Научная статья на тему 'Содействие экспорту продукции АПК в Канаде'

Содействие экспорту продукции АПК в Канаде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
754
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС КАНАДЫ / ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ТОРГОВАЯ СЛУЖБА / СЕКРЕТАРИАТ ПО ДОСТУПУ НА РЫНОК / ОТРАСЛЕВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / CANADIAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / EXPORT SUPPORT / AGRIFOOD TRADE SERVICE / MARKET ACCESS SECRETARIAT / PRODUCERS ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Елена

В Канаде сформировалась эффективная система поддержки экспорта продукции агропромышленного производства. В статье рассматривается сложившаяся структура экспорта продукции АПК, государственные программы поддержки экспорта агропродовольственной продукции, участие отраслевых объединений в расширении экспорта канадской продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Canada has formed an effective export support system for agricultural production. The article describes the current export structure of agricultural products, state export support programs, the participation of producers associations in expanding exports of Canadian agri-food products.

Текст научной работы на тему «Содействие экспорту продукции АПК в Канаде»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

УДК 63:339.564(71)

Елена Григорьева,

кандидат биологических наук, доцент,

Государственный академический университет гуманитарных наук,

г. Москва

СОДЕЙСТВИЕ ЭКСПОРТУ ПРОДУКЦИИ АПК В КАНАДЕ

<х*хх><><><><><><><><><><><><х><^^

В Канаде сформировалась эффективная система поддержки экспорта продукции агропромышленного производства. В статье рассматривается сложившаяся структура экспорта продукции АПК, государственные программы поддержки экспорта агропродовольственной продукции, участие отраслевых объединений в расширении экспорта канадской продукции.

S u m m a r y

Canada has formed an effective export support system for agricultural production. The article describes the current export structure of agricultural products, state export support programs, the participation of producers associations in expanding exports of Canadian agri-food products.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс Канады, программы поддержки экспорта, Агропродовольствен-ная торговая служба, Секретариат по доступу на рынок, отраслевые объединения.

Keywords: Canadian agro-industrial complex, export support, Agrifood Trade Service, Market Access Secretariat, producers associations.

Агропромышленный комплекс Канады играет важную роль во внешней торговле, давая до 10% стоимости всего экспорта страны. Канада является крупнейшим экспортером сельскохозяйственного сырья и продовольствия, занимая пятое место в мире после ЕС, США, Китая, Бразилии по объемам экспорта, достигшего в 2014 г. уровня 51,5 млрд долл. (здесь и далее - в канадских долларах). Канада лидирует в мире по вывозу овса, рапса; занимает второе место по вывозу ржи, третье место - по вывозу пшеницы и мяса свинины.

На экспорт идет до 50% произведенной в Канаде продукции агропромышленного комплекса (для масличных этот показатель составляет 90%, для свинины - 65%) [1], поэтому развитию экспорта продукции канадского АПК уделяется повышенное внимание. При этом учитывается сложившаяся структура экспорта: основными экспортными товарами остаются зерновые и продукция из них (25% от экспорта продукции АПК в 2013 г.), масличные и продукция из них (24%), живой скот и мясные продукты (18%) [1]. Более половины экспорта составляет продукция с высокой добавленной стоимостью. Особенностью экспорта является также то, что до 79% его объема приходится на пять рынков: США, Китай, Япония, ЕС, Мексика, причем до 51% всего агропродовольственного экспорта поступает в США (рис.).

Большое значение для укрепления экспортного потенциала страны приобретают постоянные усилия Канады по налаживанию альянсов с торговыми партнерами. В настоящее время Канада является участником Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), имеет соглашения о свободной торговле с Израилем, Чили, Коста-Рикой, Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), Перу, Колумбией, Иорданией, Панамой, Гондурасом, Южной Кореей. Большую роль для развития торговых отношений с партнерами будут играть заключенное Канадой и ЕС в 2014 г. Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение (The Canada and European Union (EU) Comprehensive Economic and Trade Agreement), а также подписание в 2015 г. Канадой в качестве одной из сторон Договора о Транс-Тихоокеанском партнерстве (следует отметить, что на страны партнерства приходится до 65% канадского экспорта продукции АПК).

Расширение доступа продукции канадского АПК на международные рынки - одно из направлений канадской аграрной политики [2]. В действующей с 2013 г. рамочной программе поддержки агропромышленного комплекса «Ускорение роста 2» (Growing Forward 2) укреплению позиций канадского АПК на внешних рынках посвящена подпрограмма, «Агримаркетинг» (AgriMarketing Program). В рамках этой подпрограммы расходы по которой в течение 5 лет составят 341 млн долл., федеральное правительство оплачивает 50% издержек отраслевых ассоциаций или компаний малого и среднего бизнеса (в размере до 50 тыс. долл.) по организации продвижения канадской

продукции на ключевых рынках, включая участие в выставочных мероприятиях. В «Агримаркетинге» предусмотрена также реализация совместно с частным сектором инициативы по развитию системы стандартов качества продовольствия и систем прослеживаемости (traceability) продукции животноводства (прослеживаемость предоставляет возможность идентифицировать партии продукции и их связь с партиями сырья, с материалами упаковки, а также с записями относительно переработки и дистрибуции). В рамках этой инициативы правительство оплачивает до 75% стоимости проекта в размере до 1 млн долл. [3].

Необходимо отметить, что федеральное правительство оказывает долевое участие в финансировании провинциальных программ по поддержке экспорта продукции региональных производителей. В Британской Колумбии, например, в рамках программы «Агропро-довольственный экспорт» (BC Agrifoods Export Program) местным производителям компенсируется до 50% затрат на участие в международных мероприятиях, способствующих расширению условий доступа на международные рынки и увеличению экспортных продаж. Особое внимание уделяется рынкам стран-участников Транс-Тихоокеанского партнерства [4].

Важным информационно-консультационным ресурсом стимулирования экспортной деятельности является Агропродовольственная торговая служба Минсельхозпрода (Agrifood Trade Service - ATS). Служба предоставляет экспортерам и потенциальным покупателям канадской продукции централизованный доступ к информации о рынках и статистике торговли в зависимости от вида продукции или региона, о предстоящих международных мероприятиях (выставках, торговых миссиях), о программах содействия торговле, включая справочные материалах об организации экспортного процесса, о контактах канадских производителей сельхозпродукции, о торговых представителях Канады за рубежом [5].

В числе самых активно используемых инструментов поддержки экспорта - стимулирование национальных экспортеров участия в международных выставках. Поддержка обеспечивается за счет предложения компаниям льготных условий участия в выставочных мероприятиях в страновых павильонах под брендом «Канада» [6]. Принципиально важным элементом является процесс отбора мероприятий, которым оказывается поддержка. В настоящее время Минсельхозпродом Канады предусматривается содействие участию компаний в девяти выставочных мероприятиях, из которых большая часть посвящена развивающимся рынкам (табл.).

Институциональная инфраструктура поддержки канадских экспортеров продукции АПК за рубежом включает, прежде всего, сеть советников по сельскому хозяйству в канадских загранучреждениях. В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Мин-

Международный сельскохозяйственный журнал

СОДЕЙСТВИЕ ЭКСПОРТУ ПРОДУКЦИИ АПК В КАНАДЕ

Рис. Географическая направленность экспорта продукции АПК Канады (2013 г.), % от общего объема экспорта

Источник: Составлено по данным AAFC.

сельхозпродом и Министерством иностранных дел и международной торговли Канады (с ноября 2015 г. Министерство глобальных дел) в 15 ключевых для канадского агробизнеса странах (включая и Россию) в составе диппредставительств работают в настоящее время 35 специалистов в области сельского хозяйства и продовольствия, направляемые непосредственно Минсельхозпродом. Помимо этого, представители канадского агробизнеса также могут воспользоваться услугами сети канадских торговых представителей (The Canadian Trade Commissioner Service), руководство деятельностью которых осуществляется Министерством глобальных дел международной торговли. Сотрудники этой службы, работающие в канадских загрануч-реждениях в 150 городах по всему миру, занимаются улучшением условий доступа канадской продукции на конкретный рынок и оказанием информационно-консультационной поддержки канадским участникам внешнеэкономической деятельности [7].

Важнейшим элементом государственной поддержки экспорта, включая экспорт продукции АПК, выступают меры финансового характера, прежде всего, кредитование, страхование и предоставление государственных гарантий. Этими вопросами занимаются такие федеральные структуры, как Корпорация по развитию экспорта (аудит контрактов до подписания, предоставление гарантий канадским экспортерам и кредитов импортерам, страхование контрактов); Канадская коммерческая корпорация (техпомощь в подготовке контрактов, ориентация при участии канадских экспортеров в тендерах, оказание помощи в получении оплат по контрактам и услугам); Канадский банк по развитию бизнеса (предоставление помощи в разработке экспортных проектов, осуществление различных способов и схем оплат по контрактам, изучение рынков и сбор сведений о партнерах) и др. [2].

Функции по разработке и реализации стратегии экспорта продукции канадского АПК находятся в ведении консультационного органа - Секретариата по доступу на рынок (Market Access Secretariat), сформированного правительством в 2009 г. из представителей Минсельхозпрода, Канадского агентства продовольственной инспекции и Министерства иностранных дел и внешней торговли. Основная задача Секретариата - координация усилий федерального правительства с представителями отрасли, провинциями и территориями по поиску новых и освоению существующих рынков для реализации продукции агропромышленного комплекса Канады [8].

Активным участником процесса выработки стратегии экспорта продукции АПК и осуществления выхода на внешние рынки являются отраслевые объединения производителей сельхозпродукции. Среди них можно отметить Канадскую ассоциацию экспортеров свиней (Canadian Swine Exporters Association), представляющей интересы канадских экспортеров генетической продукции чистопородных канадских свиней [9]. Поддержкой экспорта канадской продукции из свинины занимается созданная в 1991 г. Канадская ассоциация экспортеров свинины (Canada Pork International) [10]. Заметна роль этой организации в решении проблем доступа на зарубежные рынки, в частности, участие в процессе, связанном с отменой в США обязательного статуса маркировки страны происхождения для мясных продуктов (Country-of-Origin Labelling - COOL). Большинство круп-

№ 2/ 2016

Таблица

Международные выставки, участие в которых поддерживается Минсельхозпродом Канады

Выставки Место проведения Тематика

Gulfood Дубай, ОАЭ Продукты питания, напитки, оборудование для гостинично-ресторанного бизнеса, кулинария

FOODEX Токио, Япония Сельскохозяйственная продукция и продукты питания, напитки

European Seafood Exposition Брюссель, Бельгия Морепродукты

AAHAR Нью-Дели, Индия Продукты питания, гостинично-ресторанное оборудование

Food and Hotel Asia (FHA) Сингапур Общественное питание и гостиничные услуги

ANUGA Кельн, Германия Продукты питания, напитки

SIAL Париж, Франция Продукты питания, напитки

Food and Hotel China (FHC China) Шанхай, Китай Продукты питания, напитки, оборудование для гостинично-ресторанного бизнеса

China Fish and Seafood Show Циндао, Китай Морепродукты

Источник: AAFC.

ных экспортеров объединены в независимый Канадский альянс по торговле агропродовольствием (Canadian Agri-Food Trade Alliance). Задачей альянса является лоббирование интересов экспортеров при заключении и реализации двусторонних и многосторонних торговых соглашений [11].

Курс на поддержку экспорта продукции АПК, предусматривающий использование политических и финансовых ресурсов, продолжается и новым либеральным правительством Дж. Трюдо, приступившим к исполнению обязанностей в ноябре 2015 г. Это было обозначено в должностной инструкции (mandate letter), направленной министру сельского хозяйства и продовольствия за подписью премьер-министра [12].

Представляется, что учет приведенного опыта поддержки экспорта продукции АПК в Канаде может повысить эффективность системы поддержки экспорта России и позволит российским производителям более активно продвигать отечественную продукцию на внешние рынки, прежде всего, в страны с растущими рынками.

Литература

1. An Overview of the Canadian Agriculture and Agri-Food System (2015) //Agriculture and Agri-Food Canada.

2. Основные элементы поддержки в Канаде экспорта продукции АПК: сборник материалов Международной научно-практической конференции «Сельское хозяйство в современной экономике: новая роль, факторы роста, риски» (Никоновские чтения, 2009 г.) / Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова. М., 2009. С. 424-425.

3. AgriMarketing Program [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agr.gc.ca/eng/?id=1357941192614

4. BC Agrifoods Export Program [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iafbc.ca/funding-opportunities/export/

5. Agri-Food Trade Service [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agr.gc.ca/eng/programs-and-services/list-of-programs-and-services/agri-food-trade-service/?id=1410965065217

6. International Trade Shows with Canada Pavilion [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agr.gc.ca/eng/industry-markets-and-trade/trade-events/?id=1410072148325

7. The Trade Commissioner Service [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tradecommissioner.gc.ca/network-reseau.aspx?lang=eng

8. Market Access Secretariat (MAS) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agr.gc.ca/eng/industry-markets-and-trade/market-access/market-access-secretariat/?id=1257798989228

9. Canadian Swine Exporters Association [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.canadianswine.com/

10. Canada Pork International [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.canadapork.com/en/about/

11. Canadian Agri-Food Trade Alliance [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cafta.org/pages/

12. Minister of Agriculture and Agri-Food Mandate Letter [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pm.gc.ca/eng/minister-agriculture-and-agri-food-mandate-letter

[email protected]

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.