10.2006]. В данном примере используется развернутая метафора: поп-птенец - грозный орёл. Здесь используется восходящая градация (поп-птенец - грозный орёл) для усиления эмоционально-экспрессивного значения, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления. Слот 2.2 Добыча хищников

Это сейчас они (гр. «Премьер Министр») пытаются представить себя бедными овечками [С.Никитин, «Экспресс газета» №44, 2006]. В данном примере представлена метафора на основе фразеологизма. Автором используется стилистическая фигура - сравнение.

3. Фрейм «Дикие и домашние животные» Слот 3.1 Домашние животные

Там я - рабочая лошадь, а здесь могу и туфли на каблуках надеть [А.Пугачева о выступлении на эстраде и на «заказных» концертах, АиФ №45(1358), 2006].

Та (Валерия) — домашняя холеная кошара, эта (Анастасия Широкова) -хищная дикая пантера, норовящая порвать и загрызть [А.Гаспарян, МК№033, 14.02.2003].В данном примере автором используется стилистическая фигура -антитеза, строящаяся на противопоставлении (кошки и пантеры), что вызывает определенные ассоциации у читателя.

Проведенный анализ метафорической модели «Шоу-бизнес - это царство животных» показал, что в российской прессе наблюдается активное использование

зооморфных концептов. Журналисты активно используют в своих высказываниях различные стилистические приемы такие как: аллегория, антитеза, гипербола, сравнение, ирония, метафора, синекдоха, метонимия и другие для усиления эмоционального воздействия на адресата. Очень часто авторы «вкрапляют» в свои высказывания прецедентные имена и прецедентные ситуации (11 словоупотреблений/ 7,5%), хорошо известные носителям русского языка, вызывая тем самым знакомые ассоциации у читателя.

Приложение 1.

Таблица 1. Иерархичность лексем и лексико-семантических групп в составе зооморфных метафор

Наиболее продуктивн ые лексемы Кол-во слово употр еблен ИИ В % Наиболее продуктивные лексико- семантические группы Как структурный компонент зооморфных метафор

Кол-во словоуп отребле ний В %

1. лошадь 7 4,8 1. птицы 26 17,8

2. змея 5 3,4 2. домашние животные 15 10,3

3. собака 5 3,4 3. хищники 13 8,9

4. саранча 4 2,7 4. насекомые 12 8,2

5. лев 4 2,7 5. пресмыкающиеся 7 4,8

6. ворона 4 2,7 6. рыбы 5 3,4

7.таракан 3 2,1

8. курица 3 2,1

9. орел 3 2,1

Общее кол-во 146 100 146 100

Приложение 2.

Таблица 2. Иерархичность сфер-источников метафорической экспансии при создании метафорического образа современного шоу-бизнеса

Шоу-бизнес - это \ Количествен. показатели (словоупотребления) В %-х

1 .Праздничное застолье 154 15,4

2.Царство животных 146 14,6

3.Человеческий организм 118 11,8

4.Непрекращающаяся война 93 9,3

5.Религия (культ) 88 8,8

6.Мир неживой природы 63 6,3

7.Фабрика (завод) 50 5

8.Мир растений 47 4,7

9. Королевство 39 3,9

10.Море (морское путешествие) 36 3,6

11 .Семья(семейные отношения) 29 2,9

12.Мир сказочных существ 26 2,6

13. Дом 21 2Д

14. Дорога 16 1,6

15.Спорт (состязание) 15 1,5

16.Секс 14 1,4

17.Гардероб с одеждой 14 1,4

18.Криминальное сообщество 10 1

19.Театр 8 0,8

20.Карточная игра 7 0,7

21 .Механизм 3 0,3

22.Музыкальный оркестр 3 0,3

Итого: 1000 100

Библиографический список

1. Вольф, Е.М. Метафора и оценка // Метафора в языке и тексте. -М.: Наука, 1988,-С. 52-64

2. Лакофф, Дж., Джонсон, М. Метафоры, которыми мы живем. // Теория метафоры. - М.: УРСС, 2004. - 253 с.

3. Чудинов, А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). - Екатеринбург: УРГПУ, 2001. - 238с.

4. Шукер, Р. Поп-музыка. Продажа и распространение популярной музыки в Европе // Медиа. Введение: Учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2005. - С.201-224

5. Яроцкий, Ю. Шоу-бизнес: [История: 1991-2000. Современность. Тенденции.] // Коммерсант-власть. - 2002. - №5. - С.65-71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.