Научная статья на тему 'ШКОЛЬНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКУЮ МЕСТНОСТЬ'

ШКОЛЬНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКУЮ МЕСТНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКУЮ МЕСТНОСТЬ»

Список использованной литературы:

1. Talente gesucht. Ausbildungsbetrieb gesucht? [Электронный ресурс] URL: https://www.talente-gesucht.de/index.cfm/action/jobs.html. Дата доступа 8.06.2020

2. Ausbildungsberufe von A-Z [Электронный ресурс] URL: https://www.ausbildung.de/berufe/glossar/. Дата доступа 30.05.2020

3. Weiterbildungsstipendium - Durchstarten für Berufseinsteiger [Электронный ресурс] URL: https://www.stmelf.bayern.de/agrarpolitik/foerderung/004009/index.php

Дата доступа 3.06.2020

4. Stipendium 2020 für Berufseinsteiger! [Электронный ресурс] URL: https://www.landwirtschaftskammer.de/bildung/stipendium.htm

Дата доступа 10.06.2020

5. Fortbildungsförderung durch Aufstiegs-Bafög [Электронный ресурс] URL: https://www.lwk-niedersachsen.de/index.cfm/portal/berufbildung/nav/859/article/35675.html Дата доступа 4.06.2020

6. Agrarservicemeisterprüfung 2022 - Anmeldefrist bis 30.06.2020 verlängert! [Электронный ресурс] URL: https://www.lwk-niedersachsen.de/index.cfm/portal/berufbildung/nav/984/article/14933.html

Дата доступа 26.05.2020

14.6. ШКОЛЬНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -

ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКУЮ

МЕСТНОСТЬ

Григорьева Е.Е., к.э.н., Российское общество изучения Канады (РОИК) Шульга П.С., к.с.-х.н., факультет почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова,

e-mail: shulgaps@yandex. ru

Повышение уровня жизни в сельской местности напрямую зависит от привлекательности труда в агропромышленном комплексе (АПК). В АПК Канады занято 12,6% работающего населения страны [1]. Однако в настоящее время агропродовольственный сектор Канады сталкивается с проблемой кадрового дефицита. По оценке Канадского совета по кадрам для сельского хозяйства (Canadian Agricultural Human Resource Council), при сохранении подобной тенденции дефицит рабочей силы в канадском АПК к 2029 году может достичь 123 000 работников [2], что станет также причиной снижения численности сельских жителей, на долю которых в настоящее время приходится около 18% всего населения страны. Одной из ведущих организаций, способствующих сдерживанию этого негативного тренда, является национальная некоммерческая образовательная организация «Сельское хозяйство в школьных классах Канады» (далее - СХВШКК) (Agriculture in the Classroom Canada - AITC-C), имеющая отделения в провинциях Канады [3, 4].

Основные цели СХВШКК - помочь канадским школьникам получить более глубокое понимание роли АПК в экономике и обществе, а также содействовать привлечению учащихся к выбору карьеры в агропродовольственном секторе. Для реализации этих целей разрабатываются и предоставляются школьникам и преподавателям

современные образовательные ресурсы. При этом обязательно учитывается связь этих ресурсов со школьными учебными планами, принимаемыми каждой провинцией самостоятельно (Справочно: Канадская конституция относит образование к сфере исключительной юрисдикции региональных правительств. Школьники начинают учиться с 5-6-7 лет (в зависимости от провинций). В начальной школе ученики обучаются с 1 по 5 классы, в младших классах средней школы - с 6 по 8 классы, старших классах средней школы - с 9 по 12 класс).

Флагманской программой СХВШКК является ежегодное проведение в марте Канадского Месячника Сельскохозяйственной Грамотности (далее -Месячник) (Canadian Agriculture Literacy Month - CALM). Каждая провинция имеет собственный план организации мероприятий в рамках этого Месячника.

Традиционно Месячник начинается с посещения классов начальной школы волонтерами - фермерами и другими представителями, работающими в сфере АПК. Волонтеры читают школьникам специально изданные для ребят книги по тематике проводимого Месячника, обсуждают прочитанное, знакомят школьников со своей профессиональной деятельностью. Последняя тема Месячника - использование в АПК технологий. Школьникам читали книгу «Технологическое приключение Реджи» (Reggie's Technology Adventure). Сюжет книги таков: мальчик по имени Реджи, готовя школьный проект по использованию технологий в сельском хозяйстве, посещает различные фермы. Ему предоставляется возможность познакомиться с автоматизацией процессов на молочной ферме и яичном производстве, радиочастотной идентификацией скота, использованием дронов в растениеводстве [5].

Для старшеклассников во время Месячника, к примеру, в провинции Онтарио, для проведения уроков по различным вопросам АПК приглашаются сертифицированные преподаватели, специально подготовленные в рамках Программы «Учителя - посланники» (Teacher Ambassador Program) [6]. С целью профессиональной ориентации проводится мероприятие «Подумай об аграрной карьере» (thinkAG Career Competitions), в время которого школьники знакомятся с разнообразными карьерными возможностями в агропродовольственном секторе [7].

Начиная с 2019 года во время Месячника сельскохозяйственной грамотности для учеников 7-9 классов в школах Онтарио проводится творческий конкурс, участники которого в письменной форме или в видеоформате представляют эссе по заданным темам. В 2019 году была обозначена как «Что для меня значит сельское хозяйство» (What Agriculture Means to Me). Тема 2020 года - «Продовольственная грамотность - Что на вашей тарелке?» (Food Literacy - What's On Your Plate?) [8].

Процесс знакомства школьников с вопросами АПК происходит не только во время проведения Месячника сельскохозяйственной грамотности,

но и на протяжении всего учебного года. На сайтах организации СХВШКК и ее отделений в провинциях представлено множество интерактивных инструментов для этих целей. При этом, как отмечалось выше, эти ресурсы основаны на учебных планах. Учителя, не имеющие специального сельскохозяйственного образования, могут «инкорпорировать» эту информацию на соответствующих уроках в школах. В некоторых провинциях для ознакомления школьных учителей с аграрной отраслью имеются программы дополнительного образования, предусматривающие, в том числе, выезд преподавателей на фермы [9]. Значимость виртуальных образовательных ресурсов возросла в период пандемии короновируса, когда возникла необходимость отложить проведение ряда мероприятий, в том числе в рамках Месячника сельскохозяйственного образования. Специально для карантинных условий была разработана действующая с 20 марта по 7 сентября 2020 года программа «Опыт виртуального лагеря» (Virtual Camp Experience), позволяющая родителям и учителям поддерживать образовательный процесс детей в домашних условиях [10].

Важным разделом предоставляемых виртуальных ресурсов является разработка и поддержка информации о карьерных возможностях в АПК. Так, отделение СХВШКК в Онтарио имеет свой собственный YouTube канал, где имеются 75 видео - роликов о профессиях, связанных с работой агропродовольственной сфере [11]. Можно также отметить разработанный отделением СХВШКК в Альберте полезный для преподавателей и школьников ресурс - «Электронная учебная лаборатория по профессиям» (Careers e-Learning Lab) [12]. Непосредственно на сайте СХВШКК в разделе «Карьеры в области сельского хозяйства» (Agriculture Careers) дается информация об особенностях различных профессий в 4 областях, связанных с АПК: наука; технологии и инновации; бизнес; математика и финансы; механика и инженерия [13]. В последнее время наблюдается растущий интерес к переходу сельского хозяйства Канады на новый технологический уклад, что требует развития новых профессиональных компетенций. В недавно изданном «Ройал банк ов Кэнада» (RBC Royal Bank) докладе отмечается, что правильное использование новых технологических навыков может «... сделать этот сектор более продуктивным, чем автопроизводство и аэрокосмическая промышленность вместе взятые» [14]. Вероятно, в ближайшей перспективе именно вопросы использования технологий станут приоритетными в образовательных ресурсах и будут способствовать привлечению школьников к работе в АПК.

Финансирование деятельности некоммерческой образовательной организации «Сельское хозяйство в школьных классах Канады» и ее отделений в провинциях осуществляется из разных источников. Прежде всего, это - правительство Канады, выделившее СХВШКК в 2019 году средства в объеме 1, 5 млн. кан. долл. [15]. Другими крупными спонсорами являются государственная Фермерская кредитная корпорация, а также

компании: Cargill, Richardson, G3 Canada Limited, Syngenta, Corteva Agriscience, Bayer. Финансовую поддержку оказывают различные отраслевые ассоциации, а также отдельные фермерские организации.

Таким образом, можно считать, что опыт некоммерческой организации «Сельское хозяйство в школьных классах Канады» помогает молодым канадцам воспринимать сельское хозяйство и продовольственный сектор как желательное и привлекательное место для карьеры.

Список использованной литературы:

1. Григорьева Е.Е. Государственное управление сельскохозяйственным производством в Канаде. М., ВИАПИ, 2018. 179 с.

2. How Labour Challenges Will Shape the Future of Agriculture: Agriculture Forecast to 2029. Canadian Agricultural Human Resource Council,September 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cahrc-ccrha.ca/sites/default/files/CAHRC-National-Report-FINAL-August-19-2019.pdf.

3. Agriculture in the Classroom Canada [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aitc-canada.ca/en-ca/who-we-are/about-us

4. Provincial members. Agriculture in the Classroom Canada [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aitc-canada.ca/en-ca/who-we-are/provincial-members.

5. Reggie's Technology Adventure. Agriculture in the Classroom NL, 2019. 39 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aitc.sk.ca/Portals/0/INN0/resources/ClassResources//Reggies-Technology.pdf.

6.Teacher Ambassador Program. AgScape [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://agscape.ca/request-ta).

7.Student Engagement. Career Competitions. AgScape [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://agscape.ca/student-engagement-

8. CALM Essay Contest. AgScape [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://agscape.ca/event/calm-essay-contest.

9. Agriculture Expedition: Building Teacher Champions. AITC-SK [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aitc.sk.ca/news-events/whats-new/agriculture-expedition-building-teacher-champions.

10. Virtual Camp Experience. AgScape [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://agscape.ca/event/virtual-camp-experience.

11. Growing Careers Profiles [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PLT9iLj3VngaEM1-W4E50DAGtTrfGzK8Jt.

12. Careers e-Learning Lab Careers e-Learning Lab. Ag for Life [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.agricultureforlife.ca/careers-lab.

13. Agriculture Careers. Agriculture in the Classroom Canada [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://aitc-canada.ca/en-ca/learn-about-agriculture/agriculture-careers.

14. Farmer 4.0. How the coming skills revolution can transform agriculture. Royal Bank of Canada, 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rbc.com/economics/economic-reports/pdf/other-reports/Farmer4_aug2019.pdf.

15. Government of Canada supports awareness and youth engagement in the agriculture sector, Agriculture and Agri-Food Canada. News release June 27, 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.canada.ca/en/agriculture-agri-food/news/2019/06/government-of-canada-supports-awareness-and-youth-engagement-in-the-agriculture-sector.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.