Научная статья на тему 'Школьный врач и физическая культура'

Школьный врач и физическая культура Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьный врач и физическая культура»

точным развитием внимания (описки, пропуски, перестановки, недотшсы-вание букв), а внимание имеет большое значение при приготовлении уроков.

Если учащийся внимательно слушал на уроке объяснение материала нового задания, то ему легче будет усвоить этот материал дома.

Ъ Ъ Ъ

А. Я. Зильбер

Школьный врач и физическая культура

Появление на страницах журнала „Гигиена и санитария" статьи проф. С. Е. Советова „Назревшие вопросы в работе школьного врача" вызвало у медицинских и педагогических работников, связанных в своей повседневной работе со школой, заслуженный интерес и естественное желание помочь в решении одной из серьезнейших, еще не разрешенных проблем: вопроса о работе школьного врача. Особую остроту приобретает этот вопрос на периферии.

Школьная гигиена как отрасль советской медицины имеет огромные достижения. Столько, сколько сделано в Советском Союзе для сохранения и улучшения здоровья детей и подростков, не сделано и не может быть сделано ни в какой другой стране. Но, несмотря на необычайные успехи в этой большой работе, приходится констатировать, что организационная неразбериха все еще имеет место в ряде областей школьной гигиены и, в частности, в требующем немедленного разрешения вопросе о работе школьного врача.

Особенно требует внимания дело медицинского контроля над физической культурой и спортом в школе.

Опыт работы по медицинскому контролю над занимающимися физической культурой и спортом студентами Крымского педагогического института подтвердил, что подавляющее количество студентов первого курса, бывших в числе „освобожденных" в школе, с успехом занимаются физической культурой и спортом в институте и что их освобождение от физкультуры в школе ни на чем не основано (кроме, пожалуй, своеобразной „перестраховки" со стороны школьных врачей, которые действовали по принципу „как бы чего не вышло").

Работа школьных врачей по руководству и надзору за занятиями учащихся физической культурой в большинстве крымских школ весьма недостаточна. На каждого школьного врача возложено наблюдение за таким большим количеством учащихся, что он не имеет возможности своевременно провести их медицинский, осмотр, а это приводит к недопустимому явлению, при котором дети и подростки иногда занимаются физической культурой и даже спортом без медицинского контроля.

Большое значение имеет также отсутствие руководства со стороны главных врачей детских поликлиник, в системе которых школьные врачи работают.

Руководство работой школьного врача должно осуществляться только санитарно-эпидемиологической станцией. Кому, как не ей, отвечающей за здоровье населения, нужно поручить руководство работой, обеспечивающей здоровье детей, делом медицинского контроля над занимающейся физической культурой и спортом учащейся молодежью.

Несколько слов о подготовке школьных врачей в наших медицинских институтах. Последняя программа по гигиене отводит школьной гигиене весьма скромное место. В частности, ознакомление студентов с вопросами врачебно-санитарно-гигиенического контроля над физической культурой не получило достаточного отражения ни

■в программах по гигиене, ни в программах по врачебному контролю. Оба эти курса вопросам подлинного обучения будущих врачей делу руководства и контроля физическим воспитанием школьников уделяют недостаточное внимание, а это приводит к недостаткам в работе школьных врачей.

Постановление ЦК ВКП(б) от 27 декабря 1948 г. по вопросам физической культуры и спорта ставит задачу улучшения постановки физического воспитания школьников. Решение этой задачи, имеющей государственное значение, тесно связано с вопросом медицинского обслуживания занимающихся физической культурой школьников. Без серьезно поставленного медицинского контроля физическое воспитание немыслимо. Вот почему работа школьного врача приобретает особенно большое значение для решения вопросов широкой постановки физического воспитания в советских школах. И только тогда, когда врач в школе действительно станет членом педагогического коллектива, медицинский контроль займет свое место и будет способствовать улучшению работы по физическому воспитанию школьников.

-A- ir -k

Проф. В. И. Вашков, А. К. Астафьева и Р. М. Гинзбург

Дезинфекция воздуха распылением и испарением молочной кислоты

Из Центрального научно-исследовательского дезинфекционного института Министерства здравоохранения СССР

Значение воздуха в передаче капельных инфекций делает весьма важной разработку методов и средств его обеззараживания. Вопросы, связанные с дезинфекцией воздуха, проводимой в присутствии людей, очень сложны и до сих пор не получили полного разрешения. Предложенные для этой цели различные способы — облучение ультрафиолетовыми лучами, распыление и испарение дезинфицирующих средств, осаждение пыли — не дали ожидаемых результатов.

В течение последних лет особое внимание было уделено бактерицидным свойствам паров триэтиленгликоля, которые в незначительной концентрации (1 г на 100—200 м3 воздуха) и при относительной влажности не выше 60% способны вызвать гибель ряда микробов и вирусов (стафилококк, стрептококк, вирус гриппа и др.), находящихся в воздухе. Имеются указания на бактерицидные свойства и других препаратов (Труды Центрального научно-исследовательского дезинфекционного института, № 5, стр. 5, 1949).

Занимаясь изысканием препаратов, пригодных для дезинфекции воздуха, мы обратили внимание на молочную кислоту. Молочная, или альфа-оксипропионовая, кислота [CHsCH(OH) СООН] содержит асимметричный атом углерода и существует поэтому в трех стереоизо-мерных формах. Температура кипения при 12 мм ртутного столба равна 119°, а при 0,5 — 3 мм понижается до 82—85°; удельный вес 1,2.

Испытание бактерицидных свойств молочной кислоты проведено в лабораторных условиях путем ее испарения и распыления.

1. Бактерицидные свойства молочной кислоты при ее испарении. Изучение действия паров молочной кислоты на культуру белого стафилококка, суспензированного в воздухе, проводилось в двух боксах, один объемом 2, а другой — 14 м3. Молочная кислота испарялась из стеклянной посуды или алюминиевых чашечек на электроплитке или спиртовке при температуре 150—180° из расчета 5, 7,5, 10, 11,4, 13, 15 и 20 мг на 1 м3 воздуха (1 г на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.