Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОДХОДЕ'

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОДХОДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

314
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА / САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MODERNIZATION OF EDUCATION / PROFESSIONAL RETRAINING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL STANDARD / RESEARCH APPROACH / COMPETENCE PARADIGM / SELF-DEVELOPMENT OF TEACHERS / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / SEARCH AND RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файн Татьяна Анатольевна

В статье раскрывается актуальность дополнительного профессионального педагогического образования, которое на современном этапе развития общества рассматривается как важнейший ресурс модернизации сферы образования в целом, инструмент социально-экономического развития страны и регионов. Автором раскрыты современные требования к повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических работников, профессионально-педагогическая компетентность которых выступает основным ресурсом для достижения стратегических целей Российской Федерации по вхождению отечественной сферы образования в ТОП-10 стран-лидеров, обеспечивающих через результаты образования безопасность государства и высокое качество жизни для населения страны. В статье показана взаимосвязь компетентностной парадигмы и профессионального стандарта педагога. Практическое отражение компетентностной парадигмы определяет содержание и структуру профессионального стандарта педагогических работников, в котором трудовые действия, необходимые умения и обязательные знания по всем функциям целостного педагогического процесса (обучение, воспитание, развитие) являются одновременно маркером личностного саморазвития для педагогического работника и критериальной основой для оценки (самооценки) профессионально-педагогической компетентности. Автором на основе многолетнего личного опыта научно-педагогической деятельности и исследовательской практики (отражены в научных и научно-методических публикациях), исследовательский подход представлен как технология саморазвития педагогов. На основе диссертационного исследования (1985) в научно-методический оборот введена готовность педагога к применению исследовательского подхода в обучении, описано содержание, смысл и значимость такой готовности для саморазвития педагогического работника. Приводимые результаты работы предполагают возможность и необходимость практического использования исследовательского подхода в дополнительном педагогическом образовании при реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файн Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND PROFESSIONAL RETRAINING OF TEACHERS IN THE RESEARCH APPROACH

The article deals with the actualization of additional professional pedagogical education, which at the present stage of development of society is considered as the most important resource for the modernization of education in General, is defined as the most important tool for the socio-economic development of the country and regions. The author reveals the modern requirements for professional development of teachers, professional-pedagogical competence which is the main resource to achieve the strategic objectives of the Russian Federation to join the national scope of education in the TOP 10 of the leaders in providing through the creation of state security and a high quality of life for the population. The article shows the relationship between the competence paradigm and the professional standard of a teacher, when the practical reflection of the competence paradigm determines the content and structure of the professional standard of teaching staff, in which labor actions, necessary skills and mandatory knowledge of all functions of the integral pedagogical process (training, education, development) are both a marker of personal self-development for a teacher and a criteria basis for assessing (self-assessment) professional and pedagogical competence. The author presents the research approach as a technology of self-development of teachers based on long-term personal experience of scientific and pedagogical activity and research practice (reflected in scientific and methodological publications). On the basis of the dissertation research (1985), the teacher's readiness to use the research approach in teaching is introduced into scientific and methodological circulation, the content, meaning and significance of such readiness for the self-development of a teacher are described. The results of the work suggest the possibility and necessity of practical use of the research approach in additional pedagogical education in the implementation of additional professional programs of professional development and professional retraining of teachers.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОДХОДЕ»

Теория и методика профессионального образования Theory and methodology of professional education

Научная статья

УДК 377.8

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-73-84

Файн Татьяна Анатольевна

Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников» (ОГАОУ ДПО «ИПКПР») Еврейская автономная область, г. Биробиджан, Россия ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1549-3931 e-mail: obliuu@yandex.ru

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПОДХОДЕ

Аннотация: В статье раскрывается актуальность дополнительного профессионального педагогического образования, которое на современном этапе развития общества рассматривается как важнейший ресурс модернизации сферы образования в целом, инструмент социально-экономического развития страны и регионов. Автором раскрыты современные требования к повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических работников, профессионально-педагогическая компетентность которых выступает основным ресурсом для достижения стратегических целей Российской Федерации по вхождению отечественной сферы образования в ТОП-10 стран-лидеров, обеспечивающих через результаты образования безопасность государства и высокое качество жизни для населения страны. В статье показана взаимосвязь компетентностной парадигмы и профессионального стандарта педагога. Практическое отражение компетент-ностной парадигмы определяет содержание и структуру профессионального стандарта педагогических работников, в котором трудовые действия, необходимые умения и обязательные знания по всем функциям целостного педагогического процесса (обучение, воспитание, развитие) являются одновременно маркером личностного саморазвития для педагогического работника и критериальной основой для оценки (самооценки) профессионально-педагогической компетентности. Автором на основе многолетнего личного опыта научно-педагогической деятельности и исследовательской практики (отражены в научных и научно-методических публикациях), исследовательский подход представлен как технология саморазвития педагогов. На основе диссертационного исследования (1985) в научно-методический оборот введена готовность педагога к применению исследовательского подхода в обучении, описано содержание, смысл и значимость такой готовности для саморазвития педагогического работника. Приводимые ре-

зультаты работы предполагают возможность и необходимость практического использования исследовательского подхода в дополнительном педагогическом образовании при реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников.

Ключевые слова: модернизация образования; профессиональная переподготовка; повышение квалификации; профессионально-педагогический стандарт; исследовательский подход; компетентностная парадигма; саморазвитие педагогов; профессионально-педагогическая компетентность; поисково-исследовательская компетентность.

Для цитирования: Файн Т.А. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников при исследовательском подходе Педагогика: история, перспективы. 2020. Том. 3 № 5. C. 73-84 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-73-84

Original article

Fayn Tatyana Anatolyevna

Regional state Autonomous educational institution of additional professional education «Institute of advanced training of teachers» (OGAOU DPO «IPKPR») Jewish Autonomous region, Birobidzhan, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1549-3931 e-mail: obliuu@yandex.ru

PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND RETRAINING OF TEACHERS WITH A RESEARCH APPROACH

Abstract: The article deals with the actualization of additional professional pedagogical education, which at the present stage of development of society is considered as the most important resource for the modernization of education in General, is defined as the most important tool for the socio-economic development of the country and regions. The author reveals the modern requirements for professional development of teachers, professional-pedagogical competence which is the main resource to achieve the strategic objectives of the Russian Federation to join the national scope of education in the TOP 10 of the leaders in providing through the creation of state security and a high quality of life for the population. The article shows the relationship between the competence paradigm and the professional standard of a teacher, when the practical reflection of the competence paradigm determines the content and structure of the professional standard of teaching staff, in which labor actions, necessary skills and mandatory knowledge of all functions of the integral pedagogical process (training, education, development) are both a marker of personal self-development for a teacher and a criteria basis for assessing (self-assessment) professional and pedagogical competence. The author presents the research approach as a technology of self-development of teachers based on long-term personal experience of scientific and pedagogical activity and research practice (reflected in scientific and methodological publications). On the basis of the dissertation research (1985), the teacher's readiness to use the research approach in teaching is introduced into scientific and methodological circulation, the content, meaning and

significance of such readiness for the self-development of a teacher are described. The results of the work suggest the possibility and necessity of practical use of the research approach in additional pedagogical education in the implementation of additional professional programs of professional development and professional retraining of teachers.

Keywords: modernization of education; professional retraining ; professional development; professional and pedagogical standard; research approach; competence paradigm; self-development of teachers; professional and pedagogical competence; search and research competence.

For citation: Fayn T.A. Professional development and professional retraining of teachers in the research approach Pedagogy: history, prospects. 2020. Vol. 3. No. 5. P. 73-84 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-73-84 (InRuss.)

В современных социально-экономических обстоятельствах Российской Федерации приоритетность сферы образования чрезвычайно необходима. Государственная образовательная политика закреплена во многих нормативно-правовых актах и подтверждена в национальном проекте «Образование», а также в разнообразных целевых программах [1; 2].

Анализ исследований и публикаций по тематике данной статьи показывает, что до сих пор существует проблема недостаточной обеспеченности предприятий страны квалифицированными кадрами рабочих и специалистов. Эта проблема обусловлена многими причинами, в числе которых снижение уровня школьного образования и уровня подготовки специалистов в вузах и других учебных заведениях. О.В. Фетисова, В.В. Шеховцев анализируют специфику дополнительного профессионального образования в современной России, подтверждают сложившуюся тенденцию, отражают обобщённую исследовательскую позицию. Большинство выводов актуализируют роль системы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), которое позволяет повысить уровень подготовки специалистов до необходимого уровня [3].

Многообразие современных мер и условий по развитию этой важнейшей приоритетной сферы, обеспечивающей качество и безопасность жизни граждан Российской Федерации, предполагает достижение таких образовательно-воспитательных результатов на каждом уровне образования, при которых возможно вхождение России в Т0П-10 стран-лидеров мирового сообщества по качеству образования и технологическому продвижению [4].

Аксиоматично, что ДПО превращается в отдельное направление образования, объем которого значимо растет и определяет образовательную траекторию каждого обучающегося, каждого гражданина страны от образования на всю жизнь - к образованию через всю жизнь [5; 6].

Новые вызовы системе ДПО детерминированы всё возрастающими требованиями к педагогическим работникам и к результатам образования на всех его уровнях [2; 5; 6], когда уровень педагогического профессионализма педагогических работников выступает ресурсным залогом эффективности сферы образования в целом [5].

Высокая степень значимости учительского труда, деятельности каждого отдельного педагога и всего сообщества педагогических работников актуализирует роль дополнительного профессионального педагогического образования (далее -

ДППО), которое в современных условиях модернизации сферы образования в целом должно выполнять многообразие функций по методическому, психолого-педагогическому, тьюторскому сопровождению педагогических работников.

Современная государственная образовательная политика особое внимание обращает на профессионализм педагогических работников, при этом компетент-ностная модель охватывает квалификацию, связывающую практическую деятельность специалиста с предметами и объектами труда, что особо отражено в профессиональном стандарте педагога, компетентность которого является его обязательной характеристикой.

Повышение квалификации, являясь частью непрерывного образования педагогов, может и должно обеспечивать всю научную, методическую и психологическую поддержку педагогов. Важный показатель результативности повышения квалификации - темпы профессионального развития педагогов. Чем быстрее учитель становится высокопрофессиональным специалистом, мастером своего дела, тем выше качество результатов повышения квалификации.

Стратегической целью федеральной государственной политики в сфере модернизации образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Непрерывное повышение квалификации выполняет важнейшую задачу своевременного и качественного обновления профессиональных знаний.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н, определяет основные требования к педагогу, является своего рода эталоном его профессионально-педагогической компетентности.

Профессиональный стандарт педагога, наряду с трудовыми действиями и необходимыми умениями по каждой должности, определяет перечень обязательных фундаментальных понятий из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития.

Важнейшим средством совершенствования качества повышения квалификации педагогических работников является исследовательский подход в обучении, который выступает технологической основой Федерального государственного образовательного стандарта общего образования [7].

Актуальность использования исследовательского подхода к обучению учащихся обуславливает необходимость его внедрения в практику профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников [5; 6; 7; 8; 9].

Аналогия допускает перенос и реализацию возможностей исследовательского подхода к обучению на профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогических работников.

Эффективное влияние исследовательского подхода на результаты повышения квалификации проявляется в изменении позиции педагога (учителя, воспитателя, руководителя образовательной организации, педагога дополнительного образования и других), для которого функции руководителя проектов, организатора учебно-исследовательской деятельности школьников, фасилитатора, тьютора становятся не только понятными, но, самое главное, осознанными и личностно

принятыми, что непосредственно отражается на качестве образования уже в образовательных организациях.

Анализ педагогических реалий актуализирует необходимость формирования у педагогов умений устанавливать причинно-следственных связи и психолого-педагогические закономерности, развитие спосбностей к социально-педагогическому прогнозированию, что служит важнейшей предпосылкой для выстраивания ученического и педагогического индивидуального образовательного маршрута, а также основанием для создания всевозможных программ: от курсов по выбору до программ развития образовательной организации.

К функциям исследовательского подхода в профессиональной переподготовке и повышении квалификации относятся:

- воспитание познавательного интереса;

- создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких прочных и действенных знаний;

- развитие интеллектуальной сферы личности; формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;

- развитие познавательной активности и самостоятельности, то есть формирование профессионально-педагогической компетентности педагогического работника по всем составляющим психолого-педагогического сопровождения детей - обучение, воспитание, развитие.

Сущность исследовательского подхода в профессиональной переподготовке и повышении квалификации состоит: во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике); в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности; в актуализации внут-рипредметных, межпредметных и межцикловых связей; в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности; в изменении характера взаимоотношений «преподаватель - слушатель -учебная группа обучающихся» в сторону сотрудничества [7; 8].

Содержательную основу исследовательского подхода в профессиональной переподготовке и повышении квалификации составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая (проектная) деятельность, способствующая организованному усвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.

Исследовательский подход помогает обучающимся (слушателям) в ходе профессиональной переподготовки и повышения квалификации увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого, то есть помогает понимать, осознавать и принимать необходимость работы с личностью ребёнка в целом, обеспечивая целесообразное психолого-педагогическое сопровождение развития, воспитания, обучения каждого обучающегося независимо от уровня образования и типа образовательной организации.

Ведущими в составе исследовательского подхода в профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников выступают:

- индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы обучения;

- приемы и средства стимулирования учения, а также общедидактические приемы (анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация);

- выдвижение гипотез;

- перенос знаний в новую ситуацию;

- поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы;

- планирование исследования;

- оформление результатов проведенного исследования.

Очевидно, что введение исследовательского подхода в систему повышения квалификации актуализирует применение активных и интерактивных методов преподавания.

Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания при изучении и усвоении дополнительных образовательных программ ставит обучающегося педагогического (или управленческого) работника на доступном для него уровне в положение, требующее от человека не только усвоения готовых знаний, но и проведения самостоятельного исследования (познавательная деятельность педагогов и руководителей образовательных организаций при этом приближается к исследовательской деятельности ученого).

Представляется важной своевременность и научная обоснованность позиция В. С. Елагиной, которая правомерно утверждает, что «... исследовательская компетенция носит метапредметный характер по отношению к образовательному процессу и является ключевой по отношению к педагогической деятельности учителя. Метапредметный характер исследовательской компетенции проявляется в той совокупности обобщенных знаний и умений, а также в уровне развития интеллектуальных способностей ., которые позволяют им осуществлять широкий перенос сформированных методологических (исследовательских) умений на различные виды педагогической деятельности, что гарантирует успешность учителю в быстро меняющемся современном мире» [9].

Слушатели дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки - работники сферы образования при этом субъективно повторяют путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна такого учебного педагогического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил, формирования активной жизненной позиции и профессионально-педагогической компетентности педагога. Именно исследовательский подход в обучении обеспечивает слушателям программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации творческое участие в процессе познания, уводит от пассивного потребления готовой информации. Слушатели выполняют различные задания творческо-исследовательского характера, которые требуют от каждого педагогического работника активной и самостоятельной познавательной деятельности.

Социально-педагогические эффекты и влияние исследовательского подхода на результаты профессиональной переподготовки и повышения квалификации проявляются в изменении позиции педагога (учителя, воспитателя, руководителя образовательной организации, педагога дополнительного образования и других), для которого функции руководителя проектов, организатора учебно-исследовательской деятельности школьников, фасилитатора, тьютора становятся не только понятными, но, самое главное, осознанными и личностно принятыми,

что непосредственно отражается на качестве образования уже в образовательных организациях.

Эффективность образования сегодня - это:

- соответствие содержания образования, используемых образовательных технологий индивидуальным потребностям, способностям и возможностям обучающихся;

- взаимодействие педагога и обучающихся через исследовательский подход в обучении;

- совместное социально-педагогическое проектирование и успешная самореализация всех участников образовательного пространства.

Современные требования к степени (уровню) профессионально-педагогической компетентности работников образования, отражённые в профессиональном стандарте педагогической деятельности, проявляются как объективная закономерность переустройства образовательного пространства повышения квалификации как на содержательном, так и на организационно-технологическом уровнях. Организационно-технологическое сопровождение повышения квалификации педагогических кадров требует привлечения современных образовательных технологий, реализуемых в парадигме способностной педагогики на основе исследовательского подхода в обучении и гуманистическо-инновационного управления базовым педагогическим процессом.

Способностная педагогика как смыслообразующая модель организации педагогического процесса существенно изменяет функции учителя, который с позиции носителя информации, хранителя норм и традиций, пропагандиста предметно-дисциплинарных знаний в традиционной (репродуктивной, знаниевой) педагогике переходит на позицию организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся, тьютора и фасилитатора.

Важнейшим инструментом практической реализации способностной педагогики в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (далее - ДПП ПК) является исследовательский подход, обеспечивающий социально-педагогическое проектирование, которое выступает одновременно и как способ, и как результат творческой педагогической деятельности.

Как способ социально-педагогическое проектирование позволяет учителю (педагогическому работнику) организовать свою деятельность в соответствии с идеологией исследовательского подхода в обучении (творческий учитель, осуществляя исследовательский подход, корректирует при этом все компоненты учебного процесса и своей деятельности), что закономерно оказывает позитивное влияние на многие результаты целостного педагогического процесса.

Как результат социально-педагогическое проектирование выступает важнейшим содержательно-технологическим залогом, необходимым и достаточным для запуска внутренних механизмов профессионального саморазвития педагога.

Социально-педагогическое проектирование конкретного педагогического работника - характеристика его методического почерка и уровень его профессионально-педагогического мастерства. Социально-педагогическое проектирование - показатель учителя-исследователя, индикатор его деятельности, основанной на поисково-исследовательском конструировании и рефлексии. Социально-педагогическое проектирование по содержанию, мотивации, организации, технологиям выше обычного планирования.

Целеполагание и прогнозирование как основа социально-педагогического проектирования выступают проектным залогом в деятельности конкретного

учителя или образовательной организации. Понимание и принятие варианта, пути, модели развития образовательной организации (равно как и модели собственного творческого саморазвития) являются основным механизмом преодоления инерции, пусковым механизмом инициативы и творчества.

Социально-педагогическое проектирование для нас - коллектива ОГАОУ ДПО «ИПКПР» - это, с одной стороны, возможность выстраивания деятельности института в соответствии с потребностями региональной системы образования, с другой - это совершенствование повышения квалификации работников образования области на основе исследовательского подхода и региональных программ, отражающих его идеологию [7; 8].

Необходимо в процессе реализации ДПП ПК обеспечить формирование у слушателей (учителей, педагогических работников, руководителей образовательных организаций) готовности к применению исследовательского полхода, которая выступает как интегративное (внутреннее) качество личности педагога. Готовность педагогического работника к применению исследовательского подхода как поисково-исследовательская компетентность включает в единстве социально-психологический, организационно-конструктивный и дидактико-методический компоненты [9].

Социально-психологический компонент означает социальную перестройку деятельности педагогического работника в соответствии со стратегическими целями и тактическими задачами сферы образования. Это предполагает перестройку и переориентацию педагогического мышления педагога и его позиции на творческий поиск в своей деятельности и деятельности обучающихся.

Организационно-конструктивный компонент предполагает наличие у каждого учителя (педагогического работника, руководителя образовательной организации) умений по организации и конструированию своей деятельности, обязательных трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога.

Дидактико-методический компонент включает знания теории и сущности исследовательского подхода, осмысление и конструирование путей его реализации в методическом преломлении.

Очевидно, что необходимо педагогических работников через разнообразные формы учебной работы при реализации ДПП ПК знакомить с условиями эффективности исследовательского подхода.

В содержании ДПП ПК в модуле «Исследовательский подход как технология современного образования» рассматривается система мер и условия её эффективного функционирования в целом и по компонентам.

Психологическая, дидактическая и методическая подготовка учителей предполагает:

- осознание каждым учителем воспитательно-развивающих возможностей исследовательского подхода в обучении и необходимости его применения в связи с актуализацией социальной функции школы;

- активное содействие администрации и педагогического коллектива конкретной образовательной организации введению исследовательского подхода в реальный учебно-воспитательный процесс.

Широкое применение опережающих домашних заданий направлено:

- на учёт возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся, их реальных учебных возможностей и уровня обученности;

- на соответствие тематики и видов заданий содержанию изучаемого материала и интересам обучающихся;

- постепенность в усложнении характера заданий;

- систематичность в применении опережающих домашних заданий.

Дидактический анализ учебного материала ориентирует:

- на установление целей деятельности и планирование желаемых результатов;

- прогнозирование изучения учебного материала с позиций новых научных открытий;

- на наличие у учителя умений осуществлять дидактический анализ изучаемого материала с позиций исследовательского подхода.

Предварительное информирование обучающихся о предстоящем изучении темы с применением исследовательского подхода означает, что,

- информирование должно быть наглядным и достаточно информативным;

- информация должна быть предложена обучающимся на заключительном уроке по изучению предыдущей темы.

Изучение учебного материала крупным блоком направлено:

- на широкое применение лекционной формы;

- на умение учителя во вводной лекции акцентировать основные положения темы;

- умение учителя дать дидактическую интерпретацию общих методов научного познания и методов соответствующей науки применительно к изучению конкретного учебного материала;

- наличие дополнительной литературы, цифровых ресурсов для учителя и обучающихся.

Органическое сочетание различных организационных форм обучения - это:

- опережающее планирование изучения конкретной темы с определением количества часов и организационных форм;

- учёт содержания учебного материала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оптимальное сочетание организационных форм, когда более полно решаются задачи этой темы;

- достаточно высокий уровень самосознания и воспитанности обучающихся;

- высоконравственный характер внутриколлективных отношений в классе.

Применение разнообразных форм учебной работы (фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная, массовая) состоится через органическое взаимодействие всех форм учебной работы с учётом содержания учебного материала, возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся и других дидактических принципов.

Совершенствование содержания изучаемого материала через введение в него фактов из истории науки и её современного состояния требует:

- наличия у педагогических работников необходимой информации из истории науки и её современного состояния;

- умение учителя дать дидактическую интерпретацию этих данных на всех этапах учебного познания.

Изменение характера вопросов и заданий к отдельным темам курса (дидактический конструктор) направлено:

- на умение учителя переформулировать вопрос или задание не по содержанию, а по характеру познавательной деятельности;

- на достаточно высокий уровень знаний и умений обучающихся (универсальных учебных действий), необходимых им для продуктивной, поисково-творческой, проектной, учебно-исследовательской деятельности.

Организация научно-образовательной поисково-творческой деятельности на уроке и во внеучебной работе по предмету обеспечивает:

- взаимопроникновение и взаимодействие учебной и внеучебной работы по предмету;

- соответствие тематики и форм внеучебной работы по предмету по времени с содержанием материала, изучаемого на уроке.

Использование материалов ученических исследований в различных формах внеучебной работы осуществляется:

- через соответствие тематики, форм ученических исследовательских заданий, проектов содержанию изучаемого материала, практическая значимость проектов и исследовательских работ обучающихся;

- соответствие тематики ученических исследований, проектов и форм внеучебной работы реальным социально-экономическим и иным проблемам.

Исследовательский подход в повышении квалификации и профессиональной переподготовке педагогических работников применяется практически уже более 10 лет. Содержательную основу составляют предметы и модули педагогической направленности (педагогика, история педагогики и образования, теория и методика воспитания, дидактика). Общим для всех перечисленных содержательных блоков является:

- ознакомление слушателей с теорией и практикой исследовательского подхода и системой мер по его эффективной реализации;

- активное включение исследовательской и проектной компоненты в содержание учебной работы слушателей, которые приобретают в ходе повышения квалификации или профессиональной переподготовки многие знания и умения, обеспечивающие им возможность практического применения исследовательского подхода в свое практической деятельности.

Наш опыт позволяет констатировать, что при активном внедрении исследовательского подхода в образование произойдет изменение всей педагогической системы, осуществится переход к новому типу воспитания и обучения [4; 5; 6; 7; 8; 9;10; 11].Переход к идеологии исследовательского подхода в сфере дополнительного профессионального педагогического образования подразумевает под собой долгий процесс исследований, осмысления, принятия и разработок административно взвешенных и научно обоснованных решений.

Для удачной реализации этого процесса необходима опора на психолого-педагогическую теорию или даже комплекс теорий. Нужны серьезные государственные инвестиции в образование для перехода к новой модели и повышения качества дополнительного профессионального педагогического образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Постановление Правительства от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018 - 2025 гг.) - код доступа: http://governnent.ru/docs/30832/] .

2. ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» - гл. 2, ст. 20, п.3.

3. Фетисова О.В., Шеховцев В.В.Специфика дополнительного профессиональ-ного образования в современной России. - Ж.: ГуманитарийЮга России. -2017. Том 6. № 5. - С. 286 - 296. - код доступа: https://cyberleшnka.m/artide/n/spetsifika-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii

4. Двенадцать решений для нового образования. - код доступа:

5. https://drive.google.com/Шe/d/1 GxzBap9P5Ocvvk50hYTh9feJV_ELJJf/view .

6. Золотарёва А.В. Профессиональное развитие педагога: новые вызовы региональной системе дополнительного профессионального образования. -Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании.

- М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. - Ч.1. - с. 288. - с. 20 - 30.

7. Малеванов Е.Ю. Перспективы и направления развития системы дополнительного профессионального педагогического образования. - Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании. - М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. - Ч.1. - с. 288. - с. 7 - 11.

8. Файн Т.А. Компетентностная парадигма в профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров: монография. -Ульяновск: Зебра, 2016. - 97 с.

9. Файн Т.А. Технологии сопровождения одарённых и талантливых детей. -Монография / Т.А. Файн. - Германия: Saabrucken, 2015. - 86 с.

10. Елагина В. С. Формирование исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2012. - №8 (Август). - С. 26-30.

- URL: http://e-koncept.ru/2012/12102.htm.

11. Файн (Камышникова) Т. А. Исследовательский подход в обучении как средство развития у учащихся познавательной самостоятельности - необходимого качества социально активной личности. - 13 00 01. Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - Москва, МГПИ им. В. И. Ленина,1985.

- 254 с.

12. Ямбург Е.А. Гармонизация педагогических парадигм - стратегия развития образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgppu.ru /

REFERENCES

1. Government Resolution No. 1642 of December 26, 2017 «on approval of the state program of the Russian Federation «development of education» (2018 - 2025). Available at: http://governnent.ru/docs/30832/ ] .

2. Federal law-273 «on education in the Russian Federation». Chapter 2, article 20, item 3.

3. Fetisova O. V., Shekhovtsev V. V. Specifics of additional professional education in modern Russia.- Zh.: Humanities Of The South Of Russia. 2017 Volume 6 No. 5. P. 286 296. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii

4. Twelve solutions for new education. Available at:

5. https://drive.google.com/file/d/1 GxzBap9P5Ocvvk50hYTh9feJV_ELJJf/view .

6. Zolotareva A.V. Professional development of a teacher: new challenges to the regional system of additional professional education. Professional development of teaching staff in changing education. M.: FSAOU DPO APK and PPRO, 2017. Part 1. 288 p. p. 20 -30.

7. Malevanov E. Yu. Prospects and directions of development of the system of additional professional pedagogical education. Professional development of teaching staff in changing education. M.: FSAOU DPO APK and PPRO, 2017. Part 1. 288 p, p. 7 - 11

8. Fayn T. A. Competency-based paradigm in professional retraining and raising of qualification of pedagogical staff: monograph. Ulyanovsk: Zebra, 2016. 97 p.

9. Fayn T. A. models of support for gifted and talented children. - Monograph. T. A. Fayn. Germany: Saabrucken, 2015. 86 p.

10. Elagina V. S. Formation of research competence in the process of professional training of pedagogical University students. Scientific and methodological electronic journal

"Concept". - 2012. No. 8 (August). P. 26-30. Available at: URL: http://e-koncept.ru/2012/12102.htm.

11. Fayn (Kamyshnikova) T.A. Research approach in teaching as a means of developing students ' cognitive independence - the necessary quality of a socially active person -13 00 01. The dissertation on competition of a scientific degree of candidate of pedagogical Sciences. Moscow, MSPI named after V. I. Lenin, 1985. 254 p.

12. Yamburg E. A. Harmonization of pedagogical paradigms-strategy of education development. Available at: http://www.mgppu.ru /

Информация об авторе: Файн Татьяна Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, завотделом педагогического менеджмента Областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников» (ОГАОУ ДПО «ИПКПР»). Еврейская автономная область, г. Биробиджан, Россия

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1549-3931 e-mail: obliuu@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи

Information about the author: Fayn Tatyana Anatolyevna - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, head of the Department of pedagogical management of The regional state Autonomous educational institution of additional professional education «Institute for advanced training of teachers» (OGAOU DPO «IPKPR»). Jewish Autonomous region, Birobidzhan, Russia

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1549-3931 e-mail: obliuu@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript.

Статьяпоступилавредакцию / The article was submitted: 18.09.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 12.10.2020

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.10.2020

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The autho declarers no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.