Научная статья на тему 'ОТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ К УРОКАМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ'

ОТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ К УРОКАМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФГОС ОО / УРОКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / ВЛАДИМИР ИЗРАИЛЬЕВИЧ ПЕЛЛЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файн Татьяна Анатольевна, Тястова Светлана Владимировна, Нетесаная Екатерина Евгеньевна

В статье представлено краткое методологическое и методическое обоснование исследовательского подхода в обучении как технологической основы Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Раскрываются инструментальные возможности исследовательского подхода в обучении для обеспечения проектной деятельности в образовательном пространстве современной школы. Актуализирована метапредметность и полифункциональность исследовательского подхода, через которые практически обеспечивается развивающий характер обучения и реализуются метапредметные связи учебной и внеурочной деятельности на всех уровнях общего образования. Исследовательский подход в обучении показывает как технологию формирования исследовательской культуры обучающихся в современной школе. Обоснована корреляция уроков исторической памяти и проектной деятельности обучающихся как важнейшей составляющей исследовательского подхода в обучении. Осуществлена презентация педагогического опыта по изучению уроков исторической памяти через исследовательский подход в обучении МБОУ «Центр образования им. В.И. Пеллера» Биробиджанского района, Еврейской автономной области. Также в статье наставником отражен опыт реализации проектной деятельности, представленный в рамках научно-практической конференции «85 лет ЕАО. Краеведение в социально-гуманитарном, естественно-научном образовании: сущность, технологии, перспективы», организаторами которой выступили комитет образования ЕАО, Институт повышения квалификации педагогических работников, Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, общественная организация «Наследие Еврейской автономной области». Также в статье представлена исследовательская работа, в которой показан результат проектной деятельности. Выбор данной темы обусловлен тем, что школе с. Птичник Биробиджанского района ЕАО было присвоено имя Владимира Израилевича Пеллера, полного кавалера ордена Славы, а школа получила статус МБОУ «Центр образования имени В.И. Пеллера». Судьба легендарного земляка стала предметом исследования. Official website of MBOU "V. I. Peller Center of Education" http://ptichnik.com/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файн Татьяна Анатольевна, Тястова Светлана Владимировна, Нетесаная Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE RESEARCH APPROACH IN TEACHING TO THE LESSONS OF HISTORICAL MEMORY

The article presents a brief methodological and methodological justification of the research approach in teaching as a technological basis of the Federal State Educational Standard of General Education. The article reveals the instrumental possibilities of the research approach in teaching to ensure project activities in the educational space of a modern school. The metasubject and polyfunctionality of the research approach are actualized, through which the developing nature of training is practically ensured and metasubject connections of educational and extracurricular activities are realized at all levels of general education. The research approach in teaching shows how the technology of forming the research culture of students in a modern school. Correlation of lessons of historical memory and project activity of students as the most important component of the research approach in training is proved. The presentation of pedagogical experience in studying the lessons of historical memory through a research approach in teaching MBOU "V. I. Peller Center of Education" of Birobidzhan district, Jewish Autonomous Region was carried out. Also in the article, the mentor reflects the experience of implementing project activities, presented in the framework of the scientific and practical conference " 85 years of the EAO. Ethnography in socio-humanitarian, natural-science education: essence, technology, prospects", organized by the education Committee of the Jewish Autonomous region, Institute of qualification increasing of pedagogical workers, Institute for complex analysis of regional problems Feb RAS, public organization "the Heritage of the Jewish Autonomous region". The article also presents a research paper that shows the result of project activities. The choice of this topic is due to the fact that the school c. The birdhouse of the Birobidzhan district of the EAO was named after Vladimir Izrailevich Peller, a full knight of the Order of Glory, and the school received the status of the MBOU "V. I. Peller Education Center". The fate of the legendary countryman became the subject of research. Official website of MBOU "V. I. Peller Center of Education" http://ptichnik.com.

Текст научной работы на тему «ОТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ К УРОКАМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ»

Теория, методика и организация социально-культурной деятельности Theory, methodology and organization of socio-cultural activities

Научная статья

УДК 371.39

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-1-85-107

ОТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ К УРОКАМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Файн Татьяна Анатольевна

Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников» Еврейская автономная область, г. Биробиджан, Россия ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1549-3931 e-mail: obliuu@yandex.ru

Тястова Светлана Владимировна

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования имени полного кавалера ордена Славы Владимира Израйлевича Пеллера" Биробиджанского муниципального района

Еврейской автономной области Еврейская автономная область, г. Биробиджан, Россия ORCID iD https://orcid.org/0000-0001-8185-9607

e-mail:

Нетесаная Екатерина Евгеньевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Центр образования имени полного кавалера ордена Славы Владимира Израйлевича Пеллера" Биробиджанского муниципального района

Еврейской автономной области Еврейская автономная область, г. Биробиджан, Россия ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-3042-4117 e-mail: school_ptichnik@post.eao.ru

Аннотация. В статье представлено краткое методологическое и методическое обоснование исследовательского подхода в обучении как технологической основы Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Раскрываются инструментальные возможности исследовательского подхода в обучении для обеспечения проектной деятельности в образовательном пространстве современной школы. Актуализирована метапредметность и

полифункциональность исследовательского подхода, через которые практически обеспечивается развивающий характер обучения и реализуются метапредметные связи учебной и внеурочной деятельности на всех уровнях общего образования. Исследовательский подход в обучении показывает как технологию формирования исследовательской культуры обучающихся в современной школе. Обоснована корреляция уроков исторической памяти и проектной деятельности обучающихся как важнейшей составляющей исследовательского подхода в обучении. Осуществлена презентация педагогического опыта по изучению уроков исторической памяти через исследовательский подход в обучении МБОУ «Центр образования им. В.И. Пеллера» Биробиджанского района, Еврейской автономной области. Также в статье наставником отражен опыт реализации проектной деятельности, представленный в рамках научно-практической конференции «85 лет ЕАО. Краеведение в социально-гуманитарном, естественно-научном образовании: сущность, технологии, перспективы», организаторами которой выступили комитет образования ЕАО, Институт повышения квалификации педагогических работников, Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, общественная организация «Наследие Еврейской автономной области». Также в статье представлена исследовательская работа, в которой показан результат проектной деятельности. Выбор данной темы обусловлен тем, что школе с. Птичник Биробиджанского района ЕАО было присвоено имя Владимира Израилевича Пеллера, полного кавалера ордена Славы, а школа получила статус МБОУ «Центр образования имени В.И. Пеллера». Судьба легендарного земляка стала предметом исследования. Official website of MBOU "V. I. Peller Center of Education" http://ptichnik.com/.

Ключевые слова: исследовательский подход в обучении, проектная деятельность, ФГОС ОО, уроки исторической памяти, Владимир Израильевич Пеллер

Для цитирования: Файн Т.А., Тястова С.В., Нетесаная Е.Е. От исследовательского подхода в обучении к урокам исторической памяти. Педагогика: история, перспективы 2021. Том. 4. № 1. с. 85-107 DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-1-85-107

Original article

FROM A RESEARCH APPROACH TO LEARNING TO THE LESSONS OF HISTORICAL MEMORY

Fayn Tatyana Anatolyevna Regional State Autonomous Educational Institution of Additional Professional Education

"Institute of Advanced Training of Teachers» Jewish Autonomous Region, Birobidzhan, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1549-3931 e-mail: obliuu@yandex.ru

Tyastowa Svetlana Vladimirovna

Municipal Budget Educational Institution "Center of Education named after the Full Knight of the Order of Glory Vladimir Izrailevich Peller" of the Birobidzhan Municipal District of the

Jewish Autonomous Region Jewish Autonomous Region, Birobidzhan, Russia ORCID id: https://orcid.org/0000-0001-8185-9607 e-mail: Sveta16-06@mail.ru

Netesanaya Ekaterina Evgenievna

Municipal Budgetary Educational Institution "Center of Education named after the Full Knight of the Order of Glory Vladimir Izrailevich Peller" of the Birobidzhan Municipal

District of the Jewish Autonomous Region Jewish Autonomous Region, Birobidzhan, Russia ORCID id:https://orcid.org/0000-0002-3042-4117 e-mail: school_ptichnik@post.eao.ru

Abstract. The article presents a brief methodological and methodological justification of the research approach in teaching as a technological basis of the Federal State Educational Standard of General Education. The article reveals the instrumental possibilities of the research approach in teaching to ensure project activities in the educational space of a modern school. The metasubject and polyfunctionality of the research approach are actualized, through which the developing nature of training is practically ensured and metasubject connections of educational and extracurricular activities are realized at all levels of general education. The research approach in teaching shows how the technology of forming the research culture of students in a modern school. Correlation of lessons of historical memory and project activity of students as the most important component of the research approach in training is proved. The presentation of pedagogical experience in studying the lessons of historical memory through a research approach in teaching MBOU "V. I. Peller Center of Education" of Birobidzhan district, Jewish Autonomous Region was carried out. Also in the article, the mentor reflects the experience of implementing project activities, presented in the framework of the scientific and practical conference " 85 years of the EAO. Ethnography in socio-humanitarian, natural-science education: essence, technology, prospects", organized by the education Committee of the Jewish Autonomous region, Institute of qualification increasing of pedagogical workers, Institute for complex analysis of regional problems Feb RAS, public organization "the Heritage of the Jewish Autonomous region". The article also presents a research paper that shows the result of project activities. The choice of this topic is due to the fact that the school c. The birdhouse of the Birobidzhan district of the EAO was named after Vladimir Izrailevich Peller, a full knight of the Order of Glory, and the school received the status of the MBOU "V. I. Peller Education Center". The fate of the legendary countryman became the subject of research. Official website of MBOU "V. I. Peller Center of Education" http://ptichnik.com.

Keywords: research approach in teaching, project activity, Federal State Educational Standard of Higher Education, lessons of historical memory, Vladimir Peller

For citation: Fayn T.A., Tyastova S.V., Netesanaya E.E. From the Research approach in teaching to the lessons of historical Memory. Pedagogy: History, Prospects (Appendix) 2021. Vol.4. no. 1. C. 85-107 DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-1-85-107

К данной статье в качестве приложения представлена исследовательская работа «Он пахарем был и поэтом...», в которой Нетесаная Екатерина Евгеньевна, учащаяся 9 класса показала результат своей проектной деятельности, отражённый на V региональной научно-исследовательской конференции «85 лет ЕАО. Краеведение в социально-гуманитарном, естественно-научном образовании: сущность, технологии, перспективы». В настоящее время Екатерина - ученица 11 класса МБОУ «Центр образования им. В.И. Пеллера» Биробиджанского района Еврейской автономной области.

В современном образовании метод проектов как педагогическая технология успешно реализуется при изучении различных дисциплин, во внеклассной и кружковой работе на всех уровнях образования; находит свое отражение в научных изысканиях многих педагогов (А.И.Бондаренко, Е.Н. Землянская, Н.В. Иванова, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко и др.). Вопросу методического сопровождения по организации и реализации проектов на уроках литературы посвящена практико-ориентированная монография «Метод проектов на уроке литературы в школе гуманитарного профиля» [1], в которой представлены поливариантные содержательно-технологические решения эффективной учебной и внеурочной проектной деятельности.

Согласно ФГОС второго поколения основным подходом в современном образовании является системно - деятельностный подход, которому предписана методологическая основа федерального государственного образовательного стандарта во всех сопровождающих нормативно-правовых документах.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Смыслом системно-деятельностного подхода выступает активная деятельность обучающихся, когда она (деятельность) мотивированная, осознанная, поисково-творческая обеспечивает личностное саморазвитие в учебной и внеурочной деятельности. Проектная деятельность при этом выступает важнейшим вариантом творческой, продуктивной, поисково-исследовательской деятельности обучающихся.

Учебно-исследовательская деятельность в содержании урока - это всегда постановка проблемы; выдвижение гипотез; выбор способа проверки гипотезы; действия, направленные на проверку гипотезы; подготовка полученных результатов к анализу; анализ, обобщение результатов; вывод (подтверждение или опровержение гипотезы). Проектная деятельность на уроках направлена на проектирование, а метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Всякого рода ученическое исследование (учебный проект) включает ряд этапов, в числе которых обязательными являются следующие: 1) определение

темы исследования, ее формулировка; 2) выделение вопросов, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему; 3) составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению; 4) изучение литературы (конспектирование отдельных положений, составление тезисов, аннотаций, рецензий); 5) сбор фактического материала. Рекомендуется при организации ученических исследований учитывать, что последний этап, то есть сбор фактического материала, имеет свои особенности при проведении исследования по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов, что обусловлено спецификой каждого предмета. Ученическое исследование по предмету гуманитарного цикла требует широкого изучения первоисточников, привлечения архивных данных и краеведческих материалов.

Одним из характерных признаков поисково-творческой (проектной) деятельности, организацию которой предполагает исследовательский подход в обучении, является научное предвидение, проявляющееся у школьника в умении увидеть проблему, выдвинуть гипотезу ее решения, систематизировать и обобщить данные и на этой основе сформулировать выводы, подтверждающие правомерность гипотезы или аргументированное опровержение ее.

В современных условиях модернизации российского образования содержательно-технологическая корреляция федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) и исследовательского подхода в обучении как технологической основы ФГОС не вызывает сомнений. Это описано ранее в авторских научных публикациях, когда обязательным элементом (компонентом) основной образовательной программы (ООП ООО) основного общего образования, в соответствии с требованиями новых стандартов, является программа проектной и учебно-исследовательской деятельности, реализация которой способствует позитивной социализации школьников и достижению качественных образовательно-воспитательных результатов, в том числе личностных и метапредметных.

Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов [2].

Важнейшим средством организации поисковой деятельности обучающихся выступает исследовательский подход в обучении, способствующий расширению интеллектуального кругозора, формированию положительной мотивации учения и образования, обеспечивающий будущую позитивную социализацию детей. В соответствии с ФГОС ОО целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути. Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности неизбежно ретранслируется на многообразие задач, в ряду которых особо значимыми выступают: приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, способах поиска необходимой для исследования информации, о способах обработки результатов и их презентации;

овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной; освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной; выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности; разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов; создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей; создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.

Основным ресурсом эффективной социализации обучающихся, воспитанников в образовательных организациях выступает, поэтому, готовность к учебно-исследовательской и проектной деятельности, главным результатом которых является исследовательская культура и проектные компетентности. ФГОС ОО в части учебно-исследовательской и проектной деятельности формулирует ожидаемые результаты, когда выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие математические методы и приемы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

ФГОС ОО в части учебно-исследовательской и проектной деятельности формулирует также как ожидаемые результаты, когда выпускник получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать такие математические методы и приемы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование; использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск

исторических образцов; использовать некоторые приемы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Очевидно, что цели и задачи ФГОС ОО необходимо и возможно реализовать как в учебной работе, так и посредством внеурочной деятельности через практическое применение исследовательского подхода в обучении. Под исследовательским подходом в обучении следует понимать такую организацию учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на уроке, возбуждение у школьников познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально значимых мотивов учения и образования, а также исследовательской культуры обучающихся. Основу такой организации учебного процесса составляет: применение методов научного познания и методов соответствующей науки, истории и современного состояния науки в процессе изучения каждого учебного предмета; актуализация внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей и их реализация в учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности; единство учебной и внеучебной работы по предмету.

Неоднократно в моих авторских работах рекомендуется учителю в практической деятельности учитывать, что применение исследовательского подхода в обучении предполагает: расширение и углубление содержательной стороны познавательной деятельности, что практически достигается введением в содержание учебного материала конкретного урока или системы уроков методов соответствующих наук. Это позволяет подводить учащихся к пониманию современных методов науки и научного познания, что способствует развитию интереса к процессу научного поиска и формированию исследовательской культуры обучающихся.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

- во введении общих и частных методов научного познания в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

- в организации учебной и внеучебной научнообразовательной, поисково-творческой деятельности;

-в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;

-в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

- в изменении характера взаимоотношений «учитель - ученик - учащиеся» в сторону сотрудничества.

Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению иприменению знаний

Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования актуализирует роль продуктивных технологий, обеспечивающих эффективность учебно-воспитательного процесса и формирование компетентностей школьников. Доказано, что исследовательский подход в обучении, не являясь универсальным педагогическим средством, выполняет многие задачи по развитию творческого потенциала детей, тем самым способствуя достижению государственной задачи по формированию нового поколения конкурентоспособных специалистов на основе качественного школьного знания.

В соответствии с ФГОС ОО целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути [3].

Показано ранее, что метапредметность и полифункциональность исследовательского подхода обеспечивают развивающий характер обучения и практически реализуют метапредметные связи учебной и внеурочной деятельности на всех уровнях общего образования. В соответствии с ФГОС ОО целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности неизбежно ретранслируется на многообразие задач, в ряду которых особо значимыми выступают: приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности, способах поиска необходимой для исследования информации, о способах обработки результатов и их презентации; овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной; освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной; выявление образовательного запроса обучающихся, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности; разработка системы проектной и исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы;

разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей; создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.

В педагогической практике учебно-исследовательская и проектная деятельность реализуется на основе принципов метапредметности, интегральности, непрерывности, межпредметности. При этом интегральность рассматривается как объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках, содействуют при этом повышению успеваемости и развитию личностных качеств личности

обучающихся, в том числе устойчивых познавательных интересов и мотивов, познавательной активности и самостоятельности, саморазвитию и успешной социализации в целом. Непрерывность является процессом длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания учащихся. Межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, направлено на формирование навыков исследовательского труда. Ожидаемые по ФГОС ОО результаты кратко раскрывают содержание и структуру исследовательской культуры [4].

Данная авторская позиция, её положения уже представлены и обоснованы в научных публикациях автора. Ситуация в сфере образования дополнительно актуализирует необходимость подготовки обучающихся и воспитанников, выпускников современной школы к социальному, профессиональному, жизненному самоопределению в современных экономических реалиях, в условиях проектного управления. Основным ресурсом эффективной социализации обучающихся, воспитанников в образовательных организациях выступает, поэтому, готовность к учебно-исследовательской и проектной деятельности, главным результатом которых является исследовательская культура. ... важно учитывать, что этот процесс (обучения началам научного исследования) представляет собой целенаправленное поэтапное формирование с учётом всех возрастных особенностей, компонентов исследовательской культуры школьника: мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия; умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; специальных исследовательских умений и навыков.

Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания и активными субъектами социальных отношений в школьном образовательном пространстве, обеспечивая формирование исследовательской культуры, выступающей ресурсным залогом успешности субъекта в профессиональном, жизненном, социальном самоопределении [4].

Особая роль в формировании метапредметных результатов обучающихся принадлежит исследовательскому подходу в обучении. Для качественной организации и реализации целей и задач ФГОС ООО по учебно-исследовательской и проектной деятельности необходимо обеспечить активное методическое, то есть тьюторское сопровождение педагогов-практиков. Важно, чтобы учителя-практики понимали сущность учебного проектирования и специфику его организации и реализации в соответствии с требованиями ФГОС ООО [5].

Учитель, обеспечивающий тьюторское сопровождение проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся, должен: тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить

перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме; выполнять функцию координатора исследовательской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов; стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов; проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации; организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специалистами по исследуемой проблематике; предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений; поощрять критическое мышление учащихся; заканчивать процесс исследовательской деятельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме; способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.

Важными механизмами организации проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся являются: создание творческой атмосферы, мотивация интереса к исследовательской, проектной, творческой деятельности; инициирование и всесторонняя поддержка поисковой, исследовательской, проектной деятельности; сопровождение исследовательской и проектной деятельности; создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов деятельности.

Прилагаемая работа школьницы отражает некоторый опыт реализации проектной деятельности, представленный в рамках научно-практической конференции «85 лет ЕАО. Краеведение в социально-гуманитарном, естественнонаучном образовании: сущность, технологии, перспективы», организаторами которой выступили комитет образования ЕАО, Институт повышения квалификации педагогических работников, Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, общественная организация «Наследие Еврейской автономной области».

С 25 по 26 апреля 2019 года в Биробиджанском Дворце культуры работа конференции проходила по шести секциям, в одной из них был представлен материал, подготовленный учащейся 9 класса. «Он пахарем был и поэтом...» -выбор данной темы обусловлен тем, что школе с. Птичник Биробиджанского района ЕАО было присвоено имя Владимира Израилевича Пеллера, полного кавалера ордена Славы, а школа получила статус МБОУ «Центр образования имени В.И. Пеллера». Судьба легендарного земляка стала предметом исследования. Прослеживается корреляция уроков исторической памяти и проектной деятельности обучающихся как важнейшей составляющей исследовательского подхода в обучении.

Исследовательская работа ученицы Екатерины Нетесаной «Он пахарем был и поэтом.» включена в приложение статье не случайно. На конференции эта исследовательская работа получила высочайшую оценку. Ученице под руководством учителя-наставника Светланы Владимировны Тястовой удалось в рамках проектной деятельности представить материалы исследования, которые, во-первых, отражают жизненный подвиг Владимира Изральевича Пеллера, и во-вторых являются результатом исследовательского подхода в обучении, который реализуется практически в данной образовательной организации.

Приложение

V региональная научно-исследовательская конференция «85 лет ЕАО. Краеведение в социально-гуманитарном, естественно-научном образовании: сущность, технологии, перспективы»

https://komobr-eao.ru/news/v-regionalnaya-nauchno-issledovatelskaya-konferentsiya-85-let-eao-kraevedenie-v-sotsialno-gumanitarnom-estestvenno-nauchnom-obrazovanii-sushhnost-

tehnologii-perspektivy .html

Тема исследовательской работы: «Он пахарем был и поэтом...»

Выполнила: Нетесаная Екатерина Евгеньевна,

учащаяся 9 класса «Б» МБОУ «Центр образования имени В. И. Пеллера» с. Птичник, 2019

Введение

Актуальность: Не так давно нашей школе было присвоено имя Владимира Израйлевича Пеллера. Почему именно он? Что мы знаем об этом человеке?

Знаем, что он был участником Великой Отечественной войны, что в его честь проводят ежегодный полумарафон, что проживал он на территории нашей области. Ну и все. Поэтому выбор темы был не случаен, мы решили подробнее узнать о судьбе знаменитого человека. Думаю, каждый ученик должен знать о трудах и подвигах того человека, чье имя носит наше учреждение.

Цель работы: изучение личности Владимира Израилевича Пеллера, судьбы знаменитого земляка.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Пеллера;

Изучить информационные источники, связанные с именем В.И.

Проанализировать полученные данные;

Показать роль деятеля, проживавшего в нашей области;

• Оформить данный материал для использования на классных часах (брошюра).

Методы исследования:

• Изучение и обобщение литературы и других источников информации;

• Анализ полученных данных.

Практическая значимость данной работы:

Данный материал может быть использован для проведения классных часов, тематических викторин, оформления стенда школы и др.

Ежегодно наша страна отмечает великий день - День Победы. Советский народ, отстоявший в Великой Отечественной войне свою свободу, был многонациональным народом. Воины разных национальностей воевали бок о бок с фашизмом на всех фронтах. В данной работе я попыталась собрать информацию о воине и труженике, дом которого был и в Сталинграде, и в дальневосточном еврейском колхозе.

Основная часть

Владимир (Фавл) Израйлевич Пеллер родился 6 сентября 1913 года в уездном местечке Ольгопольна Украине, в бедной еврейской семье. Окончил семь классов. С 13 лет работал сапожником. Обладая большой физической силой и выносливостью, он был хорошим помощником отцу, а с 16 лет начал работать. В 1930 году, в 17 лет, Владимир Пеллер записался в колхоз. Сначала пахал и сеял на лошади, а потом сел на трактор.

С 1935-го по 1938 годы служил на дальневосточной границе в Красной Армии. Уволившись в запас, Пеллер переселился в село Амурзет. Работал трактористом в колхозе «Красный Октябрь» Октябрьского района ЕАО. Через полгода, после начала работы в колхозе «Красный Октябрь», был единогласно избран на пост председателя колхоза (1938 год)

В 1941 г., когда началась Великая Отечественная война, Пеллер отказался от брони, заявив в райкоме:

Мое место там, на фронте. Не могу оставаться здесь, когда фашисты топчут родную землю.

Не ожидая повестки, Владимир Пеллер явился в военкомат и попросил поскорее отправить его в действующую часть.В августе сорок первого года Владимир Израйлевич в составе Северо-Западного фронта, действующего на ленинградском направлении, принял своё первое боевое крещение. Здесь шли тяжёлые оборонительные бои наших войск против опытного и сильного противника, обладавшего большим превосходством в живой силе и технике. Здесь Владимир Пеллер испил полную чашу горечи отступления. Полк, в котором он воевал, в течение многих дней героически держал оборону на подступах к Одессе. Под Одессой красноармеец Пеллер был ранен.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие знают про «Дом Павлова», прославившийся мужеством его защитников. А вот о том, что и Дом Пеллера был, в школьных учебниках не написано. Мало кому известно, что в Сталинграде был «дом Пеллера», обыкновенный трёхэтажный каменный дом. Но этому дому суждено было стать ареной жестоких схваток советских солдат с фашистами. Больше недели ушло на то, чтобы овладеть домом - комната за комнатой, коридор - за коридором, этаж -за этажом. И почти две недели удерживали трехэтажную "крепость". Когда кончились патроны, схватывались врукопашную. Ворвавшись в одну из комнат, Пеллер увидел перед собой четырех немцев. А когда через несколько минут подоспели товарищи - немцев уже не было.

- Куда ты их подевал? - спросил один из бойцов.

- Какое это имеет значение, - ответил за Пеллера другой боец и добавил в "пеллеровской" манере: "Если они тебя так интересуют, можешь поискать во дворе. Он их туда выкинул". На физическую силу Владимир никогда не обижался. О подвиге Пеллера и его боевых товарищей подробно написала армейская газета «Суворовский натиск».

Тяжёлое ранение в живот Владимир Пеллер получил на окончательном этапе разгрома

окружённой армии

Паулюса 20-го декабря 1942 года. Защитника Сталинграда отправили в

тыловой Случайно известно, тяжёлого

госпиталь. ему стало что ввиду ранения его,

пеллер е.и.

Владимира Пеллера, собираются комиссовать подчистую. Он потерял покой, мысли одна другой тяжелей не покидали его голову. Владимир рвался к своим боевым товарищам. И это его желание ещё в большей мере подстегнуло письмо, полученное с фронта от командира 210-го гвардейского стрелкового полка Воронкина: «... я уже не дождусь, когда ты вернёшься к нам. И хлопцы твои тоже не дают мне спокоя, переживают, как бы ты не попал в другую часть... Есть для тебя приличная работа: командир разведвзвода. Мне советовали других кандидатов, но сердце не лежит отдавать этот взвод в чужие руки. И хлопцы тоже за тебя хлопочут...».

К великой радости Владимира его опасения по поводу отправки домой, оказались напрасными. Проводить Пеллера на

фронт пришёл медперсонал госпиталя, все, кто приложил свои руки и теплоту души, чтобы он, Владимир, был, как прежде, здоров. Впереди для фронтовика была Курская битва.7 июля 1943 года в жестокой схватке он был ранен - в голову.

28 апреля 1944 года у деревни Гора в Псковской области гвардии старшина Пеллер Владимир Израйлевич с группой бойцов пробрался к гитлеровскому дзоту, который забросал противотанковыми гранатами, ликвидировав пулемёт с его расчётом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июня 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками награждён орденом Славы 3-й степени.

25 июля 1944 года в бою за высоту у населённого пункта Жагишки (Литва) под артиллерийским огнём гитлеровцев доставлял бойцам боеприпасы. В критический момент, заменив раненого командира взвода, Владимир Израйлевич поднял советских солдат в атаку. В этом бою старшина был контужен, но остался в строю. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 октября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками награждён орденом Славы 2-й степени.Разведрота под командованием Владимира Пеллера была отмечена благодарностью за освобождение Советской Прибалтики.

Мало кто знает, что в Прибалтике ещё при жизни Владимира Израйлевича был открыт музей Пеллера.

17-19 сентября 1944 года в бою юго-западнее латвийского города Добеле старшина Владимир Пеллер своевременно обеспечивал бойцов роты боеприпасами и продуктами питания. В этом бою он был ранен, но продолжил выполнять задание, чем способствовал отражению четырёх контратак противника.

Два ранения: одно под Одессой, другое под Сталинградом; тяжелая контузия под Витебском; восемнадцать взятых в плен языков, в том числе четыре офицера. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками Владимир Пеллер награждён орденом Славы 1-й степени, став кавалером трёх орденов Славы.

День Великой Победы Владимир Пеллер встретил на земле Восточной Померании. Тысяча с лишним фронтовых «рабочих» дней Пеллера вмещают многое...

В выписке из приказа по войскам Прибалтийского военного округа (по личному составу) от 28 апреля 1946 г. за № 0926 говорится: «В соответствии с положением о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА от 22 сентября 1945 года, увольняется из кадров Красной Армии в запас по ст. 43 (по возрасту) начальник ПФС 210 гвардейского стрелкового полка 71 гвардейской стрелковой дивизии младший лейтенант Пеллер Владимир Израилевич. Направляется на учёт в Сталинский РВК г. Биробиджан».

После демобилизации Владимир Пеллер пошёл учиться на курсы председателей в г. Биробиджане. В Амурзет вернулся спустя год после окончания войны, и

то, что он застал в колхозе «Ройтер Октябрь», с болью отозвалось в его сердце. Хозяйство пришло в упадок, сельчане еле как сводили концы с концами, поэтому гулять долго фронтовику не дали. Зная его довоенную работу на посту председателя, колхозники единодушно вновь избрали его своим председателем. Какой радостью было наполнено все его существо, что он вновь вернулся к мирным земным делам, к земле, по которой тосковали его руки, к высокому доверию, оказанному сельчанами. За три года его работы в колхозе «Ройтер Октябрь» ему удалось многое сделать. Колхозная экономика пошла в гору.

В трудные послевоенные годы Пеллера В.И. не раз посылали «на прорыв» в слабые хозяйства.

С 1949 года председатель в с. Екатерино-Никольское,

с 1951 года председатель колхоза Валдгейм,

с 1956 года работал в Найфельде директором Петровского совхоза, с 1961 года в с. Дубовом - председатель колхоза «Правда».

В колхозе «Правда», после избрания на пост председателя, Владимир Из-райлевич начал большое строительство - парников, животноводческих помещений и жилых домов. Затем руководил Надежденским совхозом, а с 1962 по 1974 годы - колхозом «Заветы Ильича» в с. Валдгейм.

Под его руководством находилось крупное хозяйство: четыре села, тысяча гектаров пашни, сотни разных машин, большое количество скота. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1966 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии сельскохозяйственного производства, председателю колхоза «Заветы Ильича» Биробиджанского района Еврейской автономной области Владимиру ИзрайлевичуПеллеру присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».

Жизнь людей стала заметно улучшаться, и полновеснее стал трудодень. Во всем величии его удивительный талант организатора сельского производства

раскрылся на посту председателя объединённого колхоза «Заветы Ильича». В этой должности он бессменно проработал в течение 12 лет.

Об успешных делах первого в автономии колхоза-миллионера «Заветы Ильича» народная молва достигла «до самых, до окраин». На имя председателя колхоза с просьбой принять на работу в преуспевающее хозяйство шли письма от людей, проживающих в различных республиках Союза.

Владимир Израйлевич не без гордости за колхоз читал эти письма. Он словно был рождён, чтобы творить чудеса на кормилице-земле, а она, благодарная, воздавала сторицей человеку за его упорный самоотверженный труд. И не случайно в результате такого доблестного труда были такие высокие показатели, за которые колхоз неоднократно награждали. В 1976 году колхоз «Заветы Ильича» занесли на Всероссийскую доску Почёта.

(Улица Центральная в колхозе "Заветы Ильича"с. Валдгейм, ЕАО)

Владимир Израйлевич не имел специального образования, ни даже общего среднего. О недостатке систематического образования он очень жалел. Очень часто ратовал за новое, передовое в сельском хозяйстве. А убедившись в достоинствах новшества, всеми силами и средствами добивался осуществления. При его участии внедрялись высокоурожайные сорта овощей и зерновых.

В 1974 году Владимир ИзрайлевичПеллер последний раз отчитывался перед колхозным собранием о проделанной работе и в конце отчёта высказал

просьбу освободить его от должности руководителя колхоза по состоянию здоровья. 25 декабря 1978 года стало последним днем жизни Владимира Пеллера, сказались фронтовые раны. Перестало биться могучее сердце этого удивительного, неординарного человека, чья яркая жизнь - пример служения народу. Похоронен на кладбище села Валдгейм Биробиджанского района.

Прямой и решительный, не признающий авторитетов, в быту Владимир Израйлевич был скромен, капиталов не нажил, детей своих воспитал в любви и строгости, к славе был равнодушен, наградами не щеголял, звезду героя носил, но не всегда. Владимиру Пеллеру присвоено звание «Почётный гражданин Еврейской автономной области».

28 июня 2002 года в Валдгейме на митинге, приуроченном к 60-летнему юбилею Биробиджанского района и открытию мемориальной доски в память о знаменитом земляке, дочь В.И. Пеллера Анна Владимировна Гуршпан сказала: «Я очень благодарна вам, дорогие земляки, за память о моём отце. Ведь человек жив, пока жива память о нём».

В области больше 35 лет проводится международный легкоатлетический 20-ти километровый полумарафон имени В.И. Пеллера, в котором принимают участие спортсмены различного возраста из регионов Дальнего Востока и Забайкалья. Победителям забега вручают кубок имени Владимира Пеллера.

В 2013 году в честь полного кавалера ордена Славы Владимира ИзрайлевичаПеллера была названа новая улица в городе Биробиджане.

В Валдгейме был установлен его бюст, который накануне ликвидации колхоза был перенесен в музей.

На пилонах площади Славы в г. Хабаровске и Сквере Победы в г. Биробиджане занесено его имя.

Человек непростой судьбы, Владимир Израйлевич был отважным воином и тружеником, волевым, по-крестьянски мудрым руководителем и воспитателем. Физически крепкий,разведчик в годы войны, командир роты, он был одним из героев Сталинградской битвы.

В 1979 году колхоз отмечал 50-летний юбилей. На здании правления колхоза и доме, где жил Пеллер, открыли мемориальные доски.

В 1990 году на сходе граждан прозвучало предложение о переименовании села Птичник в Пеллерово.

В 2017 средней школе села Птичник присвоено имя полного кавалера ордена Славы В.И. Пеллера.

Образ Владимира Израйлевича Пеллера — самый достойный символ воина и труженика в нашей автономии. Судьба и образ этого человека ждут своих исследователей в литературе и кинематографе. Ведь их всего восемь, полных кавалеров ордена Славы — Героев Социалистического Труда.

Председатель

Вот птицы ему и отпели, Листва на березах дрожит. Владимир ИзрайлевичПеллер

На кладбище сельском лежит. А был он разведчиком хватким, Войной занимался всерьёз. Три звездочки Славы солдатской Он с фронта в деревню принес. Иных-то судьба избалует, А слава-то призрачный дым. А он и Звезду трудовую Добавил к своим фронтовым И дело не в пролитом поте, Не в мере потраченных сил... Себя не жалея в работе. Он в ней никого не щадил. Ему было в жизни не тесно, Его по ней бурей несло. И стало всемирно известным Его небольшое село. Но главное всё же не в этом От славы своей он не млел... Он пахарем были поэтом, Воителем был на земле. Июль. Опустели покосы И жатва пришла на поля. Обильные летние росы Прольёт на могилу земля. Владимир Израйлевич Пеллер На кладбище сельском лежит. Не все ему песни отпели -Дано ему в памяти жить!

Автор - Виктор Соломатов

Заключение

Работая над проектом, изучая материалы об этом легендарном человеке, нам встретилась статья, где Анна Владимировна Гуршпан, дочь В.И. Пеллера, сказала: «Мы ходим к папе на кладбище, не забываем о нём. Но я не помню, чтобы хоть кто-то, кроме нас, родственников, положил цветок на его могилу. Даже в День Победы... Пусть всё останется на их совести». В ее словах чувствуется обида и

сожаление. Быть может, нам стоит исправить это? С этим предложением мы вышли на совет активистов нашей школьной организации ДШО «Республика МИР».

Данная работа не только помогла узнать факты из жизни знаменитого человека, но и позволила очередной раз испытать чувство гордости за наших людей, воевавших в годы Великой Отечественной войны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бренер, И. Пока жива память, жив человек : [ о Кавалере орденов Славы и Герое Соц. Труда Владимире Пеллере] / И. Бренер // Лэхаим, Биробиджан! /

И. Бренер. - Красноярск, 2007. - С 215-224.

2. Бугаенко, Е. Личное счастье Владимира Пеллера / Е. Бугаенко // На берегу Амура: к 50-летию образования Еврейской автономной области / Е. Бугаенко. -М., 1984. - С.25-35.

3. Бундюков, А. Т. Председатель: очерки о ветеране войны и труда, бывшем председателе колхоза «Заветы Ильича» - В. И. Пеллере / А. Т. Бундюков // Солдаты славы не искали / А. Т. Бундюков. - М., 1981. - С. 70-76.

4. Владимир Пеллер «Мы повторяемся в своих детях, но в новом лучшем качестве». Человек из народа // Признание в сокровенном: письма, дневники, речи замеч. дальневост.: С. Лазо, П. Постышев, А. Фадеев, В. Розов, В. Пеллер, Н. Педченко / ред. Г.С. Чечулина. - Хабаровск, 1971. - С. 228-237.

5. Герой Социалистического Труда, полный кавалер ордена Славы В. И. Пеллер // Земля, на которой я счастлив: 50 лет Еврейской автономной области / ред. Л.Б. Шапиро и др. - Хабаровск, 1984. - С. 183.

6. Гуревич, В.С. Полные кавалеры ордена Славы: Пеллер Владимир Израйлевич / В.С. Гуревич // Всё о Еврейской автономной области : справоч.-эконом. сб. /

B.С. Гуревич. - Биробиджан, 1997. - С. 136.

7. Драбкин, А.Л. Пеллер, Шика, Любовь и танк на улице Валдгейма / А. Л. Драбкин // Зачем мне это всё... : очерки и рассказы / А. Л. Драбкин. - Хабаровск, 2012. -

C. 198-204.

8. ЕАО в годы Великой Отечественной войны: [о жителях ЕАО участниках Великой Отечественной войны, в т.ч. о В. И. Пеллере] // История Еврейской автономной области : учеб.пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений ЕАО / авт.-сост. В.Г. Шведов, Б.М. Голубь, П.В. Примак, В.А. Каштанюк; отв. ред. Л. С. Гринкруг. - Хабаровск, 2009. - С. 97-100.

9. «Дом Пеллера» // Земля, на которой я счастлив: 50 лет Еврейской автономной

области / ред. Л. Б. Шапиро и др. - Хабаровск, 1984. - С. 171-172.

* * *

Представленная работа Екатерины Нетесаной раскрывает страницы истории Еврейской автономной области и напоминает всем читателям журнала «Педагогика: история, перспективы» о социальной ценности исторического наследия, носителями которого являются люди, которые жили и живут в каждом городе, селе, поселении. Их трудовые и военные подвиги должны стать основой многих уроков исторической памяти.

Наставником Екатерины являлась Тястова Светлана Владимировна -учитель русского языка и литературы МБОУ «Центр образования имени В.И. Пеллера» Биробиджанского района Еврейской автономной области.

В целом статья «От исследовательского подхода в обучении к урокам исторической памяти» вместе с приложением является примером реальной интеграции педагогической теории и практики, варианты которых, нередко ретранслируются в сфере образования Еврейской автономной области, в том числе через тьюторское сопровождение педагогических работников, методология и опыт которого могут быть представлены в будущих публикациях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Янушевский, В. Н. Метод проектов на уроке литературы в школе гуманитарного профиля : практ.-ориентир. моногр. / В. Н. Янушевский, О. А. Рождественская, Н. В. Вольская ; Департамент образования Ульян. обл., Ульян. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. - Ульяновск : ИПКПРО, 2005 (Ульяновск : Лаборатория оператив. полиграфии УИПКПРО). - 116 с.; 21 см.; ISBN 5-7432-0547-7.

2. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении - основа технологического обеспечения ФГОС ООО - Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - Академия социального управления (Москва) - № 1, 2015 - https://www.elibrary.m/item.asp?id=24357520....

3. 3. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении - инструмент обеспечения проектной деятельности в образовательном пространстве современной школы-Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием: 20-21 декабря 2018 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. -Ульяновск: ЗЕБРА, 2018. - - https://www.elibrary.m/item.asp?id=36822452

4. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении - технология формирования исследовательской культуры обучающихся в современной школе - Теория, практика и перспективы развития современной школы: коллективная монография /отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2017. -https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29934895

5. Файн Т. А. Исследовательский подход в обучении - технология развивающего обучения школьников - Теория и практика развивающего образования школьников: коллективная научная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. -Ульяновск: SIMJET, 2015. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23806180

REFERENCES

1. Yanushevsky, V. N. Method of projects at the literature lesson in the school of humanities: practice.- landmark. monogr. / V. N. Yanushevsky, O. A. Rozhdestvenskaya, N. V. Volskaya; Department of Education of the Ulyan region, Ulyan. institute of Advanced Training and Retraining. education workers. -Ulyanovsk: IPKPRO, 2005 (Ulyanovsk: Laboratory). printing of MIPKRO). - 116 p.; 21 see; ISBN 5-7432-0547-7. (In Russ.).

2. Fayn T. A. Research approach in training-the basis of technological support of FGOS LLC-Konferentsium ASOU: Collection of scientific works and materials of scientific and practical conferences. - Academy of Social Management (Moscow) -No. 1, 2015 - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24357520.... (In Russ.).

3. Fayn T. A. Research approach in teaching - a tool for ensuring project activity in the educational space of a modern school-Actual problems of modern education: experience and innovations: materials of the All-Russian scientific and practical

- 10S -

conference with remote and international participation: December 20-21, 2018 / ed. by A. Yu. Nagornov. - Ulyanovsk: ZEBRA, 2018. - -https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36822452 (In Russ.).

4. Fayn T. A. Research approach in teaching - technology of formation of research culture of students in modern school-Theory, practice and prospects of development of modern school: collective monograph / ed. by A. Yu. Nagornov. -Ulyanovsk: Zebra, 2017. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29934895 (In Russ.).

5. Fayn T. A. Research approach in teaching-technology of developing education of schoolchildren-Theory and practice of developing education of schoolchildren: collective scientific monograph / ed. by A. Yu. Nagornov. - Ulyanovsk: SIMJET, 2015. - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23806180 (In Russ.).

Информация об авторах: Файн Татьяна Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, завотделом педагогического менеджмента Областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников» (ОГАОУ ДПО «ИПКПР»). Еврейская автономная область, г. Биробиджан, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1549-3931 e-mail: obliuu@yandex.ru

Тястова Светлана Владимировна - Наставник - учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования имени полного кавалера ордена Славы Владимира Израйлевича Пеллера" Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области Еврейская автономная область, г. Биробиджан, Россия

ORCID iD https://orcid.org/0000-0001-8185-9607 e-mail:

Нетесаная Екатерина Евгеньевна - ученица 11 класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования имени полного кавалера ордена Славы Владимира Израйлевича Пеллера" Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области Еврейская автономная область, г. Биробиджан, Россия

ORCID iD:https://orcid.org/0000-0002-3042-4117 e-mail: school_ptichnik@post.eao.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Fayn Tatyana Anatolyevna - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, head of the Department of pedagogical management of The regional state Autonomous educational institution of additional professional educa-tion «Institute for advanced training of teachers» (OGAOU DPO «IPKPR»). Jewish Autonomous region, Birobidzhan, Russia

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1549-3931 e-mail: obliuu@yandex.ru

Tyastova Svetlana Vladimirovna-Mentor-teacher of Russian language and literature of the Municipal Budget Educational Institution "Center of Education named after the Full Knight of the Order of Glory Vladimir Izrailevich Peller" of the Birobidzhan Municipal District of the Jewish Autonomous Region Jewish Autonomous Region, Birobidzhan, Russia

ORCID iD https://orcid.org/0000-0001-8185-9607 e-mail: Sveta16-06@mail.ru

Netesanaya Ekaterina Evgenievna - student of 11th grade,

Municipal budgetary educational Institution "Center of Education named after the Full Knight of the Order of Glory Vladimir Izrailevich Peller" of the Birobidzhan Municipal District of the Jewish Autonomous Region Jewish Autonomous Region, Birobidzhan, Russia

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-3042-4117 e-mail: school_ptichnik@post.eao.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 05.01.2021.

Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revi-sion:

21.01.2021.

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.02.2021.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The autho declarers no con-flicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.