Научная статья на тему 'Школьный буллинг: признаки социально-психологической дезадаптации у Обидчиков, Жертв и Обидчиков-жертв'

Школьный буллинг: признаки социально-психологической дезадаптации у Обидчиков, Жертв и Обидчиков-жертв Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буллинг / школьная травля / подростки / дезадаптация / обидчик / жертва / обидчикжертва / агрессор / скрининг-метод / диагностика дезадаптации / bullying / adolescents / maladjustment / Offender / Victim / Victim-Offender / aggressor / Screening method / diagnostics of maladjustment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татьяна Викторовна Капустина, Анастасия Сергеевна Эльзессер, Лидия Викторовна Мандрыкина, Антон Сергеевич Гайдай

Введение. Статья посвящена анализу социально-психологической дезадаптации у школьников, вовлеченных в буллинг и занимающих разные роли: «Обидчик», «Жертва», «Обидчик-Жертва». Нами впервые показаны возможности применения «Скрининг-метода для диагностики склонности к экстремизму» (Р. В. Кадыров, Т. В. Капустина, Е. В. Садон, А. С. Эльзессер) в исследовании буллинга. Раскрываются психологические особенности наименее исследованной роли «Обидчик-Жертва». Методы. В исследовании приняли участие 206 старшеклассников в возрасте 15–18 лет. Для выявления групп школьников-участников буллинга применялась методика «Ситуация буллинга в школе» (В. Р. Петросянц), для определения выраженности социально-психологической дезадаптации – «Скрининг-метод для диагностики склонности к экстремизму» (Р. В. Кадыров и др.); психологические характеристики групп определялись с помощью «Индивидуально-типологического опросника» (Л. Н. Собчик), и «Теста агрессивности» (Л. Г. Почебут). Результаты. Признаки социальной дезадаптации выявлены у всех групп, участвующих в буллинге, наиболее выражена дезадаптация у Жертв и Обидчиков-Жертв. Среди признаков дезадаптации выявлены: для Обидчиков – демонстративность, предпочтение компьютерных игр с преобладающими компонентами насилия, сниженный эмоциональный фон и упадок сил; для Жертв – закрытость и отстраненность, пониженное настроение; для Обидчиков-Жертв – неприязнь к окружающим, симпатии к девиантам, закрытость. ОбидчикиЖертвы сочетают дезадаптивные черты инициатора и объекта травли. Определены статистически значимые различия (p < 0,05) в психологических характеристиках участников буллинга. У Обидчиков на фоне других групп оказались значимо выражены такие черты, как спонтанность, агрессивность и неконформность. У Жертв выражены интроверсия, тревожность, самоагрессия, зависимость, а также отрицательная корреляция с лабильностью. Значимых корреляций в группе Обидчиков-Жертв не выявлено. У всех участников буллинга обнаружены признаки нарушения социальной адаптации – переживание одиночества, негативное отношение к окружающим и трудности с доверием. Обсуждение результатов. Полученные результаты согласуются с фактами, отмеченными другими исследователями, такими как: использование буллинга Обидчиками для повышения своей позиции в неформальной иерархии, наличие у них выраженной импульсивности и стремления к доминированию; интровертированность, тревожность и закрытость Жертв; трудности с доверием, интровертированность, тревожность и враждебность Обидчиков-Жертв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Татьяна Викторовна Капустина, Анастасия Сергеевна Эльзессер, Лидия Викторовна Мандрыкина, Антон Сергеевич Гайдай

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School bullying: signs of social maladjustment in Offenders, Victims, and Victim-Offenders

Introduction. The goal of the article is the analysis of social maladjustment among schoolchildren involved in bullying in different roles: «Offender», «Victim», and «Victim-Offender». The capabilities of the "Screening method for diagnosing propensity to extremism" (R. V. Kadyrov, T. V. Kapustina, E. V. Sadon, A. S. Elzesser) in a study of bullying are shown. The psychological features of the least studied role of "Victim-Offender" are revealed. Methods. The study involved 206 high school students aged 15–18 years. To identify groups of schoolchildren participating in bullying, the «Bullying situation at school» (V. R. Petrosyants) method was used, to determine the severity of social maladjustment – a «Screening method for diagnosing propensity to extremism» (R. V. Kadyrov et al.); the psychological characteristics of the groups were determined using the «Individual typological questionnaire» (L. N. Sobchik), and «Test of aggressiveness» (L. G. Pochebut). Results. Signs of social maladjustment were found in all groups involved in bullying, with the most acuteness in Victims and Victim-Offenders. Among the signs of maladaptation were identified: for Offenders – attention-seeking, preference for computer games with predominant components of violence, low mood, and loss of energy; for Victims – closedness and aloofness, low mood; for Victim-Offenders – enmity, sympathy for deviants, closedness. Victim-Offenders combine the maladjustment traits of both the initiator and the target of bullying. Statistically significant differences (p < 0.05) in the psychological characteristics of bullying participants are determined. Compared with others, the Offenders group expressed such traits as spontaneity, aggressiveness, and nonconformity. Victims have expressed introversion, anxiety, self-aggression, and dependence, as well as a negative correlation with lability. No significant correlations were found for the Victim-Offender group. All bullying participants showed signs of social maladjustment – experiencing loneliness, a negative attitude towards others, and difficulties with trust. Discussion of the results. The results obtained are consistent with the facts noted by other researchers, such as the use of bullying by Offenders to increase their position in the informal hierarchy, their pronounced impulsiveness and desire for dominance; introversion, anxiety, and closedness in Victims; trust difficulties, introversion, anxiety, and hostility in Victim-Offenders.

Текст научной работы на тему «Школьный буллинг: признаки социально-психологической дезадаптации у Обидчиков, Жертв и Обидчиков-жертв»

Научная статья

УДК 159.9

https://doi.org/10.21702/rpj.2023.1.15

Школьный буллинг: признаки социально-психологической дезадаптации у Обидчиков, Жертв и Обидчиков-жертв

Татьяна В. Капустина1 , Анастасия С. Эльзессер1* , Лидия В. Мандрыкина1 , Антон С. Гайдай1

1 Тихоокеанский государственный медицинский университет Минздрава России, г. Владивосток, Российская Федерация

*Почта ответственного автора: der falter@mail.ru Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу социально-психологической дезадаптации у школьников, вовлеченных в буллинг и занимающих разные роли: «Обидчик», «Жертва», «Обидчик-Жертва». Нами впервые показаны возможности применения «Скрининг-метода для диагностики склонности к экстремизму» (Р. В. Кадыров, Т. В. Капустина, Е. В. Садон, А. С. Эльзессер) в исследовании буллинга. Раскрываются психологические особенности наименее исследованной роли «Обидчик-Жертва». Методы. В исследовании приняли участие 206 старшеклассников в возрасте 15-18 лет. Для выявления групп школьников-участников буллинга применялась методика «Ситуация буллинга в школе» (В. Р. Петросянц), для определения выраженности социально-психологической дезадаптации - «Скрининг-метод для диагностики склонности к экстремизму» (Р. В. Кадыров и др.); психологические характеристики групп определялись с помощью «Индивидуально-типологического опросника» (Л. Н. Собчик), и «Теста агрессивности» (Л. Г. Почебут). Результаты. Признаки социальной дезадаптации выявлены у всех групп, участвующих в буллинге, наиболее выражена дезадаптация у Жертв и Обидчиков-Жертв. Среди признаков дезадаптации выявлены: для Обидчиков - демонстративность, предпочтение компьютерных игр с преобладающими компонентами насилия, сниженный эмоциональный фон и упадок сил; для Жертв - закрытость и отстраненность, пониженное настроение; для Обидчиков-Жертв - неприязнь к окружающим, симпатии к девиантам, закрытость. Обидчики-Жертвы сочетают дезадаптивные черты инициатора и объекта травли. Определены статистически значимые различия (p < 0,05) в психологических характеристиках участников буллинга. У Обидчиков на фоне других групп оказались значимо выражены такие черты, как спонтанность, агрессивность и неконформность. У Жертв выражены интроверсия, тревожность, самоагрессия, зависимость, а также отрицательная корреляция с лабильностью. Значимых корреляций в группе Обидчиков-Жертв не выявлено. У всех участников буллинга обнаружены признаки нарушения социальной адаптации - переживание одиночества, негативное отношение к окружающим и трудности с доверием. Обсуждение результатов. Полученные результаты согласуются с фактами, отмеченными другими исследователями, такими как: использование буллинга Обидчиками для повышения своей позиции в неформальной иерархии, наличие у них выраженной импульсивности и стремления к доминированию; интровертированность,

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

тревожность и закрытость Жертв; трудности с доверием, интровертированность, тревожность и враждебность Обидчиков-Жертв.

Ключевые слова: буллинг, школьная травля, подростки, дезадаптация, обидчик, жертва, обидчик-жертва, агрессор, скрининг-метод, диагностика дезадаптации

Для цитирования: Капустина, Т. В., Эльзессер, А. С., Мандрыкина, Л. В., Гайдай, А. С. (2023). Школьный буллинг: признаки социально-психологической дезадаптации у Обидчиков, Жертв и Обидчиков-жертв. Российский психологический журнал, 20(1), 235-251. https://doi.Org/10.21702/rpj.2023.1.15

Введение

Социально-психологическая дезадаптация способствует закреплению дезадаптивных вариантов личностных качеств, которые могут примыкать к акцентуациям, характеризуя манифестацию дисморфофобий, связанных с негативной оценкой окружающих (Якимова, Кравцова, 2017) и расстройств личности (Кудрявцев, 2019). Это обусловливает необходимость изучения признаков социально-психологической дезадаптации личности, испытывающей негативное воздействие со стороны социальной среды.

Социально-психологическая дезадаптация - нарушение интеграции в социум, при котором личность «не в состоянии удовлетворительно идти на встречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде <...> деятельность» (Налчаджян, 1988, с. 21). Социально-психологическая дезадаптация исследуется как нарушение в том или ином комплексе личностно-значимых отношений (Варламова, 2005), отрицательное психологическое образование в структуре личности (Молодцова, 2017), как система дефицитов интеракционного механизма социализации (Кудрявцев, 2021). В основе психологической дезадаптации лежит личностное свойство, опосредующее уязвимость личности в процессе социализации: акцентуация, вну-триличностный конфликт, неадекватная самооценка, примитивные психологические защиты, склонность к отчуждению, повышенная тревожность, фрустрированность и т. д. (Молодцова, 2017). К социально-психологической дезадаптации может привести негативное воздействие на личность со стороны среды.

Буллинг (травля) представляет собой длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации (Лейн, 2001). По состоянию на 2021 год, в российских школах число детей, подвергающихся травле, может достигать 40 % от количества всех учащихся (Иванюшина, Ходоренко, Александров, 2021). Подверженность травле оказывает негативное влияние на формирование личности, поскольку образование структуры личности и ее характера во многом является итогом адаптации в обществе. Как указывает Ананьев (2010), «преобразование интериндивидуалъных связей, функционирующих в определенных обстоятельствах жизни, в интраиндивидуалъные связи является обязательным условием образования структуры личности и ее характера» (с. 265).

В ряде исследований авторами были выявлены психологические характеристики личности с социально-психологической дезадаптацией: нарушение отношений с родителями (Посохова, Колпакова, 2020); враждебность, чувство неполноценности, тревожность (Москова, 2008;

Хакимзянов, 2020), склонность к одиночеству, апатия и депрессия, обесценивание смысла жизни (Гришина, 2018; Москова, 2008; Хакимзянов, 2020).

Формирование упомянутых выше характеристик может быть опосредовано участием в бул-линге не только в роли жертвы, но и в роли обидчика или жертвы-обидчика. Так, имеются данные, что жертв буллинга отличает снижение школьного благополучия, одиночество и изоляция (Hamel, Schwab, Wahl, 2021), высокие нейротизм и психотизм (Machimbarrena et al., 2019), снижение самооценки, снижение эмоционального интеллекта (Estévez, Estévez, Segura & Suárez, 2019; Zych, Ttofi & Farrington, 2016), самообвинение (Wójcik, Thornberg, Flak & Lesniewski, 2022), тревожность, депрессивность, несуицидальные самоповреждения (Li et al., 2021; Myklestad & Straiton, 2021), повышенный риск суицидальных попыток (Koyanagi et al., 2019).

Аналогичным образом, одиночество со сверстниками, изоляция, высокие нейротизм и психотизм характерны для обидчиков-жертв. У данной группы обнаруживается низкий уровень эмпатии (Zych, Ttofi & Farrington, 2016) и отмечаются тенденции морального отчуждения, повышающего готовность участия в буллинге против других (Falla, Ortega-Ruiz, Runions & Romera, 2020; Runions et al., 2019).

Исследования агрессоров - обидчиков - в буллинге также показывают изменения личностных свойств, обусловленные социальной дезадаптацией: низкий уровень эмпатии (Zych, Ttofi & Farrington, 2016), снижение самооценки в академической и семейной сферах, рост тревожности в социальных взаимодействиях, затруднение регуляции эмоций (Estévez, Cañas, Estévez & Povedano, 2020). Буллинг способствует заострению уже имеющихся психопатических черт, таких как черствость-безэмоциональность и импульсивность-безответственность (Orue & Calvete, 2019).

Целью данной статьи является сравнительный анализ признаков социально-психологической дезадаптации личности у всех участников буллинга.

Методы

Выборка представлена 206 старшеклассниками, среди которых 83 юноши и 123 девушки, возраст исследуемых - от 15 до 18 лет. Респонденты - учащиеся 9-11 классов средних общеобразовательных школ и частных образовательных учреждений ряда городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Владивостока, Уссурийска, Енисейска. Исследование предполагает изучение старшеклассников возраста 15-18 лет, участвующих в буллинге, поэтому подбор выборки опирался на принцип ее доступности. В разных школах наблюдается разный уровень буллинга: от 0 до 40 % (Иванюшина, Ходоренко, Александров, 2021), поэтому вне зависимости от места проживания данные респондентов отбирались по критерию участия в буллинге.

На первом этапе исследования общая выборка была разделена на четыре группы по результатам анализа пройденной учащимися методики «Ситуация буллинга в школе» (Петросянц, 2011). Далее нами были применены: «Индивидуально-типологический опросник» (Собчик, 2017), «Тест агрессивности» Л. Г. Почебут (Почебут, 2023), «Скрининг-метод для диагностики склонности к экстремизму» для определения формы социально-психологической дезадаптации (Р. В. Кадыров, Т. В. Капустина, Е. В. Садон, А. С. Эльзессер) (Капустина, 2022).

Авторский скрининг-метод для диагностики склонности к экстремизму разработан с целью исследования деструктивных проявлений у обучающихся в образовательной среде. Теоретико-методологическая основа скрининг-метода представлена широким спектром

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

теоретических взглядов на социальную дезадаптацию личности, исследований радикализации и индивидуально-психологических характеристик личности с экстремистскими тенденциями (Капустина, 2022).

Экстремистские тенденции личности представляют собой форму устойчивой социальной дезадаптации и характеризуют направленность личности, представленную мотивами, интересами, стремлениями, убеждениями, идеалами, совокупность которых создает преди-спозицию к экстремизму в образовательной среде. Проведенный анализ позволил выявить критерии экстремистских тенденций, которые и легли в основу скрининг-метода: признаки депрессивности, переживание одиночества, декларирование превосходства, дегуманизация, мотивы мести, положительное отношение к смерти. Осуществив адаптацию и валидизацию скрининг-метода, мы продолжили изучать его возможности, применяя к более широкому кругу явлений социальной дезадаптации.

Действительно, высокая выраженность экстремистских тенденций не означает, что личность совершит акт экстремистского насилия. В то же время, переживания одиночества, мотив мести как реакция озлобления в ответ на социальные неудачи, представления о бесперспективности своего существования и никчемности чужих жизней, компенсаторная декларация превосходства, одобрение насилия и интерес к убийствам и смерти - всё это составляет социально-психологическую дезадаптацию личности и с неизбежностью создает риски антиобщественного и/или самоповреждающего поведения.

Следует отметить, что скрининг-метод не имеет шкал, с его помощью можно оценить лишь наличие и отсутствие социально-психологической дезадаптации, а также меру ее выраженности. Скрининг-метод в изучении социально-психологической дезадаптации имеет ряд преимуществ: 1) завуалированный сбор информации: цель опроса неочевидна, что позволяет обойти сопротивление респондента; 2) высокая информативность за счет применения различных форм вопросов: полузакрытых с вариантами ответа, открытых вопросов, незаконченных предложений; 3) возможность выявления разных проявлений социальной дезадаптации через анализ ответов на открытые вопросы.

При измерении личностных черт и характеристик с применением опросников в психологии принято использовать порядковую шкалу (Дружинин, 2019), поэтому для статистической обработка полученных данных использовались методы непараметрической статистики - медианный тест, критерий Краскела-Уоллиса и коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Обработка данных была выполнена в программе SPSS Statistica 10.0.

Результаты

Ситуация буллинга в школе

По результатам методики «Ситуация буллинга в школе» (Петросянц, 2011) было получено следующее распределение: Обидчики - 55 человек (участвовали в буллинге несколько раз в течение месяца), Жертвы - 37 человек (подвергались буллингу два и более раз в течение месяца), Обидчики-Жертвы - 28 человек (подвергались буллингу и участвовали в нем один раз и более в течение месяца), группа сравнения - 88 человек (не участвовали в буллинге, не подвергались буллингу или подвергались только однажды). Процентное соотношение разных групп респондентов представлено на рисунке 1.

Рисунок 1

Распределение внутри выборки по данным методики «Ситуация буллинга в школе»

Обидчики Жертвы

Обидчики-жертвы ■ Группа сравнения

Скрининг-метод для диагностики склонности к экстремизму

По результатам «Скрининг-метода для диагностики склонности к экстремизму» (табл. 1) выявлено, что у группы Жертв медианные показатели группы превышают тестовую норму (< 17), что означает наличие склонности к социальной дезадаптации, которая может быть следствием переживаемого психологического насилия. Для групп Обидчиков и Обидчиков-Жертв полученные значения не указывают на сформированную склонность к социально-психологической дезадаптации, однако превышают таковые у группы сравнения.

Таблица 1

Выраженность социально-психологической дезадаптации у школьников, участвующих в буллинге

Объемы выборок Об/Ж/Об-Ж/Нет Значение критерия Краскела-Уоллиса, H p-level Медиана Об/Ж/Об-Ж/Нет

55/37/28/88 46,59 0,0000 16/18/16/10

Были выявлены особенности поведения в группе Обидчиков, Жертв и Обидчиков-Жертв.

На вопрос «Вы стремитесь выделяться среди других людей? Если да, то чем?» в группе Обидчиков у 32 из 55 исследуемых встречались ответы: «казаться ярче» (4), «знаниями» (6), «внешностью/одеждой/образом» (6), «шутками» (4), «характером» (8), «быть лидером» (3), «творю дичь» (1). В группе Жертв почти половина респондентов (18 из 37) сообщили, что стремятся выделяться: «искренностью» (7), «творчеством» (5), «душой» (6). В группе Обидчиков-жертв все респонденты указали, что не стремятся выделяться среди других людей. В группе

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

сравнения ответы распределились почти поровну: большая часть исследуемых (46) ответили, что не стремятся выделяться, меньшая часть респондентов (42) дали разнонаправленные ответы, свидетельствующие о разной степени готовности выделиться, от низкой: «каждый человек чем-нибудь выделяется» до высокой: «всем», «как же можно их удивить, и чтоб они нашли во мне лучшие качества».

Ответы группы Обидчиков могут говорить о желании части школьников занять определенный статус в группе, выделяться и превосходить своих сверстников за счет образа, характера, а также поведения, выходящего за рамки общественных норм и правил, в то время как в разъяснениях респондентов группы Жертв и Обидчиков-жертв отсутствуют подобные проявления демонстративного поведения.

В ключе скрининг-метода при оценке выраженности социально-психологической дезадаптации учитывается предпочтение жанров компьютерных игр. Все школьники в группе Обидчиков играют в компьютерные игры, наиболее встречаемые жанры игры - это «Shooter» (15), «Horror» (11), «Stealth» (14). Обидчики-Жертвы также дали утвердительный ответ, самые распространенные жанры «Shooter» (8) и «Horror» (6). Это указывает на то, что Обидчики и Обидчики-жертвы предпочитают игры с компонентами насилия. В группе Жертв большая часть респондентов (15) играет в компьютерные игры, самые популярные жанры «Квесты и головоломки» (11), «RPG» (8), «Shooter» (5). В основном, это оффлайн-игры на решение различных головоломок и логических заданий, а также ролевые игры, в которых представлена возможность выбрать персонажа и играть от его лица. Выбор оффлайн-игр говорит об интровертированности Жертв, а выбор жанра RPG может указывать на склонность отвлечься от проблем в виртуальном мире и служить современной вариацией ухода в мечты как психологической защиты. Предпочтение Обидчиками и Обидчиками-Жертвами игр с акцентом на вооруженное насилие (Shooter) и шок-контент (Horror), а также на скрытые убийства (Stealth) для группы Обидчиков, указывает на больший, чем у Жертв, интерес к тематике убийств и смерти.

На вопрос «Вам нравятся люди, которые...» большинство респондентов группы Обидчиков дали социально приемлемые ответы, например, «отличаются смелостью», «ответственные», «уверенные в себе», однако присутствовали два заявления, выражающие нарушения адаптации: «молчат», «клоуны». Жертвы также выразили социально приемлемые суждения, за исключением двух ответов «мне не нравятся люди». В группе Обидчики-Жертвы, по сравнению с группами Обидчиков и Жертв, представлено наибольшее число ответов, свидетельствующих о проблемах с адаптацией: «отбитые» (3), «не нравятся» (3), «нет» (4). В группе сравнения превалируют такие социально приемлемые ответы, как «понимающие» (8), «честные» (5) и др.

На вопрос «Доверие - это.?» большинство респондентов всех групп дали социально приемлемые ответы. Однако в группе Обидчиков встречались ответы, что доверие - это «слабость» (2), «оно не нужно» (2). Также и в ответах трети респондентов группы Обидчиков-Жертв присутствуют ответы: «.никому не верю» (1), «доверия нет» (4), «нет» (5). В группе Жертв встречается негативная оценка своего социального опыта и страх: «то, что мне не знакомо» (3), «риск» (1). Респонденты группы сравнения не противопоставляли себя окружающим, не демонстрировали нетерпимости по отношению к другим. Таким образом, можно говорить о том, что у части Обидчиков, и в большей степени у Обидчиков-Жертв формируется позиция отказа от доверия, некоторые Жертвы подчеркивают, что доверие им мало знакомо.

Скрининг-метод предлагает вопрос, направленный на самооценку экстравертированности/ интровертированности: «Одним людям необходимо быть среди людей, поскольку им важно взаимодействовать с ними, другие - чувствуют себя одинокими среди людей. А к какой категории относитесь вы?». В группе сравнения преобладает желание взаимодействовать с окружающими (13). В группе Обидчиков также большинство респондентов ответили «к первой» (14) и «нечто среднее» (5), в группе Жертв большинство ответили «ко второй» (15), как и Обидчики-Жертвы (12). Это показывает, что респонденты группы Жертв и Обидчиков-Жертв испытывают «одиночество в толпе», их отношения с одноклассниками носят формальный характер. Следующие вопросы «Легко ли испортить вам настроение?» и «Часто ли у вас болит голова?» показали, что у Обидчиков настроение «обычно раздраженное» (9), «в последнее время ухудшилось» (7), «обычно грустное» (5), голова болит «часто» (15) и «в последнее время очень часто» (5). В группе Обидчиков превалирует пониженный фон настроения, раздражение, физический дискомфорт, связанный с частыми головными болями. Большинство респондентов отмечали утрату интересов в учебной деятельности, наиболее частые причины - «перестал стараться» (6), «лень» (4), «взросление» (3).

Настроение в группе Жертв «в последнее время ухудшилось» (13), головная боль бывает «иногда» (12) и «часто» (6), при этом появились сложности в обучении из-за «отсутствия желания учиться» (7), «потери интереса» (3), «выгорания» (2), «трудностей в школьной программе» (2). Это свидетельствует о снижении адаптационного потенциала. В процессе самоанализа своего прошлого, настоящего и будущего, часть респондентов группы Жертв отмечают свое прошлое и настоящее как «бессмысленное» (14). Это может говорить о неудовлетворенности своей школьной жизнью, тем, что случалось и случается в данный момент в классе, о накоплении негативного опыта.

Напротив, у Жертв-Обидчиков настроение «обычно хорошее (веселое)» (9), головные боли случаются «довольно редко» (13). Большинству школьников группы сравнения настроение испортить нелегко, головные боли случаются «иногда» (12). Настроение в этих двух группах вполне устойчивое, физических недомоганий не наблюдается. Можно предположить, что участие в травле у Жертв-Обидчиков может выполнять компенсаторную функцию.

Итак, проведенный анализ ответов респондентов позволяет отметить признаки социально-психологической дезадаптации у участников буллинга. У Обидчиков преобладает желание привлечь внимание, продемонстрировать свои преимущества. Обидчики-жертвы и почти половина Жертв демонстрируют закрытость и отстраненность. Однако, примерно половина Жертв отличается стремлением к аутентичности и сохранным самоуважением, находит выход в творчестве. У Обидчиков и Обидчиков-Жертв отмечается предпочтение игр с преобладанием компонентов насилия, что говорит о большем интересе в информационном пространстве к темам убийств и смерти, чем у группы Жертв. Обидчики-Жертвы в большей степени, чем остальные группы, демонстрируют неприязнь к другим, либо симпатии к людям с девиантным, антиобщественным поведением. Позиция отказа от доверительных отношений встречается в группе Жертв и Обидчиков, но в наибольшей степени её демонстрируют Обидчики-Жертвы. Можно предположить, что признаки социально-психологической дезадаптации, порожденные ролью Жертвы, сочетаются с дезадаптированностью инициатора травли и усиливают разрыв связей между личностью и обществом. Жертвы и Обидчики-Жертвы испытывают одиночество среди сверстников. У Обидчиков и Жертв отмечается плохое настроение, упадок сил, в отличие от Обидчиков-жертв, что позволяет предположить наличие у них компенсаторных

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

механизмов, выравнивающих эмоциональный фон, но усугубляющих процессы дезадаптации. Индивидуальные типологические особенности

Как показал статистический анализ методики индивидуальных типологических особенностей Л. Н. Собчик с использованием критерия Краскела-Уоллиса, между четырьмя группами выборки существуют значимые различия (табл. 2).

Таблица 2

Психологические характеристики школьников, участвующих в буллинге, по методике ИТО Л. Н. Собчик

Шкала

Объемы выборок Об/Ж/Об-Ж/Нет

Значение Краскела-Уоллиса, Н

р-^е!

Медиана Об/Ж/Об-Ж/Нет

Экстраверсия

55/37/28/88

8,44

0,0376

6/4/5/6

Тревожность

Лидерство

Зависимость

55/37/28/88

55/37/28/88

55/37/28/88

8,67

13,35

7,69

0,0340

0,0039

0,0528

6/6/6/5

12/10/10/12

9/11/9/9

Коммуникативность

55/37/28/88

8,87

0,0311

12/9/10/11

В группе Обидчиков и школьников, не участвующих в буллинге, наблюдаются высокие показатели по шкале экстраверсии и коммуникативности, что согласуется с данными самооценки этих школьников, полученными в скрининг-методе.

Тревожность в группах Обидчиков, Жертв и Обидчиков-Жертв характеризуется высокими показателями (6 баллов). Это свидетельствует о повышенной мнительности и боязливости, что является одним из проявлений социально-психологической дезадаптации. Если буллинг действительно является компенсационной стратегией, Обидчики стремятся выделяться и могут выбирать в качестве жертв травли людей, которые заставляют их сомневаться в себе.

Выявлены значимые различия по шкале лидерства, в медианных значениях у Обидчиков и группы сравнения наиболее выражены показатели лидерства (Н = 7,69; р-^е! = 0,0528). По-видимому, именно в процессе социальной дезадаптации стремление к лидерству принимает формы буллинга. В этом случае стремление к лидерству оборачивается излишней самоуверенностью, неуважением к окружающим.

Значимые различия выявлены по шкале зависимости (Н = 13,35; р-^е! = 0,0039), по медиане наиболее выраженные показатели наблюдаются у группы Жертв. Это указывает на то, что респонденты склонны к избеганию конфликта и потому нуждаются в доброжелательном социальном окружении.

Тест агрессивности

Методика «Тест агрессивности» Л. Г. Почебут (табл. 3) показала, что для Обидчиков характерна высокая степень вербальной агрессии, что согласуется с результатами методики «Ситуация буллинга в школе».

Таблица 3

Психологические характеристики школьников, участвующих в буллинге, по методике «Тест агрессивности»

Шкала Объемы выборок Об/Ж/ОбЖ/Нет Значение Краскела-Уоллиса, Н р-^е! Медиана Об/Ж/ОбЖ/ Нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вербальная агрессия 55/37/28/88 14,89 0,019 5/4/4/3

Эмоциональная 55/37/28/88 20,67 0,0001 3/3/5/2

агрессия

Высокие показатели эмоциональной агрессии у Обидчиков-Жертв указывают на склонность эмоционально дистанцироваться при общении, переживая подозрительность, неприязнь, недоброжелательство и враждебность. Это согласуется с данными скрининг-метода, где было выявлено недоброжелательное отношение к людям в целом, отказ от доверия. Агрессивные и враждебные установки могут быть защитной позицией в связи с переживаемой травлей, когда Обидчики-Жертвы открыто выражают недовольство, поддаваясь на провокации.

Корреляционный анализ

Корреляционный анализ между уровнем выраженности социально-психологической дезадаптации и другими личностными характеристиками (табл. 4) показал, что в группе Обидчиков социальная дезадаптация коррелирует с такими личностными характеристиками, как спонтанность и агрессивность. Это означает, что Обидчики импульсивны, могут совершать необдуманные поступки, стремиться занять позицию лидера, быстро переходя к вербальной агрессии.

Таблица 4

Коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена в группе Обидчиков

Показатели, коррелирующие со склонностью к социально-психологической дезадаптации Объем Коэффициент корреляции выборки Спирмена, R р-^е!

ИТО (Л. Н. Собчик)

Спонтанность 53 0,55 0,0054

Агрессивность 53 0,56 0,0044

Неконформность 53 0,61 0,0014

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Показатели, коррелирующие Объем Коэффициент корреляции

p-level

со склонностью к социально- выборки Спирмена, R

психологической дезадаптации

Тест агрессивности (Л. Г. Почебут)

Вербальная агрессия 53 0,51 0,0123

Физическая агрессия 53 0,51 0,0124

Общая агрессия 53 0,48 0,0219

Положительная корреляция с неконформностью отражает стремление Обидчиков отстаивать свою позицию даже вразрез с общепринятой. В совокупности с импульсивностью и агрессивностью, неконформность может указывать на потенциальную конфликтность поведения. По методике «Тест агрессивности» Л. Г. Почебут выявлены корреляционные взаимосвязи с такими шкалами, как вербальная агрессия (К = 0,51; р-^е! = 0,0123), физическая агрессия (К = 0,51; р-^е! = 0,0124) и общая агрессия (К = 0,48; р-^е! = 0,0219). Следовательно, с ростом социальной дезадаптации у Обидчиков растет агрессивность, нападки и оскорбления становятся систематическими.

В группе Жертв выделяются другие корреляционные связи между выраженностью социальной дезадаптации и психологическими характеристиками (табл. 5). Выраженность социальной дезадаптации у группы Жертв имеет отрицательную корреляцию, с экстраверсией (К = -0,40; р-^е! = 0,0266) и положительную с интроверсией (К = 0,50; р-^е! = 0,0033).

Таблица 5

Коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена в группе Жертв

Показатели, коррелирующие

Объем Значение коэффициента со склонностью к социально- p-level

выборки корреляции Спирмена, R

психологической дезадаптации

ИТО (Л. Н. Собчик)

Экстраверсия 37 -0,40 0,0266

Интроверсия 37 0,50 0,0033

Тревожность 37 0,47 0,0068

Лабильность 37 -0,46 0,0076

Зависимость 37 0,39 0,0322

Самоагрессия Тест агрессивности (Л. Г. Почебут) 37 0,47 0,0057

Школьники с социальной дезадаптацией могут проявлять застенчивость, необщительность, демонстрировать направленность в большей степени на себя, чем на окружающую среду. Это может объясняться тем, что жертвами буллинга становятся школьники-одиночки, и впоследствии их склонность к одиночеству усиливается из-за последствий психологического насилия: накопления негативного социального опыта, боязни доверия. Положительная корреляция с тревожностью может указывать на то, что агрессивное поведение сверстников влечет за собой состояние постоянного напряжения в ожидании нападения, возрастание подозрительности и недоверия к людям. Обнаружена отрицательная корреляция с лабильностью (К= -0,46; р-^е! = 0,0076), что указывает на устойчивость настроения и мотивации у группы Жертв. Положительная корреляция с зависимостью (К = 0,39; р-^е! = 0,0322) подтверждает, что для Жертв характерно избегать конфликтных ситуаций, для них важно быть в безопасном окружении. Положительная корреляция с самоагрессией по методике «Тест агрессивности» Л. Г. Почебут указывает на ослабление защитных механизмов психики, происходящее с ростом социальной дезадаптации, что приводит к применению различных методов аутоагрессии.

Для группы Обидчиков-Жертв значимых корреляционных связей не обнаружено. Это можно связать с гетерогенностью данной выборки, обусловленной двойственностью занимаемых респондентами ролей.

Для группы сравнения выявлена положительная корреляция по методике индивидуально-типологических особенностей Л. Н. Собчик со шкалой аггравации, характеризующей стремление подчеркнуть имеющиеся проблемы и их сложность (К = 0,32, р = 0,0021). Таким образом, у подростков, не подвергающихся буллингу, с ростом социальной дезадаптации усиливается тенденция преувеличивать проблемы и сложность собственного характера. Это может объясняться гнетущим эмоциональным фоном, сопровождающим социальную дезадаптацию, который обусловливает рост аггравации.

Выводы по результатам

Полученные нами данные позволяют сформулировать следующие обобщенные социально-психологические характеристики трех групп школьников, вовлеченных в буллинг.

Обидчики демонстративны, экстравертированы, стремятся к лидерству, проявляют неконформность, импульсивность, повышенную тревожность, а также агрессивность. У них часто отмечается сниженное, раздраженное настроение, состояние с частыми головными болями, сниженной работоспособностью. Они предпочитают жанры компьютерных игр, связанные с насилием. С ростом социальной дезадаптации может повышаться агрессивность, провоцирующая дальнейшую дезадаптацию.

Жертвы малообщительны, испытывают одиночество, не склонны к демонстративности, разочарованы опытом социальных отношений, могут избегать доверительных отношений, но имеют потребность в доброжелательном социальном окружении. У значительной доли респондентов сформировано негативное отношение к окружающим ввиду негативного опыта общения. Жертвы испытывают неудовлетворенность своей школьной жизнью, их настроение преимущественно печальное, отмечается сниженная работоспособность. Нарастают трудности в социальной адаптации, повышенная тревожность заставляет избегать конфликтов, с ростом дезадаптации усиливаются тенденции самоагрессии.

Обидчики-жертвы проявляют тревожность и подозрительность, враждебность и эмоциональную агрессию, что препятствует установлению отношений, приводит к отказу от доверия

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

и одиночеству. Предпочитают игры с компонентами насилия. Имеют стабильное настроение, не испытывают ухудшение работоспособности.

Обсуждение результатов

Итак, результаты исследования показали, что Обидчики проявляют демонстративность, экстравертированность, стремление к лидерству (Н= 13,35; p-level = 0,0039), неконформность (R = 0,61; p-level = 0,0014) эти качества при социально-психологической дезадаптации способствуют их проявлению в роли агрессоров. Действительно, школьники-обидчики стремятся избежать изоляции, обзавестись друзьями и занять высокое положение в коллективе, а буллинг является одним из способов к достижению цели (Науменко и Мозговая, 2021).

С возрастанием социальной дезадаптации, у Обидчиков возрастает агрессивность (R = 0,56; p-level = 0,0044), которая, в совокупности с тревожностью и импульсивностью, может приводить к психологическому и физическому насилию. Эти результаты согласуются с данными других исследователей: зачинщики буллинга импульсивны, имеют выраженную потребность доминировать (Volk, Provenzano, Farrell, Dane & Shulman, 2021). Так, одной из причин буллинга считается стремление личности занять позицию власти и подчеркнуть свое превосходство, унижая достоинство жертвы (Хаидов и Шалагинова, 2021). Использование насмешек, оскорблений, клеветы - частое явление среди детей и подростков (Макарова, 2018).

Жертвы интровертированны (R = 0,50; p-level = 0,0033), одиноки, тревожны (R = 0,47; p-level = 0,0068), нуждаются в доброжелательном окружении. Высокую тревожность (R = 0,47; p-level = 0,0068) в группе Жертв подтверждают данные, полученные в других исследованиях (Скоробогатова, 2021). Отмечается, что жертвы буллинга закрыты в общении и не готовы проявлять активность в социальной среде (Hamel, Schwab, Wahl, 2021), что не позволяет им занять устойчивые позиции в классе (Machimbarrena et al., 2019).

У Жертв сформировано негативное отношение к окружающим, при этом они склонны к избеганию конфликта. По данным В. Р. Петросянц, жертвы буллинга выражают отрицательное отношение к насилию и склонны к уходу от конфликта с зачинщиками травли (2010). Существуют данные о том, что опыт травли в школьном возрасте снижает личностный адаптационный потенциал, а также показатели самоуважения и самопринятия при росте самообвинения (Петросянц, 2011). Это может объяснять то, что социальная дезадаптация у жертв связана с самоагрессией. Одиночество и склонность Жертв избегать конфликта усиливают виктимизацию личности (Machimbarrena et al., 2019), повышая вероятность подвергнуться травле снова.

Обидчики-Жертвы интровертированны, имеют трудности с установлением доверительных отношений. Обидчики-Жертвы играют двойственную роль, для них характерен стресс от переживания с обеих сторон, и он может усиливать тревожность. Их тревожность и враждебность могут приводить к подозрительности и агрессии. Для этой группы буллинг может быть как местью обидчику (Estévez, Cañas, Estévez, Povedano, 2020), так и смещенной агрессией на другого, более безобидного ученика (Reyes, 2022).

В целом, полученные результаты подтверждают данные других авторов о том, что социальная дезадаптация сильнее проявляется у жертв, чем у агрессоров (Estévez et al., 2020).

Заключение

Таким образом, между социально-психологическими особенностями различных групп школьников, вовлеченных в буллинг, обнаружены статистически значимые различия, которые

позволили сделать следующие выводы:

1) Все участники буллинга - Жертвы, Обидчики, Обидчики-Жертвы - имеют признаки нарушений социальной адаптации: переживание одиночества, негативное отношение к окружающим, проблемы с доверием, однако социально-психологическая дезадаптация выявлена не у всех. Предвестники социальной дезадаптации у Обидчиков проявляются в стремлении к одиночеству, разочаровании в опыте общения, трудностях доверия, неприязни к окружающим, выборе асоциальных методов достижения лидерских позиций. Отвержение близких и значимых отношений усиливает вероятность формирования идентификации по асоциальному типу и повышает социальную дезадаптацию. В то же время одиночество способствует разрыву социальных связей и усиливает дезадаптацию. Признаки нарушения социальной адаптации у Обидчиков-Жертв проявляются в подозрительном и неприязненном отношении к людям, тенденции отвергать доверие. Вероятно, возможность «отыграться» позволяет им сохранять стабильное настроение, однако не защищает от разлада отношений с социальной средой.

2) Проявление социально-психологической дезадаптации у разных групп школьников, участвующих в буллинге, указывает на ее многогранность и ставит сложную задачу ее психодиагностической оценки и психологической коррекции, поскольку представленные портреты личности Обидчиков, Жертв и Обидчиков-Жертв отличаются. При этом следует отметить психодиагностическую пригодность скрининг-метода для диагностики склонности к экстремизму (Р. В. Кадыров, Т. В. Капустина, Е. В. Садон, А. С. Эльзессер) для более широкого круга проблем социальной адаптации, поскольку он включает в себя разнонаправленные диагностические критерии, позволяющие отследить признаки дезадаптации у лиц, занимающих разные роли в буллинге: Обидчик, Жертва, Обидчик-Жертва.

3) Обосновано, что участие в буллинге в роли Обидчика, Жертвы или Обидчика-Жертвы способствует появлению признаков социально-психологической дезадаптации. При этом выделенные нами признаки являются разнонаправленными, что создает сложность в создании программ коррекции, особенно краткосрочных. Это делает актуальным создание универсальной программы психокоррекции. Мы исходим из положения С. Л. Рубинштейна, который указывал, что самоопределение человека совершается через определение своего отношения к другим людям (2019). Поэтому одной из мишеней психокоррекции при дезадаптации должно выступать формирование принятия себя (повышение уровня удовлетворенности собой) и принятия других (повышение уровня потребности общаться, осуществлять совместную деятельность). Данные точки-мишени отражают признаки социально-психологической дезадаптации и связаны с отношением к себе как отражением взаимодействия «Я-Другие» и могут составить основу универсальной программы коррекции дезадаптации для лиц, занимающих разные роли в буллинге.

4) На основании исследования были разработаны рекомендации для педагогов школ, оформленные в виде памятки (рис. 2). Памятка включает описания поведенческих аспектов Обидчиков, Жертв и Обидчиков-Жертв, позволяющие распознать явление буллинга в классе на ранних стадиях. Также представлены рекомендации действий в случае выявления буллинга. В настоящее время памятка внедрена в Международной лингвистической школе города Владивостока.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Рисунок 2

Фрагмент памятки для педагогов

Ограничения исследования

В данном исследовании собрана выборка, достаточная для того, чтобы уловить тенденции распределения признаков социальной дезадаптации у школьников-участников буллинга, занимающих роли Обидчика, Жертвы, Обидчика-жертвы. Увеличение выборки может изменить удельный вес выявленных признаков социальной дезадаптации внутри групп и проявить внутреннюю неоднородность групп респондентов с той или иной ролью в буллинге. Также следует отметить ограничение применяемого скрининг-метода. Отсутствие шкал делает процедуру оценки выраженности тех или иных критериев дезадаптации личности недостаточно формализованной и, следовательно, менее точной.

Литература

Ананьев, Б. Г. (2010). Человек как предмет познания. Питер. Варламова, А. Я. (2005). Школьная адаптация. Издательствово ВолГУ. Гришина, Е. В. (2018). Сравнительная характеристика переживаний безнадежности, одиночества и депрессии подростками в образовательной среде. Письма в Эмиссия. Оффлайн, 2, 2579. Дружинин, В. Н. (2019). Экспериментальная психология. Юрайт.

Иванюшина, В. А., Ходоренко, Д. К., Александров, Д. А. (2021). Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы. Вопросы образования, 4, 220-242. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-220-242

Капустина, Т. В. (2022). Разработка и апробация скрининг-метода для диагностики склонности к экстремизму. Психолог, 1, 29-52. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2022.1.37293

Кудрявцев, И. А. (2019). Девиантология расстройств личности: от концепции психопатий к современному понятию. Девиантология, 1, 3-11.

Кудрявцев, И. А. (2021). Социально-психологические аспекты виктимогенеза подростков в социальных сетях. Суицидология, 4, 54-68. https://doi.org/10.32878/suiciderus.21-12-04(45)-54-68

Лейн, Д. А. (2001). Школьная травля (буллинг). Детская и подростковая психотерапия. Питер.

Макарова, Е. А. (2018) Буллинг как психологическое явление, изучаемое в рамках виктимо-логии. Вестник Таганрогского института управления и экономики, 7(27), 72-75.

Молодцова, Т. Д., Кобышева, Л. И., Шалова, С. Ю. (2017). Подготовка студентов вуза к работе с дезадаптированными детьми и подростками. Директ-Медиа.

Москова, М. В. (2008). Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов (кандидатская диссертация). Московский городской психолого-педагогический университет.

Налчаджян, А. А. (1988). Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). Издательство АН Армянской ССР.

Науменко, М. В., Мозговая, Н. Н. (2021). Особенности направленности в общении и враждебности у подростков с разным риском буллинга. Везетиу Е. В. (ред.). Теоретические подходы к обоснованию существования буллинга в детской и подростковой среде. КФУ им. В.И. Вернадского.

Петросянц, В. Р. (2010) Психологические характеристики старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде. Письма в Эмиссия.оффлайн, 7(11), 1479.

Петросянц, В. Р. (2011). Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость (кандидатская диссертация). Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Посохова, С. Т., Колпакова, А. Е. (2020). Взаимосвязь эмоционального компонента информационной семейной среды и дезадаптивного поведения подростков. Вестник Костромского государственного университета, 26(3), 15-21. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-15-21

Почебут, Л. Г. (2023). Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие. Юрайт.

Рубинштейн, С. Л. (2019). Основы общей психологии. Питер.

Скоробогатова, Ю. В. (2021). Влияние личностных особенностей подростков на их позицию в ситуации буллинга. Проблемы современного педагогического образования, 70(3), 317-320.

Собчик, Л. Н. (2017). Психология индивидуальности. Речь.

Хакимзянов, Р. Н. (2020). Изучение рисков в образовательной среде. В. Е. Козлов (ред.). Девиантность VS экстремизм: исследования, закономерности, рекомендации. Институт педагогики, психологии и социальных проблем.

Хаидов, С. К., Шалагинова, К. С. (2021). Учет социально-психологических особенностей личности подростков как одно из условий нивелирования ситуации буллинга. Международный научно-исследовательский журнал, 77(4(113)), 76-79. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.113.11.134

Якимова, Л. С., Кравцова, Н. А. (2017). Психосоциальные и психологические факторы развития дисморфофобий у современных подростков. Тихоокеанский медицинский журнал, 3, 15-19.

Estévez, E., Cañas, E., Estévez, J. F., & Povedano, A. (2020). Continuity and Overlap of Roles in

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Victims and Aggressors of Bullying and Cyberbullying in Adolescence: A Systematic Review. International Journal of Environmental Research and Public Health, 77(20), 7452. https://doi. org/10.3390/ijerph17207452 Estévez, E. , Estévez, J. F., Segura, L. & Suárez C. (2019). The Influence of Bullying and Cyberbullying in the Psychological Adjustment of Victims and Aggressors in Adolescence. International Journal of Environmental Research and Public Health, 76(12), 2080. https://doi.org/10.3390/ ijerph16122080

Falla, D., Ortega-Ruiz, R., Runions, K. & Romera, E. M. (2020). Why do Victims become Perpetrators of Peer Bullying? Moral Disengagement in the Cycle of Violence. Youth & Society, 54(3), 397-418. https://doi.org/10.1177/0044118X20973702 Hamel, N., Schwab, S., Wahl, S. (2021). Bullying: Group differences of being victim and being bully and the influence of social relations. Studies in Educational Evaluation, 68, 100964. https://doi. org/10.1016/j.stueduc.2020.100964 Koyanagi, A., Oh, H., Carvalho, A. F., Smith, L., Haro, J. M., Vancampfort, D., Stubbs, B., DeVylder, J. E. (2019). Bullying Victimization and Suicide Attempt Among Adolescents Aged 12-15 Years From 48 Countries. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 58(9), 907-918. https://doi.org/10.10167j.jaac.2018.10.018 Li, X., Chen, F., Lin, Y., Jia, Zh., Tucker, W., He, J., Cui L. & Yuan, Zh. (2021). Research on the Relationships between Psychological Problems and School Bullying and Non-Suicidal Self-Injury among Rural Primary and Middle School Students in Developing Areas of China. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17, 3371. https://doi.org/10.3390/ ijerph17103371

Machimbarrena, J. M., Álvarez-Bardón, A., León-Mejía, A., Gutiérrez-Ortega, M., Casadiego-Cabrales, A. & González-Cabrera J. (2019). Loneliness and Personality Profiles Involved in Bullying Victimization and Aggressive Behavior. School Mental Health, 11, 807-818. https:// doi.org/10.1007/s12310-019-09328-y Myklestad, I. & Straiton, M. (2021). The relationship between self-harm and bullying behaviour: results from a population based study of adolescents. BMC Public Health, 27(524). https://doi. org/10.1186/s12889-021-10555-9 Orue, I., Calvete, E. (2019). Psychopathic traits and moral disengagement interact to predict bullying and cyberbullying among adolescents. Journal of interpersonal violence, 34(11), 2313-2332. https://doi.org/10.1177/0886260516660302 Reyes, R. R. (2022). Bullying: Does Aggression Displacement Occur as an Act of Retaliation? International journal of Research Publications, 702(1), 260-267. https://doi.org/10.47119/ IJRP1001021620223248 Runions, K. C., Shaw, T., Bussey, K., Thornberg, R., Salmivalli, C. & Cross, D. S. (2019). Moral Disengagement of Pure Bullies and Bully/Victims: Shared and Distinct Mechanisms. Journal of Youth and Adolescence, 48, 1835-1848. https://doi.org/10.1007/s10964-019-01067-2 Volk, A. A., Provenzano, D. A., Farrell, A. H., Dane A. V. & Shulman E. P. (2021). Personality and bullying: Pathways to adolescent social dominance. Current Psychology, 40, 2415-2426. https:// doi.org/10.1007/s12144-019-00182-4 Wójcik, M., Thornberg, R., Flak W. & Lesniewski J. (2022). Downward Spiral of Bullying: Victimization Timeline From Former Victims' Perspective. Journal of Interpersonal Violence, 37(13-14), 1098511008. https://doi.org/10.1177/0886260521990835

Zych, I., Ttofi, M. M. & Farrington, D. P. (2016). Empathy and Callous-Unemotional Traits in Different Bullying Roles: A Systematic Review and Meta-Analysis. Trauma, Violence & Abuse, 20(1), 3-21. https://doi.org/10.1177/1524838016683456

Поступила в редакцию: 12.02.2023 Поступила после рецензирования: 20.03.2023 Принята к публикации: 21.03.2023

Заявленный вклад авторов Татьяна Викторовна Капустина - разработка концепции исследования, статистическая обработка данных, участие в написании статьи, научная консультация, окончательное утверждение статьи. Анастасия Сергеевна Эльзессер - обзор литературы по теме статьи, участие в интерпретации полученных данных, участие в написании статьи.

Лидия Викторовна Мандрыкина - сбор материала, участие в интерпретации полученных данных.

Антон Сергеевич Гайдай - анализ и интерпретация полученных данных, участие в написании статьи, перевод статьи на английский язык.

Информация об авторах Татьяна Викторовна Капустина - кандидат психологических наук, доцент кафедры общепсихологических дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток, Российская Федерация; WOS Researcher ID: F-1647-2019; ScopusID: 57197811628; AuthorlD: 774382; SPIN-код: 5756-0326; ORCID: https://orcid.ora/0000-0001-9833-8963. e-mail: 12 archetvpesplus@mail.ru Анастасия Сергеевна Эльзессер - преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток, Российская Федерация; WOS Researcher ID: F-1092-2019; AuthorlD: 926450; SPIN-код: 1251-6948; ORCID: https://orcid.ora/0000-0002-3833-0502: e-mail: der falter@mail.ru

Лидия Викторовна Мандрыкина - студент Факультета общественного здоровья, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток, Российская Федерация; AuthorID: 1097695; SPIN-код: 6485-0684; ORCID: https://orcid.ora/0000-0002-6634-2172; e-mail: mandrukina27@amail.com Антон Сергеевич Гайдай - преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Владивосток, Российская Федерация; AuthorID: 1094776; SPIN-код: 8846-6430; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0648-1170, e-mail: netparolev@amail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.