Научная статья на тему 'ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В СОВЕТСКОЙ БАШКИРИИ (1925-1930 ГГ.)'

ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В СОВЕТСКОЙ БАШКИРИИ (1925-1930 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМЦЕНТР БАШНАРКОМПРОСА / КРАЕВЕДЕНИЕ В СССР / REGIONAL STUDIES IN THE USSR / ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / SCHOOL LOCAL HISTORY / ACADEMIC CENTER OF THE BASHKIR NATIONAL COMMITTEE OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ергин Юрий Викторович, Чушкина Светлана Евгеньевна

В статье приводятся малоизвестные факты деятельности секции школьного краеведения при Центральном бюро краеведения Академического центра Башнаркомпроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В СОВЕТСКОЙ БАШКИРИИ (1925-1930 ГГ.)»

Ю.В. Ергин, С.Е. Чушкина

ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ В СОВЕТСКОЙ БАШКИРИИ (1925-1930 гг.)

Ключевые слова: Академцентр Башнаркомпроса, краеведение в СССР, школьное краеведение.

Аннотация: В статье приводятся малоизвестные факты деятельности секции школьного краеведения при Центральном бюро краеведения Академического центра Башнаркомпроса.

Масштабные изменения, произошедшие в современном российском обществе, требуют переосмысления пути, пройденного страной в минувшем, XX веке. Формируются новые приоритетные направления исследований, среди которых достойное место отводится изучению истории краеведения, что существенно дополнит представления о месте социокультурной сферы в жизни общества. Понятие краеведения в последнее время существенно расширилось: оно понимается и как наука, и как форма научно-популяризационной деятельности по изучению края, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и гораздо более широкий круг местных жителей.

Академик Д.С. Лихачев о краеведении: «Краеведение воспитывает живую любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах. На его основе можно серьезнее и глубже решать местные экологические проблемы. Давно высказывалось мнение, что краеведение следует ввести в качестве дисциплины в школьные учебные программы. До сих пор этот вопрос остается открытым [1, 71].

...Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь, комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т. д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности. Последних может быть огромное множество [1, 72].

...Есть чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения как науки. В ней нет "двух уровней". Одного уровня - для ученых-специалистов и другого - для "широкой публики". Краеведение само по себе популярно. Оно существует постольку, поскольку в его создании и его восприятии (потреблении) участвуют широкие массы. В этом отношении краеведение в системе наук занимает исключительное место. Оно учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих (и не только "своих") местах. Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и прочего, но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень, создавать новые и пополнять старые музейные и архивные хранилища, связываться со специалистами, читать научную литературу [1, 73].

...Краеведение не только наука, но и деятельность!» [1, 87].

До сих пор малоисследованной является проблема становления краеведения в России как элемента педагогического воспитания подрастающего поколения [2]. Наше небольшое исследование посвящено предыстории возникновения и развития краеведения в школах Башкирии в 1925-1930-м годах, когда оно было важнейшим элементом патриотического воспитания.

О необходимости самого широкого использования местного (краеведческого) материала в процессе обучения и воспитания еще в XVIII веке писал чешский педагог, основоположник дидактики Я.А. Коменский. На особое значение краеведения при формировании педагогом личности обучающегося в разное время обращали внимание Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и последователь последнего А. Дистервег. В России вопрос об использовании местного краеведческого материала впервые поднял М.В. Ломоносов [3]: в 1726 году он предложил «в плане изучения минеральных богатств страны использовать участие взрослого населения и детей»; последние привлекались к сбору образцов горных пород и

пелпгогичесний журнпл спшнортостпнп м 3(64). soi6

УЧИТЕЛЬ

ЖУРНАЛ ДЛЯ НАСТАВШШОВЪ, РОДИТЕЛЕЙ II ВШЪ ЖЕЛЛЮЩНХЪ ЗАНИМАТЬСЯ B0CIII1ТДШЕМЪ II ЮТШЕМЪ ДВТЕЙ.

Сентябрь

Л- 17.

Годъ второй.

Выходить Ли раза »ъ «Неацъ выпускачи издай!« въ С. Петербург* 3 р. 50 к. сер., « прививается огь Гг. ивогородаыхь исключительном С. Петербурга—въ каахаоаь aaraaua» П. 11. К

■ente 3 Jic-тоаъ въ большую 8-ую долю. Цьна «а годовое ь доставкпю аа доиъ иди съ иерее .икию i р. сер. Подписка la, въ ГадераоЛ улаць. JV 19, — оть жителей Майкова аа Ыеаскоаъ иросиектЬ JV 2.

минералов в расчете на то, что детская любознательность приведет к хорошим результатам. Была составлена анкета из тридцати вопросов, включавшая сведения о городах, губерниях и провинциях государства; она, по сути, стала первой минералогической программой изучения территории России.

Попытка обоснования педагогической ценности ознакомления учащихся со своим родным краем («родиной») нашла отражение в «Уставе народных училищ» 1786 года Ф.Д. Янковича де Мириево (серба по национальности; последователя Я.А. Коменского), приглашенного Екатериной II в Россию для составления плана реформ национальной школы, а также в «Уставе народных училищ» 1804 года.

В 1862 году Н.Х. Вессель, эксперт-педагог Министерства народного просвещения, опубликовал в педагогическом журнале «Учитель» (выходил в Петербурге в 1861-1870 годах) статью «Местный элемент в обучении» [4], в которой предложил ввести в начальной школе специальный предмет - «отчизноведение», или «отечествоведение», в содержание которого были включены элементы местной географии, естествознания и истории. На знаниях и навыках, полученных по этому предмету, в дальнейшем (в средней школе) должно было строиться систематическое изучение более полного «роди-новедения». Идею Н.Х. Весселя поддержал основоположник российской научной педагогики К.Д. Ушинский, связавший «от-чизноведение» не только с первоначальным знакомством с элементами географии, истории и естествознания, но и с изучением родного языка. Эти идеи К.Д. Ушинского об использовании местного материала в общении получили конкретное воплощение в его учебной книге «Родное слово: книга для учащихся» (1864), в предисловии ко второй части которой прямо указывалось на необходимость развивать у детей «инстинкт местности», то есть знание своего окружения и умение ставить в конкретное сопоставление со свой знакомой местностью изучаемый образовательный материал. Эту «способность, чрезвычайно полезную и в учении и в практической жизни» автор учения о народности воспитания видел, прежде всего, в процессе обучения географии. В 1862 году увидел свет первый русский учебник географии с элементами краеведения. Это «Учебник всеобщей географии», автором которого был Порфирий Николаевич Бе-лоха. В 3-м издании (1867) этого учебника приведена «Программа для изучения места жи-

МЬСТИЫЙ ЭЛЕМЕНТЪ ВЪ 0БЗЧЕН1П.

Къ числу почти еще вовсе незатронутыхъ у насъ педагогнческихъ вопросовъ относится и вопрос ь «о ииъстномъ элс.иснтть ее обученш а. Въ разлнчныхъ педагогнческихъ статьяхъ, особенно въ написанншъ по поводу проектовъ устава общеобразовательныхъ учебныхъ заведешй министерства народнаго просвещешя, встречается, правда, довольно часто Фраза, «училища должны быть устроены сообразно съ местными средствами, съ местными yc.ioimi.vn п потребностями». Но и эта общая и неопределенная Фраза, какъ и большая часть замечашй и возражешй относятся преимущественно къ хозяйственному и административному устройству местныхъ училищъ; местное же устройство учебной части задевается только такъ, мимоходомъ. Все это очевидно доказываетъ, что мы еще не обра-щаемъ достаточная внимашя на важность согласована обученш съ местными потребно*

вопросъ не только въ отношенш къ училища мъ, но и къ домашнему обученпо, следовательно къ общему образованно вообще.

У насъ обыкновенно жалуютей на полное равнодуипе местныхъ обществъ къ учили-щамъ, приписывая такое печальное явлеше совершенному невежеству этихъ обществъ, и для того, чтобы возбудить хотя некоторое сочувствие, заинтересовать хотя несколько учплищнымъ деломъ, употребляютъ различные привлекательный меры, вошедиля и въ проекты новыхъ уставовъ, какъ напр. должности почетныхъ попечителей, смотрителей ù пр. Но все эти меры, не смотря на то, чтооне уже довольно долго находятся въ унотребле-казались безуспешными; въ местныхъ обществагь оие никакого интереса къ учплн-щамъ не возбудили, и вся полезность ихъ ограничилась только темъ, что нашлись некоторый личности, нринявиня на себя упомянутый звашя изъ желашя, ничего не делая, получить чинъ, или крестикъ, или для избежали другихъ общественныхъ должностей,

стями, или, что все равно, на значеше ме- нлатившм ежегодно за это удовольстше нзве-

стнаго элемента въ обучешп. Между темъ подробное раземотреше этого вопроса становится существенно необходимым*, особенно въ теперешнее время, когда министерство народнаго просвещен'ш непременно желаетъ опять издать новый обиий уставь для всехъ училищъ. Мы разематриваемъ здесь этотъ

стную положенную незначительную сумму. Мы съ своей стороны убеждены, что все подобный искусственные связи и возбуждеш'я никогда ничего не соединять и никогда не приведутъ къ желаемымъ результатам^ со-чувствю къ какому бы то ни было делу возбуждается только самымъ дЬлоыъ, а ннчемъ 51

тельства или родины». Идею создания школьных учебников на краеведческой основе позднее активно поддерживал Л.Н. Толстой.

Термин «краеведение» в педагогической литературе впервые появился в работе учителя истории методиста В.Я. Уланова [5], подробно рассмотренной в статье российского публициста И. Катаева «Новейшие течения в преподавании истории» [6], опубликованной в 1915 году в педагогическом журнале «Вестник воспитания».

Период с 1917 по 1927 годы по праву был назван «золотым десятилетием» отечественного краеведения [7]. В 1922 году состоялась I Всероссийская конференция научных обществ по изучению местного края. Был создан руководящий орган российских краеведов, которым стало Центральное бюро краеведения (ЦБК), функционировавшее до 1925 года при Российской академии наук. Председателем ЦБК в 1922-1927 годах был непременный секретарь Академик наук академик С.Ф. Ольденбург. Большой вклад в развитие отечественного краеведения в это время внесли академики М.М. Богословский, Н.Я. Марр, С.Ф. Платонов, А.Е. Ферсман; члены-корреспонденты М.Н. Покровский, А.Н. Самойлович, Ю.М. Шокальский. Центральное бюро издавало журналы «Краеведение» (1923-1929), «Известия Центрального бюро краеведения» (1925-1929) и «Советское краеведение» (19301936). В этих журналах были отражены организационно-методические вопросы движения, деятельность краеведческих организаций. В течение ряда лет главными редакторами журналов «Краеведение» и «Известия ЦБК» были академики С.Ф. Ольденбург и Н.Я. Марр.

После II Всероссийской конференции по краеведению, состоявшейся в декабре 1924 года, ЦБК отделилось от Академии наук и превратилось в самостоятельный орган, находившийся в ведении Главнауки Наркомпроса РСФСР [9]. К этому времени у руководства Наркомпроса еще не сложилась однозначная позиция в определении главных задач краеведческого движения, его места в общественной жизни страны. В первой половине 1920-х годов, находясь под эгидой Академии наук, это движение решало в основном научные и просветительские задачи. Однако по мере усиления централизации в руководстве страной краеведческим исследованиям на местах все чаще начали придавать прикладной характер. Государство предприняло решительную попытку превратить краеведение в общественное движение, целенаправленно работавшее на социалистическое, плановое и массовое строительство1. Финансирование краеведческих организаций резко сократилось: согласно Постановлению Президиума ВЦИК от 16 июня 1928 года, целый ряд подобных организаций передавался с государственного на местный бюджет. Исполкомам местных Советов предполагалось самим изыскивать дополнительные источники «для компенсации расходов на содержание передаваемых учреждений» [11]. С января 1930 года журнал «Краеведение» был преобразован в «Советское краеведение», его редактором стал новый председатель ЦБК П.Г. Смидович (он же - первый заместитель председателя ВЦИК).

Передовая статья первого номера «Советского краеведения», которая называлась «Новый этап в краеведении», провозгласила главные цели нового издания: «Обращение краеведения лицом к социалистическому строительству, перестройка рядов краеведения для активного участия в социалистическом строительстве, замена старых задач академического краеведения новыми, отвечающими эпохе диктатуры пролетариата» [12]. В это время в стране уже начался сталинский террор, главной целью которого было подавление любых проявлений критики волюнтаристской политики во всех областях жизни советского общества, что запечатлелось и на страницах журнала «Советское краеведение», в котором прямо был поставлен вопрос о «всемерном усилении темпов и охвата масс с целью теснейшей связи краеведческого движения с классовыми боями, в связи с выкорчевыванием капиталистических элементов». В марте 1930 года состоялась IV Всероссийская конференция, давшая «наконец-то стройный план расстановки сил сверху и снизу» [14].

пелпгогичесний журнпл спшнортостпнп м 3(64). во 16 ммррг

История и уроки «огосударствления» отечественного краеведения в условиях глубокой бюрократизации всей общественной жизни страны в 1930-1936 годах, приведшее к его полному разгрому, подробно обсуждены в статье В.Ф. Козлова [15]: многие краеведы были репрессированы, краеведческие общества заменены бюрократическими структурами, вся краеведческая литература, выпущенная до 1930 года, подлежала тщательному пересмотру для изъятия «политически вредных изданий», после чего на долгие годы в истории советского краеведческого движения наступил мрачный период.

В 1923-1925 годах под руководством научно-педагогической секции Государственного ученого Совета (ГУС) были составлены новые программы преподавания в школах-семилетках («Программы ГУС»)2. Их особенность состояла в том, что учебный материал не был распределен по отдельным предметам: весь объем знаний, подлежащий изучению в школе, был представлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. В этих «комплексных программах» учебный материал распределялся по трем направлениям: природа, труд, общество. Считалось, что «Программы ГУС» направлены на установление связи обучения и воспитания с жизнью. По своему содержанию они, якобы, позволяли устранить разрыв между теорией и практикой, покончить с догматичными методами обучения, господствовавшими в дореволюционной русской школе [17].

Оценивая роль и значение ГУСовских программ, нарком просвещения А.В. Луначарский на II Всероссийском съезде заведующих губернскими отделами социального воспитания говорил: «Это целый переворот в деле школьного образования, это такая вещь, которая, если мы сумеем ее развить, будет иметь всемирное значение... В этой программе лежит необычайное изящество структуры, с какой бы стороны не подойти к ней, вы видите нечто цельное»[18].

Комплексные программы ГУС стали осуществлять в первой половине 1920-х годов государственную политику в сфере школьного образования. Она была направлена на реализацию связи обучения, полученных знаний с практикой, жизнью данного города, района, сезонными явлениями природы. В этой связи огромное значение придавалось экскурсиям; наблюдениям учащихся за погодой, природными явлениями, сельскохозяйственными работами; наблюдениям за работой промышленных предприятий и отдельных ремесленников.

В Башкирии реализация комплексных программ ГУС была возложена на Академический центр БНКПроса [19], созданный в конце 1922 года Постановлением Башсовнаркома [20]. С самого начала Академцентр задумывался как орган, объединявший научно-исследовательскую, научно-методическую и краеведческую работу в пределах всей Башкирии [21]. В разные годы им заведовали Сагит Сунчалей (1922-1923), Губай Давлетшин (1923-1924), Шариф Манатов (1924-1925) и Шариф Сюнчелей (1925-1930; старший брат Сагита Сунчалея, заместитель наркома просвещения БАССР (1928-1929), первый директор Башкирского педагогического института (с 1929-го) [21]. При Ш. Сюнчелее Академцентр был окончательно реорганизован [22]: в его структуру вошли Научно-методический совет, Терминологическая комиссия, Центральное бюро краеведения и Издательство. Работа этих подразделений достаточно подробно рассмотрена в [23] и [24], а специально краеведческая работа в статьях Ш. Сюнчелея [25] и Г. Комиссарова [26]. Предметом настоящего исследования стали малоизвестные страницы деятельности секции школьного краеведения Академцентра БНКПроса: фактически это небольшая заметка о работе этой секции, написанная ее председателем Г.И. Комиссаровым [27] и материалы дела 1798 (Методические письма и разработки по изучению местного края в школе), 14 октября 1926 - 8 июля 1927 года, из фонда Р-798 БНКПроса, хранящегося в Национальном архиве Республики Башкортостан (НА РБ) [28].

Секция школьного краеведения Областного бюро краеведения при Академцентре БКНПроса была создана в марте 1925 года: ее задача состояла в организации и руководстве краеведческой работой во всех школах Башкирии. Руководил секцией

Г.И. Комисаров , заведующий учебной частью и преподаватель Приуральского чувашского техникума, много сделавший для развития краеведения в Башреспублике вообще, так и для изучения чувашского языкознания и фольклористики, в частности.

К началу 1925/1926 года Академцентром БНКПроса было издано «Методическое письмо №7» [30], в которое вошла написанная Г.И. Комисаровым разработка «Как поставить краеведение в школах и учительских организациях Башкирии?». В ее «Вводной части» краеведение рассмотрено как важное звено научного познания мира - «мироведение»: «Эта цепь начинается с познания родины («родиноведе-ния»), переходит к познанию района («районоведение»), отсюда - к познанию края («краеведение»), затем к познанию отечества или своего государства («отечествове-дение»), дальше - к познанию других стран («страноведение»), еще дальше - к познанию других стран («страноведение»), еще дальше - к познанию земного шара в целом («землеведение» или «общая география») и кончается познанием всей Вселенной («мироведением» или «космографией»4)

Во второй части «Письма» приведена краткая инструкция для массового учительства Башкирии об организации краеведческих организаций на местах: краеведческого кружка в школе, волости, кантоне; об Уставе этого кружка; о том, как использовать материалы «Башкирского краеведческого сборника», выпуск которого был начат с 1 января 1926 года на русском и башкирском языках, как самим публиковаться в этом сборнике. В третьей части «Письма» приведена подробная инструкция о постановке преподавания краеведения в школах Башкирии в соответствии с опубликованными «Программами ГУСа». В школах I ступени для первого года прорабатывались темы «Наша семья», «Наш класс», «Наша школа» в разные времена года; для второго года - «Наша деревня» (в городах - «Наш город») применительно к четырем временам года; для третьего года - «Ближайший к нам город» (для сельских школ - «Ближайшая деревня») и «Наш край». Последняя тема могла быть разбита на подтемы: «Наша волость», «Наш кантон», «Башкирия» или «Башкирская АССР»; для четвертого года - тема «СССР», которая разбивалась на подтемы «Природа СССР», «Производство в СССР», «Трудящиеся СССР», «Борьба трудящихся СССР за лучшую жизнь», «Октябрьская революция». В школах II ступени после повторения темы «Наш край» и систематизации всего того, что учащиеся узнали о своей родине и о Башкирии происходил переход к изучению тем «СССР и другие стра-

Г.И. Комиссаров

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

Башкирского Народного Комиссариата Просвещения

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

— № 7 —

СОДЕРЖАНИЕ:

Комиссаров, Г. И. .Как поставить краеведение в школах и учительских организациях Башкирии?*

Издание Башнаркомпроса.

УФА-1925:

пелпгогичесний журнпл спшнортостпнп м 3(64), во 16 ммррг

ны», «Земля в целом», «Вселенная». При изучении всего этого, недоступного непосредственному исследованию, родной край все время служит как бы фундаментом, основанием того, с чем сравнивается изучаемое новое, неизвестное. Таким образом, «родной край -это лаборатория, в которой продолжается изучение учащимися мира и жизни».

В первые два года обучения работа учащихся еще не может быть исследовательской в собственном смысле этого слова: дети еще малы и не подозревают о такой работе. С третьего года обучения учащиеся совершают экскурсии на производство, собирают материалы, систематизируют их в школьной лаборатории (классном уголке или музее местного края) , участвуют в посильном производственном труде (не только в школьном и семейном), но и общественном. Они выступают с докладами, в которых излагают результаты своих исследований, активно обсуждают их с другими учащимися.

В заключении к «Письму» приведен краткий указатель литературы по школьному краеведению (около ста наименований). Среди этой краеведческой литературы свыше тридцати названий книг и учебных пособий о Башкирии на русском, башкирском, чувашском и марийском языках. Так, на русском языке это «География Башкирии» [31]

О.В. Мироновой, справочная книга «Вся Башкирия на 1925 год» [32], «Население Башреспублики в историко-

этнографическом отношении» [33] Г.И. Комиссарова; на башкирском языке «История башкир» (1925) и «География Башкирии» Г. Фахретдинова, «Общие сведения о Башкирии»(1926) Ш. Сюнчелея; на чувашском языке «Наша Родина» (1921) Г.И. Комиссарова. Архивные материалы позволяют проследить, как силами секции школьного краеведения Академцентра БНКПроса проходила работа по созданию краеведческой хрестоматии «Башкирский край» [20, 110-185], первое издание которой («проект Комиссарова») вышло в свет в 1927 году, когда его инициатор уехал из Уфы и уже работал в Казани.

В первой и второй частях хрестоматии «Башкирский край» [24], составленной секцией школьного краеведения, вышедшей в Башгизе тиражом 5000 экземпляров, было помещено около 150 отрывков из произведений: русского писателя, уроженца Уфы, С.Т. Аксакова («На реке Деме», «Ужение рыбы», «Переправа через реку Белая», «Башкирия сто лет назад»); преподавателя географии Уфимского чувашского педагогического техникума О.В. Мироновой, автора учебника «География Башкирия»; научного сотрудника Башкирского центрального краевого музея археолога М.И. Касьянова; самого Г.И. Комиссарова; выпускника Брюсовского литературно-художественного института (Моск-

ва, ве;

l^Y -

1924) Степана Злобина , приехавшего в Уфу для сбора материалов о Салавате Юлае-историка-краеведа А.А. Кийкова, преподавателя Уфимского института народного образования.

Перу М.И. Касьянова принадлежали опубликованные в хрестоматии очерки: «Как производили раскопки древнего могильника», «Об основании деревни Старо-Бедеевой», «Из тумана тысячелетий», «Ак-Идель - Белая река», «Поимка Салавата» и стихи «Плач Салавата». Степаном Зло-биным для хрестоматии написаны очерки: «По дорогам Башкирии», «Поверхность Башкирии», «Темя-совская волость», «Зилаирский кантон», «Фабрики и заводы Башкирии», «Как управляется и растет наша промышленность», «Чиш-минская опытная станция», «Полеводство Башкирии», «Хорошо ли удобряют поля Башкирии», «Саранча и борьба с ней», «В гостях у марийцев», «Курайче», «Соколиная охота». Еще в Брюсов-ском институте в Москве Степан Злобин увлекался стихами. Участвуя в экспедициях по Башкирии, он не мог не выразить в стихах свои впечатления о замечательной башкирской природе: в хре-

S/y

стоматию Степан Злобин поместил свое стихотворение «Степь» и большие отрывки из поэмы «Башкирия». Г.И. Комиссаров, к тому времени автор большого обзора «Население Башреспублики в историко-этнографическом отношении» [33], был представлен в хрестоматии статьями «Почему пестро население Башреспублики», «Какой народ и в каком количестве живет в Башреспублике», «Чуваши», «Мордва»

В третьей части хрестоматии «Башкирский край» были помещены цифровые данные о народном хозяйстве Башкирии (на 1926 год): сельское хозяйство, промышленность, площади посевов, леса. Были сформулированы и задания для учащихся: как изучить свой край (население, пути сообщения, управление республикой), народные богатства края, как нарисовать карту своего города или села; приведены задания по темам «Деревня», «Город», «Наблюдения над природой», «Охрана труда и здоровья» и другие.

Второе издание хрестоматии «Башкирский край» [35], составленной коллективом преподавателей Башнаркомпроса для III и IV групп школ I ступени, значительно отличалось от первого: переработка произошла как по линии содержания, так и по изложению. Часть статей, признанных трудными для детей, была исключена, остальные сокращены или значительно переработаны. Другим стал и план построения хрестоматии: каждый кантон республики описан отдельно, что упростило и сделало более наглядным знакомство читателей с Башкирией, в особенности для III группы при изучении темы «Наш район».

пелпгогичесний журнпл спшнортостпнп м 3(64). во 16 gssesgs

Вшшорнн icci строя, согоиняйтесь'

БАШКИРСКИЙ КРАЙ

ХРЕСТОМАТИЯ

ОЛЯ 111 и IV групп школ первой ступени.

Составлено кшевтши преподавателей.

Издание Башиармомприса я ..Башмнягя"

УФА 1928.

.ана КАГ

Новая хрестоматия состояла из двух частей,

единым введением для которых были несколько статей, дающих общие сведения о политической карте Башкирии (стихотворение Ст. Злобина «Башкирия», статьи О.В. Мироновой «Наш край Башкирия» и «Поверхность Башкирии», Г.И. Комиссарова «Почему пестро население Башреспублики», «Какой народ и в каком количестве живет в Башреспублике». Отдельная часть хрестоматии была посвящена Уфе - столице Башреспублики. Перу преподавателя геологии Уфимского ИНО Д.Г. Ожиганова принадлежали статьи «Горные породы окрестностей Уфы», «Галечные наносы около Уфы», «Воронки под Уфой». Затем следовали статьи, описывающие ледоход на реке Уфимке, уфимский базар, библиотеки города, Музей революции в Уфе, освобождение Уфы от белых в годы гражданской войны. Статьи краеведа-историка А.А. Кийкова были о И.С. Якутове, известном местном деятеле российского социал-демократического движения, уроженце Бирского уезда Уфимской губернии, и о Егоре Сазонове - выпускнике Уфимской гимназии, русском революционере (эсере), убийце В.К. Плеве.

Следующая часть хрестоматии была посвящена Западной равнинной части Башкирии. В нее вошла статья О.В. Мироновой «Уфимский кантон»; М.И. Касьянова «Об основании деревни Старо-Бедеевой Уфимского кантона», «Бирский кантон», «Бирск», «Бумажная фабрика "Красный ключ" на Уфимке»; Ст. Злобина «В гостях у марийцев», «Белебеев-ский кантон», «История города Белебея», «Село Давлеканово», «История села Куроедово-Надеждино», «Кандры-куль»; другими авторами в этой же части хрестоматии подробно описана работа на Нижне-Троицкой суконной фабрике, проведение национального праздника «Сабантуй». Другая часть хрестоматии посвящена горно-лесистой Башкирии: О.В. Миронова представлена статьями, в которых описан город Стерлитамак, курорт Красное Усолье, Красноусольский стекольный завод, город Белорецк, Белорецкий железоделательный завод, Зилаир, горная промышленность Зилаирского кантона, Тамьян-Катайский кантон, гора Яман-Тау и Южный Урал, Месягутовский кантон и «Горящая гора» Яман-Тау,

Аргаяшский кантон. В этой же части хрестоматии помещено большое стихотворение Ст. Злобина «Степь», и, наконец, в последнюю часть хрестоматии вошли очерки Степана Злобина «Полеводство Башкирии», «Хорошо ли удобряются поля в Башкирии», «Как укрепляются и растет наша промышленность», «Как Башкирия стала автономной республикой». Там же нашлось место для очерка М.И. Касьянова «Поимка Салавата» и его стихотворение «Плач Салавата».

В начале 1928 года Совнаркомом в целях улучшения качества подготовки в школах II ступени было принято решение о введении в стране 10-летнего обучения. Были опубликованы и новые «Программы единой трудовой школы I ступени», в которых большое внимание уделялось такому учебному материалу, с помощью которого можно было познакомить детей в доступной для них форме как с индустриализацией страны иколлективизацией сельского хозяйства, так и с историей классовой борьбы [36]. Каждому краю и области с разрешения Наркомпросов союзных и автономных республик разрешалось на базе местного краеведческого материала издавать краевые учебные книги для начальных школ.

Этим требованиям отвечала краеведческая хрестоматия «Советская Башкирия», написанная для III и IV групп школ II ступени допущенная к изданию Научно-Методическом Секторе БНКпроса и вышедшая в 1921 году в Башгизе [32]. Перечислим названия отдельных статей этой хрестоматии: «Борьба за хлеб-борьба за социализм», «Наша страна - план великих работ», «Из прошлого нашего края», «Ленин, партия, комсомол, пионеры», «Лес - наше богатство», «Крепи

пелпгогичесний журнпл спшнортостпнп м 3(64), во 16 ммррг

оборону СССР», «Уголь, нефть и электричество», «Проводим большевистский сев», «Борьба с религией - борьба за социализм», «За интернациональное воспитание», «Башкирская художественная литература», «Политехнизация - путь к социализму», «Города», «Районы». Изложению каждой части хрестоматии предшествовала установка, что нужно сделать для изучения конкретных вопросов по теме и что должен знать ученик после ее изучения. Так, при изучении «Из прошлого нашего края» это выглядело следующим образом: «Что сделаем: Организуем экскурсию в музей или какое-либо место, имеющее значение для истории; Что узнаем: Как трудящиеся Башкирии боролись за освобождение от самодержавия, как Башкирия стала Автономной Советской Социалистической Республикой».

В новой хрестоматии целиком или частично в виде фрагментов были широко использованы статьи о жизни Советской Башкирии, опубликованные в газете «Красная Башкирия»: «Коммуна "Новая жизнь"», «Зилаирский зерносовхоз», «Фабрика зерна», «Цифры побед», «Урало-Кузбасс», «Баймак - база цветной металлургии», «Штурм степи». Это объяснялось, по-видимому, и тем, что сами авторы-составители хрестоматии, С. Кирьянов и В. Краснов, были журналистами. Первый из них написал для хрестоматии очерки - «Боевой заказ», «Хлеб сдан государству», «Башкирская художественная литература» (о Булате Ишемгулове, Дауте Юлтые, Тухвате Янаби, Губае Давлетшине, Афзале Тагирове, Мажите Гафури, Гарифе Гумере, Имае Насыри), а второй был автором очерков «Накия», «Обойдемся без праздника Казанской богоматери», «Башкирская школа имени Ленина», «История нашего края», «Вотяки», «Чуваши», «Марийцы». В хрестоматию «Советская Башкирия» были включены статьи и из предыдущих изданий: «Горные породы окрестностей Уфы», «Галечные наносы вблизи Уфы», «Воронки» Д.Г. Ожиганова; «Плач Салавата» М.И. Касьянова; «Ак-Идель-Белорецк» О.В. Мироновой; прежняя статья Ст. Злобина «Чиш-минская опытная станция» и несколько новых - «Деревня Кара-Якупово», «Что нужно знать про сельсовет», «Учалинский район», «Гора Яман-Тау и Южный Урал». Историческая тематика в новой хрестоматии была представлена очерком Дм. Фурманова «Бои за Уфу» и краеведа П.Ф. Ищерикова, работавшего с 1923 года в Республиканской библиотеке, автора статей «В красноармейских лагерях», «Александр Чеверев», «Богатство Башкирии» (об открытии месторождения нефти вблизи деревни Ишимбаево), «Разработка торфяников» и «Зигано-Комаровское месторождение железной руды».

В апреле 1933 года Башкирское областное бюро краеведения было распущено. Вместо него по указанию Башобкома ВКП(б) коллегией БНКПроса было создано новое БОБК, полностью состоявшее из представителей только партийно-советских и научно-хозяйственных органов. Возглавил его Т. Самсонов, бывший в то время председателем Башгосплана: доживало последние месяцы и Центральное бюро краеведения. 10 июня 1937 года Совнарком РСФСР выпустил Постановление «О реорганизации краеведческой работы в центре и на местах, согласно которому существование ЦБК и местных органов краеведения признавалось нецелесообразным и все краеведческие организации должны были быть ликвидированы в течение двух месяцев. Менее чем через год, в апреле 1938 года, Наркомпрос РСФСР, создавший и курировавший более полутора десятилетий краеведческое движение заявил, что «<для краеведческой работы нет никакой необходимости создавать специальные и особые организации» [15, 82]. Так драматически закончилось краеведческое движениев Советской Башкирии, бывшей в 1925-1930 годы заметным движением в общественной и культурной жизни страны, важной составной частью которого было и школьное краеведение.

Примечания

1. Стремление Наркомпроса РСФСР во что бы то ни стало окончательно подчинить себе краеведческое движение отразилось в принятом по его инициативе 11 августа 1922 года Совнаркомом РСФСР Постановление «О порядке производства краеведческих работ на территории РСФСР [10], в первом пункте которого указывалось: «Все специальные краеведческие учреждения и организации на территории РСФСР, в чьем бы ведении они ни находи-

лись, должны быть переданы Народному Комиссариату Просвещения и в дальнейшем должны открываться только по линии Наркомпроса».

2. Школьная система в РСФСР после первого партийного совещания по народному образованию, состоявшегося в январе 1923 года [16], имела следующую структуру: начальная школа (4-годичная), семилетняя школа (первый концентр - 4 года, второй концентр - 3 года), школа 9-летка (первый концентр - 4 года, второй концентр - 3 года, третий концентр - 2 года).

3. Комиссаров (Вантер) Г.И. (1883-1969), педагог-просветитель, основоположник чувашского языковедения и фольклористики, выпускник Казанской духовной академии (1913), кандидат богословия. В 1913-1926 годах в Уфе: помощник инспектора Уфимской духовной семинарии; инициатор создания Чувашского национального общества (1917); заведующий учебной частью и преподаватель Приуральского чувашского техникума (1923-1926); председатель секции школьного краеведения Академцентра БНКПроса (1925-1926).

Занимался сбором этнографического и фольклорного материала о чувашах Южного Приуралья. В 19261941 годах в Казани: преподавал чувашский язык и литературу в Казанском университете, Восточном пединституте и других учебных заведениях города. С 1941 года - в Санчурске Кировской области (на родине жены), где до выхода на пенсию преподавал русский язык, литературу и латинский язык в фармацевтических учебных заведениях.

4. Годом позже (в 1927 году) Г.И. Комиссаров еще раз вернулся к пониманию термина «краеведение». Он утверждал, что «краеведение есть всестороннее познание (изучение) местными гражданами своего края - губернии, или области, или автономной республики». Разделяя краеведение на «научное» и «школьное», он пришел к его пониманию как дисциплины, которая должна преподаваться не только в школах повышенного типа, начиная со школ II ступени, но и в средних и высших учебных заведениях. К слову сказать, в Уфимском институте народного образования Г.И. Комиссаров в 1924-1926 годах преподавал дисциплину «История и этнография Башкирии».

5. Злобин С.П. (1903-1965), советский писатель, получивший в 1951 году Сталинскую премию за роман «Остров Буян» (1948). Проживал в Уфе в 1924-1927 и 1946-1947 годах, где собирал материалы о Салавате Юлаеве. Сначала это была поэма, однако впоследствии автор отказался от первоначального замысла и остановился на прозаическом жанре. Первый вариант повести «Салават Юлаев» был опубликован в 1929 году, затем переработан в одноименный роман (1941, 1953, 1962, впервые на башкирском языке в 1957). Был автором путевых заметок «По Башкирии» (1928), статьи «Башкирская АССР» для 1-го издания БСЭ (1926, в соавторстве с А.А. Кийковым), повести «Дороги», отдельными фрагментами напечатанной в хрестоматии «Башкирский край» (1927).

Литература

1. Лихачев, Д.С. Краеведение. // Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / Сост. Д. С. Бикун. - М. : Росс. Фонд культуры. 2006. - с. 71- 87

2. Шаброва, А.Д. Становление краеведения в России как элемент педагогического воспитания подрастающего поколения. // Молодой ученый. 2016. №3. С. 941-945

3. Артоболевский, Г.В. К истории краеведческих замыслов М. В. Ломоносова. // Краеведение. 1926. Т. З. №1 - с. 45-56.

4. Вессель, Н.Х. Местный элемент в обучении. // Учитель. 1862. №17. - с. 839-846; №18. - С. 893-901; №19. - С. 949-957.

5. Уланов, В. Опыт методики истории в начальной школе. - М. : Изд-во И.Д. Сытина, 1914. - 283с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Катаев, Н. Новейшие течения в преподавании истории // Вестник воспитания. 1915. № 3. С. 82-117.

7. Шмидт. С.О. «Золотое десятилетие» советского краеведения // Отечество. 1990. Вып. 1. - С. 11-27.

8. Краеведение в школе. / Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.Г. Панова. - М. : БРЭ. 1993.

9. Известия Центрального бюро краеведения. 1925. №1., - с. 47

10. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1927 №9. С. 68.

11. Известия ЦБК. 1928. №8. - С. 23-24.

12. Советское краеведение. 1930. № 1-2, С. 1.

13. Там же. С. 7.

14. Советское краеведение. 1930. №3-4, С. 26.

15. Козлов, В.Ф. «Огосударствленное краеведение». История и уроки (По страницам журнала «Советское краеведение». 1930-1936. // Вестник РГГУ. №9 (110). - С. 53-83

16. Ергин, Ю.В. История унификации российской и украинской систем народного образования: конец 20-х - начало 30-х годов XX века // Педагогический журнал Башкортостана. 2015. №4(59). С. 169-189.

17. Равкин, З.И. Советская школа в период восстановления народного хозяйства. 1921-1925 гг. М.: 1959, С. 72.

18. Луначарский, А.В. Значение новых программ. // Народное просвещение. 1923. № 4-5. С. 74

19. Ергин, Ю.В. Академический центр Башкирского наркомата просвещения (1922-1930). // Вестник Башкирского университета. 2006. №1, с. 119-126.

20. НА РБ 125 ... Р-933. Оп. 9. Дело 2, л.л. 440-449.

21. Ергин, Ю. В., Ш.Х. Сюнчелей (1885-1959). - Уфа : Вагант, 2006. - 56с. ; ил. - (Библиотека «Педагогического журнала Башкортостана»).

22. НА РБ. Фонд Р-798. Оп. 1. Дело 1275, л.л. 31-35.

23. Ергин, Ю.В, Чушкина, С.Е. Шариф Сюнчелей и краеведческое движение в Башкирии: 20-ы годы XX века. // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. №6 (31). С. 149-159

24. Ергин Ю. В. Академический центр Башнаркомпроса (1922-1930). // Педагогический журнал Башкортостана 2012. №1 (38). С. 131-139

пелпгогичесний ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП m 3(64). SOI6 âQSâ°Ss

25. Сюнчелей, Ш. Х. Краеведческая работа в Башкирии./ Ш. Х. Сюнчелей // Башкирский краеведческий сборник. 1926. №1. С.50-55.

26. Комиссаров, Г.И. Краеведческая работа в Башкирии за 1925 год. Г. И. Комиссаров // Краеведение 1926. №1-4. С. 111-112

27. Комиссаров, Г.И. В секции школьного краеведения. / Г. И. Комиссаров. // Башкирский краеведческий сборник. 1926. №1. С. 64.

28. НА РБ. Фонд Р-798. Оп. 1. Дело 1798. - 204 л.

29. Комиссаров, Г.И. Что такое краеведение? / Г. И. Комиссаров // Башкирский краеведческий сборник 1926. №1. С. 3-5.

30. Комиссаров, Г.И. Как поставить краеведение в школах и учительских организациях Башкирии? Методическое письмо №7 Академцентра БНКПроса. - Уфа: Изд. БНКПрос, 1926 - 31с.

31. Миронова, О.В. География Башкирии. Краткое описание АБССР в физическом, этнографическом, промышленном и административном отношениях.- Уфа : БНКП и Академцентр, 1926 - 75 с.

32. Вся Башкирия. Адресно-справочная книга на 1925 год. - Уфа, 1925. - 215 с.

33. Комиссаров, Г.И. Население Башреспублики в историко-этнографическом отношении // Башкирский краеведческий сборник. 1926, №1. С. 12-30.

34. Башкирский край. Хрестоматия для III, IV и V годов обучения в школах Башкирии. Составлено секцией школьного краеведения Акцентра БНКПроса. - Уфа : Башгиз,1927. - 346 с.

35. Башкирский край. Хрестоматия для III и IV групп школ первой ступени / составлено коллективом преподавателей. - Уфа : Изд-во БНКПроса и Башкниги,1928. - 295с.

36. Программы единой трудовой школы I ступени. Проект редакционных изменений комплексных программ первых трех лет и новой редакции программы четвертого года школ I ступени, разработанных ГЛАВСОЦВОСом РСФСР, МОНО и ЛОНО. М., 1929. - 15 с.

37. Кирьянов, С., Краснов, В. Советская Башкирия. Краеведческая хрестоматия. Для III и IV групп школ I ступени. - Уфа : Башгиз, 1931. - 161 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.