3. Блохин, В.Н. Социально-экономическое развитие сельских сообществ: состояние, проблемы, перспективы / В.Н. Блохин // Вестник МГУ им. А.А. Кулешова. -2020. - № 1. (55). - С. 76-82.
14.5. НЕМЕЦКИЙ ОПЫТ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ, РЕАЛИЗУЮЩИХ СВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В
СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Тюличева Л.Д., к.э.н., доцент, независимый исследователь, г. Санкт-
Петербург
Нам показалось полезным рассмотреть текущий опыт Германии, касающийся адресных вложений в профессиональное развитие сельского населения.
Дуальное обучение (обучение в компании) является самым известным видом обучения в Германии и примерно соответствует нашему среднему специальному образованию. Его сильной стороной является ориентированность на практику: практическое обучение в компаниях (примерно 3 дня в неделю) дополняется передачей теоретических знаний в профессионально-технических училищах (около 2-х дней еженедельно).
Поэтому свой путь к профессии выпускник германской школы, желающий получить сельскохозяйственную профессию, начинает с поиска предприятия, которое возьмет его на обучение. Сельскохозяйственные палаты аккумулируют сведения обо всех сельскохозяйственных предприятиях, способных (что подтверждено сертификатом палаты) в ближайшие 3 года давать практические знания в процессе дуального образования. Эти сведения размещаются на общедоступных сайтах.
Например, на одном из сайтов мы обнаружили предложение учебных мест со стороны сельскохозяйственных предприятий Нижней Саксонии со следующей структурой: по профессии «фермер» - 2271, «садовод» - 926, «специалист аграрного сервиса» - 138, «животновод» - 87, «рыбовод» - 46, «технолог молочного производства» - 39 , лесник - 31, егерь - 9 (по состоянию на 8.06.2020) [1].
Если выпускник успешно проходит собеседование, предприятие заключает с ним договор на обучение.
Этот договор закрепляет, в том числе, суммы вознаграждения ученику на первый, второй и третий годы обучения. Мы свели данные по разным профессиям в одну таблицу, из которой видно следующее.
Во-первых, величина выплат различается в зависимости от того, какой именно профессии вы обучаетесь. Самыми «вознаграждаемыми» оказались технологи молочного производства, а также садоводы и растениеводы (см. табл.1).
Во-вторых, величина выплат зависит от того, на какое именно сельскохозяйственное предприятие вы устроились учеником. Разброс величины вознаграждения обучаемых на разных предприятиях особенно заметен для профессий:
а) 1-й год обучения - лаборант молочной лаборатории (разброс 120 евро), животновод (110 евро), фермер (100 евро), коневод (100 евро);
б) 2-й год обучения - лаборант молочной лаборатории (270 евро), фермер (110 евро), коневод (110 евро), растениевод (100 евро), животновод (100 евро);
в) 3-й год обучения лаборант молочной лаборатории (340 евро), растениевод (120 евро), животновод (100 евро). (см.табл.1)
Таблица 1. Размеры пособий обучающимся сельскохозяйственным профессиям по дуальной системе в ФРГ_
Учебная профессия Доход, евро
1 год 2 год 3 год
1 2 3 4
Фермер 530-630 570-680 640-730
Растениевод 740-824 803-903 864-984
Садовод 750 830 910
Специалист аграрного сервиса 590-640 620-670 670-700
Лесник 650 700 750
Животновод 550-650 600-700 650-750
Технолог молочного 850 950 1050
производства
Лаборант молочной 620-810 670-940 750-1090
лаборатории
Коневод 530-630 570-680 640-730
Рыбовод 515 611 695
Эконом(ка) 600-630 650-660 710-720
Источник: составлено автором по [2]
Таким образом, выбирая место обучения, приходится руководствоваться соображениями не только удобства его территориального размещения.
Закончив первоначальное обучение, работник сельского хозяйства должен участвовать в процессе непрерывного образования, чтобы соответствовать постоянно растущим требованиям профессиональной жизни. Предполагается, что в этом он также вправе рассчитывать на материальную поддержку.
Уже не первый год действует программа Федерального министерства образования и науки по предоставлению гранта непрерывного образования молодым особенно одаренным выпускникам системы профессионального обучения. Одаренность доказывают блестяще сданные итоговые профессиональные экзамены и место не ниже третьего в общенациональных профессиональных конкурсах.
Финансируются расходы на профессионально сложные, требующие дальнейшего обучения мероприятия по повышению квалификации или на меры по развитию междисциплинарных и социальных навыков. Получивший
грант выпускник может обучаться на специализированных курсах учебных заведений, в сельских колледжах, школах сельскохозяйственной техники и т.п., совершать сложные учебные поездки, сложные стажировки (в том числе за границей) [3].
В 2018 году предоставлялось финансирование в размере до 7200 евро сроком на три года. С 2020 года оно увеличилось, теперь их максимальный объем на одного человека составляет 8100 евро [4].
Поощряется повышение квалификации не только молодежью. Работники всех возрастов получают финансовую поддержку в соответствии с законом о поддержке повышения квалификации (AFBG, так называемое продвижение по службе Ьай^) на целенаправленную подготовка к государственному экзамену на повышение квалификации.
Различают два варианта финансирования:
а) оплата учебы (с 01.08.2020 г. грант в размере 50% от курса и стоимость экзамена (ранее 40%), могут быть возмещены затраты до 15 000 евро;
б) смягчение потери заработка (размер выплаты зависит от богатства и дохода, а также от семейного положения и количества детей) [5].
Это материальная поддержка повышающих квалификацию работников (например, в форме сдачи ими экзамена магистра) означает в известном смысле финансирование дуального образования будущих поколений сельской молодежи. Потому что всякому квалифицированному работнику будет предложено рано или поздно взять себе учеников. И его готовят к этому заблаговременно, в процессе повышения квалификации.
Например, магистерский экзамен по специальности «аграрный сервис» включает в себя не только такие части как растениеводство, переработка продуктов, агротехника, сервис, менеджмент. Отдельной частью идет «Профессиональное обучение», включающее в себя практический и письменный экзамен. В практическом тесте учебная ситуация должна быть запланирована в письменной форме и выполнена в форме одночасовой рабочей инструкции. Проводится также 30-минутная профессиональная дискуссия. На письменном экзамене (2,5 часа) необходимо ответить на вопросы, связанные с различными аспектами профессионального обучения [6]. То есть магистр на экзамене подтверждает не только свою квалификацию, но и способность передавать ее другим.
Как мы видим, существенной особенностью германской системы материальной поддержки профессионального развития сельского населения является ее направленность на поддержание не только конкретных лиц, но и системы подготовки кадров для сельского хозяйства. Даже компенсационные выплаты работникам сельского хозяйства приобретают черты инвестиционных вложений в дуальную систему обучения сельскохозяйственным профессиям.
Список использованной литературы:
1. Talente gesucht. Ausbildungsbetrieb gesucht? [Электронный ресурс] URL: https://www.talente-gesucht.de/index.cfm/action/jobs.html. Дата доступа 8.06.2020
2. Ausbildungsberufe von A-Z [Электронный ресурс] URL: https://www.ausbildung.de/berufe/glossar/. Дата доступа 30.05.2020
3. Weiterbildungsstipendium - Durchstarten für Berufseinsteiger [Электронный ресурс] URL: https://www.stmelf.bayern.de/agrarpolitik/foerderung/004009/index.php
Дата доступа 3.06.2020
4. Stipendium 2020 für Berufseinsteiger! [Электронный ресурс] URL: https://www.landwirtschaftskammer.de/bildung/stipendium.htm
Дата доступа 10.06.2020
5. Fortbildungsförderung durch Aufstiegs-Bafög [Электронный ресурс] URL: https://www.lwk-niedersachsen.de/index.cfm/portal/berufbildung/nav/859/article/35675.html Дата доступа 4.06.2020
6. Agrarservicemeisterprüfung 2022 - Anmeldefrist bis 30.06.2020 verlängert! [Электронный ресурс] URL: https://www.lwk-niedersachsen.de/index.cfm/portal/berufbildung/nav/984/article/14933.html
Дата доступа 26.05.2020
14.6. ШКОЛЬНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -
ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В СЕЛЬСКУЮ
МЕСТНОСТЬ
Григорьева Е.Е., к.э.н., Российское общество изучения Канады (РОИК) Шульга П.С., к.с.-х.н., факультет почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова,
e-mail: shulgaps@yandex. ru
Повышение уровня жизни в сельской местности напрямую зависит от привлекательности труда в агропромышленном комплексе (АПК). В АПК Канады занято 12,6% работающего населения страны [1]. Однако в настоящее время агропродовольственный сектор Канады сталкивается с проблемой кадрового дефицита. По оценке Канадского совета по кадрам для сельского хозяйства (Canadian Agricultural Human Resource Council), при сохранении подобной тенденции дефицит рабочей силы в канадском АПК к 2029 году может достичь 123 000 работников [2], что станет также причиной снижения численности сельских жителей, на долю которых в настоящее время приходится около 18% всего населения страны. Одной из ведущих организаций, способствующих сдерживанию этого негативного тренда, является национальная некоммерческая образовательная организация «Сельское хозяйство в школьных классах Канады» (далее - СХВШКК) (Agriculture in the Classroom Canada - AITC-C), имеющая отделения в провинциях Канады [3, 4].
Основные цели СХВШКК - помочь канадским школьникам получить более глубокое понимание роли АПК в экономике и обществе, а также содействовать привлечению учащихся к выбору карьеры в агропродовольственном секторе. Для реализации этих целей разрабатываются и предоставляются школьникам и преподавателям