Научная статья на тему 'Школьные музеи Ивановской области: история, традиции, деятельность'

Школьные музеи Ивановской области: история, традиции, деятельность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
233
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
школьные музеи / Ивановская область / краеведческая деятельность / культурные традиции. / school museums / Ivanovo region / regional studies / cultural traditions

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комиссарова Ирина Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации и работы музеев образовательных учреждений Ивановской области. Дается краткая историческая справка о школьных музеях, фондах, тематике экспозиций и формах работы с конца 1950-х годов до настоящего времени. На основе анализа основных аспектов деятельности музея показываются тенденции к сохранению традиций и отличия современной ситуации от советского периода в тематике экспозиций, массовой и выставочной деятельности и ведении исследовательской работы активом и руководителями школьных музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Комиссарова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School museums of Ivanovo region: history, traditions, and activities

The article deals with the peculiarities of organization and operation of museums at educational institutions of the Ivanovo region. A brief historical background of the school museums, funds, exhibition themes and work forms since the end of the 1950s to the present time is given. Based on the analysis of the main aspects of museums' activities, the tendencies to preserve the traditions and differences between the current situations and the Soviet period are presented in exhibition themes, by means of social, exhibition, and research activities conducted in the school museums.

Текст научной работы на тему «Школьные музеи Ивановской области: история, традиции, деятельность»

УДК 9(908)

Школьные музеи Ивановской области: история, традиции, деятельность

Комиссарова Ирина Анатольевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей отечественной истории Ивановского государственного университета. Российская Федерация 153000, Иваново, ул. 2 Запрудная, д. 22. E-mail: [email protected].

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации и работы музеев образовательных учреждений Ивановской области. Дается краткая историческая справка о школьных музеях, фондах, тематике экспозиций и формах работы с конца 1950-х годов до настоящего времени. На основе анализа основных аспектов деятельности музея показываются тенденции к сохранению традиций и отличия современной ситуации от советского периода в тематике экспозиций, массовой и выставочной деятельности и ведении исследовательской работы активом и руководителями школьных музеев.

Ключевые слова: школьные музеи; Ивановская область; краеведческая деятельность; культурные традиции.

История общественных музеев на территории Ивановской области начинается еще на рубеже XIX-XX веков. Тогда за организацию музеев брались различные министерства, ведомства, церкви, научные и культурно-просветительские общества, частные лица. Не остались в стороне и учреждения системы образования. Исследователи называют три типа музеев, созданных в тот период на основе инициатив образовательных заведений: педагогические, детские и школьные. Педагогические музеи занимались формированием фондов наглядного учебного материала. Цель формирования детских музеев состояла в развитии творческой инициативы личности. Школьные музеи, о которых пойдет речь в данной статье, оказались самой жизнеспособной формой.

Первоначально школьные музеи развивались как учебно-наглядные кабинеты. Позднее в 1930-е годы (уже в советский период) музейное дело было поставлено в жесткие идеологические рамки, основная цель деятельности определялась как воспитательная. Научно-исследовательская работа школьными музеями практически не велась, да и краеведческой деятельностью они занимались мало. На территории Ивановской области ни в архивах, ни в других документах не сохранилось упоминаний о школьных музеях. Скорее всего, причина такого невнимания состоит в том, что их не рассматривали как часть образовательного, воспитательного процесса или как средство сохранения культурного исторического наследия региона. Ситуация меняется в середине 1950-х годов, когда наступило некоторое оживление в деятельности общественных музеев, в том числе и школьных. С этого времени можно считать, что музеи становятся частью культурного и образовательного пространства региона.

В данной статье предпринята попытка проследить изменения в практике и содержании деятельности школьных музеев Ивановской области за период со второй половины 1950-х годов до настоящего времени. Попытаться обозначить традиции и преемственность в деятельности музеев образовательных учреждений и дать характеристику их роли в сохранении исторической памяти, а также обозначить проблемы в организации работы.

Данный материал подготовлен, большей частью основываясь на опыте автора. Так, с 1995 года автор статьи работает в областном учреждении дополнительного образования (современное название: государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Ивановский областной

центр развития дополнительного образования детей» (Далее: Центр)), выполняя функции по учету, координации и методической помощи школьным музеям региона. За время работы автору удалось пообщаться с руководителями самых старых в Ивановской области школьных музеев. Побывать практически во всех музеях области лично, в том числе, помогать в подготовке и открытии новых музеев. При этом были использованы материалы, хранящиеся в текущем архиве Центра, а также некоторые публикации, педагогов, методистов и специалистов по работе со школьными музеями других регионов. В настоящее время подобных публикаций не много. Как правило, они методического, рекомендательного содержания и имеют практическую направленность. Кроме того, в таких публикациях представлены размышления о судьбе, роли и месте музеев в образовательной деятельности, присутствует оценка ситуации, а также обобщение опыта работы школьных музеев отдельных регионов России, или же страны в целом.

Итак, первые школьные музеи в Ивановской области появились в далекие 1950-е годы. В Пестяковской средней школе, в школе № 3 г.Кинешмы, в детском доме п.Холуй Южского района, в Марковской средней школе Комсомольского района учителя и учащиеся оформили краеведческие экспозиции. Экскурсоводы во вновь открытых музеях рассказывали о природе, о знатных земляках, о сельских тружениках и об участниках Великой Отечественной войны. Упоминания именно об этих музеях, сохранились в текущем архиве Центра. Устные свидетельства учителей-ветеранов подтверждают, что до этого времени собственно музеев в школах Ивановской области не было. Оформлялись стенды, школьники изготовляли какие-то макеты, выпускали стенгазеты, но все это было частью школьной жизни. Как самостоятельная структура, целью которой было систематическое накопление и экспонирование материала о родном крае, музей в Ивановской области появился только в конце 1950-х годов.

Музей средней школы №3 г.Кинешмы создавал, и долгое время руководил его работой заслуженный учитель РСФСР Николай Иванович Громов. Самый богатый раздел в музее был посвящен знатным землякам: драматургу А.Н. Островскому, астроному Ф.А. Бредихину, маршалу Советского Союза А.М. Василевскому, заслуженному деятелю искусств РСФСР, художнику П.А.Кривоногову. Интересный и разнообразный материал хранился в отделе природы Кинешемского края и в экспозиции, посвященной революционной Кинешме. Музей благополучно дожил до сегодняшнего дня, хотя характеристику - «один из лучших музеев Ивановской области» утратил, но, что не менее важно, сохранил звание «Школьный музей». На современном этапе здесь в экспозиции представлен материал об известных кинешемцах. Перестала действовать экспозиция, посвященная природе - она просто пришла в негодность и не обновлялась. Фонды пополнили материалы о годах Великой Отечественной войны и участии в ней кинешемцев, а так же материалы по истории школы. На наш взгляд, музей прошел славный путь, сохранил традиции и исследовательскую составляющую. В настоящее время актив музея составляют обучающиеся нескольких классов. А по своим задачам данный музей можно считать многофункциональным: музей сохранил и преумножил память о своей малой родине, а также поддерживает традиции исследовательской деятельности.

Отличительной чертой музея Марковской средней школы с момента основания являлась научно-исследовательская направленность работы. Первым руководителем музея была учитель истории Ефалия Ивановна

Головкина. Музей занимал две маленькие комнатки. В одной из них был оформлен уголок природы Комсомольского района, а в другой представлены материалы по истории края.

Марковский музей изначально имел профиль комплексного краеведческого музея, хотя содержание уголка природы явно выходило за рамки краеведческой. В характеристике на музей, составленной в конце 1960-х годов, указывалось: «Показаны камни, привезенные с Черного моря, а в сравнении с ними камни, найденные в поселке. Есть выставка ракушек, привезенных с морей, и найденных в водоемах Ивановской области, выставлена коллекция бабочек, привезенных с Кубы, плоды манго, кокосового дерева и шишки северных елей» (Текущий архив Центра).

В настоящее время музей переживает тяжелые времена. Сохранив свое лицо в «лихие 1990-е годы», на современном этапе музей переориентировался на изучение повседневной жизни поселка торфодобытчиков. Здесь удалось собрать уникальную коллекцию вещей советской эпохи (предметы быта, одежды, обуви, посуды, мелочей которыми пытались придать уют жилищу). Но все это оказалось не очень востребовано в настоящее время. Во многом только благодаря опытному руководителю музея сохранилась основная экспозиция, проводятся экскурсии для учеников. Фонды музея уже давно не пополнялись, исследовательская деятельность здесь практически не ведется. В настоящее время все сложнее обеспечивать сохранность предметов. Перспективы музея Марковской средней школы не самые радостные.

История музея Холуйского детского дома драматична, можно даже сказать, - носит детективный характер. Музей был открыт в 1958 году, тогда же прошел областную паспортизацию. Более 20 лет директор детского дома Василий Васильевич Бормотов собирал экспонаты. Музей, который ему удалось создать, был уникальным не только в масштабах Ивановской области. В его фондах хранилось более 4 тысяч подлинных экспонатов. Большая часть из них - произведения древнерусского искусства (иконы, книги). Музей занимал помещения двух церквей и второй этаж над столовой детского дома, то есть площадь полноценного государственного музея. Ценность экспонатов основного фонда можно представить, ознакомившись с протоколом комиссии по паспортизации, где предлагалось для оценки коллекции пригласить специалистов из государственных музеев г.Москвы и г.Ленинграда.

Жаль, но такой музей просуществовал всего 20 лет. В 1978 году приказом по районному отделу образования Южского района музей был закрыт, ввиду реорганизации Холуйского детского дома в дошкольный специальный детский дом. Процедура закрытия музея длилась три года. Началось все в 1975 году, со времени ухода В.В.Бормотова с поста директора детского дома. Вероятнее всего, именно содержание музейной экспозиции и стало одной из причин ухода Бормотова, а в конечном итоге и расформирования самого музея. В середине 70-х годов деятельность общественных музеев жестко регламентировалась идеологическими установками коммунистической партии, в число которых входила антирелигиозная пропаганда. Экспозиция холуйского музея, размещенная в церкви и согласно церковным канонам, этому требованию никак не отвечала. С точки зрения областной и районной комиссии по работе со школьными музеями, экспозиция была направлена на «религиозную пропаганду», «уводила учащихся в мир старины». Начало противостояния музей - областная комиссия, относится еще к 1970 году (год столетия со дня рождения В.И.Ленина). Тогда В.В.Бормотову, чтоб сохранить музей пришлось оформить Ленинский зал, который абсолютно не вписывался в концепцию

музея. Наряду с разделами экспозиции «Древнерусская живопись», «Прикладное искусство», «Предметы быта» Ленинский зал был искусственным и нелюбимым образованием. Он находился в запустении и с момента открытия не обновлялся.

Среди причин, которые побудили областную комиссию сначала сократить площадь музея, а потом и совсем закрыть его, был недостаток учебных помещений для детского дома. «Школе нужны помещения под производственные мастерские. Я прошу освободить помещение церкви», - так говорил новый, сменивший В.В.Бормотова директор А.П.Самсонов. Освобождение помещения церкви означало свертывание всех экспозиций кроме Ленинского зала, который располагался в комнате над столовой. Все ценнейшие экспонаты должны были перейти к государственному музею. Остальные предполагали хранить в помещении, которое должен был предоставить детский дом.

В.В.Бормотов пытался спасти коллекцию, изменив статус музея со школьного на народный. Перед облисполком этот вопрос был поставлен в 1976 году, но о принятом решении ничего не известно кроме общего итога -музей закрыли. Документы областной комиссии по работе со школьными музеями умалчивают и о том сколько, куда и чего разошлось. Очевидно только, что с 1975 года музей сократился до одной экспозиции, а в 1978 г. - был полностью расформирован.

Нельзя не упомянуть о музее Пестяковской средней школы. В Центре хранится три паспорта на этот музей, заполненные в 1971, 1973 и в 1999 годах. Во всех паспортах стоят разные даты открытия музея: 1956 год, 1964 год, и начало 1990-х годов. Руководители в каждом из них указаны разные: Петрова Мария Георгиевна, Серова Валентина Михайловна, Сутягина Мария Васильевна. Неизменным в паспорте остается только профиль музея -комплексный краеведческий. В каком паспорте указана действительная дата открытия музея, теперь узнать сложно. Ни в Пестяковском отделе образования, ни в самой школе ответить на этот вопрос не смогли. Хотя если верно, что уже в 1956 году музей работал, то именно он является старейшим школьным музеем на территории Ивановской области. В 1999 году музей прошел повторную (а может в третий раз) паспортизацию и получил свидетельство о присвоении звания «Школьный музей» за номером 7594 в общероссийском реестре школьных музеев.

Сейчас в музее не самая рабочая обстановка. Экспозиция работает на когда-то собранных материалах, не обновляется. Но музей по-прежнему выполняет свою функцию в данном населенном пункте: объединяет коллектив школы и жителей поселка в желании сохранить экспозицию, передать ее хотя бы в прежнем виде следующим поколениям. В музее проводятся мероприятия по памятным датам и на праздники, собираются выпускники, ветераны. Эта часть традиций важна и оправдывает существование музейного объединения, если даже музей не исследует, не пополняется и с трудом справляется с сохранностью предметов.

Уже на примере четырех старейших школьных музеев Ивановской области можно сделать несколько выводов. Изначально, инициатива создания музея исходила от учителя - энтузиаста, это (в том числе, наряду с другими моментами) было гарантией его успешной работы. Как правило, этот учитель первую ставку делал на сбор материала, на активный поиск и изучение близких и понятных тем: природа, известные земляки, героические страницы исторического прошлого. Еще один вывод: те музеи, которые так и остались в

рамках одной темы (экспозиции) постепенно теряли исследовательский характер, исчерпывая ее. При этом они оставались важны для образовательных учреждений и населенных пунктов как центры единения поколений, как память об общем деле.

В настоящее время в реализации дела развития школьных музеев мало что изменилось. Очень много (если не все) зависит от желания учителя, проявления индивидуальной инициативы, которые не всегда находят отклик и поддержку администрации образовательных учреждений.

Еще следует отметить, что из четырех музеев, только один не сохранился до настоящего времени. В последующее десятилетие (1960-е годы) статистика указывает на совсем другую тенденцию.

Так, три новых музея были открыты в области только в 1963 году:

- музей В.И.Ленина в школе-интернате №1 г.Кинешмы;

- музей в средней школе №42 г.Иванова, который сначала открылся как музей Боевой славы, а позднее был реорганизован в краеведческий (к сожалению, оба музея в настоящее время закрыты);

- краеведческий музей в Решемской средней школе Кинешемского района.

Говорить о статистике школьных музеев в Ивановской области в 60-е и

даже в 70-е годы сложно. Дело в том, что полных данных нет - учет их работы велся плохо. Регистрация музеев проводилась разово, от случая к случаю, иногда без сопровождения соответствующей документацией. По сохранившимся паспортам можно отметить, что период с 1963 г. по 1969 г. был наиболее благоприятный для создания новых музеев: за это неполное десятилетие в области открылось 29 музеев, 10 из этого числа в 1967 году (скорее всего, это было связано с празднованием 50-летия советской власти). В данном случае, на наш взгляд, инициатива создания музеев исходила не от коллектива школы, а от соответствующих руководящих органов.

На сегодняшний день среди 29 паспортизированных в 60-е годы музеев действующих осталось только 12, то есть менее 50%. При этом, самое большое число, свернувших свои экспозиции музеев, приходится так же на открытые в 1967 году (всего 17 музеев). В 1960-е годы произошли еще два значимых события. В 1967-1969 гг. в Иванове выходят первые методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев, в 1969 году в Центре были разработаны и растиражированы учетные карточки. То есть, с этого времени Центр начинает проводить систематическую методическую работу и работу по учету школьных музеев области. Связано это с выходом в 1967 г. приказа министра просвещения РСФСР и министра культуры РСФСР «О мерах по дальнейшему улучшению деятельности школьных музеев».

В 1970-е годы работа со школьными музеями стала проводиться более планомерно и обдуманно. В этот период за основу их деятельности были взяты принципы организации деятельности государственных музеев. В 1971 году была проведена первая областная паспортизация, которая выявила в области 49 школьных музеев. К организации деятельности музеев в этот период предъявляли самые минимальные требования. Так, например, в число обязательных не входило ведение документации, не предусматривалось разграничение экспонатов на основной и вспомогательный фонды, совсем не учитывалась массовая работа.

В 1972 году вся работа по учету и координации деятельности школьных музеев была передана в областную комиссию по работе со школьными музеями. Первым ее председателем была Г.Г.Сагирова-Тюрина - методист

государственного областного краеведческого музея (в последующие годы и до настоящего времени действующий директор Центра).

С этого времени организуются курсы и семинары для актива и руководителей школьных музеев. Результатом этих мероприятий стало, во-первых, усиление требований к музеям (по учету и хранению экспонатов), во-вторых, сокращение их числа. Закрылись музеи, созданные наспех, без активного исследовательского поиска (к 1976 году их осталось 30). В два раза реже (чем в 1960-е) открывались новые музеи. За десять лет всего - 11. Из них до сегодняшнего дня дожили только три: музей в средней школе №7 г. Фурманова, музей Боевой славы в средней школе п.Нерль Тейковского района, и музей истории городского Дворца детского и юношеского творчества в г.Иванове.

Государственное внимание к проблеме музеев имело свои и положительные и отрицательные стороны. Деятельность музея строго регламентировалась, заданные правила и рамки определяли буквально все: тематику экспозиций, порядок их расположения в музее, содержание поиска, набор массовых мероприятий актива и много другое. Но следует отметить, что хотя музейное дело и было связано требованием реализации идеологических установок, тем не менее не было лишено творческого начала. собственного исследовательского интереса. В музеях, наряду с фотографиями передовиков производства собирались и бережно хранились воспоминания земляков, личные вещи, предметы быта. В тем времена не все удавалось экспонировать, но позднее все эти предметы нашли свое место в обновленных экспозициях уже постсоветского времени.

В течение 80-х годов школьные музеи, как и вся страна, пережили начало перестройки. В первую очередь это сказалось на количестве ленинских комнат, а также на музеях трудовой, Боевой, пионерской славы. Многие просто свернули свои экспозиции. Другие из отдельных помещений перенесли стенды и экспонаты в учебные кабинеты, что чаще всего было первым шагом к закрытию. Еще одной тенденцией этого периода можно с уверенностью назвать появление новых направлений в исследовательской работе музеев. Это, во-первых, возвращение из забвения имен знатных земляков: К.Бальмонта, А.Тарковского, П.Сорокина, Н.Кондратьева и многих других; во-вторых, увеличение числа этнографических музеев, музеев истории школ и населенных пунктов; в-третьих, новые темы появились у музеев Боевой Славы (локальные войны, репрессии, лагеря военнопленных). Всего за 1980-е годы было открыто и паспортизировано 19 музеев. Приведем таблицу количества музеев в области.

Таблица 1

Паспортизированные школьные музеи Ивановской области_

Профиль музея Количество музеев

1993 1998 2014

музей В.И.Ленина 1

краеведческие 16 21 51

Боевой Славы 21 16 11

пионерской славы 3

литературные 2

мемориальные 2

истории школы 1 1 8

итого 44 27 70

Отчеты последнего периода отражают самые разнообразные, тенденции изменения численности музеев и их тематики.

Во-первых, после резкого спада наметился положительный рост количества паспортизированных музеев. Можно с уверенностью говорить, что все открываемые музеи стали результатом большой серьезной работы коллектива образовательного учреждения.

Во-вторых, при общем снижении количества музеев Боевой Славы (военно-исторических) увеличивается число музеев истории образовательных учреждений. Следует так же заметить, что военная история остается одной из самых популярных в школьных музеях. Только теперь актив не ограничивает себя рамками одной темы, старается сделать тематику разнообразной. Часто основой для выбора профиля музея является наличие или отсутствие подлинных предметов, что на наш, взгляд очень верный подход.

В-третьих, профиль, который определяют для себя музеи, мало изменился. Больше всего историко-краеведческих. Последние годы постоянным остается число военно-исторических музеев. Пока меньше всего музеев истории школы. Экспозиционная тематика школьных музеев разнообразна. Спектр исследовательских интересов самый широкий. Традиционными остаются исторические экспозиции, оформленные, как правило, еще в советских традициях, на основе принципа советской же хронологии в формировании содержания. Единственное, что можно отметить как отступление от традиционной для советского периода хронологии - пропуск отдельных ранее особо выделяемых событий, например, индустриализации. Среди нового, что появилось в музее в 1990-е и до настоящего времени популярно и не исчерпало себя исследовательски - это этнографические уголки. За последние несколько лет набор предметов в уголках изменился, все чаще представлены предметы уже советского быта. И еще, из числа личных наблюдений автора: экспозиции в настоящее время больше рассказывают о жизни самых разных людей (и известных и не очень). В том числе, просто о жизни односельчан. Воспоминания, фотографии из семейных архивов, личные вещи, мемориальные предметы оказались ныне не менее интересны, чем автографы знатных земляков, подшивки центральной периодики.

В-четвертых, еще одной тенденцией является сокращение количества музеев в школах и образовательных учреждениях г.Иванова: именно в городе наибольшее число музеев, свернувших свою экспозицию. Причины прекращения деятельности самые разные: отсутствие помещения, уход руководителя музея, исчерпание темы (в случае с музеями Боевой славы). Для города характерно и более медленное формирование новых музеев. В контексте разговора о музее как хранилище социальной памяти оказывается, что для города эта назначение менее актуально, чем для небольшого населенного пункта. Но это, на наш взгляд, можно считать особенностью именно нашего региона, так как в других субъектах Российской Федерации наблюдается совсем другая тенденция - число музеев в городах больше, чем в сельских муниципальных образованиях.

В области, к сожалению, есть проблема закрытия музеев. Таких немного, но есть. Причины закрытия разные: как объективные, так и местного характера. Среди основных причин ликвидации музеев можно назвать - закрытие школ. В этом случае сворачивают музеи не только в закрывающихся школах, но и в тех куда переводят учеников, так как у музея забирают помещения.

В последнее время можно говорить и еще об одной проблеме - кадровой. Происходит смена поколений руководителей. Практически совсем ушли те

руководители, которые начинали свою работу в 1970-е годы. Поколение руководителей начинавших во второй половине 1980-1990-х годах, так же уходит (из школы, из музея). Новое поколение еще только набирает необходимый опыт и знания.

Анализ деятельности школьных музеев показал проблему - «старения» музеев. То есть формально музей существует, но при этом ни руководитель, ни актив не занимаются исследовательской работой, не пополняют фонды, не обновляют экспозиции, проводят только экскурсии (как правило, в начале учебного года).

Анализируя современную ситуацию, обязательно следует сказать и о проблемах общего, областного характера. По сути, работа держится, за счет энтузиазма руководителей музеев (зачастую они работают даже без оплаты). Только в отдельных случаях имеет место поддержка администрации муниципальных образований. Областные департаменты, по сути, запрашивают только статистические данные. Здесь следует сказать и об общей загруженности учителей и педагогов, которая не позволяет эффективно организовать работу.

Подводя итог уже полувековой истории школьных музеев на территории Ивановской области, нельзя не отметить сильные стороны: научно-исследовательский характер большей части музейных формирований; постоянное увеличение общего числа музеев; преемственность традиций в организации музейного дела. В музеях образовательных учреждений Ивановской области собран большой фонд подлинных предметов. Музеи стараются организовать свою работу, используя все разнообразие современных форм и методов деятельности. Это позволяет говорить об актуальности и значимости деятельности школьных музеев для образовательного учреждения. Следует напомнить и о том, что деятельность музея направлена на эффективное решение задач патриотического воспитания подрастающего поколения, сохранение обширного историко-культурного наследия Отчества. Но нужно констатировать факт, что богатый потенциал школьных музеев не используется достаточно полно и широко.

Эдебиеттер Ti3iMi/ Список литературы

1. Персин А.И. Школьные музеи России // Детский туризм в России. Очерки истории 1918-1998 гг. - М., 1998.

Reference

Persin 1998 - Persin, AI 1998, SHkol'nye muzei Rossii, Detskij turizm v Rossii. Ocherki istorii 19181998 gg, Moskow. (in Rus).

Иваново облысыньщ мектеп муражайлары: тарих, дэстурлер, кызмет

Комиссарова Ирина Анатольевна

тарих гылымдарыньщ кандидаты, Иваново мемлекетпк университетшщ ^¡рп замангы отан тарихы кафедрасыныц доцентг Ресей Федерациясы 153000, Иваново, 2 Запрудная кешеа, 22 Y^ E-mail: [email protected].

Тушн. Ма^алада Иваново облысыныц б^м беру мекемелерi муражайларыныц уйымдастырылуы жэне ^ызметшщ ерекшелiктерi ^арастырылады. 1950-шы жылдардыц соцынан бупнп ^нге дешн мектеп муражайлары, ^орлары, экспозициялардыц та^ырыптары жэне жумыс тYрлерi туралы ^ыс^аша тарихи аны^тама бертедг Муражай ^ызметЫщ негпзп аспекттерш талдау непзЫде дэстYрлердi са^тауга тенденциялар жэне экспозиция та^ырыптарында, жаппай жэне кермелк

^ызметте, мектеп муражайларыныц жетекшiлерi жэне актившщ зерттеу жумысын журпзудщ i^3ipri жагдайыныц кецестк кезецнен айырмашылыгы кврсетiледi.

ТYЙiн сездер: мектеп муражайлары; Иваново облысы; влкетанушылыщ ^ызмет; мэдени дэстурлер.

School museums of Ivanovo region: history, traditions, and activities

Komissarova Irina Anatolyevna

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Department of Modern Russian History, Ivanovo State University. Russian Federation 153000, Ivanovo, 2 Zaprudnaya, Apt. 22. E-mail: [email protected].

Abstract: The article deals with the peculiarities of organization and operation of museums at educational institutions of the Ivanovo region. A brief historical background of the school museums, funds, exhibition themes and work forms since the end of the 1950s to the present time is given. Based on the analysis of the main aspects of museums' activities, the tendencies to preserve the traditions and differences between the current situations and the Soviet period are presented in exhibition themes, by means of social, exhibition, and research activities conducted in the school museums. Keywords: school museums; Ivanovo region; regional studies; cultural traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.