JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 347.44
https: //doi. org/10.24412/2073-0454-2022-5-297-302 NIION: 2003-0059-5/22-461 MOSURED: 77/27-003-2022-05-660
Сходства, различия и проблемы договорного регулирования частной охранной и частной детективной деятельности на современном этапе развития гражданского оборота
Сергей Александрович Шаронов
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Выявляются сходства, различия и проблемы договорного регулирования отношений, складывающихся в процессе оказания услуг частной охраны и частного сыска. Разрабатывается классификация сходств и различий, дается краткая характеристика каждому основанию. Проводится анализ проблем в изучаемой сфере и вносятся предложения по их разрешению. Полученные результаты дают возможность заказчикам услуг выбрать те их виды, оказание которых принесет эффективную пользу в процессе осуществления и защиты гражданских прав.
Ключевые слова: договорное регулирование, частная охрана, частный сыск, сходства, различия, функции, предпринимательская деятельность, проблемы
Для цитирования: Шаронов С. А. Сходства, различия и проблемы договорного регулирования частной охранной и частной детективной деятельности на современном этапе развития гражданского оборота // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 297-302. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-297-302.
Original article
Similarities, differences and problems of contractual regulation of private security and private detective activities at the present stage of civil turnover development
Sergey A. Sharonov
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia,
Abstract. The similarities, differences and problems of contractual regulation of relations that develop in the process of providing services of private security and private investigation are revealed. A classification of similarities and differences is developed, a brief description of each base is given. The analysis of problems in the studied area is carried out and proposals for their resolution are made. The results obtained enable service customers to choose those types of services, the provision of which will bring effective benefits in the process of implementation and protection of civil rights.
Keywords: contractual regulation, private security, private investigation, similarities, differences, functions, business activity, problems
For citation: Sharonov S. A. Similarities, differences and problems of contractual regulation of private security and private detective activities at the present stage of civil turnover development. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):297-302. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-297-302.
Введение
В современных условиях гражданского оборота возрастает востребованность изучаемых видов деятельности. Такое положение обусловлено двумя базовыми факторами, имеющими частноправовой и публично-правовой характер. Наличие частноправовой природы рассматриваемых видов деятельности, таких как осуществление их лицами, зарегистрированными в качестве субъектов предпринимательства, направленность на извлечение прибыли от оказания
© Шаронов С. А., 2022
соответствующего вида услуг, преимущественно договорный режим регулирования позволяют квалифицировать частную охрану и частный сыск1 как процесс осуществления гражданских прав. Публично-правовой фактор изучаемых видов деятельности проявляется в их способности содействовать укреплению
1 В контексте проводимого исследования понятия «частная охранная деятельность» и «частная детективная деятельность» соответствующим образом являются тождественными понятиям «частная охрана» и «частный сыск».
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
основ конституционного строя России (ст. 8 Конституции Российской Федерации), решению приоритетных государственных задач, реализации отдельных федеральных целевых концепций и программ, занятости и трудоустройству граждан. Кроме того, публичная направленность процесса оказания охранных и детективных услуг проявляется и в их способности содействовать решению задач и осуществлению отдельных полномочий МВД России.
Вместе с тем, следует отметить, что до момента легального закрепления критериев предпринимательской деятельности в ч. I Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), частная охрана и частный сыск воспринимались теоретиками и практиками преимущественно как средства противодействия административным и уголовными правонарушениям. Сложившееся положение отразилось и на сущности научных исследований в изучаемой сфере, которые в большинстве своем выполнялись средствами публично-правовых наук. Немногочисленные цивилистические диссертационные работы (кандидатские диссертации), были посвящены различным аспектам «договора охраны», объектом изучения которых выступали либо виды услуг частной охранной деятельности (С. А. Шаронов), либо имущество в различных его интерпретациях (В. А. Сухоруков, А. В. Мильков, М. А. Литвинова, А. С. Кузнецова).
Таким образом, в недостаточной степени был изучен процесс договорного регулирования соотносимых видов деятельности в контексте наличия их общих и различных свойств, а также возникающих при этом проблем. Исследование перечисленных аспектов является целью настоящей публикации. Для достижения поставленной цели необходимо решить три научные задачи, которые в общем виде можно представить как выявление сходств, различий и проблем договорного регулирования частной охраны и частного сыска.
Методологической основой проводимого исследования являются два подхода, взятые из «Концепции гражданско-правового договорного регулирования», разработанной М. Ф. Казанцевым. Первый подход основан на том, что договорное регулирование является составным элементом «автономного, частного» гражданского-правового регулирования и представляет собой процесс упорядочивания отношений между участниками гражданского оборота посредством заключаемых между ними договоров [3, с. 6]. Второй подход базируется на положение о том, что правильное определение понятия соответствующего вида до-
говорного регулирования «способствует решению проблем» как в отдельных сферах этого регулирования, так и «гражданского права в целом» [3, с. 6-7].
Таким образом, договорное регулирование частной охранной и частной детективной деятельности представляет собой процесс упорядочивания отношений по оказанию охранных и сыскных услуг, осуществляемый на основе заключения договоров между заказчиками и исполнителями этих услуг в соответствии с требованиями гражданского законодательства и обычаями.
Еще одним методологическим приемом является использование структуры предмета договорного регулирования, под которым понимаются определенные правоотношения. Следовательно, в контексте выявления изучаемых сходств и различий в качестве их оснований будут использоваться соответствующие структурные элементы правоотношений: правовое положение субъектов, правовой режим объектов, а также права и обязанности участников соотносимых видов деятельности.
Сходства договорного регулирования услуг частной охраны и частного сыска
Проведенный анализ позволяет разработать классификацию сходств изучаемых видов регулирования по следующим основаниям: 1) наличие юридико-фак-тических свойств договоров; 2) признание договоров частноправовым средством регулирования соответствующих отношений; 3) признание предметом договоров действий по оказанию услуг; 4) наличие единых актов гражданского законодательства; 5) направленность процесса оказания услуг на содействие в решении задач правоохранительных органов; 6) лицензирование процесса оказания услуг; 7) обладание исполнителями услуг правовым положением субъектов предпринимательской деятельности.
В контексте первого основания классификации юридико-фактические свойства договоров проявляются как «волевое положительное правомерное действие, совершаемое в форме юридического акта, направленное на возникновение и динамику правоотношений» изучаемых видов деятельности (см. работы С. А. Шаронова).
В структуру второго основания положен вывод о признании договоров частноправовыми средствами правового регулирования частной охраны и частного сыска, при помощи которых опосредуется предпринимательская деятельность [1]. При этом названное ос-
нование позволяет отличить публично-правовую охранную деятельность (функцию государства) от частной охраны, а деятельность следственных органов государства от частного сыска.
Сущность третьего основания проявляется в идентичных правовых свойствах договоров, по сути, представляющих собой разновидность договора возмездного оказания услуг. Однако эти услуги имеют свои специфические свойства, обусловленные возможностью оказания услуг лишь теми исполнителями, которые обладают правовым положением частной охранной организации (далее — ЧОО) или правовым положением частного детектива, направленностью на достижение пользы для сторон договора, проявляющейся в защите соответствующего объекта гражданских прав (вещи, жизнь, здоровье и др.); нематериальным характером и неотделимостью услуг от исполнителя.
Наличие четвертого основания обусловлено применением единых актов гражданского законодательства (закона и подзаконного акта), закрепляющего перечень соответствующего вида услуг и порядок их оказания. Так в ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о частной охране и сыске) закреплены перечни услуг как частной детективной, так и частной охранной деятельности. Единым является и подзаконный акт, определяющий порядок оказания исследуемых услуг — постановление Правительства РФ от 23 июня 2011 г. № 468 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности».
В качестве пятого основания классификации следует признать фактор содействия процесса оказания рассматриваемых видов услуг осуществлению правоохранительной деятельности государства. Однако такое содействие имеет свои специфические формы, присущие каждому виду деятельности. Так оказание охранных услуг может содействовать обеспечению порядка в местах массового нахождения граждан, вызовам нарядов правоохранительных органов (полиции, Рос-гвардии) в случаях обращения граждан на охраняемых объектах, проведению совместного патрулирования и др. В свою очередь, оказание сыскных услуг в виде розыска лиц, совершивших преступления, информирования правоохранительных органов о ставших известных случаях готовящихся или совершенных преступлений — содействуют деятельности органов правопорядка в пресечении и раскрытии преступлений [4, с. 238].
Правовой основой для оказания рассматриваемого содействия является ст. 3 Закона о частной охране и сыске, а юридическим фактом возникновения этих отношений является соответствующее соглашение (приказ МВД России от 17 апреля 2013 г. № 211 «Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений»).
Лицензированный характер процесса оказания охранных и детективных услуг является шестым основанием сходства соотносимых видов деятельности. Кроме того, единым является и правовой акт, определяющий порядок такого лицензирования (постановление Правительства РФ от 23 июня 2011 г. № 468 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»).
Предпринимательская природа частной охранной и частной детективной деятельности отражается и на сходстве правого положения ЧОО и частного детектива как исполнителей соответствующего вида услуг (седьмое основание классификации). Это сходство проявляется в обладании названными лицами правового положения субъекта предпринимательства: соответственно коммерческой организации и индивидуального предпринимателя.
Различия договорного регулирования частной охраны и частного сыгска
Разработанная автором настоящей публикации классификация различий сравниваемых видов договорного регулирования, в отличие от классификации сходств, имеет многоуровневый характер. В качестве оснований классификации первого уровня предлагается: 1) численное количество исполнителей охранных и сыскных услуг; 2) легальное закрепление отдельных аспектов договорного регулирования в гражданском законодательстве России; 3) детализация правового положения исполнителей услуг как участников гражданского оборота; 4) содержание оказываемых услуг; 5) способы оказания услуг; 6) запреты и ограничения, обязательные при оказании услуг; 7) функции договорного регулирования.
Дадим краткую характеристику перечисленным основаниям классификации.
В качестве первого основания классификации необходимо отметить следующие фактографические дан-
JURISPRUDENCE
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ные: по состоянию на 1 января 2020 г. услуги частной охраны оказывали 19,3 тыс. ЧОО, в штате которых состояли 661,1 тыс. частных охранников. При этом численность частных детективов на указанный период времени составляла 916 человек [4, с. 239]. Вместе с тем, развитие предпринимательства, рост конкуренции в этой сфере зачастую заставляют граждан и организации обращаться к частным детективам с целью «поиска и анализа необходимой им ...информации» [5, с. 12], что может свидетельствовать о положительной динамике частного сыска.
Легальное закрепление отдельных аспектов договорного регулирования в гражданском законодательстве России (второе основание классификации) характеризуется термином «поименованность». Фактически под ним понимается законодательное оформление определения понятия соответствующего договора, его существенных и иных условий в ГК РФ и (или) в других актах гражданского законодательства. Договор на оказание услуг частной охраны, в отличие от соотносимого договора, является непоименованным, поскольку его вышеуказанные аспекты официально не закреплены ни в самом кодексе, ни в Законе о частной охране и сыске, ни в иных правовых актах.
Договор на оказание сыскных услуг также не упоминается в тексте ГК РФ, однако, его отдельные элементы все же предусмотрены ст. 9 Закона о частной охране и сыске. В тоже время, эти элементы нельзя в полной мере назвать существенными условиями (в том виде, в котором они раскрываются в ст. 432 ГК РФ), поскольку они не детализированы, т. е. не названы в этом правовом акте как «существенные» или «необходимые» условия для характеризуемого договора.
Третье основание классификации базируется на правовом положении исполнителей изучаемых услуг. Так, охранные услуги могут оказывать только специализированные организации. Специфика их правового положения обусловлена уставными задачами, по сути, представляющими собой виды услуг, организационно-правовой формой юридического лица («Общество с ограниченной ответственностью» — далее «ООО»), наличием лицензии на оказание охранных услуг и соответствующего размера уставного капитала (в зависимости от использования огнестрельного оружия и специальных средств — от 100 до 250 тыс. руб.), а также иными требованиями (ст. 11, 12, 15.1 Закона о частной охране и сыске).
Оказание сыскных услуг, напротив, будет легальным лишь в том случае, если их будут оказывать граж-
дане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, получившие соответствующую лицензию и отвечающие иным требованиям законодательства.
Содержание оказываемых услуг является четвертым основанием классификации. При этом его принципиальным аспектом является предназначенность изучаемых видов деятельности. Так, частная детективная деятельность предназначена для осуществления сыска, а охранная — для охраны.
Более подробный анализ содержания сыскных услуг по направленности действий позволяет систематизировать их как услуги: по сбору сведений; по поиску имущества и (или) отдельных категорий людей; связанные с установлением некоторых юридических фактов; направленные на уточнение данных, характеризующих различные категории граждан.
Содержательные аспекты охранных услуг можно классифицировать как услуги, направленные: на защиту жизни и здоровья людей; охрану некоторых видов имущества; монтаж, эксплуатацию и обслуживание технических средств охраны; обеспечение различных видов порядка как поведения людей; консультирование участников гражданского оборота по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; антитеррористическую защиту отдельных объектов.
Пятое основание раскрывается через способы оказания услуг. Например, базовый способ оказания услуг охраны представляет собой фактические действия частного охранника, направленные на качественное оказание охранных услуг. Перечень и характер этих действий закреплены в условиях договора и в соответствующей должностной инструкции названного работника. В отличие от частного охранника, способы оказания услуг сыщика как индивидуального предпринимателя не могут регламентироваться должностной инструкцией работника и имеют отличия от действий охранника по своему содержанию. Так, детектив может в установленном порядке проводить устный опрос граждан, наводить о них справки, изучать их имущество и совершать иные подобные действия.
Помимо названных отличий, охранникам запрещается применять способы и приемы оказания детективных услуг (ст. 12 Закона о частной охране и сыске).
Содержание шестого основания классификации проявляется в наличии различного род запретов и ограничений, присущих каждому отдельному виду деятельности. Следует отметить, что в основу этого основания положена правовая природа изучаемых
jjÉiSk.
-^pr-
JURISPRUDENCE
услуг. Например, в силу того что исполнителем сыскных услуг является только частный детектив (физическое лицо), то и рассматриваемые ограничения в большинстве своем связаны с его личным поведением (действиями). Перечень запретов и ограничений в сфере охранных услуг существенно шире. В целях детализации рассматриваемого основания автором настоящей публикации предлагается второй уровень его классификации, согласно которому запреты и ограничения в области частной охраны обусловлены: 1) правовым положением исполнителя услуг — ЧОО, включая механизм учреждения и управления организацией; 2) правовым положением работников ЧОО — частных охранников как непосредственных исполнителей услуг; 3) правовым режимом объектов охраны; 4) основаниями использования огнестрельного оружия и специальных средств; 5) особенностью надзора и контроля за оказанием охранных услуг.
Отличительной чертой ограничений и запретов в сфере оказания сыскных услуг является их «личностный» характер, поскольку эти запреты и ограничения связаны с личностью частного сыщика. Например, ему запрещается скрывать от органов правопорядка некоторые виды сведений, собирать отдельную информацию о людях или ограничивать их права и свободы, передавать свою лицензию другим лицам, а также совершать иные подобные действия.
Седьмое основание обусловлено различием некоторых договорных функций. Цивилисты отмечали, что «функционирование договоров более эффективно обеспечивает удовлетворение потребностей» его сторон [2, с. 25]. Не является исключением и функционирование соотносимого договорного регулирования. Следует заметить, что под функциями такого регулирования необходимо понимать определенное воздействие частной охраны и (или) сыска на иные (не охранно-сыскные) общественные отношения (см. работы С. А. Шаронова). Поскольку непосредственное оказание услуг охраны осуществляется частными охранниками, которые, помимо своего гражданско-правового статуса в рассматриваемой области, в обязательном порядке должны заключить трудовой договор с ЧОО, постольку можно констатировать наличие социально-трудовой функции.
Другой функцией, непосредственно не свойственной договору на оказание детективных услуг является антитеррористическая функция. Наличие этой функции в области оказания охранных услуг продиктовано двумя обстоятельствами. Первое из них связано с тем,
что отдельные участники гражданского оборота обязаны соблюдать требования по антитеррористической защите (далее — АТЗ), принадлежащих им на праве собственности (ином законном основании) некоторых видов объектов (вещей). Сущность второго обстоятельства заключается в легальном оформлении лицензированной охранной услуги, непосредственно связанной с АТЗ вышеуказанных объектов (ст. 3 Закон о частной охране и сыске).
Проблемы договорного регулирования частной охранной и частной детективной деятельности
Проведенный анализ позволяет сделать выводы о наличии целого ряда проблем в договорном регулировании исследуемых видов деятельности. Поскольку предметом договорного регулирования выступают соответствующие правоотношения, то по отношению к их структуре исследуемые проблемы можно классифицировать как внешние и внутренние.
Внешние проблемы обусловлены непоименованным характером договора на оказание охранных услуг и отсутствием легального закрепления существенных условий договора на оказание услуг частного сыска.
Внутренние проблемы непосредственно связаны со структурой соответствующих правоотношений. Например, «субъектные» проблемы, продиктованные необоснованными запретами учреждения ЧОО юридическими лицами (за исключением узкого круга организаций) и в иных (кроме «ООО») организационно-правовых формах, а также запрет на учреждение «детективных организаций» ограничивают право участников гражданского оборота на занятие предпринимательской деятельностью. «Объектная» проблема характеризуется неопределенностью правовых режимов объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность и, как следствие этого, неопределенностью действий по их защите (предмету договора). Сущность «содержательных» проблем заключается в отсутствии у частных охранников каких-либо существенных правомочий в области применения огнестрельного оружия и специальных средств, проведения досмотра вещей на объектах охраны, т. е. тех правомочий, которые имеют работники коммерческих организаций ведомственной и вневедомственной охраны.
Перечисленные проблемы приводят к тому, что договорное регулирование утрачивает свою эффективность, поскольку стороны договоров не могут однообразно формировать, толковать, а значит и исполнять условия заключаемых соглашений. В силу того,
что охранные и детективные услуги направлены на защиту нематериальных и материальных человеческих благ, такое положение препятствует надлежащему осуществлению и защите гражданских прав в изучаемых областях деятельности, зачастую приводит к понуждению в заключении договоров, монополизации рынка охранных услуг со стороны коммерческих организаций, учрежденных государством, а в некоторых случаях способствует коррупции.
Заключение
Подводя итоги публикации, можно сделать следующие вытоды.
1. Договорное регулирование услуг частной охраны и частного сыска представляет собой упорядочивание отношений, складывающих в процессе оказания охранных и сыскных услуг посредством заключения соответствующих договоров.
2. Выявленные сходства и различия договорного регулирования дают возможность гражданам и юридическим лицам выбирать те из сравниваемых видов услуг, которые в наибольшей степени дадут полезный эффект от их оказания в процессе осуществления и защиты гражданских прав.
3. В целях разрешения указанных проблем автором настоящей публикации разработан проект Федерального закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации» (см. докторскую диссертацию С. А. Шаронова), содержащий в своей структуре нормы, определяющие правовое положение исполнителей охранных услуг, правовой режим объектов охраны, правовую природу, существенные и иные условия договора, права и обязанности его сторон, а также другие аспекты, влияющие на процесс договорного регулирования в изучаемой сфере.
Список источников
1. Андреев В. К. Сделка и ее недействительность // Юрист. 2014. № 1. С. 8-12.
2. Баринов Н. А. Гражданско-правовые проблемы удовлетворения имущественных потребностей советских граждан: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. М., 1988.
3. Казанцев М. Ф. Концепция гражданско-правового договорного регулирования: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2008.
4. Кононов А. М. Об участии субъектов частного права в реализации функций публичной власти в сфере внутренних дел // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 7. С. 235-240.
5. Мохов А. А. Бизнес-разведка: понятие и источники правового регулирования // Безопасность бизнеса. 2015. № 3. С. 12-16.
References
1. Andreev V. K. Transaction and its invalidity // Lawyer. 2014. No. 1. Р. 8-12.
2. Barinov N. A. Civil-legal problems of satisfying the property needs of Soviet citizens: abstract. diss. ...Dr. yurid. M., 1988.
3. Kazantsev M. F. The concept of civil law contractual regulation: abstract. diss. ...Dr. yurid. sciences'. Yekaterinburg, 2008.
4. Kononov A. M. On the participation of subjects of private law in the implementation of the functions of public authority in the field of internal affairs // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 7. Р. 235-240.
5. Mokhov A. A. Business intelligence: the concept and sources of legal regulation // Business security. 2015. No. 3. Р. 12-16.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторе
С. А. Шаронов — профессор кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент, почетный работник сферы образования Российской Федерации.
Information about the author
S. A. Sharonov — Professor of the Department of Civil and Labor Law, Civil Procedure of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor, Honorary Worker of Education of the Russian Federation.
Статья поступила в редакцию 14.04.2022; одобрена после рецензирования 01.06.2022; принята к публикации 29.07.2022.
The article was submitted 14.04.2022; approved after reviewing 01.06.2022; accepted for publication 29.07.2022.