Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности продукции АПК Канады на внешних рынках'

Повышение конкурентоспособности продукции АПК Канады на внешних рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности продукции АПК Канады на внешних рынках»

батывающей промышленности; низкий уровень развития смежных отраслей и др.

Рассматривая экспортный потенциал зернового хозяйства и рынка страны, надо констатировать, что за 25 лет независимости в агропромышленном комплексе следует отметить, что произошел рост сельхозпроизводства, увеличивалась производительность труда (составляет более 4 тыс. долл. США), происходит некоторое обновление основных фондов, произошла самообеспеченность по основным продуктам питания, в т. ч. зернового происхождения. Конкурентоспособность твердых и сильных сортов производимой в Казахстане яровой пшеницы, обеспечиваемой высоким содержанием в ней протеина и клейковины, ценящихся в производстве муки, служит причиной стабильно больших объемов ее производства.

К значительным факторам риска, серьезно угрожающим развитию экспорта казахстанского зерна и продуктов, произведенных из него, надо относить инфраструктуру, обеспечивающую осуществление экспорта, т.е. транспортную инфраструктуру, специализирующуюся на экспорте логистическую деятельность.

В качестве основных направлений, действующих в настоящее время и по которым должен происходить и в дальнейшем экспорт казахстанского зерна предлагаются следующие:

Северное направление - через пограничные переходы Аксу, Петропавловск, Семиглавый Мар в направлении морских портов Черного и Балтийского морей.

Южное направление - через пограничные переходы Сарыагаш, Луговое, Болашак в Узбекистан, Туркменистан, Киргизию, Таджикистан, и Афганистан и Иран

Западное направление - через порт Актау в Иран, через железнодорожную станцию им.

Дины Нурпеисовой к портам Азовского и Черного морей России в Азербайджан и Грузию.

Восточное направление - через пограничный переход Куркамыс, Локоть в Россию и Монголию; через пограничный переход железнодорожной станции Достык-Алашанькоу в Китай.

Перечисленные направления не составляют полный перечень траекторий движения потоков зерна и его производных, имеющих казахстанское происхождении, но они дают общее представление о местах выхода грузовых потоков с территории страны в зависимости от локализации места назначения. Важным с точки зрения дальнейшей логистики казахстанского зерна на емкие рынки стран Северной Африки, Ближнего Востока и ЕС, как уже отмечалось, является доставка продукта в районы причерноморья и движение по Черному морю с выходом в Средиземное море. Транспортные расходы по доставке 1 т зерна железной дорогой в порты Черного моря достигают 70 долл. США.

При прибавке к этим затратам не дорогого относительно тарифа морской перевозки, цена казахстанского зерна оказывается мало конкурентоспособной в Ближневосточном регионе, когда оно оказывается там. То же самое происходит при перевозках в Китай, логистика зерна в эту страну, а тем более далее в другие страны ЮВА, оказывается дорогой, соответственно и дорогим становится зерно, что не дает возможности безоговорочно побеждать (за счет качества сильных и твердых сортов зерна) в конкуренции с другими экспортерами. В этой связи Правительством страны были приняты решения по частичному возмещению затрат экспортеров зерна при перевозке транзитом через территорию России и Китая, что дало импульс росту экспорта казахстанского зерна в указанных направлениях, если сравнивать экспорт до и после введения указанной поддержки.

7.6. Канада

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ АПК КАНАДЫ

НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ

Григорьева Е.Е., Российское общество изучения Канады

Канада занимает 5-е место в мире после США, ЕС, Китая, Бразилии по величине агро-продовольственного экспорта. В 2016 г. Канада стала мировым лидером по вывозу овса, рапса, ржи, заняла третье место -по вывозу мяса свинины, четвертое место - по вывозу пшеницы. За последние двадцать лет стоимостной объем экспорта вырос в три раза, дос-

тигнув в 2015 г. уровня 55,4 млрд кан. долл. На экспорт идет до 50% произведенной в Канаде продукции агропромышленного комплекса (для масличных этот показатель составляет 95%, для пшеницы - 75%, для свинины - 70%).

Более половины экспорта составляет продукция с высокой добавленной стоимостью. По оценке Минсельхозпрода Канады, экспорт влияет на доходы более 90% канадских фермеров и 40% предприятий пищепере-рабатывающего комплекса [1]. Неудивительно, что развитию агропродовольственного экспорта постоянно уделяется повышенное внимание. В 2014-2016 гг. постоянный сенатский комитета по сельскому хозяйству и лесной промышленности (Standing Senate Committee on Agriculture and Forestry) Парламента Канады провел масштабные слушания по вопросам доступа продукции канадского АПК на международные рынки. Слушания прошли в Оттаве, в западных и восточных провинциях страны. Члены комитета в рамках слушаний в составе торговой миссии посетили агропродо-вольственную выставку в Китае. В целом, на слушаниях выступило около 500 экспертов, представлявших отраслевые ассоциации и союзы, аграрный бизнес, перерабатывающие компании, университеты, федеральные и провинциальные органы власти [2]. По результатам слушаний в мае 2017 г. был опубликован доклад «Доступ к рынку: открываем мир для канадских фермеров и переработчиков сельскохозяйственной продукции» (Market Access: Giving Canadian Farmers and Processors the World) с рекомендациями правительству [3]. Некоторые положения этого доклада представлены и проанализированы в предлагаемой статье.

В сенатском докладе рассмотрены три группы вопросов: влияние потребительского спроса на развитие рынков агропродовольст-венной продукции; конкуренция на международных рынках и существующие барьеры для расширения экспорта; определение со стороны государства необходимых мер поддержки для повышения продуктивности и экспортных возможностей агропродовольственного комплекса Канады.

На слушаниях отмечалось, что на развитие экспорта продукции АПК в настоящее время серьезное воздействие оказывают изменения в потребительских предпочтениях. Прежде всего, это тенденция возвращения к «здоровому образу жизни», предполагающая использование функциональных и здоровых продуктов питания (включая низкоуглеводные и безглютеновые). Потребители предпочитают использовать безопасные продукты, производство которых не вредит окружающей среде. При сертификации животноводческой продукции часто учитывается такое понятие, как «гу-

манное обращение с животными». Традиционно озабоченность потребителей вызывают продукты, содержащие генно - модифицированные организмы. Повысился спрос на органическую продукцию. На формирование потребительского спроса в последнее время оказывают влияние и демографические факторы, включая увеличение возраста населения и мультикультурализм [3, р.3]. Необходимо учитывать также и набирающее темпы изменение в каналах распространения экспортной продукции методом электронной торговли. Все большее число потребителей, особенно в странах азиатского региона (прежде всего, в Китае), для приобретения товаров используют интернет - ресурсы. В ноябре 2016 г. в ходе визита представительной делегации канадского АПК в Китай было достигнуто соглашение о продвижении канадской экспортной продукции на электронной платформе JD.com - ведущего китайского он-лайн ритейлера продовольствия [4].

Важная часть сенатского доклада посвящена вопросам влияния таможенно-тарифного регулирования на конкурентоспособность канадского экспорта. Особое внимание уделено заключению Канадой соглашений о зонах свободной торговли. На данный момент Канада является участником Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА), имеет соглашения о свободной торговле с Израилем, Чили, Коста-Рикой, Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), Перу, Колумбией, Иорданией, Панамой, Гондурасом, Южной Кореей. Сенаторы рекомендуют расширять сферу действия соглашений о свободной торговле особенно со странами, с которыми подобные соглашения заключили или планируют заключить конкуренты Канады. Как отметил один из участников слушаний, «...Канада уже имеет опыт того, как потеряла объем южнокорейского рынка в размере до 1 млрд долл. после вступления в силу соглашений о свободной торговле Южной Кореи с США, ЕС, Австралией. На тот момент Канада не имела аналогичного соглашения и соответственно льготного доступа на южнокорейский рынок (прим. - соглашение вступило в силу с 1 января 2015 г.). Мы не можем позволить себе повторения этой ситуации» [3, р. 6]. Важную роль для развития торговых отношений с партнерами будет иметь вступающее в силу в ближайшее время Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение между Канадой и ЕС (СЕТА), предусматривающее отмену около 94% пошлин на ввозимую в страны ЕС про-

дукцию АПК Канады. Это касается, прежде всего, зерновых и масличных и продуктов их переработки [5]. Большие надежды на расширение экспорта Канада возлагает на заключение соглашения о создании зоны свободной торговли с Китаем, который является вторым после США экспортным рынком для канадской агропродовольственной продукции.

На слушаниях широко обсуждались вопросы применения партнерами Канады нетарифного регулирования, ограничивающего возможности экспорта канадских продуктов. Сенаторы порекомендовали правительству Канады создать национальный комитет по мониторингу нетарифных барьеров с целью своевременного отслеживания требований к продукции АПК Канады со стороны зарубежных стран - импортеров [3, p. 8]. Отмечалась, что снижению нетарифных барьеров способствуют заключаемые торговыми партнерами соглашения об эквивалентности (equivalency agreements). К примеру, Канада уже имеет подобные двусторонние соглашения с США, ЕС, Японией, Коста-Рикой, Швейцарией в отношении взаимного признания стандартов на органическую продукцию [6]. На слушаниях была дана положительная оценка участию Канады в международных структурах, занимающихся вопросами установления научно обоснованных максимально допустимых уровней пестицидов (МДУ) в пищевых продуктах. Это такие организации, как Рабочая группа по пестицидам ОЭСР (Pesticide Working Group of OECD) и Комитет по остаткам пестицидов Совместной Комиссии ФАО/ВОЗ Кодекс Али-ментариус (Codex Committee on Pesticide Residues), разрабатывающий и поддерживающий международную базу данных по МДУ, признаваемых Всемирной торговой организацией (ВТО) в качестве стандартов.

Интересны предложения сенатского комитета в отношении ВТО. Сенаторы порекомендовали Правительству Канады совместно с зарубежными партнерами создать более эффективную и менее дорогостоящую систему ВТО по урегулированию споров [3, p. 11].

При обсуждении вопросов позиционирования канадской продукции АПК на международных рынках было предложено использовать национальный бренд «Канада» (Canada Brand), поскольку региональные (провинциальные) бренды не являются успешными в отличие от единого национального бренда. При этом сенатский комитет порекомендовал федеральному и региональным правительствам разработать совместную программу продвижения канадских

продуктов на внешние рынки под единым национальным брендом [3, p. 16-18].

Среди мер по повышению продуктивности и соответственно экспортных возможностей отечественного АПК сенаторы рекомендовали федеральному правительству улучшить доступ предприятиям малого и среднего бизнеса пищеперерабатывающего сектора, составляющим до 90% от общего количества перерабатывающих компаний, к льготным гарантированным кредитам для инвестирования в производство с использованием современных робототехнических автоматизированных систем. Следует также отметить рекомендации по совершенствованию инфраструктуры железнодорожных перевозок экспортного зерна, включая замену устаревших зерновозов - хопперов, принадлежащих федеральному правительству [3, p. 21; 3, p. 42].

Сенаторы положительно оценили деятельность Агропродовольственной торговой службы Минсельхозпрода Канады (Agrifood Trade Service - ATS), являющемся важным федеральным ресурсом стимулирования экспортной деятельности в АПК. Элементы этой службы неоднократно описывались автором статьи и предлагались в качестве модели для создания внешнеэкономической службы АПК России [7, 8, 9]. В качестве рекомендации сенатский комитет предложил федеральному и региональным правительствам объединить усилия по созданию «единого окна» с информацией о всех имеющихся формах государственной поддержки [3, p. 45].

На рекомендации парламентских докладов в Канаде принято давать правительственные ответы. Можно ожидать, что восприятие и творческое развитие рекомендаций доклада позволит Канаде достигнуть цели увеличения к 2025 году ежегодного объема экспорта продукции АПК до 75 млрд. кан. долл., как это обозначено в последнем бюджете Канады [10].

Источники

1. Agriculture and Agri-Food Canada (http:// www.agr.gc.ca/eng/industry-markets-and-trade/statistics-and-marketinformation/agriculture-and-food-market-information-byregion/canada/ ?id=1410072148230).

2. Canadian farmers need greater access to foreign markets to thrive, The Standing Senate Committee on Agriculture and Forestry, News Release, May 9, 2017 (https://sencanada.ca/en/ newsroom/canadian-farmers-need-greater-access-foreign-markets-thrive/).

3. Market Access: Giving Canadian Farmers and Processors the World. Standing Senate Committee on

Agriculture and Forestry. Ottawa, May 2017. - 93 pp.

4. Minister MacAulay Leads Largest-Ever Agricultural Delegation to China. Agriculture and Agri-Food Canada. News Release. November 4, 2016 (http://www. marketwired. com/press-release/minister-macaulay-leads-largest-ever-agricultural-delegation-to-china-2172928.htm).

5. Global Affairs Canada. CETA. Chapter Summaries ( http://www. international. gc. ca/trade-commerce/ trade-agreements-accords-commerciaux/agracc/ cetaaecg/chapter summaryresume chapitre.aspx?la ng=eng).

6. SaskOrganics. Cultivating a healthier world for the benefit of all through organic food and agriculture (https://sencanada.ca/content/sen/committee/421/A

GFO/Briefs/2016-05-18SaskOrganicsFollowUpQ_e.pdi).

7. Григорьева Е.Е. Перспективы расширения экспорта продукции АПК России // Аграрная наука. - 1997. № 6. - С.24-25.

8. Григорьева Е.Е. Использование канадского опыта при создании внешнеэкономической службы в агропромышленном комплексе России -Адаптация канадского опыта в России. Взгляды. Мнения, позиции - М: Дело, 2000 стр.30-32.

9. Григорьева Е.Е. Содействие экспорту продукции АПК в Канаде // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2016. № 2. - С. 18-19.

10. Government of Canada. Budget 2017 (http://www.budget.gc.ca/2017/docs/plan/budget-2017-en.pdf).

КАЧЕСТВО КАК ВАЖНЫЙ ИНТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КАНАДСКОГО ЭКСПОРТА ГОВЯДИНЫ Романова Т.Е., к.э.н., доц. Казанского кооперативного института

Качество во внешнеэкономической деятельности - один из важнейших факторов повышения экспортного потенциала страны. Продукция, соответствующая действующим требованиям и стандартам, всегда будет востребована на международном рынке. Это относится и к сельскохозяйственной продукции, потребители которой очень требовательны к ее качеству и безопасности. Поэтому страны, ориентированные на экспорт сельскохозяйст-

венной продукции, ответственно относятся к проблеме обеспечения ее качества. Одной из таких стран является Канада.

Ведущей отраслью животноводства Канады является мясное скотоводство. Страна занимает десятое место в мире по производству говядины и шестое - по её экспорту. Объемы производства и экспорта говядины страны остаются стабильными на протяжении последних лет (табл. 1).

Таблица 1 - Объемы производства и экспорта говядины в Канаде в 2011-2015 гг.

Показатели Годы 2015 г. в %

2011 2012 2013 2014 2015 к 2011 г.

Производство, тыс. т 1141 1066 1049 1099 1050 92,0

Экспорт, тыс. т 426 335 332 378 391 91,8

Удельный вес экспорта

в общем объеме произ-

водства, % 37,3 31,4 31,6 34,4 37,2 х

Источник: составлено по [4]

Производство говядины за анализируемый период снизилось на 8%, причем наиболее заметное снижение отмечалось в 2012 г. (на 75 тыс. т). Соответственно, сократился объем вывозимой из страны продукции (на 35 тыс. т, или 8,2%). Вместе с тем, следует отметить, что удельный вес экспорта в общем объеме производства говядины остался практически на прежнем уровне, что свидетельствует об экспортоориентированности отрасли. Для сравнения: в США, по данным данный

показатель в 2015 г. составлял 9,5%, в Бразилии - 18,1%.

Исторически сложилось, что Канада является одним из лучших производителей говя-

дины в мире. Высокое качество говядины обусловлено породным составом стада КРС. Самые популярные мясные породы в Канаде -это ангус, герефорд, шароле и симменталь. Мясо этих пород особенно нежное, ароматное и с жировыми прослойками (мраморное). Умеренный климат Канады прекрасно подходит для этих пород, что позволяет производителям и селекционерам сосредоточить усилия исключительно на улучшении вкусовых характеристик мяса. Природа наделила Канаду миллионами гектаров обширных пастбищ, вдобавок к миллионам гектаров полей под зерновыми культурами. Оба эти фактора положительно влияют на разведение высококачественного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.