Научная статья на тему 'ШКОЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ'

ШКОЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

112
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНЯЯ РАБОТА / ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ / ФОРМЫ РАБОТЫ / МЕТОДЫ РАБОТЫ / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузева Наталья Юрьевна

В статье осуществлена актуализация домашней работы обучающихся как формы самостоятельного познания, традиционные и инновационные методы которой активно используются в практике школьного филологического образования. Автором проведён краткий историко-педагогический анализ методических и педагогических мнений классиков и современных исследователей о домашних заданиях как обязательного элемента домашней работы. Автор в историко-педагогическом контексте раскрывает некоторые методические нормативно-правовые акты о домашней работе, домашних заданиях. На основе авторской научно-методической деятельности показываются особенности домашних заданий, разработанных и апробированных в образовательных организациях Еврейской автономной области. Национально-региональное содержание при этом выступает основой представленных форм домашней работы, которые способствуют не только реализации образовательной функции педагогического процесса в целом и филологического образования в том числе, но и формируют социально-культурологические и этнокультурные ценности обучающихся сферы образования полиэтничной Еврейской автономной области. Автор подчёркивает необходимость современного научного переосмысления взглядов на домашнюю работу, в том числе с учётом особенностей и возможностей электронного обучения и IT-технологий в сфере образования. Приводимые дидактико-педагогические выводы и методические примеры предполагают возможность и необходимость дальнейших исследований о функциях, смыслах, технологиях, дидактико-педагогических эффектах домашних заданий и домашней работы, в том числе и в предметно-методическом преломлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL PHILOLOGICAL EDUCATION: TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE ORGANIZATION OF HOME WORK

The article actualizes students’ homework as a form of independent learning, traditional and innovative methods of which are actively used in the practice of school philological education. The author provides a brief historical and pedagogical analysis of methodological and pedagogical opinions of classical and modern researchers about homework as a mandatory element of homework. The author in the historical and pedagogical context reveals some methodological regulations on homework, homework assignments. Based on an original scientific and methodological work, the author shows the features of homework assignments developed and tested in educational organizations of the Jewish Autonomous Oblast. National and regional content in this is the basis of the presented forms of domestic work, which contribute not only to the realization of educational functions of teaching process in general and literary education in particular, but also form the socio-cultural and ethno-cultural values of students in multiethnic Jewish Autonomous Oblast. The author emphasizes the need for a modern scientific rethinking of views on homework, including taking into account the features and capabilities of e-learning and IT technologies in the field of education. The author's didactic and pedagogical conclusions and methodological examples suggest the possibility and need for further research on the functions, meanings, technologies, didactic and pedagogical effects of homework and homework, including in the subject-methodical refraction.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ»

Теория и методика профессионального образования Theory and methodology of professional education

Научная статья

УДК 372.881.1

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-31-41

Наталья Юрьевна Гузева

Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников» (ОГАОУ ДПО «ИПКПР») Еврейская автономная область, г. Биробиджан, Россия ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0007-0896 e-mail: nilsona@mail.ru

ШКОЛЬНОЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

Аннотация: В статье осуществлена актуализация домашнеи работы обучающихся как формы самостоятельного познания, традиционные и инновационные методы которои активно используются в практике школьного филологического образования. Автором проведен краткии историко-педагогическии анализ методических и педагогических мнении классиков и современных исследователеи о домашних заданиях как обязательного элемента домашнеи работы. Автор в истори-ко-педагогическом контексте раскрывает некоторые методические нормативно -правовые акты о домашнеи работе, домашних заданиях. На основе авторскои научно-методическои деятельности показываются особенности домашних задании, разработанных и апробированных в образовательных организациях Евреискои автономнои области. Национально-региональное содержание при этом выступает основои представленных форм домашнеи работы, которые способствуют не только реализации образовательнои функции педагогического процесса в целом и филологического образования в том числе, но и формируют социально-культурологические и этнокультурные ценности обучающихся сферы образования полиэтничнои Евреискои автономнои области. Автор подчеркивает необходимость современного научного переосмысления взглядов на домашнюю работу, в том числе с учетом особенностеи и возможностеи электронного обучения и IT-технологии в сфере образования. Приводимые дидактико-педагогические выводы и методические примеры предполагают возможность и необходимость дальнеи-ших исследовании о функциях, смыслах, технологиях, дидактико-педагогических эффектах домашних задании и домашнеи работы, в том числе и в предметно-методическом преломлении.

Ключевые слова: домашняя работа; домашнее задание; формы работы; методы работы; национально-региональный компонент; оценивание работы; критерии оценивания.

Для цитирования: Гузева Н.Ю. Школьное филологическое образование: традиции и инновации в организации домашнеи работы. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3. №6. с.31-41 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-31-41

Original article

Natalia Guseva

Regional state Autonomous educational institution of additional professional education "Institute for advanced training of teachers" (OGAOU DPO "IPKPR") Jewish Autonomous region, Birobidzhan, Russia ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0007-0896 e-mail: nilsona@mail.ru

THE SCHOOL PHILOLOGICAL EDUCATION: TRADITIONS AND INNOVATIONS IN THE ORGANIZATION OF HOMEWORK

Abstract: the article actualizes students' homework as a form of independent learning, traditional and innovative methods of which are actively used in the practice of school philological education. The author provides a brief historical and pedagogical analysis of methodological and pedagogical opinions of classical and modern researchers about homework as a mandatory element of homework. The author in the historical and pedagogical context reveals some methodological regulations on homework, homework assignments. Based on an original scientific and methodological work, the author shows the features of homework assignments developed and tested in educational organizations of the Jewish Autonomous Oblast. National and regional content in this is the basis of the presented forms of domestic work, which contribute not only to the realization of educational functions of teaching process in general and literary education in particular, but also form the socio-cultural and ethno-cultural values of students in multiethnic Jewish Autonomous Oblast. The author emphasizes the need for a modern scientific rethinking of views on homework, including taking into account the features and capabilities of e-learning and IT technologies in the field of education. The author's didactic and pedagogical conclusions and methodological examples suggest the possibility and need for further research on the functions, meanings, technologies, didactic and pedagogical effects of homework and homework, including in the subject-methodical refraction.

Keywords: homework; homework; forms of work; methods of work; national-regional component; assessment of work; evaluation criteria.

For citation: Guzeva N. Yu. School philological education: traditions and innovations in the organization of home work. Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 3. No. 6. p. 31-41 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-6-31-41

В условиях модернизации современного российского образования особое значение приобретает русскии язык, которыи выступает основои нравственно -духовных скреп общества и государства, в том числе и на уровне общего образования.

Школьное филологическое образование невозможно представить без домашнего задания. Домашняя работа понимается как форма самостоятельнои работы обучающихся, которая организуется учителем с целью закрепления и углубления знании, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильнои позна-вательнои задачи.

Домашняя учебная работа, в отличие от работы, осуществляемои в образо-вательнои организации, в классе, выполняется обучающимся в ситуации диалога с самим собои, в уединении, поэтому она сопряжена с его интеллектуально-личностным и духовным развитием. Самостоятельное выполнение задании вне класса, очерчивающее рамки домашнеи учебнои работы, способствует развитию индивидуальных способностеи и творческих даровании [1].

Неоднократно отмечено в источниках, что являясь частью учебного процесса, домашнее задание в практике работы школы, наряду с положительным эффектом, вызывали и вызывают такие негативные явления, как перегрузку учащихся, неосознанное заучивание материала и прочие негативные влияния. Домашнее задание на протяжении XIX - XX веков нередко было предметом педагогических дискуссии.

Так, Л.Н. Толстои, считая, что домашнее задание - это испорченньш вечер ученика, отменил их в своеи Яснополянскои школе. К.Д. Ушинскии доказывал целесообразность применения домашних задании лишь после специальнои подготовки школьников к их выполнению. Во многих учебных заведениях велась работа по совершенствованию домашних задании, преодолению перегрузки учащихся.

О важности формирования умения работать самостоятельно в процессе выполнения домашнеи учебнои работы писал К.Д. Ушинскии: «Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания» [2].

На наш взгляд, новаторскои для того времени стала идея К.Д. Ушинского о том, что домашние задания можно задавать только после специальнои подготовки школьников к их выполнению, поэтому он отрицал их задавание в начальнои школе. Педагог обратил внимание на важные требования к домашнему заданию: посильность и объем [2]. Необходимо подчеркнуть, что данное положение К.Д. Ушинского о посильности и объеме домашних задании для обучающихся, остается чрезвычаино актуальным и в настоящее время.

Нормативно-методическое обеспечение домашнего задания как элемента учебного процесса начало активно разрабатываться в 30-40 годы ХХ века. В связи с обширными исследованиями в области домашних задании в 30-40-е годы назрела необходимость закрепить основные выводы по этому вопросу в официальных документах, что и было практически осуществлено (1927 г. было опубликовано методическое письмо Цутранпроса «Организация задавании на дом для учащихся семилетки») [3].

До сих пор интересно и значимо, что в 50-60-х годах ХХ века меняется адресат внедряемых официальных документов. Ранее документы разрабатывались

для руководителей образовательных учреждении и учителей-практиков. Новшеством стало, то, что в этот период адресатом методических рекомендации становится ученик и его родители. В 1949 году вышли в свет «Памятка для учащихся 57 классов» и «Памятка для родителеи», разработанные Институтом теории и истории педагогики Академии педагогических наук РСФСР.

Настоящие рекомендации включали три раздела:

1. «Правильная организация своих занятий», где подробно описывается «уголок для приготовления уроков», место домашней работы в расписании дня школьника, порядок подготовки домашних уроков от сложных к простым [4, с. 4].

2. «Приготовление устных уроков». В разделе дается подробный инструктаж по приготовлению устных уроков, где выделяются ключевые умения учащихся, направленные на формирование навыков самостоятельной работы с учебно-научными текстами.

3. В разделе «Приготовление письменных уроков» обращалось внимание на выполнение обязательной работы над ошибками, утверждалась необходимость повторения теоретического материала перед выполнением письменного задания, была рекомендована предварительная работа на черновике [4].

В настоящее время школьная практика переполнена вопросами и дискуссиями об объеме домашних задании. Данная проблема не нова, ведь уже в 50-60-е гг. ХХв. ученые уже обсуждали вопрос перегрузки учащихся домашними заданиями. В тот период был создан документ, которьш в какои то степени регулировал дозированность домашних задании. Речь идет о приказе Министерства просвещения РСФСР «Об устранении перегрузки учащихся домашними заданиями» (12.12.1951 г. № 1093), в котором были описаны недостатки, приводящие к перегрузке учащихся. К ним относятся произвольное расширение объема учебного материала за счет привлечения не предусмотренных государственными программами сведении, нерациональное использование урочного времени, невыполнение требовании к формулированию домашнего задания. На наш взгляд, практика со-временнои школы нуждается в нормативном акте, которыи будет направлен на решение проблемы дозированности и перезагруженности школьников.

Реалии современнои школы требуют проведения развернутого инструктажа к каждому виду задании. На первых этапах, при репродуктивных заданиях, учитель на уроке обращает внимание учащихся на приемы выполнения работы, анализирует их, корректирует и рекомендует использовать дома. Если домашнее задание отличается от работы, выполняемои в классе, учитель на отдельном примере разбирает способы его выполнения, инструкция может быть дана в устнои или письменнои форме. Для учащихся старшего возраста, обладающих опытом самостоятельнои работы, рекомендуется общии инструктаж перед изучением каждои темы с указанием возможных вариантов работы, анализом трудностеи учебного материала, характеристикои обязательнои и дополнительнои литературы, определением границ минимума и максимума работы над темои.

Становятся аксиоматичными положения о том, что каждая домашняя работа должна быть проверена. Безусловно, что главная цель проверки заключается в том, «чтобы установить, что приобрели учащиеся в процессе выполнения домашних задании, насколько систематичны, осознанны и прочны их знания и навыки, в

какой мере они владеют навыками самостоятельной работы, как они связывают теорию с практикой» [3].

М.А. Данилов подчеркивает роль учителя в процессе организации домашней работы, который должен определить ее характер и объем, учитывая индивидуально-возрастные особенности учащихся, своеобразие их мышления и интересов [5].

Внимание к домашнеи работе уделяли и зарубежные ученые, и школьные практики. Некоторые из них ставили под сомнение практику ежедневного назначения домашнего задания не только для всего класса, но и для отдельного индивида. По мнению Дэниз Поуп, домашняя работа должна перестать быть стан-дартнои повсеместнои повинностью и стать специальным бонусом. Кроме того, домашняя работа должна иметь конкретную цель и понятную ученику выгоду, она должна способствовать обучению и развитию, должна быть разработана исходя из способностеи каждого ученика (быть индивидуально^)» [6], - пишет Д. Поуп.

Организация TSC (Teaching Schools Council), которая сотрудничает с правительством и школами Англии также поднимала вопрос о выгоде домашнего задания для ученика. В исследованиях говорилось, что «если школа задает домашнюю работу, она должна объяснить и ученикам, и вам, родителям, для чего она ее задает» [6]. Их исследование установило, что домашние задания эффективны для обучения лишь тогда, когда точно известно, как именно ребенку поможет его выполнение. Teaching Schools Council выдвинула также одно из требовании к домашнему заданию - применение на практике.

Данньш критерии созвучен с требованиями к так называемым практико -ориентированным заданиям, которые используются в школьнои практике РФ.

По мнению И.В. Усковои, обязательными в домашнем задании являются «критерии» оценивания и вариативность работ» [7].

Вариативность домашних задании творческого характера рассматривается многими исследователями, в том числе их изучением занималась О.И.Долгая. Педагог считает, что одним из «важных качеств, необходимых современному человеку, является креативность мышления, которую родители могут формировать у детеи в процессе домашнеи работы» [8]. Собственную точку зрения исследователь аргументирует примерами из зарубежнои практики.

Так, Мартина Микшова (Словакия) предлагает использовать креативное мышление в совместных играх (родителей и детей), в которых нужно что -то писать и рисовать. Например, можно писать слова, начинающиеся с одной и той же буквы в течение определенного периода времени, можно писать только существительные или только глаголы. Или рисовать как можно больше занятий, связанных с определенным сезоном; можно назвать конкретную страну и нарисовать животных, которые в ней живут, типичные блюда этой страны и многое другое [8].

Ярослава Коничкова (Словакия) [8] предлагает использовать домашнее задание, которое помогает детям не только повторять, но и мотивирует их к творчеству в условиях дистанционного обучения. Например, учитель отправляет ученикам несколько цитат или пословиц. Каждыи ученик выбирает цитату или пословицу, выражающую идею, с которои ученик соглашается, или выбирает цитату, которая определенным образом характеризует его личность. Ученик должен объ-

яснить эту цитату или пословицу, написать, что он думает по этому поводу (связ-ныи устныи или письменныи рассказ).

На наш взгляд, вариативность домашних задании безгранична. Фрагментарно представим ряд домашних задании, апробированных в региональнои системе образования, на уроках русского языка, русского родного языка. После проведенного урока развития речи школьникам можно предложить «ассоциации», видеомы, которые помогут обучающимся создать диафильм «Детство, опаленное воинои». Диафильм - метод [9], способствующии развитию речи обучающихся, творческому мышлению, логике, серия словесных (или графических) рисунков, содержание и порядок которых соответствует последовательности событии в произведении, каждыи рисунок сопровождается титрами (подписями). Работа может включать фотоматериалы. Для подготовки диафильмов были использованы произведения И. Бронфмана «От взрыва бомб мутился разум...», дневник Анны Франк «Убежище», У Орлева «Беги, мальчик, беги».

Эвристические беседы о русском языке, языках малых народов, существовании письменности и ее истории также могут быть использованы в школьном филологическом образовании. Можно предложить обучающимся доказать, что «...бережно относиться к роднои речи, родному языку - это гражданскии долг каждого из нас, ибо в слове отражаются национальная история и культура, духовный талант и сила народа...» (по Ю.И. Ороховацкому). Монологическии ответ, подготовленный дома, должен включать не менее трех аргументов из жизни, литературного опыта.

Разнообразные методики коммуникации и техники развития речи нашли свое применение в современном медиапространстве. Эффективным, на наш взгляд, кажется метод «Вопрос дня». Данныи метод, которыи также поддерживает диалоговую технологию, активно применяется в СМИ (подробнее можно познакомиться на саите Культура.РФ) и может использоваться в контексте уроков русского родного языка. Каждыи желающии может задать лингвистическии вопрос. Домашнии ответ строится на основе личного опыта, лексикографических источников. Например, «Как появились выражения «приказала долго жить»; «сыграть в долгии ящик»; «ехать чигирями»? Следующии урок учитель начинает с лингви-стическои задачи, основаннои на вопросе дня.

Русская культура - это деятельность, поведение и мышление русского человека или русского общества, которая осуществляется на основе ценностеи, норм, мировоззрения и менталитета. Элементы русскои культуры познаются обучающимися посредством методики «Маршрут идеального путешествия». Школьникам предлагается домашнее задание, суть которого составить маршрут путешествия, подготовить описание на основе фотоматериалов, личного опыта. После презентации маршрута можно написать отзыв о путешествии, используя ключевые слова, отражающие русскую культуру [10], [11].

Домашнее задание может быть организовано также на основе погружения в культуру русского быта:

1. составить «Меню традиционного русского семеиного обеда»;

2. подготовить «Рецепт стариннои каши (иного русского блюда)»;

3. поговорить с родными и записать старинные блюда, которые готовили бабушки, прабабушки.

Современные электронные хрестоматии, в отличие от печатных, дают возможность быстро и легко наити нужныи материал с помощью встроеннои систе-

мы поиска; обладают многофункциональностью за счет интерактивности и включения мультимедиа компонентов.

Региональную практику дополняет «Рабочая тетрадь по литературному краеведению» [12], которая предназначена для учащихся и учителя и может быть использована на уроках русского языка, русского родного языка. Рабочая тетрадь поможет учащимся

- познать красоту устного народного творчества, познакомиться с традициями и культурои народов Дальнего Востока;

- приоткрыть таины дальневосточнои природы;

- окунуться в мир прекрасного и удивительного, мир красоты и добра, созданный молодыми поэтами и писателями Евреискои автономии и Хабаровского края;

- анализировать произведения поэтов и писателеи.

Задания рабочеи тетради разнообразны: анализ текстового материала, работа с лексикои конкретного текста, иллюстрирование (словесное и графическое); работа, направленная на усвоение ряда литературоведческих понятии; составление характеристики - описания героев (по ключевым словам), материалы для самостоятельного чтения и др.

Типология задании рабочеи тетради поливариантна:

1) задания на воспроизведение (использование) терминов и понятий литературоведческого характера: «К какому из предложенных типов речи вы отнесете стихотворение «Знаю я лесные тропки»? Школьникам необходимо осуществить выбор вариантов: а) описание; б) повествование; в) рассуждение.

2) задание на чтение текста (чтение с остановками, чтение с пометами на полях, чтение по ролям и пр.).

3) задания для самостоятельной работы. Обучающимся предлагается ответить на вопрос: «Как бы вы поступили, узнав, что горит лес?» и составить алгоритм деиствии в конкретнои ситуации по схеме:

Шаг 1_

Шаг 2_

Шаг 3_

4) задания на моделирование текстов.

Например, школьникам предлагается следующее задание: «Подумаите и составьте воззвание к людям (вашим одноклассникам, друзьям, родственникам), смысл которого - бережное отношение к природе».

5) задания на воспроизведение, поиск биографического материала. Основу работы составляют ответы на вопросы: «Какие факты из биографии

писателя тебе запомнились? Чем запомнился тебе писатель (писательница)?». Расширяет блок задании данного типа заполнение таблицы «Знаю. Узнал» по определенным позициям: новое об авторе, новое о произведении и др.;

6) задания - характеристика героев (полная или частичная), проведенная на основе прочитанного текста либо самостоятельно (на основе приема антиципации).

7) задания ассоциативного характера.

Школьникам предлагается задание - вопрос «Какие ассоциации вызывает у вас это произведение?» Выразите это словами или с помощью красок.

8) задания игрового характера («Паутинка», «Диафильмы», «Лото». Данныи вид работы выполняется обязательно на основе текстового материала

одного или нескольких произведении, научно-публицистических статеи и справочных материалов. «Топонимическое лото» используется учителями — филологами при изучении собственных имен существительных. Обучающимся предлагается карта с топонимическими единицами ЕАО:

- Сталинск

- Амурзет

- Озерное

- Дубовое

- Ржахово

- Дежневка

- Сом

- Ручеики

- Алешкино

- Бобриха

- Березовая

- Большои Ин

- Будукан

- Аносиха

- Гнилое

- Необходимо распределить топообъекты на группы, закрывая их названия соответствующими фишками: «горы», «населенные пункты», «реки, озера».

9) задания иллюстративного характера

Представьте, что вы выпускаете книгу стихов В. Морозова. К стихотворениям создаите картинку-презентацию, подберите к неи соответствующую цитату.

10) задания на основе текстового материала (поиск ключевых слов; проследите развитие событии стихотворения. Например, на основе произведения «Леснои пожар В. Шульжика) выделение частеи текста, их озаглавливание и др.

Краеведческии материал как национально-региональныи компонент в системе школьного филологического образования расширит образовательные представления школьников. ЕАО - поликультурныи регион, причем и в прошлом, и в настоящее время. Ранее на территории ЕАО проживали различные племена (уль-чи, гольды и пр.). Домашнее задание может быть направлено на ознакомление с нанаискими пословицами, подбор синонимичных русских пословиц (Баи абавахи санговаси - анмаи ачаичи пачила гоамбори. Не говори того, чего не было - по губам получишь).

Палитра домашних задании разнообразна. Школьникам можно предложить следующии вид работы:

1. Внимательно прочитаи отрывок из биографии поэтессы Ани Синяковои. Какие факты из нее близки тебе, пятикласснику?

В народных сказках одни Иваны-царевичи да Елены прекрасные. Быстро надоедают. «Рита в стране Бякусов» получилась в то время, когда у меня в голове выдумывались разные приключения. Как-то я пришла домой из ЦДТ, села и написала в тетради первую главу. Потом стала брать в школу. Когда я ее написала, у меня ребята стали просить почитать ее. Некоторые даже купить хотели, а я не давала.

Обе сказки у меня не оконченные. Когда-нибудь окончу.

Сеичас мне 10 лет. 2001 год у меня самыи плодотворныи. Сочиняются разные стихи: и лирика, и смешные стихи, и хорошие, и плохие, большие, и малень-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кие. Много «политических» стихов. Когда я отношу их в газету, там все хохочут. У папы на работе меня называют поэтом. Друзья мои тоже пишут стихи. Еще я занимаюсь гимнастикои в ЦДТ, играю на баяне, хожу в изостудию (там же). Может, я буду художником, может геологом, учителем или музыкантом, но при всем при этом буду писать стихи. Я хочу стать поэтом.

2. Как ты думаешь, какие краски можно использовать, чтобы нарисовать страну Бякусов? Аргументируи свои ответ.

Представленные варианты домашних задании могут стать основои школьного проекта, индивидуального (либо группового) исследования, привлекут школьников к литературному творчеству, в том числе региональных авторов, а также способствуют формированию универсальных учебных деиствии обучающихся.

Необходимой и результативной технологией для современного образования выступает исследовательский подход в обучении, который ставит школьников в позицию творческого участника процесса познания, а не пассивного потребителя готовой информации. Опережающие домашние задания в предметной области при практической реализации исследовательского подхода в обучении способствуют не только осмыслению и пониманию изучаемого явления лингвистики и литературы, но и выступают средством активного восприятия изучаемого и условием применения знаний в практической деятельности [13].

Национально-региональное содержание при этом выступает основои представленных форм домашнеи работы, которые способствуют не только реализации образовательнои функции педагогического процесса в целом и филологического образования в том числе, но и формируют социально-культурологические и этнокультурные ценности обучающихся сферы образования полиэтничнои Евреискои автономнои области. Считаю, что назрела необходимость современного научного переосмысления взглядов на домашнюю работу, в том числе с учетов особенно-стеи и возможностеи электронного обучения и 1Т-технологии в сфере образования. Представляется, что приводимые в статье дидактико-педагогические выводы и методические примеры предполагают возможность и необходимость даль-неиших исследовании о функциях, смыслах, технологиях, дидактико-педагогических эффектах домашних задании и домашнеи работы, в том числе и в предметно-методическом преломлении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Макаров, М. И. Теоретическое и методическое обеспечение домашнеи учеб-нои работы школьников: материалы международнои научно-практическои конференции «Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования» (г. Москва, 19 ноября 2020 года) [Электронныи ресурс] / под ред. И.М. Осмоловскои, И.В. Усковои - сост. Н.В. Мунина. -М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Россиискои академии образования», 2020. -47-56С.

2. Ушинскии, К. Д. Собрание сочинении : в 11т. [Текст] / К.Д.Ушинскии. - М. - Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.-Т. 6.- с. 500.

3. Организация задавании на дом для учащихся 7-летки. Методическое письмо Цутранпроса [Текст]. -М. : Транспечать НКПС, 1927. - 13 с.

4. Приготовление домашних уроков. Памятка для учащихся 5-7 классов [Текст]. - М., 1949. - 6 с. (АПН РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики).

5. Данилов М. А. Дидактика [Текст] : М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Б. П. М. Н. Скат-кин, под общ. Ред. Б. П. Есипова. - М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1957. - 58 С.

6. Поуп Д. Нужно ли домашнее задание в школе? - Электронныи режим доступа

- yandex.ru/media/activityedu/nujno-li-domashnee-zadanie-v-shkole-mnenie-uchenyh-5c20facd3fb84400aaa396e2

7. Ускова, И.В. Развитие дидактических представлении о домашнеи учебнои работе школьников. - Электронныи режим доступа / cyberleninka.ru/article/n/razvitie-didakticheskih-predstavleniy-o-domashney-uchebnoy-rabote-shkolnikov

8. Долгая, О.И. Инновационные домашние задания: идеи зарубежных учителеи.

- материалы международнои научно-практическои конференции «Домашняя учебная работа школьников: пути совершенствования» (г. Москва, 19 ноября 2020 года) [Электронныи ресурс] / Под ред. И.М. Осмоловскои, И.В. Усковои; сост. Н.В. Мунина. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Россиискои академии образования», 2020. - 53-54С.

9. Гузева Н.Ю. Современные педагогические технологии в лингвистическом образовании [Текст]: учебное пособие / Гузева Наталья Юрьевна. - Чехов : Центр образовательного и научного консалтинга, 2016. - 83 с.

10. Русскии роднои язык. 9 класс: сборник методических рекомендации. - Биробиджан: ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2019.- 39с.

11. Русскии роднои язык: сборник методических рекомендации. - Бироби-джан:ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2019.- 47с

12. Каргополов, И. С. Домашнее задание / И. С. Каргополов. - Текст : непосредственный // Молодои ученыи. - 2018. -37 (223). - С. 157-159. Электронныи режим доступа: https://moluch.ru/archive/223/52616/ .

13. Фаин Т.А. Исследовательскии подход в обучении - путь к сотворчеству: методические рекомендации. - Биробиджан, 2002. - 44 с.

REFERENCES

1. Makarov, M. I. Theoretical and methodological support of home educational work of schoolchildren. : Materials of the International scientific and practical conference " HOME STUDY work of SCHOOLCHILDREN: WAYS of IMPROVEMENT" (Moscow, November 19, 2020) [Electronic resource]. ed. by I. M. Osmolovskaya, I. V. Us-kova; comp.N. V. Munina. M.: Institute of education development strategy of the Russian Academy of education, 2020. 47-56p. (In Russ.)

2. Ushinsky, K. D. Collected works: in 11T. [Text]. K. D. Ushinsky. M.-L.: Publishing house of the APN RSFSR, 1951. Vol. 6. p. 500(In Russ.)

3. Organization of homework assignments for 7-year-old students. Methodological letter Sutrapada [Text]. M.: Transpechat nkps, 1927. 13 p. (In Russ.)

4. Preparing home lessons. Memo for students of grades 5-7 [Text]. M., 1949. 6 p. (APN RSFSR. Institute of theory and history of pedagogy). (In Russ.)

5. Danilov M. A. Didactics [Text]: M. A. Danilov, B. P. Esipov, B. P. M. N. Skatkin, under the General Ed. of B. P. Esipov. M.: Publishing house of the Academy of pedagogical Sciences, 1957. 58 P. (In Russ.)

6. Pope D. do I Need homework at school? - Electronic access mode - yan-dex.ru/media/activityedu/nujno-li-domashnee-zadanie-v-shkole-mnenie-uchenyh-5c20facd3fb84400aaa396e2 (In Russ.)

7. Uskova, I. V. Development of didactic ideas about home school work. - Electronic

access mode/cyberleninka.ru/article/n/razvitie-didakticheskih-predstavleniy-o-domashney-uchebnoy-rabote-shkolnikov(In Russ.)

8. Dolgaya, O. I. Innovative home assignments: ideas of foreign teachers. - nMaterials of the International scientific and practical conference " HOME SCHOOL WORK of SCHOOLCHILDREN: WAYS of IMPROVEMENT" (Moscow, November 19, 2020) [Electronic resource]. ed. by I. M. Osmolovskaya, I. V. Uskova; comp.N. V. Munina, Moscow: Institute of education development strategy of the Russian Academy of education, 2020. 53-54p. (In Russ.)

9. Guzeva N. Yu. Modern pedagogical technologies in linguistic education [Text]: textbook. Guzeva Natalia Yuryevna. - Chekhov: Center for educational and scientific consulting, 2016. - 83 p. (In Russ.)

10. Russian native language. Grade 9: collection of guidelines. Birobidzhan: OGAOU DPO "IPKPR", 2019. 39p. (In Russ.)

11. Russian native language: collection of methodological recommenda-tions.Birobidzhan:OGAOU DPO "of IPCPR", 2019.47p(In Russ.)

12. Kargopolov, I. S. Homework / I. S. Kargopolov. - Text: direct. Young scientist. — 2018. 37 (223). Pp. 157-159. Electronic access mode: https://moluch.ru/archive/223/52616/.(In Russ.)

13. Fayn T. A. Research approach in training - the path to co-creation: methodical recommendation. Birobidzhan, 2002, 44 p. (In Russ.)

Информация об авторе: Гузева Наталья Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент Областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников» (ОГАОУ ДПО «ИПКПР»). Евреиская автономная область, г. Биробиджан, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0007-0896 e-mail: nilsona@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Natalia Yurievna Guzeva-candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Regional state Autonomous educational institution of additional professional education "Institute for advanced training of teachers" (OGAOU DPO "IPKPR"). Jewish Autonomous region, Birobidzhan, Russia

The author has read and approved the final manuscript. Статья поступила в редакцию / The article was submitted:

Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision:

Принята к публикации / Accepted for publication:

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.